Потом, оставив иудейское, опять возвращается к эллинскому: " где совопросник века сего " ? Здесь он намекает на еретиков и умозаключателей, которые до этого были острие меча, а когда явился крест, были пора­жены легче всякой глины. " … Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие " ? Опять вооружается против эллинской мудрости. Что значит: обуи (Этим словом) показал, что она глупа; и действительно (такова) она была. И их " и грехов их " и беззаконий их " не воспомяну более " (Иер. 31:34). Пророк описывает нам блеск ветхого (завета); а апостол сопоставляет тот и другой, так как он боролся с иудеями; сказав выше: " … не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " , Здесь (говорит): " … не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит " (2 Кор. 3:3, 6). 5. Некто собирал дрова в субботу, и был побит камнями (Числ. 15:32, 36). Видишь ли, как буква убивает, то есть, закон наказывал? А знаешь ли, как Дух животворит? Входит некто, исполненный множества зол - кто распутничал, хищничал, был любостяжателем, прелюбодействовал, достиг всякого порока, уже умерщвлён был грехом; берёт его благо­дать Духа в купель, - и распутника делает сыном Божиим, умерщвленного грехом рождает для жизни. Это значит: " … а дух животворит " . Как животворит? Не требуя отчета в прегрешениях, по пророку: " … прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более " . Спроси опять иудея: где так было в законе? Но он не сможет указать. И соби­равший дрова побивался камнями, и блудница сожигалась, и Моисей лишился земли обетования за один грех; а при бла­годати, совершившие неисчислимые ужасы рождаются в жизнь, вкусив крещения, и от них не требуется никакого возмездия за прегрешения. Потому и Павел говорил: " … Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего " (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Что же говорить Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? «Вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу» (Быт. 15:6; 17:5; ср. Рим. 4:9–10 и 13) — без обрезания крайней плоти. Глава 14 Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они, по своим грехам, были недостойны принять его. Пророк говорить: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу (Исх. 24:18). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской (Исх. 32:7). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завита Господня разбились». Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас (Евр. 3:5–6). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорить: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завит с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке (Ис. 42:6–7). Итак. знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасете до пределов земли: так говорит Господь Бог, Спаситель твой» (Ис. 49:6). И еще пророк говорить: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих (Ис. 41:1). Глава 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

«Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» ( Быт. 26:5 ). Заповедь о соблюдении субботы от Авраама перешла и к другим праотцам. Книга Бытия 8:10 свидетельствует, что при Ное употреблялся семидневный счет дней и, следовательно, праздновалась суббота. Книга Исход (16 гл. 23–30 ст.) также говорит, что евреи раньше Синайского законодательства праздновали субботу и проводили этот день в покое. «Помни день субботний, – говорит Господь, – чтобы святить его... день седьмой – суббота, Господу Богу твоему! не делай в оный никакого дела» ( Исх. 20:7–11 ). Слово «помни» показывает, что празднование субботы существовало и раньше, а теперь о ней лишь напоминается и внушается исполнять ее. Адвентисты указывают, что заповедь о субботе Господь даровал, человечеству не через людей, а начертал Сам на камне Своим перстом. Отсюда они различают два закона: закон Божий и закон Моисеев ( 4Цар. 21: 8 ). Законом Божиим называют тот закон, который Господь Своим перстом написал на двух каменных скрижалях и назвал их десятословием. Эти заповеди, написанные на скрижалях, по повелению Божию были положены на хранение в ковчег ( Исх. 20:1, 18–21 ). Моисей же по повелению Господню написал свои постановления в особой книге, которую назвал Второзаконием, т. е. вторым законом. Книга «Второзаконие» была положена не в самый ковчег завета, а только с правой стороны его ( Втор. 31:24–26 ). Отсюда становится совершенно ясно, что суббота была установлена исключительно для народа Израильского, как воспоминание избавления от Египетского рабства, она не была дана всем людям, а дана была только народу Израильскому. Книга Исход (31 гл. 16 и 17 сг. ст.) нам ясно говорит, что суббота была достоянием исключительно народа Израильского, а не всего человечества. Пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, пак завет вечный. Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь Небо и землю, а в день седьмой почил и покоился« (Исход.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Сыны Израилевы разошлись по своим землям и своим городам. И стали сыны Израилевы чтить чужих богов; их имена Астарта и Астароф 1108 . И [Господь] предал их в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими 18 лет. ( Нав. 24:21–22, 25–28, 29–33, 35–36 ). Вижь окаменениє жидовьско! Видвъ чюдеса Божи, держа скрижали завта Господн, но єще Моисєву и Ісусову закон єще не исъшедъшю изъ ушью вашею, прилплєшис бозхъ страньскыхъ. Поглядите на иудейское окаменение! Они видели чудеса Божии, держали скрижали завета Господня, но ещё заповеди Моисея и Иисуса не успели затихнуть в ваших ушах, как вы прилепились к богам иноплеменников. Си книгы суди Израилевы И бысть по скончании Ісусов, въпрашаху сынове Израилеви Господа, глаголюще: «кто взиде съ нами къ Хананю воєводою сщьс съ ними?» И рече Господь: «Июда възидеть; (л.171а) се дахъ всю землю въ руц єго». «КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ» 1109 «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: „Кто пойдет с нами на Хананеев воеводой сражаться с ними?” И сказал Господь: „Иуда пойдет; вот, Я дал всю землю в руки его”» ( Суд. 1:1–2 ). И суди Израилю з лтъ. И рече Июда къ Семеону, брату своєму: «взиди со мною въ жребий мой, да с счев съ ханани». И изиде Июда счьс, и дасть Господь ханани и ферз въ руц єго, и изби въ Везоц ,,а тысщю мужь, Адонивезоку царю руц и ноз оскоша. Рече же Адонивезокъ: «о царемь руц и ноз оскохъ, и сбирахутьс подъ трпезою моєю; ко же азъ створихъ, тако и възда ми Богъ». Он судил Израиль 7 лет. «И сказал Иуда Симеону, своему брату 1110 : „Войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями”. И пошёл Иуда воевать, и Господь предал в его руки хананеев и ферезеев, и он убил их тысячу человек в Везеке, а царю Адони-Везеку 1111 они отсекли руки и ноги. Адони-Везек сказал: „Я семидесяти царям отсек руки и ноги, и они собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог”. И воєваша сынове Июдини на Иєрусалимъ, и взша и, и скоша и мечемь, и градъ запалиша огнемь. И посемь иде Июда съ братомь своимь Семеономь изби ханана, живуща въ Сефец. И бше Господь съ Июдою, и притъ гору, ко же не взмогоша же прити живущии въ раздолии. И даша Халеву Хевронъ, ко же б глаголаъ Моиси, и причасти тол г грады сыновъ Енаковъ (л.171б) и изгна туду сыны Енаковы. Ес, живуща въ Иєрусалим, не изгнаша же бо ихъ сынове Веньмини, но живху съ ними въ Иєрусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Пророк говорит: «… Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу 164 . И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 165 ; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «… Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской» 166 . Моисей узнал, что они опять отлили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились». И так Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель 167 ; а нам сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 168 исполнилась, и мы сделавшись через Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы явлением Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить себе народ святой. Так пророк говорит: «… Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» 169 . И так знайте, от чего мы искуплены 170 . Пророк еще говорит: «… вот я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , спаситель Твой» 171 . И еще пророк говорит: «… Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» 172 . Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу Далее, и о субботе написано в десяти словах 173 , которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицем к лицу: «… и освящайте субботу Господню – руками чистыми и сердцем чистым» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета. Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал способными служить великому божественному сему делу, — Новому Завету. Не буквы, но духа. И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук. Потому что буква убивает, а дух животворит. Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Числ.15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно. Показав выше различие между Новым и Ветхим Заветом, которое состоит в том, что последний пишется чернилами, а первый Духом, тот — на камнях, а этот — на сердцах, также что последний убивает, а первый животворит, теперь хочет показать, что и слава Евангелия больше. Поскольку же закон имел ощутительную славу, то есть славу в лице Моисея, а Новый Завет имеет славу мысленную, которой никто не видит чувственно, то показывает превосходство евангельской славы посредством умозаключения, говоря, что закон был служителем смерти. Не сказал: виновник смерти, чтобы не дать повода еретикам, но: служитель. Ибо виновник смерти был грех, а закон подверг наказанию. Кроме того, закон был только буквой и не подавал подвизающимся никакой помощи, как подает крещение, но возлагал еще неизгладимые наказания. Ибо этот служитель смерти был начертан на камнях. Если, таким образом, закон при таком свойстве своем был так славен, то во сколько более имеет славы благодать, которая несравненно превосходит его? Что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей. Прикровенно обвиняет иудеев. Они, говорит, были так грубы, что не могли взирать даже на чувственную славу. Не сказал, что закон и скрижали имели славу, но лице Моисееве; ибо прославлен был Моисей, а не скрижали закона. Но и самую славу Моисея уничтожает, называя ее преходящей. Заметь, однако, что не назвал ее худой, но имеющей конец и перестающей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33. 12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1. 1-28): «среди тебя - Святой» (Ос 11. 9). Освящение должно поддерживать завет с Израилем, так же как и народ израильский в Мериве является объектом проявления святости со стороны Яхве, когда он получает воду, несмотря на противление, оказанное Ему (Числ 20. 13). Все деяния на пользу Израиля являются проявлениями Его святости. Связь между святостью и заветом проявляется в титуле «Святой Израилев», по преимуществу встречающемся у прор. Исаии (14 раз в 1-й части и 16 раз во 2-й части книги). Обращение «Святой Израилев» не означает, что Святой принадлежит Израилю. Яхве - Святой Израилев не потому, что он посвящен Израилю, но потому, что Он Сам (по)святил Израиль Себе, и Израиль свят лишь в силу этого посвящения Яхве. У прор. Осии говорится: «среди тебя - Святой» (      Ос 11. 9), и у прор. Иезекииля: «Святой в Израиле» (     - Иез 39. 7). Эта связь, основанная на избрании, подразумевает, что святость, целью к-рой является Израиль, может обратиться и против него, а в нек-рых обстоятельствах в ходе истории Божественная святость была для Израиля проявлением суда. «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис 10. 17). Наименование Бога «Святой Израилев» означает прежде всего то, что Яхве остается близко к Израилю. «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57. 15). Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Святость есть то, что представляет Яхве как Бога, но в то же время Святой Израилев - это Тот, Кто подает Свое слово (Ис 5. 24; 30. 12, 15), Тот, Кто всегда готов прийти на помощь (Ис 31. 1-2; 37. 23; 41. 10 сл.), Чьи благословения настолько очевидны, что язычники будут восклицать: «У тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис 45. 14). Ассоциация термина «святой» с терминами   (спаситель - Ис 43. 3) и   (искупитель - 43. 14; 47. 4; 48. 17; 49. 7) равно хорошо иллюстрирует коммуникативный характер святости. Если Бог -   т. е. близкий родственник, исполняющий право выкупа (искупления), то это означает, что Святой, несмотря на расстояние, отделяющее Его от твари, близок к Своему народу, находится с ним в ближайших отношениях: святость и ревность составляют содержание имени Яхве: «Он Бог святый, Бог ревнитель» (Нав 24. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Скрижали свидетельства или свидения, тоже значит, что скрижали заповедей. Свидением или свидетельством называются заповеди Господни, потому что они свидетельствуют или показывают, как надобно жить, чтобы благоугодить Богу. 5. Превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну. «А над ним Херувимы славы, осеняющие очистилище, о чем не нужно теперь говорить много». «А над ним», т.-е. над ковчегом завета, «Херувимы славы.» Изваяния Херувимов сделаны были из золота Они осеняли покров ковчега; поставленные по сторонам его, они преклоняли к ковчегу и друг к другу свои лица и крыла. Эти изваяния названы Херувимами славы, потому что изображали всемогущество и величие Бога, являвшего здесь свое присутствие особенным образом. «Осеняющие очистилище». Вышеупомянутый покров ковчега, сделанный из чистого золота, называется очистилищем. Он был престолом благодати, с которого Бог благоволил принимать поклонение и являть Свою волю, как написано в книге Исход: «Я буду являться тебе там (сказал Господь Моисею), и говорить с тобою над крышею (это покров ковчега), из среды двух Херувимов, которые над ковчегом свидетельства о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам израилевым» ( Исх.25,22 ). «О чем не нужно теперь говорить много». О вышеупомянутых предметах Апостол не нашел нужным теперь говорить подробнее, так как этого не требовала цель его послания. Таким замечанием, может быть, он указал на то, что все вышеозначенные предметы имеют духовное знаменование, которое мог бы он раскрыть подробно, если бы это соответствовало его цели. 6. Сим же тако устроенным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы службы совершающе. «При таком устройстве, в первую скинию всегда входили священники, совершать богослужение». «При таком устройстве» скинии, то-есть, так как скиния разделялась на две части, то и самые действия богослужения также были двух видов: один вид богослужения принадлежал священникам, а другой – первосвященнику, что далее раскрывает Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу» ( Исх 24:18 ). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх 32:7 ). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас ( Евр 3:5–6 ). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» ( Ис 42:6–7 ). Итак, знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , Спаситель твой» ( Ис 49:6 ). И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» ( Ис 61:1 ). Глава 15 Далее, и о субботе написано в десяти словах, которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» ( Исх. 20:8 ; Втор. 5:12 ; Пс. 23:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslan...

Как мессианское пророчество рассматривает стт. 15–16 евангелист Матфей, который видит в них предсказание о избиении Иродом вифлеемских младенцев. ( Мф. 2, 17–18 ) – читать. Связь между этими событиями состоит в следующем: так как вообще весь народ израильский был прообразом Мессии («Раб Господень» – Ис.), так и отдельные события из его истории прообразовали отдельные события из времен Мессии. В частности, событие пленения израильтян имеет много сходного с событием избиения вифлиемских младенцев, так что первое событие служит прообразом второго. Оба эти события были великими бедствиями дли еврейского народа: во время ассирийского нашествия множество израильтян погибло и было уведено в плен; при Ироде, который хотел убить Богомладенца Христа, много погибло невинных вифлеемских младенцев. Но как ассирийский плен не истребил израильтян, так и Господь Иисус Христос остался невредимым от меча Ирода. 31, 31–34. – Пророчество об установлении Нового Завета и качествах его: «Вот наступают дни – говорит Господь,– когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет,– не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ним» (стт. 31–32). Так от имени Самого Бога пророк возвещает об установлении Нового Завета, который будет не таким, каким был Ветхий Завет , заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синае. Члены Ветхого Завета не устояли в союзе с Богом и нарушили Его, за что и были отвергнуты Богом. Взамен нарушенного (синайского) Завета Господь заключит Новый Завет, который в отличие от прежнего будет вечным. Далее о Новом Завете пророк говорит: «Вот 3авет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его и буду им Богом, а они будут Моим народом» (ст. 33). Вторым существенным отличием Нового Завета от Ветхого будет то, что Новый Завет будет духовным: заповеди его будут начертаны не на каменных скрижалях, но в сердцах и мыслях людей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010