Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (Синеоков-Андреевский Иринарх Дамианович; 13.09. 1871, Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина) - 1.03.1933), архиеп. Пермский. Из дворянской семьи. В 1897 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 11 авг. того же года рукоположен во иерея к домовому храму арестантского исправительного отделения в Екатеринославе. 11 авг. 1898 г. переведен в г. Гори законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии. С 1 авг. 1899 г. священник миссионерской Покровской ц. в Тифлисе (ныне Тбилиси). 1 нояб. 1900 г. переведен священником домового храма и законоучителем среднего механико-технического уч-ща в г. Александровск Екатеринославской губ. 1 июля 1903 г. вновь назначен законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии, где служил 7 лет, за исключением короткого периода с 1 авг. по 1 нояб. 1906 г., когда был священником в Саратовской епархии. Принял монашеский постриг с сохранением имени. 11 янв. 1911 г. назначен инспектором Якутской ДС с возведением в сан игумена, с 26 авг. 1913 г. ректор Таврической ДС в Симферополе, возведен в сан архимандрита. 16 июля 1917 г. хиротонисан в Москве в епископа Берёзовского. Стал викарием возрожденного Берёзовского вик-ства Тобольской епархии. В авг. того же года епархиальный съезд духовенства и мирян в Тобольске высказал претензии в связи с назначением И. викарием без предварительных выборов и обсуждения кандидата. Тобольский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) положительно охарактеризовал И. и объяснил его назначение «необходимостью, крайней нуждой в помощи в переходное смутное время». В апр. 1918 г. пришедшие к власти в Тобольске большевики угрожали расправой еп. Ермогену. Чтобы избежать ареста, еп. Ермоген приехал в резиденцию своего викария в Знаменский мон-рь. И. предлагал правящему архиерею «отдаться под защиту паствы», объявив ей о готовящемся насилии. 26 апр. ночью в покоях И. был проведен обыск, но к тому времени еп. Ермоген уже покинул обитель. 27 апр. И. провел заседание епархиального совета в архиерейском доме. В это время туда явились представители тобольского исполкома, требовавшие, чтобы еп. Ермоген явился на допрос, обещая ему неприкосновенность. Однако 28 апр. после общегородского крестного хода еп. Ермоген был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.

http://pravenc.ru/text/673979.html

Казачий историк, природный казак В.Д. Синеоков, в своей книге «Казачество и его государственное значение» так описывает старинные казачьи обычаи, которые были до строительства первых церквей на Дону: «Жених и невеста выходили на площадь, молились Богу, затем кланялись всему честному народу, и тут же жених объявлял имя своей будущей жены, а обращаясь к ней, говорил: Будь же ты моей женою”. Очень часто к старости, если случилось дожить, казаки уходили в скиты спасаться». Позднее, когда донцы уже строили церкви в своих землях, появились и иные обычаи: «Ребята самого нежного возраста посвящались в казаки. Уже на сороковой день отец надевал сыну саблю, подстригал волосы в кружок, сажал на коня и, возвращая его матери, говорил: Вот тебе казак”. Когда же прорезывались зубы, ребенка везли верхом в церковь и служили молебен Иоанну Воину о даровании храбрости. В три года мальчик ездил на лошади по двору, в пять уже скакал по улице, а с 15–16 лет становился казаком». Был также в казачьей среде обычай побратимства, совершался он в присутствии священника, как правило, в церкви, при этом читался и подписывался текст примерно такого содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, даем от себя сие завещание перед Богом о том, что мы – братии, и тот, кто нарушит братство нашего союза, тот перед Богом ответ даст, перед нелицемерным Судиею нашим Спасителем. Вышеписанное наше обещание вышеписанных Федоров (два брата, Федор и Федор) есть: дабы друг друга любить, невзирая на напасти со стороны наших либо приятелей, либо неприятелей, но взирая на Миродателя Бога». После чего побратимы читали молитвы и обменивались крестами. Историк Иван Попко, потомственный казак, живший в XIX веке, писал о казаках-пластунах следующее: «вообще пластуны имеют свои, никем не спрашиваемые, правила, свои предания, свои поверья и так называемые характерства: заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружье и капкан; замовленье” крови, текущей из раны, и проч.; но их суеверья не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку святому Евстафию, который в земной своей жизни был искусный воин и стрелец, сподобившийся видеть на рогах гонимого им пустынного оленя крест с распятым на нем Господом».

http://pravoslavie.ru/133720.html

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии; Феодор (Поздеевский) архиепископ (Данилов монастырь); Мелхиседек (Паевский) епископ Минский и Туровский; Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский; Платон (Руднев) епископ Богородский, викарий Московской епархии; Валериан (Рудич) епископ Смоленский; Пахомий (Кедров) архиепископ Черниговский; Иоанн (Василевский) епископ Бронницкий; Варфоломей (Ремов) епископ Сергиевский; Алексий (Готовцев) епископ Серпуховский; Арсений (Жадановский) бывший епископ Серпуховский; Филипп (Гумилевский) епископ; Амвросий (Полянский) епископ Каменец-Подольский; Серафим (Самойлович) архиепископ Углический; Борис (Рукин) епископ Можайский, викарий Московской епархии; Парфений (Брянских) епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; Павел (Кратиров) бывш. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, на покое; Митрофан (Поликарпов) епископ Бугумильский, викарий Казанской епархии; Стефан (Знамировский) епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии; Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский; Иринарх (Синеоков-Андреевский) епископ Якутский 14 . Сам факт одновременного (и, понятно, вынужденного) продолжительного нахождения такого количества правящих архиереев вне территории их епархий свидетельствует об отсутствии в этот период самых минимальных условий и хотя бы ограниченных возможностей для формальной деятельности церковного управления на местах, что значительно облегчало деятельность обновленцев в епархиях. Это обстоятельство необходимо учитывать в исследованиях изучаемого нами периода истории Русской Церкви. В начале сентября 1924 г. АРК разрабатывает новую политику в отношении Патриарха. 3 сентября Комиссия принимает следующее: “б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию. в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)” 15 . К этому моменту провал попытки внедрения Красницкого был уже очевиден. 9 сентября на публичном диспуте об этом заявил и сам Красницкий 16 .

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

В советское время город, будто сокровище под спудом, был закрыт от посторонних глаз: здесь делали взрыватели. Так древнии русскии изумруд Муром, окаимленныи синеокои рекои, не вошел в Золотое кольцо Москвы.   Фото Владимира Ештокина В средневековое лихое время всякии порядочныи купец, добиравшиися невредимым из Москвы до Мурома через дремучие леса, первым делом служил Петру и Февронии благодарственныи молебен. Но в ХХ веке эта традиция была совершенно стерта из народнои памяти. Сами муромляне признаются, что мало что слышали о благочестивои чете своих земляков до тех пор, пока в 2008 году Светлана Медведева, супруга тогдашнего россииского президента, не возродила к ним интерес. Теперь 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, в Муроме с размахом празднуют День семьи, любви и верности. Многие влюбленные пары специально едут в Муром, чтобы пожениться здесь именно в этот день. Удивительно, но эта традиция, казалось бы, спущенная сверху, была легко принята в народе, прижилась в нем. Можно еще много чего рассказать о Муроме. О преподобном Серафиме Саровском, собиравшем здесь деньги на строительство Саровскои обители. О непобедимых прусских кирасирах генерала Зеидлица, вынужденных отступить в столкновении с муромскими пехотинцами. О знаменитых муромских калачах, изображенных на гербе города. Но лучше один раз увидеть этот древнии городок, поговорить с его жителями, поглядеть с Оки на его маленькие старинные храмы. Богата русская история славными городами. Но Русь без Мурома — как русские былины без богатыря Ильи.   Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/murom.html

Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4) вопросы, подлежащие рассмотрению и обсуждению будущего Поместного Собора. Все свои соображения и постановления по [указанным? – Сост.] вопросам Преосвященные имеют представить не позднее Фоминой недели сего 1928 г. на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. О чём и даётся Вам знать для должных распоряжений, причём Вы должны привлечь для означенной работы и Преосвященных викариев. Января 13(26) дня 1928 г. 124. Μ. П. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя – Сергий, митрополит Нижегородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода – Сергий [Гришин], епископ Серпуховской. Архив составителя Письмо епископа Захарии [Лобова] к протоиерею Николаю Михайловичу Н. из Марийской ссылки по поводу текущих событий церковной жизни Г. Краснококшайск, Марийской автономной обл., ул. Волкова, 94. Дорогой и незабвенный о. протоиерей Николай Михайлович! Получил Ваше скорбное письмо и вместе с Вами искренно скорблю. Великое горе постигает нас. Мы сами своими собственными руками раздираем свою Матерь Церковь . Уже никто нас не трогает, дают нам возможность сохранять в чистоте и святости все догматы и каноны церковные , но мы чего-то ещё ищем, чего-то ещё хотим получить. Даже сами отчёта не отдаём себе, но только волнуемся, беспокоимся, хватаем всякие нелепые слухи и облекаем их в истинную правду, кричим, что митрополит Сергий и его Синод богоотступники. Просто что-то страшное делается. С большою скорбью мы узнали о Вашей разрухе, о неразумном бунте Владыки Виктора [Островидова]. Мы, все марийские ссыльные, в количестве четырёх епископов – Иринарха [Синеокова], Антония [Быстрова?], Сергия, Захарии [Лобова] и десяти человек протоиереев, иереев, протодиакона и иеродиакона, все 14 человек ссыльных горячо протестуем против неразумных и преступных выступлений Владыки Виктора [Островидова] и осуждаем его за его отделение от митрополита Сергия и его Синода. За митрополита Сергия и его Синод мы, все марийские ссыльные, крепко стоим и одобряем все его действия, – и пока не видно никаких отступлений от чистоты Православия. Всех же восстающих против митрополита Сергия и его Синода считаем врагами Церкви и подлежащими суду церковному. Молим Бога, да вразумит Господь этих неразумных протестантов и приведёт в разум истины. Скорбим и за себя, ибо и мы задерживаемся в местах ссылок только ради непрошенных и совсем неразумных протестантов против митрополита Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Твердо держалась канонического Православия община кафедрального собора, после высылки еп. Амвросия настаивавшая на назначении в город правосл. архиерея. 11 нояб. 1924 г. для руководства Подольской епархией прибыл посланный патриархом Тихоном Тюменский еп. Иринарх (Синеоков-Андреевский) . Кроме того, в 20-х гг. XX в. вслед. деятельности автокефалиста Теодоровича Винница являлась одним из важнейших центров УАПЦ. Первым обновленческим храмом в Виннице стал кафедральный Преображенский собор. Циркуляром НКВД от 15 дек. 1925 г. было предписано передать использовавшийся православными собор «синодальной общине». Борьба за храм между православными и обновленцами закончилась победой раскольников, получивших собор 6 апр. 1927 г. Затем обновленцам были переданы и др. храмы города. Православные неоднократно обращались к властям с просьбой о возвращении собора, соглашаясь на его совместное использование с обновленцами, но неизменно получали отказ. На фоне ужесточения гос. антирелиг. политики борьба между различными религ. течениями в Подолье в 1929 г. начала ослабевать. После самороспуска в 1930 г. УАПЦ гонениям подверглось обновленчество. Нач. 30-х гг. XX в. характеризовалось резким усилением социальной напряженности в Подолье в связи с коллективизацией и хлебозаготовительной кампанией, приведшими к голоду 1932-1933 гг. В 1931 г. крестьяне начали оказывать сопротивление гос. аграрной политике. Изменение настроения крестьян, составлявших большинство верующего населения, зафиксировало ГПУ, констатировавшее резкое усиление религиозности. Люди выступали за открытие церквей, в ряде районов происходили захваты храмов. В янв. 1930 г. Шепетовское бюро КП(б)У приняло решение о закрытии церкви в с. Плужном и о выселении 800 семей. Решение привело к крестьянским волнениям, после подавления которых 427 чел. были арестованы, многие расстреляны. Возросла посещаемость церквей, особенно в пасхальные праздники. На богослужениях присутствовали коммунисты, комсомольцы, представители интеллигенции, школьники. Люди пошли даже в обновленческие церкви (в пустовавшей прежде обновленческой кладбищенской церкви в Проскурове в 1932 за богослужением причащалось по 300 чел.). Против хлебозаготовительной кампании активно выступали священники в Барском, Бершадском, Деражнянском, Жмеринском, Калиновском, Копайгородском, Крыжопольском, Летичевском, Литинском и др. районах образованной в 1932 г. Винницкой обл. Власти отмечали активность тихоновского духовенства и тенденцию к объединению различных религ. течений, все духовенство независимо от юрисдикции характеризовалось как антисоветское. Наиболее сильными позиции тихоновщины были в Литинском, Калиновском и Летичевском районах, поскольку там действовал управлявший Подольской епархией Проскуровский еп. Димитрий (Галицкий). В 1932 г. в Винницкой обл. насчитывалось 1275 религ. общин, помимо православного Браиловского жен. мон-ря в Бердичевском, Тепликском, Хмельникском и Летичевском районах существовали монашеские скиты.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Комсомольская правда», 3 февраля 2001 г. Встреча с чудом ТАКИХ домов в русской глубинке тысячи. Вросший в землю, с подслеповатыми окошками, синими облупившимися ставнями. Прошла бы мимо, если бы не знала точно: мне надо именно в этот дом, в котором уготована встреча с чудом. Уже была выписана командировка и куплены билеты, новенькая пленка заряжена в фотоаппарат, собраны вещи. А на сердце необъяснимая тревога, волнение, даже боль. Не обмануть собственное сердце: я боюсь этой встречи, плохо представляю себе, как смогу предстать перед великим чудом неземной Божьей милости, я, грешный, иссуетившийся в жизненных коллизиях, маленький человек перед Господними очами несомненной и пугающей Правды. Я еду в далекую оренбургскую глубинку, в село Державино, в дом, где вот уже скоро десять месяцев мироточат двадцать четыре иконы. Весть об этом принес телефонный звонок читательницы из Орска: У нас паломники постоянно едут туда, возвращаются потрясенные. Уже многие побывали. Хозяйка дома всех принимает, никому не отказывает. Приближается встреча с чудом, и я в который раз корю себя, что не должным образом подготовилась к ней по нерадивости и лени. Надо было причаститься перед командировкой, попоститься, почитать акафист, навести порядок в душе, попросить прощения у близких. Винюсь, но еду. И вот уже иду от поворота по завьюженному большаку вдоль притихшего в зимовье березняка, вдоль серебрящихся холмов, надежно скрывающих под снегом до срока всяческую жизнь. ДЕРЖАВИНО – село древнее. Оно было родовым имением Гавриила Романовича Державина. Отец его, получив в 1753 году землю на реке Кутулук в Бузулукском уезде Оренбургс-кой губернии, основал несколько деревень, которые потом, соединившись, стали одним большим селом Державино. В 1798 году построили церковь. Она и сейчас стоит на взгорочке, белоснежная красавица, вырвавшаяся из пут богоборческих лет, пережившая поругание, забвение, а теперь весело благословляющая новеньким крестом синеокое небо. Крещусь перед храмом, благослови, Господи, увидеть дарованное Тобой чудо.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

В немоту и в уничтоженье. Помнишь: отец, бывало Долго стоял, молясь, – Белое покрывало, Черная бахрома. Солнце в окно блистало, Радуясь и дивясь, – Нам ли теперь пристала Торной дороги грязь! Небо благостное, и жарок Запах трав и деревьев сонных, Небо праведное – подарок Для усталых и огорченных, Свод торжественный, купол полный Птичьим щебетом, Божьим звоном, И горячего ветра волны По кудрявым сбегают склонам До реки, до травы высокой, Незабудковой, бирюзовой, Где над девочкой синеокой Смерть насыпала холмик новый. Когда душа расширится как храм Построится торжественным покоем, Куда глядеть испуганным глазам, В какую щель мы наше счастье скроем? И голос там, и звон, и тишина, И праздника сияющая чаша, А наша мгла до дна запылена, И до конца открыта сирость наша. Не прекословь, высок и светел Господен рок, Господь лучом тебя отметил Средь всех дорог. Лучом пронзительным жестоким, И золотым, Чтоб стали все земные сроки, Как прах и дым. Чтоб стали все земные звуки, Как тишина, И даже горе, и даже муки, Как тени сна. Смотри, безсилен и безсловен Ты прежде был, А ныне полон чудес и песен И звона крыл. Над моей душой, огневой и дикой, Над моей слепой, ненасытной жаждой Ты простер Твой плащ, где пасутся звезды. Научи меня, о Владыка, песням, Самым чистым, тем, что не спеть и птицам, Чтобы стал лучом Твоего веселья Твой усталый раб, Твой слуга бездомный. 1934 Николай Белоцветов Белоцветов Николай Николаевич (1892–1950) – поэт, прозаик, философ, переводчик. Окончил философский факультет Петербургского университета. Участник Первой мировой войны. В 1921 году эмигрировал в Германию, где в 1930 году вышел его первый поэтический сборник «Дикий мед». Его путеводной звездой в поэзии навсегда остался Александр Блок, а в философии – Рудольф Штейнер. «Многое в его творчестве, – отмечал Юрий Иваск, – может быть объяснено антропософскими медитациями». В 30-е годы жил в Таллине и в Риге. В 1941 году вернулся в Германию и принял католичество. Второй поэтический сборник «Шелест» вышел в 1936 году в Риге, третий (посмертный) – в 1953 году в Париже. В предисловии отмечалось: «Ушел из жизни большой поэт. Он пролетал через жизнь… вернее: пролетел… Он пел, как Орфей в преисподней».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010