В Великом Устюге до приезда тихоновского архиерея Иринарха [Синеокова], видно специально посланного митрополитом Петром Крутицким в этот ответственный момент, и духовенство, и миряне староцерковники охотно посещали обновленческие беседы и лекции и обнаруживали миролюбивое настроение. С приездом епископа Иринарха положение изменилось. В результате, от приглашения на объединенный епархиальный съезд все тихоновцы во главе с епископом Иринархом отказались и даже не приняли делегацию от епархиального съезда. [...] В Вятской епархии тихоновский епископ (Яранский) Нектарий [Трезвинский] на все мирные воззвания и приглашения синодалов ответил архипастырским посланием вятской пастве. “Богомерзкого, обновленческого движения отрицаюся [...] и анафематствую оное. Богомерзский, разбойничий, так называемый Собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую (!), со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь церковного общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре обновленец архиепископ Иоасаф [Рогозин] обратился к верующим. [...] Бдите, православные, како опасно ходите. Дние лукави суть». Дальше епископ Нектарий [...] заявляет, что синодальное священство безблагодатно, что таинства, совершаемые им, недействительны, молитвы не имеют силы, евхаристия – простые хлеб и вино, исповедь не разрешает грехов, и призывает не ходить на Собор, как еретический. Так было в Вятке встречено тихоновцами [...] обращение архиепископа Иоасафа [Рогозина]. [...] В Омске епархиальный совет в расширенном собрании постановил послать к тихоновскому епископу Виктору [Богоявленскому] депутацию для вручения материалов к вопросу о переговорах. Для избежания перетолков депутация взяла с собою даже юрисконсульта. Еп[ископ] Виктор сначала, видимо, смутился прямо отказаться и обещал запросить Москву. Но через два дня он дал свой ответ и без Москвы, заявив в публичной проповеди , что синодальная обновленческая Церковь еретическая, отрицает Божество Христа Спасителя и выбрасывает святые иконы. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Гражданская война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем – архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине. Вопрос о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского , князя Е. Н. Трубецкого , графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Работа по формированию раскола в Сибири, как и в др. регионах, велась при непосредственном участии гражданских властей: от епископов и священников они требовали признания «томской декларации». В июле 1922 г. викарный Тюменский еп. Иринарх (Синеоков-Андреевский) заявил о своем присоединении к «Живой церкви». В Тюмени было создано обновленческое епархиальное управление, однако Тобольский архиеп. Николай (Покровский) категорически отказался признать СибЦУ, выпустил воззвание к пастве и наложил запрет на еп. Иринарха. Новониколаевский еп. Софроний (Арефьев) согласился вступить в СибЦУ, но подчиненное ему духовенство продолжало поминать Патриарха Тихона. 5 окт. 1922 г. Б. созвал в Томске «Сибирский собор», на к-ром был избран председателем, а затем и «епископом Томским и Сибирским». Выйдя к участникам собрания в лаптях, он поклялся, что будет рабоче-крестьянским архиереем. Лжехиротонию Б. «во епископа Томского и Сибирского» совершили 8 окт. 1922 г. в ц. Иоанна Лествичника епископы Софроний (Арефьев) и Гавриил (Воеводин) (по сведениям Левитина, в хиротонии участвовал Киренский архиеп. Зосима (Сидоровский), временно управлявший Иркутской епархией, к-рый одним из первых в Сибири присоединился к обновленцам). Первоначально даже «первоиерарх» обновленцев Антонин (Грановский) не признал «хиротонии» Б. 16 нояб. 1922 г. Б. присвоил себе титул «митрополит Томский и Сибирский», а после перемещения СибЦУ в Новониколаевск стал именоваться «митрополитом всея Сибири». В дек. 1922 г. сибир. обновленцы признали над собой власть находившегося в Москве Высшего церковного управления (ВЦУ). Б. настоял на том, чтобы уполномоченным ВЦУ при СибЦУ стал Макарий Торопов, «епископ Змеиногорский, викарий Томской епархии», благодаря чему полного подчинения Москве так и не произошло. Вскоре «сибирский митрополит» официально заявил, что его церковь является самодовлеющей и ни от кого не зависимой. 2 мая 1923 г. Б. был «избран деловым председателем» обновленческого «2-го Всероссийского поместного собора», проходившего в храме Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/149389.html

Славист Илья Михайлович Числов Неудивительно, что ситуация в славянском мире и в Европе в целом освещается ими не с христианских, европейских и славянских позиций, но с позиций классовых, евразийских и общечеловеческих. Потому-то и Сербия уже не та. И славянский президент Белоруссии тоже стал нехорош. То ли дело братский Китай!.. Преподобный Серафим Саровский, говоря о великой православной державе, страшной для врагов Христовых, указывает на ее славянскую основу. Данное пророчество мы найдем и у святителя Николая Сербского, величайшего серба XX столетия: «Царство балканских народов с царством Святой Руси, не нынешней России, не русской но России святой и православной, - способно принести счастье всему человечеству». Проблема русско-сербских отношений во многом заключается в том, что сербы, будучи не только православным, но и европейским народом, не приемлют возрождаемую у нас совдепию, им непонятно, как можно оскорблять русского царя, который даже для невоцерковленных людей является славянским героем, восставшим за други своя, за братьев и единоверцев. Для А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского Европа была страной святых чудес. О синеокой и солнцеликой Европе как младшей, любимой дочери Христа, коя тысячу лет благочестиво жила в родительском доме, не помышляя о разделе, пишет святитель Николай Сербский. И он, и его ученик преподобный Иустин (Попович) уповают на то, что примет еще Европа истинное Крещение и отпадет чешуя с очей ее. Так что рано еще искать замену славянам и европейцам в желтом муравейнике и туранских степях. Тем более что нашим господам-евразийцам, часто не желающим лба перекрестить даже на Святую Пасху, по большому счету нет ни малейшего дела до православных китайцев, им лишь бы белого европейского человека уязвить и охаить - для этого, если что, и православные марсиане сгодятся. Точно так же и «местечковые исследователи славянских древностей»: талдычат о наследии этрусков, ищут следы древней славянской цивилизации в лунных кратерах - лишь бы отвлечь людей от больных насущных проблем славянского мира, отломить славянскую ветвь от единого индоевропейского древа, противопоставить родовое начало истине Христовой.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/29/o_ed...

В 1842 году от пожара в монастыре пострадали Петропавловская церковь и колокольня. В 1851-62 гг. при архимандрите Владимире на средства благотворителей Петропавловская церковь с колокольней была восстановлена, убранство Троицкого собора было значительно обновлено. Деятельное участие в исправлении и обновлении храмов обители принимал священник тюремной церкви Стефан Баженов. При архимандрите Филарете (Кожевникове) на месте келии митрополита Филофея (Лещинского) была построена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери; возобновлена совершенно запущенная, остававшаяся в таком состоянии более полувека, церковь во имя 40 мучеников; приведен в благолепие Троицкий собор; на могиле митрополита Филофея устроен надгробный памятник с соотвествующей надписью и изображением святителя, заведен обычай совершения в день его памяти торжественной панихиды. Для ограждения этого памятника от атмосферных влияний с западной стороны во всю ширину летней и зимней церквей была устроена огромная паперть в виде галлереи со стеклами. По завещанию свт. Филофея в штате монастыря предусматривалось " священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послушников – по чину " . Однако фактически насельников было всегда значительно меньше. По штату не позднее 1913 года при монастыре было положено 12 монашествующих. При монастыре действовала церковно-приходская филофеевская школа. Монастырь был закрыт в январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года. В этом же году управляющий монастыря епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) был привлечен к суду за " сокрытие ценностей Тюменского монастыря " и приговорён к 7 годам лишения свободы. В декабре 1929 года монастырь был передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. В сентябре 1941 года передан КЭЧ Тюменского гарнизона, в апреле этого же года было принято решение о постройке водоочистительной станции. В феврале 1946 года было принято решение о разрушении монастыря, но в мае 1947 года Постановление СМ РСФСР 389 он был включен в список памятников архитектуры, и в 1950 году запланировано проведение капитального ремонта монастырского комплекса.

http://sobory.ru/article/?object=05565

Владимир Карлович писал мне, что при Митр. Антонии они празднуют «инаго жития начало». А в Холме по-прежнему не особенное довольство. Лесна, пользующаяся особым покровительством Пр. Г. 82 , воздвигла гонение на м. Афанасию. Мой поклон Демусьяну и Рану. Вероятно, они уже совсем привыкли. Сорока мой отличается молчаливостью и по-русски и по-английски. Прошу Ваших св. молитв. С сыновним почтением и преданностью Вашего Высокопреосвященства нижайший и благодарный послушник Е. Тихон 5 Мая 1899 г. Кливеланд. РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 38–39об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 25 Мая 1899 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Письмо Ваше от 21 Апр. вместе с прошением О. Синеокова-Андриевского переслано мне в Нью-Йорк, откуда и отвечаю Вам. В настоящее время вакантных мест священнических нет, но будет очень скоро подходящее место, и я готов назначить туда О. Иоанна, о чем и уведомлю его в своё время. Конечно, будут выданы ему и прогоны. Только желательно, чтобы он был энергичнее и, живя без жены, проводил бы жизнь безупречную. Наш общий знакомый О. Г-ей 83 не на месте: вероятно, придётся его перевести. В Нью-Йорке стоит сильная жара, а мне придется ещё ехать отсюда в более жаркую страну, штат Тексас на берегу Мексиканского залива. Из Холма пишут мне часто. Жалуется и сам Преосвящ. Герман... Вас. Ник. 84 писал, что Владыку Иеронима при обозрении им одного костела в Вене сторож заставил снять клобук. X. Варш. епархия, говорят, благодушествует. Ещё бы! Жиповский отличился: Волканович писал, что ему было поручено над О. Жиповским произвесть следствие по обвинению со стороны гражд. властей, что он подбивает упорствующих писать прошения о признании их католиками, что и подтвердилось 85 . Испрашивая Ваших св. молитв, с сыновним почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайшим послушником Е. Тихон 25 Мая 1899 г Нью-Йорк РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 40–41об. Письмо П.И. Булгакову от25 Мая 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После этих объяснений делегаты съезда пожелали узнать, почему без предварительных выборов и без обсуждения кандидата в епископа съездом, был назначен викарным епископом Иринарх (Синеоков-Андреевский). Высказав свои суждения о епископе Иринархе, владыка Гермоген пояснил, что «назначение викария синодальной властью объясняет необходимостью, крайней нуждой в помощи в переходное смутное время, когда “промедление смерти подобно”» , и просил «съезд отнестись к назначению епископа Иринарха как к факту, вызванному необходимостью и ради мира» . Делегаты съезда, сделав перерыв, приняли резолюцию, что они свидетельствуют «свое доверие епископу Гермогену и готовность примириться с фактом назначения в Тобольск викарного епископа» . По завершении работы съезда 15 августа 1917 года епископ Гермоген написал: «Сердечно утешен создавшимся единением епископа, духовенства и мирян. Помоги, Господи, нам в этих святых чувствах “единения духа в союзе мира” [Еф. 4, 3] совершать Твое великое дело душепастырства!» 21 августа епископ Гермоген отбыл из Тобольска в Москву для участия в Поместном Соборе . Он стал одним из активных участников Собора в качестве заместителя председателя Отдела высшего церковного управления, занимавшегося вопросом восстановления патриаршества в Российской Церкви. Председателем Отдела был избран архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), заместителем, кроме владыки Гермогена, Павел Борисович Мансуров, секретарями – профессора Иван Алексеевич Карабинов, Павел Александрович Прокошев и Владимир Николаевич Бенешевич, делопроизводителями – чиновник бывшей канцелярии обер-прокурора Синода Владимир Иванович Барвинок и преподаватели Московской Духовной семинарии Сергей Иванович Голощапов [kk] и Александр Аркадьевич Петропавловский . «Вопрос о патриаршестве был поднят в первом же заседании Отдела, обсуждался в течение шести первых заседаний Отдела и решен в положительном смысле 22 сентября 1917 года» . Обсуждая принципы соборного и единоличного возглавления Поместной Церкви первоиерархом, епископ Гермоген полностью согласился с необходимостью восстановления патриаршества, с грустью лишь заметив, что «титул “Патриарх” очень “помпезен” при современной нищете церковной жизни» .

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

В объяснительной записке к синодальной смете на 1917 г., внесенной на рассмотрение в Думу, Синод предлагал части Тобольской и Томской губерний, входивших в Омскую епархию, перечислить в Тобольскую и Томскую епархии для приведения границ епархий в соответствие с административно-территориальным делением гос-ва. 2 июня съезд признал необходимым сохранение границ Омской епархии и «решительно протестовал» против предложения Синода, поскольку в случае его принятия в Омской епархии оставалось бы лишь небольшое количество церквей, а приходы Акмолинской и Семипалатинской областей были бедны. Кроме того, епархия лишилась бы Ишимского ДУ и средств на содержание епархиальных учреждений. 7 июня еп. сщмч. Сильвестр наложил на протокол от 2 июня резолюцию, в к-рой согласился с этими доводами и предложил представить заключение съезда в Синод с добавлением пожелания о присоединении к Акмолинской обл. земель, входивших в Омскую епархию, но не входивших в область. 3 июня 1917 г. на съезде было решено упразднить консисторию, ее канцелярию передать в церковно-епархиальный совет. Однако, поскольку консистория должна была временно существовать до ее офиц. упразднения, 5 июня съезд избрал 3 чел., входивших в состав церковно-епархиального совета, в члены присутствия консистории. 8 июня еп. сщмч. Сильвестр распорядился направить в Синод решение об избрании 3 членов консистории и освободить от должностей бывш. ее членов. 4 июня съезд избрал 6 представителей белого духовенства и церковнослужителей, а также 6 мирян членами церковно-епархиального совета (8 июня избрание утвердил Омский архиерей). В июне 1917 г. прекратилось издание «Омских епархиальных ведомостей». 2 июля 1917 г. еп. сщмч. Сильвестр отслужил напутственный молебен перед отправкой на фронт Первого Омского ударного батальона смерти (1020 чел.). На Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Омской епархии были выбраны делегаты: еп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский), свящ. Василий Инфантьев, М. П. Арашкевич, Л. М. Воронов, М. К. Серебряков, Я. А. Синеоков.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

— Слушай, молодец, возьми ты нож острый да пореши меня. Тошно мне! Невмоготу маяться боле! Богом заклинаю тебя! Снова впал в какое-то полузабытье Алеша. Не видит он больше испуганно склонившегося над ним лица Матвея. Не то сон, не то грезы заволакивают усталый мозг больного. Не сон и не грезы это, а недавние воспоминания, картины прошлого, чуть задернутые какою-то сонною дымкой, носятся перед ним… — Ай, да куды ж это ты запропастился, князенька? В самую чащу крапивицы угодил. Ишь, озорник, не приведи Господи! Вот постой-ка, ужо нажалюсь на тебя князю-дедушке… Он тебе задаст… Вся запыхавшаяся, красная, взволнованная ворчит мамушка Евстигнеевна, некогда выкормившая княжича Алешу, раздвинувшая полными белыми руками кусты малины, густо окруженные жгучей крапивой и лопухом. Но синеокому красавчику Алеше не страшны угрозы мамушки. Синеглазый Алеша не боится дедушки. Ко всем строгий да требовательный, старый князь Серебряный-Оболенский, прославивший себя воеводскими делами под Казанским юртом и в землях Ливонских, души не чает в своем любимчике-внучке. Да и кого же жалеть, как не малютку-внучка, старому воеводе? Круглой сиротинкой после смерти отца и матери остался Алеша на руках князя. Скрашивает и облегчает жизнь старика своим детским лепетом красавчик-княжич. А и то сказать: невеселая жизнь воеводы, князя Серебряного. Когда-то одним из ближайших людей к царю считался боярин. Вместе Казань воевали с молодым царем. Но с тех пор немало воды утекло. Иными любимцами окружил себя Иоан. Опричники встали грозною стеною между ним и прежними друзьями. Косится на былых своих боевых сподвижников государь. А как начались побеги за рубеж Ливонский, и совсем отвернулся Иоан от земских бояр. А тут еще старый князь Репнин, товарищ Серебряного, поперечил как-то царю на пирном столовании. Погиб старый боярин жестокой смертью: по дороге ко всенощной убили князя Михаила опричники-палачи, а его друг Серебряный опале подвергся. Но и в опале люди живут. Зажил и князь Серебряный-Оболенский в своих подмосковных хоромах, вдали от двора, на покое. Внучка Алешу растит-воспитывает, балует и холит его. В этом вся радость, все счастье старого князя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

11 (24) июня 1918 года епископу было разрешено принять в камере священника с певчими для приобщения Святым Христовым Тайнам и служения молебна, на котором могли присутствовать и другие узники. По окончании молебна Владыка всех благословил и, прощаясь, сказал: “Это разве тюрьма?! Вот где апостол Павел был заключён, то тюрьма! А это, благодарение Господу, училище благочестия!”. Вечером следующего дня епископ Гермоген был из тюрьмы увезён и вскоре заключён в грязный трюм парохода “Ока”, ставший для него последним узилищем. В половине первого ночи 16 (29) июня епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали верёвкой камень, он кротко благословил их. Связав Владыку и прикрепив к нему на короткой верёвке камень, убийцы столкнули его в воду. Всплеск воды от падения тела заглушил дикий хохот озверевших людей. Однако особый Промысл Божий сопровождал священномученика и после кончины. Честные останки священномученика Гермогена были вынесены вместе с камнем на берег реки и 3 (16) июля обнаружены крестьянином села Усальского, который нашёл тело епископа “со связанными на спине руками и привязанным к рукам на верёвке тяжёлым камнем весом 1 пуд 35 фунтов”. 27 июля (9 августа) 1918 года пароход с останками епископа Гермогена прибыл в Тобольск, освобождённый к этому времени от большевиков. В последний раз обошёл священномученик Гермоген во главе своей паствы с крестным ходом стогны кафедрального града, и, наконец, гроб с его телом был помещён в Софийский Успенский собор. Здесь он простоял пять суток, не издавая запаха тления. Перед погребением молящиеся долго прощались со своим архипастырем, с величайшим благоговением лобызая руки мученика, не перестававшего и по преставлении благословлять их на подвиг дерзновенного стояния за святыни православной апостольской веры. 2 (15) августа после Божественной литургии епископ Березовский Иринарх, викарий Тобольской епархии (Синеоков-Андреевский) в сослужении сонма духовенства, в присутствии военных и гражданских представителей Сибирского правительства и множества молящихся совершил чин погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010