Достигоша на мсто иже на зло скоропослушныа слугы, и еще мученику свтл възывающу, яко: «Христианинъ есмь!», – идже абие в сей бесд единъ от законопреступникъ ножем честную главу святаго отрза. И тако, Июдины части наслдникъ, побднаго одолтеля и снаслдника Христова преславн въ славу посла. Сице въстече къ Подвигоположнику своему Владыц Христу божественый рабъ Михаилъ, великий чрьниговьскый князь; предъста, мученическыми блистаяся добротами, краснйшь своею кровию, еюже, имени Его ради, обагрися, потове трудовъ принося, паче змирны, и ливана, и злата. Ибо вру съблюде, юже яко злато искусно Господеви нося, страданиа же и за любовь единоврных умрети – яко ливанъ, и змирну – яже есть не покоритися злочестиа велнию, и еже не предати благочестиа, и еже не яту быти ласканьми, и еже вышьшу явитися страха, и еже мукы доблествен трьпти, и еже предати ся спасениа ради христианъ, и еже благостоаниа ради церкви Христовы умрети, еяже ради весь подвигъ въсприатъ, яко бы въспятити стремление Батыево, еже на церковь и чяд ея. Сихъ трудовъ потове паче всякого приношениа Господеви принося, ихъже мьзда велиа и внцы нетлнны есть отъ Христа Бога. Аще бо не бы сий пресвтлый мученикъ, изшедшу безумнаго мучителя злочестиа велнию на христианскыя князя, явлься посреди и възразилъ, – не бы престаль безбожный сице присно повелвати князем, и ино бы лютйшее проявлению яко приложити въсхотлъ, и на всю бы русскую церковь диаволъ того въоружитися сътворилъ, зря удобно къ злочестиа послушанию князей приступающихъ. Нын же храбровавшу доблествен Христову въину, пресвтлому князю Михаилу великому, низложишяся шатаниа его, посрамися безумие повелваа, – тмъ же и устави злочестиа велние, еже на христианьскыя князя изъгласи безбожный Батые, отчаа бо ся прочее послушание отъ кого приати, доволенъ искусъ приимъ къ твръдому адаманту съражениемь. Едино точию приложити синглитика Феодора испытати, аще нкиа еще надежи своему зломудрию въсприиметь, Феодору страсти князя своего устрашьшуся, негли же и похотвшу сана и власти Чрьниговьскыя области, къ своей воли удобь привлечет его. Аще ли же ни, и тая же мудръствуя непреложенъ будеть Феодоръ, тъми же искушену бывшу муками, умрети. Прочее нектому тая же повелвати, но съвръшен отчаятися тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14) Опоковый пирамидальный без креста памятник с надписью на западной стороне: „Под сим (крестом) камнем погребено тело отставного подпоручика Тимофея Васильевича Бужинского, скончавшегося в 1863 году, на 84 году своей жизни». 15, 16, 17, 18, 19, 20 и 21) Деревянные кресты без надписей. 22) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „Мир праху твоему! Монахиня Магдалина; скончалась 4 ноября 1874 года». 23) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „Господи, упокой с праведными нашу няню Евдокию. Родилась в 1811 году, скончалась 14 января 1885 года». 24) Окруженный деревянной оградой металлический крест на опоковой тумбе с надписью: -на западной стороне: „здесь погребено тело Петра Матвеевича Артемьева, скончавшегося 6 июня 1888 года, жития его было 8о лет”. На северной-„Господи, упокой усопшего раба твоего Петра»! 25) Крест с надписью: „Под сим крестом погребены тела: титулярного советника Николая Петровича Митянина, супруги его Надежды Яковлевны и Павла Яковлевича Черняева». 26 и 27) Два креста с неразборчивыми надписями. 28) Крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело Казанского мешанина Николая Сергеевича Зарубина, скончавшегося 12 июля 1884 года, в 7 часов утра; жития его было 55 лет от роду». 29) Окруженные железною решеткой два креста с изображениями распятия Иисуса Христа и надписью на одном из них: „Под сим крестом покоится тело раба Божия Феодора Ефремова Тюлькина, Чистопольского мещанина, умершего 1883 года сентября 29 дня, 31 года от роду». 30, 32 и 33) Деревянные кресты без надписи. 31) Окруженный железною решеткой металлический крест на опоковом камне с надписью на западной стороне: „Здесь покоится прах иеромонаха Владимира, скончавшегося в 1879 году 15 мая». 34) Окруженные деревянной оградой четыре креста с надписью на первом: „Под сим крестом положено тело коллежского регистратора Георгия Семенова; жития его было 26 лет». На третьем: „Под сим крестом положено тело раба Божия Василия Григорьева; жития его было 70 лет и младенца Василия». На другом: „Под сим крестом покоится прах Пелагеи Григорьевой, скончавшейся на 37 году от рождения». На четвертом надписи не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И в Апостольские времена большею частию сим только образом везде совершаемо было святое Крещение. Сим образом крестил Апостол Петр в единый день три тысящи мужей 823 , когда первою своею проповедию по сошествии Святого духа обратил их к вере во Христа! Сим образом крестил Апостол Филипп каженика или евнуха Кандакии царицы Муринския 824 , сообщив ему познание о Христе Иисусе Сыне Божии, и возбудив в нем веру в Него! Сим образом Анания крестил Савла 825 , когда Свет Христов озарил его и просветил в познание истины! Сим образом паки Петр крестил Корнилия сотника со всем домом его! 826 Сим образом и все Апостолы, ходя по градам и весям и проповедуя Царствие Божие крестили слышавших и принявших Евангельское Слово и обращавшихся ко Христу! Ибо сила всего Святого Крещения присоединена к сим трем предметам – к видимой от Бога назначенной воде, к Имени Триединого Бога, и к действию Святого Духа; и сими только тремя, вместе соединенными, священными действиями совершается великое таинство Крещения и приобретаются дары Святого Духа, как-то отпущение грехов, оживление, начало просвещения и освящения. И без сего Крещения водою и Духом никому неможно внити в Царствие Божие. И никто не дерзал в первенствующей Церкви, в Апостольские времена, отвергать сего великого таинства; никто так ложно не думал, яко бы можно обойтись без Крещения. Умирали без Крещения прежде Мученики, те, которые, познав святую Истину, исповедовали ее, и за сие тотчас смерти предаемы были; но им самое омытие кровию их служило вместо Крещения водою, где также, как и с водою, было соединение действия Святого Духа. Существенность, говорю, Крещения состоит: в воде, яко вещи означающей; в призывании Имени Божия, яко средстве привлекать Божие присутствие к сему священному действию, и Божию силу; и в самой сил Духа Святого, которого совершается уже Святейшее Крещение. А что есть еще при Крещении некоторые церемонии или обряды; то должно знать, что оне не входят в самую существенность, а только означают действия, самым Крещением производимые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

187) Опоковый памятник без креста с надписью на западной стороне: „под сим камнем покоятся тела Екатерины Николаевны Сырьянской, урожденной Лазаревой, скончавшейся 1832 года, марта 16 дня, в 6 час. утра; жития её было 18 лет, 4 месяца и 17 дней; на южной: „в супружестве была 1 год, 1 месяц и 27 дней и сына её младенца Алексея 16-ти дневного, скончавшегося 2 апреля того же года». На северной: „Слезящий здесь супруг и неутешная мать под камнем гробным сокрыли прах телесный двух ангелов земных, которых смерть, как там во мрак гробный погрузив, ввела в чертог небесный». 188) Новый крест без надписи. 189) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „под сим крестом погребено тело монахини Феогнии; жития её было от роду 70 лет; скончалась 1871 года августа 26 дня; в монастыре прожила 50 лет». 190) Крест со стертой надписью. 191) Крест с надписью: „Под сим крестом покоятся тела Казанского Девичьего Монастыря: инокини Агапии, скончавшейся 1869 года 24 сентября; жития её было в обители 30 лет, от рождения 65 лет и послушницы Хионии, жития её было в обители 22 года, от рождения 43 года». 192) Ветхий крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело Казанского Богородицкого монастыря рясофорной послушницы Екатерины Васильевны, скончавшейся 1869 года». 193) Крест с надписью: „1869 года скончалась инокиня Татьяна Ивановна 24 числа 12 1 / 2 часов-73 лет, живши в монастыре 40 лет». 194) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией инокини Пераскевы, от рождения её было 67 лет, скончалась декабря 22 числа 1870 года». 195) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах Казанского Богородицкого девичьего монастыря монахини Асенефы, скончавшейся июля 14 числа 1869 года, от рождения ей было 70 лет. Помяни её, Господи, во Царствии Твоем». 196) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах послушниц Казанского монастыря Александры, от рождения 34 г., в обители 4 г., скончалась августа 7 числа 1869 года и Ксении-от рождения 19 лет, скончалась того-же года и месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

108) Чугунная плита с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „I. Н, Ц. I. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Под сим памятником погребены тела: коллежского асессора Ивана Захарова Михайлова, скончавшегося 1847 года июня 7 дня и священнической жены Марии Сергеевой Михайловой, скончавшейся 1846 года февраля 25 дня». 109) Деревян. крест с надписью: „Господи приими дух её с миром! Под сим крестом погребено тело рабы Божией Феодосии Ивановны Мопшеной из города Мамадыш, скончавшейся 3 сент. 1889 года от роду ей 88 лет, в обители прожила 17 дней». 110) Деревян. крест без надписи и опоковый памятник с металлическим крестом, окруженные деревян. оградкой, на южной стороне памятника имеется надпись: „Под сим камнем погребено тело отставного штабс-капитана Николая Александровича Мунина», на северной: „жития его было 69 лет, скончался 1859 года декабря 8 в 12 часу пополудни». 111) Деревянный крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией Казанского монастыря инокини Серафимы, скончавшейся 1884 года месяца июля 1-го дня». 112) Такой-же крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело инокини Клеопатры, скончалась 1885 года сентябре 19 дня». 113) Окруженный деревянной оградой деревянный крест без надписи. 114) Три деревянные креста без надписей и опоковый пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „здесь погребено тело каз. купца Григория Феодоровича Молоденкова, скончавшегося 13 февраля 1873 года». Памятник и кресты окружены деревянной оградой. 115, 116, 118, 119, и 12о) Деревянныя кресты без надписей. 117) Деревян. крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело вдовы коллежского асессора Феодосии Петровны Вороновой, 19 декабря 1880 года скончавшейся в г. Симбирске 2 декабря в 2 часа дня на 78 году от рождения». 121) Ветхий деревянный крест без надписи. 122) Такой-же крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело титулярного советника Константина Семеновича Рыжкевич, скончавшегося 29 июля 1857 г., жития его было 40 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но сочинения византийских историков не были главным источником сведений об эпохе Константина Великого в юго- и восточнославянской книжности. Таковым являлось Житие свв. царя Константина и матери его Елены – памятник, к сожалению, почти не изученный текстологически 985 . Оно попало в Летописец Еллинский и Римский, а из него в хронографы различных редакций. Однако в Житии лежала традиция, отличная от византийской. В частности, в нём сообщалось о трёх чудесных явлениях креста императору Константину, два из которых не были известны византийским историкам. Первое – перед битвой на Мульвийском мосту. Тогда явившийся «на въздусе... крестьный образ» имел надпись, сделанную «писанми римьекыми... и глас бысть с небесе, глаголя: «Костянтине, сим побеждай!» " 986 или «Коньстянтине, сим одолевай!» 987 . Уже этот эпизод отличается тем, что свидетельствует о надписи на кресте, сделанной «писанием Римским», что не отражено у Созомена , который не заостряет вопрос, на каком языке была сделана надпись на явленном кресте. Лактанций же и Евсевий однозначно свидетельствуют о том, что монограмма на лабаруме была составлена из одной ( Лактанций ) или двух (Евсевий) букв греческого алфавита. Фраза же «Сим побеждай» или «сим одолевай», послужившая основой для аббревиатуры « в Житии связана с гласом, раздавшимся с небес, но отнюдь не с надписью на кресте. Описание явления второго креста – перед штурмом Византия – сходно с первым. Константину явился «крест на небеси составлен звездами и писание, глаголющее ему: «сим знаменем побеждай вся враги своя« " 988 или «Сим знамением победиши вся враги» 989 . Третий крест явился Константину перед битвой со скифами на Дунае, но это явление в Летописце Еллинском и Римском только упоминается как свершившийся факт 990 , а в Хронографе редакции 1512 года о нём не говорится совсем. Уже позже, после возвращения царицы Елены из Иерусалима с обретёнными святынями, «святый царь Коньстянтин сотвори три честные кресты от меди, во образ явлышихся ему... и златом чистым слияны имена постави на них сице: «Исус Христос победитель» " 991 . Далее в Хронографе редакции 1512 года следует обширная лакуна 992 , восполняемая по Летописцу Еллинскому и Римскому. Первый крест, «еже нарицемыи Исус златым слитьем устроив и постави ина въсток на комаре, идеже и ныне есть торг... Нарицаемаго же Христос... постави верху черьвленаго столпа римьскаго на Братолюбием. А другим животворящий и чюдоточныи божественный крест, нареченный Победа», император Ираклий «нарече... аникитос, сиречь победитель» 993 . Таким образом, и данный эпизод, существенно отличавшийся от описания императорского лабарума у Евсевия Кесарийского 994 , не имел для древнерусского читателя прямой связи с рассматриваемой аббревиатурой. Более того, согласно поздней византийской традиции он ассоциировался с Животворящим Крестом Господним, «им же непобедима есть сила Христова».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Отвещающий. Словом земля означаются здесь великие церковные учители, которые, отверзши уста своя и изрекши благочестивое учение, сим посрамили еретические лжесплетения, пожерли их, яко земля воду, и тем помогли жене – Церкви. О сем в надсловии, то есть в выходе книги Соборника сказано: «Последи же сих (апостолов) воздвигошася на Церковь от еретик брани, по проречению того же божественного Павла к ефесским пресвитерам, сице глаголюща: яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадяще стада Христова, и от вас самех востанут мужие, глаголюще развращеная, еже отторгати ученики вслед себе. Сию брань мню и Иоанну во Откровении являющу: еже змий гоняше жену, хотящую родити законныя чада, еже есть Церковь Нового Завета, на нюже пусти змий воду, сиречь тыя еретики, юже видев Бог не мало колеблему и озлобляему от него, воздвиг ей крепкия и бодрыя пастыри, от нихже глаголю первого и премудрого и великого Дионисия Ареопагита , и Иустина же, и Иринея, и божественного Ипполита, и дивного и изящного в философех Киприяна, и крепкого и непобедимого воина по святей Троице Афанасия Великого , твердых же и непоколебимых столпов православия Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, иже воистину помогоша Святой Церкви, пожерше еретическое учение, яко земля воду, правыми велений учении, яже и ныне предложима суть верным на отгнание таковыя мерзости». Откр.12:17 «И разгневася змий на жену, и иде сотворити брань со оставшим семенем ея, иже соблюдают заповеди Божия и имеют свидетельство Иисус Христово». Вопрошающий. Что есть оставшееся семя жены, с коим иде брань сотворити змий? Отвещающий. Оставшееся семя жены суть те из верных, которые, будучи еще младенцами о Христе, подобно коринфянам, питаются млеком, а не брашны, еще не способны летать высоко на крылах орла великого, возвыситься в познании истины и быть готовыми ко всякому ответу, не имуще, по апостолу, изощрен меч духовный, еже есть глагол Божий, чтобы разуметь глубины сатанины и обличить их. Посему они и именуются оставшимися, и об них же сказано выше: «не возложу на вы тяготы иныя, токмо еже имате держите, дóндеже приду» ( Откр.2:24–25 ). Змий, разгневався на жену, побеждающую и гонение его и ереси, идет сотворить брань с сим оставшим семенем ее, хощет прельстити простейших. И действительно, еретики не дерзают нападать на учителей церковных, а ищут обольстить простейших. Но и сии, аще имут твердое упование на Бога, вземлются к Богу и престолу Его, то есть сохряняемы бывают от приражения ересей, не внемлют учениям еретическим, пребывают тверды в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Сие утверждается в книге Матфея правильника, состав 2, глава 70. „Взыскано бысть и сие, Ираклийскому вопрошающе Мануилу, аще подобает принимати, яко верна, его же не священ крестил есть, священник ложно сотворився; се бо в пределех его тогда случися. И суди соборе, и сим покрещеватися; понеже бо, рече, посвященных Апостольских правилех 46, 47, 48 единым Епископом дадеся, и Священником, еже святого крещения совершение; показуется же сие и от 26 и 47 правил, иже в Лаодикии собора; овым убо не оглашевати, сиречь, поучати оглашенные, не поставленному от Епископа повелевающему, овому же просвещаемым веру извещати Епископом, или пресвитером, ни убо есть преподобно, ниже не погрешно, ни без соблазна крестившегося, от неприемшего власть крещати, и крещением оставление давати согрешениям, чистительно бо сим крещение божественному спримешати лику, не мала бо беда, да некогда от такового сомнения, той убо еже от святого крещения очищения лишится, и мы не сокрещенным предваримся причащающеся“. И ниже у него же: „Аще кто сопротив приносит, иже от великого Афанасия, еже отрочате сущу бывшее, да воспомянет градстий повелевающ закон, еже чрез правил не приносится во указе, или в притчу, и несть закон церкви скудное“. Симеона Фессалонитского от вопроса 13; Потребник великий, Иосиф: лист 15. „Неверие бо есть вещь такова, еже кроме священства 74 прияти хиротонию священная действовати“. У него же ниже: „Ниже бо глас божественный от них, ниже божественная дела, понеже благодати рукоположения не имут, (сиречь от Епископства посвящения) но и месть приимут иную за прельстившихся от них, или негде крещенных, или рукоположенных; сии бо ни хиротонисаны, ни крещени суть, ничто же бо дает не имеяй, и ничто же приемлет, что от неимущего, аще и мнится имети. Тем же и прельщен бысть, и веруяй быти, Священник, или крещен несть, и погибели сих крестивый повинен; не может бо человек имети неприем от Бога 75 кроме бо мене рече, не можете творити ни что же“. Святых Апостол правило 2 гласит: „Восхищающии недарованная им, раздражают Бога, яко же сынове Корреовы, и Озия царь; ни Диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворити“.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

60. Прежде 1431 г. Его же поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей Из рукописи синодальной библиотеки 562, л. 282–294. Издано было в «Дополнениях к Актам Историческим», т. I, 181, по списку с современными (XV) в. поправками, которые не всегда удачны. Важнейшие разночтения этого издания приведены с буквой А. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, к священническому всему и иноческому чину, о великом Божьем священстве, еже елико есть отстоящее небо от земли, толико отстоит христово священнодействуемое таинство от всякого превышьшего сана 2434 паче мирского; еже священник священно руками свершает, иже есть и самим ангелом страшна и ужасна Ибо блаженные Пророки очи нам быша, сокровенная явлена вся нам показаша, ради житием 2435 , ради явлением 2436 , ради нашествием Святого Духа: и 2437 не убо бывшая глаголюще, но и последним родом хотящее быть превеликое видение и деяние живонаписавше, темже и еже Сына Божьего ради плотского пришествия мирови проповедавше, еже от пречистой Богородицы Марии рождество, и еже с человеками пребывание, и наздание паки бытия к первой породе. 2438 Смотрите же убо о сем, как о многоразлична есть премудрость Творца нашего Христа Владыки! Сокрушен бо древле обретшу 2439 ему свой образ от греха и боговидного сана отложивша подобие 2440 , и претвори убо сего и назда, тако на первую доброту возведе, паче на оно большее, и назда убо всяко наше естество без крушения, и якоже юдесы себе нас створи; и сего же ради убо подобает быть юдесам, главе подобным, еже яко Христос божественным воплощением в человечество воплощеся, и сим к сему приобщением первее сам 2441 о себе соверши на тайной вечери, сам свое тело священнодействова и свою кровь дав на пищу и питие Апостолам, в образ всем верующим, хлеб же и вино прием и преложив сия в плоть свою священноначальным и божественным Духом, и в таковую же убо высоту 2442 и славу непобедимую смеренное наше естество вознесе человеколюбец Творец 2443 наш Христос Владыка: своим бо ученикам и Апостолам богатное подав, своего дела им вручив действовать, и рукоположи их, яко иных бог и седетелех 2444 , действом вседетельного Духа могущих творить великие божественные силы [и] дела; и сего же тако Апостолы сподобишася, и вселенную уловиша и богоразумием просветиша 2445 , и закон и священничество предаша, и церковь укрепиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Но и облака тем видение богословие сьстраяет, 657 знаменуе в сем свещенные умове ськровенного света премирне испльненыие, 658 прьвоявленное прьвоявление сокрьвенне приемлемыие и сие обилне в вторие второявителскы и подобне посилаемые и убо яко плодное тем и животворное и растительное и соврьшителное есть по умном дождерождени, еже приетное недро 659 влажныими дожды на оживляемая зачетия призиваемом. 7. Аще ли же и меды 660 и илектра и камении многомастныих 661 вид богословие небесныим сущством налагает, илектрон убо, яко златовиден, вкупе и сребровиден, являет негнилостную, яко в злате, и неизьнуряемую и неумаляемую и чистую светлость и светлостную, яко в сребре, и световидную и небесную зару. Медию же по отданныих словесех или еже огневидное, или еже златовидное да воздаетсе. Камень же многомастных видениям изьявляти да непщуетсе, или яко белим еже световидное, или яко чрьвеным еже огневидное, или яко русем еже златовидное, или яко зеленем еже юношьское и растущее, и по коемждо виде обрещеши возводителное изьобразителныих образ сказание. Но понеже сия по силе нами доволне реченна быше, непшую, да преидем на свещенное сказание небесныих умов свещеннообразного зверообразия. 8. И убо льва 662 663 образ изьявляти да непщуетсе еже владичествное и крепкое и неумекчателное и еже к сокровенствию неизвещателного Богоначелия елико по силе уподобляемое умныих стоп прикровением и таинствне неизводним сокровением еже по божествнем осияни на то вьиспрьпростирателного шествия; а еже вола 664 665 – еже крепкое и младостное и умныие бразды распространяе в подьетие небесныих и родотворныих дождей, и роговом еже блюстное и неудрьжимое; орла же 666 667 – еже царское и высоконосное и скоролетаемое, и еже к силотворной пищи острое и бдителное, и текущее, и благокьзненное, и еже к обилной и многосветлой лучи 668 богоначелничского слнцопрострьтия в очес силах благомощныими горепрострьтиями непретькновенне праве и неклонителне зрителное; а еже конь 669 670 – еже благопокорливое и благобрьздное; и белим сущиим еже светлое и яко паче божественого света сьродное; чрьныим же сущиим – еже скрьвенное; чрьвеним же – еже огневидное и силное; смесним же от белого и чрьного – еже гредущею силою краев сьсвезателное, и прьвая вторим, и вторая прьвыим обратителне или промыслителне совокупляе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010