За Литургией на заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении душ архиепископа Досифея (Протопопова), архиепископа Пимена (Хмелевского) и епископа Вениамина (Милова). Проповедь перед причастием произнес клирик собора протоиерей Михаил Беликов, рассказавший о жизни святителей Досифея и Вениамина, их исповедничестве и народном почитании. За усердные труды по подготовке и успешной организации перезахоронения саратовских святителей медали Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени был удостоен заместитель председателя комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии В.З. Высоцкий. По окончании богослужения была совершена панихида по архиепископу Досифею (Протопопову, 1866-1942) и епископу Вениамину (Милову, 1897-1955), возглавлявшим Саратовскую кафедру в ХХ веке. В советские годы, ввиду невозможности похоронить их в церковной ограде, они были захоронены на Воскресенском кладбище Саратова. В сентябре с.г., после получения соответствующих разрешений, захоронения были подняты на поверхность и перенесены в Крестовый храм епархиального управления, где их подготовили к погребению. В храме регулярно совершались панихиды и заупокойные литии. 8 декабря гробы с телами святителей на два дня были перевезены в Покровский собор Саратова, где совершались богослужения и к ним был открыт круглосуточный доступ, затем их перевезли в верхний храм Троицкого собора. Клирики епархии, сменяя друг друга, читали Евангелие над усопшими архипастырями. После панихиды под пение ирмосов Великой Субботы и Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского гробы с телами святителей были обнесены вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора и погребены в усыпальнице, расположенной в нижнем Успенском храме собора. Таким образом была восстановлена древняя церковная традиция, согласно которой архиереев хоронят на территории кафедральных соборов. В своем слове митрополит Игнатий отметил, что теперь каждый желающий может прийти к архипастырям в Троицкий собор. Архиерей также выразил благодарность губернатору региона Р.В. Бусаргину, представителям власти и силовых структур, которые помогли решить вопрос с перезахоронением.

http://patriarchia.ru/db/text/6083480.ht...

Николая, смиренным его " служкой " , помогавшим старцу в окормлении его духовных детей. Пастыри имели такое близкое духовное общение, что духовных чад друг друга они не только знали в лицо, но и знали их внутреннюю жизнь, так как параллельно вели их духовное окормление - один в скиту и киновии, другой - в Митрофаниевской церкви (22). Многолетняя работа " маленького батюшки " по установлению контактов между саратовцами, принадлежавшими к разным вероисповеданиям, принесла плоды в революционные годы. 2 февраля 1918 г. в квартире ректора Саратовской духовной семинарии архимандрита Бориса (Соколова) (23) прошло собрание православного духовенства совместно со старообрядцами, католиками, лютеранами и иудаистами для обсуждения возможных последствий действия декрета об отделении Церкви от государства. На собрание явились вооруженные красногвардейцы, обыскавшие и арестовавшие присутствовавших. Одновременно были произведены обыски в квартирах участников собрания (24). 28 января 1918 г. в Саратове прошел всенародный крестный ход, расстрелянный красноармейцами, а 9 октября состоялся показательный " пролетарский суд " над саратовским духовенством и мирянами, завершившийся расстрелом 42 заложников (25). В 1920 г. случилась встреча с о. Николаем Виктора Дмитриевича Милова, впоследствии епископа Саратовского и Балашовского Вениамина. Будучи работником красноармейской канцелярии, он пришел за советом к подвижнику. Поразив Милова своей прозорливостью, о. Николай указал его имя при постриге и направил в московский Свято-Данилов монастырь, предписав следующее молитвенное правило: " Будешь монахом - прилежи Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв: 300 Иисусовых и 300 Богородичных. У меня был старец отец Адриан - человек высокой духовной жизни. Он настолько любил Иисусову молитву, что все житейское не слышал, не вступал в суетные разговоры. Если заговорят при нем о пустом, он склонит голову вниз и заснет. Стоит же кому-либо заговорить о существенно важном, как он просыпался от своей мнимой спячки и обнаруживал глубочайшую мудрость.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

Перечитывая дневник епископа Вениамина (Милова) Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин – самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему – попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости. А ведь на Саратовской кафедре Епископ Вениамин прослужил всего полгода. Со дня его кончины прошло более полувека, и уже, наверное, совсем немного осталось людей, которые видели его лично. Почему же со временем не только не умаляется, но и возрастает эта любовь? «Дневник инока» Можно без преувеличения говорить о том, что пастырское служение Епископа Вениамина – все, от рукоположения до кончины – пришлось на один из самых страшных периодов в истории России и Русской Православной Церкви. Внешнюю канву его жизни можно проследить по немногочисленным сохранившимся документам; опубликованы воспоминания людей, которые были рядом с Владыкой в годы его служения в Троице-Сергиевой Лавре. Но есть и еще один важнейший неподдельный документ, повествующей о том, что обычно скрыто, – о внутренней жизни сердца, о пути, возрастании души. Это записи архимандрита Вениамина, опубликованные издательством Лавры в 1999 году под названием «Дневник инока» 1 . Записи датированы периодом со 2 января 1928 по 1 февраля 1933 г. и, строго говоря, не являются дневниковыми: отец Вениамин вспоминает в них, как правило, уже прошедшее, те события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Батюшке и Вам, Т[атьяна] Б[орисовна], желаю от Господа благодатного утешения в скорбях ваших. Мир вам и Божие благословение. С любовью о Христе грешный Е[пископ] В[ениамин] Кончина епископа Вениамина последовала 2 августа 1955 года. После него на кафедру был назначен митрополит Вениамин (Федченков) , пробывший там до 1958 года. На могиле старца Как-то мы с сестрой 177 оказались в гостях у Александры Иосифовны – одной из духовных чад епископа Вениамина (Милова) . Вспоминали батюшку, его священнослужение в Покровском монастыре, и по совету мы решили побывать в Саратове, чтобы посетить могилу владыки. Александра Иосифовна дала нам примерный ориентир его захоронения и, как бы подтверждая наше желание, сказала: «Поезжайте, найдете, Господь вам поможет». Это было весной. Выходные майские дни совпали с пасхальными, и мы смогли использовать их для поездки. По приезде в тот же день решили взять обратные билеты, так как в Саратове знакомых у нас не было и задерживаться не входило в наши планы. На вокзале слышим – объявляют по радио, что все билеты на Москву проданы. Стоим у закрытого окошка кассы и думаем, что делать. Первое искушение и первое чудо в этой поездке по молитве к батюшке о помощи произошло тут же. Вдруг открывается окошко кассы, и кассир спрашивает: «Вам до какого города?» Отвечаем: «До Москвы». – «Вот два купейных билета». – «Нам бы плацкартные». Женщина смотрит на нас с удивлением и говорит: «Да вы что! Билетов на Москву нет, эти два – случайные, их только что сдали». Словом, Сам Господь послал их по молитве батюшки, а мы еще что-то раздумывали. На остановке трамвая спрашиваем, как доехать до кладбища. Одна из женщин, которая назвала номер трамвая, стала вдруг говорить: «Вы из Москвы? Спрашиваете про кладбище, а как же вы найдете могилу? Да притом в городе два кладбища!» Мы и не знали, что ответить. Приехали. Ворота открыты, а на кладбище ни души. В майские праздники люди устремляются в другие места. Походили, поискали – все напрасно. Что делать? Вдруг появляется дворник. Спрашиваем о могиле владыки Вениамина (Милова) . Отвечает, что он такой могилы не знает. В отчаянии мы взмолились от всего сердца: «Батюшка, приехали к тебе на могилочку, помоги нам ее найти!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

40. Штрихи к биографии митрополита Киприана по тверским летописным источникам//Киприановичетения: 600 години от успението на св. Киприан, митрополит московски. Септември 2006 г. Велико Търново, 2008. С. 145–156. 41. Древнейшая редакция Жития свт. Арсения Тверского: датировка, атрибуция, рукописная традиция//Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследования МГУ им. М. В. Ломоносова. Ч. 1. Ярославль, 2008. С. 140–156. 42. Греческая чудотворная икона в Древней Руси//Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории: Материалы конференции. Афины; М., 2008. С. 90–97. 43. Ефрем//Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 48–59. 44. Об одном из этапов формирования легенды о Знаменской иконе//Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. XXI Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2009. С. 146–151. 45. Образ Александра Невского в ранних летописях//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 2(36). С. 55–63. 46. Тверские владыки конца XIII–XIV в. и их вклад в развитие тверской книжности и культуры//Русь, Россия: Средневековье и Новое время: Чтения памяти Л. В. Милова: Материалы конференции. М., 2009. С. 26–28. 47. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия//Meдiebucmuka. Вип. 5. Одесса, 2009. С. 50–60. 48. Об этапах формирования легенды о Знаменской иконе//Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л. В. Милова. М., 2009. С. 68–86. 49. Проблема власти в тверских литературных памятниках XIV в.//Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре»: Сборник научных статей. Тверь, 2009. С. 78–86. 50. Княгиня Анна – супруга Михаила Ярославича Тверского (по летописным источникам)//Святой благоверный великий князь Михаил Тверской: 690 лет в народной памяти: Сборник научных трудов. Тверь, 2009. С. 52–59.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

1 (с 28 октября 1917 по 7 ноября 1918 г.). М., 1919. С. 18-19. Там же. С. 28. Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах//Вестник церковной истории. 1/2, 2013. С. 323. Церковные ведомости. 1918, 3-4. С. 20-22. Известия. 1922. 99/1538. С. 1. Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах//Вестник церковной истории. 1/2, 2013. С. 323. В частности, декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 13 июня 1921 г. и инструкция Народного комиссариата внутренних дел РСФСР, изданная 21 января 1921 г. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1969. С. 76-77. См., напр., §12 (о проповедях) циркуляра Народного комиссариата юстиции РСФСР от 3 января 1919 г. Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 133-134. Генеральному прокурору С. С. Р. (sic!) гр. Милова Вениамина Дмитриевича//Дело епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова Вениамина Дмитриевича) [Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР]. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 25. Л. 7. Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом, 1996. Причем обращение будущего митрополита Антония произошло примерно в то же время, в какое свщисп. Василий обращался к своим молодым слушателям в евангельском кружке: в 1928 г. Предисловие от автора// Антоний Сурожский, митр. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Никея, 2013. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-28147. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-26533. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-23474. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-22580. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-6544. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 06.05.2020 10.10.2019 22.08.2017 31.10.2016 27.01.2015 Бывший СССР 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 Новости Москвы 05.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 03.04.2024 Последние комментарии 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:55 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/27/pr...

Перейдем к великой ектении, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды… Они поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает: – О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа; – О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу, – как было и при крещении Христа; – О еже дароватися им благодати избавления… наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святитель Димитрий Ростовский о действии сей воды; – О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны; – Яко да Господь Бог измет нас от всякаго навета и искушения сопротивника, будущего; – О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия наитием Святаго Духа; – О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, где крестился Сам Христос; – О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную; – О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную, согласно обещанию Самого Господа Самарянке ( Ин. 4:14 ), (дивное прошение! Освященная вода будет вести нас к вечной жизни!); – О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг; – О черплющих и емлющих (берущих) во освящение домов; – О еже быти сей во очищение душ и телес всем, верою черплющим же и причащающимся от нея (то есть вкушающих, а нельзя думать, что освященная вода заменяет Святое Причастие); – О еже сподобитися нам исполнитися (всякого) освящения вод сих причащением (вкушением). Какие великие прошения! Они так ясны, что иных пояснений и не требуют. Дальше священнослужитель читает долгую молитву; часть ее он произносит про себя, «тайно», еще во время ектении. В ней он опять молится: да, водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение (возрождение) и к первому нас устроиши свобождению от врага… Это все уже известно нам по богослужению на Крещение. Центром молитвы является прошение с троекратным благословением воды рукою: Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Перейдем к великой ектений, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды… Они поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает: — О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, — О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу, — как было и при крещении Христа; — О еже дароватися им благодати избавления… наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святитель Димитрий Ростовский о действии сей воды; — О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны; — Яко да Господь Бог измет нас от всякаго навета и искушения сопротивника, будущего; — О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия наитием Святаго Духа; — О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, где крестился Сам Христос; — О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную; — О еже быти воде сей  приводящей в жизнь вечную, согласно обещанию Самого Господа Самарян ке (Ин. 4, 14), (дивное прошение! Освященная вода будет вести нас к вечной жизни!); — О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг; — О черплющих и емлющих (берущих) во освящение домов; — О еже быти сей во очищение душ и телес всем, верою черплющим же и причащающимся от нея (то есть вкушающих, а нельзя думать, что освященная вода заменяет Святое Причастие); — О еже сподобитися нам исполнитися (всякого) освящения вод сих причащением (вкушением). Какие великие прошения! Они так ясны, что иных пояснений и не требуют. Дальше священнослужитель читает долгую молитву; часть ее он произносит про себя, «тайно», еще во время ектений. В ней он опять молится: да, водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение (возрождение) и к первому нас устроиши свобождению от врага… Это все уже известно нам по богослужению на Крещение. Центром молитвы является прошение с троекратным благословением воды рукою: Ты убо, Человеколюбие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).

http://pravmir.ru/zachem-osvyashhenie-vo...

Перейдем к великой ектений, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды... Они поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает: – О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, – О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу, – как было и при крещении Христа; – О еже дароватися им благодати избавления... наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святитель Димитрий Ростовский о действии сей воды; – О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны; – Яко да Господь Бог измет нас от всякаго навета и искушения сопротивника, будущего; – О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия наитием Святаго Духа; – О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, где крестился Сам Христос; – О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную; – О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную, согласно обещанию Самого Господа Самарянке ( Ин. 4:14 ), (дивное прошение! Освященная вода будет вести нас к вечной жизни!); – О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг; – О черплющих и емлющих (берущих) во освящение домов; – О еже быти сей во очищение душ и телес всем, верою черплющим же и причащающимся от нея (то есть вкушающих, а нельзя думать, что освященная вода заменяет Святое Причастие); – О еже сподобитися нам исполнитися (всякого) освящения вод сих причащением (вкушением). Какие великие прошения! Они так ясны, что иных пояснений и не требуют. Дальше священнослужитель читает долгую молитву; часть ее он произносит про себя, «тайно», еще во время ектений. В ней он опять молится: да, водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение (возрождение) и к первому нас устроиши свобождению от врага... Это все уже известно нам по богослужению на Крещение. Центром молитвы является прошение с троекратным благословением воды рукою: Ты убо, Человеколюбие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И становится на восток, непокровенным иереям, и знаменуют: Ныне и всегда. Молитва: Царю Святый, благоутробне... (Соаг. 52) Миром... О свышнем... О брате нашем... О еже отпуститеся грехам... О еже приити на него благодати... О еже быти ему неосужденну... О еже удостоитися ему царствия... О еже искупитися ему... О еже избавитися ему... Заступи... Пресвятую... Яко подобает... Благопременителю, Господи... (Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 124) Молитва над лампадой: Безначальне, вечне... (Goar. 337) Молитва на охранение его: Владыко Вседержителю, Святый Царю» (Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 127) 310 . Приведенное последование освящения елея замечательно обилием молитв, положенных здесь, и в таком виде и встречается только в рассматриваемой рукописи. Если отбросить вторую, третью и пятую молитвы, то в остальном получится состав освящения елея, свойственный чинам елеосвящения и других редакций. Затем обращает на себя внимание здесь и то, что выбор тропарей и кондаков предоставлен воле совершителей таинства. Это показывает, что к 13 веку, к какому времени относится рукопись библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 – по крайней мере, еще не везде успели сложиться определенные традиции относительно их выбора. Наконец, в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 освящение елея имеет более обычный вид. В этих рукописях после прочтения псалмов произносилась великая ектения с таким составом прошений: Миром... О свышнем... О мире... О святем храме... О еже благословитися... О еже дароватися ему благодати искупления благословения Иорданского... О еже ниспослати Господом Богом нашим Духа Святого на нас и на елей... О еже снити на елей сей очистительному единосущныя Троицы действию... О еже показатися от него и в нем помазуемым яко светилам небесным, не имеющим скверны или порока... О рабе Божием и о прощении ему всякого прегрешения... О еже удостоитися ему... О еже избавитися...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010