— Скажите, какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения? Подтвердите, так как следствию об этом известно. — Контрреволюционной деятельности среди населения я не вел. — Скажите, Воробьёв, признаете вы себя виновным? — В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. — Почему вы даете лживые показания, тогда как следствием ваша контрреволюционная деятельность установлена? — В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю. Поясняю следующее: моя связь с Диевским, братом Семёном и племянником Николаем состояла в посещении церкви. Вот всё, что сочли нужным ответить на вопросы следователя братья, единственная вина которых была в ревностном отношении к храму. 13 августа Тройка НКВД приговорила Семёна и Дмитрия к расстрелу. Николай не был приговорен к расстрелу только из–за того, что ему было в то время семнадцать лет, его приговорили к восьми годам исправительно–трудового лагеря. Братья Симеон и Димитрий были расстреляны 17 августа 1937 года. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Симон, единоверческий епископ Уфимский (память 5 августа по старому стилю) С вященномученик Симон, единоверческий епископ Уфимский (в миру Шлеев Симеон Иванович) родился в 1873 году в Симбирской губернии. По окончании Нижегородской Духовной Семинарии поступил вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия. 17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани, а с 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт–Петербурга. С 22 ноября 1907 года он — настоятель этого храма. Протоиерей Симеон был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро–Невской Лавре 16 июня 1918 года и назначен на новоучреждённую единоверческую кафедру епископом Охтенским. С 1920 года он — единоверческий епископ Уфимский, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918 г. – возведён в сан архиепископа. 1920 г., 26 февраля – скончался в заключении в Омске. СИМОН (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий). По окончании Нижегородской духовной семинарии поступил волонтёром в Казанскую Духовную Академию. Настоятель Петербургского единоверческого собора и директор реального училища. 1918 г. – принял монашество. 1918 г., 3(16) июня – хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. 1918–1920 гг. – единоверческий, затем православный епископ Уфимский. 1921 г., 12 сентября – убит в Уфе. ТИХОН (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и всея России. 1865 г., 19 января – родился в г. Торопце Псковской губ., в семье священника Спасо-Преображенской церкви (тезоименитство 30 января ст. ст.; родители Иоанн и Анна). 1872 г. – определяется в Торопецкое духовное училище и успешно его оканчивает. 1878–1884 гг. – с отличием оканчивает Псковскую духовную семинарию. 1888 г., 11 июня – одним из первых студентов оканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата-магистранта богословия. 1888 г., июнь – определяется преподавателем богословия и французского языка в Псковскую духовную семинарию. 1891 г., 22 декабря – в храме Псковской духовной семинарии Преосвященным Гермогеном [Добронравиным], епископом Псковским и Порховским, постригается в мантию с наречением имени Тихон (в честь св. Тихона Задонского ). Несколько позже – иеродиакон, иеромонах. 1892 г. – инспектор Холмской духовной семинарии; затем – ректор той же семинарии, архимандрит. Председатель Холмского Православного Богородичного Братства. Благочинный монастырей Холмско-Варшавской епархии. 1895 г. 6 мая – сопричислен к ордену св. Анны 2 степени. 1897 г., 16 октября – высочайшее повеление о бытии ректору Холмской духовной семинарии, архимандриту Тихону – епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. 1897 г., 19 октября – хиротонисан во епископа Люблинского в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершают: Первенствующий член Св. Синода, митрополит Санкт-Петербургский Палладий [Раев], архиепископ Казанский и Свияжский Арсений архиепископ Финдлянский и Выборгский Антоний [Вадковский], епископ Нарвский Иоанн [Кратиров] и епископ Самарский и Ставропольский Гурий [Буртасовский].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1922–1924: 21 .06(04.07).1924–09(22).12.1925: Тихон Русинов 1926–1927: Иов Рогожин Усть-Медведицкая (григ.) 09(22).12.1925–04(17).12.1931: Тихон Русинов, в. у. Усть-Медведицкая (обн.) 30 .10(12.11).1922–07(20).04.1924: Тихон Русинов 26 .04(09.05).1924–05(18).06.1924: Николай Рубцов 14(27).07.1924–29.04(12.05).1925: Сергий Озерецковский Усть-Сысольская (обн.) см. Сыктывкарская (обн.) Уфимская 22 .12(04.01).1913–1918: Андрей Ухтомский 1918–05(18).08.1920: Симон Шлеев 1919–1921: Андрей Ухтомский , паки 1921–02(15).09.1927: Борис Шипулин 15(28).10.1923–01(14).05,1925: Иоасаф Рогозин, в. у. 31 .07(13.08).1923–1927: Иоанн Поярков, в. у. 1925–1928: Питирим Лодыгин 1928–1928: Иов Веселов 1928–17(30).01.1933: Иоанн Поярков 31 .01(13.02).1933–18.02(03.03).1934: Софроний Арефьев 20 .04(03.05).1934–01.1936: Дионисий Прозоровский 1936–1937: Григорий Козлов Рувим Троицкий –1942: 1942–09.1942: Алексий Сергеев 1942–12(25).08.1944: Стефан Проценко 01(14).02.1945–05(18).11.1948: Иоанн Братолюбов Уфимская (обн.) 1921–03(16).11.1922: Николай Ипатов 11(24).03.1923–27.09(10.10).1923: Николай Орлов 07(20).07.1924–1925: Алексий Михайлов 1925–1926: Алексий Мигулин 14(27).04.1926–25.08(07.09).1926: Николай Чижов 1927–1928: Аристарх Николаевский 1929–1930: Серапион Сперанцев 01 .1929–24.02(09.03).1932: Павел Масленников 1932–1936: 06(19).09.1936–29.01(11.02).1938: Сергий Карнеев Феодосийская 1919–1922: Андрей Одинцов 09(22).12.1921–1922: Кирилл Соколов 1922–1924: Димитрий Абашидзе, в. у. 14(27).08.1924–1926: Антоний Панкеев 1927–1927: Иоанн Петропавловский 05 .1928–05.1928: Григорий Лебедев 29 .11(12.12).1928–25.06(08.07).1930: Дионисий Прозоровский 1929–1929: Константин Дьяков, в. у. 1930–1933: 1933–1933: Антоний Панкеев, паки Феодосийская (обн.) см. Керченско-Феодосийская (обн.) Ферганская (обн.) 1925–07(20).10.1925: Мелхиседек Николев 1925–1927: 26 .09(09.10).1927–12.1929: Алексий Микулин 1929–1930: Константин Смирнов 1931–1932: Геронтий Шевлягин Филадельфийская и Карпато-Русская (заруб.) Адам Филипповский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

31 августа (13 сентября) по предложению соборного Совета была создана делегация для передачи Совету народных комиссаров постановления Собора от 24 августа (6 сентября) о необходимости отмены инструкции Народного комиссариата юстиции от 17 (30) августа 1918 года «по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства». Состав соборной делегации был таков: митрополит Тифлисский Кирилл (Смирнов), епископ Симон (Шлеев), протоиерей А. И. Юницкий, профессор И. М. Громогласов, крестьянин А. И. Июдин, присяжный поверенный Н. Д. Кузнецов , торговый приказчик В. Г. Рубцов 338 . Суть принятого 24 августа (6 сентября) 1918 года Собором заявления, которое должна была передать в Совнарком делегация во главе с митрополитом Кириллом, сводилась к тому, что если декрет от 23 января 1918 года ставил Православную Церковь в положение фактически и юридически гонимой, то принятие инструкции Наркомюста от 30 августа явилось не только нарушением обещания Совнарком выслушать представителей Церкви, но и создало механизм разрушения церковной структуры. Инструкция Наркомюста являлась подзаконным актом по отношению к декрету об отделении Церкви от государства. Согласно инструкции Наркомюста религиозная община обязана была составить описи церковного имущества, которое национализировалось, а затем, уже в качестве «народной» собственности, могло предоставляться в пользование «двадцатке». Таким образом, с юридической точки зрения Церковь как некий церковно-общественный институт утрачивала свой социально-правовой статус, церковная жизнь атомизировалась. Отныне юридическим лицом советское государство признавало только группу граждан, объединенных в «двадцатку». Особую остроту обсуждению изданной Наркомюстом инструкции придавали политические события, являвшиеся трагическим фоном всей третьей сессии Поместного Собора: принятие 27 июня (10 июля) 1918 года Конституции РСФСР, согласно которой Церковь отделялась от государства и школа от Церкви, провозглашалась свобода антирелигиозной пропаганды, а монахи и церковнослужители лишались избирательных прав; июльский расстрел Царской Семьи; массовые казни духовенства (в том числе – епископата и членов Собора), так что почти каждый день третьей сессии Собора начинался пением «Со святыми упокой»; секуляризация домовых церквей и их имущества в образовательных учреждениях; чехословацкий мятеж, начавшийся еще в мае, и восстание эсеров, совпавшее с началом открытия Собора; антицерковная инструкция Наркомюста от 11 (24) августа, вступившая в силу 17 (30) августа; и, наконец, объявление советской властью 23 августа (5 сентября) 1918 года днем «красного террора» и расстрел в этот же день священномученика протоиерея Иоанна Восторгова . Именно последние события определили жесткость и эмоциональность соборного документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

338 Текст доклада: Предсоборный Совет, доклады. 76–86. Пересказ доклада Кудрявцева и общий обзор последующего хода дискуссии по вопросу о богослужебном языке включены в доклад А.В. Новосельского, представленный 5 августа 1918 г. VII отделу Поместного Собора. Этот последний доклад опубликован А.Г. Кравецким: Из материалов Отдела. 256–275. 341 Предсоборный Совет, доклады. 110–111 об. Публикации: Андроник. Нужно ли?; Богослужебный язык. 129–131. Андроник (Никольский , 1870–1918), канд. МДА (1895), преподаватель и инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне (Осетия, 1896), член (1897), архимандрит, ректор Александровской миссионерской семинарии (1899), Уфимской ДС (1900), еп. Киотский, пом. нач. Русской духовной миссии в Японии (1906), викарий Холмской епархии (1907), еп. Тихвинский (1908), Омский (1913), Пермский (1914), архиеп. (1918). Выступил с открытым протестом против большевистского насилия над Церковью и был казнен чекистами 20 июня 1918 г. 344 Евлогий (Георгиевский, 1868–1946) эмигрировал в 1920 г., жил во Франции и управлял русскими западноевропейскими приходами. С 1922 – митрополит, с 1930 – в юрисдикции патриарха Константинопольского. 345 Сергий (Страгородский , 1867–1944), член Синода, пред. II отдела Предсоборного совета, в 1907–1917 – пред. Синодальной комиссии по исправлению богослужебных книг, с 1925 – заместитель Патриаршего местоблюстителя, с 1943 – Патриарх Московский и всея Руси. 346 В то время – настоятель Петроградского единоверческого собора. В 1906 г. – член Петербургского Братства ревнителей церковного обновления (см.: Устав Братства, 3–4). Редактор единоверческого журнала «Правда Православия», в котором с разрешения Святейшего Синода (см.: Шлеев) в 1907–1908 гг. помещались старопечатные тексты праздничных стихир и канонов параллельно с русским их переводом. С 1918 г. – единоверческий еп. Симон Охтенский, затем еп. Уфимский. Убит в Уфе в 1921 г. 347 Илья Михайлович Громогласов (1869–1937), магистр богословия МДА (1909), специалист по истории русского раскола и церковному праву, церковный публицист. В 1917 на Поместном соборе избран членом Высшего Церковного Совета, в 1922 рукоположен во священника, служил в храме Христа Спасителя. Четырежды подвергался аресту, расстрелян в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

398 Письма и доклады. 87 об. Сергий Николаевич Щукин (1873–1931), протоиерей Успенской ц. в Аутской слободе близ Ялты, окончил СПбДА, друг А.П. Чехова; находился под арестом (1921–1922), с 1925 служил в Спасо-Песковской ц. в Москве. 399 Третья соборная сессия (2 июля – 20 сентября 1918) вообще работала в экстремальных условиях: большевики уже развернули широкую кампанию гонений против Церкви. Некоторые члены Собора приняли мученическую кончину или находились в заключении. Другие не могли приехать в Москву по условиям гражданской войны и разрухи. К началу сессии прибыли лишь 140 из 563 членов Собора. 400 В.К. Недельский, А.В. Новосельский, Б.А. Тураев , прот. А. Хотовицкий и свящ. И. Щукин – в подотделе, еп. Симон (в то время еще прот. Симеон Шлеев) – в VI отделе Предсоборного совета. Подписной лист участников заседания см.: Отдел, Протоколы. 529–529 об. О личном составе отдела см.: Сводные данные (1). 115–119; Сводные данные (2). 170–175 об.; Списки членов. 132–149 об.; Списки. 13–26. 402 Иоанн Алексеевич Артоболевский (1872–1938), магистр богословия МДА, проф. Сельскохозяйственной академии и настоятель церкви при ней, делегат от клириков Московской епархии. Впоследствии член Высшего Церковного Совета. Подвергался арестам в 1922 и 1938 гг. Расстрелян. 404 Зиновий (Дроздов, 1875–1941?), еп. Тамбовский, канд. богословия СПбДА (1904), впоследствии неоднократно подвергался заключению и ссылке, после 1927 г. – в оппозиции митр. Сергию, скончался, вероятно, в заключении. 406 Текст доклада (машинопись с авторской правкой): Отдел, Протоколы. 545–562. Опубликовано с незначительными пропусками и ошибками чтения в: Из материалов Отдела. 256–274. Протокол заседания: Отдел, Протоколы. 542–544, 563–570 об. 409 Текст в окончательной редакции отдела см.: О языке. 1–1 об.; впервые опубликован в 1993 г. (Кравецкий. Дискуссии. 120) с мелкими неточностями, которые перешли и в последующие публикации: Кравецкий. Проблема языка. 70–71; Из материалов Отдела. 274–275; Котт. 88–89. Более точный текст: Богослужебный язык. 138–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В богатых обителях, куда стекается много богомольцев, желательно иметь одного или двух образованных иноков для живой проповеди слова Божия, причем обители эти должны принять на себя содержание сих благовестников. Наиболее целесообразный вид благотворительности монастырей в духовном и материальном отношении заключается в оказании всесторонней помощи в том или ином виде окрестному населению, напр.: устройство школ около обители, помощь во время народных бедствий, предоставление населению монастырских сельско-хозяйственных машин и в случаях крайней нужды снабжение зерном и другими продуктами. Некоторые монастыри должны быть переименованы в миссионерские и посвятить себя миссионерской деятельности, как, напр.: Покровский монастырь в Москве, в особенности же некоторые монастыри в епархиях с инородческим населением и на окраинах». См. продолжение рисунка Рис. 9. Основные миссионерские аспекты Постановлений Всероссийского съезда ученого монашества 1917 г. Источник: составлено автором Приложение 9 Рис. 10. Основные миссионерские аспекты Постановлений Всероссийского съезда представителей от монастырей 1917 г. Источник: составлено автором Рис. 11. Преемственность решений монашеских съездов начала XX в. в части миссионерского служения РПЦ и ее монастырей Источник: составлено автором Приложение 10 Заседание Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Заседание Всероссийского Поместного Собора 1917–18 гг. Рисунок 163 Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин, †1925) Святитель Тихон (Беллавин), икона РПЦЗ – «исповедник» Святейший Патриарх Тихон и митр. Арсений (Стадницкий) с 28 мирянами – членами Собора и Соборной канцелярии Архиеп. Антоний (Храповицкий , †1936) Епископ Серафим (Александров , †1937) Прот. Симон (Шлеёв , †1921) Митр. Платон (Рождественский, †1934) Архиеп. Евлогий (Георгиевский, †1946) Архиеп. Серафим (Александров , †1936) Протопресв. Шавельский Георгий Иванович (†1951) Прот. единоверческой церкви Шлеев Григорий Степанович (†1928) Архим. Вениамин (Кононов, †1928)

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В пределах Римской империи в IV столетии существовало не менее 200 провинций, и, следовательно, примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела, автокефальных Поместных Церквей, которые с течением времени стали объединяться в патриархаты . По смыслу 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил епископ и митрополит на своем уровне обладали полнотой самостоятельности, вынося на суд вышестоящей инстанции (соответственно митрополита или патриарха с их синодами) лишь те вопросы, которые выходили за рамки внутренней жизни их церковных округов . При несоблюдении данного соборного принципа создаваемые сегодня митрополии вместо дополнительных центров соборности на промежуточном между Патриархом и епархиальными архиереями уровне могут стать очередной бюрократической инстанцией в нисходящей церковно-административной «вертикали», лишь отдалив епархиальных епископов от высшего управления Церковью. При разработке системы управления митрополичьих округов данное обстоятельство необходимо учитывать. Второе. Для превращения митрополий в полноценные соборные центры необходимо поддерживать тенденцию на увеличение количества входящих в округа епархий. При обсуждении подходов к принципу формирования округов на Поместном соборе 1917-1918 годов вопрос о количестве епархий, входящих в округ, признавался существенным. Если для объединения епархий в миссионерско-пастырских целях митрополичьи округа могли быть небольшими по составу, то для округов как самостоятельных церковно-административных единиц требовалось, чтобы состав их местных окружных соборов был внушительным по числу епископов. В последнем случае количество объединяемых в один округ епархий должно было быть более значительным. «Соборность потеряет свое значение, если в округе будет 2-3 епархии, - говорил на Соборе архиепископ Серафим (Чичагов). - В митрополичьем округе должно быть 10-15 епархий» . Епископ Симон (Шлеев) полагал, что учреждение новых епархий, необходимость которого была осознана Собором, может встретить сопротивление у отдельных архиереев, в то время как при образовании округов появление новых епархий будет в интересах целой группы епископов, входящих в округ .

http://bogoslov.ru/article/2813585

В этом списке значится и доклад «Об упорядочении богослужения» 890 . После возобновления деятельности Собора, 17/30 июля 1918 года, замещающий председателя отдела о богослужении, проповедничестве и храме епископ Охтенский Симон (Шлеев) и иеромонах Афанасий (Сахаров) запросили этот доклад для ознакомления вновь вступивших членов отдела, который к тому времени значительно обновился в своем составе. Одновременно отдел принял решение «ввиду запросов с мест, просить высшее начальство о скорейшем распубликовании ко всеобщему сведению» доклада «Об упорядочении богослужения» 891 . 15/28 августа доклад был вновь заслушан Епископским совещанием под председательством святителя Тихона. Постановили: Остаться при прежнем постановлении, передав Св(ященному) Синоду в копии доклад Отдела о богослужении и настоящий журнал Епископского Совещания для приведения в исполнение постановления Преосвященных Архипастырей 892 . Не удовлетворившись таким решением, 34 члена Собора направили в Соборный совет следующее заявление: Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими недостатками, в значительной степени умаляющими его назидательность, благолепие и благодатное воздействие на душу молящихся. Устранение их, желательное и необходимое при всяких условиях, становится особенно повелительным долгом в переживаемый ныне Русскою Церковию период тяжких гонений на нее со стороны враждебных христианству сил. Имея это в виду, нижеподписавшиеся члены Собора почтительнейше просят Собор вменить в обязанность органам Высшего Церковного Управления безотлагательно принять все необходимые меры к усовершенствованию русской церковно-богослужебной практики, руководствуясь в этом святом деле выработанными «Отделом о богослужении, проповедничестве и храме», но не рассмотренными в общем заседании Собора по недостатку времени докладами «Об упорядочении богослужения» и «О церковном пении» 893 . Собор заслушал это заявление 30 августа/12 сентября и утвердил предложение Соборного совета «ввиду краткости оставшегося времени до окончания занятий Собора» передать упомянутые доклады на разрешение Патриарха и Синода 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010