Во-вторых, Уфа стала центром официальной мусульманской религиозной жизни России, причем в национальном отношении ее носителями были татары. Уфа, таким образом, была центром и татарской религиозной жизни. Башкирское национальное сознание испытывало по этому поводу сложный набор комплексов и фобий, которые позднее вылились в мощную антитатарскую реакцию. К 1917 году Башкирия представляла собой край самых разноплановых религиозных тенденций. Среди башкир и татар укрепляется ислам, но в то же время на волне возникающего башкирского национального движения звучат требования башкиризации ислама, которые находят свою опору в национальной разновидности суфизма — ишанизме, получившем распространение в XIX веке. Ишаны, имевшие многочисленных мюридов, стали влиятельными национальными религиозными и общественными авторитетами. В христианской среде также идут бурные процессы. После указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 г. старообрядцы Башкирии быстро занимают видное место в экономической и общественной жизни. Немецко-польская католическая община, выросшая за счет инженеров и квалифицированных рабочих в городах, сельских колонистов, а также принявших католичество русских, была одной из самых активных в России. На ее основе во время Гражданской войны в 1918–1919 гг. был создан религиозно-общественный «Римско-католический союз в честь Сердца Господа Иисуса Христа» и была предпринята попытка создания христианско-демократической партии. Во главе этого движения стоял русский католик и русский националист(!) В. Зенкин. Неудивительно, что в условиях такого религиозного бурления именно в Башкирии достигла своего пика реформаторская деятельность епископа Андрея (князя Ухтомского), возглавившего в 1914 г. Уфимскую епархию. Епископ Андрей развернул бурную деятельность, направленную на единение Церкви с земством, на развитие благотворительности, церковной кооперации, просвещения и самоорганизации мирян. Одной из важных сфер деятельности епископа Андрея было миссионерство, в котором он больше всего преуспел среди чувашей. Были также обращения татар и башкир. Глубокий интерес владыки Андрея и стремление восстановить церковное общение между православием и старообрядчеством принесли свои плоды уже после революции. В первую очередь, по инициативе уфимского епископа был создан единоверческий епископат. Первоиерарх единоверцев Симон (Шлеев) погиб мученической смертью от рук большевиков именно в Уфе в 1921 г. После епископа Симона первоиерархом единоверцев стал сам вл. Андрей.

http://religare.ru/2_7167.html

Став настоятелем Никольской единоверческой церкви, отец Симеон приступил к активной деятельности на новом поприще. Им было организовано Братство, ставившее серьезные задачи и успешно добивавшееся их реализации под опытным руководством Шлеева. При приходе было открыто реальное училище, велась катехизаторская и образовательная работа, готовились кандидаты в церковно- и священнослужители, оказывалась благотворительная помощь неимущим. Симеон Шлеев заботился о сохранении церковного быта и истовом совершении уставного богослужения. К 1914 году в возглавляемом отцом Симеоном училище обучалось более 400 человек, состоялось и открытие женской гимназии. В 1910 году Симеон Шлеев издает книгу «Единоверие в своем внутреннем развитии». Труд становится первым в своем роде, поскольку до святителя данная тема была мало кем исследована. Единоверие, наконец, показывается не как временное учреждение, а полноценная часть Православия, призванная к святой миссии единения русского народа в духе братской любви друг к другу. В 1916 году у отца Симеона умирает супруга, и он принимает монашество с именем Симон. На руках остается десятилетняя дочь, которая будет сопровождать отца вплоть до его последних дней. Активная деятельность отца Симеона в течение нескольких лет привела к возможности созыва первого Всероссийского единоверческого съезда. Со всех уголков Российской Империи съезжаются делегаты, наконец, Единоверие имеет возможность обсудить ряд накопившихся вопросов. Конечно, в первую очередь они были посвящены поставлению епископа. Данная тема была для единоверцев ключевой с момента организации этого богоугодного учреждения, но никогда еще не звучала так мощно и организовано. «Вопросы первого… Съезда… главным образом об единоверческом епископе, о клятвах соборов… Они стары, как… и само Единоверие», – напишет позже в предисловии к трудам съезда отец Симеон. Делегаты съезда горячо благодарили Шлеева за его труды, за стремление потрудиться для родного Единоверия и всей Церкви. Пройдет еще пять лет – и состоится второй съезд, итогом которого станет поставление во епископы к тому времени уже архимандрита Симона (Шлеева). Батюшка неоднократно брал самоотвод, но горячие просьбы единоверцев сделали свое дело. 16 июня 1918 года архимандрита Симона (Шлеева) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел в сан епископа Охтенского, проведя поставление по старопечатным книгам в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

http://pravoslavie.ru/105823.html

Дважды поднимался вопрос об округах и на закрытых экстренных заседаниях 18/31 августа и 21 августа/3 сентября 1918 года, посвященных обсуждению вступившей в силу инструкции Наркомюста об отделении Церкви от государства, изданной 11/24 августа 1918 года. В условиях начавшегося открытого наступления на Церковь, когда сама дальнейшая работа Собора могла оказаться невозможной, единоверческий епископ Охтенский Симон (Шлеев, впоследствии священномученик) предлагал все очередные законопроекты отложить в сторону, чтобы успеть решить вопрос о митрополичьих округах: «Нас ждет разрозненность в церковной жизни и невозможность сноситься с центром. Каждая группа вынуждена будет жить и действовать сама по себе. Поэтому мы должны узаконить эту разрозненность отдельных церковных единиц. Нас всех ожидает мученичество. В первую голову мученичеству могут подвергнуться епископы. Мы должны позаботиться об увеличении числа епископов и, в первую очередь, поставить епископов по всем уездным городам. Нужно более раздробленности, нужно ехать на места и организовывать живые силы, без которых мы ничего не можем сделать» . Обсуждение доклада об округах, несмотря на включение его в повестку заседаний, неоднократно откладывалось. 5/18 сентября, в конце третьей, ставшей заключительной, сессии Собора митрополит Тифлисский Кирилл (Смирнов) представил на соборное обсуждение доклад Отдела о высшем церковном управлении «О церковных округах». В работе Собора четко обозначились два различных подхода к вновь образуемым округам. Согласно первому подходу, епархии объединялись в церковные округа лишь для лучшей координации их миссионерско-патырской деятельности. Согласно второму подходу, церковные округа уже мыслились как относительно самостоятельные административные церковные единицы, по сути – малые автономные церкви, объединенные в патриархат. Изначально в докладе «О церковных округах», разработанном в Отделе о высшем церковном управлении, получил отражение первый подход. Однако в представленных Собору докладах о церковном суде и о составе соборов церковные округа рассматривались не только в качестве миссионерско-пастырских, но и административно-судебных центров. Предлагалось, в частности, чтобы на Собор трехлетней очереди являлись представители не от епархий, а от митрополичьих округов . При этом, согласно предложенному проекту, митрополиты, как и епископы округа, должны были избираться в своих епархиях .

http://bogoslov.ru/article/2813585

Никодим (Кононов) , епископ Белгородский, замучен и изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму и предан погребению лишь через полгода, будучи узнан среди трупов по монашескому параману. По другой версии, после издевательств был заживо засыпан негашеной известью. Макарий (Гневушев) , епископ Вяземский. Лаврентий (Князев) , епископ Балахнинский, викарий Нижегородский. Пимен , епископ Верненский, викарий Туркестанский. Герман , епископ Камышинский. Варсонофий (Вихвелин) , епископ Кирилловский, викарий Новгородский. Иустин , архиепископ Омский и Павлоградский, умер в Омской тюрьме в марте 1920 г. Мефодий , епископ Петропавловский Акмолинской области, убит весною 1921 г., в штыковую рану в груди убийцы воткнули крест. Симон (Шлеев) , епископ Уфимский, застрелен в своей квартире 6 июля 1921 г. Назарий , митрополит Кутаисский, взят с одра болезни и расстрелян за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия. Вениамин (Казанский) , митрополит Петроградский, убит 12 августа 1922 г. Филарет , епископ Костромской, замерз в ссылке в Архангельской губернии в 1922 г. Серафим , епископ Елуторовский Тобольской епархии, умер в ссылке в Пермском крае около 1925 г. Иерофей (Афоник) , епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодский, в мае 1928 г. убит огнестрельным оружием в голову при аресте, когда народ не давал его арестовать за отказ повиноваться митрополиту Сергию и поминать советскую власть. Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский, умер в Соловецком лагере 27 января 1929 г. Иларион (Троицкий) , архиепископ, викарий Московский, умер в Петроградской тюрьме 15 декабря 1929 г. Сергий , епископ Ефремовский, расстрелян в Бузулуке в 1929 г. Серафим (Мещеряков) , митрополит Кавказский, расстрелян в Ростове-на-Дону в тюрьме в 1932 г. Афанасий (Сахаров) , архиепископ Старобельский, расстрелян в Харьковской тюрьме в 1932 г. Агапит (Вишневский) , архиепископ Екатеринославский, умер в тюрьме от голода и тифа. Александр (Белозеров) , архиепископ, умер в Ростовской тюрьме в 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Серафим (Звездинский) , еп. сщмч. – см. 1332. Серафим (Чичагов) , еп. сщмч. – см. 1247. 997. Кончина архиеп. [Казанского и Чистопольского] Сергия [Королева] (21 дек. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1953. 13. С. 64. Сергий (Соколов) , еп. – см. также 1066. 998. Сергий (Соколов) , еп. Новосибирский и Бердский (14.07.1951–20.10.2000): [Некролог]//АиО. 2000. С. 389–393. Сергий (Страгородский) , патр. – см. также ИУ. 999. Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия [Страгородского] (от «Декларации» до «Памятной записки»)//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 174–186. 1000. Дворкин А. Л. Миссионер: [Жизнь, личность и взгляды патр. Сергия (Страгородского) : Главы из канд. дис.]//АиО. 1995. 2(5). С. 139–156. 1001. Десятилетие кончины Святейшего патриарха Сергия (Страгородского) //ВРЗЕПЭ. 1954. 19. С. 98–105. 1002. Еремина В. М. Из жизни патриарха Сергия Краткий очерк]//АиО. 1999. 2(20). С. 196–206. 1003. Игнатия (Петровская) , мон. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь/Публ., примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1999. 3(21). С. 181–185. Симон (Шлеев), еп., сщмч. – см. 1260. Тихон (Белавин) , патр., свт. – см. ИУ. Фаддей (Успенский) , архиеп., сщмч. – см. 1247. Феодор (Поздеевский) , архиеп. – см. 1549. 1004. Надеждина А. Побежденная смерть: Архиеп. ФИЛАРЕТ (Лебедев) Рижский и Латвийский//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 228–235. Приходское духовенство Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. – см. 1247. Алексий Мечев , иерей, прав. – см. ИУ. Валериан Новицкий, иерей, сщмч. – см. 1312. Владимир Амбарцумов, иерей, сщмч. – см. 1318. 1005. Крашенинникова М. А. Воспоминания об о. Николае Голубцове//АиО. 1999. 3(21). С. 280–287. 1006. Голубцов С. , протодиак . С тобой я сердцем – в Кадашах: Прот. Илья Громогласов (20.07.1869–4.12.1937)//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 132–157. Иоанн Восторгов , прот., сщмч. – см. ИУ. Иоанн Кочуров, прот., сщмч. – см. 1247. Каледа Г. А., прот. – см. также ИУ. 1007. Протоиерей Глеб Каледа . 1921–1994: Некролог//АиО. 1994. 3. С. 5–6. 1008. Дворкин А. Л. Об о. Глебе Каледе //АиО. 1995. 1(4). С. 126–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я вспоминаю, как в 2016 году на Великую субботу в моем родном городе волонтеры собирали подписи за запрет абортов. Мне довелось оценить настроение прихожан трех приходов. Было грустно, что от людей, посещающих храм Божий, по вопросам абортов можно было услышать диаметрально противоположные мнения! Еще больше споров вызывают культмассовые мероприятия некоторых приходов и епархий, становящиеся предметом широкого обсуждения в сети. Нет единства у православных христиан даже в отношении чтения рэпа на амвоне и танцев маленьких балерин в храме. В условиях «рушащейся империи» Дреер предлагает стратегическое отступление. Молитва, порядок во всем, труд, аскетичный образ жизни и общинное жительство дадут христианам шанс сохранения своей веры. Писатель также призывает к практике, а не пустому разглагольствованию. По его мнению, на базе общин необходимо создавать христианские предприятия и школы. Род Дреер непримирим в отношении светского образования. Современные христиане стремятся организовать обучение своего ребенка с целью его дальнейшего успешного устройства в этой жизни. Однако дети довольно часто становятся жертвами духа времени. Не имея твердых нравственных основ, они не всегда способны этому духу сопротивляться. Дреер приводит обезоруживающий пример: как обезопасить чадо от окружающих сверстников со смартфонами, имеющих доступ к интернету и информации ЛЮБОГО содержания? Спорить трудно. Дреер подводит читателя к монастырскому идеалу жизни для мирян. Мне это напомнило единоверческую традицию Писатель, взяв святого Бенедикта Нурсийского и его общину за образец, неизбежно подводит читателя к монастырскому идеалу жизни для мирян. Мне это мгновенно напомнило единоверческую традицию внутри Русской Православной Церкви. Священномученик Симон (Шлеев) , ярчайший из апологетов и защитников «древлего благочестия» синодального периода, справедливо назвал «монашеским» быт единоверческих приходов. Действительно, у «бенедиктинского варианта» и старообрядной традиции на первый взгляд много общего.

http://pravoslavie.ru/110211.html

В царствование Николая I позиции Единоверия значительно укрепились. Увы, не без административного вмешательства и давления на представителей старообрядческих согласий. Ошибочно обвинять рядовых единоверцев в имевших место силовых методах «освобождения» церквей и монастырей. Административно-бюрократический, канцелярско-солдатский подход правительства к «врачеванию раскола» делал свое дело. Монастыри на Иргизе, Черниговщине, Нижегородчине и в других уголках империи становились единоверческими. Появляются приходы и в Москве, на Рогожском и Преображенском кладбищах, в центрах староверов. К концу царствования Николая I в России насчитывалось 179 единоверческих приходов, записанными единоверцами назывались 200 тысяч человек. Во второй половине XIX века единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, касавшихся не просто изменения отдельных пунктов правил 1800 года, но предполагавших коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Единоверию. Были здесь и предложения о создании Всестарообрядческой церкви, и просьбы о пересмотре правил Единоверия 1800 года, и вопрос о епископе. Большинство из всех принципиальных просьб Синод оставил без изменения либо внес совершенно непринципиальные коррективы. Однако за 100 лет Единоверие уже превратилось в определенную силу, со своими устоями и традициями, активной позицией и желанием стать полноценными членами Церкви – чего, надо сказать честно, до конца еще не ощущалось. Священномученик Симон (Шлеев) Революционная смута заставляет Патриарха ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры Первая четверть XX века – безусловно, период расцвета Единоверия, и время это неразрывно связано с именем священномученика Симона (Шлеева), первого единоверческого епископа и неутомимого деятеля православного старообрядчества. В эти годы активно обсуждается тема епископства для единоверцев, проходит сначала ряд епархиальных, а затем и три Всероссийских их съезда, поставляются сначала один, а затем несколько старообрядных архиереев… Единоверцы – уже не «миссионерский проект», они есть полнота Церкви. Революционная смута заставляет Патриарха Тихона ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры, убеждаясь впоследствии в их ревности, стойкости духа, пастырском навыке и готовности отдать жизнь за Христа. В 1927 году проходит Съезд единоверцев, на котором среди прочих вопросов обсуждается и необходимость образования новых епархий для единоверцев, высказывается негативное отношение к раскольничьему ВЦУ. А вскоре, в 1929 году, Священным Синодом снимаются и клятвы на старые обряды. К великому сожалению, обстановка в стране привела к тому, что очень скоро единоверческие приходы растворились среди общеправославных. О советском периоде жизни единоверческих общин нам известно крайне мало.

http://pravoslavie.ru/104548.html

На Берсеневке, в церкви святителя Николы, меня встречал храм и покои Малюты Скуратова, ставшие теперь обителью единоверческой общины. Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) пригласил меня к участию в соборной службе. Община довольно дружная, на трапезе непременно читаются поучения (даже для одного гостя!), что не позволяет праздным мыслям проникать в сознание. Игумен Петр (Васильев) и староста (а также заместитель главного редактора телеканала «Царьград») Михаил Тюренков встретили меня в Никольской церкви в Студенцах. Старинный храм с просторными помещениями словно дышит духом Святой Руси. К сожалению, наша встреча была довольно короткой. Но для славной главы будущей книги мне удалось услышать более чем достаточно. Северная столица В Никольском храме, где когда-то служил священномученик Симон (Шлеев) – первый единоверческий епископ, теперь располагается Музей Арктики и Антарктики, а единоверцы, после того как много лет ютились в маленькой переданной им часовне, теперь имеют возможность молиться в более просторном помещении на первом этаже красивого дома в стиле барокко. Протоиерей Петр Чубаров любезно пригласил меня на богослужение, рассказал о своем пути в Единоверие: этнографических экспедициях 1970-х, знакомстве со знаменным распевом и решении вместе с друзьями организовать старообрядную общину. А священником неожиданно выбрали именно его. Петр Чубаров и община Когда я въезжал на Анинский погост – местонахождение православной единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери, – что в Кировском районе Ленинградской области, казалось, здесь сохранилась архитектура 300–500-летней давности. Но нет: аскетичные постройки из грубого дерева – дело рук настоятеля священноиерея Сергия Чижа, его семьи и тех, кому дорого наше древнерусское Православие. За 27 лет построено три храма, сторожка, звонница, колодец, несколько поклонных крестов, обустроено и содержится братское церковное кладбище, где упокоилось 65 членов общины и ее благотворителей. Паникадила из неезженых тележных колес, подвешенные на цепях; тесаные ступени из цельного бревна; купель в полу храма для совершения Крещения погружением… – древность как будто сошла со страниц истории. В середине погоста – небольшой пруд, в котором на Богоявление каждый желающий может погрузиться в купель. Главное достояние – храм преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя священномучеников Симона (Шлеева) и Андрея (Ухтомского), крестильный храм Тихвинской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/115807.html

Авторитет владыки сыграл свою роль: открыто устранить святителя местное ЧК боялось. И в ход была пущена целая злодейская комбинация с убийством и инсценировкой ограбления. Накануне праздника Преображения Господня епископ Симон (Шлеев) был застрелен во дворе своего дома… Полвека своей короткой, но яркой жизни Симон Шлеев посвятил делу Единоверия – сохранению подлинно-церковной жизни от обмирщения и врачеванию тяжкой раны раскола. Никто ни до, ни после святителя не сделал в этом деле столько, сколько сумел с Божией помощью совершить владыка Симон. Единоверие стало полноценным учреждением в Русской Церкви, упорядочилось в своем внутреннем укладе, впервые с момента раскола появились архиереи, поставленные по старопечатным книгам. Наследие Древней Руси, выраженное в высокодуховном уставном богослужении, крюковом пении, канонической иконописи, хранении старинных преданий, воцерковленном быте и пространстве жизни – все это не без стараний епископа Симона сохранялось, преумножалось, становилось достоянием всей Церкви. А сколько старообрядцев вернулись в лоно Матери-Церкви!.. Этот краткий труд – скромная попытка лишь крупными мазками привлечь внимание широкого круга православной общественности к личности святителя Симона. Родившись в семье старообрядцев-раскольников, став деятелем Единоверия – движения-объединения, движения-миротворца, святитель мученически окончил свою жизнь на общеправославной кафедре, войдя в лик Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Рейтинг: 10 Голосов: 832 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна Сем. 20 августа 2017, 10:31 Спасибо большое за житие священномученика Симеона! Я ничего не знала и не слышала про святого батюшку раньше. Владимир Рыбников 18 августа 2017, 16:37 Священномучениче Симеоне, моли милостивого Бога о нас! Lobo . 18 августа 2017, 10:52 сщмч.Симон моли Бога о нас...дивен Бог во святых Его! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей

http://pravoslavie.ru/105823.html

15(2) марта петроградская единоверческая община постановила возбудить ходатайство об учреждении такой кафедры на точном основании соборного Определения. 19 (6) марта соответствующее прошение было подано митрополиту Вениамину. Его резолюция последовала 2 апреля (20 марта): «Согласен. Представить проект правил об избрании кандидата в единоверческие епископы на Охтенскую кафедру» 744 . 14(1) апреля состоялось соединенное собрание Храмового Разряда общины с духовенством и мирянами единоверческих приходов Петрограда. Оно приняло необходимый проект, который на следующий день и был представлен митрополиту. 19(6) апреля владыка утвердил правила избрания единоверческого епископа и предложил созвать приходские собрания в Неделю жен-мироносиц, 19(6) мая, а общее собрание представителей единоверческого клира и мирян епархии – 31(18) мая. 25(12) апреля Петроградская Духовная консистория издала соответствующий указ. В назначенный день, 31(18) мая, в Никольском храме на Николаевской улице Божественную литургию совершал митрополит Вениамин в сослужении многочисленного единоверческого духовенства. Под его же председательством после службы состоялось избирательное собрание. Большинство голосов получил настоятель храма, вдовый протоиерей Симеон Шлеев, член Всероссийского Церковного Собора. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 июня (25 мая) 1918 года избранный кандидат был назначен единоверческим епископом Охтенским. Он считался не викарием, а состоящим «в зависимости от Преосвященного митрополита Петроградского» 745 . Через несколько дней протоиерей Симеон Шлеев был пострижен в монашество с именем Симон. Его хиротония была намечена на воскресенье 16(3) июня. На 5-й седмице по Пасхе, 6 июня (24 мая), исполнилась годовщина избрания святителя Вениамина на Петроградскую кафедру. В этот день архипастырь получил множество поздравлений, его посетили представители клира и мирян. В час дня в Казанском соборе, где год назад происходила сама процедура выборов, епископом Артемием был совершен молебен. К его началу в собор прибыл митрополит. Духовенство и молящиеся устроили ему торжественную встречу. Владыка молился в алтаре и после службы, приложившись к мощам св. Патриарха Ермогена, уехал в лавру 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010