Короче говоря, по моему впечатлению, даже Фома не мог объяснить, почему же священство принадлежит исключительно мужчинам, пока не признал (и не мог не признать, если вспомнить, в какое время он жил), что мужчины превышают женщин умом и достоинством. Однако, насколько мне известно, теперь Церковь такого мнения не придерживается. Такая позиция скорее свойственна китайскому обществу, где, как мы недавно с ужасом узнали, предписывается убивать новорожденных девочек, чтобы «освободить место» для мальчиков. Итак, вот мой вопрос: какие вероучительные причины не позволяют женщинам становиться священниками? Если причина этого чисто историческая, связанная с символическим восприятием и привычкой паствы к священникам-мужчинам, то, разумеется, нет смысла торопить Церковь: такие дела спешки не любят (хотя, конечно, хотелось бы разобраться с этим вопросом до Второго пришествия). Для меня эта проблема, разумеется, не имеет никакого личного значения. Мне просто любопытно. Но, возможно, «на другой половине Небес» (как говорят китайцы) есть люди, для которых этот вопрос в самом деле очень важен. Умберто Эко Церковь не исполняет ожиданий — она воплощает таинства Уважаемый Умберто Эко! Да, начинать диалог снова выпало Вам. Не думаю, что это решение издателей имеет под собой какие-то идеологические причины, — скорее, соображения чисто практические. Почти весь сентябрь я провел в разъездах, и, возможно, с Вами было просто легче связаться. Впрочем, я тоже приготовил для Вас вопрос, но придержу его до следующего раза. На этот вопрос у меня нет ответа: тут бесполезны даже способности «оракула», которые, по Вашему замечанию, столь часто приписываются служителям Церкви. Вещать, подобно оракулам, умеют в лучшем случае пророки, — но пророк в наше время, увы, редкая птица. Мой вопрос к Вам связан с основаниями этики неверующего. Очень хотелось бы думать, что люди мира сего действуют согласно четким моральным критериям. И я убежден, что многие поступают достойно, — по крайней мере, в определенных обстоятельствах, — не имея религиозных оснований, на которые могли бы опереться. Однако не могу понять, по каким же критериям они судят свои поступки.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

Как-то я попросила ее: «Марья Антоновна, помолитесь, пожалуйста, за меня», но она ответила: «За тебя всякий помолится, а вот кто помолится за бессловесных животных? Ты уж не обижайся, что я им отдаю все мои молитвы! Ведь они своим дыханием Господа хвалят! А Церковь каждый день возвещает: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Однажды она пришла в храм в страшном волнении и все время бегала кому-то звонить. «Что случилось, Марья Антоновна, на вас лица нет!» Она горестно махнула рукой: «Ты представляешь, дорогая Олеся, ОНА забеременела, хотя это был особый элитный экземпляр, и вот тебе пожалуйста – неудачные роды! Никак не может разрешиться от бремени!» «Какой ужас, но кто это?» «Да кошечка нашей прихожанки! Я вот собираюсь поехать сменить ее – а то она дежурит возле роженицы всю ночь, умаялась!» И она после рабочего дня отправилась «принимать роды» на другой конец Москвы… На ее день ангела храм подарил ей плетеный домик для кота с голубой перинкой внутри и целый ящик «Китти Кэт», потому что все знали, что ее котик особенно уважает это питание. И старый отставник тоже смирился. Во всяком случае, если даже и выследил он, где живет моя собака, дачу все же не поджег. Надеюсь, что и ему Господь послал какое-то утешение. Во всяком случае, проходя недавно мимо ограды Ботанического сада, я с изумлением увидела огромные особняки, которые выросли на его территории. Кто-то из моих соседей по дому сообщил мне, что это – американские офисы, под которые сдали часть этой прекрасной земли. Может быть, и отставнику с женой от этого что-нибудь перепало. А может, и нет. Может, живут они, до сих пор горюя по своей курочке, по рябе, по красавице, по своей ненаглядной… Жаль, что они не знакомы с Марьей Антоновной, – она бы погоревала о ней вместе с ними, да и помолилась бы об этом Божием создании, дивной твари, пернатой душе… Но смирилась и моя собака. Такой стала мирной, всеприемлющей, любвеобильной. Однажды я вернулась домой и обнаружила там незнакомую тетку. Она сидела за столом и пила мартини, закусывая тортом. Рядом дымился потухающий камин, а у ее ног лежала, улыбаясь, моя собака.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XII Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн XXII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини . Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т.

http://pravenc.ru/text/78048.html

В этом причина того, что даже святой Фома, великий богослов и человек потрясающего здравого смысла, однако не способный выйти за пределы научных концепций и интеллектуальных привычек своей эпохи, не смог представить аргументов, которые сохранили бы убедительность до сего дня. Не стану подробно разбирать Ваш тонкий анализ различных пассажей из «Суммы» — не потому, что мне это неинтересно, а потому что, опять-таки, боюсь запутать и утомить наших читателей. Так или иначе, Ваш анализ показывает, что св. Фома колебался между двумя противоположными принципами: он считал необходимым обосновать практику Церкви, но сам чувствовал, что доводы его не слишком убедительны. Принцип sexus masculinus est nobilior quam feminus [мужской пол благороднее женского] («Сумма» III, 31, 4, ad primum) стал камнем преткновения: с одной стороны, во времена Фомы он казался очевидным, с другой, явно противоречил тем привилегиям, которые даровали женщинам Христос и Церковь. Для нас этот принцип принадлежит прошлому, и никакие богословские заключения, выводимые из него, не имеют силы. Но, спросите Вы, что же тогда препятствует нам возводить женщин в сан? Только одна вещь — очень простая и очень важная. Церковная практика, глубоко укорененная в традиции и не отклонявшаяся от нее на протяжении всего своего двухтысячелетнего пути, связана не только с абстракциями и априорными рассуждениями, но и с тем, что заключает в себе тайну. То, что причины, которыми на протяжении веков объяснялся запрет на женское священство, давно утратили силу, но сама практика стоит нерушимо (вспомните нынешний кризис Англиканской церкви, вызванный нарушением этой практики), говорит нам: здесь нами руководит не обычный человеческий рассудок, но стремление Церкви не предавать искупительные события, положившие ей начало; здесь мы имеем дело не с рассуждением человеческим, но с волей Божьей. Наш понтифик глубоко озабочен двумя важными следствиями этого. С одной стороны, роль и участие женщин как в общественной, так и в церковной жизни, несомненно, должна повышаться и дальше. С другой стороны, нам следует глубже, чем когда-либо, осознать природу священства и церковного служения. Позвольте мне процитировать очень важные слова из постановления II Ватиканского собора: «Наше понимание Откровения растет, — свой вклад в него вносят и размышления и исследования верующих, слагающих слова Откровения в сердце своем (см. Лк 2:19 и 2:51), и более глубокое опытное познание вещей духовных, и поучения тех, кто благодаря епископскому преемству получает силу истины. На протяжении столетий Церковь движется к восполнению Божественной истины, пока не будут познаны все слова Бога» (Dei verbum 8).

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) Фотий с братьями вернулся в столицу, им было возвращено конфискованное имущество, а анафемы были сняты. Он начал преподавательскую деятельность в Константинопольском университете. Среди его учеников были просветитель славян св. Константин-Кирилл и известный богослов и писатель Арефа Кесарийский . Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин – протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита – начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу Аль Муттаваккилу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставе знаменитым как «Мириобибион», или «Библиотека» – более или менее подробное описание прочитанных им книг C.326]. Появление «Библиотеки» в IX веке не было случайностью. Это время известно возрождением интереса к классической древности, расцветом науки, литературы и просвещения, энциклопедическими сборниками и ученым коллекционированием. Как пишет А. Калделлис, в это время «переписывалось и создавалось большое количество лексикографических и просопографических справочников, антологий и энциклопедий» C. 180]. Сочинение Фотия сохранилось в разных списках и дожило до времени книгопечатания – в 1601 году его издал Д. Хёшель (David Höschel) в Аугсбурге, оно переиздавалось в 165 году, а в 1824–25 в Берлине И. Бекке издал выверенную версию «Библиотеки». Что касается манускриптов, Э. Мартини проводит анализ 10 известных ему рукописей «Бибиотеки» Фотия – их датирование иет с X по XVI век (Marmini E., Texmgeschichme der Bibliotheke des Patriarchen Photios von Konstantinopel; Erster Teil: Die Handschrifmen, Ausgaben und Uebertrgungen, Leipzig, 1911). Интересно, что два манускрипта «Библиотеки» Фотия были переданы в Венецианскую Республику кардиналом Виссарионом Никейским в 1468 год в составе собрания из 482 книг, и теперь хранятся в Bibliomeca Marciana (Венеция). В одной из них (Marc. gr. 450, Codex A) сочинение Фотия носит название «Опись и перечисление прочитанных нами книг» C.389].

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Но сейчас отложу свои вопрошания и приберегу их для следующего письма, — если мне выпадет писать первым. Перейдем к предложенной Вами «горячей теме» — женщинам в клире. Вы пишете, что, как человек светский, уважаете мнение религии по вопросам естественной этики, но лишь до тех пор, пока верующие не навязывают своих принципов неверующим или последователям иной веры. Здесь я с Вами полностью согласен. Всякое навязывание принципов или определенного стиля жизни несогласным — насилие над свободой совести. Я даже пойду дальше и заявлю: если такие притеснения имели место в прошлом, в иных культурных условиях и по причинам, ныне неактуальным, Церковь должна принести за это извинения. Именно такую мужественную позицию занял папа Иоанн Павел II в своем послании 2000 года под заглавием «Приближение третьего тысячелетия», где он пишет: «Еще одна болезненная глава в истории Церкви, о которой ее чада не могут думать без сожаления, — то, что в прошлом, особенно в определенные столетия, Церковь ставила на службу истины методы нетерпимости и даже насилия… Несомненно, чтобы судить об истории, следует принимать во внимание культурные особенности эпохи… Но никакие обстоятельства не освобождают Церковь от обязательства сожалеть о слабости многих своих сынов… Эти печальные моменты прошлого дают нам урок на будущее. Всякому христианину следует строго придерживаться золотого правила, установленного Церковным судом (Dignitatis humanae 1): «Истина не навязывает себя при помощи каких-либо средств, кроме самой истины, захватывающей разум одновременно своей кротостью и силой» 35). Однако мне хотелось бы сделать важное уточнение по поводу Ваших слов о «законах государства». Против общего принципа, по которому религиозная община должна действовать в согласии с законами государства, я не возражаю. И напротив: общество неверующих не вправе критиковать и порицать стиль жизни верующего до тех пор, пока он остается в рамках законов. Однако, мне кажется (и, думаю, Вы с этим согласитесь), нельзя говорить о «законах государства» так, словно они вечны и нерушимы. Законы отражают коллективное сознание большинства граждан, а это коллективное сознание можно изменить путем свободного обмена мнениями и альтернативными предложениями. Поэтому очевидно, что политические движения и даже религиозные организации вправе демократическим путем влиять на общество для изменения законов, несогласных, по их мнению, с этическими принципами, хотя и вытекающими из их веры, но достойными и полезными для всех граждан в целом. Сложные правила демократической игры предполагают обмен мнениями и верованиями в надежде, что такой обмен разовьет коллективное моральное сознание — основу упорядоченного сосуществования.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

Уважаемые игумены и простые иноки были дорогими гостями в боярских хоромах и в княжеских палатах, и сами князья и бояре часто и охотно навещали их в монастырях. При таких близких отношениях многие подвижники хорошо знали все обстоятельства мирской жизни, хорошие и худые поступки сильных людей. Жестокостей, притеснений, всякого рода неправды в старину у нас было слишком много, и когда святые подвижники видели это, они безстрашно говорили правду и князьям,и царям, забывая, что им самим за то грозит немилость, притеснения и даже смерть. С ревностью ветхозаветных пророков они соединяли христианскую кротость и терпение, и часто их обличения достигали цели. Когда князь Святослав отнял киевский великокняжеский престол у старшего брата Изяслава, то преп. Феодосий Печерский и говорил, и писал ему, что он поступил незаконно, и за богослужением приказал поминать великого князя Изяслава. Один московский боярин, недовольный великим князем Василием Темным, ушел к тверскому князю. Великий князь просил преподобного Мартини ана Белозерского уговорить боярина возвратиться, обещая ему прощение. Преподобный действительно убедил боярина вернуться; но едва тот появился в Москве, как тотчас был схвачен и посажен в темницу. Тогда Мартиниан явился и обличил князя в нарушении обещания. «Таков ли праведный суд твой, князь? – говорил он. – Ты продал грешную душу мою, лишив свободы того, кому я ручался за свободу душою моею. Да не будет благословение мое ни на тебе, ни на твоем великом княжении». Князь устыдился своего вероломства, освободил боярина и даже наградил его. Св. Филипп, митрополит Московский, за обличение царя Иоанна Грозного принял даже мученическую смерть. Безчисленными казнями, пытками и всякими жестокостями и насилиями царь привел в ужас всю Москву и землю русскую. Святой архипастырь не мог спокойно взирать на бедствие народное и, не боясь гнева грозного царя, смело обличал его жестокосердие и упрашивал прекратить жестокие казни. «Что тебе, чернецу, до наших царских советов? – с гневом говорил царь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Для устройства церквей нередко приобретали обедневшие и заброшенные буддийские или даосские святилища, но в 50-х гг. XVII в. в крупных миссиях начали строить большие церкви в европ. стиле. Важными образцами христ. архитектуры в К. являлись иезуитские храмы св. Павла в Гоа (1560-1572; не сохр.) и Вознесения Богоматери (Мадре-ди-Деуш) в Макао (1602-1603). В Макао церковь иезуитов построена на уступе холма; к ее пышному барочному фасаду, украшенному статуями и резьбой по камню (окончен к 1644), ведет многомаршевая лестница. В иезуитских храмах в К. основное внимание также было уделено декорации фасада, вид на к-рый открывался из переднего двора. Церковь Спасителя при главной резиденции иезуитов в Пекине, известная впосл. как Южный храм (Наньтан; 1649-1652), была построена по проекту Бульо и Габриэла ди Магальяйнша. Единственный сохранившийся в К. храм, построенный иезуитами,- ц. Спасителя (впосл. Непорочного Зачатия) в г. Ханчжоу, воздвигнутая во 2-й пол. XVII в. Мартини и позднее перестроенная под рук. Инторчетты. Принципы миссионерской деятельности в К., которым следовали иезуиты, разработал визитатор Валиньяно, сторонник аккомодации (культурной адаптации). Миссионеры должны были приспособиться к местным обычаям и использовать их для проповеди христианства, изучать кит. язык и культуру, уважать кит. представления об этике и о морали, терпимо относиться к ритуалам и церемониям, совместимым с христ. вероучением (пропагандировать европ. обычаи и традиции считалось неуместным). Миссионеры проповедовали среди высших слоев кит. общества и использовали европ. достижения в области науки, техники и искусства, чтобы привлечь внимание к христ. учению и преодолеть пренебрежительное отношение китайцев к «западным варварам». Дружественные отношения с шэньши (представителями образованной элиты) и чиновниками (мандаринами) помогли католич. миссионерам получить признание в кит. обществе и политическую поддержку. Однако для обращения в христианство шэньши и чиновников существовали серьезные препятствия, напр.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

перевод: 1961). Мантико-астрологическую интерпретацию «К. п.» в ханьской традиции поддержал лидер реформаторского движения в Китае Кан Ювэй (1858-1927), а его последователь Тань Сытун в кн. «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности», 1897; частичный рус. перевод: 1961) этимологически возвел основную мироописательную категорию жэнь («гуманность») к мантическому термину «К. п.» - юань («изначальное, великий») и построил 6-членную схему всей истории человечества по модели гексаграммы 1 Цянь (Творчество/Активность/Небо). В республиканском Китае (см., напр., 2-томник Шэнь Чжунтао: Z. D. Sung, 1934), в КНР (за исключением периода культурной смуты в 60-70-х гг. XX в., дезавуировавшей «К. п.» как воплощение идеализма и мистики) и сопредельных странах в ХХ в. подобная амбивалентность продолжала увеличиваться благодаря общему росту популярности памятника. В XXI в. эта амплитуда мнений настолько расширилась, что «К. п.» признали выдающимся научным (математическим, логическим, теоретико-модельным) произведением, которое способствовало прогрессу зап. науки и зарождению компьютерной технологии и к-рое может стать основой кит. и всемирной науки будущего. В то же время появились ее публикации в виде шаржированных комиксов (мань-хуа) или игральных карт с мантико-астрологической тематикой. На Западе эволюция восприятия «К. п.» имела обратную, по сравнению с китайской, направленность. Первые сведения об этом каноне кит. философии, науки и религии в Европу принесли миссионеры-иезуиты. 64 гексаграммы впервые опубликовал итал. иезуит, картограф и историк М. Мартини в соч. о кит. истории с мифических времен до Рождества Христова ( Martini M. Sinicae historiae decas prima: res a gentis origine ad Christum natum in extrema Asia, sive Magno Sinarum Imperio gestas complexa. Monachii, 1658). О «К. п.» упоминалось в трактате о конфуцианстве европейских миссионеров-иезуитов (П. Инторчетта, К. В. Гердтрих, Ф. де Ружмон, Ф. Купле «Confucius Sinarum philosophus, seu scientia Sinensis…». P., 1687). Там же был дан перевод текста «фигуры» 15 Цянь, выделенной благодаря истолкованию ее названия как «смирение».

http://pravenc.ru/text/1841556.html

«Толкование на 13 посланий ап. Павла» (за исключением Евр.) представляет собой последовательное толкование апостольских посланий, рассматривающее также и нек-рые проблемы догматики (первородный грех, сотериология). Сохранились 3 редакции комментария на Рим и 2 на 1, 2 Кор. Значительные расхождения имеются в редакциях комментариев на др. послания (А. Полластри говорит о 2 редакциях «Толкования» на все послания, кроме Рим). Все редакции относят к одному автору, дорабатывавшему свое произведение после его первого издания. Комментарию на каждое послание предпосланы прологи, представляющие читателю общину, к к-рой обращается апостол, и причину написания послания. Последовательность изложения и обилие цитат делает сочинение А. ценным источником по текстологии старолат. версии Библии (Итала), имевшей распространение в Риме в IV в. По ряду текстологических и богословских критериев совр. ученые безоговорочно атрибутируют А. соч. «Quaestiones Veteris et Novi Testamenti» (Вопросы Ветхого и Нового Завета), в рукописной традиции средневековья известное под именем блж. Августина. Это произведение представляет собой толкование отдельных сложных мест Свящ. Писания. «Вопросы» дошли до нас в 3 редакциях (127, 150 и 115-й глав), из к-рых только 1-я и 2-я принадлежат А.; 3-я, сокращенная, появилась ок. VIII в. или неск. позже (до XII в.). В 1903 г. Дж. Меркати опубликовал ряд анонимных фрагментов, содержащихся в единственной рукописи VIII в. (Ambros. I. 101 sup.), к-рые Ч. Мартини счел возможным атрибутировать А. на основании сходства стиля и богословских идей. «Комментарий на 24-ю главу Евангелия от Матфея» - 3 экзегетических отрывка (на Мф 24. 20-24, 27-30, 32-35) - рассматривает вопросы эсхатологии, в них чувствуется влияние умеренного хилиазма . «Об апостоле Петре» - комментарий на 3 евангельских сюжета: призыв Спасителя к апостолам иметь при себе меч (Лк 22. 36-38), усечение уха раба первосвященника (Мф 26. 51-52; Лк 22. 49-51) и отречение Петра; данный фрагмент имеет параллели со 104-й гл. «Вопросов Ветхого и Нового Завета». «О трех мерах» - толкование притчи Христа, уподобляющей Царствие Божие закваске, положенной в 3 меры муки (Мф 13. 33; Лк 13. 21). Сомнительные

http://pravenc.ru/text/114328.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010