Уже Меланхтон в своём аугсбургском вероисповедании, изложивши по определению древней церкви учение о существе Божием и троичности лиц в Божестве, произносит осуждение на всех еретиков, искажающих изложенное им учение; он осуждает валентиниан, ариан, евномиан, магометан 11 и наконец последователей Павла Самосатского древних и новых (neotericos), разумея под последними современных ему антитринитариев, которые, как он выражается, cum tantum unam personam esse contendant, de verbo et de Spiritu sancto astute et impie rethoricantur, quod non sint personae distinctae, sod quod verbum significed verbum vocale et spiritus motum in rebus creatum, т. е. которые настоятельно доказывают только одно лице, о Слове же и Св. Духе беззаконно и нечестиво хитрословят, будто бы они несут различные лица а будто бы Слово означает простое словесное слово, а Дух – простое движение в вещах 12 . Понявши таким образом антитринитаризм в смысле простого возобновления древних ересей и, в частности, ереси Павла Самосатского, Меланхтон дал возможность и другим идти по указанному им пути. Доминик Колоний и Александр Алезий утверждали, что Михаил Сервет употреблял все усилия к тому, чтобы возобновить богохульство Павла Самосатского и Нестория 13 . Эти писатели открывают собою ряд учёных богословов и историков, которые также легко и поверхностно относились к антитринитарному движению шестнадцатого века, признавая тесную связь его с движением монархианским и считая его лишь результатом этого последнего. Так подобную мысль с большим усилием старается раскрыть и утвердить Бокк в своём сочинении «De Socinianismo ante Laelium ei Faustum Socinos» 14 . Того же взгляда держались Юст Фейерборн 15 , Николай Гунний 16 , Балтазар Мейснер 17 . Иаков Мартини 18 , Иисус Штегман 19 , Георг Вальх 20 , Захария Урсин 21 , Даниил Витбей 22 и др. Даже некоторые из католических церковно-исторических писателей держались мнения древней протестантской полемики, хотя в католичестве, как мы увидим, на первых же порах появления антитринитаризма составился свой взгляд на его происхождение, мы можем указать в этом случае на иезуита Людовика Мэйенбурга 23 и Бернарда Лями, сочинение которого „Histoire du Socinianisme“, при всём искажении фактической стороны дела, пользовалось в своё время большим уважением 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Или: в Саратове «усмотрением» местной администрации драма «Чёрные вороны» не допущена была к представлению в театре, а в Петербурге она не сходила с репертуара долгое время. Ясно, что русские граждане не могут и не должны полагаться на «усмотрения» администрации. Они, для собственного покоя, обязаны добиваться законодательного уложения своих религиозных дел. И тем бесспорнее, что принципиально-то и правительство стоит на той же точке зрения. Оно ведь утверждает, что «жизнь идёт впереди велений закона» и «целый ряд сект... существует, хоть они и не признаны законом» (стр. 8). Значит, духовно-религиозная жизнь народа ни в каком случае не может быть налажена администрацией в согласии с видами «государства». Кроме того, ставить выше религиозной совести подданных интересы «государства» – это значит ничуть не двигаться вперёд по сравнению с идеалами вольнодумцев, положим, XVIII века. Из них некто Мартини говорил: «каждый гражданин должен иметь религию. Но этих вожжей не должен правитель выпускать из рук, а тем более распускать их. Церковь надо держать под строгим контролем» 225 . Такая полицейская точка зрения в отношении к церкви ярко сказалась в Духовном Регламенте при учреждении у нас Синода. По этому Регламенту, мы знаем, члены Синода обязывались с клятвою исповедать «крайнего судию Духовной сея коллегии быти самого Всероссийского монарха»... Стало быть, в Регламенте явно над церковью, как духовно-благодатным союзом людей, возвышена была идея государства с его режимом, бывшим при Петре. Это – дух и идея полицейского государства, в своё время выраженные ярко, неприкровенно. Но та же идея, хоть и в ризы нарядные одеянная, сквозит, к сожалению, из правительственного законопроекта, обсуждавшегося в Государственной Думе. И на обязанности членов Думы лежала, очевидно, сложная задача – провести пограничную линию, дальше которой не должно простираться воздействие на церковь гражданской власти. Что правительство должно знать, во что и как веруют граждане, это так. Но оно не может брать на себя, как на людей с меняющимся кругозором, права суда над тем, во что должны и не должны веровать граждане. Это – дело их совести только. Иначе, под видом веротерпимости, мы учредим у себя порядки самой настоящей спартанской деспотии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Образ И. П. присутствует в композициях «Sacra conversazione» («Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Рохом и Иоанном Крестителем», П. Ланцани, ок. 1520, Лувр, Париж) и в полиптихах (Триптих семьи Брак, Рогир ван дер Вейден (франц. Рожье де ла Патюр), ок. 1450-1452, Лувр, Париж). В композициях Деисуса И. П. изображался в молении, справа от Христа, облаченным поверх власяницы в плащ, напр. на тимпанах романских соборов (рельеф портала ц. Сан-Джованни ин Венере в Фоссачезии, Италия, XIII в.), а также в сценах Страшного Суда («Страшный Суд», госпиталь Бона, Франция). И. П., входящий в сонм патриархов и пророков Израиля, представлен на картине А. Дюрера «Собор всех святых» (1511, Музей истории искусств, Вена). В конце средневековья встречается изображение И. П. у подножия креста с ап. Иоанном Богословом (т. н. Изенхаймский алтарь, нач. XVI в., М. Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция). Образ И. П. может символизировать Церковь земную (в алтарных образах, напр. «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (т. н. Алтарь Барди), 1485, Гос. музеи, Берлина) и Церковь небесную (в композициях «Мадонна на троне со святыми», напр. «Маэста», 1315, С. Мартини, роспись в Палаццо Комунале, Сиена). В фольклорном пласте западноевроп. культуры почитание И. П. оказалось связано с народной магией. Это привело к возникновению художественного образа святого с сумрачным ликом, остановившимся взглядом; рядом с ним изображались змея, червь или иное существо, олицетворяющие обряды заклинаний. На Сицилии культ И. П. связан с ритуалом кровного братания, поэтому его атрибутами стали цветы гвоздики - символы тесной связи между друзьями; гвоздики могли быть красными (символ мученичества) или белыми (символ чистоты). Колосья или бобы, помещенные рядом с фигурой И. П., указывали на веру в покровительство И. П. земледельцам. Лит.: Kondakov N. P. Les sculptures de la porte de Sainte-Sabine à Rome//RA. Ser. 2. 1877. Vol. 33. P. 370; Tozzi R. I mosaici del Battistero di S. Marco a Venezia e l " arte Bizantina//Boll. d " Arte. Ser. 3. 1933. Vol. 26. N 9. P. 418-432; Maynial D. L " iconographie de Saint Jean-Baptiste depuis les origins jusqu " au XVI siècle: Diss. P., 1943; Masseron A. Saint Jean Baptiste dans l " art. [Grenoble], 1957; Cardinali A. Giovanni Battista. Iconografia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 616-624; Mastopiero F. I mosaici della scarcaella e della cupola del Battisero di Firenze in relazione con il mondo orientale Balkanico//Actes du XVe Congr. Intern. d " études Byzantines: Athènes, sept. 1976. Athènes, 1979. Vol. 2.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Фоме Аквинскому, эти внешние признаки указывают на наличие рассудка — одной из определяющих сторон человеческой природы), и способные убить младенца потому, что он, на их взгляд, всего лишь «заготовка для человека»? Думаю, нет. Всякий понимает, что новорожденный, еще привязанный пуповиной к материнскому чреву, — уже человек. Но как далеко можно идти дальше? Если жизнь и человеческая природа существуют уже в семени (и даже в генетическом наборе), выходит, что потеря семени — такое же преступление, как и человекоубийство? Благосклонный исповедник подростка, обуреваемого искушениями плоти, такого не скажет; не говорит такого и Писание. Грех Каина в Книге Бытия наказуется исключительным Божественным проклятием, а грех Онана приносит смерть от естественных причин за то, что он пренебрег своим долгом зародить жизнь. С другой стороны, — и Вам это известно лучше, чем мне, — Церковь отвергла Тертуллианово учение традуционизма, согласно которому душа (а с ней и первородный грех) передается через семя. Святой Августин пытался возродить эту идею в форме духовного традуционизма, однако постепенно восторжествовал креационизм, согласно которому, Бог влагает душу в зародыш непосредственно в момент зачатия. Святой Фома, пытаясь объяснить, как и почему это происходит, использовал необыкновенно тонкие концепции. Отсюда ведет начало долгий разговор о том, как зародыш проходит растительную и чувственную стадии и лишь после этого становится готов воспринять разумную душу (я только что перечитал восхитительные рассуждения об этом предмете в «Сумме» и «Против язычников»). Не стану вдаваться в долгие дебаты о том, на какой же стадии беременности происходит «очеловечивание» (тем более, что я, честно говоря, не знаю, до какой степени современное богословие готово рассматривать эту проблему в аристотелевских терминах потенциальности и актуальности). Хочу лишь заметить, что в самой сердцевине христианского богословия лежит порог (тонкий, как бумага), за которым простая возможность, зачаток жизни — жизни, привязанной к материнскому телу, полной стремления к свету, как семя, погребенное глубоко в земле, стремится прорасти, — в какой-то миг вдруг начинает рассматриваться как разумное животное, смертный.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

Однако в повседневной жизни и в официальных документах он значился просто как Большая церковь (собор) Зимнего дворца. Расположение Большой церкви в юго-восточной части Зимнего дворца не случайно. Во-первых, поблизости должны были располагаться покои императрицы Елизаветы Петровны, окнами на луг. Во-вторых, примерно на этом же месте находилась придворная церковь в третьем Зимнем дворце. Ну и, конечно, в соответствии с каноническими традициями собор сориентирован строго по оси «запад – восток». Особо отметим и то, что если помещения и залы Зимнего дворца многократно перекраивались по воле их хозяев, то Большой и Малый соборы Зимнего дворца оставались некой константой, вокруг которой шла парадная и повседневная жизнь главной императорской резиденции. Церемонию закладки храма провели 14 октября 1753 г., т. е. тогда, когда еще не были окончательно оформлены планировочные контуры самого Зимнего дворца. Однако отделка интерьеров собора началась только спустя шесть лет. Интерьер собора Спаса Нерукотворного образа оформляли преимущественно итальянцы. Купола собора расписали К. Цуки и Ф. Мартини, алтарную часть Д. Венерони, лепкой занимался Дж.-Б. Джани. Но иконы в трёхъярусном иконостасе исполнили И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б. Растрелли, стал одним из самых пышных в Зимнем дворце. Поскольку Петр III пожелал въехать в Зимний дворец на Пасху 1762 г., возведение Большой церкви всячески форсировали, но достроить ее так и не удалось. Поэтому 6 апреля 1762 г. архиепископ Новгородский Дмитрий, освятив недостроенную резиденцию, освятил вместо собора временную Воскресенскую церковь. Император Петр III в Зимнем дворце в 1762 г. фактически не жил, поскольку через несколько недель он выехал из Петербурга в пригородные резиденции. Но тем не менее в дворцовом фольклоре остались легенды о совершено непристойном поведении молодого императора во время церковных служб. Он открыто насмехался над священниками, бродил по храму во время службы и намеревался остричь бороды дворцовому духовенству.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Такое решение удалось реализовать в освещении Зачатьевского монастыря : там вся архитектура собора Рождества Богородицы выгодно подчеркивается металлгалогенными прожекторами отечественного производства. Потерь в качестве освещения, считает Тамара Лукина, этот подход не повлек. Достаточна редка и обратная ситуация, когда в качестве архитектурных светильников применяются исключительно светодиоды. В Москве известен только один подобный храм — во имя Александра Невского в Кожухове. Его фасады декорированы множеством (общее количество около сотни) светодиодных источников локального освещения. В этом случае налицо удачный пример реализации проекта по инициативе самого застройщика, а не сторонней организации. Поэтому питание на источники здесь подает не оператор электросетей (как это обычно бывает с большинством расположенных в городе объектов), а дежурный сотрудник храма. В обычном электрощитке для этого надо повернуть единственный рубильник — и включается трансформатор, преобразующий переменное сетевое напряжение в постоянное 12-вольтное, идущее к каждому светильнику. «Я старался выразить идею мягкого света горящей свечи, в качестве которой в темное время суток воспринимался бы весь шатровый храм, — рассказывает главный архитектор проекта Дмитрий Пшеничников. — Светодиодные источники выбрал по двум причинам. Первая — экономия: все-таки электричества они потребляют меньше. Вторая — моя тяга к новым технологиям (во второй половине 2000-х годов, когда храм возводился, светодиоды только начинали массово приходить в архитектурное освещение). Сейчас с опорой на те пионерские для России наработки наше архитектурное бюро заканчивает сложный проект архитектурного освещения православного храма Всех святых во французском Страсбурге. Благодаря своей очень сложной внутренней геометрии он будет скрывать в своем убранстве " потайные " светильники. При этом мы вовсе отказались от традиционных бра, паникадил и хоросов. Выполнив сложные светотехнические расчеты, мы добились того, чтобы цветовая гамма в интерьерах не искажалась. Как показывают исследования, оптимальны для этих целей светодиоды итальянской компании " Мартини " . Но пока в отечественном храмовом зодчестве это инновационный подход».

http://e-vestnik.ru/analytics/arhitektur...

у Бингама I, 268 sqq, в Словарях Дюканжа (Graecit. и Latinit.), Свицера и Мартини, у Чишмана в Die Synoden und Episcopal-Aemter и вообще в археологических книгах. Между нашими русскими учёными теория единоличной и абсолютной власти епископов вовсе не есть теория обще-принимаемая, но теория защищаемая только некоторыми немногими, cfr митрополита Евгения рассуждение о чинах Греко-Российской церкви, Москва 1817г. издание стр. 97 sqq, митрополита Филарета Начертание церковно-библейской истории, – история новозаветная, век первый, гл. IV, 2 издание стр. 817, архимандрита Иннокентия Начертание церковной истории от библейских времён до XVIII века, – век второй, «О степенях иерархии» и «Образ правления каждой церкви», издание 1817г. стр. 44 и 46, Ветринского Памятники древней христианской церкви, том I, СПб, 1829, стр. 141 sqq., иеромонаха Павла О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви, СПб, 1857, стр. 12 sqq и Павлова (A. С.) рецензию на книгу Заозерского: Церковный суд в первые века христианства, помещённую в журнале «Критическое Обозрение», 1879г. стр. 3 fin. sqq. Защитники единолично – абсолютной власти епископов, не отвергая фактов и свидетельств, вынуждаются признать, что «устройство древнего епархиального суда по церковным памятникам представляется не иначе как в форме церковного собрания и заседающего в нём совета церковного». Но в то же время они учат: «основное отличие судебной власти епископа состоит в том, что он получает её непосредственно при рукоположении в сан епископа. Тогда как пресвитеры посвящением в свой сан получают только так сказать правоспособность к принятию известного круга юридических обязанностей, получают только возможность к прохождению той или другой должности. Но чтобы эта возможность перешла в действительность, нужно ещё особое полномочие епископа». Допустим, что последнее и справедливо: будет ли отсюда следовать тот вывод, который желателен защитникам? В древнее время епископы производили епархиальный суд не иначе, как при участии советов из пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

У падре Мартини учился и Джузеппе Сарти, сыгравший впоследствии немаловажную роль в становлении музыкального образования в России. Помимо Луиджи Керубини у Сарти учились русские композиторы Степан Дегтярев, Степан Давыдов, Даниил Кашин, Лев Гурилев (отец Александра Гурилева). На его творчество ориентировался Артемий Ведель. Дж. Сарти принадлежит заслуга открытия первой в Российской империи консерватории в г. Кременчуге (1787г.). Наконец, вспомним одного из талантливейших музыкантов венецианской школы, крупного итальянского композитора, капельмейстера собора св. Марка Бальдассаре Галуппи. На протяжении десяти лет его учеником был не кто иной, как Димитрий Степанович Бортнянский, о котором И.А. Гарднер в своем фундаментальном труде «История богослужебного пения Русской Православной Церкви» пишет, как об одном из самых выдающихся деятелей в области церковного пения и его упорядочения. Он подчеркивает: «Его (Бортнянского - иг.Л.) значение велико и как духовного композитора, и как дирижера-педагога, и как администратора, и как светского композитора». По мнению протоиерея Василия Металлова, Бортнянский не был простым подражателем своих предшественников: его природные дарования и национальная самобытность довольно ярко отразились в его концертных произведениях, которые в музыкально-художественном смысле, особенно в отношении соответствия священного текста с музыкой и выразительности самой музыки, стоят несравненно выше их итальянских образцов, являя собою последнюю степень, венец развития духовной концертной музыки в России. «Бортнянский велик, - говорит прот. В.Металлов,- в своих концертах как музыкант, но дорог отечественной Церкви как церковный композитор в других своих произведениях, не концертных, и более всего в переложениях древнейших церковных мелодий». Особо подчеркну - такова оценка жизни и деятельности Димитрия Бортнянского крупнейшими знатоками русского церковного пения, ревнителями его каноничности. Т.е. влияние итальянских композиторов и теоретиков на развитие русского церковного пения в данный исторический период можно оценить скорее положительно, нежели отрицательно?

http://bogoslov.ru/article/2248284

Вот, я знаю один монастырь, где все поголовно пьют. Уходят в запои. Да, таких обителей мало, но они есть. Кого они выберут? Правильно! Собутыльника. А если архиерей пришлет своего, тот может из монастыря и что хорошее слепит.... Или иной случай. Сестры монастыря поголовно помешаны на сжигании паспортов, ИНН, распространяют почитание сомнительных " святых " . (Кстати, куда делась водка " Распутин " ?). И выберут тоже какую-нибудь матушку.... А среди архиереев я еще не встречал помешанных на всех этих суевериях. (Кроме бывшего Владыки Диомида). Еще один монастырь. В центре города. По воскресениям на столе Мартини. Бывает, что просто пиво. Великим постом осьминоги, мидии и т.д. т.к. пост. Не диво, если на столе сало. Иеромонахи часто питаются в кафешках. О совместном правиле вообще речи нет. Полунощницу служили в последний раз года четыре назад на Страстной. Одному иеромонаху захотелось послужить. Дружат группами. Настанут выборы игумена, каждая партия начнет проталкивать " своих " . Это я ужастики пишу не от того, что нормальных не видел монастырей, а от того, что не всегда можно доверить братии выборы игумена. В любом случае, последнее слово должно быть за епископом. Пока не оправилось наше монашество после годов лихолетий. 09 августа 2012г. 18:31 О.Валентин,спаси Вас Господи за высказанную правильную позицию по отношению к монашеству.Надеюсь комиссия межсоборного присутствия прислушается к Вашему мнению! Относительно того,кто должен быть духовником в женском монастыре-однозначно священноинок!Нисколько не умаляю белого священства,но неимение опыта монашеской жизни часто приносит печальные последствия.Желаю всем помощи Божией! Игумен Довмонт (Беляев) 10 августа 2012г. 03:09 Прекрасная статья комментарий о.Валентина. Только возрождение монашеского братства. Монашеской общины жизнь в которой зиждется на Христианской любви и заботе возродит монастырскую жизнь в России. Никакие административные структуры (Игумен администратор живущий сам по себе и монахи подчинённые живущие сами по себе) которыми сейчас пытаются заменить монашеское братство не помогут и уже сейчас являют свою несостоятельность.

http://bogoslov.ru/article/2737437

е. представляет Младенца, сидящим на руках или коленях Матери; Он обращен к молящимся лицом и благословляет их и мир. Но, рядом с этим торжественным положением Младенца, рано выступает оживление Его фигуры, и мы начинаем находить: то склонение Его к молящимся, то живое движение к Матери. В иконах Симона Мартини Младенец, как бы выпрямившись, развертывает обеими руками свиток и показывает его молящимся; в иконах Липпо Мемми, прильнув к Матери и держась правою рукою за ее одежду, левою Он развивает свиток, или же выпрямившись, как бы приподнимается в руках Б. М., упираясь ножками на ее руку и колено (Вентури, фиг. 535). Наконец, в позднейших сиенских иконах, Младенец стоит на коленях Матери (Вентури, фиг. 606, 709 45 ). На иконе Лоренцетти, в Уффициях, Младенец, приподнявшись на руках Матери, ласково прикасается к ее подбородку (1345 г., фот. Андерсона., 8335). Не перечисляя всех, относящихся сюда икон, или картин икон семьи Лоренцетти, скажем только, что с началом XV века эта тема становится столь обычною у сиенских, флорентинских и умбрийских (рис. 48) живописцев (Оттавиано Нелли, фот. Алинари, 19950), что было бы излишним говорить об этом более подробно. Между тем, только путем самого мелочного и точного сличения можно было бы установить переход этой темы из итальянской живописи в греческую иконопись. Для русской иконописи исторический анализ этой темы является особенно важным потому, что путем его могло бы быть совершенно точно определено происхождение наших чудотворных икон Феодоровской Б. М., Толгской в Ярославле, Девпетерувской и др. Икона Феодоровской Богоматери 46 (рис. 49) явилась, по преданию Великому Князю Василию Ярославичу Костромскому, прозванием «Квашня», пошедшему на охоту 16 августа 1239 г. и увидевшему икону на сосне; по рассказам жителей Городца, икона та была ранее в их городе, до того времени, когда Батый взял и сжег их город; икону принесли и поставили в Костроме в церкви св. Феодора Стратилата. Когда Князь Василий соорудил затем соборную каменную церковь во имя Успения Богородицы, там была поставлена икона, названная «Феодоровскою», и устроен придел во имя великомученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010