12/25 мая Церковь чтит святого Симеона Верхотурского . В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой. Занятие святого праведного Симеона рыболовством Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»… Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал преподобный Амвросий Оптинский : «Только рот открыл – туда галка и залетела!» Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4). О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что ст о ит от сердца ему помолиться – молитва будет услышана…

http://pravoslavie.ru/93598.html

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Но, живя в Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания, а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовало то занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было - портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. Праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитость и требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человеку портновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения! Из всех видов платья праведный Симеон шил большей частью " шубы с нашивками " . С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением за труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные. Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величии Творца, сотворившего небо и землю. Как сказано выше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искорениться языческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Христа, они в то же время втайне придерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. 24 сентября, 2010 Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Содержание статьи 25 сентября – память Святого праведного Симеона Верхотурского. Большинство людей любят путешествовать, бывать в интересных местах, видеть нечто необычное, знакомиться с новыми людьми. Ради свежих впечатлений некоторые преодолевают огромные расстояния, забираются в такие уголки планеты, куда редко ступает нога человека. Но сколько бы человек не гонялся за впечатлениями, все рано или поздно приедается, радости с каждым разом становится все меньше и меньше и, в конце концов, наступает момент, когда этот удивительный и разнообразный мир кажется скучным, серым и неинтересным. Однако совсем иначе смотрят на окружающую действительность те, кто, полюбив дорогу, выбрали целью своих поездок места, где можно отдохнуть душой, – святые места. Эти мудрые путешественники никогда не пресыщаются, потому что невозможно пресытиться благодатью. Я решила последовать их разумному примеру и дать своей душе единственную потребную ей пищу, напоить ее из чистого источника отеческой веры: поехать в место дивное, святое. Помолившись, я отправилась в гости к праведному Симеону Верхотурскому. «Сенькой звали его» Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество – дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

Св. Симеон Верхотурский Симеон Верхотурский вошел в мою жизнь рождественской сказкой, начало которой, впрочем, отнюдь не романтическое. Но ведь в сказках главное конец! И не случайно память его приходится на 31 декабря – день, в который так хочется чуда… Предупреждаю, начало будет страшное. Итак… Вокруг цвела послепасхальная весна, а мой сын Николай сломал обе ноги, причем лодыжки в нескольких местах, порвал связки, мышцы и сухожилия. Я до сих пор вздрагиваю, когда слышу сочетание «множественные переломы». Спросила у главного хирурга: «Сын ходить будет?» «Возможно, когда-нибудь…» – был ответ Часа четыре врачи возились, а после вывезли на каталке наполовину загипсованного человека с чужим выражением лица. Я пошла за медсестрой в палату, присела на краешек кровати, и стало сверлить навязчивое «Почему?». Судя по тому, что со мной медики говорить не хотели, дела плохи. В коридоре я спросила у главного хирурга: сын ходить будет? – Возможно, когда-нибудь… – ответил он и зашел в ординаторскую. Я погладила гипсовые бугорки, под которыми были колени, и тихо заплакала. Если бы мне сейчас предложили с сыном поменяться местами, я, не раздумывая, согласилась бы. А бездвижная юность – это, ну, не знаю… Сунув руку в карман в поисках носового платка, нашла там конверт с поздравлением: такие схиархимандрит Илий перед Рождеством и Пасхой ежегодно посылает всем духовным чадам; текст, понятно, каждый раз разный. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) «Дорогая о Господе Ольга. Печать с кустодию двадцать столетий желает неизменно хранить Гроб Господень, но не убережет самовластной силы Божества. Благодатный огонь накануне самой Пасхи каждый год свидетельствует, что было и есть Воскресение Христово. Пробивая толщу времен и тьму земной жизни, Воскресение Христово каждый год нам свидетельствует, что Христос воскрес. В этом победа жизни открыла путь всякой плоти, совоскресив ее с собою. Христос воскрес – и безнадежность смерти сокрушена. И сила смерти уже истощилась, и звучит благовест о воскресении и о жизни, он звучит праздничным победным звоном колоколов, пробуждая охладевшие души к жизни.

http://pravoslavie.ru/89303.html

Последним в этот день удивительным событием было мое краткое паломничество в село Меркушино, где подвизался святой праведный Симеон Верхотурский и где был арестован отец Аполлинарий, а также в село Красногорское – место последнего служения преподобномученика. П. Альбощий на месте предположительного захоронения преподобномученика Аполлинария – Какие еще интересные встречи и события споспешествовали вам в паломническом путешествии? – Интересно, что с началом почитания преподобномученика Аполлинария связаны неожиданные встречи с людьми из Верхотурья, которые стали происходить задолго до поездки. Одна из них связана с нашим Молодежным крестным ходом, в котором не раз участвовала многодетная мама Елена Воронина, ее супруг и дети. 20 мая, после освящения первой копии иконы преподобномученика, Елене дали эту икону для общей фотографии, и она немного пронесла ее. До этого женщина ничего не знала о верхотурском новомученике. Только на привале она, услышав житие святого, рассказала, что еще недавно жила и работала недалеко от Верхотурья, и, видимо, надо было пройти весь этот путь, чтобы узнать о святом своей родины. Благодаря Елене мне удалось поработать с книгой «История Екатеринбургской епархии», из которой я многое почерпнул в поездке. Благодаря созданию в социальной сети группы о преподобномученике со мной еще в июле связался православный верхотурский краевед и экскурсовод Владимир Дьяченко, который предложил помощь и сотрудничество в составлении маршрута по местам жизни святого. Несмотря на свою домашнюю занятость, имея семерых детей, Владимир оказал мне неоценимую помощь в посещении Верхотурья, проведя экскурсию и показав место предположительного захоронения отца Аполлинария. Семья верхотурского краеведа и экскурсовода В. Дьяченко с иконой преподобномученика Аполлинария Когда на экскурсии 11 сентября мне напомнили о том, что город Верхотурье, так же как и Белгород, был основан святым благоверным царем Феодором Иоанновичем, у меня возникла идея – предложить властям сделать наши города побратимами. Ведь Белгород был основан именно в этот день, 11 сентября, как раз накануне кончины преподобномученика Аполлинария. Удивительно, но и день именин преподобномученика Аполлинария, то есть день памяти священномученика Аполлинария Равеннского, приходится как раз на день освобождения Белгорода – 5 августа.

http://pravoslavie.ru/117136.html

Сибирь тогда была дикая, полуязыческая, нравы у людей простые. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Ведь большинство людей думали, что им двигало корыстолюбие: в другом доме пообещали больше – вот он и ушел. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид. На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, рассказывал им о Христе, наставлял в истинной вере, и чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника. Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом… Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника… Кинулись вспоминать, кто такой, как звали – никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший Своим людям нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Сенькой звали его». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле. Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона происходили бесчисленные, и в те далекие времена, и в наши дни. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, с той поры и до наших дней не прекращается в эти места паломничество: едут и едут верующие к святому – кто за помощью в житейских нуждах, кто за исцелением, кто за утешением в скорбях, а кто, как я, желая прикоснуться душой к святыне и обрести покой. Благословенное Меркушино

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

Мы надеемся, что и в сегодняшние дни память о праведном Симеоне, любовь к нему будут умножаться и мы с верою будем прибегать к этому покровителю наших святых мест. Думаю, и без подсказки чувствуется, что праведный Симеон является в наших краях своего рода незримым хозяином: как он захочет, так Господь по его молитвам все и устроит. Поэтому мы и прибегаем к нему в своих личных нуждах и в общих бедах, надеясь на его святую помощь. Он был, если рассуждать в духе нашего времени, обыкновенным человеком. Если бы кто-то подобный жил среди нас, то мы бы его не заметили так же, как жители Меркушино не видели ничего особенного в праведном Симеоне. Он был портным, то есть ремесло у него было самое обыкновенное. Разве что он не был женат… Но в то время на это смотрели проще: людей, избравших одинокий образ жизни, было много, поскольку христианское целомудрие было распространено, общепринято и никого не могло особенно удивить. Святой Симеон не был монахом или священнослужителем, про его подвиги тоже ничего не известно. Если он подвизался в добродетели, то в такой глубокой тайне, что про это никто не знал. Он отличался только добротой. Вспоминают, что он любил общаться с детьми и объяснять им в простой форме истины христианской веры. Впрочем, в те времена и взрослые люди, например крестьяне, были не далеки от детского душевного состояния. Они были чрезвычайно просты и потому нуждались в его наставлениях, в особенности новообращенные инородцы. Но это тоже не выглядело чем-то особенным и не привлекало к себе внимания его земляков. Одно несомненно: Симеон Верхотурский жил по-евангельски, это видно из его целомудрия и доброты. Итак, праведник, на первый взгляд ведший обыкновенный образ жизни, но внутренне исполненный ревности к деланию евангельских заповедей, – достиг такого благодатного духовного состояния, что по смерти прославился нетлением мощей и даром чудотворения, то есть его подвиг состоял в самом главном, единственно важном – в исполнении Христовых заповедей. Все остальные подвижнические труды: пост, удручение плоти, уединение, бдение – лишь средства к достижению этой главной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Симеона Верхотурского. О своем детстве и годах учения он рассказывал так: «Дома я не учился, только с кошками играл; но, вот, пришло время отдать меня в Духовное Училище. Напекли пирогов с яблоками и отвезли. Ну что же делать! Я плачу, плачу, потом поем пирогов, потом учусь, потом опять плачу, опять поем пирогов и опять учусь; так первым и кончил; и семинарию кончил, и поступил в Казанскую Академию...» Товарищи о. Симеона и его крестная мать рассказывали про него: «Он был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с прекрасным голосом, легким басом, скорее красивый, очень веселый, любил бывать на вечерах, был замечательный певец и танцор.» Как мы знаем из жизнеописания старца Гавриила, в бытность его наместником Седмиозерной Пустыни, его посещали студенты Казанской Духовной Академии, которые отдавались его духовному водительству и руководству. Однажды к о. Гавриилу пришли трое друзей студентов: один из них будущий Преосвященный Стефан Вологодский (Знамеровский), затем Алексей Степанов – будущий архиепископ Гурий и Михаил Холмогоров – будущий архимандрит Симеон (все трое приняли мученическую смерть за Христа в 1937 году). Об этом посещении Владыка Стефан рассказывает так: «Батюшка старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов. Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота. Старец встретил студентов словом: «Вы верно думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый.» С владыками Стефаном и Гурием старец много говорил, а о. Симеона точно совсем и не видел и не задал ему ни одного вопроса, и тот тоже ничего не спрашивал... Угощал студентов чаем, предлагал устроить ночевать, но они спешили в Академию. Когда старец благословлял о. Симеона, который подошел последним, старец ему сказал: «А ты постригайся.» О. Симеон ответил: «Благословите,» и они вышли... Тут будущие Владыки, совсем ошеломленные словами старца о. Симеону, стали говорить: «как ты мог ответить: благословите, ведь ты о монашестве даже и не говорил, ведь ты любишь общество, любишь пение светское, музыку, вечера, – от кого угодно, но от тебя нельзя было этого ожидать.» О.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Перевод: В терпении твоем, святой Божий, от Господа ты принял награду и собрал урожай с полей райских наслаждений, бессонным бдением и юродством тело твое изнурил ты и мудростью душу твою спас, жизнью земной пренебрегал, но возжелал созерцать Небесное Царствие и удостоился видеть Небесного Царя, и Ему поклонился ты. Мы же, недостойные рабы твои, у гроба твоего смиренно колена преклоняя и с сокрушенным сердцем взирая на образ иконы твоей, так взываем: «О Прокопий, удивительный, ходатай будь и молитвенник ко Господу о рабах твоих и защитник города нашего во дни наступающих скорбей и молись ко Господу о спасении наших душ». Симеону Богоприимцу, прав., глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Перевод: Симеон старец сегодня радуется, взяв на руки свои Младенца Превечного Бога, прося разрешиться от уз плоти и взывая: «Видели очи мои спасение Твое миру». Симеону Верхотурскому, прав., глас 4 Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело,/приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/притекающим к тебе, праведный Симеоне./Темже, по данному ти дару,/испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,//и моли спасти души наша. Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Днесь радуется славная страна Сибирь,/обрет святыя мощи твоя внутрь себе./Архиерее, священницы и весь сонм людский/духовне веселящеся, вопием ти:/о Богомудре Симеоне!/Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/прося податися всем по коегождо прошению,/и избавитися стране сей и граду/от огненнаго запаления и поганскаго нашествия/и междоусобныя брани и от всякаго зла./Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение,/новый целебниче, и вопием://слава Дающему тобою всем исцеление!

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010