Симеона Верхотурского. О своем детстве и годах учения он рассказывал так: «Дома я не учился, только с кошками играл; но, вот, пришло время отдать меня в Духовное Училище. Напекли пирогов с яблоками и отвезли. Ну что же делать! Я плачу, плачу, потом поем пирогов, потом учусь, потом опять плачу, опять поем пирогов и опять учусь; так первым и кончил; и семинарию кончил, и поступил в Казанскую Академию...» Товарищи о. Симеона и его крестная мать рассказывали про него: «Он был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с прекрасным голосом, легким басом, скорее красивый, очень веселый, любил бывать на вечерах, был замечательный певец и танцор.» Как мы знаем из жизнеописания старца Гавриила, в бытность его наместником Седмиозерной Пустыни, его посещали студенты Казанской Духовной Академии, которые отдавались его духовному водительству и руководству. Однажды к о. Гавриилу пришли трое друзей студентов: один из них будущий Преосвященный Стефан Вологодский (Знамеровский), затем Алексей Степанов – будущий архиепископ Гурий и Михаил Холмогоров – будущий архимандрит Симеон (все трое приняли мученическую смерть за Христа в 1937 году). Об этом посещении Владыка Стефан рассказывает так: «Батюшка старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов. Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота. Старец встретил студентов словом: «Вы верно думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый.» С владыками Стефаном и Гурием старец много говорил, а о. Симеона точно совсем и не видел и не задал ему ни одного вопроса, и тот тоже ничего не спрашивал... Угощал студентов чаем, предлагал устроить ночевать, но они спешили в Академию. Когда старец благословлял о. Симеона, который подошел последним, старец ему сказал: «А ты постригайся.» О. Симеон ответил: «Благословите,» и они вышли... Тут будущие Владыки, совсем ошеломленные словами старца о. Симеону, стали говорить: «как ты мог ответить: благословите, ведь ты о монашестве даже и не говорил, ведь ты любишь общество, любишь пение светское, музыку, вечера, – от кого угодно, но от тебя нельзя было этого ожидать.» О.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Мы надеемся, что и в сегодняшние дни память о праведном Симеоне, любовь к нему будут умножаться и мы с верою будем прибегать к этому покровителю наших святых мест. Думаю, и без подсказки чувствуется, что праведный Симеон является в наших краях своего рода незримым хозяином: как он захочет, так Господь по его молитвам все и устроит. Поэтому мы и прибегаем к нему в своих личных нуждах и в общих бедах, надеясь на его святую помощь. Он был, если рассуждать в духе нашего времени, обыкновенным человеком. Если бы кто-то подобный жил среди нас, то мы бы его не заметили так же, как жители Меркушино не видели ничего особенного в праведном Симеоне. Он был портным, то есть ремесло у него было самое обыкновенное. Разве что он не был женат… Но в то время на это смотрели проще: людей, избравших одинокий образ жизни, было много, поскольку христианское целомудрие было распространено, общепринято и никого не могло особенно удивить. Святой Симеон не был монахом или священнослужителем, про его подвиги тоже ничего не известно. Если он подвизался в добродетели, то в такой глубокой тайне, что про это никто не знал. Он отличался только добротой. Вспоминают, что он любил общаться с детьми и объяснять им в простой форме истины христианской веры. Впрочем, в те времена и взрослые люди, например крестьяне, были не далеки от детского душевного состояния. Они были чрезвычайно просты и потому нуждались в его наставлениях, в особенности новообращенные инородцы. Но это тоже не выглядело чем-то особенным и не привлекало к себе внимания его земляков. Одно несомненно: Симеон Верхотурский жил по-евангельски, это видно из его целомудрия и доброты. Итак, праведник, на первый взгляд ведший обыкновенный образ жизни, но внутренне исполненный ревности к деланию евангельских заповедей, – достиг такого благодатного духовного состояния, что по смерти прославился нетлением мощей и даром чудотворения, то есть его подвиг состоял в самом главном, единственно важном – в исполнении Христовых заповедей. Все остальные подвижнические труды: пост, удручение плоти, уединение, бдение – лишь средства к достижению этой главной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Он говорит, что человек, пребывающий в обилии благодати, может выдержать даже мучения. Именно такую благодать имели мученики, ибо не своей силой они терпели и выносили великие страдания, выпавшие на их долю. Потому нетление мощей свидетельствует о том, что святой праведный Симеон Верхотурский Царство Божие приобрел еще в этой жизни. В той мере, в какой доступно живущему на земле человеку, этот подвижник предвкушает Царство Божие, которое во всей полноте откроется ему и в будущей жизни. Такой человек избегает мнимого житейского разнообразия ради, опять же, мнимого однообразия духовной жизни. Ведь все наше «разнообразие» на самом деле пустота, нелепость и суета. Оттого что нам уныло и скучно, мы изобретаем все новые и новые занятия, чтобы, подобно пьянице, забыться в суете, затмить свой разум и не помнить, как пусто и скверно у нас в душе. Само это разнообразие подтверждает то, что мы ничем не можем удовлетвориться. Но подвижник, стяжавший Царство Божие внутри себя, пренебрегает всем этим как ничего не значащим, как уже почти не существующим для него. Он ищет лишь «единого на потребу» (см. Лк.10:42 ), того, что единственно и нужно человеку. И в этом едином он находит настолько великое разнообразие духовных чувств, что даже и не думает, будто он от чего-то отрекся и сделал нечто значительное. Наоборот, такой человек считает себя мудрым и даже хитрым, всех обманувшим и приобретшим евангельскую жемчужину, которая стоит более всех земных сокровищ (см. Мф.13:45-46 ). Вот образ жизни святого праведного Симеона. Внешне он был таким, как все, хотя, как сейчас бы сказали, «со странностями»: когда шил одежду, не заканчивал работу, не получал плату, не имел своего жилища, не имел семьи. А ведь как человек, владеющий ремеслом, он мог бы жить лучше, чем многие его заказчики, на которых он работал. В деревнях те, кто имеет ремесло, живут более зажиточно, чем занимающиеся обычным крестьянским трудом. Кроме того, по преданию, праведный Симеон был из дворянского рода, но скрывал свое происхождение. Может быть, такое предание о нем сложилось потому, что он был чрезвычайно благороден нравом и для того времени достаточно образован. Единственное, ради чего он нарушал свое уединение, была беседа с людьми, желавшими услышать слово Божие, и в особенности с детьми. Может быть, эти неиспорченные дети были ему ближе и понятнее, чем их родители, увлекшиеся земным и забывшие о Царствии Божием, которого одного он только и искал.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Святой праведный Симеон Верхотурский последовал в первую очередь поучению Спасителя о том, что «блаженны нищие духом». Он действительно обнищал духовно, от всего отрекся ради Царства Божия, не имел пристрастия ни к чему земному вплоть до того, что избегал не только человеческой славы, но даже и одобрения за обычные человеческие труды. Все мы ищем какого-то одобрения, находя в этом для себя утешение. Он же не имел утешения ни в чем. И это было не случайностью, но нарочито избранным образом жизни ради угождения Богу и исполнения Его заповеди. Праведный Симеон был нищ духом в полном смысле слова — не имел пристрастия ни к чему земному, о себе не составлял никакого мнения. Если нищий человек не владеет никаким имуществом, то нищий духом не имеет даже и пристрастия к чему-либо земному. Если у нищего человека нет никакого богатства, то нищий духом не имеет о себе никакого мнения, самого малого, почитая себя совершенно ничего не значащим. Он пребывает в блаженной простоте, как бы не умеет видеть своих достоинств. Конечно же, это великий подвиг, но здесь действует и благодать Божия. Совершить столь великую добродетель, как, впрочем, и исполнить евангельские заповеди, невозможно без помышления о том, ради чего совершается этот тяжкий подвиг. Легко рассуждать о нищете духовной, легко поучать на эту тему, но необыкновенно трудно исполнить слова Спасителя на деле. В самом евангельском изречении есть указание на то, ради чего необходимо исполнить заповедь Господа: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Не ради человеческой славы, не ради земного счастья и покоя, но ради Царства Божия. Для нас эти слова Спасителя лишь достойное уважения изречение, они не действуют на наше сердце и стали привычными. Но если бы мы, братья и сестры, осознавали, что есть Царствие Божие, то, услышав эти слова, мы бы ужаснулись, опомнились и устрашились, может быть, даже заплакали и зарыдали. Теперь же они для нас мало что значат. Представьте себе человека, живущего в глухой деревне и никогда не пробовавшего никаких изысканных блюд.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Тропарь, глас 4 Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело,/приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/притекающим к тебе, праведный Симеоне./Темже, по данному ти дару,/испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,//и моли спасти души наша. Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ. Кондак, глас 2 Мира суетнаго отверглся еси,/да блага вечныя жизни наследиши,/возлюбив незлобие и чистоту души и тела./Снискал еси, еже возлюбил,/свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих,/и благодать чудотворения наипаче./Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным,/Симеоне блаженне,//чудотворче предивный. Перевод: Покинув суетный мир, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбив доброту и чистоту души и тела, ты получил то, что полюбил, ибо свидетельствуют об этом гроб и нетленные мощи твои, и более всего — благодать чудотворения, поскольку ты источаешь исцеления всем приходящим к тебе и еще не просвещенным (светом Евангелия), Симеон блаженный, удивительный чудотворец. Молитва О святый и праведный Симеоне, чистою душою твоею в Небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребываяй! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас, многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо, от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим, исцеление очес, овым же, близ смерти бывшим, от лютых недугов врачевание и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси, сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне в присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pra...

Мы и сейчас чувствуем его любовь и молитвы. Я верю, что он у Господа. Бывает, начну плакать, и чувствую, как батюшка, мой сын, меня утешает. Каждую ночь, засыпая, вспоминаю, каким он был, его детство, юность. И плачу, и молюсь... Я - мама, и мне всегда будет нестерпимо больно. Но что же делать: и жизнь, и смерть человека - это великая тайна Божия. Из проповеди архимандрита Иова (Стратулата) «...Много лет назад в Верхотурье появился никому не известный человек. Это был бродячий портной, занимавшийся шитьём шуб. Откуда он пришёл, никто не знал. Странный он был: выбирал избу победнее, останавливался там и бесплатно обшивал всех в доме. Причём старался сделать так, чтобы избежать благодарности. Окончив работу, вдруг скрывался, так что не знали, где его и найти, чтобы заплатить за труд. Если же что зарабатывал, отдавал бедным. Он не только шил: нянчился с детьми, учил их грамоте, читал им Евангелие, нёс свет православной веры. Так жил скромно, незаметно, тихо и смиренно. Но когда умер, на его могиле начались исцеления: слепые прозревали, хромые ходили - Господь явно прославлял Своего угодника. О нём заговорили, к его могиле потянулся народ. Начались толки о канонизации. Стали собирать справки, расспрашивать и, удивительно, - никто не знал даже имени усопшего! Просто „добрый человек " , и всё. И только в чудесном видении Господь открыл имя праведника. Это был Симеон Верхотурский. Таковы есть герои в христианском понимании: скромные, смиренные, забывшие о себе совершенно, отдавшие себя целиком на служение другим. Только такие исполняют волю Господа и следуют учению Его. Потому что Спаситель сказал: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28)». (1 апреля 2012 года). Источник: Православие и современность Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/18/ne_o...

Очень характерно признание одного известного диссидента-шестидесятника. «Обо всем мы с ним успели поговорить. Только о смерти не говорили», – признался он, вспоминая своего ближайшего друга и единомышленника. А ведь и тогда, и много позже – мы это хорошо помним! – интеллигенция, собираясь на кухнях, часами говорила и спорила на самые разные темы. Но тему смерти – своей или кого-нибудь из своего ближайшего окружения – и вправду обходили стороной. Поэтому, когда она вдруг кого-то настигала, это обычно заставало всех врасплох. И только чья-нибудь пожилая родственница (как правило, деревенского происхождения) знала, что полагается делать в этой ситуации, и наставляла растерявшихся близких, как надо завесить зеркала, как приготовить кутью, кто может нести гроб, а кто – нет… Христиане не спорят о смысле жизни, потому что знают: он в спасении души. Конечно же, за всеми этими фигурами умолчания и дежурными восклицаниями, что жизнь продолжается, таился страх. Ведь и смерть, если можно так сказать, продолжалась. А безбожный оптимизм не давал на сей счет настоящего утешения. Страх всё равно выползал из своего укрытия под разными псевдонимами. Недаром тогда было столько споров о смысле жизни и прямо-таки невротическое стремление оставить после себя хоть какой-то след. Разумеется, по сравнению с бездумно-утробным существованием, столь пропагандируемым в наши дни, это нечто гораздо более возвышенное. Но спорить о смысле жизни, пребывать в судорожных поисках истины можно только в мире, отвергшем Христа. Христиане не спорят о смысле жизни, потому что знают: он в спасении души. И не стремятся любой ценой оставить после себя хоть какой-то след (пусть даже это будет слава Герострата!), страшась кануть в небытие, а, ища спасения, стараются исполнять наказ Псалмопевца: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15). То есть это иная система координат. След тут не самоценен. Хотя, конечно, он остается. Яркий пример этой иной системы координат являет собой житие святого праведного Симеона Верхотурского. Когда спустя 50 лет после кончины праведника его гроб чудесным образом поднялся из земли, все уже позабыли о том, что он когда-то жил в тех краях. Никто даже имени его припомнить не мог! Дошедшие до нас сведения о нем крайне скудны, он не оставил практически ничего, что подходило бы под определение «след»: ни потомства, ни наследства, ни записок – ничего. Да и добрые дела он творил втайне, избегая славы суетного мира, поэтому памяти о них среди людей тоже не сохранилось. Но только среди людей, а не у Бога. Господь же его прославил, и в современной России Симеон Верхотурский – один из любимейших, широко почитаемых святых!

http://pravoslavie.ru/70634.html

«Какой же он простой-простой! И святой-святой!» О том, как приснопоминаемый митрополит Иосиф чтил праведного Симеона Верхотурского Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) – один из самых удивительных подвижников благочестия XX века: отсидев в советских лагерях за веру Христову в общей сложности 22 года, он всерьёз рассматривался как кандидат на Патриарший престол. Будучи главой огромной епархии, Владыка не чурался никакой, даже самой «черной» работы, много юродствовал. После его смерти, последовавшей в 1975 году, вся Алма-Ата ходила и до сих пор продолжает ходить на его могилку за разрешением своих духовных и – частенько – житейских вопросов. Особым образом приснопоминаемый Владыка чтил память святого Симеона Верхотурского (память 18/31 декабря). Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) Владыка Иосиф не решал ни один вопрос, не помолившись. Назначение священника на приход, перемещение или увольнение клириков за штат – всё сопровождалось молитвой. Сугубо молился владыка святому праведному Симеону Верхотурскому . Он называл праведного Симеона «инспектором Алма-Атинского епархиального управления». Часто владыка писал ему записочку, в которой задавал святому вопрос или излагал какую-то ситуацию, которая в то непростое время была трудноразрешимой. Например, о замещении на приходе священника, когда нет достойного кандидата или если с мнением владыки были не согласны в Совете по делам религии и оставалось только уповать на помощь Божию и молитвенное заступление святого. И вот владыка писал записочку, вкладывал ее в икону с мощами праведного Симеона, вставал на молитву и читал акафист этому святому, Спасителю или Царице Небесной. И обычно сложный вопрос вскоре разрешался чудесным образом. Находился достойный кандидат или звонили из Совета по делам религии и сообщали, что согласны с мнением владыки: «Мы здесь подумали, Иван Михайлович: ладно, давайте делать так, как вы предлагаете». И именно таким образом происходило решение многих проблем. Святой праведный Симеон Верхотурский

http://pravoslavie.ru/89319.html

О Ленечке ничего неизвестно. По-видимому, повлияло на его судьбу близкое долголетнее его знакомство с Пимой. Это – их дело, а я ничего не слыхал и не знаю о них. Герметическую чернильницу ты наверно уже получил. Если она не годится, напиши, какую именно прислать тебе. Чтоб не забыть, ты знаешь – Симеон Верхотурский страдал болью в животе (память его 12/IX). Вспоминай его. Имеешь ли теплые носки? У меня есть крупные хорошие темные валенки в галошах (кажется 13). Имей в виду, Катя бережет их для тебя, на случай сноса этих, которые ты так экономно носишь». Картина жизни довольно ясная – постоянные переезды, хлопоты, заботы о себе и родных, проще сказать, битва за существование. Территориальное ограничение не давало ему возможности жить в Москве и свободно заниматься научными работами. Впрочем, в 1937 году он все-таки договорился частным образом с секторией национальных словарей ОГИЗа составить «Словарь советских сокращений, условных наименований и шифров Советского Союза» к 25-й Годовщине Октябрьской революции. А в 1938 году он совместно с сотрудницей Толстовского музея О. А. Дашкевич составил комментарий к письмам Репина к Черткову и к С. А. и Т. Л. Толстым. Работа эта была сдана в Государственный Литературный Музей для напечатания. В силу сложившихся обстоятельств и слабого здоровья святитель не просил у митрополита СЕРГИЯ себе назначения на какую-либо церковную работу. Да последний, как видно из письма Епископа МАНУИЛА к Брату Андрею, сам находился в очень неутешительной обстановке и, конечно, не мог ничем помочь ему. Скитальческая жизнь святителя временами озарялась небесными утешениями. Так, в апреле 1936 года, когда он жил в Орлове-Розове совхозе, в сонном видении явилась ему его мама и ободряла его в скорбях. А при разных переездах по железной дороге в пригородных поездах Господь не раз сохранял его жизнь от опасности 145 . В течение трех лет продолжалась скитальческая жизнь епископа МАНУИЛА. 18 апреля ст. ст. 1939 года он снова был лишен свободы и сначала находился на Лубянке и Бутырке в Москве, а 31 января 1940 года отправлен в Канск.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нормированность поэтики, массовость и структурная повторяемость контрастных черт религиозного чувства в примитивной иконе и народой религиозной картинке явно обусловливают их способность удерживать важные смыслы того или иного культурно-исторического и религиозного опыта. Оговорки и описки по Фрейду – выражение бессознательного. На простонародных иконах мы часто можем видеть ошибки в надписях. Например, на холуйской иконке-«листоушке» XIX в. неумелой рукой малограмотного крестьянина написано без разделений и лигатур: «Съпреподоб Никандръ». Однако в ошибках мы найдем и доминирующие символы, как бы прорывающиеся на поверхность из глубин опыта и коллективного бессознательного. На упоминавшейся иконе «под Жако» холуйского мастера М. Блинничева «Симеон Верхотурский» над головой Христа поставлена новообрядческая титулатура «IUC ХС», однако рука Христа по привычке написана мастером с двуеперстным благословением. Хотя икона была выполнена с официальной церковной олеографии на жести фирмы Жако, опыт старообрядческого иконописания и благочестия сообщил ей один из своих важнейших знаков. (илл. 95) Здесь напрашивается постановка вопроса о сложном, но явном отражении в суздальской «расхожей» иконе как древнерусских традиций, так и старообрядческого религиозного опыта. «Почти нигде в крестьянских домах нельзя найти произведений новейшего искусства, – писал наблюдатель середины XIX в., – они все суздальской старинной работы» (ВГВ, 1843, 21). Учитывая эту степень распространенности суздальских простонародных икон, а также их роль в истории религиозного чувства, внимательнее присмотримся к их художественному языку, за которым, по сути, стояли многие из тех историко-культурных реальностей, которым были посвящены наши предыдущие главы. Строгость и одновременно скорбность выражения ликов типичная черта суздальской «краснушки». Скорбное и жалостливое выражение дано лику Христа на упоминавшийся выше «расхожей» иконе конца XVII – начала XVIII в. То же самое выражение – на бесчисленных образах Богоматери. (илл. 199) Скорбь и умиленность жертвой своего Сына мы видим на четырехчастной иконе XIX в., на «трехряднице», на «краснушке» «Богоматерь Знамение» второй половины XIX в. (ГМПИ, инв. 541). (илл. 51:52) Прием передачи этого выражения заучен суздальским мастером до автоматизма и, видимо, не составлял мя него никакого труда при необыкновенной скорости работы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010