Настал Великий пост ; идет строгая в деревне первая седмица. Никого нет из деревенской молодежи на ледяной горе. Вот Ганя и надумал покататься. – Теперь можно! – решил он. Пошел – и родителей не спросил. Но только покатился – сразу налетел на палку, которой был загорожен ледяной скат горы, чтоб не катались. А на палке той торчал старый гвоздь. Ганя как наскочил со всего размаху на эту палку, – сразу вылетел да ногой о гвоздь... Пропорол себе штанишки и новые валеночки. Кровь бежит... Мальчик и боли не чувствует: очень уж испугался за свое непослушание и за валеночки. – Что тятенька с матушкой теперь скажут! Скорее домой! Забрался на сенник и давай молиться св. праведному Симеону, чудотворцу Верхотурскому (весьма почитаемому по Приуралью и всей Сибири). Молился жарко, со слезами: уж и каялся-то, что без благословения родителей ушел, и исправиться-то обещал, и наконец дал обет Угоднику: – Непременно пешком схожу к Твоим мощам (280 верст), только ты исцели меня, непременно исцели!! Даже уснул от усталости, – так намолился... И вот, во сне видит: подходит к нему муж удивительно благообразный. Лице такое строгое, но и приветливое. На нем бедный сермяжный балахон, но чистый – чистый и такой урядливый, будто ниточка к ниточке прилажена. Спрашивает Ганю: – Зачем ты меня звал? Ганя во сне отвечает: – Исцели меня, Угодник Божий! – А обещание исполнишь – в Верхотурье сходишь? – Схожу, непременно схожу! только Ты исцели меня! Угодник Божий, – пожалуйста исцели! Праведный Симеон прикоснулся к ноге, провел по ране и удалился. Ганя проснулся от страшного зуда в ноге. Машинально протянул руку – почесать, но тут пришел окончательно в себя и ужаснулся: рана зажила, а при чесании с нее сошел как бы сухой струп, под которым видна была уже молодая розовая кожица. Пал Ганя на колени и со страхом и радостью стал благодарить Верхотурского Чудотворца. От родителей он скрыл это событие. Прошло несколько лет. Ганя все собирается в Верхотурье, к прав. Симеону. Наконец вышел удобный случай: собралась большая партия богомольцев из деревни Фроловой на поклонение прав. Симеону. Ганю тоже отпустили с сестрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий даже обратился к министру общего и профессионального образования свердловской области В.В. Нестерову " с просьбой оградить детей от навязываемого отдельными директорами и учителями очередного безнравственного " праздника " - " дня влюбленных " " . Однако, по сообщению сайта " Регионы России " , " праздник святого Валентина в школах пока не отменяется " : " в областном министерстве образования, в ответ на прошение архиепископа руководство министерства запросило в епархии письма граждан, чтобы проанализировать их. По словам министра Валерия Нестерова, " на основе этих писем будет сделан вывод, в чем смысл обращений родителей, есть ли признаки нарушения прав детей, зафиксированные законом, например, психическое давление на ребенка - родители могут и должны оберегать своих детей от того, что они считают нежелательным. В зависимости от результата будем принимать решение " . По словам председателя Конференции католических епископов России митрополита Тадеуша Кондрусевича, " 14 февраля католики празднуют день святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным " . По сути, так называемый " праздник " - день св. Валентина - мощный коммерческо-идеологический проект, сродни Хеллоуину или светскому развеселому Санта-Клаусу, смысл которого можно выразить простой языческой формулой: " Лови момент! " . Для многих фирм этот проект также привлекателен яркими рекламными перспективами. Не следует также забывать, что на следующий день, 15 февраля, православные отмечают один из двунадесятых христианских праздников - Сретение Господне. О празднике Сретения сообщает агентство " РИА-Новости " . " Поводом для установления праздника послужил случай с праведным Симеоном, переводившим Священное писание с еврейского языка на греческий и жившего при Иерусалимском храме. Он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы. Ему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не узрит своими глазами исполнения пророчества. Когда младенца Христа родители принесли в храм, чтобы принести за него традиционную жертву, старец Симеон духовно увидел в ребенке Спасителя и произнес: " Ныне отпускаешь раба твоего, Владыка " , иными словами - возблагодарил Бога за избавление от тягот этой жизни " . Название праздника означает " встреча " . Богословы толкуют Сретение/встречу/младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом

http://pravoslavie.ru/press/obzor31.htm

Не зная, каким именем следует поминать усопшего, был он в недоумении, и вдруг послышался ему голос: «Зачем недоумеваешь? Поминай его Симеоном». Когда священник рассказал о сем, оказалось, что видения этого он удостоился в тот же самый вечер, когда иеродиакон Василид тоже узнал через видение во сне об имени праведника. На другой день митрополит еще раз свидетельствовал святые мощи и с благоговением лобызал их. Еще раз торжественно объявил он всем присутствующим о святых мощах праведного Симеона Верхотурского, и все, воздав благодарение Господу, поклонились мощам новоявленного угодника и стали в сердечном умилении лобызать их. При сем верхотурский воевода засвидетельствовал, что мощи святого Симеона воистину подобны нетленным мощам Киево–Печерских подвижников. Сам преосвященный Игнатий возложил на гроб праведного шелковую пелену и приказал сообщать ему все сведения о жизни и чудесах св. Симеона. Впоследствии на основании того, что сам видел и слышал, он составил повесть о явлении честных мощей, о первых чудесах святого и акафист ему. С того времени все чаще стали подаваться исцеления недугующим по молитвам праведного Симеона. Одно такое исцеление засвидетельствовано тем же митрополитом Игнатием. После посещения Меркушина преосвященный вместе со своими спутниками направился в город Ирбит, где в то время открывалась ярмарка. В сем городе находился некий иеродиакон, по имени Савватий. Он сильно тогда страдал зубной болью и изнемогал от страшной ломоты в ногах, так что едва мог ходить, и то лишь с величайшим трудом. Накануне, 12 января, перед днем праздника в честь великомученицы Татианы, вечером, незадолго до всенощного бдения, Савватий заснул и вдруг увидел во сне, будто он, взяв благословение у митрополита, отправился в Меркушино, и вот он стоит в часовне над гробом праведного. Игумен Исаак открыл ему мощи, бросившись ниц перед гробницей, он взывал: «Праведник Божий, святой Симеон, помилуй меня и молитвами твоими исцели мои недуги!» И вдруг он видит: св. Симеон, приподнявшись, сел на гроб, на нем — та самая пелена, которую возложил митрополит Игнатий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Экспонат 12125, или Вернувшийся святой Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского Молебен с акафистом перед мощами праведного Симеона Верхотурского возглавляет архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (Лебедев); слева от него – епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий (Кузнецов). 1989 г. Парадоксально, но факт: гонимы бывают не только живые, но и мертвые. Человеческая злоба может простираться на родных и близких умершего, на те вещи, которыми он пользовался при жизни, и даже на его собственные останки. Звучит дико, но ходить далеко за примерами нет нужды: в нашей стране всего несколько десятилетий назад повсеместно происходили так называемые разоблачения. Из драгоценных рак изымались мощи святых, честные останки подвергались поруганию, а с теми, кто пытался вступиться за дорогую святыню, либо расправлялись на месте, либо они подвергались преследованию, арестам и ссылкам и часто заканчивали свою жизнь за колючей проволокой. Одним из пострадавших от советской власти стал покровитель уральской земли праведный Симеон Верхотурский, почивший более 300 лет назад. Новая власть несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой. Неугодный власти угодник Божий Чем не угодил праведный Симеон новой власти? Прежде всего, тем, что оказался популярнее проповедников новой идеологии. Со дня первого обретения мощей святого Симеона по молитвам верующих происходило множество чудес и исцелений. До революции имя этого чудотворца был столь известно, что не было такого уголка на просторах России, где бы о нем не слышали и откуда не ехали бы в Верхотурье богомольцы. Не выдержав, так сказать, «конкуренции», большевики захотели публично опорочить имя праведника: решено было вскрыть серебряную раку, извлечь из нее мощи святого и публично продемонстрировать всему верующему люду, что святыня, которой они с таким тщанием поклоняются, не более чем мертвые кости. Первым отважился на кощунство красный комиссар Сабуров. Взяв для храбрости нескольких единомышленников, он отправился на «дело». Вооруженные наганами, товарищи прискакали поутру на боевых конях, въехали на монастырский двор, спешились, решительной походкой направились в храм. Зашли не крестясь. Стало понятно, что уговорить их отказаться от задуманного не получится, а оказывать физическое сопротивление бесполезно. Уже через несколько минут рака была вскрыта, был проведен внешний осмотр. А пару дней спустя прямо посреди городской площади в разгар дня комиссар упал с лошади и сломал ключицу. «Это кара Божия», – говорили люди: о недавнем вторжении в монастырь, конечно, уже знала вся округа.

http://pravoslavie.ru/30530.html

Глава 14. Святые миряне и их жены Святые князья и юродивые почти исчерпывают мирянский чин святости на Руси. Они воплощают два противоположные начала в мирянском служении миру: несение социального долга в самом высоком и почетном из мирских призваний – и самое радикальное отвержение мира, совместимое с пребыванием в миру. В канонизации мирян Церковь избирает крайние полюсы праведности, позволяя этим заключать об отличном от других церковных чинов, репрезентативном характере мирянских канонизаций. Немногие имена святых мирян, остающиеся вне обоих списков, рельефно оттеняют некоторые черты русской народной религиозности. Симеон Верхотурский († 1642), родом из дворян, оставил в Смутное время свою родину и пришел в Верхотурье, сибирский городок будущей Пермской губернии. Он поселился в пятидесяти верстах от города в селе Меркушинском, вел странническую жизнь, зарабатывая себе хлеб шитьем шуб («с нашивками») и рыбной ловлей. Впоследствии старики вспоминали, что он, при бедности своей, старался кормить других и обращать в христианство язычников-вогуличей. Через пятьдесят лет после его кончины чудеса у могилы послужили основанием для местной канонизации. Св. Симеон не может считаться пустынножителем, хотя вероятно, что любовь к тишине и уединению привели его в сибирскую глушь. Основное содержание его подвига – социальное опрощение. Дворянин, добровольно ведущий крестьянскую жизнь, напоминает смоленского князя Андрея, ставшего пономарем в Переславле, отчасти московского боярина или князя, юродствовавшего в Клопском монастыре. Так подвизались многие неканонизованные праведники XVIII и XIX веков. Таков смысл жизни и великолепной легенды старца Федора Кузьмича. Артемий Веркольский († 1545) – крестьянский мальчик (Архангельская губерния), убитый молнией в двенадцатилетнем возрасте. Житие его, написанное в 20-х гг. XVII века, помнит только, что с пяти лет Артемий «начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские». Эта стереотипная в русских житиях черта в данном случае получает свое полное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Неугасимой лампадой с тех времен покровительствует над Уралом удивительный святой - праведный Симеон. В 18-19 веках признание молитвенного заступничества святого среди верующих было столь искренним, что люди тысячами приходили на поклонение к его мощам в Верхотурье и на могилу праведника в Меркушино. Семья Царственных страстотерпцев глубоко чтила святого, и когда в 1914 году Романовыми была пожертвована Свято-Николаевскому мужскому монастырю сень для мощей святого, верующие пошли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом. Многодневный путь объединил более трех тысяч паломников в едином молитвенном порыве. Молились в каждой церкви, каждой деревне, местные жители присоединялись и проходили до следующего населенного пункта. Этот путь, проложенный нашими благочестивыми предками за многие годы получил в народе название «Симеонова тропа». Но есть и еще одна - заповеданная тропа святого Симеона, проложенная им самим. По этой тропинке проходил святой более 40 км лесом. Выходил поутру из Меркушино и к вечернему Богослужению приходил в храм Тагильской Слободы. В настоящее время о благоустройстве и популяризации Симеоновой тропы заботится Уральское православное патриотическое общество св. Николая Чудотворца. Большая Симеонова тропа - это путь от Екатеринбурга до Верхотурья, пролегающий через Алапаевск. Тропа совпадает с восточной частью маршрута «Серебряное кольцо Урала» и ведёт по местам раннего, додемидовского освоения края. Совершить паломничество по Симеоновой тропе можно самостоятельно, или присоединившись к ежегодному Крестному ходу в дни памяти Симеона Верхотурского - 23-25 сентября. Олег Викторович Морозов, исполнительный директор АНО УППО им. Святителя Николая Чудотворца Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/20/...

Исторически доказано, что в 1630-1640-ые годы Верхотурский уезд от Меркушино до Тагильской Слободы защищал своим молитвенным заступничеством святой праведный Симеон, ходивший в Тагильскую Слободу по Симеоновой Тропе на молитву и причащение Святых Христовых Таин. После преставления он продолжает заступничество, и ратники Урала сами, без помощи Москвы, смогли отбить атаки кочевников. В 1663 году близ с. Гостьково прошло наиболее кровопролитное сражение. Ценой огромных жертв битва была выиграна. Этот самый мощный набег кочевников получил название Сеитского бунта, т.к. к нему примкнули также и проживавшие на Урале башкиры. После подавления Сеитского бунта они откочевали в юные степи и с тех пор угроза отрыва Сибири от Руси миновала. Россия де факто стала империей, состоящей из неотделимых частей - Руси и Сибири. Таким образом, Божией милостью, заступничеством святого Праведника и подвигом ратичей Россия состоялась как великое государство, а остатки ордынцев покинули наши территории. Возвращаясь к изначальной «многоходовке» Александра Ярославовича, подытожим: 1) Была дана надежда на сотрудничество, временную дружбу, в результате чего удалось одержать победу над крестоносцами - это заслуги Александра Невского. 2) Были собраны вокруг Москвы все русские княжества, присоединены ранее захваченные ордынцами земли - заслуги великих князей и царя Ивана Грозного. 3) Отражены все набеги кочевников, отстояли Сибирь, окончательно отсоединена Орду от Руси - заслуги молитвенного предстательства святого праведного Симеона. В память об этих событиях мы поклоняемся святому праведному Симеону и чтим Тропу, по которой Праведник проходил и совершал свои молитвенные подвиги... О Симеоновой тропе: Православный Урал ведет свою, более чем 400-летнюю историю со времени освоения Сибири Ермаком в 1582 году и основания в 1598 году Верхотурского Кремля. В начале 17 века были заложены сразу два первых православных мужских монастыря: Свято-Николаевский на реке Туре в Верхотурье, а в Тагильской слободе - Рождественский.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/20/...

Святой, которому они пришли помолиться, был таким же простым, как они: тихим, смиренным и незаметным. Все, что сегодня известно о его земной жизни, уместится в нескольких предложеньях. В храме святого праведного Симеона в Обухово Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. За рукодельем его любимым занятием было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила. Святитель Николай и святой праведный Симеон. Икона 19 века После горячей покаянной молитвы митрополит поехал в Меркушино и увидел гроб «зело цел и крепок, яко новой», в котором лежали благоухающие останки. Как рассказывает летопись, поклонившись мощам, преосвященный Игнатий воскликнул перед собравшимся народом: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому , ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной!»

http://pravoslavie.ru/93598.html

Тагильская слобода находится в сорока километрах от Меркушино, тогда как Верхотурье, бывшее на тот момент своего рода столицей Урала, в шестидесяти. По преданию, святой Симеон проходил расстояние до храма за один день, выходя из Меркушино рано утром, и успевая к вечерней службе. Поэтому практически все краеведы сходятся к мысли, что праведник молился именно в Тагильской слободе и даже жил в ней по несколько дней до тех пор, пока в Меркушино не был построен храм, в строительстве которого, возможно, участвовал сам праведник. Храм в Меркушино Дорога через лес, по которой святой Симеон ходил до нынешнего Махнево, и получила затем название Симеоновой тропы. В широком значении Симеоновой тропой, точнее, Большой Симеоновой тропой называют весь путь от Екатеринбурга до Меркушино по старому Верхотурскому тракту. До революции по нему ходило множество паломников, следовавших сначала к месту, где были обретены мощи любимого святого, потом – к камню на реке Тура (любимое место молитвенного уединения праведника), а затем уже на поклонение к мощам святого в Верхотурье. Самый масштабный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье был совершён в 1914 году, когда Императорской семьей в Свято-Николаевский монастырь Верхотурья была пожертвована сень для мощей святого Симеона Верхотурского. Однако в наши дни паломники предпочитают добираться в Верхотурье по новой, удобной дороге, зачастую даже не подозревая о другом маршруте. Члены Уральского православного патриотического общества во имя Святителя Николая Чудотворца узнали о нём случайно в феврале 2009 года, когда отправились в обзорную поездку по святым местам Екатеринбургской епархии. – Мы побывали в Алапаевске, Верхотурье, Меркушино и других не менее значимых местах, – вспоминает член правления Общества Олег Морозов. – В Арамашево мы встретились с замечательным краеведом, директором музея села и школьной учительницей Верой Васильевной Реутовой. Она рассказала, как она со своими учениками прошла по Малой Симеоновой тропе. Мы и раньше знали, что наши предки ходили в Верхотурье и Меркушино, но совершенно не придавали значения тому, какой дорогой они передвигались.

http://pravmir.ru/tropoyu-pravednika-ili...

Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по р. Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природою и хвалить Творца ее. Когда не было работы: брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель, на утесистом берегу р. Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлею рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаж. Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестью. 84 Располагая к себе бедных своею услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. – Никогда не оставлял он посещать богослужение храма и особенно храма меркушевского. Чистая жизнь его служила примером для всех; а этот пример особенно нужен был и благотворен для края еще дикого, недавно увидавшего свет христианский. Блаженный Симеон, страдавший болью живота, скончался не старым, около 35 лет, в 1642 г. и погребен был при церкви архистратига Михаила. 85 Праведник совершал много чудес в Меркушах, много совершал и в обители. Особенность в явлениях его та, что он с исцелением телесных болезней преподавал наставления для души. При м. Игнатии житель верхотурского уезда Иаков лежал больной при смерти. Ему явился человек в белой одежде и велел объявить верхотурскому дьячку, чтобы удерживался от пьянства, содержал пост и исповедовал грехи свои духовнику, – а самому больному приказал идти молиться над гробом праведного Симеона. Пробудясь от сна, больной почувствовал облегчение, а в Меркушах у гроба праведника совсем выздоровел. Священнику соборной верхотурской церкви Павлу Праведникову говорил строгие укоризны за нетрезвость. Испуганный иерей просил помилования и облегчения своей болезни, обещаясь не пить вина. Кто будет за тебя порукою? спросил праведный. Священник указал на крест. Праведник обличил потом иерея и в других грехах. Исцеленный иерей выполнил обещание до гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010