В Софии прошли торжества в честь 100-летия храма русского подворья София, 2 декабря 2014 г. Кульминацией торжеств в честь столетия храма святителя Николая Мирликийского — подворья Патриарха Московского и всея Руси при Болгарском Патриаршем престоле, — стала Божественная литургия, которую возглавил Патриарх Неофит.        Православные песнопения русских и болгарских композиторов, а также древние распевы исполнили хор священников Софийской митрополии (под управлением протоиерея Кирилла Попова) и хор Никольского храма-подворья (под управлением Василены Ченовой). Мероприятие посетили Святейший Патриарх Болгарский Неофит, глава Царского дома Болгарии Симеон II Сакскобургготский, митрополиты Видинский Дометиан, Варненский и Великопреславский Иоанн; глава делегации Московского Патриархата на торжествах митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, другие представители Русской Православной Церкви, прибывшие в Болгарию на празднование юбилея; директор Дома Москвы в Софии Б.А. Громов, начальник Синодального отдела Болгарской Православной Церкви по связям с общественностью А.И. Карамихалева, участники конференции «Болгария-Россия: образы духовного единства», многочисленные прихожане, другие участники торжества. По окончании концертной программы митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл поблагодарил Святейшего Патриарха Болгарского Неофита за гостеприимство. Прощаясь с членами делегации Московского Патриархата и гостями торжеств, Святейший Патриарх Неофит обратился к ним со словом, отметив, в частности: «Позвольте мне сейчас, когда чествования столетия храма-подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии приближаются к концу, поделиться с вами радостью и удовлетворением от пережитых дней братского общения и очередного свидетельства единства в Господе наших Церквей и наших православных народов. Столетний юбилей храма-подворья святого Николая Мирликийского в нашей престольной Софии, который мы отметили с подобающей такому событию торжественностью, сам по себе является торжеством этого единства и залогом будущего углубления нашего скрепленного временем сотрудничества, залогом того, что мы вместе продолжим идти нашим общим путем к Царству Божьему и к нашему благословенному Господом единству во Христе Иисусе в лоне Святой Церкви.

http://pravoslavie.ru/75572.html

В «Иконописном Подлиннике», под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския» (Источники русской агиографии, СПб., 1882, с. 523). Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной». И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах. 12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец На малой вечерни стихиры воскресны и Богородицы по обычаю. На велицей вечерни по предначинательном псалме поем Блажен муж: кафизму всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточны 3, Анатолиевы, и отцев 4. Аще же внутрь 20-го числа, поем стихиры воскресны 3, и восточен 1, Анатолиев, и предпразднства три, и святых отцев три. Стихиры предпразднства, глас 6. Подобен: Все отложше: Незаходимое Солнце/из Девственных ложесн возсияти идет,/просветити всю подсолнечную,/чистыми очесы и чистыми деяньми/срести сего потщимся/и подъяти ныне у готовимся духом/грядущаго во Своя странным рождеством, якоже благоволи,/яко да устраншияся ны едемскаго жития/возведет, яко Благоутробен,/в Вифлееме раждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал в бесчувствии. Придя в себя, он объявил архимандриту и прочим, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе готова казнь Божия – мор и голод. В 1749 г. житель невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, без языка, с рукою сведенною к шее и с искривленным ртом, во сне увидел человека в белой одежде, с русыми волосами, такого, каким написан праведный Симеон на гробовой доске. Ты хочешь быть здоровым? спросил явившийся. Когда Василий отвечал, что хочет и спросил об имени своего попечителя: «я Симеон меркушинский, отвечал явившийся: иди в Верхотурье, в обитель св. Николая, помолись там с усердием, отслужи молебен над моими мощами и будешь здоров; да крестное знамение изображай на себе во образ св. Троицы, тремя первыми перстами. Слушай же, иначе будет хуже». Василий с детства был раскольником. После явления он почувствовал облегчение и на другой день рассказал в невьянской конторе все бывшее с ним. Затем был на поклонении целителю своему в Верхотурье. 87 В Верхотурской обители хранятся: а) серебр. дщица с надписью: «за чудесное избавление от тяжкой болезни молитвами св. правед. Симеона посвящается коллеж. советн. Иваном Лихаревым, 1793 г.»; б) серебрен. крест с надписью: «праведного Симеона чудотворца верхотурского молитвами исцелевшей, болевшей изломом ног, 1822 года. 88 Преставление св. Киприана митрополита киевского Блаж. Киприан, родом серб, из гор. Тернова, 89 совершал иноческие подвиги на Афоне. – Послание терновского патриарха Евфимия к иноку Киприану на Афон показывает, что трудами своими на Афоне Киприан приобрел известность. 90 Как жизнью, так и образованностью он обратил на себя особенное внимание константинопольского патриарха, так что тот приблизил его к себе и сделал лицом доверенным. Когда в последние годы святителя князья западной России обратились к патриарху с жалобами на митрополита: патриарх «послал, говорит собор о Киприане, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего хорошо пользоваться обстоятельствами и управлять делами; послал его, чтобы примирил князей друг с другом и с митрополитом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Автор «Труда» Валерий Коновалов в интервью с Сергеем Кравцом и Сергеем Мирошниченко поднимает вопрос: как меняются взаимоотношения Церкви и интеллигенции. «Вечерняя Москва» публикует беседу журналиста Евгения Стрельчика с духовником Российской Олимпийской сборной протоиереем Николаем Соколовым, настоятелем храма Святителя Николая в Толмачах. Материал называется «Молитву нельзя считать допингом» . «Новые известия» рассказывают о служении иеромонаха Сергия (Рыбко), награжденного недавно премией «Обретенное поколение» за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Статья Германа Петелина называется «Рок и бог» . «Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?» – считает отец Сергий. В субботу, 25 сентября, Русская Православная Церковь праздновала память святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Особенное его почитают на Урале, где он и прославился своим подвигом. О святом Симеоне рассказывает «Православная газета» . Святой Симеон был высокообразованным, воспитанным и состоятельным человеком из дворянской столичной среды, которую он покинул и перебрался на Урал в окрестности села Меркушино. «С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, св. Симеон этими ремеслами и навыками «поддерживал свое существование» в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет… Особенно важна роль Симеона как проповедника христианства среди инородцев, лишь недавно вошедших в состав Руси, частью обращенных в христианство, частью пребывавших в дикости, да и среди местных православных, исповедующих Христа, но еще не сумевших превозмочь некоторых языческих обычаев и понятий».

http://pravoslavie.ru/4906.html

В таком одеянии подвизался он 13 лет. Он не принимал никого к себе в келлию, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал в оконце келлии. Так подвизался раб Божий в строгом затворе, очищая дух страданиями грешной плоти, для жизни Небесной. Уразумев близкую кончину свою, пригласил он духовника, исповедался и приобщился Святых Таин и тихо предал дух свой Богу, 12 сентября 1624 года. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. По кончине его на месте его подвигов основалась обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя. Почитание преподобного Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получали исцеление. Ныне мощи преподобного Вассиана покоятся в приходской, прежней монастырской, церкви Спаса 429 . Память праведного Симеона Верхотурского В рукописных святцах читаем: «Святой праведный Симеон Меркушинский, новый чудотворец, преставися в лето 7150 (1642)». Праведный Симеон был родом из дворян 430 , но, скрыв знатность свою в смирении христианском, вел жизнь бедняка. Переходя из деревни в деревню, шил он платье, преимущественно для бедных; кончив работу, уходил из дома рано поутру, когда все спали, чтобы избежать не только денежной платы, но и слова благодарного за работу. Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природою и хвалить Творца ее. Когда не было работы, брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель на утесистом берегу реки Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлею рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаженный Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестию 431 . Располагая к себе бедных своею услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. Никогда не оставлял он посещать Богослужение храма и особенно храма Меркушевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре после того, как мощи святого праведного Симеона Верхотурского были обретены, их решили перенести в Верхотурье, в мужской монастырь, дабы облегчить доступ к ним многочисленных паломников. В резном гробе, выложенном лебяжьим пухом, мощи праведника с торжественными песнопениями и молитвословиями понесли из Меркушино в Свято-Николаевский верхотурский монастырь. Перенесение мощей св. Симеона в 1704 г. Вслед за Крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, он был увечный и не мог передвигаться иначе. Когда Косьма выбивался из сил, то обращался к святому Симеону, как к живому, с простыми словами: «Брате, Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места, процессия останавливалась, а блаженный Косьма (также прославленный ныне в лике святых) отдыхал, славя Бога и благодаря своего брата во Христе – Симеона. Позже на местах этих остановок верующие воздвигли храмы и часовни. Дорога петляет то влево, то вправо, оставляя позади леса и холмы. Но вот, за очередным поворотом на небе вновь засияли два солнца – так ярко сверкает, отражая солнечный свет, Крест Христов на луковичной головке белокаменной церкви. Это показалась во всей своей красе Свято-Косьминская мужская пустынь. В XIX веке в память об очередной остановке крестного хода, переносившего мощи праведного Симеона Верхотурского, здесь была построена церковь. Теперь на этом месте – целый монастырь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому проход на территорию пустыни мирским лицам запрещен. Иногда братья выносят в архондарик (комнатку для гостей) ковчежец с частицей мощей самого блаженного Косьмы. Еще только переступая порог архондарика, чувствуешь необычайную духовную радость, которая усиливается при соприкосновении с самой святыней – мощами святого Косьмы. Кто знает, может, блаженный утешает таким образом тех, кто следует его дорогой и благословляет их в дальнейший путь? Хочется верить, что это так. Тем более что радость эта долго еще потом не покидает окрыленную душу.

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-sime...

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона государь император Николай II и его семья пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями! После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого праведного Симеона в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга. Праведному Симеону посвящен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, расчитанный на 10 тыс. человек Русской Православной Церкви святые мощи Верхотурского праведника были возвращены только в 1989 году. 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли на законное место в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Преображенский собор. Сегодня к ним может попасть любой желающий. Мое почитание святого праведного Симеона началось с одной истории, когда я работал редактором газеты на ВГТРК «Регион-Тюмень».

http://pravoslavie.ru/93598.html

Узким и тернистым путём преподобный Гавриил Седмиезерный , Спасо-Елеазаровский вошёл в вечность. За свою жизнь старец Гавриил не по своей воле был вынужден сменить шесть обителей. Его тихий молитвенный подвиг всегда сопровождали болезни, доносы завистников, вражда и клевета. Однако безропотность и постоянство в любви ко всем помогли стяжать ему истинную святость. «Ты – Мой» Преподобный Гавриил (Зырянов) Родился будущий старец Гавриил 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии. Родители его, Феодор и Евдокия Зыряновы, были зажиточными крестьянами, знали грамоту и сына научили читать по Псалтири. Ганя (Гавриил) был единственным сыном в семье Зыряновых, две его старшие сестры впоследствии стали монахинями. Мальчик от рождения был слабым и болезненным ребёнком, поэтому мать его много молилась о здоровье своего чада, давала обеты. Вместе со своими родителями Ганя тоже рано полюбил ходить в храм Божий. Ему было года три или четыре, когда случилось необычное. Мальчик, глядя в окно, пытался заново пережить в своём воображении Пасхальную службу, которая ему очень нравилась, когда неожиданно на небе появился необъяснимый свет и радуги, образующие крест. Затем некий голос сказал: «Ты – Мой!» «Чей?» – поинтересовался Ганя. «Божий!» – был ответ. После этого обрадованный мальчик побежал к родителям. Скача перед ними на одной ноге, он твердил: «Я не ваш, я не ваш!» «Чей же?» – недоумевали родители. «Я – Богов», – радостно отвечал Ганя. Чудесное исцеление После пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу и пообещал исцелить его В том, что Господь близко и слышит молитвы в вере призывающих Его, Ганя смог убедиться тоже ещё в детстве, после случая его чудесного исцеления. Тогда ему было уже более 10 лет. Шла первая седмица Великого поста. Матушка не разрешала Гане кататься на деревенской горке на санках. Однако он без спроса решил покататься и сразу же налетел на палку, из которой торчал огромный гвоздь, которым он и проткнул себе ступню. Праведный Симеон Верхотурский Мальчик сразу понял, что был наказан за своё непослушание родителям. Глубоко в этом раскаиваясь, Ганя забрался в сенник и стал горячо молиться праведному Симеону Верхотурскому , прося его об исцелении. Ганя обещал святому, что если рана его заживёт, то он сам сходит на поклонение к мощам святого. После продолжительной и пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу во сне и пообещал исцелить его, если тот исполнит своё обещание, на что Ганя ответил согласием. Утром мальчик, к своему огромному удивлению, обнаружил, что рана у него на ноге зажила, и на её месте была видна уже молодая кожица.

http://pravoslavie.ru/116221.html

Собор сибирских святых Менялся облик Сибири. Прежде языческая, кочевая, разбойная, к к. XIX в. она «процвела» уже как укоренено крестьянская, верующая, православная . Православие только и могло противостоять здесь темным сторонам жизни. Сибирь оставалась местом каторги и «вотчиной» шалых людей, но устойчивость жизни, ее здоровье, красоту определяло уже другое: крепкое хозяйствование на земле, освященное верой в Бога, стремление к праведности, исполнение заповеди трудиться и питаться от плодов рук своих . Вера освятила эту землю, изменила души людей, возделав их, как целину. Молитвенники Все эти годы в одном ряду с просветителями Сибири, несли молитвенный подвиг и великие сибирские праведники. Плодами их жизни стали дары Святого Духа – прозорливость, дар исцеления. От Урала до русской Америки протянулась череда подвижников. Юношей пришел из центральной России в Сибирскую страну будущий святой праведный Симеон Верхотурский. Время его – это время смуты в истории России. По русским городам полыхало зарево разгулов, разбойничьи шайки превосходили одна другую в жестокости, а Симеон проводил жизнь отшельническую в посте и молитве, не переставая просить Господа и Богоматерь отвратить от Руси тяжелые скорби. Место своего уединения в небольшом селе Меркушино на р. Туре святой подвижник оставлял лишь для пользы ближних. Видя, как прочно еще язычество, праведный Симеон в простых беседах учил тех, кто недавно принял христианство, его основам, помогал лучше понять суть. Под его влиянием люди оставляли нехристианские наклонности, укреплялись в вере. В Томске прославился благочестивой жизнью скрытый подвижник – старец Феодор Кузьмич, проводивший земной путь в странничестве и терпении скорбей. Обладал он и даром прозорливости, и молитвой, исцеляющей от недугов. С этим святым связана легенда о том, что под его именем скрывался император Александр I , раскаявшийся в том, что в юности он стал невольным соучастником убийства своего отца и инсценировавший свою смерть в Таганроге для того, чтобы удалиться от мира. Феодор Кузьмич, в самом деле, был необыкновенно похож на «умершего» государя. «Простой старец», одевавшийся в грубую полотняную рубаху, он писал по-французски и обнаруживал знание таких исторических деталей, которые могли быть известны лишь участником важнейших политических событий. Навещали его и члены царской семьи, но тайну свою он так и не открыл никому. После его смерти в келье его была обнаружена икона небесного покровителя Александра I – Св. благоверного князя Александра Невского. А на коленях у подвижника при омовении тела открылись огромные наросты, свидетельствовавшие о многолетнем молитвенном подвиге.

http://pravmir.ru/sibir-prirastala-veroj...

Он постоянно претерпевал сильные боли, но никогда не говорил о своих страданиях. Иногда шутил: «Я-то что… Я барин. Лежу себе на мягких постелях. За мной ухаживают, а вот монах Иов в Глинской пустыни ходил с полными сапогами гноя. Вот у кого ноги болели. Но он никогда не лечился, и никто за ним не ухаживал». Сам батюшка тоже прибегал к врачебной помощи лишь в крайних случаях. Таблетки принимал при врачах, чтобы их не обидеть, а потом велел лекарства выбрасывать. Страдания он воспринимал как посланное Богом испытание. И старался выдержать его без ропота, проявляя удивительное смирение и терпение. Он часто повторял слова Антония Великого: «Скорбями обретаем Бога». Имя Симеон, данное ему в крещении в честь Симеона Столпника, было сохранено при постриге, но уже в честь Симеона Верхотурского. Однако он никогда не оставлял своего «столпничества» и никогда не просил у Господа позволения оставить этот подвиг. Современному человеку при нынешнем культе здорового тела, когда со всех сторон видишь рекламу новейших лекарств и способов сохранить активность и бодрость до глубокой старости, трудно понять подвиг отца Симеона. Он отказывался принимать обезболивающие лекарства и добровольно переносил страдания во искупление грехов, как своих, так и духовных чад, о которых непрестанно молился. Когда видишь брошенных стариков и инвалидов и то, с каким трудом больницы находят санитарок для ухода за болящими, становится очевидным, что людей, готовых ухаживать за обезноженным отцом Симеоном, посылал не кто иной, как Сам Господь. В общину приходили новые сестры, появились помощники и из братьев. Двое тогда еще довольно молодых людей стали добровольно возить батюшку в церковь. Один из них был отставным морским офицером, другой – инженером-строителем. В приобретенном микроавтобусе они провезли батюшку по вновь открытым обителям. Посетили родину отца Симеона и родную Глинскую пустынь. Побывали в Москве у блаженной Матронушки, у преподобного Сергия Радонежского, в Дивееве у преподобного Серафима Саровского, в других знаменитых монастырях, добрались до Екатеринбургских пределов, где подвизался небесный покровитель батюшки Симеон Верхотурский.

http://pravoslavie.ru/43940.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010