Василий Великий иногда хвалит общежитие, иногда же пустынничество? Св. Исаак Сирин решает этот вопрос таким образом: духовная польза приобретается двумя способами, смотря по силам и намерениям человека. Сильным людям иногда бывает полезно жить в общежитии, а слабым иногда полезно жить в пустыне. Достигшему же нравственного совершенства и окончательно умершему для мира и общества, пребывание среди них оказывается вредным, ибо он призывается к уединению как бы Самим Богом. Немощному же и нуждающемуся в укреплении себя на пути исполнения заповедей Божиих полезнее жить в общежитии, «дондеже обучится, и утомится, и заушен будет искушении, и падет, и восстанет между множайшими и стяжет здравие души». Как младенец не может быть воспитан без молока, так и монах не может быть им (т. е. монахом), не будучи вскормлен «млеком» заповедей Божиих для того, чтобы побеждать страсти, достигать чистоты. Так, пустыня иногда немощным и бегающим общества бывает полезна в нравственном отношении, а иногда оказывается благотворною для сильных. Первым – в виду того, чтобы они при благоприятных условиях не увеличили-бы страсти. Вторым, т. е. сильным, при отсутствии земного можно свободнее в пустыне бороться с диаволом. Пустыня, по истине, усыпляет страсти, как пишет и св. Симеон столпник в своем письме, но этого мало, дополняет св. Исаак Сирин ; следует не усыпить только страсти, а совершенно их исторгнуть, победить, когда они восстанут против человека, потому что, ведь, усыпленные только страсти, могут снова пробудиться. Но не одна пустыня усыпляет страсти, а иногда и сами страсти усыпляют одна другую; так страсть тщеславия отгоняет блудную, а блудная, напротив, укрощает «славонеистовство». Но, советует дальше св. Исаак Сирин , в пустыне надобно обитать не потому, что она усыпляет страсти, а потому, что в ней легче созидается внутренний человек, и она более способствует к созерцательной жизни 1164 . Что касается того, что св. Василий Великий и Григорий Богослов , на которых ссылается св. Дивногорец, любили пустыню, восхваляли безмолвие, достигли там чистоты и сподобились откровений, то для правильного понимания их взгляда на пустыню, где можно достигнуть чистоты и сподобиться откровений, надо иметь в виду их приготовление в мире к пустынной жизни путем деятельного исполнения заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот чистый страх, или трепетное благоговение составляет как бы духовную прохладу, а любовь – горячесть духа. Из соединения и взаимного срастворения их образуется как бы благорастворение воздуха внутренней жизни человека, благотворное для души и здоровья тела, подобное весеннему времени во внешней природе, чуждому и большого холода и сильного жара. Такое настроение, или состояние души, в существе и основании своем уже молитвенное, дает правильное биение сердцу и такое же течение самой крови человека, которая под этим благотворным влиянием духа, очищается, живится и разливает здоровье во всем телесном составе человека. А главное – благочестие привлекает Божию благодать, укрепляющую и немощная врачующую. Это одна причина долговечности св. столпников. Другая – заключается в следующем: жизнь их была проста и сурова. Строгие постники, они отказываются от всяких и раздражающих явств и питий, какова, напр., мясо, вино, а употребляют пищу растительную и воду. Далее, жизнь свою св. столпники проводят в деятельности, предпринимая самые разнообразные подвижнические труды, особенно в начале, когда проходили разные виды послушания. Это сообщало телу их крепость – условие долговечности. Наконец, говорят, что «столпничество» противно духу веры Христовой, оно не заповедуется св. Писанием. Но для того, кто знаком с учением христианским, «столпничество» не покажется противным его духу. Учение христианское требует от христианина подвигов самоотвержения 1150 , а отличительным признаком истинных христиан служит именно умерщвление плоти. Но как именно распинать плоть свою и совлекаться ветхого человека – это предоставляется свободе и благоразумию каждого. Закон Христов, определяя отношения человека к Богу и ближним, многое предоставляет свободе христианина. «Кийждо своею мыслию да извествуется», – вот правило, каким христианин должен руководиться в принаровлении общих евангельских законов к частным случаям и обстоятельствам своей жизни, а следовательно, и в способе умерщвления своей плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Симеон Дивногорец увещает антиохийцев принести раскаяние в грехах в виду нашествия Хозроя, и сам молится об избавлении города 1132 и пр. и пр. Точно также для возбуждения грешников направлены были и все чудеса св. столпников. Ведь, и Иисус Христос Свою любовь к человеческому роду излил в благодетельных чудесах, и людей привлекал к Себе чудесным благодетельствованием несчастным, так что большая часть Его первых последователей были люди, освобожденные Им от неисцельных болезней и мучительства бесов; и, посылая учеников Своих на проповедь, заповедал им: «болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте, бесы изгоняйте» 1133 , и этим то путем в короткое время привлечены к Христу многие тысячи последователей. Этот путь к возбуждению грешников наиболее свойствен Промыслу Божию, Который свое божественное действие проявляет и чрез святых рабов Божиих. Св. столпники своими чудотворениями восстановляли человека в его истинном достоинстве, освобождая от грехов или приводили путем их к истинной вере. Исцеленная св. Даниилом блудница Вассиана переменяет образ жизни. Св. Симеон прежде чем исцелить расслабленного сарацина наставляет его в вере и спрашивает: «отрицавши ли ся злочестия отец твоих; он же рече: отрицаюся. И паки; веруеши ли во Отца и Сына и Святого Духа; он же исповеда, яко верует несумненно. Тогда рече святый: востани» 1134 . Пред исцелением одного бесноватого св. Даниил утверждает в вере его отца: «аще веруеши, яко Господь мой Иисус Христос исцелит сына твоего мною, то по вере твоей буди тебе» 1135 . Св. Никита Переяславский «всем приходящим к нему пользы ради исцеление подаваше» 1136 . Св. Симеон Дивногорец со слезами молится Богу о том, чтобы Он помиловал людей Своих и отвратил бы от них смертные болезни, посылаемые им в наказания; «и бысть к нему глас глаголющ от Господа: почто болиши сердцем о людех сих; еда ли ты более их любиши, неже Аз; по понеже умножишася беззакония их, потребно убо им есть и наказание: обаче да не опечалю тебя, даю тебе власть исцеляти всякия в них недуги» 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, не гордость и не фанатизм были побудительными причинами и началом столпнической жизни. Отчасти эти причины указаны в I-й главе. В дополнение к ним можно сказать еще следующее. Дух и направление монашества IV и V вв. способствовали появлению «столпничества». Ревность в умерщвлении плоти, как бы в замен мученичества, была необыкновенная. Старцы и настоятели подавали пример самоотвержения своим ученикам, ученики старались превзойти учителей. При таком аскетическом духе, при таком религиозном героизме пустынников, вполне можно было ожидать великих и необычайных подвижников. И вот среди пустынь, как цвет подвижничества, является «столпничество», засвидетельствованное современниками не как вымысел ума человеческого, а как дело божественное. Далее, вникая в состояние и дух христианства в IV и V вв. и следя за действиями св. столпников, можно усматривать особенную цель промысла Божия, воздвигавшего таких необычайных подвижников. Дух благочестия и ревности, отличавший первенствующих христиан, с VI-ro века видимо стал ослабевать. Религия христианская сделалась предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, волновавшие христиан, вооружавшие их друг против друга и подававшие язычникам случай к уничтожению веры христианской. По мере того, как в обществе разливалось нечестие, движимые Духом Божиим пустынники усугубляли свои подвиги и господствующему духу времени, обращенному к гибельным спорам и распрям о вере, противоставили истинный дух христианства. Но их жизнь была заметна и назидательна только для немногих. И вот, вызванный промыслом Божиим из среды сирийских пустынников св. Симеон восходит на столп «к созиданию себе и тех» 1144 . Новый и дивный образ жизни св. Симеона возбуждает всеобщее внимание к нему и удивление. Из отдаленных стран христиане и язычники идут к нему. Конечно, не все приходили к нему с набожным чувством; многие шли из одного любопытства, некоторые – даже с злым намерением поругаться над праведником. Но высокая святость столпника, благодать Божия, сиявшая в нем, его сила чудодейственная, простые речи и т. п. возбуждали благоговение и производили необыкновенное действие. Еретики отрицались от своих мудрований, язычники разбивали при столпе своих идолов, и все невольно умилялись, славя Бога. Дух благочестия, обитавший в св. Симеоне, переходил на всех окружавших его, так что закоренелые злодеи делались праведниками 1145 , подобно тому, как некогда приходившие к св. пророку Самуилу с намерением взять его, сами становились пророками 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говорят, что подвиг «столпничества» несообразен с природою человека. Несообразность может представляться или потому, что неверно смотрят на природу, человека, т. е. или слишком низко или слишком высоко или потому, что о «столпничестве» судят по своим силам. Смотрят на природу человека очень низко, потому что человека представляют чисто животным. Жить сообразно с природою человека, по такому взгляду, значит тоже, что следовать естественному стремлению и требованию природы. Но человек тогда то и живет противоестественно, делается из человека животным, когда слепо повинуется влечению животной природы. Главную часть существа человека, отличающую его от животных и делающую его человеком, составляет разум, который по самой природе и своему назначению должен господствовать в человеке. Поэтому, тогда только человек и живет сообразно с своею природою, когда его разум, подчиняя духу плоть, свободно действует в исполнении законов, указанных священным писанием. Этого и достигали св. столпники, умерщвляя свою плоть на столпах. Смотрят на природу человека слишком высоко, так как представляют его не таким, каков он на самом деле, то каков по идее и каким он действительно был до падения, когда духовная природа и плотская, составляя самую тесную связь между собою, действовали гармонически. Тогда для достижения высшей святости требовалось только послушание воле Божией. Теперь, когда действием греха обе природы в человеке расстроились гармония в них нарушена, когда плоть похотствует на дух, дух же на плоть 1149 , теперь умерщвление плоти необходимо для жизни духа, теперь, по словам Иисуса Христа, «Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е», надобно восходить туда тесным путем, и те, которые идут широким путем, неминуемо влекутся в пагубу. Кто хочет достигнуть святости, тот естественно должен нести крест самоотвержения, распинания плоти с её страстями и похотями. При таком взгляде на человеческую природу «столпничество» не должно представляться неестественным. «Столпничество» представляется несообразным с человеческою природою потому, что о нем судят по своим силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сны, по учению священного Писания, бывают средством нравственного наставления человека, при непосредственном воздействии в этом случае высшего духовного мира. Совесть, руководящая человеком, может, по учению свящ. писания, получать, так сказать, в подкрепление себя непосредственные божественные указания во время сна человека. Так, Бог являлся ночью во сне Авимелеху угрожающим и увещевающим за Сарру жену Авраама 1056 и Лавану 1057 . Жена Пилата просит своего мужа не делать ничего Праведнику «много бо пострадах днесь во сне Его ради» 1058 . В книге Иова разсказывается о явлении такого рода с целью показать человеку его греховность и ничтожество: «возглаголет Господь, говорит Елиус, во сне, или в поучении нощнем, или яко егда нападает страх лют на человеки, во дреманиих на ложи: тогда открыет ум человеческий, виденми страха тацеми их устрашит. Да возвратит человека от неправды, тело-же его от падения избави. Пощаде же душу его от смерти, еже не пасти ему на брани» 1059 . Такие сны останавливают человека на пути его к погибели, заставляют его размыслить о своем поведении и служат, таким образом, одним из бесчисленных предупредительных благодатных средств, доказательством неисчерпаемого милосердия Божия к человеку. Далее, из свящ. писания известны такие сны, в которых Бог открывал людям Свою волю относительно какого-либо обстоятельства и в которых дает им сведения о такого рода будущих событиях, какие не могут быть предвидимы человеком. Таковы сны Навуходоносора, св. Даниила пророка и др. Если такие сновидения посылаются человеку, избранному Богом для возвещения Его воли людям, то они суть пророческие сновидения в собственном смысле. Таким характером и отличались сновидения св. Дивногорца, который пред нашествием на Антиохию Хозроя видел взятие города, слышал вопли и плач жителей, одни из которых были убиваемы, другие – отводимы в плен и др. подробности, в видении же ему было сообщено, что место около столпа будет безопасно 1060 , а также и св. Симеона I-ro о нашествии персов и скифов 1061 . Нравственный смысл сновидений определяется самими же житиями св. столпников. Св. Дивногорец рассказывал о бывшем ему видении некоторым антиохийцам и призывал их к покаянию. Послушавшие его и оставшиеся у его столпа, остались невредимы. Также, персы и скифы совсем уже приготовились на брань, но молитвами св. Симеона были остановлены в своем намерении 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010