столпники прозорливо предотвращали даже малйшее своей природы къ небесной правды; такъ, св. Симеонъ побдилъ которому чуть было не подпалъ обольщенный явившимся ему на колесниц съ вознестись на небеса, въ виду якобы нравственнаго своего. Постоянно изучая въ себ человческое существо, прислушиваясь къ непреложнымъ его и наблюдая, за что, для чего и отчего оно находится въ вчной борьб съ самимъ собою, они лучше всхъ мудрецовъ понимали истинное достоинство и человка и небеснаго не приносили въ жертву земному, а земного не чтили, какъ небесное. Эта мысль ясно выражена въ церковныхъ: „привременная вся презрвъ, Христу послдовалъ еси, небесную славу присно провидя " , поется въ сдальн по въ служб св. Симеону, „всеблаженне твою изъ млада возложилъ еси жизнь Христу Богу, отъ Негоже укрпляемь горшее подчинилъ еси лучшему " [CMX] ; св. „душу вперилъеси къ небеснымъ " [CMXI] ; св. Симеонъ Дивногорецъ „земныхъ отступль, къ небеснымъ возвышаемь, къ Богу взимался присно " [CMXII] . Словомъ, во всхъ въ честь св. столпниковъ выражается та мысль, что они въ виду всегда имли свое и потому обращали особенное на внутреннее свое на души [CMXIII] , какъ храма [CMXIV] , стремились къ законовъ духа [CMXV] , къ свтлости душевной , къ ангелоподобной чистот . Изъ тхъ же видно, что св. столпники обращали не на то, какъ они были обставлены извн, а на то, чмъ обусловлено ихъ и какимъ оно являлось въ ихъ Они въ данномъ случа забывали не только все принадлежащее имъ но и собственную свою личность для того, чтобы между ихъ и ими самими не посредствовали интересы, но смотрли на себя, какъ на предметъ Умъ св. столпниковъ принадлежалъ всецло Богу, а тло не составляло какъ бы ихъ потому, что они умерщвляли его великими аскетическими подвигами и старались покорить его духу [CMXVI] . Объявляя борьбу плоти, распиная ее, св. столпники чрезъ это объявляли непримиримую вражду тому, что противно истинной жизни, чрезъ эту борьбу они и стремились искоренить въ самомъ зародыш нравственныя А достигнуть этого и можно было не иначе, какъ подъ плоти, ея, чтобы духъ могъ полный просторъ и свободу, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Св. Симеону Столпнику. Слава, гл. 6: «Божественная благодать». Знаменного распева южно-русской редакции, на кварту ниже Синод. изданий этого гласа. То же в ирм. Головни (л. 359). На хвалитех. Слава, гл. 2: «От корене благого». Знаменного распева, на кварту ниже Синод. изданий. И ныне (новому лету), гл. 8: «Иже неизреченною мудростью составивый всяческая». Знаменного распева южнорусской редакции. В ирм. 1652 г. с бемолем на ми, на терцию выше прочих ирмологов, или, что тоже, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Тоже в ирм. Головни (л. 359). Песнопения Симеону Столпнику имеются только в ирм. 1674 и 1709 г., а песнопения Новому лету – в одном ирм. 1652 г. На Рождество Пресв. Богородицы Стихиры, глас 1-й (на хвалитех): «О дивное чудо, источник жизни». «О дивное чудо, (иже от) из неплодове». «Столп целомудрия». Все эти стихиры знаменного распева, положены на кварту ниже Синод. изданий гласа 1-го и в Син. «Праздниках» не имеются. Первая из них изложена и у г. Малашкина («О дивного чудесе». Стр. 13), но особым самогласным напевом. Слава и ныне, гл. 6: «Сей день Господень» (в ирм. 1652 г. ошибочно написано: «Сей днесь Господень»). Обыкновенного знаменного распева южно-русской редакции, в одной тональности с Синод. Изданиями. В Синод. «Праздниках» (л. 3) стихира эта распета иным, распространенным напевом. В имр. 1652 г. с бемолем на ми и двумя фитами, на секунду ниже прочих ирмологов и совершенно иной редакции. Тоже в ирм. Головни (л. 359 об.), на кварту ниже Син. изданий. На хвалитех (по Празд. Минеи – на великой вечерни первая стихира), слава и ныне, гл. 6: «Денесь, иже на разумних престолех». Обыкновенного знаменного распева, с фитами. В Синод. «Праздниках» (л. 7) и эта стихира распета распространенным видом знаменного распева. В ирмол. 1652 г. с бемолем на ми, на секунду ниже прочих ирмологов и с некоторыми особенностями редакции, напр. первая фита в нем сокращена, предконечная же (над словами: «и ненадежным надежда») изложена пространнее. Стихиры на Рождество Богородицы имеются в ирмологах 1652, 1674 и 1709 г., в ирмологе же 1700 г. все упущены. У г. Малашкина в службе на Рождество Богородицы (стр. 2 и след.) еще изложены: седальны по 1-м и по 2-м стихословии и слава – болгарского распева, на подобен «Удивися Иосиф»; седален по полиелее на подобен «Повеленное тайно» и слава – также болгарского распева; ирмосы: «Грядите людие» – краткого напева с 9-ю песнею («Чужде матерем девство») большого знаменного распева особой редакции. На Воздвижение Честнаго Креста 17

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Такъ, иногда самый небесный и особенно его чинъ и какъ-бы основныя начала живописуются предъ невдущимъ въ поразительномъ какомъ-либо образ, какъ напр. св. Симеону Дивногорцу представленъ былъ весь св. ангеловъ въ противоположность полчищу темныхъ силъ [MV] . Иногда дается осязательно ощутить невидимую нкоторую силу, среди видимыхъ силъ и дйствующую, но разительно отличную отъ нихъ и исходящую изъ иного [MVI] . Затмъ, мы имли случай замтить, что св. столпники сподоблялись въ сонномъ Въ къ приведеннымъ укажемъ еще нсколько Такъ, св. столпникъ во сн видлъ „божественную нкую силу, имущую въ десниц сотъ медовный и изгнтающую надъ главою отрока Симеона, и течаше медъ отъ сота по глав его " . Монахъ Пильскаго монастыря во сн видлъ „свтоноснаго голубя, дверцами къ св. Симеону влетвша и по час излетвша, и выспрь къ небеси паряща " ; нкоторые изъ того же монастыря видли во сн 3 чертога, а въ нихъ 3 престола, на которыхъ лежали 3 внца; на вопросъ ихъ – кому эта слава уготована? былъ отвтъ: Симеону отроку [MVII] . Нкоторыми за святыхъ полученными во сн не признается никакого нравственнаго смысла, а самыя считаются бредомъ разстроеннаго святыхъ, т. е. образующимися безъ вншняго раздражителя. Профессоръ П. И. говоритъ, что могутъ вызываться вншней обстановкой, располагающей къ мечтательности. „У мечтательныхъ людей, особенно рзко выражена образная жизнь. У нихъ главную роль играютъ образныя и Путемъ постояннаго образность эта бываетъ столь велика, что она подавляюще дйствуетъ на Область – людей суеврныхъ, фанатиковъ " [MVIII] . Въ книг чудесъ, въ незримаго Дебэ, переведенной на языкъ въ 1864 г., пишется: „эпидимическое отшельничества есть бичъ государства. Однимъ изъ патологическихъ аскетической жизни, которой посвящали себя монахи и отшельники, было нервной жидкости въ одномъ пункт мозга и отъ того Если сверхъестественнымъ фактъ не повторяется боле, то можно смло ручаться, что это обманъ и тогда должно отвергнуть его " [MIX] . Въ виду такого взгляда на является необходимость разсмотрть вообще съ нравственной точки предпославъ ей нсколько словъ о томъ, какъ священное вообще относится къ психической жизни человка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Словом, во всех песнопениях в честь св. столпников выражается та мысль, что они в виду всегда имели свое назначение и потому обращали особенное внимание на внутреннее свое содержание, на очищение души 945 , как храма Божия 946 , стремились к соблюдению законов духа 947 , к светлости душевной 948 , к ангелоподобной чистоте 949 . Из тех же песнопений видно, что св. столпники обращали внимание не на то, как они были обставлены извне, а на то, чем обусловлено их самобытие и каким оно являлось в их сознании. Они в данном случае забывали не только все принадлежащее им мирское, но и собственную свою личность для того, чтобы между сознанием их и ими самими не посредствовали никакие эгоистические интересы, но смотрели на себя, как на предмет посторонний. Ум св. столпников принадлежал всецело Богу, а тело не составляло как бы их достояния потому, что они умерщвляли его великими аскетическими подвигами и старались покорить его духу 950 . Объявляя борьбу плоти, распиная ее, св. столпники чрез это объявляли непримиримую вражду тому, что противно истинной жизни, чрез эту борьбу они и стремились искоренить в самом зародыше нравственные бедствия. А достигнуть этого и можно было не иначе, как под условием распятия плоти, умерщвления, уничтожения её, чтобы дух мог приобрести полный простор и свободу, т. е. стремление к тому, что дает жизнь всему случайному, изменчивому. Ведь, плоть врывается всюду и на все полагает свой характер мертвенности и тления, так как везде есть для неё пища, потому что во всем есть сторона не только внутренняя, но и внешняя, не только существенная, но и случайная, не только неизменная, но и подлежащая изменению. Это ясно видно из того, что св. столпники, упражнявшиеся только в богомыслии и молитве, подчинялись иногда плоти. Св. Симеон I-й едва не подпал греху тщеславия; св. Симеон Дивногорец попущением Божиим, «да не хвалится всяка плоть пред Богом», подвергся сильному плотскому искушению во сне и едва не осквернился во сне 951 . Чтобы истребить в себе грех (плоть), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Притом, как известно, столпники не всегда безмолвствовали, а поучали народ, да кроме того сама их жизнь была внятным и многознаменательным уроком для разумных. В самом деле, как поучительно было видеть человека на земле, некоторым образом уже не принадлежащего земле, своим постоянным пребыванием в себе, внутреннею и внешнею тишиной и всегдашним самообладанием разительно изобличающего рассеянность миролюбцев, необузданность страстей и вожделений. Глава IV. Проявление созерцательного аскетизма в «столпничестве». Самосозерцание св. столпников, или стремление к собранности духа и к самообличению своей греховности В связи с уединением и молчанием св. столпников стоит другой вид аскетического столпнического упражнения – созерцание, к которому молчание служило лишь подготовительною ступенью. Под созерцанием в области религиозно-нравственной жизни вообще разумеется такая деятельность духа, вследствие которой намеренно долго останавливается мысль и размышление на предмете религиозного значения. Такими предметами могут быть: сам Бог, божественное откровение в священном писании, природе и истории или же сам человек в его настоящем и будущем (жизнь и смерть). Уже в языческом мире религиозное созерцание занимает видное место среди предметов, принадлежащих к сфере аскетической деятельности. Пифагорейцы упражнялись в созерцании, которое сопровождалось у них молчанием и самым строгим само-испытанием. То же самое встречаем у стоиков, которые высоко ценили созерцание; неоплатоники созерцание Божества считали высшею обязанностью разумного человека. Св. столпники, уединяясь и пребывая в молчании, «душу свою направляли к небесным; по выражению церковной песни 934 ум их витал в горнем 935 . С мыслью о Боге у св. столпников неотлучна была и мысль о своем сердце, которое они тщательно охраняли от всяких даже помыслов. Св. Симеон Дивногорец «соблюдаше себе от помышлений находящих» 936 , и все другие св. столпники, естественно, заботились о том же. Но так как они, прервав всякие связи с людьми, предоставлены были самим себе и водительству собственного разума и легко могли подвергнуться опасности впасть в мечтательность, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

этой любви и слово св. столпниковъ горло огнемъ неотразимаго согрвая теплотою умиленное сердце, услышавшее его и чуждое холоднаго, мертваго оно давало ему миръ и Вотъ разгадка того, что столпы были окружены народомъ. Надо полагать, что нравственное подвига „столпничества " возвышается послдователей его въ и ближнихъ, отъ которыхъ зависло и ихъ нравственное Какимъ образомъ? Вдь, нравственный законъ долженъ быть исполненъ въ духовномъ обществ и вс этого закона могутъ быть подведены подъ одно общее – именно: обязанность, заключающая въ себ вс обязанности, состоитъ въ себя, со стороны каждаго члена духовнаго общества, общему благу этого общества, т. е. его понимая подъ этимъ не радости, которыя могутъ расходиться съ долгомъ и противорчить ему, но счастливое присущее тому порядку, котораго и есть нравственный законъ. Св. столпники, провидя созерцательный образъ жизни, служили себ и вмст содйствовали нравственному благу общества и духовный законъ, такимъ образомъ, осуществляли въ духовномъ обществ. Вдь, чрезъ духовнаго закона чрезъ себя общему благу и можетъ только осуществиться благо духовнаго общества. Общимъ св. столпниковъ къ ближнимъ былъ законъ какъ мы уже говорили, и этотъ-то законъ красною нитью проходилъ чрезъ всю ихъ жизнь. Признавая въ ближнихъ достоинство и права своей собственной природы, св. столпники самоотверженно стремились облегчать себ подобныхъ въ ихъ тлесныхъ прежде всего нуждахъ. Когда кто приходилъ къ св. Симеону Дивногорцу „наготствуяй " , то онъ, снявъ съ себя свою одежду, отдавалъ тому, а самъ стоялъ нагой; длалъ онъ это не только лтомъ, но и зимой „многажды " [MXXIV] . Св. столпники заботились удовлетворять и духовнымъ нуждамъ общества. Они входили въ и нужды несчастныхъ и давали необходимые жизненные совты. Ко св. собирались люди „послушати отъ него полезнаго словесе и исцлиться отъ недуговъ своихъ душевныхъ же и тлесныхъ [MXXV] . Св. Симеонъ „всякий день наполнял он сердца слушавших рекой учения, и многие, наставляемые его учением, оставляли все земное и, как птицы, возносились горе, – одни уходя в монастыри, другие – в пустыни, а иные – оставаясь жить при нем” [MXXVI] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Gouillard 1941 ссылается на рукопись 530 , где Слово прямо приписано Симеону Столпнику-младшему. Однако латинским переводом, двумя московскими и одной афонской греческими рукописями, похоже, исчерпывается традиция приписывания Слова Симеону Дивному/Дивногорцу (Столпнику). Надписание венской рукописи, на котором основывался П. Ламбек при рассуждении об атрибуции произведения, оказалось изначальным, что подтвердили дальнейшие публикации греческих рукописей и проведенное нами исследование славянской традиции (о чем речь пойдет ниже). Забегая вперед, уже сейчас обратим внимание читателей на это приписывание в нескольких рукописях Слова об исходе из жизни Симеону Столпнику, ибо в ряде рукописей арабской традиции CM мы встретимся с аналогичной ситуацией и учет московских рукописей 531 поможет пролить свет на процесс рукописной переатрибуции авторства (Симеон Месопотамский → Симеон Столпник). Греческий оригинал Слова «Симеона Месопотамского» 532 впервые был издан J. Cozza-Luzi (у А. Mai) 533 по рукописи Vat. 1997, f. 176b. Издатель, следом за П. Ламбеком, полагал, что автор Слова, Симеон Месопотамский, жил раньше обоих Симеонов-столпников 534 . Сравнительно недавно была открыта киевская рукопись, в которой автором Слова назван Симеон Месопотамский. Под именем Симеона Месопотамского 535 этот же текст есть еще в одной – третьей 536 по счету – греческой рукописи Cod. Dionysiou 269 (=Y). Мы не сомневаемся, что внимательное изучение греческих рукописей позволит продолжить этот перечень 537 . Б. Славянская традиция 538 Традиция Слова Симеона Месопотамского в славянских рукописях необычайно богата. Ряд рукописей мы указали ниже в сводной таблице. Р. Клостерманн обратил также внимание на Слово Симеона Месопотамского в рукописи Чудова монастыря 251, XVI в. 539 Тот же текст, согласно указанию И. Дуйчева, имеется в болгарской рукописи 540 . В разных описях можно найти общие указания и на другие собрания и рукописи 541 . Мы уверены, что пристальное изучение описаний славянских рукописей в архивах России и Европы позволило бы значительно расширить приведенный ниже список 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Совершенно умирающие миру терпением и многими скорбями сподобляются приятия святого Духа 966 . Святые столпники, умерщвляя свое тело, освобождались, таким образом, от влияния своих чувств и совершенно отдавались созерцанию. Объяснить это можно вот как. Нравственная деятельность человека должна состоять в сообразности его чувствований, мыслей и действий с внушениями откровенной Иисусом Христом истины, с требованиями нравственного закона, с святостью воли и совершенств Божиих. Когда сердце человека предает себя всецело в волю Божию и в ней одной ищет своего утешения, тогда способности, его и все силы приходят в порядок и согласие. Плоть обновляется, ощущает в себе новые и до того неизвестные силы действовать для Бога и для своего блаженства. Озаренный высшим светом -разум видит тогда ясно те заблуждения, в которые влечет его растленное грехом естество, видит ту бездну гибели, к какой приближают его воюющие в удех человека страсти и то богатство небесных дарований, которое Бог предуготовил человеку ради заслуг Искупителя. По мере же того как свет спасительного познания озаряет ум человека и очищает его чувствования, он возносится к Богу умом своим и стремится познать волю Божию и исполнить ее. Познание воли Божией открывает разуму человека все богатство благости Божией и Его долготерпения, а исполнение воли Божией от подвигов веры и преданности простирает к подвигам упования и терпения, правды и мужества. Глава V. Аскетическое воздержание св. столпников, как следствие созерцательного их аскетизма и как противоборство плотской страсти Таким образом, видно, что св. столпники стремились достигнуть бесстрастия и святости, но бесстрастия не того, которое проповедывали некоторые философы, и которое состоит в умерщвлении всех чувств, даже святых и благородных. Признательность к благодетелям 967 , сочувствие и сострадание к людям бедным и несчастным 968 , приветливость и любовь ко всем 969 , добродетели, которыми отличались св. столпники, показывают, что они не умерщвляли и не хотели умерщвлять в себе чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот послушайте, что написано в одной душеполезной книге. Один торговец Владимирской губернии был весьма ловок в обмане. Войдет, бывало, в дом самым скромным образом, поклонится перед святыми иконами, осведомится о здоровье хозяина и хозяйки и так вежливо предложит купить у него что-нибудь, что редко уходил из дома без продажи. К словам: «Товар заграничный, краски прочные», – он постоянно прибавлял свою заветную божбу: «Ей-Богу, копейка на погибель, без покаяния умереть, с ума сойти». И не прошли даром несчастному такие страшные, напрасные клятвы. Торговля его расстроилась, он обеднел, сошел с ума и найден был замерзшим под березой, при большой дороге. Таким образом, этот несчастный, самовольно обрекавший себя, быть может, из-за копейки на сумасшествие и так охотно желавший умереть без покаяния, по неисповедимым судьбам Божиим получил и то, и другое («Странник», 1869 г., июль). Помните, братия, что честному человеку поверят и без божбы, а бессовестный сколько ни божись, все ему нет веры, а хотя и выманит он что-нибудь своей божбой, все это пройдет прахом и ляжет тяжелым грехом на его душу. Не призывай напрасно в свидетели Бога Один измаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал обещание с клятвой не употреблять в пищу мясного; для большей верности слова своего он призвал Богав свидетели. Случилось так, что он нарушил свой обет. Бог, призванный в свидетели, захотел показать ему величие Своего имени святого и явным знамением вразумить нарушителя обета. Бог обратил в камень ту птицу, которую измаильтянин держал в руках, думая съесть ее. Удивленный таким необыкновенным явлением, варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к святому Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвамииспросил у Бога прощение этого греха. Это чудо видели все люди, приходившие к святому Симеону за благословением, видел и я, говорит блаженный Феодорит («Воскресн. чтен.», 1852 г., стр. 432). О брани скверными словами Теперь я хочу побеседовать с вами, читатели, об одном из пороков, который так часто встречается во многих из нас. Я говорю про порок сквернословия, или брань непечатными, скверными словами, – порок, который встречается у нас чуть не на каждом шагу. Многие считают сквернословие делом очень обыкновенным, нисколько не предосудительным, – и сквернословят повсюду и при всяком случае. Сквернословят так, что ничем и никем не стесняются.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Одна женщина, почувствовав ночью жажду, проглотила вместе с водою маленькую змейку. Змейка эта стала расти в чреве женщины и сделалась большою. Женщина с виду стала зеленая, как трава, и многие врачи лечили ее, но не могли исцелить. Привели ее к святому Симеону. Блаженный сказал: «напоите ее здешнею водою». И когда женщина стала пить, из нее вышла большая змея; приползши же к столпу, змея распалась тотчас на части. Некоторые люди, издалека шедшие к преподобному, спасаясь от зноя, остановились под деревом, чтобы немного отдохнуть. Сидя там в тени, увидели они шедшую мимо беременную оленицу и закричали ей: – Молитвами святого Симеона заклинаем тебя, постой немного! И совершилось дивное чудо: оленица остановилась. Так даже звери именем святого становились кроткими и послушными! Схватив оленицу, путники убили ее, сняли с нее кожу и приготовили себе кушанье из ее мяса. Но только лишь стали есть, внезапно пораженные гневом Божьим, потеряли голос человеческий и начали кричать, как олени. Бегом прибежали они к святому Симеону, неся с собой кожу оленицы, как обличение греха своего. Пробыли они у столпа два года и едва могли исцелиться и заговорить по-человечески; а кожу оленицы повесили на столпе во свидетельство о случившемся. На той самой горе, где подвизался святой Симеон, невдалеке от столпа поселился страшный змей, из-за которого даже трава не росла на месте том. Однажды в правый глаз змея вонзился сук, величиною около локтя, и причинял змею сильную боль. Тогда змей приполз к столпу преподобного и, лежа пред дверьми ограды, весь перегибался, как бы выказывая смирение и прося милости у святого Симеона. И когда святой воззрел на него, тотчас сук выпал из глаза, и пробыл змей там три дня, лежа пред дверьми, как овца. Все безбоязненно приходили и уходили без всякого вреда от него. Когда же глаз совершенно исцелился, змей ушел в свое логовище. И все смотрели и удивлялись чуду тому предивному. В стране той жил пард 5464 , зверь большой и весьма страшный, пожирающий и людей и скот. Никто не осмеливался проходить мимо того места, где поселился зверь – и много бед творил он по окрестностям. О нем возвестили преподобному. Он повелел взять земли от ограды своей и воды оттуда же и, обошедши вокруг того места, где был зверь, издалека посыпать и покропить. И сделали так, как повелел святой. Спустя немного времени, видя, что зверь нигде не появляется, пошли поискать и нашли его мертвым, лежащим на той самой земле, которая была взята от ограды преподобного. И все прославили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010