Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Толпа, узнав о чуде, восславила Бога ради святого Симеона. Благословив народ, праведник отпустил его в мире. У змеи сделался большой нарыв, и она кричала от боли так, что было слышно за милю. Сожительствующий с ней змей, соболезнуя ее страданию, повел свою подругу к владыке Симеону. И, дойдя до столпа, они разлучились. Ведь змея, не смея показаться праведнику, ушла на половину женщин, а змей вошел в ограду вместе с толпой мужчин и поклонился столпу, то поднимая вверх, то опуская вниз голову и моля праведника. Люди, увидя огромного змея, убежали, а святой Симеон сказал им: «Не бегите, братья, ибо подлинно он пришел сюда с мольбой. Ведь змея, его подруга, больная тяжким недугом, ожидает на женской половине». А потом говорит змею: «Подыми прах с земли и положи на жену твою, а потом подуй, и этим ее уврачуешь». Змей поднял прах с земли и пошел к своей подруге. Народ, увидев это, последовал за ним, чтобы посмотреть, что он станет делать. И вот видят за оградой святого стоящую на хвосте змею с большим нарывом на теле; змей кладет на нее прах и, подув, при глазах всех исцеляет змею и уходит вместе с ней. Увидев чудо, толпы восславили Бога. Другое чудо случилось во дни его. Всю вселенную взыскала великая угроза ужасов, и к святому стекался весь Восток и Антиохия, моля о заступничестве перед Богом. Ибо приключались трусы и великие моры, и даже праведный со своим столпом был колеблем ветром, словно тростник. Плача вместе со всеми, святой говорил толпам: «Братья, все совратились с пути и до единого негодны. Вы не слушаете меня, но если кто кого превосходит, так это в блудодеянии и в несправедливости – их-то в излишке. Подлинно говорю вам, братья: легче мне говорить с Господом, чем с вами, неверными». И велев прекратить моления, он сотворил молитву, но землетрясение снова продолжало им грозить. Святой велел взывать: «Господи, помилуй», и они часами взывали: «Даруй нам мир». Святой сотворил великую молитву и, исполнив ее, сказал народу: «Подлинно говорю вам, братья: из всего множества один единственный услышан. Чтобы вы поверили, вот я заставлю его выйти на середину». И, велев ему выйти вперед, святой перед всеми спрашивает его и говорит ему: «Брат, веруй моим словам – ты один услышан. Но удовлетвори всех и скажи, чем ты угодил Богу». А тот не хотел, говоря: «Я грешник, уволь меня». Долго его уговаривали, пока с неба не раздался глас: «Услышана молитва твоя». И тогда поселянин, стоя посреди народа, начал рассказывать: «Я – земледелец, и таково мое правило: что наработаю за день, делю на три части; сперва откладываю долю для нищих, затем – подать казне, и долю на свои нужды. Так я делал до сих пор». Все, приветствуя его, пали ниц и теснили этого мужа, ибо всякий неистово хотел взглянуть на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но и об этом сведений не имеется. Из стихиры его на первое сентября видно, что в его время был полный месяцеслов; ибо в ней поминаются новолетие, Каллист, Евод, Гермоген, Иисус Навин, 40 жен, 7 отроков в Ефесе, а Симеону столпнику им написан канон. Богослужебные месяцесловы. Наибольшею полнотою памятей отличается стишной сицаксарь или пролог, соответствующий римским мартирологам, содержащий краткие сказания о святых и окончательно составленный в XII-XIII веках. Откуда в сем прологе явилось столько памятей мучеников III и IV веков, коих имена не встречаются в дошедших до нас других памятниках: евангелиях, апостолах, уставах и других? Откуда автору пролога известен образ мученической кончины их, когда он не обозначается в евангелиях и других служебных книгах, а актов мученических об них не было? Очевидно, были древние, более полные месяцесловы с краткими историческими заметками о роде смерти мучеников, до нас не дошедшие. На существование таких полных не служебных месяцесловов указывают краткие месяцесловы при евангелиях и апостолах, когда, перечисляя мучеников дня, прибавляют и прочих, напр., в месяцеслове константинопольского евангелия VIII-IX века (Синод. библ. 42 о нем ниже): 17 сентября свв. Евлампия, Панталеона, Домнина, Мирона и прочих святых. Из истории западной агиологии видим, что в VIII, IX и даже последующих веках календари были кратки, а между тем св. папа Григорий (590–604) в письме своем к патриарху александрийскому Евлогию говорит, что в его время существовал уже сборник многих святых на каждый день из разных стран. Тоже без сомнения было и на востоке, как и предполагал папа Григорий, что покажется ниже. Первые более полные исторические святцы востока, конечно, издревле существовали в разных видах, т.-е. одни экземпляры их содержали имена таких святых, которых не было в других. Из предисловия к прологам XI века увидим, что в сие время составители их собирали памяти святых из разных источников. На западе видим обратное отношение: позднейшие дошедшие до нас западные мартирологи Беды, Адона и других вообще гораздо беднее памятями древнейшего Иеронимова полного мартиролога, хотя в них есть не многие новые памяти, коих нет в Иеронимовом мартирологе, а на востоке чем позднее прологи, тем полнее, как это увидим ниже. Разности месяцесловов и друг, календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Откровением Божиим бысть тебе во сне видение: основание зданию полагая, ров копал еси и глас слышал еси трикраты, паче углублятися, и, достигшу ти многия глубины, повеле ти Господь со всем усердием твоим созидати. И сбыстся чудное видение сие над тобою: глубиною смирения положил еси твердое основание добродетелем всем, имиже украшен, непрестанно Господу взывал еси: Аллилуиа. Икос 3 Имея желание крепкое жития иноческаго, ко единей обители пришел еси. Смирения же ради семь дний без ястия и пития пред враты ея пад на земли пребыл еси, дерзновения не имый в тую внити. Блаженный же игумен тоя обители, провидя тя Божия избранника быти, минувшими деньми испыта тя, яко хощеши Господеви работати, и лику братии своея сопричте. И мы вси почитаем тя: Радуйся, истинный послушателю велений Христовых. Радуйся, житию равноангельному поревновавый. Радуйся, мир сей оставивый. Радуйся, жития постническаго пламенне возжелевый. Радуйся, воздержанием на страсти вооруживыйся. Радуйся, добрый воине Христов. Радуйся, во смирении на послушание себе покоривый. Радуйся, тщание велие к научению монастырскому явивый. Радуйся, Симеоне, дивный столпниче и великий чудотворче. Кондак 4 Бурю страстей утишая, яко ягнец кроток отцев духовных всегда послушал еси и, за смирение твое, еще юн сый, образа ангельскаго сподобился еси, в немже воздержание и труды усугубляя, плоть умерщвлял еси, душу спасая, и в глубине сердца взывая Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слыша игумен братию поведающу, яко смрад от тебе исходит и черви спадают с телесе твоего, вопроси тя, чесого ради бысть ти тако. Ты же, главу преклонивый, в молчании предстоял еси. Тогда взяша одужду с тебе и кровию обагренное тело твое узреша, с вервием жестким вонзенным в него. Со ужасом многим страдания твоя помышляя и мы сице зовем ти: Радуйся, Святаго Духа жилище освященное. Радуйся, образ Божий не помрачивый в себе. Радуйся, терпением Иовлем братию удививый. Радуйся, великое мужество в себе явивый. Радуйся, ревнителю истины. Радуйся, лампадо елеа благовоннаго.Радуйся, растленныя храмы душ наших обновляяй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Такое исцеление г-жи Р., совершившееся при самой крайней степени слабости и изнеможения, начавшееся при совершении над ней таинства елеосвящения достойно и праведно отнести к чудодейственной силе елеосвящения. (Из «Странника») Крестное знамение и молитва – могущественные средства против козней диавола Молитвы да крестного знамения диавол боится, как огня. Так, раз явился он и св. Симеону Столпнику, который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и огненной колесницей, и, искушая его, завел такую речь: «Вот, Симеон, ты угоден Богу так, как Илия пророк, потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо!..» Святой поверил, было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови перейти со столпа на колесницу», так вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, – все исчезло! (Четьи-Минеи под 1 сент.) Сила церковных заклинательных молитв Более 30 лет находясь в сане священническом и обращаясь в кругу с людьми разного состояния, я не раз слыхал от некоторых, будто бы злые духи не существуют, и что так называемые бесноватые суть или больные естественными недугами или притворяются, чтобы избежать трудов, либо заискать сострадание к себе в людях богатых, но суеверных. Не буду входить в какие-нибудь соображения о бытии духов: для православного христианина эта истина выше всякого сомнения. Укажу только на виденные мною примеры таких недугов, которых невозможно изъяснить ни естественными причинами, ни притворством: они были действительно жестоки, а уступали единственно силе заклинательных молитв, положенных церковью на изгнание злых духов. 1856 года, 12 августа, был я с моею женою, по хозяйственной надобности, в губернском городе Орле. Без нас дети, которых у меня восьмеро, особенно малолетние, гуляли, резвились, шутили. Более всех их отличался десятилетний сын мой Орест. Над ним домашние и соседи много смеялись и дивились разным его выдумкам. Чрез два дня, к вечеру мы возвратились домой и всех детей, слава Богу, нашли здоровыми. В сумерки работник, по сельскому быту, отправился на ночь в поле с лошадьми, а я пошел в огород свой с двумя детьми, Орестом и другим, девятилетним сыном Аркадием, чтоб там караулить овощи от бродящей ночью скотины. Не знаю, сыновья мои, ложась со мною спать, молились ли Богу или нет, только скоро заснули, а я долго не спал. Около полуночи вдруг Орест мой поспешно вскочил, начал бегать около одонков и будто что-то ловил. Видя это, я сказал ему: «Орест, зачем ты встал и что делаешь?» А он мне на это: «Разбуди, пожалуйста, Аркашу; вот мы эту кошку поймаем да и убьем; она с одонка бросилась мне на грудь, разбудила и больно зашибла».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Далее, после Отче наш, идет ряд отпустительных тропарей. В Спб. 57 приведено 20 таких тропарей, – а именно: 1) Кресту, 2) Преображению, 3) Вознесению, 4) Архистратигу, 5) св. Иоанну Предтече, 6) ап. Петру и Павлу, затем – общие 7) пророкам, 8) мученикам, 9) всем святым, 10) святителям, потом – 11) дневному святому, 12) преп. Феодору Студиту , 13) святит. Николаю, 14) Василию Великому , 15) Клименту, 16) преп. Илариону, 17) бессеребренникам и 18) мученице, 19) Слава – «Помяни, Господи, яко благ», 20) И ныне – богородичен – «Мати святая пречистаго Света». – В Соф. 1052 указывается только 15 отпустительных; в том числе 11 общих с предыдущими и 4 особых; Успению (2-й), ап. Иоанну Богослову (7-й), преп. Симеону Столпнику (11-й) и, наконец, богородичен «Тя град и станище имамы» (15-й). Не указаны тропари: 2, 3, 9, 11, 14, 15, 17, 18 и 20-й. Такого богатого выбора тропарей доселе не встречалось в келейных последованиях; особенно много здесь покаянных тропарей: 12 постоянных, сопровождающих псалмы, и 62 сменяющихся по гласам. К этим ночным тропарям нужно присоединить еще тропари полунощных служб, следующих непосредственно за великим мефимоном и ночными часами. «Чин полунощьнаго пения» в Син. 12 и Спб. 57 (эти Часословы, судя по описаниям, имеют совершенно тожественный состав), является в полном смысле последованием «Непорочных», или 17-й кафизмы, с келейными тропарями и молитвами. После возгласа «Господи И. Христе» и молитвы, начинается пение «Непорочных» с припевами, прерываемое на «среде» (т. е. между стихами 93 и 94) двумя молитвами и заканчивающееся двумя заупокойными тропарями. Затем следует Трисвятое, а по Отче наш – пять тропарей (три покаянных, один заупокойный и один богородичен) и шесть молитв; после первых четырех молитв – Господи помилуй 50, после пятой – Господи помилуй 3, после шестой – «Благословите святии, – и отпусти». О субботней и воскресной полунощнице рукописи не упоминают. На «Непорочных» положены здесь тропари «Святыхъ лик» и «Покой, Боже, рабы Своя», а после Отче наш – тропари: «На ложи слежа» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Песнопения, относящиеся к этому роду пения (кондаки минейного, триодного циклов, Октоиха, киноники), по словам исследователей звучали на богослужении как редкие вкрапления мелизматики в силлабическом знаменном пении. И поэтому по своей стилистике кондакарное пение должно было вписываться в знаменную службу, что предполагает достаточную близость мелодического языка этих двух видов церковного пения (115, 149). Кондакарное пение отражало традицию богослужения кафедральных соборов, следовавших образцу «торжественного и виртуозного пения в храме св. Софии – самом великолепном и самом обширном храме во всей империи» (40, 355–366). Это – весьма сложный род пения, требующий для исполнения опытных, хорошо обученных певцов, а таковые могли быть только в специально организованных коллективах, церковных певцов с лучшими и выработанными для этого рода пения голосами. В отличие от знаменного пения как образца ΧII–XIV, так и более позднего времени, кондакарное пение менее изучено и пока не поддается убедительной расшифровке. Хотя, начиная со второй половины XX века учеными К. Флоросом, К. Леви, Г. Мейерсом предпринимались попытки реконструкции этого вида пения путем сопоставления кондакарных рукописей со значением невм средневизантийской нотации. Тем не менее, благодаря сохранившимся нотированным источникам, можно судить о своеобразии кондакарного пения. Рис. 3.2 Кондак преп. Симеону Столпнику из Кондакаря Типографского Устава Самой характерной особенностью кондакарной нотации является наличие двух рядов певческих знаков, которые пишутся один над другим поверх текста. В нижнем ряду располагаются более простые знаки, сопровождающие текст непрерывной чередой, а в верхнем ряду – более разреженно выписаны более крупные знаки замысловатого рисунка. Знаки нижнего ряда по аналогии со столповой нотацией можно назвать «дробным знаменем», фиксирующим кратчайшую единицу напева. В отношении знаков верхнего ряда высказываются разные предположения. По авторитетному мнению Н. Успенского , это скорее всего хейрономические знаки или знаки особой жестикуляции, применявшиеся византийскими доместиками и которые были известны в Древней Руси (157, 55–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Может возникать недоумение относительно близости монастырей мужского и женского. Оно устраняется обычаем тогдашнего христианского востока, по которому женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских, или же лицами, близкими к монастырю 1103 . Близ этих монастырей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своею самостоятельною жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников 1104 . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, как сейчас мы видели из жития св. Алипия, или поручали близким себе; напр., тот-же св. Алипий столпник после того, как постриг свою мать диакониссу в инокини, поручил ей управление женским монастырем при столпе 1105 . Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним. Все их слова и поступки ознаменованы глубоким уничижением. Св. Симеон I-й, уважая всякого без исключения, называл себя не иначе как презренным и отверженным монахом, псом смердящим 1106 . Мудрость своих советов всегда старался прикрывать какою-то особенной простотой и скромностью и сам внимал советам других (напр.. когда велели ему снять цепь с ноги, которою он приковался к горе, в виду того, что надобно связывать волю, то он со смирением исполнил приказание и с любовью послушал поучение о связывании воли). Бесчисленные и многоразличные исцеления, совершаемые св. столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцеленным говорить про них; «наказываше преп. Симеон (I-й), егда кого исцели, глаголя: прославляй Бога, исцелившего тя, и никакоже дерзни рещи, яко Симеон тя исцели, да не горше ти, что будет» 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Восхищением, таким образом, а не волею, как говорят еретики, св. апостол достиг рая. Если бы волею своею, то он мог-бы пересказать про все то, что там видел, а так как он не телесными чувствами воспринимал откровение, то и не мог с ним поделиться с людьми; он только помнил, что видел там, а как – этого поведать не мог, потому что «еже внутрь себе во стране Духа ощутительне зрит, или слышит, или ощущает, внегда возвращается к телу, не довлеет исповести 1182 . Надобно остерегаться бесовских мечтаний, посылаемых для всех, ищущих суетной славы. В подтверждение этой мысли св. Исаак Сирин приводит несколько примеров: некто Малпат, из Едеса, посетив однажды преподобного Антония и, услышав его беседу о том, как достигнуть бесстрастия и сподобиться откровений, «разгорячися, якоже огнь» и, отправившись в Едес, поселился в небольшой хижинке и начал вести тяжелую аскетическую жизнь, проводя все время в молитве, сгорая желанием сподобиться откровений. Но так как он надеялся только на свои силы и на свои подвижнические труды: нестяжательность, постничество и пр., то и упустил из виду самое главное – смирение и сердечное сокрушение, что составляет непобедимое оружие против диавола; забыв слова Спасителя: «егда сотворите вся повеленная вам глаголите, яко раби неключими есмы» 1183 , он и не заметил того, как попал под власть диавола. Наконец, когда желание высоких откровений сильно стало разъедать сердце неопытного славолюбивого подвижника, диавол явился ему в светлом виде и сказал: ,,я утешитель и послан к тебе от отца, чтобы сподобить тебя видения, которого ты желаешь ради твоих трудов и дать тебе бесстрастие, освободив тебя от дальнейших подвигов, но поклонись только мне за это». Он же, безумный, с радостью принял его предложение – поклонился диаволу и тотчас же подпал под власть его, который вместо божественных откровений, стал преследовать его мечтаниями, надругался над его бесстрастием, и в конце концов этот обольщенный раб стал в первые ряды еретиков евхитов. Другой – именем Асина, составитель духовных песнопений, тоже из Едеса, так же, как и Малпат, стал изнурять себя великими подвигами для того, чтобы прославиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010