Между этими героями монашества имя. и гений Симеона столпника приобрели бессмертие, благодаря оригинальной его выдумке совершать покаяние в воздушном пространстве. Привычка и упражнение научили его держаться на столпе без опасения свалиться и без головокружения и попеременно становиться в различные благочестивые позы. Иногда он молился с сложенными крестом руками; но всего чаще он сгибал свой тощий скелет так, что голова почти касалась ног, а любознательный зритель, насчитавший 1244 таких поклона, отказывался от счета, которому не предвиделось конца. Язва, образовавшаяся на бедре, сократила его жизнь, но не прекращала его святых подвигов, и терпеливый отшельник испустил дух, не сходя с своего столпа. Монарх, который вздумал бы кого-нибудь осудить на такую пытку, прослыл бы за тирана, но и власть тирана не была-бы в состоянии принудить жертву своей жестокости долго вести такую ужасную жизнь. Это добровольное мученичество должно было мало-по-малу довести и тело и душу до бесчувственности и нет возможности допустить, чтобы фанатик, терзавший самого себя, мог питать сострадание к другим. Жестокосердая бесчувственность была отличительной чертой монахов во все века и во всех странах; их суровое бессердечие, редко смягчавшееся под влиянием личной дружбы, усиливалось от религиозной ненависти. Монашеская святость, возбуждающая в философе лишь презрение и сожаление, служила предметом глубокого уважения и едва ли не обожания для монахов и народов. Толпы пилигримов, приходившие из Галлии и из Индии, преклонялись перед божественным столпом Симеона; племена сарацинов с оружием в руках одно у другого оспаривали честь его благословения; царицы Персии и Аравии с признательностью отдавали должную дань его сверхъестественным добродетелям, а младший Феодосий обращался к св. столпнику за советами в самых важных церковных и государственных делах. Его смертные останки были перенесены с торжественной процессией патриархом, главным начальником восточных армий, 6-ю епископами, 21-м графом или трибуном и 6.000 солдат с горы Таланиссы в Антиохию, которая его мощи считала за самое почетное из своих украшений и за самый надежный оплот своей безопасности» 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ничто так не мучило св. столпников, как плотская страсть и ни над чем не пролито ими столько пота и слёз, как над истреблением этой страсти. Они своим опытом дознали, что без строгого поста до этого дойти невозможно, а посредством усиленного воздержания легко достигнуть бесстрастия. В виду этого св. столпники принимали на себя подвиг девственности в видах аскетического совершенства в отношении к бесстрастию. Они стремились к девству, а те, которые состояли в браке, оставляли жен (как напр., св. Никита Переяславский столпник). Конечно, св. столпники принимали на себя девство не потому, чтобы гнушались браком. Они во всей своей жизни сообразовались Христу, точно исполняя все Его предписания. Далее, все почти св. столпники были посвящены Богу еще до рождения и принадлежали, значит, Ему от ложесн матери своей. Когда же вступали они на путь подвигов, тогда все их мысли были заняты одним Господом; ум св. столпников «неразвлекаемо» 1007 пребывал в любви Божией и в памятовании о Боге; стараясь отрезвиться от живущего в себе греха, св. столпники не интересовались уж земным и прилепившись всею любовью ко Христу, естественно удалялись от всего того, что так или иначе могло мешать им в проявлении своей любви к Христу. В виду этого св. столпники аскетическое воздержание для достижения совершенной девственности доводили до крайней степени. Они совсем не принимали женщин, и они не могли переступать порога ограды столпа. Так, царица измаильтянская, при всем своем желании лично поблагодарить св. Симеона столпника (I) и получить его благословение, не могла осуществить свое благое намерение 1008 . Император Зенон, прибывший к св. Даниилу столпнику, принужден был один идти на столп, а императрицу оставить вне ограды 1009 . Избегание женщин простиралось до того, что св. столпники подавляли в себе даже родственные чувства и не хотели видеться ни с сестрами, ни с матерью. Св Симеон I-й ни под каким условием не хотел видеться со своею матерью. Чем объясняется такое отношение к женщинам вообще и в частности к родным? надо полагать, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

столпникамъ, но не намъ. Быть можетъ мать, постившая св. Симеона могла соблазнительно подйствовать на него своими разсказами о быть можетъ она пробудила бы чувства и пр. и пр. Напротивъ, св. Дивногорецъ заботится о своей матери и строитъ ей на нкоторомъ отъ своего столпа [CMLXXI] . Св. постригаетъ свою мать въ монахини, и она, „облечена бывши, нача подвизатися, труды къ трудамъ прилагающи " [CMLXXII] . Такимъ образомъ, въ къ женщинамъ св. столпники руководились чисто личными своими Одно только можно сказать общее о ихъ къ женщинамъ, – съ ними прямо бы противодйствовали ихъ созерцательному Наконецъ, вс св. столпниковъ были ихъ и поста. Такъ, изнемогая подъ тяжестью постоянно носимыхъ нкоторыми св. столпниками веригъ, они надялись на то, что съ плоти утихнутъ и уничтожатся страсти. Когда съ св. Симеона сняли вериги, то онъ попросилъ игумена: „пустите меня яко пса смердящаго, достоинъ бо есмь грховъ ради моихъ " . Игуменъ сказалъ ему: „осьмнадесятъ лтъ едва имаши, и суть грси твои? " св. Симеонъ отвчалъ: „отче, пророкъ глаголетъ: въ зачатъ есмь, и во грсхъ роди мя мати моя " [CMLXXIII] . – и поста было и продолжительно-непрерывное молитвенное св. столпниковъ, какъ о своихъ грхахъ, и всегдашнее какъ плодъ о грховности своей. ГЛАВА VI экстазъ, или въ „столпничеств " . Вопросъ о нравственномъ смысл св. столпниковъ. Такимъ образомъ, духъ св. столпниковъ постоянно порывался къ своему источнику – Богу, небу, св. Духу. Онъ постоянно усиливался сбросить и стряхнуть съ себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Для своихъ нравственныхъ обязанностей, для своихъ небесныхъ нуждъ, св. столпники пренебрегали всми земными радостями. Для своихъ высокихъ цлей они обрекали себя на и нужды, нищету, на постъ усиленный, на всякаго рода жертвы, даже на самомученичество: „вселивъ тло твое въ жилище жестоко, поется въ служб св. Симеону страхомъ пригвоздилъ еси духа, укротилъ еси тлесныя сокровеннныя страсти " [CMLXXIV] ; „всякаго оные, отверглся съ зимою и варомъ боряся пострадалъ еси " , прославляетъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Оком благоволения призирал Господь Бог на юного Симеона, подвизавшегося на столпе, сам ободрял и укреплял его в подвиге, к коему призвал его. Последовало видение: Господь явился Симеону в образе прекрасного отрока, сияя неизреченною славою. Увидев небесной красоты Отрока, Симеон возлюбил Его всем сердцем и, познав, что это Господь Иисус Христос , смело спросил: Господи, как Тебя Иудеи распяли? Господь, простерши крестообразно руки, сказал: так Меня распяли Иудеи; только Я сам благоволил принять распятие; ты же мужайся и крепись, сраспинаясь Мне по вся дни. После этого видения еще сильнее прилепился к Господу Симеон, еще с большею ревностью стал подвизаться; забывая о теле своем, о пище, сне, он устремлял душу и сердце свое к Господу и славил Его день и ночь, порываясь уподобиться бесплотным ангелам. От горячности любви своей к Господу юный подвижник старался превзойти в подвигах самого старца-столпника. Старец каждую ночь пел тридцать псалмов, Симеон же – пятьдесят, иногда восемьдесят, нередко и всю псалтирь пел в одну ночь, нисколько не давая себе вздохнуть, и затем весь день немолчно славословил Бога. Щадя отрока, еще слабого телесными силами, и опасаясь, как бы он от чрезмерных подвигов не изнурился и не заболел, старец останавливал его рвение, уговаривал ослабить подвиги, убеждал иметь попечение и о теле, давать себе хотя краткий отдых и принимать в меру пищу. Не оскверняют человека, говорил старец, пища и питие, как и сам Господь сказал: Я дал вам всякую траву в пищу. Отрок кротко отвечал: не оскверняет человека пища, однако помрачает ум, рождает худые мысли, прилепляет к земным наслаждениям. Нам же, поучающимся в законе Божием день и ночь, должно с недремлющею душою и трезвенным сердцем непрестанно отверзать уста на Божие славословие, дабы привлечь Свыше благодать Св. Духа. Но что тебе, отче, до моих слов? Я самому себе полагаю эти законы: ибо мне надлежит удручить юное тело с такою жестокостию. Удивился старец разумному ответу отрока-подвижника и предал его в волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  наставившему нас в падении " Много сплю, ем много " . Сибаритство, выходит, магометанство. Нет уж, тело надо стеснять малоспанием, и малоястием, и преутруждением. Кто из отцов наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку,.. как солдата во фронте. Вот это и есть, что теперь говорю. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго. Казнение себя произволением требуется, но от этого вами желаемого толку не будет. Что святой Мелетий сказал Симеону Столпнику, когда он, еще юный, приковал себя к камню? - То же и вам идет. Не мешает, однакож, иметь в руках четки, погрубее, и как только тело зажелает себе блажи - поспать, или поесть, или развалиться на креслах и диване, - угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится. (Вып. 8, пас. 1461, стр. 202-203) ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ И ТЕПЛОТА ПЛОТСКАЯ В чем их разница и каковы их признаки   наставившему нас в падении Теплоту надо всегда поддерживать, сколько это от вас возможно. Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущается непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя углублением внимания и усилением взывания к Господу: " Не остави мене. Господи, не отступи от мене " . Прилагать к этому надо и помышление о поражающих истинах… падении, устроении спасения, смерти, Суде, воздаянии и проч. Теплота настоящая - дар Божий. Но есть ненатуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга как небо от земли. Какая у вас, это не видно. После откроется. " Мысли утомили, не дают установиться вниманием пред Богом " . Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу неотходное. Тут бывает то же, что с кровоточивою. У той " ста ток крове " , а тут - останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением неким к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божиего действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: " Милостив буди! - Не отврати лица Твоего! - Просвети лице Твое! " К этому усугубить лишения телесные: в пище, сне, труде и под. Все же дело предать в руки Божии. (Вып. 8, пис. 1461, стр. 201-202) ТЕРПЕНИЕ В чем его совершенство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

«Мысли утомили, не дают установиться пред Богом». Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу не отходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою. У той: ста ток крове, а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божияго действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: «Милостив буди! Не отврати Лица Твоего! Просвети Лице Твое!» К этому усугубить лишения телесные, в пище, сне, труде и под. Все же дело предать в руки Божии. «Много сплю, ем много». Сибаритство, выходит, магометантство. Видали вы электрическую машину? Подле колеса у нее есть медный цилиндр, в который из колеса, чрез трение, переходит электричество и набирается в нем в такой силе, что убить может, если коснуться неосторожно. Но если из этого цилиндра пустить в землю цепочку, то в нем и знаку не будет электричества, потому что оно в тоже время, как входит в цилиндр, переходит в цепочку и уходит в землю. В таком точно положении вы, с своим сном и ястием. Что ни успеете вы собрать духовного, все то что чрез них рассеивается, уходит и вы пусты. Нет, уж тело надо стеснить малоспанием и малоястием и преутруждением. Кто из отцев наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку, как солдата во фрунте. Вот это и есть, что теперь говорю. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго. «Желал бы, чтоб кто-нибудь высек меня розгами». Казнение себя произволением требуется, а от этого, вами желаемого, толку не будет. Что св. Мелетий сказал Симеону Столпнику, когда он еще юный приковал себя к камню? Тоже и вам идет. Не мешает, однако ж, иметь в руках четки погрубее и как только тело зажелает себе блажи или поесть или поспать или развалиться на креслах и диване, угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится. «Как воображать Господа», сидящим ли на престоле или распятым? Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, что Он везде, след. и в вас, а не только около вас, и все видит и слышит. К Нему, Вездесущему, Всевидящему, и желающему нашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа, никако Его не воображая. В таком убеждении надо утвердиться постоянным о том думанием. И придет. «Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце», все сие одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, – к сердцу и в сердце. Когда придете Божия теплота, то все сие уяснится.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

был stationarius. Молва о таком необычайном стоящем подвижнике скоро распространилась по всем окрестным странам и все жизнеописания святого Симеона согласно говорят о чрезвычайном стечении к нему народа. Приходившие были не только из числа окрестных жителей, но и из далеких стран, и из-за границы римской империи. По свидетельству блаженного Феодорита, уже в это время к преподобному Симеону приходили измаильтяне, персы, подвластные последним армяне, ивиры, гомириты, равно как испанцы, британцы и галлы, не говоря уже о жителях Италии. При этом все приходившие старались прикоснуться к подвижнику, получить от него благословение и унести какую-нибудь частичку кожаных одежд его как знак его благословения. Это-то обстоятельство, т.е. огромное стечение народа и воздаваемое ему почтение, и было, по словам блаженного Феодорита, причиной того, что святой Симеон решил уединиться от людей, впрочем, не в горизонтальном направлении, а в вертикальном, поднявшись на столп. О таком, а не ином каком-либо мотиве восхождения преподобного Симеона на столп мы уже отчасти говорили, когда касались вопроса о происхождении стилитизма. Теперь приведем свидетельства источников, помимо свидетельства блаженного Феодорита, которое, заметим между прочим, решительно опровергает мысль немецкого ученого Holl’я 45 , будто фактическое совпадение подвига столпничества с языческим подобным обычаем в той же самой Сирии не случайно и показывает родство этого подвига с почвой, на которой он явился. Vita Антониева сообщает о восхождении святого Симеона на столп в связи с повествованием о многочисленном паломничестве к сему подвижнику 46 , хотя и не связывает эти факты причинной связью, равно как вообще оставляет без мотивировки стояние преподобного Симеона на столпе. Но и сирийское житие также в сущности ничем не объясняет этого знаменитого в истории сирийского отшельничества подвига преподобного Симеона. Правда, исследователи (Uhlemann 47 , Zingerle 48 ) привлекают в данном случае одно чудесное видение, о котором рассказывается в конце сирийского жития 118 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Ha листе 32, где за окончанием трех богословских слов следуют нравственные слова, заголовок первого из этих слов начинается совершенно также. Отсюда ясно, что и в начале кодекса, на 2 листе, где одно слово стерто, преп. Симеон назван именно великим (всматриваясь в это место, можно догадаться, что здесь написано было не какое другое слово, например: θεφρου, a именно μεγλου). Первое нравственное слово озаглавлено: Μερικ τς φυσιολογα περ τς το κσμου κτσεως κα τς πλσεως το δμ. Это не что иное, как 45 (самое большое) слово по новогреческому и русскому изданию. Только в подлинном тексте оно снабжено особым введением (занимающим около листа), отсутствующим в переводах. Как этому, так и дальнейшим словам предшествует довольно подробное изложение содержания в пунктах 17 . За указанным первым словом следуют еще 12 слов, которые в упомянутых переводных изданиях помещены в качестве слов: 26-го, 52, 84, 63, 83, 78, 58, 80, 57, 82, 34 и 85. Таким образом, рукопись не имеет конца: нравственных слов в ней должно быть 15, а она обрывается в начале 13-го слова, на 302 листе. Об этом приходится пожалеть, особенно в виду того, что, быть может, в конце рукописи находилась точная дата ее. К сожалению, во время пребывания в Ватопеде я не имел возможности сделать фотографических снимков с этой интересной рукописи. На основании вышеприведенного описания кодекса можно заключить, что творения Симеона Нового Богослова вскоре же после смерти его приобрели настолько высокое уважение, что преп. Симеона стали называть великим отцом (это видно из трижды встречающейся в рукописи однообразной надписи), однако наименование богослова тогда еще не было, очевидно, усвоено преп. Симеону, его просто называли Симеоном новым в отличие от других Симеонов: Столпника, Метафраста и пр. (это также можно наблюдать в надписях описываемого кодекса, см., например, листы: 2, 5, 31 и др.). Несколько позднее в 13 или 14 веке преп. Симеон получил весьма почетное и редкое (в исключительном употреблении) наименование богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

17 . Симеон-столпник, младший, о котором тотчас упомянуто и сообщены некоторые сведения, в житии его матери Марфы, (здесь дополняемые), назван младшим потому, что он последовал примеру первого, великого Симеона Столпника, измыслившего этот неслыханный образ строжайшего подвижничества и такого самоиспытания, возможности которого ум наш не мог бы поверить, если б дело не было засвидетельствовано сотнями тысяч народа, высшими сановниками и мудрейшими людьми века, наконец всею Церковью и бесчисленными чудесами. Первому Симеону старались подражать, в разных странах некоторые подвижники, конечно, уже особенно отмеченные перстом Божьим на столь трудный подвиг жизни; в Сирии первыми из них был Феодул. Знатный по роду и богатый, он был правителем Константинополя, (по другим, префектом претории), при императоре Феодосие Младшем; и отличался мудростью и строжайшею честностью. До глубины души оскорбленный распутством века, жадностью, несправедливостью, лихоимством высших и влиятельных людей, подлостью низших, нечистотой общественных нравов, бессовестностью и плотоугодием, он решился отстраниться от дел в самую скромную, частную жизнь. Этому сильно воспротивилась его супруга, Прокла; он терпел, но тайно начал уже жизнь строго покаянную. Вскоре смерть Проклы дала ему совершенную волю действий. Феодул продал свои имения, употребил деньги на благотворения, дал рабами свободу, обеспечив их будущность, и удалился в пустыню Едесского округа. Тут избрав приличное место, он, с совета и дозволения епископа, построил столпи, взошел на него сорока двух лет от роду и пробыл тридцать лет в неизменном терпении и молитве, служа ближним спасительными советами и чудотворными исцелениями. Чем выше человек в духовном подвиге, тем сильнее и хитрее искушает его враг, особенно в смиренномудрии. Феодул пожелал узнать с каким из рабов Божьих сравняла его благодать, за 30-летний его труд. Он, побеждавший столько сильнейших искушений, не победили этого: сошел со столпа. Щадя его, и не желая конечной гибели, Господь открыл ему, что он на одной степени с комендиантом Корнилием, прозванным Пендакр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11) ( ρθρου) Утром пробудился от сна он (игумен) сильно возмущенный, восклицая к своей братии о видении; посему тотчас всех посылает отыскивать святаго на том месте; они же, проходя со тщанием гóры всей земли, пустыни и необитаемыя (места); везде и повсюду розыскивая, напали на то место, на котором он молился непрестанно за всех нас. 12) ( π) Водимые Святым Духом, они сошли в кладезь и вывели его, котораго прежде изгнали по ненависти, влача насильно с непомерным гневом; как злодея приводят к начальнику; увидевши котораго (Симеона), он (начальник) добровольно припадает к нему с верою, испуская источники слез, испрашивая от него прощение (в том), чтобы он по своей кротости и в простоте сердца перенес, моляся непрестанно за всех нас. 13) ( η) После сего, умоляюшему его (игумену) он стал говорить непрестанно плача и вопия к нему, как думаю, следующими словами: «Помилуй меня, отче, прости мне осужденному, успокой душу мою; ибо я горько стенаю, что предприняв безконечный путь, начал не окончив его, будучи вами схвачен и выброшен; но сильно умоляю, чтобы мне остаться неблазненнымъ» и непрестанно молящимся за всех нас. 14) ( Λγους) Слова похвальныя выслушавши весьма печально, сей кроткий и треблаженный муж (Симеон) возвратился на свое место; поработивши все тело, и дух свой посвятивши Создателю, три года пребывши верно на оном месте «тайно удаляется, и охотно ушел в пустыню, Божиим промыслом призываемый с благодарением прославить Господа», моляся непрестанио за всех нас. 15) ( μα) Как скоро водворился он в пустыне, построил дом, как некогда Авраам, жертвенник Создателю; убегая от жизни как бы насильно, остался на том месте, и спасается как елень, избегая опасных сетей, или как птица от (охотничьей) ловли, или как врабий из западни освободившийся, перешедши стремнины и горы, оный мудрый, управляемый неблазненно, моляся непрестанно за всех нас. 16) ( Χριν) Вооружившись великою благодатию, он возгорел верою, как Енох, принося Богу всесожжение; он Даниилу подражает, в посте и молитве воспевая Создателя, перенося в лютую зиму сильный мороз и холод, а во время лета пожигаемый от солнечнаго жара, мучимый дождем и бурею, моляся непрестаино за всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010