И наконец, вселенская Церковь признала это учение так решительно, что третий Вселенский собор седьмым правилом своим запретил составлять новый символ веры . После всего сказанного понятно, братие, как заблуждаются неправославные, западные христиане, исповедуя ныне, вопреки своим предкам, в своем символе, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Они не обратили внимание на учение Вселенской Церкви, стали самовольно мудрствовать о личном свойстве Бога Духа Святого, и, таким образом, изменили Вселенской Церкви. Будем, братие, памятовать, что самовольное мудрствование пагубно в деле веры. Научимся посему, как можно строже держаться в догматах веры учения Слова Божия и Православной Церкви и никогда не прелагать предел вечных, яже положиша отцы наши по вере ( Притч.22:28 ). В символе веры , братие, сказано: иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима. Этими словами указывается на то, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Богом Отцем и Сыном. Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Православная Церковь в своих песнопениях и молитвах всегда прославляет Святого Духа вместе с Отцем и Сыном; так, например, все мы молимся: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», все мы славим Бога, говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Наконец, в символе веры , братие, сказано: глаголавшаго Пророки. Этими словами указывается на то, что Дух Святой глаголал, т.е. говорил, чрез Пророков, в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что священные книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. Пророки предсказывали будущее и писали свои книги по внушению Духа Святого, посему и писания их называются богодухновенными. Что чрез Пророков действительно говорит Дух Святой, об этом свидетельствует слово Божие, именно Апостол Петр пишет: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Но не одни только ветхозаветные книги богодухновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Из этих свидетельств Евангелия, а равно из свидетельства Апостола, что человек может находиться только в начатках веры, мы заключаем, что в духовно-нравственном отношении мера возраста веры является со стороны человека необходимым условием приятия благодатных даров Святого Духа и вообще Божественных дарований, и это есть истинно как в чрезвычайных случаях чудотворений, о чем мы говорили уже в своем месте, так и вообще в удостоении оправдания и освящения человека во Христе. Какое же отношение, спрашивается, и какое значение для чисто внутренней, духовной стороны человека – созрения в нем веры – имеет чисто внешнее действие – видимое посредство, священный обряд, известное священнодействие? Отношение ближайшее – отношение тела к душе, и значение величайшее – значение образа и формы к идее, значение воплощения внутреннего содержания во внешних знаках и символах. А такое значение священных посредств и обрядов в Богослужении должно действовать не только воспитательно и научительно на человека в области веры, но и должно, с одной стороны, свидетельствовать о действительном созрении веры у человека, приемлющего обряд, с другой – способствовать восхождению веры на такую ее высоту, которая, как таковая в душе человека, достойна бывает восприятия благодати Божией. Исходя, по крайней мере, именно из этой последней мысли, и можно объяснить себе, почему Иисус Христос при своих чудотворениях, в одних случаях, действовал всемогущим словом Своим, в других, как мы видели, возлагал руки Свои на больного, влагал персты Свои в уши глухого, прикасался рукою к языку немого ( Мк.7:34; 8:22 ), делал брение из плюновения для помазания очей слепого и, наконец, сверх всего этого слепорожденному приказал умыться в священных водах Силоама. «Приходит, говорится в Евангелии, Иисус Христос в Вифсаиду; и приводят к нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его; видит ли что? Он взглянул, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 79 «... без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». 80 «... однако, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа»... 81 Именно слова: – «а кто не будет веровать, осужден будет» указывают на невозможность спасения без веры. Некоторые различия во мнениях может вызывать вопрос укоренения веры в сердце человека. Иногда возможно неправильное понимание слов: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». 82 Контекст указывает на то, что речь идет о спасении, что оно дар Божий верующим, а веру человек получает от слышания (или чтения) слова Божия: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». 83 Но вера не может быть просто отвлеченной неясной и не сформулированной, неосознанной. Есть детская вера, но эта искренняя вера подразумевает принятие слов Иисуса Христа всем сердцем, а также обязательное следование авторитету Православной Церкви, безоговорочное послушание. Вера должна полностью соответствовать Учению Иисуса Христа (см. выше о необходимости правильного понимания Писания). Для определения правильности веры, полноты следования учению Христа составляются изложения веры, символы веры . Именно из них мы узнаем, как кто верует. Подавляющее большинство сект не имеет исповеданий или изложений веры. Это специально и тонко рассчитанный шаг, целью которого является сокрытие вероучения. Утверждение о том, что допускаются самые различные мнения, является совершенным обманом – ведь тогда полностью допустима и православная точка зрения! Они крайне фанатичны и имеют достаточно ясно сформулированное учение, но его нельзя предать огласке – сразу будет получен обоснованный его разбор и станет видна полная его несостоятельность. Намеренное сокрытие учения позволяет в дискуссиях выдвигать множество взглядов, совершенно неожиданных, могущих своей абсурдностью привести в замешательство кого угодно. Столкнувшись с «не сформулированным учением» главное сохранять полное душевное равновесие и быть готовым тактично выяснить каждый вопрос до конца, направляя беседу в сторону выяснения основных моментов спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Покажи веру от дел твоих, и покажу веру от дел моих – является как бы тождество. В греческом этого нет. В первом случае там говорится: χωρς τν ργων σε – sine tuis operibus, – отдельно от дел твоих, или без дел; а во втором – χ τν γγων με – ex meis operibus, – из дел моих, или делами моими. И по этому, если полагающий оправдание в одной холодной вере, или вере без дел, может говорить: «я не безбожник, не язычник, я верую в единосущную Троицу, в Господа Иисуса Христа Богочеловека, в Его спасительное страдание, крестную смерть и воскресение, в Его вознесение на небо и грядущий суд, в благодатныя тайнодействия Св. Духа: не сия ли есть чистая вера в Бога, каковы бы ни были мои отношения к людям» 104 ? Но иметь веру в слове Божием и символе веры не значит еще иметь веру в сердце. Не всяк глаголяй: Господи, Господи, внидет в царствие небесное ( Матф. 7, 21 ). Кто именует имя Господне, тот не должен иметь неправды ( 2Тим. 2, 19 ); следовательно, и никакия бы-то ни было отношения к людям. Иначе вера будет безполезна (выше ст. 14), верующий будет вне царствия: николиже знах вас, скажет Спаситель ( Матф. 7, 23 ), и уравнится по вере только с теми, которые веруют и трепещут 105 . Какая же вера оттворяет врата в царство Божие, в царство славы? Не иначе как творящая волю Отца небесного, подражающая делам Сына Его, или, по Апостолу, вера от дел, – вера живая, вера деятельная, потому что дела суть осуществление веры. Есть множество примеров деятельной веры, но мы представим описание ея из слова Божия, которое говорит, что Царь Небесный скажет на суде тем, которые будут по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть: жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня. Был наг и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне. На ответ праведников, что они в таком положении никогда не видели Господа, и не сделали Ему того, Царь Небесный скажет: истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Матф. 25, 34–40 ). Вот изображение веры деятельной, веры спасающей ( Матф. 9, 22 ), веры, которая любовию поспешествуется ( Гал. 5, 6 ). Без любви же вера не будет имет силы и успеха к достижению спасения. Любовь , подобно дыханию Св. Духа, одушевляет веру, движет ее и делает деятельною, спасительною. «Если имею я всю веру, говорит Апостол Павел, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, т. е. добрых дел, или осуществления веры, то я ничто ( 1Кор. 13, 2 ). Еще слово Божие показывает нам и то, как жалка и пагубна вера мертвая, вера без дел, вера, ищущая опоры в лжеименном разуме, не покаряющемся духу Евангелия ( Матф. 25, 41–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Это – проповеди . Слова Божия. Но так же учит нас Св.  Церковь . А потому, если мы пристально задумаемся об отличии веры нашей от сектантства, нам придется со всяким убеждением сказать себе и другим, – что тут, в этом различии, не слабость наша и погрешность, а сила и залог неумирающей истинности православной веры. Повторяя настоящий урок, твердо запомним из Слова Божия: Деян. 8 , ст. 27–35 и 2Петр. 3, 15–16 ст. Также – Деян. 15 гл. и Галат. 2, 1–2 ст. Для правильного же понимания 1Иоан. 2. 20. 27 ст. заметим 1Кор. 8, 1–2 ст. Матф. 18, 15–17 ст. Урок четвертый. Без Апостольской Церкви могут ли христиане исповедывать «Евангельскую веру? Господи благослови! Ап. Павел написал христианам: «бодрствуйте, стойте в вере»... ( 1Кор. 16:13 ). «В вере», – разумеется евангельской, которую во вселенной проповедали Апостолы. Эта «вера» – одна, как Один Господь, давший ее людям. О том учит в Послании к Ефесянам Ап. Павел: «одно тело и один дух, – пишет он, – как вы и призваны к одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4,5 ст.). Итак, по учению Св. Апостола, христиане должны исповедывать одну веру Божию. Об этой истинной вере у них не должно быть разногласий. Почему в Послании к Коринфянам Св. Павел говорит: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор. 1:10 ). Завещая такое религиозное единомыслие своим ученикам, Ап. Павел повторял коринфянам лишь то, чему учил Господь людей. Господь же в Своей молитве к Отцу Небесному говорил: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе»... ( Ин. 17:11 ). Поэтому стремление пребывать в единстве евангельской веры должно наполнять души всех добрых христиан. Кто этого стремления не имеет, тот – не ученик Христов, – тот враг Апостольской проповеди. Где же изложены истины Евангельской веры? Если мы внимательно и со всяким усердием перечитаем книги Нового Завета, найдем, что ни в одной из них Господь и Апостолы не оставили нам того, что мы могли бы назвать для себя «Символом» веры, сокращенной Догматикой или «Катихизисом». Всюду Священные Писатели излагают истины евангельской веры отрывочно, кратко и столько, сколько нужно было в данное время тем или другим христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Между тем день клонился к вечеру, иудеи, чтобы не оставить тела распятых на крестах, так как наступала Пасха, испросили у Пилата позволение перебить голени распятым. Пилат позволил. И вот воины, найдя в разбойниках признаки жизни, перебили им для ускорения смерти голени. Видя же, что Иисус умер, они не стали перебивать ему голеней, и только один из воинов копьем пронзил ему ребра, в тотчас истекла кровь и вода. Так исполнились пророческие слова: «кость Его да не сокрушится» ( Исх.12:46 ) и «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ). После смерти Иисуса Христа к Пилату пришел один из тайных учеников Господа Иосиф Аримафейский и просил у Него позволения похоронить тело Иисуса. Получив позволение, он вместе с другим тайным учеником Никодимом, взял тело Его, омыл, помазал благовонными мастями, обвил чистою плащаницею, перенес в свой сад, близ Голгофы, и положил в новой погребальной пещере. Вход в нее загражден был большим камнем. Первосвященники приложили печать и поставили стражу, чтобы кто-либо не украл тела Иисуса. – Так Господь наш Иисус Христос страдал, умер и был погребен. Страдания Его, смерть и погребение были подлинными, действительными, а не одним только видом их. В символе веры и сказано поэтому не только распятого, но прибавлено и страдавша. Этим словом указывается именно на то, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть. В символе веры сказано еще и погребенна. Это также относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали его. Это так и должно было быть, потому что призрачные страдания были бы для нас бесполезны и кроме этого не согласны с божеским достоинством Иисуса Христа. Размышляя, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о неизреченной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил нас, что отдал на смерть Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него·не погиб, но получил жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Славлю Тебя Отче, Господа неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», сказал Он и при этом добавил, что это есть дело воли Божией: ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» ( Мф.11:25–26 ). Итак, братие, невинность и смирение – одни из более верных средств возвыситься к Богу. Наконец, чтобы оценить и усвоить что-нибудь, нужно испытать это. Чрез исполнение учения Христова мы можем лучше убедиться в его Божественном достоинстве. Сам Иисус Христос, желая указать иудеям, как узнать учение Его. Его ли оно или Пославшаго Его (Бога Отца), – повелевает испытать его на деле. «Кто хочет творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», – говорил Он ( Ин.7:17 ). Как добрая, благочестивая жизнь приводит человека к вере в Бога, так греховная отталкивает его. Сам Иисус Христос говорил об этом Никодиму: «верующий в Него (Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:18–21 ). Из всего сказанного нами о вере, вы, братие, можете видеть, что человек сам деятельно участвует в принятии и усвоении Христова учения. Если кто старается взгревать в себе веру в Бога, то он этим показывает свою любовь к Нему и вера, как свободное дело, становится с его стороны добродетелью и притом достойною высокой награды. «Если мы станем», говорит Василий Великий , «все измерять пониманием своим и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того были достойны тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли?» (Вера, как уверенность по учению Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Указанное отношение Апостолов к первым известиям о воскресении Иисуса Христа, именно их осторожность, с какою они отнеслись к ним, убеждает нас, братие в истине воскресения Христова. Из рассказов о явлении Христа ученикам мы ясно видим, что апостолы не были обмануты, а точно убедились в действительности воскресения Своего учителя. Эта же осторожность научает и нас, братие, быть осторожными в деле веры и не быть легковерными. Известно, что среди простого народа нередко появляются разные темные личности. Прикрываясь наружным благочестием нередко в монашеском одеянии они рассказывают народу о вымышленных ими чудесах, предлагают крестики, образки, воду и пр., выдавая их за чудотворные, убеждают записать имена родственников в их поминания и таким образом выманивают деньги. Относитесь, братие, осторожно к подобным личностям 2 . Осторожность в деле веры нужна, братие, и в другом отношении. Известно, что в наше время появилось множество учителей, которые изъясняют учение Христово и проповедуют якобы недавно найденную ими истину. От них в народе распространяется множество странных и нелепых заблуждений. О появления подобных лжеучителей предупреждали и Иисус Христос и Апостолы. «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам» ( Мф.13:7 ), – говорил Иисус Христос. Апостол Павел учил: «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:29–30 ). Посему Иисус Христос предостерегал своих слушателей от лжепророков ( Мф.7:15–20 ), и вообще повелевал быть осторожными ( Мф.24:26 ). Предостерегали также и Апостолы, напр. Иоанн Богослов писал: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир ( 1Ин.4:1 ). Итак, братие, будьте осторожны в верованиях своих, твердо храните правую веру, чтобы не быть вам, как говорит апостол Павел младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Во всех недоуменных случаях, братие, обращайтесь к отцу своему духовному и к пастырям и учителям церковным, которым Богом дано право и повеление учить людей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

И неверы имеют веру, но – о если бы в Бога! Но то самое осуждает их неверие, то самое призывает их к вере. что они верят относительно своего видимого тела тому, чего не видели, и не верят невидимому, которого и не могут вндет телесными очами» (Св. Григорий Двоеслов , Собеседов., кн. 4-я, стр. 261, Казань, 1858). 10. Справедливо ли заявление, что научныя знания исключают!» веру в Бога и может ли быть верующим человек сопричастный науке? Противопоставление религии науке обычная фраза богоборцев. Правда в том, что наука, имеющая безспорныя заслуги в устроении земной жизни, для расширения общих знаний движется по пути все новых открытий. Оттого теория мироустройства постоянно изменяется. Науке вообще не свойственна устойчивость. Но открытия ХХ-го столетия привели человеческую мысль к признанию, что причиною мира был Источник нематериальный. Наиболее творческие умы науки пребывают глубоко верующими людьми. Неверие провозглашается поверхностным знанием. Верующие ученые, которых во много раз больше, чем безразличных, по их заявлениям, веруют потому, что неизменное мировоззрение дает только вера, основанная на Божественном Откровении. 47 11. Указывает ли Слово Божие, что человеку предоставлен свободный выбор его совести, чтобы ему стать на путь истинной веры? Призывая израильтян к единобожию и обличая язычество, Св. Пр. Моисей говорил: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» . . . «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» ( Втор. ХХХ, 15, 19 ). ». . .они возненавидели знание, и не избрали для себя страха Господня ...« ( Npum. I, 29 ). Св. ап. Павел предсказывал время отхода от веры: »Ибо будет, время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей« ( 2Tuм. IV, 3 ). «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе, кому служить» (Иис. Hab. XXIV, 15 ). «Блого тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа» (Пл. Uep. III, 26 ). Изучение символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010