Беседа LIV. О восьмом члене символа веры. О необходимости благодати Св. Духа для нашего спасения И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о благодати Святого Духа, освящающей нас и подаваемой нам туне, ради заслуг Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Побеседуем ныне о необходимости ее для нашего спасения и о средствах к приобретению ее. Беседуя о третьем члене символа веры , мы говорили с вами, братие, о тех последствиях, какие произошли в Адаме и Еве вследствие их грехопадения. Говорили мы также о том, что эти последствия, известные под именем греха первородного, перешли и переходят от них на все их потомство. Все люди, по свидетельству слова Божия, зачинаются в беззаконии и в гресех рождаются ( Пс.50:7 ). Посему еще в самом раннем детском возрасте обнаруживаются в нас худые наклонности к зависти, злобе и т. п., как и слово Божие учит, что прилежное помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). С возрастом же наклонность ко греху увеличивается еще более, так что каждый необходимо должен сознать, что природа его, духовная и телесная, расстроена. Расстройство душевное коснулось и ума и воли человека. Разум омрачился и сделался малоспособным к пониманию предметов духовных. «Душевный (греховный, падший) человек, говорит апостол Павел, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Все народы, по грехопадении людей, кроме народа еврейского, хранившего истинную веру по милости Божией, «поступали, как говорит апостол Павел, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). Когда между этими народами раздалась проповедь о Христе распятом, многим эта проповедь казалась соблазном или безумием ( 1Кор.1:23 ), несмотря на то, что они принадлежали к образованнейшим людям своего времени. Так было потому, что понимание проповеди об Иисусе Христе требовало и смирения от человека, сознания слабости его сил, и просветления от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Иисус Христос вознесся на небо, но общение с Ним людей не прекратилось. И теперь можно встречаться с Господом и говорить с Ним и служить Ему. Когда мы молимся, мы говорим с Господом, когда мы встречаем бедного, больного, заключенного и помогаем им, мы встречаем Господа и Ему служим, как Он Сам сказал ( Мф. 25:40 ). Самая же большая наша встреча с Господом бывает, когда мы причащаемся Св. Христовых Тайн. Будет у всех нас и еще одна встреча с Господом, это когда мы умрем и предстанем на Его Страшный Суд. Вопросы: О чем говорится в шестом члене Символа Веры ? Какие последние наставления и обещания дал ученикам Иисус Христос? В какой обстановке произошло Рождество Христово и в какой Его Вознесение? Что значит, что Иисус Христос сел «одесную Отца»? Через сколько дней, после Пасхи было Вознесение Христово? В какой день недели празднуется Вознесение? Можно ли теперь встречаться с Господом Иисусом Христом и как? Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. Седьмой член символа нашей веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми и о Его вечном царстве. Это второе пришествие Господа будет со славой , тогда как первый раз Он приходил на землю в уничижении. Теперь Он придет, как Царь всех Царей, как Владыка неба и земли. Все бесчисленные воинства небесных ангелов будут сопровождать Его и окружать Его, когда Он сядет на престоле Своей Славы и все люди соберутся перед Ним. И будет Господь судить людей, судить всех без изъятия и потому перед началом суда Он воскресит всех умерших людей. Сам Иисус Христос сказал об этом «Не дивитесь сему; ибо наступит время, в котором все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Суд Христов будет праведным, т. к. все дела, какие кто делал во всю свою жизнь, все их слова, помышления и желания, даже самые сокровенные, известны Богу, и на суде обнаружатся перед всеми и перед совестью каждого судимого. Никакой несправедливости не будет допущено Им, Он будет судить по Своей правде и истине. Иисус Христос открыл нам, как будет происходить этот суд: в 25-й главе Евангелия от Матфея говорится об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: О чем говорится в пятом члене символа веры ? Что значит «воскрес»? Какие свойства имело тело Иисуса Христа после воскресения? Что значит: по писанием ? Что укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа? Что значит, что они были свидетели? Что подтвердило воскресение Иисуса Христа? Как приветствуют христиане друг друга на Пасху? Какую Пасхальную молитву вы знаете? Шестой член Символа Веры И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца . В шестом члене Символа Веры говорится о вознесении на небеса Господа Иисуса Христа. Это произошло в сороковой день по воскресении Спасителя (значит, праздник Вознесения всегда бывает в четверг). Об этом событии рассказано в 24-й главе Евангелия от Луки и в 1-й главе Деяний Святых Апостолов. Обратим внимание на некоторые подробности. Апостол Лука говорит: «И собрав их (учеников), Он (Иисус Христос) повелел им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Апостолам было обещано, что на них сойдет Святой Дух. «Вы примете силу», говорит Спаситель, «когда сойдет на вас Дух Святый и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли». Это значило, что ученики Христовы должны будут проповедовать о Нем все, что видели и слышали, и что свою проповедь они должны будут начать в Иерусалиме, а затем возвестить ее всей Иудее, Самарии и, наконец, по всей вселенной. «Идите, научите все народы», повелел ученикам Господь перед Своим Вознесением, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Окончив наставление апостолам, Господь поднял руки Свои и благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Господь Иисус Христос вознес на небо наше человеческое, прославленное тело. И как бережно надо нам относиться к нашему телу, чтобы не осквернить его грехами! Господь Бог сошел на землю, стал человеком, чтобы потом человека вознести на небо и ниспослать людям от Отца Духа Святого, Утешителя. Изумленные Вознесением, ученики стояли и смотрели на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Д. М. Мережковского: «Иисус Неизвестный», из ст. прот. И. Чернавина: «Воскрес ли Христос?» и из др. источников). О шестом члене Символа Веры    6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.    В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.    Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его.    Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.    «Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.    Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.    «Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его», говорит Господь. (Откр.3:21). О седьмом члене Символа Веры    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.    В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.    О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».    Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом? – Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие.   Чего больше всего боятся бесы? – Имени Господа нашего Иисуса Христа. Чье имя больше всего ненавидят безбожники? – Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Второй член Символа Веры Как читается второй член Символа Веры ? – И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.   Что означает имя Иисус Христос ? – Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти людей от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют царей, первосвященников и пророков).   Как понимать, что Иисус Христос – Сын Божий? – Это следует понимать так, что Он Один только есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, а не сотворенный Им. А велика ли разница между словами «рожденный» и «сотворенный»? – Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и поэтому Сын Божий наделен от Бога Отца таким же Божественным естеством. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью.   Почему Сын Божий назван Светом от Света ? – Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света.   Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна ? – Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30).   Почему мы говорим: Имже вся быша ? – Бог Отец все на небе и на земле сотворил через Сына Своего, что подтверждает Библия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Третий член Символа Веры Как читается третий член Символа Веры ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

О воскресении Христа апостол Петр приводит слова псалма 15: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» ( Деян. 2:27 ). 218. Есть ли в Священном Писании указания на то, что Спаситель должен воскреснуть в третий день? В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Образ этого дан пророком Ионой: «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» ( Иона 2:1 ). 219. Каким образом люди узнали, что Иисус Христос воскрес? Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе ( 1Кор. 15:6 ). 220. Почему Иисус Христос после воскресения являлся апостолам в течение сорока дней? Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия ( Деян. 1:3 ). О шестом члене Символа веры 221. Откуда взято указание Символа Веры на вознесение Господа? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4:10 ). «Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:1 ). 222. Божеством или человечеством вознёсся Иисус Христос на небеса? Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. 223. Как надо понимать слова «сидит одесную Отца»? Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца (т. е., по правую руку, рядом). Однако Бог вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причем «чаша» символически представляет человека чистого, а «блюдо» – греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф.23:26 ). 14. Побеленные и окрашенные гробы – символ лицемерия людского. Напрасный труд украшать гробы снаружи, если они «внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). «Кости мертвецов» – это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. «Нечистоты» олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца. 15. Сума и сокровища – символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии: приготовляйте себе сумы не ветшающие, «сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк.12:33 ), «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Мф.6:21 ). 16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием. 17. Дом – это символ небесной обители: «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин.14:2 ). Дом как здание храма обозначает тело человеческое: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). 18. Посох, жезл – это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха. 19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причем «семя» означает произнесенные Господом слова, а «меч» – силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: «и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» ( Откр.1:16 ). И апостол Павел указывает: «возьмите меч духовный, который есть Слово Божье» ( Еф.6:17 ). 20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:16 ). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рубрики Коллекции Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое? 5 мин., 12.06.2016 Поделиться В Воскресенье, на седьмой неделе после Пасхи , Церковь празднует память Отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее. Собор (то есть, по русски говоря, собрание) осудил ересь Ария и принял Никейский Символ Веры. Само это празднование затрагивает несколько понятий, с одной стороны, ключевых для нашей веры, с другой — малопонятных многим современным людям. Что такое Вселенский Собор? Первый Вселенский Собор обращался к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29). Обратим внимание на этот оборот — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире, как Он обещал ученикам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух. Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Символа Веры — с принятием законопроекта. Епископы, собравшиеся в Никее, не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.

http://foma.ru/sobor-eres-simvol-veryi-c...

Беседа XVI. О седьмом члене символа веры. Об антихристе И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что время второго пришествия Господня неизвестно. Но в слове Божием открыты некоторые признаки его приближения, а именно: проповедание Евангелия всем народам, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий и пришествие антихриста. Сам Иисус Христос говорил: и проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком и тогда приидет кончина ( Мф.24:14 ). Значит, пред вторым пришествием Спасителя проповедь о Нем распространится по всей земле и не будет ни одного народа, который бы ни услышал ее. Но вместе с этим, братие, в нравственном состоянии людей наступит самое крайнее развращение: оскудение истинной веры и любви к ближнему. Дьявол, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели, потому что с кончиною мира он не будет иметь возможности соблазнять людей, со всею яростью вооружится против них, чтобы отторгнуть их от веры во Христа и увлечь в беззаконную жизнь. Дело дойдет до того, что, как говорил Сам Иисус Христос, Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли ( Лк.18:8 ), и за умножение беззакония изсякнет любы многих ( Мф.4:12 ). По словам Апостола Павла, в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2Тим.3:1–5 ). Таким образом, зло дойдет до крайней степени. Наконец, братие, не довольствуясь обыкновенными своими средствами, дьявол, чтобы еще более усилить нечестие между людьми, воздвигнет антихриста. День Христов, говорит Апостол Павел, «не приидет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Христианская вера не является плодом человеческого творчества или человеческой мудрости. Она основана на Божественном Откровении. Суть этого Откровения выражена апостолом Павлом в следующих словах: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» ( Евр.1:1–2 ). Это означает, что Бог раскрывал Себя людям постепенно и поэтапно: первым этапом было откровение Бога через пророков, вторым – через Его Сына Иисуса Христа. Будучи исповеданием веры всей Церкви, Символ в то же время является исповеданием веры каждого отдельного христианина. Поэтому даже при употреблении за богослужением он, по традиции, начинается со слова «Верую» (а не «Веруем», как можно было бы ожидать). Исполнение Символа за богослужением является напоминанием для каждого верующего – перед началом самого священного момента Евхаристии – о догматах христианской веры как столпах, на которых зиждется всё христианское благочестие. Учение о Боге Отце Символ веры гласит: «Верую во единаго Бога Отца». Здесь прежде всего утверждается основополагающий догмат христианской веры: есть только один Бог. Христианство является монотеистической религией. Веру в единого Бога христианство унаследовало от религии древних евреев, отраженной на страницах Ветхого Завета. Бог, о Котором говорит Ветхий Завет, это Бог один и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис.43:10–11 ). Первая заповедь закона Моисеева гласит: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2–3 ). Апостол Павел говорит: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... но у нас один Бог Отец 838 , из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя». Фрагмент иконы « Символ веры ». (Музей истории религии, Санкт-Петербург) Согласно христианскому вероучению, Бог един, но в трех Лицах. Учение об этом является богооткровенным. В его основу легли упоминания Иисуса Христа о Своем Отце и о Святом Духе. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Эти слова превратились в крещальную формулу древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010