«Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). 147. Что означают слова «Имже вся быша»? Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ). О третьем члене Символа веры 148. О ком говорится в Символе веры «сошёл с небес»? Сошёл с небес – так сказано в Символе веры о Сыне Божием. 149. Как Бог мог сойти с небес, если он вездесущ? Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес. 150. Об этом в Священном Писании говорится словами самого Господа Иисуса Христа: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ). 151. Для чего Сын Божий сошёл с небес? Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения , как сказано в Символе веры . 152. Кого пришёл спасти Сын Божий? Сказано, что Сын Божий сошёл с неба нас ради человек , в том смысле, что Он пришёл на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для спасения нас всех, людей вообще. 153. От чего пришёл спасти людей Сын Божий? Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти . 154. Что такое грех? Грех – это преступление закона. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). 155. Откуда грех вошёл в людей? Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха. «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). 156. Когда грех вошёл в людей? Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию. 157. Какую заповедь нарушил Адам? Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет. 158. Почему для человека было смертоносным нарушение заповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16–17 ). 78. Что является действием веры в Бога? Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Что означает исповедовать веру в Бога? Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру? Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога? В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много. 83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием? Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:4–6 ). 84. Возможно ли познание существа Божия? Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Жизнь тела даст о себе знать по движениям, по своим действиям: так и жизнь веры познается из добрых дел. Жизнь тела есть душа, посредством которой оно движется и чувствует. Жизнь веры есть любовь, через которую она действует; по сему, когда охладевает любовь – умирает вера – так же, как душа оставляет тело. О сем-то, конечно, действии апостол сказал: Если имею всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор.13:2 ). Разделение дарований не всем одинаковое, но иному дается талант, иному два, другому три, а иному и пять талантов. Так и разделение веры имеет степени – только степени, составляемые в принятии, а не в даровании. Святой Киприан говорит: «Христос верующим дает столько, сколько приемлющий уверяет в своем приобретении». Степени веры очень наглядны в самих учениках Христовых. Когда на море восстала сильная буря, и корабль, на котором ученики сидели с Иисусом Христом, покрывался волнами, Христос же спал, – то ученики пришли и разбудили Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем! Сие не означает ли слабость веры, как и сказал им Господь: что вы так боязливы, маловерные? ( Мф.8:26 ) Они же слышали еще обличение в маловерии: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч? ( Мф.16:8–9 ) – Петр, ходящий по волнам и утопающий, показует собой тех, которые называются в Писании не крепкими в вере: напротив, Капернаумский сотник, вопиющий ко Христу: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой! – И слышит небесный отзыв: и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф.8:8 ) ( Мф.8:10 ). Жена ханаанская внемлет похвалу от Господа: о, женщина! велика вера Твоя ( Мф.15:28 ). Все сие ведет нас к тому, что вера может расти, умножаться и по мере охладения любви уменьшаться. «Каждому Бог уделил меру веры – может быть пророчество по мере веры, служение по мере веры; проповедь по мере веры» ( Рим.12:3–7 ). Однако – не множество вер, но едина, как говорит Апостол: один Господь, одна вера ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Беседа LXIII. О девятом члене символа веры. О единомыслии и единодушии членов церкви Христовой Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь . В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о единстве Церкви и о том, что это единство налагает на нас обязанность блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Побеседуем теперь о том, в чем же именно должно выражаться наше единение между собою, как членов Церкви Христовой? Оно должно выражаться, братие, в согласном исповедании веры и в общении любви между нами. Сам Господь наш Иисус Христос, проповедуя учение Свое, выражал желание, чтобы верующие в Него были единомысленны между собою. Аз славу, юже дал еси Мне, говорил Он в молитве Богу Отцу о верующих, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил ecu ( Ин.17:22–23 ). Иисус Христос преподал людям положительное учение веры. Посему нужно всем одинаково принимать это учение. Так учил и Сам Иисус Христос и апостолы «Кто не со Мною, тот против Меня ( Мф.12:30 )», – говорил Иисус Христос. Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:8 ), – учил апостол Павел. Посему апостолы убеждали верующих, чтобы они были единомысленны в учении Христовом. Апостол Павел писал Ефесянам, чтобы они в понимании учения Христова не отступали от других, чтобы всякий понимал его так, как все святые, то есть совершеннейшие христиане ( Еф.3:18 ). Тот же апостол писал Коринфянам: молю (же) вы, братие именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли ( 1Кор.1:10 ). К такому же единомыслию призывали христиан и ученики апостолов; напр., св. Климент римский писал Коринфянам: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излаянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» (Пр. догм. Богосл. II т. 236 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (то есть духовно), верою вселиться Христу в сердца ваши (то есть через веру теснейшим образом соединиться со Христом). Исповедание веры . Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание сей самой веры. Исповедывать веру значит открыто признавать, что мы – православные христиане, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Для спасения необходимы и христианская вера, и исповедание этой веры, потому что, если кто-нибудь для сохранения своей временной жизни или ради земных выгод отказался от исповедания православной веры, не захотел выражать своей веры словами или делами, тот этим самым показал бы, что он не имеет в своем сердце истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. О необходимости исповедания веря для спасения свидетельствует ап. Павел: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим.10:10 ). Сердцем (то есть внутренне) веруют к праведности, а устами (то есть наружно –словами и делами) исповедуют ко спасению. Значение слов « во единаго Бога». В Символе веры сказано не просто: верую в Бога, но с прибавлением: во единаго Бога; и это – для того, чтоб отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много. Слова об единстве Божием взяты в Символ веры из следующего изречения ап. Павла: Никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози: но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем ( 1Кор.8:4–6 ). Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть (у язычников) так называемые боги, или на небе, или на земле, так как (у язычников) есть много богов и господ много, но у нас (христиан) один Бог Отец, из Которого (то есть от Его Творческой силы) все и мы для Него (то есть в Нем цель нашей жизни и наше счастье), и один Господь Иисус Христос, Которым все (сотворено) и мы Им (то есть через Него мы приходим к Богу и достигаем блаженного состояния и вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшого с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшого в третий день по писанием. 6. И возшедшого на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущого со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшого Пророки. 9. Во едину, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущого века. Аминь. § 37. Разбор первого члена символа 25. Какое состояние души выражает первое слово Символа: «Верую»? Здесь «Верую» выражает: Прежде всех постижений, всем сердцем я устремлен к Богу и хочу познать Его Откровение. " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Nc. XLI, 2 ). 26. Отчего 1-й Член Символа Веры говорить: Верую во единого Бога, а не просто – в Бога? Истинный, действительный Бог есть единственный . Таким многократно Бог открывался в Писаниях Ветхого Завета. Таким проповедал Его Сын Божий. Единым Он являет Себя в мире и в наших душах. К Божию единству приводят нас также доводы разума. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа« ( Uoah. XVII, 3 ); ». . . вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я – Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» ( Uc. XLVI, 9 ); " Единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки» ( Puм. XIV, 26 ). Мысль о единстве Бога сродни человеческому сознанию, это называется «свидетельством души». Размышления тоже приводят к заключению о единстве. Высочайшее и совершеннейшее существо возможно одно, иначе оно перестало бы быть совершеннейшим. Если бы таких существ было бы несколько, то не имея никакого различия в совершенстве, они слились бы в одно. Если они равносильны, но различны, то обезсиливались бы одно другим. Если не равносильны, то слабейшее растворилось бы в сильнейшем, которое осталось бы единым. Соглашение тоже исключается: даже если зло, согласилось бы с добром, оно уже не было бы злом; то же и относительно добра ( 2Kop. VI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

74. Почему 2-й Член Символа, излагая учение Церкви о Сыне Божием, подчеркивает: «рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу»? В Богооткровенном учении об Иисусе Христе совершенно необходимо исповедывать и выделять истину о Его всесовершенном Божестве . Человеческая мысль, смущаемая диаволом, как во времена 1-го Вселенского Собора, так и в наши дни, склонялась не раз к умалению веры в то, что Господь Иисус Христос есть Бог . Это богохульное мудрование порождало всегда великий вред христианскому миру и было причиной духовного и нравственного упадка. «Ты веруешь ли в Сына Божия?« спросил Господь исцеленного Им слепорожденнаго, поясняя при этом, что Сын Божий тот, Кто совершил это исцеление ( Uoah. IX, 35 ). »...и Он пришел, обличить мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду ко Отцу Моему..» ( Uoah. XVI, 8–10 ). 75. Что говорят о Сыне Божием слова Символа: «Имже вся быша»? Эти слова, основанныя на Евангелии, значащия: «Которым все получило бытие», – указывают на то, что Сын Божий при творении всех вещей мира был исполняющим участником замыслов св. Троицы и осуществляющим мановения Ея воли . " Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что получило бытие» ( Uoah. I, 3 ). § 39. Разбор третьего члена символа 76. Ради чего сошел с небес Сын Божий? Чтобы даровать всем человекам спасение от власти греха и избавление от смерти. Господь совершает это по все превосходящей Его любви к роду человеческому и в сострадании к нему. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..« ( 1Nem. II, 24 ). »Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдать слово Мое, тот не вкусить смерти вовек» ( Uoah. VIII, 51 ). " Верующий в Сына имеет жизнь вечную ..» ( Uoah. III, 36 ). 77. Если Триипостасный Бог вездесущ всем Своим существом, то как Сын Божий сошел с небес? Верно, что Бог всегда на небе и всегда на земле. Но чтобы явиться среди людей видимым, Сын Божий облекся в тело, иначе – воплотился. " Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах« ( Uoah. III, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

г) Бесконечное величие. О нем мы можем заключать из слов Спасителя: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:28–29 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преемственность в Царстве благодати, или возрождение душ: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:3, 5 ). б) Промышление и также преемственность в Царстве благодати, или управление Христовой Церковью. «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). 5) Божеское почитание. Ибо все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28. 19 ), и, следовательно, обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так и Святого Духа. Все мы составляем храм Святого Духа, который обитает в каждом из нас ( 1Кор.6:19 ), следовательно, должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу. Свидетельствами о веровании Древней Церкви в Божество Сына Божия служат: 1) Символы или исповедания веры, употреблявшиеся в Церкви до Никейского Собора. В некоторых из них мысль о Божестве Иисуса Христа выражена кратко, как, например, в Символе, известном под именем Апостольского: «Верую и во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего». Зато в других она высказана обстоятельно и со всей ясностью. Так, в Исповедании веры, помещенном в Постановлениях Апостольских, Иисус Христос называется «Сыном Божьим единородным, перворожденным всея твари, прежде век по благоволению Отца рожденным, несотворенным». В Символе Церкви Иерусалимской – «Сыном Божиим единородным, иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истинным, им же вся быша». В Символе Церкви Кесарийской – «Словом Божиим, Богом от Бога..., прежде всех век от Отца рожденным». В Символе свт. Григория Чудотворца , употреблявшемся в Церкви Неокесарийской при ежедневном наставлении народа – «единым от единого, Богом от Бога..., Силой, сотворившей все твари..., бессмертным от бессмертного, вечным от вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Таков смысл начальных слов Символа веры : «Верую во единаго Господа Иисуса Христа». А теперь от господства Христова мы должны перейти к исповеданию веры в Него как Сына Божия. Символ веры. Сын Божий Во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Такова та часть Символа веры , в которой издревле исповедуют христиане свою веру в Иисуса Христа, как бы отвечая на неизменный, через все века к ним обращенный вопрос: «Кто для вас Иисус Христос, в чем состоит ваша вера в Него?» В прошлой беседе я остановился на первом утверждении – на именовании Христа Господом. Уже в этом слове, говорил я, заключена и выражена вера в божественность Христа. Христос потому и Господь мира и жизни, что Он свыше, а не снизу, потому что этот мир – Его мир, а жизнь мира – Его дар. Сегодня мы переходим к развитию, углублению и уточнению этой веры в последующих выражениях Символа. Назвав Христа Господом, Символ веры далее называет Его Сыном Божиим Единородным, т.е. единственным. И тут мы подходим к самой главной, центральной тайне христианской веры. Слово «тайна» я употребляю совершенно сознательно, ибо для нас бесконечно важно, что вера в Христа как Сына Божия – не плод человеческих догадок, умственных построений и выводов, но именно тайна, которую Он Сам открыл нам. И мы верим в Него как в Сына Божия Единородного прежде всего потому, что верим Ему, Его словам. А Он сказал, и слова эти записаны в Евангелии: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). И еще: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). И, наконец: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Такие примеры могут быть многократно умножены, но и этих достаточно, чтобы убедиться: Сам Иисус Христос в Своей проповеди называл Себя Сыном Божиим, и не в том только смысле, в каком могут зваться так все люди, сотворенные Богом, а в том единственном и исключительном, какой содержится в слове «Единороднаго», т.е. единственного, и усилен последующими словами: «От Отца рожденнаго прежде всех век». Так учил о Себе Сам Христос, и, следовательно, эту веру мы принимаем от Него Самого, и верим Ему, Его словам, Его учению о Себе, а потому – верим в Него. Именно тут проходит черта между теми, кто эту веру принимает, ею живет, и теми, кто ее отвергает на том основании, что Христос, хотя и принес людям замечательно возвышенное, поистине божественное учение, но Сам Он – человек, а не Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

О восьмом члене Символа Веры 8 . (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки . В восьмом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом . Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем называя Его Господом . Дух Святый также называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь , особенно духовную людям ; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Сказано, при творении мира: «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Сам Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Так как Дух Святый есть истинный Бог – третье Лицо Единосущной Троицы, – то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном. Слова «Иже от Отца исходящаго» (т. е., Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святый всегда исходит от Отца . Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит , Он будет свидетельствовать о Мне». ( Ин.15:26 ). Слова «глаголавшаго пророки» означают «говорившего через пророков». Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными. Потому сказано: «глаголавшаго пророки», чтобы никто не сомневался, что Священное Писание, – как то, что записали апостолы, так и то, что писали пророки – написаны ими не от себя, как пишутся обыкновенные человеческие книги, а по Вдохновению Духа Святого, а потому содержат в себе высшую Божественную истину – Слово Божие, т. е. Божественное откровение. О том, что Дух Святый говорил через апостолов, в Символе Веры не говорится лишь потому, что во время его составления никто в этом не сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010