Учение христианской веры о единородном Сыне Божием, Втором Лице Пресвятой Троицы, содержится в следующих шести членах символа веры : И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, Иже от Отца рожденного, прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, страдавша и погребенна и воскресшего в третий день по Писанием; и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Таково учение символа веры о Втором Лице Пресвятой Троицы; учение это исполнено неисчерпаемой Божественной глубины и, вместе, величайшего утешения для всех грешников. Рассмотрим ближе содержание этого учения. Как и в первом члене символа веры , здесь говорится о божеском Лице и о божеском деле. Божеское Лицо, о котором говорится здесь, есть Сын Божий, божеское дело – есть дело спасения нас, человеков, по которому Сын Божий и называется Спасителем. Спаситель и спасение – таково общее содержание этого учения. Частнее в приведенных словах символа выражаются сначала имена нашего Спасителя и определяются Его божеские свойства, как Единородного Сына Божия. Затем в них говорится о вочеловечении и рождении Сына Божия, о страдании, смерти и погребении и, наконец, о воскресении, вознесении на небо, сидении одесную Бога Отца, будущем втором пришествии для суда над живыми и мертвыми и бесконечном царстве Его. Таким образом, учение символа веры о нашем Спасителе начинается указанием на то, кто есть наш Спаситель. Наш Спаситель есть именно Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий. Имя Господь относится к божеской природе Иисуса Христа и указывает нам, что наш Спаситель есть истинный Бог; имена же: Иисус Христос относятся к человечеству Его. Значит, первое человеческое имя Спасителя есть имя Иисус. Указание на это имя мы находим в повествовании евангелиста Луки о благовещении Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя. «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Так говорил Пресвятой Деве Марии Архангел Гавриил, возвещая Ей о рождении от Нее Спасителя. Он послан был к Ней Богом и возвещал Ей это по повелению Божию. Значит и имя Иисус дано было Сыну Пресвятой Девы Марии по повелению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

455. Откуда нам известно, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства? О том, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства, мы знаем относительно некоторых Таинств из Его собственных слов, приведенных в Священном Писании. Относительно же остальных нам известно потому, что они совершаются в Церкви, согласно Священному устному Преданию, с самого начала, а это не могло бы происходить, если бы Господь Иисус Христос их не установил. 456. Сколько Святых Таинств? Святых Таинств семь. 457. Как называются эти Таинства? 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Причащение; 4) Покаяние; 5) Священство; 6) Брак; 7) Елеосвящение. 458. Кто может совершать Таинства? Таинства могут совершать только епископ и священник. 459. Какие Таинства может совершать только епископ? Святое Таинство Священства может совершать только епископ. 460. Как мы должны принимать Святые Таинства? Святые Таинства мы должны принимать в изобилии и достойно, а именно: 1) мы должны к их принятию приготовляться с благоговением; 2) мы должны к ним приступать с верою и истинным стремлением к Богу и к Его благодати. 461. Какие Таинства могут быть совершаемы только один раз в жизни человека? Только один раз в жизни человека могут быть совершаемы: Крещение, Миропомазание и Священство. Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых 462. Как читается одиннадцатый член Символа веры ? Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю воскресения мертвых». 463. Что мы исповедуем одиннадцатым членом Символа веры ? Одиннадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что Бог в последний день воскресит наше тело, хотя бы оно и было совсем распавшимся или уничтоженным, и что после воскресения оно будет прославлено и бессмертно ( Ин.5:28–29, 6:44 ; 1Кор.15:44, 53 ). Пояснения: I. Господь Иисус Христос сказал, что настанет время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», и что Он воскресит своих учеников в последний день ( Ин.5:28–29, 6:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, слово Мое соблюдет ( Ин.14:21, 23 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их (то есть исполняет их в своей жизни), тот любит Меня; кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (учение Мое). И у апостола любви – Иоанна читаем: Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем ( 1Ин.5:3 ). Это есть (то есть в том состоит) любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Наша любовь к ближним должна проявляться как в сочувствии, так и в деятельной помощи им в их духовных и телесных нуждах и немощах. Ап. Иоанн пишет: Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною. ( Ин.3:18 ). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною 200 . 34 Греческое слово символ имеет два значения: во-первых, «собрание», отсюда символ православной веры есть собрание или краткое изложение всех тех главных истин, в которые должны веровать все православные христиане, во-вторых, «знак», поэтому символ православной веры есть знак веры, указывающий, что исповедающее этот символ лицо принадлежит к православной христианской Церкви. С апостольских времен до IV в. в христианской Церкви существовало несколько символов веры ; одинаковые по содержанию, они разнились по форме и полноте изложения. С IV века был введен повсюду один символ, доныне употребляющийся у православных христиан. 35 Когда на собор собираются пастыри и учители одной или нескольких частных церквей для рассуждения о местных делах известной церкви, то такое собрание получает название поместного собора. 36 Христовы слова да будет он тебе, как язычник и мытарь значат: прекрати с ним христианское братское общение, считай его для себя потерянным, чужим, как евреи считали чуждыми для себя мытарей и язычников. 37 Арий, живший в IV в., был священником Александрийской церкви. Он отвергал Божественное достоинство второго лица Св. Троицы – Сына Божия. Арий утверждал, что Сын Божий не предвечно рождается от Отца, а сотворен во времени, что Он есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог, и если называется Сыном Божиим, то не по существу, а по милости Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На третий день после смерти Господь со славою воскрес из мертвых. Об этом событии так рассказывается в Евангелии. При наступлении третьего дня, ночью, когда воины стерегли гроб, сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с неба и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стерегущие гроб, до того были поражены этим видением, что сделались, как мертвые. Придя в себя, они возвратились в город и рассказали первосвященникам о всем случившемся. Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, дали им денег и упросили распространить в народе слух, что будто бы ученики украли Иисуса, в то время как они (воины) спали. Между тем ко гробу пришли жены мироносицы, чтобы помазать тело Иисуса. Пораженные тем обстоятельством, что камень был отвален от гроба, они в недоумении остановились пред самым гробом. В это время ангел Господень, обратившись к ним, сказал: «не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – Итак, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, – пречистая душа Его опять соединилась с телом, только уже прославленным и светоносным, на третий день после Его смерти. О вере в воскресшего Господа и говорится в пятом члене символа веры . Самые слова символа: воскресшаго в третий день по писанием, – взяты составителями символа из слов Свящ. Писания, именно из следующего места послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием ( 1Кор.15:3–4 ). В этом изречении словом по писанием указывается на то, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том предсказано было в ветхом завете за несколько сот лет до рождества Его; так напр., пророк Исаия предсказывал о страданиях и смерти Иисуса Христа, говоря: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом ( Ис.53:5 ). О воскресении Христовом предсказывал Давид, говоря: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Наконец, тридневное воскресение Христово предъизображено было в ветхом завете тридневным пребыванием пророка Ионы в чреве кита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры, в сжатом и сокращенном виде, заключаются в Символе веры . Слово Символ, но словопроизводству с греческого языка (σμβολον, от σμβλλω – «вместе бросаю», «сливаю»), имеет два значения: оно означает – а) «склад», «собрание» и б) «знак». В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры , во втором – на то, что Символ веры , какой кто из христиан содержит, служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию. Таким образом, « Символ веры есть, в кратких, но точных словах, изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане» (слова Катехизиса); он, следовательно, служит способом или средством, коим Церковь вводит нас в учение о вере, – и есть руководство в нашей вере. Мы еще из самых первых наших уроков знаем, насколько необходимо для нас руководство в деле нашей веры, чтобы быть людьми действительно и истинно религиозными 77 . Теперь к сказанному прежде нам следует прибавить, что руководство это одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Нельзя думать, чтобы из христианских догматов одни были главными и существенными, другие частными и несущественными, так чтобы одних из них следовало строго держаться, а другие оставлять на произвол каждого. Божественное откровение не может сообщить чего-либо несущественного; если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе, или необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком. Кода мы будем излагать содержание христианских догматов отдельно, то увидим, что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вся вообще система христианского вероучения (разумеем догматы , отличающие западные христианские общества от нашей православной Церкви, каковы: догмат об исхождении Святого Духа, о таинствах и проч.). Истинная вера может быть только одна, т.е. без всяких произвольных прибавлений или изменений, как один Бог, давший её нам. Св. Апостол Павел говорит: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Отсюда мы тем с большим вниманием должны выполнять заповедь сего Апостола, которую он дал ученику своему Тимофею, и которая относится и к каждому из нас. Держись, – писал Св. Апостол Епископу Ефесскому Тимофею, – образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христа Иисуса ( 2Тим. 1:13 ). К этому, в одной из дальнейших глав послания, прибавляет: ибо будет время, когда здравого ученья принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Он подвергнул тогда ее страшным мучениям и затем осудил на мучительную смерть. Святую Перпетую бросили на съедение диким зверям, которые с яростью растерзали ее. Так, святая Перпетуя открыто, и словом, и самым делом показала свою православную христианскую веру, так что ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли побудить ее к отречению от нее. А подобным образом показывать христианскую веру и значит исповедовать ее. Своим исповеданием святая Перпетуя спасла свою душу и наследовала жизнь вечную. Так и каждый христианин, если только словами и делами своими будет выражать веру свою, непременно спасет душу свою и наследует жизнь вечную, ибо, по словам апостола Павла: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению». И наоборот, если бы какой-либо христианин не захотел выражать своей веры словами и делами, то этим показал бы, что он не имеет истинной веры в сердце своем и подвергся бы вечной гибели, как неверующий и богоотступник. Что называется верою? Каковы те истины, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души? Почему изложение православной христианской веры называется символом веры ? Почему части символа веры называются членами? Что значит исповедовать православную христианскую веру? Учение о вере 5. Вера в Бога Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Евр.11:6 . Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 1Кор.8:4 –6. Мы, христиане, веруем в единого Бога, троичного в Лицах, и эту веру исповедуем в символе веры , который, как мы сказали, разделяется на двенадцать частей или членов. Теперь, с помощью Божией, постараемся объяснить каждый член символа веры . Начнем с первого. «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», – так читается первый член символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Прибавлять к существу веры Богооткровенной или убавлять по произволу человеческому — гибельно. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце своей книги " Апокалипсис " прибавляет: …я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро (Откр. 22, 18–20)! То, что сказал апостол Иоанн о своей книге, то Православная Церковь может сказать о своем Символе веры, потому что Символ веры, как и книга " Апокалипсис " , есть изречение Духа Святаго и всякое прибавление к Символу веры, как бы ни было оно сделано без всякой нужды и вопреки учению Символа веры, влечет за собою отлучение от Бога и от жизни вечной. Апостол Павел говорит: …если мы или Ангел с неба будет вам говорить не то, что мы благовествовали, анафема да будет (ср.: Гал. 1, 8). Вот как твердо нужно держаться истины Божией, преданной нам Самим Господом Иисусом Христом, Его апостолами и святыми богоносными отцами Вселенских и Поместных Соборов! Никакой папа и никакой папский чин или католический собор не может, не лишая себя и своих последователей чаяния вечной жизни, изменить Символ веры, основанный всецело на Евангелии и на точных словах Самого Спасителя, а если католики изменили Символ веры в восьмом его члене, прибавив о Духе Святом, что Он и от Сына исходит, то они тем лишают себя и всех католиков согласия с Евангелием и общения со Христом и Духом Святым, о Котором изрекли ложь вопреки ясным словам Евангелия, и папа кощунственно и ложно присвоил себе наименование непогрешимого, как бы для прикрытия всякой вероисповедной лжи. Есть ли хотя один папа во святых, начиная с VIII века? Нет ни одного. Как в учении веры нужно твердо держаться истины по Евангелию даже до йоты, даже до единого слова, так и в жизни нужно держаться закона Божия даже до йоты единой, даже до помысла единого, ибо и един помысл неправедный есть мерзость Господу. Дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут (Мф. 5, 18). Вот в чем заключается Православие!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О десятом члене Символа Веры 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах. Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь , крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз . Потому и говорится – «исповедую едино крещение». ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Кроме сребролюбия и любви к миру сему есть еще множество и других врагов нашего спасения. Но против всех их Слово Божие указывает самое действительное оружие, это именно: бодрствование и молитву. Поэтому будем всегда бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и встретить Господа, по слову Его: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Тогда нас не поколеблют никакие испытания, тогда мы будем готовы к сретению Иисуса Христа, и не будем постыжены на страшном суде Его. Теперь нам остается сказать только о том, что последует после всеобщего страшного суда Христова. «И Царствию Его не будет конца», – так оканчивается седьмой член символа веры . Значит, после всеобщего суда откроется бесконечное славное Царство Иисуса Христа со всеми святыми. Об этом Царстве свидетельствовал уже Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о имевшем родиться от Нее Спасителе мира: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Мы уже знаем, что Иисус Христос есть царь всего мира, всех верующих на земле и всех святых на небе. Но царство мира или природы и царство верующих или благодати будут иметь конец, тогда как Царство святых или Царство славы будет бесконечно. Это именно Царство мы и исповедуем в вышеприведенных словах символа веры . «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», – так оканчивается учение символа веры о Лице Иисуса Христа. Точно так же Библия оканчивается изречением, в котором Господь Иисус Христос возвещает Свое скорое пришествие на землю, взывая ко всем верующим: «Ей, гряду скоро!» Ответим на это и мы с евангелистом Иоанном: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " Мы окончили изложение учения символа веры о Лице Иисуса Христа. Все это учение основано на ясном свидетельстве о Себе Самого Иисуса Христа. Блаженны теперь те из нас, которые вместе с апостолами от всего сердца могут сказать: «Господи! Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что ты Христос, Сын Бога живаго!» Блаженны те из нас, которые твердо усвоят эту веру, о которой пред всем миром вещал апостол Павел: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников». Поэтому будем утверждаться в ней до конца, будем от всего сердца говорить о ней: да, это так, это несомненная истина. Тогда никакие искушения не поколеблют нас в вере и благочестии, тогда мы всегда будем взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса», который, Сам быв искушен, может и искушаемым помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Беседа XLV. О седьмом члене символа веры. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В седьмом члене символа веры мы выражаем, братие, веру в следующие три истины: 1) что будет второе славное пришествие Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, 2) тогда совершится всеобщий суд Господень над всеми людьми и 3) имеющее открыться после этого царство Господа нашего будет продолжаться вечно. Побеседуем, братие, прежде всего о втором и славном пришествии Господа вашего Иисуса Христа. Что Господь паки (опять) придет на землю, об этом ясно говорится в Свящ. Писании. Сей Иисус, сказали Апостолам Ангелы в самое время вознесения Господня, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Это второе пришествие Его, по характеру своему, будет весьма отличаться от первого. В первый раз Он приходил в уничижении, чтобы пострадать за нас. Тогда Его преследовали, подвергали поруганиям и распяли на кресте, а теперь Он придет во славе своей, и ecu святии Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). Самое пришествие Его будет сопровождаться особыми знамениями. Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого, говорит Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Произойдет страшная перемена и с самым миром. Тогда, как говорит апостол Петр, небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы, разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:10 ). Тогда, как говорит Сам Иисус Христос, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная ( Мф.24:29–30 ). Явится на небе Крест Христов, как бы предтеча небесного Судьи, и восплачутся все колена земные. Восплачутся все неверующие и беззаконные, восплачутся о том, что не веровали и не каялись, что прошло, наконец, время покаяния и наступило время воздаяния. И будет плач этот вечный и безутешный. О Господи, сохрани вас и помилуй от этого плача и скорби! Наконец, братие, все люди увидят Самого Судью, грядущаго на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына человеческого, грядущим на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Таково, братие, будет второе пришествие Христово. Будем же всегда памятовать об этом дне, и приготовлять себя к достойному сретенью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010