В продолжение своей долговечной жизни первые прародители, без сомнения, и словом и примером передавали свою веру потомству, и между потомками их в допотопном мире видим высокие образцы сей веры в Енохе и Ное. О праведном Енохе читаем в книге Бытия: и угоди Енох Богу, и необреташеся, зане преложи его Бог ( Быт. 5:24 ). «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». «Ходил Енох пред Богом»: это значит: он благоугождал Богу; и Бог, в знак своего благоволения к нему и в подкрепление веры его современников, взял его на небо, подобно тому, как после пророк Илия был взят от земли на небо. Так благоугодил Енох Богу не иначе как чрез веру в обетованного Искупителя. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: Верою Енох преселен был так, что не видел смерти; и не стало его: потому что Бог преселил его. Ибо прежде преселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ( Евр. 11:5 ). Ной был проповедником веры в мире допотопном и послепотопном. Самое рождение его ознаменовано свидетельством веры. В книге Бытия об отце Ноя Ламехе написано: И роди сына, и нарече имя ему, Ное, глаголя: Сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог ( Быт. 5:29 ). Яснее повторю: Ламех «родил сына, и нарек имя ему: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей, и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Ламех по вере ожидал от сына своего того же, чего надеялись первые прародители, назвав своего первенца Каином, то есть приобретением. Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Говорит бытописатель. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом ( Быт. 6:8, 9 )». Ной удостоился многократных откровений Божиих; он проповедовал истину своим современникам и призывал их к обращению на путь истины, возвещая гнев и суд Божий. О нем апостол Павел пишет: «Верою Ной, будучи извещен свыше о том, что еще не было видимо, благоговея (пред Богом) устроил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере» ( Евр. 11:7 ). Ной перенес истинную веру в мир послепотопный: вышедши из ковчега, он поставил Богу жертвенник, принес на нем жертву, и жертва его так была угодна Богу, что Он дал обещание не поражать более землю таким всеобщим потопом (Быт. гл. 8). Вера Ноя так была совершенна, что Бог благоволил открыть ему судьбу отдаленного его потомства, и вместе с этим судьбу истинной церкви в то время, когда придет на землю обетованный Спаситель ( Быт. 9:26, 27 ). 3) Вера послепотопных патриархов в обетованного Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1 . Первый член Символа веры читается так: Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу (неба) и земли, видимым же всем и невидимым (всего видимого и невидимого) . 2 . В первом члене говорится вообще о Боге, и о том, что Он один по существу, но Троичен в Лицах, далее говорится о первом Лице Святой Троицы – Боге Отце, и о том, что Бог есть Творец и Господь всего: и неба и земли и всего, что мы видим и чего не видим. (Бог Сам открыл людям, что Он один по существу, но Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Вера в Лица Святой Троицы излагается в восьми первых членах Символа веры ). 3 . Веровать в Бога значит иметь в своем уме и сердце уверенность в том, что Он действительно есть и что Ему принадлежат те свойства (например, вечность, премудрость и др.) и действия (сотворение мира, промышление и искупление), о которых говорится в Священном Писании , и принимать Откровение Его о спасении рода человеческого. 4 . Священное Писание так говорит о вере в Бога: без веры угодить Богу нельзя, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу (т. е. желающий познавать и почитать Бога), веровал, что Он есть (действительно существует) и ищущим Его воздает (т. е. имеет свойства благости и правосудия и действия промышления и искупления). 5 . Для спасения мы должны не только веровать, но и исповедовать свою веру. . 6 . Исповедовать веру значит выражать ее в словах наших и делах, и притом с такою твердостью, чтобы никакие прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. Примеры на это – святые, называемые исповедниками, которые за веру терпели всевозможные мучения, но не были замучены до смерти, и мученики, – замученные до смерти. 7 . Кто стыдится исповедовать свою веру пред другими, например, перекреститься в обществе, где не крестятся, кто не высказывает своих убеждений в истинах веры, боясь насмешек со стороны неверующих, тот подвергается следующему осуждению от Спасителя: Если кто постыдится Меня и Моих слов (учения) в роде этом развращенном и грешном, того постыдится (т. е. не признает своим учеником) и Сын Человеческий (Он Христос), когда придет во славе Отца со святыми Ангелами (т. е. для всемирного суда) ( Мк.8:38 ). а) О Боге вообще

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

О седьмом члене Символа Веры 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых , так и умерших , которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово , которому никогда не будет конца. О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании . Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха. Родился Он в пещере для скота, жил, не имея где главу преклонить, умер посреди злодеев на кресте. Во второй же раз Он придет, как Царь, во всем Своем величии и внезапно: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого ( Крест ) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:29–30 ) «и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира)», и будет Он судить всех людей, – всех нас – и праведных и грешных ( Мф.25:31–46 ). Суд этот называется страшным , потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

О девятом члене Символа Веры 9 . (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь . В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой , которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» ( Лк.20:38 ), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом , или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди , которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим. Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам – епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово ( Еф.1:22–23; 5, 23 ). Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело , Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:12–13 ). Итак: «вы (т. е. истинные христиане) – тело Христово (т. е. Церковь ), а порознь – члены (Церкви)» ( 1Кор.12:27 ). «Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)» ( Еф.4:11–12 ). Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18 ). «Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20 ). Истина Божия – Божественное учение – хранится в единой Церкви Христовой: « Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Дух Святый «пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Беседа LV. О восьмом члене символа веры. О том, что благодать Св. Духа всех призывает ко спасению И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что божественная благодать необходима для нашего спасения и без нее никто не может ни обратиться к вере во Христа, ни пребывать в вере и благочестии. Эта благодать Божия простирается, братие, на всех людей и всех призывает ко спасению. По учению Слова Божия, Бог есть Отец всех людей ( Мф.6:9 ) и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). Господь наш Иисус Христос принес себя в жертву за грехи всего мира ( Ин.6:51 ; 1Тим.2:6 ), и, поэтому, несомненно, приобрел спасительную благодать для всех людей, а не для избранных. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние, – учил Сам Иисус Христос ( Мф.9:13 ). Долготерпит Господь на нас, учили и св. Апостолы, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). Да и здравый разум убеждает нас, братие, в том, что Правосудный Бог не может, без всякой причины, подавать благодать только избранным, и что бесконечная благость Божия, без всякой причины, не лишит никого благодати Божией и не осудит, таким образом, к вечной погибели Итак, благодать Божия всех призывает ко спасению. Казалось бы, люди с радостью должны последовать этому призванию, но на самом деле происходит не то. Как во времена Иисуса Христа, так и при Апостолах, так и ныне многие противятся учению Христову и отвергают благодать, призывающую их ко спасению. От чего же это происходит, братие? От нежелания самого человека: сам он не хочет повиноваться призванию благодати Божией. Вот как объяснил это Иисус Христос в своей притче о званных на вечерю. Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться, первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XV. О первом члене символа веры Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о служении ангелов и сказали, что оно состоит в том, что ангелы прославляют Бога и возвещают волю Его людям. Но этим не ограничивается служение их. Ангелы невидимо присутствуют при наших молитвах и церковном богослужении, молятся и ходатайствуют за нас пред Богом. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Ангелы наблюдают за нашею жизнью, знают все, что происходит с нами, и радуются, когда мы делаем добро и обращаемся на путь истинный. Тако глаголю вам, говорит Иисус Христос, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Таким образом, ангелы принимают в нас участие. Мало этого, каждому христианину, при самом крещении, дается Богом особый ангел, так называемый Ангел Хранитель. Ангел хранитель сопутствует человеку до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. «Ангелы Господа», говорит пророк Давид, «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» ( Пс.33:8 ). Об ангелах хранителях говорил и Иисус Христос в следующих словах: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Под малыми здесь разумеются христиане, и каждый из них, по слову Спасителя, находится под охраною своего ангела. Самое название ангела хранителя взято из Священного Писания , и именно из следующих слов: Ангелам своим заповесть о Тебе, сохранити тя во всех путех Твоих ( Ис.90:11 ). Ангел хранитель является помощником и заступником христианина от злого духа, дьявола, в страшный час смерти. Но, братие, наш ангел хранитель тогда только находится в общении с нами, когда мы слушаемся внушений его и стараемся жить по заповедям Божиим. Если кто не заботится о жизни своей, от того удаляется ангел хранитель, и им овладевает злой дух-дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XLII. О пятом члене символа веры. О воскресении Господа нашего Иисуса Христа И воскресшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос совершил спасение наше, учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею. Это спасение Он запечатлел Своим воскресением из мертвых. Его воскресению предшествовало, по учению православной Церкви, сошествие Его во ад. После крестной смерти Спасителя, пречистое тело Его, было положено во гробе. Но почивая плотью Своею во гробе, Господь душею Своею, как Бог, сходил во ад. Об этом состоянии Спасителя после Его смерти до воскресения так говорит следующая церковная песнь: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был ecu, Христе, с Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Все ветхозаветные праведники, жившие до пришествия Спасителя, после своей смерти, несмотря на свою праведность, находились в аду под властью дьявола, потому что на них тяготел первородный грех, и только вера в обещанного Богом Спасителя давала им надежду на избавление от власти дьявола и на вечное блаженство. После того, как Господь Своею крестною смертью совершил спасение людей, снял с них первородный грех, Он сошел во ад к этим ветхозаветным праведникам, чтобы поразить дьявола в собственной его области, там чтобы и проповедать победу над смертью, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Об этом так учит слово Божие: Господь, «отняв силу у начальств и властей (то есть дьявола) властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою ( Кол.2:15 ). Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет.3:18–19 ). Итак, Господь Своим сошествием во ад победил дьявола со всеми его ангелами. Вера в победу Спасителя над адом дает человеку силу вступать в борьбу с исконным врагом его спасения – дьяволом . Надеясь, братие, на помощь Божию, будем и мы смело вступать в брань с дьяволом, последуем убеждению апостола Павла «братья мои», говорит он, «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его: облекитесь во-всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» ( Еф.6:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XII. О первом члене символа веры Верую во единого Бога Мы знаем с вами, братие, из слова Божия, что Бог есть Дух, вечный, неизменяемый, всеблагий, всеправедный всеведущий и премудрый. Слово Божие открыло кроме этого еще и то, что Бог – всемогущий. Он все может сделать, и для Него ничего нет невозможного. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорил архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии в ответ на вопрос, каким образом возможно исполнение благовеста архангела о рождении от Нее Спасителя. Бог одним словом Своим создал мир и управляет им. Той рече, и быша: Той повеле и создашася, говорит Псалмопевец ( Пс.32:9 ). Во время Своей земной жизни Иисус Христос исцелял больных одним словом, воскрешал мертвых, ходил по водам, повелевал ветру и морю, и они повиновались Ему. – Если, братие, Бог всемогущ, то мы должны обращаться к Нему за помощью и благословением во всех наших делах: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ). Не будем, братие, падать духом среди самых великих опасностей, но будем обращаться с молитвою ко всемогущему Богу. «Если Бог за нас, кто против нас?» говорит св. апостол Павел ( Рим.8:31 ). Сам Бог желает, чтобы мы обращались к Нему во всех наших скорбях и нуждах. «Призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня», говорил Бог Давиду. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей», говорил Он Израильтянам ( Ис.41:10 ). Наконец, братие, веруя во всемогущего Бога, не будем оскорблять Его своими грехами: Он может наказать нас и в настоящей и в будущей жизни, и ничто не спасет нас от гнева Его, если мы не исправимся и будем творить неугодное Ему. Слово Божие еще открыло нам, братие, что Бог – вездесущий. Бог везде присутствует, нет места, где бы Его не было, и куда бы можно было от Него скрыться. Псалмопевец Давид так говорит о вездесущии Божием. «Куда уйду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXVII. О третьем члене символа веры. О значении учения о жизни Иисуса Христа для спасения людей Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. В прошедшей беседе мы говорили с вами братие, что Господь Иисус Христос учил нас вере в Бога и заповедям Божьим. Этим учением, говорили мы, Он совершил, между прочим, наше спасение. Как важно учение Его в деле нашего спасения, – это видно из того, что Господь сравнивает его с семенем. Однажды Он предложил своим слушателям такую притчу (рассказ): «вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». В этой притче Господь под сеятелем разумел Самого Себя, под семенем – Слово Божие, учение Свое, под землею – сердце человеческое. Под семенем, упавшем при дороге, разумеются люди легкомысленные, в уме и сердце которых не пускает корней учение Христово. Под семенем, упавшим на каменистую почву, разумеются люди, окрепшие в других привычках, которые вначале увлекаются учением Христовым, но затем, при гонениях, прельщениях и вообще неблагоприятных условиях, отказываются от него, потому что оно не пустило в них глубоких корней. Под семенем, упавшим в терние разумеются люди, которые слушают учение Христово, но вследствие привязанности к земной жизни подавляются житейскими заботами и забывают это учение, так что оно не приносит в них плода. Наконец под семенем, упавшим на добрую землю, разумеются люди, которые слушают учение Христово, принимают его, живут по нему, так что оно дает добрые плоды. – Из этой притчи, братие, мы видим, что учение Христово приносит в нас плод и доставляет спасение нам в том только случае, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем по нему. Как семя есть начало жизни растения, так учение Христово, усердно приемлемое Христианами, становится в них семенем новой, святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра, «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XVII. О первом члене символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе с вами, братие, я упомянул вам, что в шестой день Бог сотворил человека. Побеседуем ныне о том, как и каким сотворен был первый человек, как и где он первоначально жил. Человек сотворен был особенным образом, не так, как другие твари. Бог сотворил их одним Своим словом, человек же сотворен был иначе. Сотворению его предшествовал совет Бога во Святой Троице, именно Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26–27 ). И создал Бог тело человека из земли и вдунул в лице его дыхание жизни, то есть душу бессмертную и разумную. Итак, человек был сотворен не так, как другие твари: он есть образ и подобие Божие. В чем же состоит образ и подобие Божие? Образ Божий заключается не в теле человека, потому что Бог тела не имеет, – Он есть Дух, – но в душе. Бог – вечен, не имеет ни начала, ни конца, и человека он создал для бессмертия, дав ему душу бессмертную. Бог – всеведущ, человеку дан ум способный познавать вещи и дела, он есть существо разумное. Бог – свят и всемогущ, человеку дана совесть, различающая добрые дела от худых, и воля свободная выбирать между добром и злом. Итак, образ Божий состоит в бессмертной, разумной, со свободною волею, душе человека; этими качествами он отличается от животных. Но человек сотворен был не только по образу Божию, но по подобию. Он уподобляется Богу в том случае, когда живет согласно заповедям Божиим. Первые люди по своей святости были подобны Богу, – они были безгрешны. Первый человек назван был Адамом , что значит – созданный из красной глины. Бог привел к нему всех животных, он дал каждому из них приличное имя. Но у человека не было помощника подобного ему. Тогда Господь Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял одно ребро его, из ребра создал жену Еву. Этим Господь дал урок мужу и жене. Муж и жена должны жить во взаимной любви и согласии между собою, потому что у обоих совершенно одна и та же природа. Указывая на это и Апостол сказал: мужие, любите своя жены, яко своя телеса... Никто же бо когда свою плоть возненавиде; но питает и греет ю ( Еф.5:25–29 ). Бог привел Еву к Адаму и благословил их, сказав: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными» ( Быт.1:28 ). Этими словами Бог установил брак. Все народы земли произошли от одного мужа и жены. Несмотря на всю многочисленность н разнообразие племен человеческих, населяющих землю, все люди братья между собою, все одной и той же природы и поэтому естественно должны любить и беречь друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010