" ...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос» ( Eф. IV, 14, 15 ). 20. Что такое догмат веры? От дней апостольских догматом называется определение истины, вытекающее из Божественного Откровения, провозглашенное Церковью и законообязательное для верующих, которые воспринимают его значение чрез свою веру. Верующие в Бога ищут лицезрение Его силы в глубине своей души. Лицезрение в церковном единстве всех верующих дают догматы , извлеченные всегда из Тайн Откровения. Чтобы по главной Христовой заповеди – любить Бога, на Него надеяться и Ему служить, – надо иметь о Нем общее и единое суждение. Евангелие повествует – как Господь возбудил единое суждение о Нем правильно верующих и благословил начало догматической мысли апостолов. " Он говорить им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах« ( Mф. XVI, 13–17 ). «Православное Догматическое Богословие» различает догматы : а) Основные, излагающие главные истины веры и перечисленные в двенадцати членах Символа: б) частные, выведенные из первых, изложенные в катихизисах. Отвержением частного догмата отвергается тот основной, на котором основан частный или отвергается IX-й член Символа – о Церкви. в) Чистые догматы , т.е. непостижимые умом и г) смешанные, постигаемые силой разсудка. Это разделение указывает: какой догмат возможно разсматривать мышлением и какой – не следует. д) Общие с другими исповеданиями и е) отличительные. Последние надо знать, чтобы пункты нападения на православную веру предвидеть заранее. Свойства догматов: Богооткровенность, Церковность, Общеобязательность, Целесообразность. Помогая познанию истин Откровения, догматы суть вехи религиозного пути и отправныя точки мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Я надеюсь, что, оказавшись в ваших руках, эта книга послужит надежным научно-историческим исследованием, способным пролить некоторый свет на понимание сложных вопросов, с которыми Церковь столкнулась в первой половине V века. Однако больше всего я надеюсь, что в этой книге вы найдете некую комбинацию научности и благоговения, которые, пусть даже незначительным образом, но отображают великую честь, которую Бог даровал мне, чтобы размышлять под руководством ранней Церкви о таинстве Эммануила, Слова, ставшего человеком. Д.Ф. Erskine Theological Seminary Due West South Carolina Март 2002 Глава 1. Учение о благодати и главный предмет христологического спора И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. ( Ин. 1:14 ) Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. ( Флп. 2:6–7 ) В этих двух отрывках Писания 1 провозглашается то, что заключает в себе одновременно и самую главную истину христианской веры и, быть может, ее наиболее спорное заявление. Тот, кто был равным Богу, принял на себя образ раба, и в человеке по имени Иисус, который жил среди нас, мы созерцаем славу Единородного Отчего Сына. Это заявление отчетливо запечатлелось уже в 325 г. н. э. в Никейском символе веры , несмотря на то, что на Никейском соборе рассматривался вопрос не самого воплощения, а полного Божества Сына Божьего. В символе веры утверждается не только то, что мы веруем «во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», но и в то, что этот Сын Божий «для нас, человеков, и для нашего спасения сошел с Небес, воплотился, вочеловечился, пострадал и воскрес в третий день». Столь отчетливо сформулированное положение о воплощении в Никейском символе положило начало ряду жгучих богословских дискуссий, которые привели к серьезным спорам по вопросу христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

– На 40-й день после Своего воскресения.   Как мы называем этот день? – День Вознесения.   С какого места Господь вознесся на небо? – С горы Елеон.   Кто был очевидцем Его вознесения? – Все Его верные ученики.   Почему Господь вознесся на небо? – Потому что Он завершил Свое служение людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике? – Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых.   Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям? – Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых.   Что означают слова: седяща одесную Отца ? – Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он сказал Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры ? – И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.   Чему нас учит седьмой член Символа Веры ? – В нем говорится: – о Втором пришествии Христа; – о Суде Его над живыми и мертвыми; – о Его вечном Царстве Небесном.   Будет ли Второе пришествие Христа отличаться от первого? – Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, послужил людям и пострадал за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых.   Как Он Сам говорит о Своем Втором пришествии? – Он сказал: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 25, 31–32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их.   Существует ли какое-нибудь описание Его Второго пришествия? – Существует несколько описаний. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Сол. 4, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет 3:9, 10 ). «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» ( Мф. 25:13 ). 232. Есть ли признаки пришествия Христа? В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24). 233. Кто такой антихрист? Антихрист – это противник Христу, который будет стараться истребить христианство , но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2Фес 2:8 ). 234. Что такое царство Христа? Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы , второе царством благодати , а третье царством славы . 235. Какому из царств не будет конца? Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца , относятся к царству славы. О восьмом члене Символа веры 236. В каком смысле Святой Дух назван Господом? Святой Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т. е. Святой Дух есть истинный Бог. 237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, сказанными апостолом Петром в обличение Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). 238. Почему Святой Дух назван животворящим? Святой Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 239. Что мы знаем об исхождении Святого Духа? О том, что Святой Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Христос нас спас, но сделать это Им дарованное спасение нашим спасением мы можем только сами, только глядя на стоящего перед Пилатом, всеми брошенного, всеми преданного, всеми оставленного Человека. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се человек!» – не зная, что в словах этих единственный суд над нами, ибо каждый из нас свободен принять или отвергнуть и предать Его. Так, упоминая имя одного человека, Символ веры на веки веков раскрывает нам всю необъятную глубину человеческой свободы. Сам Бог стоит пред нами – не в величии и славе, ибо тогда мы подчинились бы ему и стали Его трусливыми рабами, нет – в терновом венце и багрянице. И только по отношению к Нему мы свободны, как был свободен Пилат, и в этой свободе решает каждый свою вечную судьбу 9. Распятого… В Человеке Иисусе Бог снизошел к нам, соединил нас с Собою, явил нам Свою безмерную любовь, открыл нам доступ в вечное царство любви и света. И вот мир не принял и отверг Его, как говорит евангелист Иоанн Богослов: «Он пришел к своим, и свои Его не приняли…» Сошел с небес, и вот – распят. Воплотился, и вот – обречен на страдания. Вочеловечился – и вот убит и погребен. В этом противопоставлении, в этом столкновении любви с ненавистью, в столкновении встречи и отвержения, дара и неприятия раскрывает нам Символ веры христианское понимание, или – лучше сказать – христианское знание, христианский опыт зла, а также знание и опыт победы Христовой над злом, разрушения Им зла… Первый вопрос: почему был Христос отвергнут? Откуда эта постепенно нарастающая ненависть к Нему, последнее выражение которой вечно звучит в страшном вопле толпы: «Распни, распни Его!»? Ведь с момента явления народу всё служение Христа, вся Его проповедь – это одно сплошное воплощение любви, добра, сострадания и милосердия. Христос говорит о Себе словами древнего пророка: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…» Христос идет через города и села, и толпы людей следуют за Ним, несут к Нему больных и страждущих, слушают Его и, казалось бы, окружают Его любовью и поклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Как мы называем этот день?   День Вознесения. С какого места Господь вознесся на небо?   С горы Елеон. Кто был очевидцем Его вознесения?   Все Его верные ученики. Почему Господь вознесся на небо?   Потому что Он завершил Свою службу людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике?   Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых. Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям?   Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых. Что означают слова: сидит одесную Отца?   Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он подтвердил это Своим ученикам, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18). 2.1 .7. Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры?   И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца; Чему нас учит седьмой член Символа Веры?   В нем говорится:   о будущем пришествии Христа;   о будущем суде Его над живыми и мертвыми;   о том, что исполнится Его вечное Царство Небесное. Будет ли второе пришествие Христа отличаться от первого?   Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, с готовностью служить людям и пострадать за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых. Как Он Сам говорит о Своем втором пришествии?   Он сказал: когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:31-32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их. Существует ли какое-нибудь описание Его второго пришествия?   Существует несколько. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Сол.4:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Символ веры утверждает, что Господь воскрес «в третий день по Писанию». Смысл этого последнего выражения много богаче, нежели может показаться на первый взгляд. Это двойная ссылка на Ветхий Завет (термин «Писание» относится здесь к Ветхому Завету). Это прямая апелляция к пророческому свидетельству из книги Ионы. Господь наш говорит о «знамении Ионы» как о прообразе своего погребения и восстания ( Мф. 12, 39–40 и 16, 4; Лк. 11, 29–32 ). Иным образом, обращаясь ко всему Ветхому Завету, воскресший Христос раскрывает Писание Эммаусским путникам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24, 25–27 ). Апостолам говорит Господь: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день...» ( Лк. 24, 44–46 ). Отметим, что, когда евреи говорили «Закон», «Пророки» и «Псалмы», это обозначало всю совокупность Писаний соответственно тройному делению еврейской Библии. В первоначальной христианской катехизации ссылки на ветхозаветные свидетельства о Воскресении Иисуса Христа имели чрезвычайно важное значение. Мы можем легко в этом убедиться, если прочтем обращение апостола Петра к толпе в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 14–36 , в особенности же 25–35). 6-й член. И восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца. Провозглашая спасительное дело Господа нашего, после члена о трехдневном Его Воскресении, Символ веры говорит о том, что Он вознесся и воссел «одесную Отца». Этим заканчивается ряд членов Символа, относящихся к земному служению Христа. Период Воплощения, или, вернее, пребывание Христа воплотившегося на земле, завершается Вознесением. Однако с последующей эпохой, эпохой Церкви, которая завершится Вторым и славным Пришествием Господа, земное служение Христа тесно связано. Связь этих двух периодов двояким образом выделена в Священном Писании . Прежде всего, внешним образом, самой литературной его композицией: святой евангелист Лука заканчивает свое Евангелие повествованием о Вознесении и начинает книгу Деяний с более подробного изложения того же события. В аспекте же внутреннем Новый Завет передает нам слова Спасителя, которые подчеркивают, что Его восхождение на небо отнюдь не означает ухода. На последних сказанных Христом словах, уже приведенных здесь, зиждется спокойная уверенность Церкви в непрестанном попечении о ней Спасителя ( Мф. 28, 20 ). Отклик на эти слова мы слышим в кондаке службы Вознесения восточного обряда: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучайся, но пребывая неотступен, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил М. В. Мантурова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?» «Верую», — ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, — сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, — Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мантуров получил чудесное исцеление. Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, — целительна, а отступление от этой веры приводит к болезни и вечной гибели. Мы слышали сегодня в Евангелии, как слепые следуют за Христом, прося исцеления. Какое желание надо иметь, чтобы идти за Христом, подобно зрячим! И это для них вопрос жизни и смерти. Господь испытывает их веру. «Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Таково ли наше исповедание веры, или мы, как у нас это часто бывает, одними устами произносим Символ веры? Самое главное — прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые, не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека. Будем также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Богу, после чего происходит разделение в народе. Одни — хромые, убогие и нищие, которых и за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, с невеждами в вере, — радостно удивляются: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». А другие замышляют убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Но когда тайна веры является самим делом — прозрением слепого и исцелением немого, — происходит такое их страшное помрачение. Если мы на самом деле хотим стать зрячими, если наше исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать слепоте и немоте других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека.

http://moral.ru/vi-soborov/

Он сказал ученикам: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе: поднимись и ввергнись в море, и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Этому слову внимало небо, оно разносится во все концы земли. Это божественное слово и стало фундаментом нашего вероисповедания. Отцы Церкви назвали это слово Спасителя оградой боговдохновенных истин, и составился, таким образом, Символ веры . И большие и малые, конечно, знают это вероисповедание; это та вера, которую исповедует каждый при купели крещения, и поручителями являются восприемники. Вера необходима для человека. Без веры невозможно угодить Богу, без веры человек все равно что дерево без корня, грудь без дыхания, тело без души. Без веры напрасно мы живем, движемся, дышим. Святой Кирилл Иерусалимский сказал, что человек без веры подобен земледельцу, посеявшему свои семена на почву каменистую или песчаную. Но главным злом для веры служит соблазн. Соблазн увечит веру, он старается поколебать веру православную и вносит суеверие, что значительно затемняет веру, – верят в случаи, игральные карты, в гадателей, знахарей, вещунов, прорицателей. Какое истинное несчастье для веры! Соблазн старается внушить малорелигиозным, полуобразованным людям разные сектантские мнения и свести их на ложную дорогу умствования. Установив значение веры, Спаситель перешел к наставлению о молитве: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». Учение о молитве было подробно исследовано в одной из бесед в этом святом храме. Молитва – это благоговейное обращение человека к Богу, который убежден, что Господь управляет каждым мгновением его жизни. «Той рече и быша, Той повеле и создашася». Молитвенное обращение к Отцу Небесному – это обращение сына или дочери к родителям, чтобы получить совет и наставления, как жить. Но основной чертой истинной молитвы должно быть смирение; верующий, когда молится, ожидает всего от Господа, он предстоит перед Господом в качестве слуги, сына, разумного создания; такая молитва , по словам Иоанна Златоуста , отверзает двери неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010