δ) (Благочестие) вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Посему правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь, разумеется, благочестие ненаружное, какое имели Фарисеи, но истинное и сердечное, чтобы иначе и о нем не сказал Господь: люди сии... чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит om Меня ( Мф.15:8 ). И еще: Фарисей слепой: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф.23:26 ). Испов., I, отв. на вопр. 79. (Близкий к идолопоклонству порок) есть лицемерие, когда кто наружные дела благочестия, как например, пост и строгое наблюдение обрядов, употребляет для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении сердца своего ( Мф.6:5–7 ). – Катих. стр. 101. III. Особенные виды внешнего богопочтения 1) Исповедание веры. α) Оно состоит вообще в открытой жизни христианина, сообразной с учением веры, особенно в виду опасности пострадать за нее от врагов истины. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога? Исповедание сей самой веры. (Исповедовать веру) значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могла заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел свидетельствует, что оно (исповедание веры) нужно для спасения: сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению ( Рим.10:10 ). Почему нужно для спасения не только веровать, но исповедовать Православную веру? Потому что если бы кто для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания Православной веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. Кат. стр. 17. См. также (стр. 13) 8-е и 9-е блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Веруя в Бога, благочестивые слушатели, мы должны в то же время признавать, что Бог един. В Ветхом Завете Бог говорил евреям: Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные, разве Мене. В Новом Завете ап. Павел писал Коринфянам: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе или на земле, так как есть (у язычников) много богов и господ много; но у нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). Поэтому в символе веры и сказано: верую во единаго Бога. Это сказано для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые думают, что богов много. Прежде люди знали только единого истинного Бога, но затем, после потопа, когда размножились и рассеялись по разным странам, постепенно стали забывать о Боге. Между тем человек не может жить без мысли о Боге: душе его свойственно веровать в Него. Поэтому-то и народы, забыв истинного Бога, не остались без веры: вместо истинного Бога, они стали поклоняться ложным богам. Некоторые стали признавать за Бога солнце и другие светила, которые своим величием и влиянием на землю вызывали в них благоговение. Другие стали боготворить земные вещи, от которых надеялись получить пользу или опасались вреда, так стали признавать за Бога реки, озера, животных, гадов и птиц. Некоторые же, наконец, сделали предметом поклонения человеческие свойства, напр. мужество, красоту и др. Душе человека свойственно от природы стремиться к Богу, сознавать свою греховность и умилостивлять Его. Поэтому и язычники, желая приблизить к себе своих богов и иметь их всегда пред глазами, стали делать их изображения (кумиры, идолы) из дерева, камня и металла и приносить им в жертву не только животных, но даже и людей. Так появилось идолопоклонство, которое вскоре настолько распространилось между людьми, что только один народ еврейский поклонялся единому Богу. После Иисуса Христа вера в единого Бога опять стала распространяться между людьми, но и теперь еще много язычников-идолопоклонников, даже более чем верующих в единого истинного Бога – христиан. Между ними трудятся многие проповедники истинной веры, дабы и язычники могли покланяться единому истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» ( 1Пет 1:23 ). 196. При каком условии спасительна для нас жизнь Иисуса Христа? Жизнь Иисуса Христа становится спасительной для нас в том случае, если мы ей подражаем, поскольку Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). О четвертом члене Символа веры 197. Почему Господь Иисус Христос был распят? Господь Иисус Христос был распят , тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их. Потому они оклеветали Его и осудили на смерть. 198. Когда был распят Господь Иисус Христос? Сказано, что Иисус Христос был распят при Понтии Пилате для того, чтобы обозначить историческую дату Его распятия. 199. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, покоренной римлянами. 200. Это обстоятельство достойно упоминания потому, что указывает на исполнение пророчества Иаковлева: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). 201. Почему в Символе веры сказано, что Иисус Христос страдал? В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но ещё добавлено, что Он страдал , чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, а являлось подлинными страданием и смертью . 202. Почему сказано, что Иисус Христос погребён? Упоминание, что Он был погребён приведено для укрепления веры в то, что Он действительно умер и воскрес, поскольку враги даже приставили стражу к Его гробу и гроб опечатали. 203. Как Иисус Христос мог страдать и умереть, будучи Богом? Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом, не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что Сам желал пострадать. Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). 139. Каково отличие Сына Божия от других лиц Святой Троицы? В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он «рождён»от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы. 140. Когда рождён Сын Божий? Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. 141. Что означают слова «Света от Света»? В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1Ин. 1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. 142. Что означают слова «Бога истинна от Бога истинна»? Слова Символа веры : Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец. 143. Это слова Священного Писания, и они взяты из следующего изречения евангелиста Иоанна: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). 144. Был ли Сын Божий сотворён? В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён , не сотворён . Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён. 145. Что означают слова «единосущна Отцу»? Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом. 146. Как об единосущии Сына и Отца говорит Священное Писание? В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иные скажут: все от маловерия! Чего матери бояться за детей своих, когда с ними Бог? Но давайте вслушаемся еще раз в эти любовные, тревожные слова, которые Христос произносит, молясь за Своих учеников, а значит и за нас с вами: " Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне... Я уже не в мире, но они в мире... Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... " (Ин.17.9-11).      Эта молитва, полная жалости и сочувствия, тревоги и надежды возносится Тем, Кто сказал Своим ученикам: " Я - Свет миру " (Ин.8.12). Господь молит Отца Небесного конечно не только за 11 апостолов. Он - Бог. Для Него нет времени. Для Него нет ни " вчера " , ни " завтра " . Для Него есть только одно время " сейчас " Поэтому Господь наш молится в своей первосвященнической молитве и о них, апостолах, и о епископах и пресвитерах Церкви Христовой, которые три века спустя соберутся в Никее, чтобы изречь, пропеть, провозгласить наш Символ Веры. Символ нашей веры. Для того Он и молится о них, чтобы этот Символ был провозглашен Церковью и принят Церковью. " Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя. "      Господь молится и о нас, совсем уж слабых и ненадежных:      ...И странным виденьем грядущей поры      Вставало вдали все пришедшее после.      Все мысли веков, все мечты, все миры...      ...Все елки на свете, все сны детворы.      Все видит наш Спаситель во время этой молитвы, Он видит нас, заблудившихся в собственных страстях, озлобившихся от обид и одиночества, жадных и дрожащих от страха, Он видит нас такими, какие мы есть сегодня, и просит за нас нашего общего Отца: " Соблюди их во имя Твое " . Он молится о нас, потому что знает, как трудно будет нам сохранить нашу веру, как тяжело будет нам остаться по-детски доверчивыми, среди соблазнов и искушений века сего.      Бог за нас! Бог с нами! Бог не отворачивался от нас, когда мы предавали Распятого, когда грехами своими влекли Его вновь и вновь на крест. Он по-прежнему зовет нас с Собой в жизнь вечную.

http://zavet.ru/gankov7ned.htm

161. Говорить ли Священное Писание о воздействии на дух человека снисшедшого на него Святого Духа? " Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благодати, праведности и истине« ( Eф. V, 9 ). Кто стяжал в себе духовным трудом Святого Духа, тот наделяется от свойств Божиих: благостью, святостью и истиной; его дух усваивает высшия добродетели, поименованныя св. апостолом Павлом: »Плод же духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« ( Гaл. V, 22 ). Всякая добродетель имеет степени возрастания. 162. Что значить дар Святого Духа? Так названо в Писании особое дарование или сверхобычная благодатная способность, дарованая изволением Духа: »И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия, и страхом Господним исполнится« ( Uc. XI, 2 ); св. апостол Павел тоже перечисляет дары Духа: слово мудрости, знания, вера, дары исцеления, чудотворение, пророчество, различение даров, языки, их толкование ( 1Kop. XII, 4–11 ). Однако полное исчисление даров Духа невозможно, потому что, по слову св. Иоанна Крестителя , " не мерою дает Бог Духа» (Ioah. III, 34). «Но каждому дастся проявление Духа на пользу» ( I Kop. XII, 7 ). Дары Святого Духа тоже имеют степени; мы знаем их начало: для обретения даров необходимо покаяние: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Дeяh. II, 38 ). § 45. Разбор девятого члена символа 163. Что называет предметом нашей веры 9-й Член Символа? Единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Церковь есть святая Божия семья, созданная словом и кровию Господа Иисуса Христа для человеков, которые образуют единство: Православной верою, аностольским священноначалием и заповеданными Таинствам и. Слово « церковь » образовалось из слов греческих: «еккалео» – призываю к себе, вызываю; и «екклисиа» – созванное собрание, тоже – место для созванных. Словообразование показывает, что говорится не о сходе или о сборище людей, но – об обществе призванных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

220. Крестили ли св. апостолы малолетних? Апостолы совершали Крещение купно целых семей. Так крещен дом Корнилия сотника: «И немедленно крестился сам и все домашние его» ( Дeяh. XVI, 33 ); тоже Стефанов дом ( 1Kop. I, 16 ). Выражения Писания точны: если говорится дом, это значит все , иначе делается оговорка, например: «только детей своих... оставили» ( Быm. L, 8 ). Итак крещение детей ведет свое начало со времен апостольских и оно совершенно согласуется со Священными Писанием . 221. Кто должен совершать Таинство Крещения? Епископ или священник. Однако если случится, что некрещенный человек или младенец опасно болен, а священника вблизи нет, то всякий христианин или христианка, должны совершить Крещение больного в воде, с произнесением слов: «крещается раб Божий «имя рек» во имя Отца и Сына и Святого Духа». § 47. Разбор одинадцатого члена символа 222. Что провозглашает 11-й член Символа Веры ? «Ожидаю воскресения мертвых». Нам существенно важно знать, что для умерших наступить когда-то день общого воскресения. Нравственный закон, данный в заповедях, мы приняли сердцем потому, что это воля Божия. Когда же мы знаем, что ощутимая форма жизни, прерванная смертью, вернется вновь, то постоянство и нерушимость нравственного закона открывается и разуму. К безсмертной душе вновь вернется тело и мы примем образ, подобный сотворенному . «Если нет воскресенья мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша« ( 1Kop. XV, 13 ). »Страник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс CXVIII, 19). 223. Что известно из Слова Божия о положении, в каком пребывает душа умершаго? Писание говорить об «исходе души», об «оставлении тела» и затем указывает, что сразу душа подвергается « частному суду», и сообразно с делами жизни тотчас по разлучении с телом переходить к радости или скорби. «Легко для Господа, в день смерти воздать человеку по делам его» (Прем. Иис. Сына Cup. XI, 26 ). В таком, неокончательном, положении душа пребывает до общого воскресения и Страшного Суда ( Mф. XXV, 31 , Дeяh. XXIV, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость... Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением» 361 , – пишет прот. Г. Флоровский . Глава V. О четвертом члене Символа веры 1. Крестная жертва – центральное событие искупления Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» ( Ин. 10:17–18 ). Слова Символа «за нас» акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью , «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать» 362 , свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти. Крестная Жертва – центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это – величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле Искупления, необходимо сделать. а) На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» ( Рим. 5:8 ) б) Крестная смерть – предел самоуничижения Сына Божия. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Изложив, сколько возможно, в кратких словах о неописанном Божестве Слова и спасительном Его вочеловечении, Символ говорит о третьем Лице Святой Троицы. Восьмой член И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Един есть только Дух Святый Утешитель, как един есть Бог Отец и Единородный Сын Его. И так спокланяется и славится Он по заповеди Христовой Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». ( Мф. 28:19 ) Но, будучи един Бог со Отцем и Сыном, по существу, Святый Дух, как Лицо Пресвятой Троицы, предвечно исходит от Отца, по изречению Самого Господа: «когда же приидет Утешитель, Которого Я вам пошлю от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, то Он засвидетельствует обо Мне» ( Ин. 15:26 ). И Церковь Православная, не дерзая прибавлять ни одной йоты к словам Божьим и сохраняя Символ веры , так, как утвержден он Вселенскими Соборами, исповедует Духа Святаго исходящим от Отца и не приемлет произвольного, позднейшего, вопреки Соборов допущенного на Западе приложения: и от Сына. Она называет Духа и Господом Животворящим, ибо от Него проистекает духовная жизнь человеков: «если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:6 ). «Дух Святый, – богословствует Св. Григорий, – есть свет и жизнь, и живый источник: Дух Премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладающий, очищающий грехи Бог и боготворящий огнь, от огня исходящий, глаголющий, действующий, разделяющий дарования, которыми Пророки все и Божественные Апостолы с Мучениками венчались.» Глаголавшаго Пророки дополняет Символ, чтобы истребить всякое сомнение о богодухновенности Писания как Ветхого, так и Нового Завета: ибо Тот же Дух Святый в Пророках, тот же и в Апостолах: един Бог Отец, Владыка Ветхого и Нового Завета, Един Господь Иисус Христос, предсказанный в Ветхом и пришедший запечатлеть Своею Кровью Новый, и Един Дух Святый, чрез Пророков глаголавший о Христе и после Его воплощения сошедший на Апостолов и проповедавший о Нем их устами. И так никто да не отделяет Ветхого Завета от Нового, никто да не дерзнет говорить, что иной Дух там, а иной – здесь, ибо это будет хула на Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Итак, тот, кто не согласен с оккультно-теософским и дико антинаучным толкованием слова “Христос” , тот совершает “пустые ритуалы”, а все его молитвы есть всего лишь лицемерие. Поскольку же и в самом деле среди православных Святых Отцов и наших богословов и проповедников нет “нехристианских оккультистов”, и никто из них не понимал значение имени Христова хоть сколь-нибудь близко к его пониманию Блаватской – то все наши крещения и все наши таинства в глазах теософов оказываются “пустым ритуалом”. Николай Рёрих, равно как и его супруга - теософы. Издевательства Блаватской над христианскими таинствами ими опровергнуты не были. Значит, они разделяют символ неверия Блаватской, а не символ веры православия. Символ Веры венчается надеждой: “Чаю жизни будущаго века. Аминь”. Вот этого “Аминь” у Рёрихов нет. А есть нечто противоположное: “Воздаяние небесное отвлеченно, надо приблизить воздаяние на земле. Просить Божество не надо. Надо самому себе принести лучшее дело” (Озарение. 2,3,4). “Приблизить воздаяние на земле” – как раз то, что сатана предлагал Христу в пустыне: земные царства… Еще одна надежда христианина, отраженная в “Символе Веры” – “чаю воскресения мертвых”. “Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15,12-17). Но с точки зрения рёриховцев, Христос не восстановил единство Своей души со Своим человеческим распятым телом; Он лишь докончил то, что начали палачи: истлил и разложил его окончательно – “Дух Христа своим приказом разложил свое тело на атомы” . Именно так «истинно научно разъясняет Елена Иавновна феномен воскресения Христа» . Ну, не воссоединил Христос Свою душу со Своим телом, а, напротив, окончательно избавился от него. Елена Ивановна это даже доказала. Причем «истинно научно»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010