Многое сделали православные русские люди в оказании помощи борющимся и страждущим болгарам; велико было их усердие и глубока любовь к братьям по вере и крови! 354 Высшим и ближайшим проявлением глубинных братских чувств русского народа к единоверным и единоплеменным болгарам явилась русско-турецкая война 1877–1878 гг., принесшая болгарскому народу, как и другим народам Балкан, долгожданное освобождение от османского гнета. (f) Русская Православная Церковь вместе с балканскими народами в освободительной войне 1877–1878 гг. 12 апреля 1877 г., в день подписания императором Александром II манифеста, объявлявшего войну Турции, Болгарский центральный комитет обнародовал воззвание к болгарам, в котором, в частности, говорилось: «Изнывая под вековым варварским игом, мы не однажды в тяжелые минувшие годы подымали знамя свободы, и еще в прошлом году отчаянной борьбой мы протестовали против векового рабства. Но зверские турецкие полчища в крови потопили наш протест и каннибальски отпраздновали свою победу теми неслыханными и ничем не оправдываемыми свирепыми насилиями и жестокостями, от которых содрогнулся весь мир. Наши села выжжены, наши матери, жены и дети обесчещены, и невинные жертвы, плавая в крови, покрыли своими трупами наши поля и нивы. Целый год несли мы этот крест мученика, но в этой юдоли горя и неволи одна светила нам надежда, которая нас укрепляла в наших страданиях. Эта надежда нас ни на минуту не оставляла, эта надежда была в великой православной России... Мы не вотще верили в эту могучую помощь... Наступил час... Русские ополчились бескорыстно за наше освобождение, как и прежде ополчились они за свободу сербов, румын и греков» 355 . Свидетель и деятельный участник в тогдашних событиях Иван Сергеевич Аксаков живыми красками рисует те необычайные настроения и энтузиазм, которые были присущи всей православной России в продолжение всей Освободительной войны 1877–1878 гг. «Какая главная возвещенная задача войны? – спрашивает он и отвечает: – Вырвать болгарское племя из-под турецкого ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” ( Флп 1:29 ), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1 . Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Алма-Атинской епархии: митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского ; 1877–1955) митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877–1937) архиепископа Воронежского Захарию (Лобова; 1865–1937) архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина; 1891–1937) епископа Липецкого Уара (Шмарина; 1880–1938) епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова; 1868–1921) епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика; 1877–1937) архимандрита Вениамина (Зыкова; 1870–1937) архимандрита Григория (Ребезы; 1872–1937) архимандрита Маврикия (Полетаева; 1880–1937) архимандрита Феогена (Козырева; 1862–1939) протоиерея Александра Сереброва (1868–1937) протоиерея Александра Скальского (1867–1933) протоиерея Владимира Джуринского (1885–1920) протоиерея Владимира Цидринского (†1920) протоиерея Димитрия Рождественского (1868–1921) протоиерея Евфимия Горячева (1884–1937) протоиерея Иоанна Гранитова (1875–1920) протоиерея Иоанна Малиновского (1881–1937) протоиерея Иоанна Родионова (1881–1937) протоиерея Константина Михайловского (1874–1937) протоиерея Николая Романовского (1869–1937) протоиерея Николая Сущевского (†1923) протоиерея Павла Добромыслова (1877–1940) протоиерея Стефана Пономарева (1878–1933)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За Афанасием до настоящего времени следуют: Антоний, из вольноотпущенных дворовых людей одной Нижегородской помещицы; родился в 1789 году; монашество принял в Арзамасской Высокогорской пустыне в 1822 году; в 1826 году сделан строителем пустыни; в 1831 году переведен в наместники лавры; скончался 12 мая 1877 года и погребен в паперти Филаретовской церкви. Имел очень большую известность и пользовался очень большим почитанием в обществе, быв между прочим наделен даром увлекательного собеседования; лавра в отношении своего внешнего благоустройства весьма много ему Леонид Кавелин. Из дворянской фамилии Кавелиных; родился в 1822 году; до 1852 года служил в военной службе (мирское имя Лев Александрович); в 1852 году поступил в послушники Оптиной пустыни, а в 1855 году был пострижен в монахи; с 1857 года по 1859 год был в составе нашей Иерусалимской миссии; с 1859 по 1863 год – иеромонахом Оптиной пустыни; с 1863 по 1865 год – начальником нашей Иерусалимской миссии; с 1865 года по 1869 год – начальником нашей посольской церкви в Константинополе; с 1869 года по 1877 год – настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; 3 июля 1877 года назначен в наместники лавры; скончался 22 октября 1891 года и погребен за алтарем Духовской церкви, рядом с наместником Афанасием. Известный наш неутомимый разыскатель в области славяно-русских церковных древностей и чрезвычайно плодовитый (хотя и писавший с чересчур большою, значительно вредившею делу торопливостию) писатель. Павел Глебов, в миру Петр, сын диакона города Скопина Рязанской губернии. Родился в 1827 году; после учения в духовном училище с 18-летнего возраста – послушник и монах Саввино-Сторожевского монастыря; с 1858 года – казначей Саввина монастыря; с 1876 года – эконом Ярославского архиерейского дома; с 1877 года – наместник Ярославского Толгского, приписанного к архиерейскому дому, монастыря; в наместники лавры назначен 21 декабря 1891 года; [скончался 1 марта 1904 г. и погребен в Зосимовой пустыни Владимирской губернии].

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Попов Александр Иванович , протоиерей Попов Хрисанф Михайлович Поспелов Григорий Иванович (1877 – расстрелян 1921), священник Поспелов Михаил Иванович (1878–1943), протоиерей Посунько Николай Васильевич (1884 – расстрелян 1938), протоиерей Преображенский Александр Иванович (около 1861–1919), протоиерей Преображенский Георгий Васильевич (1874-?), протоиерей Приселков Михаил Дмитриевич (1881–1941), профессор Проворов Михаил Вассианович, благотворитель Прокопий, св. (Титов Петр Семенович; 1877– расстрелян 1937), архиепископ-священномученик Простосердов Андрей Иванович (1884-?), священник Прохоров Григорий Васильевич, профессор Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870–1920) Р Радек Карл Бернгардович (1885 – убит 1939) Раев Николай Павлович, обер-прокурор Святейшего Синода в 1916–1917 Раевский Павел Васильевич (1877–1940), протоиерей; уклонился в обновленчество Разумихин Иоанн Георгиевич (1866 – расстрелян 1931), протоиерей Раменский Семен Григорьевич, благотворитель Решетников Андрей († 1903), семинарист Рогович Алексей Петрович (1858–1935) – товарищ обер-прокурора Св. Синода в 1906–1911 Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) Рождественский Александр Васильевич (1872–1905), священник Розанов Николай Иванович (1831–1911), протоиерей Розов Константин Васильевич (1874–1923), архидиакон Романовский Пантелеймон Александрович, протоиерей Романский Павел Васильевич, протоиерей Роцкан Петр Эдуардович (1894 – не ранее 1935). Рудинский Николай Семенович (1871-?), протоиерей Рукин Николай Иванович , протоиерей (1869-?) Румянцев Владимир Александрович (1877–1947), протоиерей Рыков Алексей Иванович (1881– расстрелян 1938) С Саблер [с 1915 – Десятовский] Владимир Карлович (1845–1929) – в 1892– 1905 товарищ обер-прокурора, в 1911–1915– обер-прокурор Святейшего Синода Сагарда Александр Иванович (1883–1950), профессор Садов Александр Иванович (1850–1930), профессор Самсонов Тимофей П. (1888–1955/1956) Сапронов Тимофей Владимирович (1887 – расстрелян 1937) Сапунов Сергий Васильевич (1886–1951), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Путевые записки//РА. 1903. Кн. 2. 5. С. 133-134; 7. С. 466-467; Крылов В., сост. Административные док-ты и письма высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархиею и местными духовно-учебными заведениями за 1846-1868 гг. Каз., 1908. С. 75, 102, 104-108, 166-167, 242-243, 261-263, 270-280, 296, 327; Касьянов В. Д., прот. Из дневников 1870-1897 гг./Автор-сост.: А. В. Броднева. Красноярск, 2012. 2 кн. Лит.: Очерк жизни покойного преосв. Павла, еп. Камчатского//Странник. 1877. Т. 4. 11. С. 227-234; Преосв. Павел, еп. Камчатский: (Некр.)//Моск. ЕВ. 1877. 24. С. 230; Сулоцкий А. И., прот. Нек-рые черты из жизни покойного Камчатского еп. Павла//ДЧ. 1877. Июнь. С. 217-222 (отд. отт.: М., 1877); он же. Заметки к статье «Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском»//Иркутские ЕВ. Приб. 1878. 25. С. 285-289; [Виноградов А., прот.]. Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском//Там же. 1878. 1. С. 8-12; 2. С. 16-22; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 327-330, 365-370, 413, 416-417; Енисейское духовное приходское училище: (1820-1828 гг.)//Енисейские ЕВ. 1885. Ч. неофиц. 2. С. 21-29; 14. С. 249-266; Вавилов М. И. Последние дни в Рус. Америке, 1867-1868 гг.: Из записок очевидца//РС. 1886. Июнь. С. 594, 597-598; Словецкий И., свящ. Письмо в редакцию Якутских ЕВ//Якутские ЕВ. 1891. Отд. неофиц. 3. С. 29-31; Кириллов А. В. Мат-лы для истории Камчатской епархии//Камчатские ЕВ. 1894. 16. С. 333-343; 17. С. 353-359; Ист. записки о Якутской епархии, собранные по случаю 25-летия ее самостоятельности//Якутские ЕВ. 1897. 1. С. 7-13; 2. С. 20-24; 3. С. 36-38; Мисюрев А. А., прот. Кр. ист.-стат. очерк Томской епархии. Томск, 1897; Парышев С. Е. Распоряжения преосв. Павла и Дионисия, епископов Якутских, об отправлении богослужения на якутском яз.//Якутские ЕВ. 1902. 7. С. 110-112; он же. По поводу посещения архиеп. Камчатским Иннокентием г. Якутска в 1862 г.//Там же. 1911. 2. С. 25-28; 5. С. 69-76; 1912. 1. С. 12-16; 4. С. 64-66; 7. С. 127-128; 11. С. 185-192; 12. С. 205-208; 14. С. 236-240; 15. С. 252-255; 16. С. 267-270; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 139-142. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578501.html

Соловьев Алексей, родился около 1855 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Феодор Соловьев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Шуколово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 7). Соловьев Григорий, родился около 1856 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Василий Антонов Соловьев, пономарь (в 1873 г.), диакон (в 1877 г.); Московская губерния, Подольский уезд, село Кувекино, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 12 об.; д. 2007, л. 2). Соловьев Иван, родился около 1852 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Илья Васильев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Середа, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 18 об.). Соловьев Михаил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Константин Петров († до 1873 г.), пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Голубово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 4). Соловьев Николай, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец : Михаил Петров, пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Пятницкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 9 об.; д. 2007, л. 27). Соловьев Николай, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Илья Васильев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Среда, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 24). Сперанский Александр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Петр Васильев, диакон; Московская губерния, Рузский уезд, село Борзецово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 19). Сперанский Михаил, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Петр Васильев, сторож; Московская губерния, Дмитровское духовное правление (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были также иконы XVIII века. Икона Святого Благоверного князя Александра Невского имела надпись: «О, Невский Александр, к тебе мой дух парит, с усердием образ твой чтит. Тимофей Викулин. 1793 года августа 20 числа». На иконе Святой Благоверной Великой княгини Российской Ольги была следующая надпись: «Град Псков тобою хвалится, здесь и от нас образ почитается. Написан усердием Ольги Викулиной. 1794 года октября 8 числа». Как и чудотворные иконы, они находились в Спасо-Преображенском соборе до его закрытия. В соборе также находилась серебряная позолоченная рака с чеканным изображением на верхней крышке Святого Алексия, Человека Божия. В ней хранилась частица мощей этого Святого. Рака была устроена бывшим церковным старостой Д.П. Хвощинским в 1878 году. С чудотворными иконами «с давних времен» был заведен крестный ход в Святогорский монастырь. Из Опочки выходили в среду после Троицы, а возвращались во вторник 2-й недели Петрова поста. Кроме этого крестного хода, были еще два особо установленных крестных хода. В 1877 году разрешен крестный ход вокруг собора 17 (30) марта с частицей мощей Святого Алексия, Человека Божия. 3 (16) августа крестный ход направлялся на городской вал, где в 1877 году на месте бывшей Спасской церкви церковным старостой Д.П. Хвощинским была воздвигнута часовня. В часовне на железном кресте, прибитом к большому деревянному кресту, была надпись: «В память избавления города Опочки от нашествия литовского князя Витовта в 1426 году 3-го августа. Устроен в 1877 г. Дмитрием Хвощинским». На большом кресте была надпись, повествующая о нападении Витовта на Опочку, и далее: «Воздвигнут сей памятник Опочецким купцом Дмитрием Петровичем Хвощинским и супругою его Александрою Ивановною, урожденною Крестовскою, с дочерьми Ольгою и Мариею Хвощинскими 1877 года». Колокольня, как и собор, каменная, с 9 колоколами. На самом большом колоколе были две надписи. Первая гласила: «Лит в Москве на заводе Струговщикова от воплощения Бога Слова 1793 г., весом 99 пудов 15 фунтов, из оставшейся меди от бывшего 1774 г.

http://sobory.ru/article/?object=34582

Перемещен в Харьковский Архиерейский дом 15 мая 1875 года. Проходил должность эконома Харьковского Архиерейского дома с 15 мая 1875 года по 26 марта 1877 года . Награжден набедренником 25 мая 1875 года. В Сретенский монастырь переведен 16 декабря 1877 года в возрасте 61 года. 26. Иеромонах Нифонт, 1876–1878. Из мещан г. Орла . Определен в Малоярославецкий Николаевский монастырь Калужской епархии 9 января 1864 года. Пострижен в монашество 11 января 1870 года. Рукоположен в иеродиакона 21 мая того же года и в иеромонаха 24 августа 1875 года. В Сретенский монастырь определен по его прошению 10 июня 1876 года. Исправлял священнослужение и клиросное послушание. Председательница Московского дамского комитета Общества попечения о раненых и больных воинах, сообщавшая, что «при устраиваемом комитетом санитарном поезде необходим священник для исполнения треб при больных; зная как достойного и для сего способного находящегося в московском Сретенском монастыре иеромонаха Нифонта, изъявляющего усердие послужить больным, просила уволить его из монастыря для поступления в их комитет; причем необходимо иметь ему при себе запасные Святые Дары для приобщения больных, а также заявила, что, быть может, некоторые больные из прочих христианских исповеданий пред кончиной пожелают приобщиться святых Христовых таин, то просит снабдить отца Нифонта святым миром для присоединения к Православию желающих» . В 1877 году указом консистории с предписанием настоятелю отцу Виктору снабдить его необходимым облачением и дароносицей был отправлен в комитет. 23 октября 1878 года по прошению был перемещен в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры . 27. Послушник Василий Зобников, 1876–1879. Из мещан. По увольнении гражданским начальством в монашество определен в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 15 июня 1875 года. Переведен в Андрониев монастырь 31 октября того же года, а в Сретенский монастырь 4 августа 1876 года в возрасте 37 лет. Исправлял клиросное послушание и был регентом. 19 сентября 1877 года по прошению его уволен в город Киев и в другие места, лежащие на пути к г. Киеву, для богомолья на 4 месяца . По болезни лишился голоса и с 4 ноября 1878 года по 8 февраля 1879 года находился в Московской градской больнице на лечении . 7 марта 1879 года по прошению его был отпущен в Соловецкий монастырь для богомолья на 4 месяца . 3 октября 1879 года был исключен из монастыря и из духовного ведомства по неблагонадежности к монастырской жизни .

http://pravoslavie.ru/67954.html

Получив в Нитау указание РДК о подготовке к строительству, причт и прихожане разобрали старую деревянную церковь. Весной 1875 г. подрядчик Я. Менгель начал строительство в Нитау нового каменного храма и новой каменной школы. Руководил строительством храма сам архитектор Янис Фридрихович Бауманис ,по чьему проекту и возводил храм строитель Я. Менгель. К концу 1876 года новый каменный храм был построен, не поставили печи внутри и не начали отделочные работы. 31 января 1877 г. благочинный священник из Вендена Николай Туфанов пишет «покорнейший рапорт» Его Преосвященству Серафиму, епископу Рижскому и Митавскому: «Прихожанам Нитауской церкви, неизвестным мне путём, сделалось известным, что в первой половине сего января 1877 г. неотложно должна была быть передана в Духовное ведомство Нитауская церковь с причтовыми строениями. В ожидании этого радостного дня все православные Нитауского прихода находились в радостно восторженном состоянии, что вот, наконец, будет у них благолепно построенный Храм Божий, в коем, после долгого ожидания, первою их молитвою будет благодарная Господу Богу о любвипочтительном начальстве, и так близко к сердцу принимающем их духовные нужды и заботившемся о спасении их душ. Но теперь Нитауские православные, опять неизвестно чрез кого узнали, что передача Нитауской церкви отложена на неопределённое время, по причине будто бы дурного проезда... если уже теперь дорога нехороша и нет проезда, то значит нельзя и надеяться, чтобы когда-нибудь могла быть передана церковь, потому что лучшей дороги и лучшего проезда как в настоящее время и быть никогда не может...». Благочинный просит о скорейшей передаче храма от строителей в Духовное ведомство. Каменная церковь в связи с такою же колокольнею выстроена в 1876г. и передана в Духовное Ведомство в 1877 г. Освящена во имя Рождества Христова 25 сентября 1877 года. Ближайшие церкви: Юргенсбургская-в 10 верстах; Козенгофская - в 14 верстах; Лембургская в 20 вер. Приходское училище,каменное, в 50 метрах от храма. Построено в один год с новым храмом на суммы МВД. Церковно-приходская школа преобразована в 2-х классное училище с программой для 2-х классных сельских училищ. Бывшая Нитауская вспомогательная школа присоединена как младшее отделение к училищу.

http://sobory.ru/article/?object=07690

Вернувшись в Россию, он опубликовал важную для перевооружения русской армии военно-теоретическую работу «Французская артиллерия в 1882 году». Л. М. Чичагов принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащении военной техникой болгарской армии. Он мог рассчитывать на дальнейшее продвижение по ступеням военной карьеры, уже будучи отмечен к началу 1890-х гг. 14 орденами, медалями и знаками отличия России и ряда иностранных государств. Ниже следует перечень орденов, медалей и знаков отличия, которыми был награжден Л. М. Чичагов до 1890-х гг.: 1. Румынский железный крест и темнобронзовая медаль на Александровской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств в Успенском соборе 15 мая 1883 г. 2. Орден Святой Анны III степени с мечами и бантами за дела с турками 3, 4 и 5 января 1877 г. под Филиппополем. 3. Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантами за переход через Балканы 12 декабря 1877 г. 4. Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» за оказанные отличное мужество и храбрость в делах с турками под горным Дубняком и Телишем 12 и 16 октября 1877 г. 5. За отличие при осаде и взятии Плевны Главнокомандующий армией генерал-лейтенант М. Д. Скобелев вручил поручику Чичагову именную саблю с дарственной надписью от Императора «За храбрость». 6. Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Л. Чичагова Георгиевский крест – знак военной храбрости и самоотвержения. 7. Орден Святого Станислава II степени (1881 г.) за отлично-усердную и ревностную службу. 8. Французский офицерский крест Ордена Почетного Легиона (1882 г.). 9. Светло-бронзовая медаль в память войны 1877–1878 гг. 10. Черногорский орден князя Даниила I, IV степени (1882 г.). 11. Болгарский орден Святого Александра III степени (1883 г.). 12. Орден Святой Анны II степени за отлично-усердную службу (1884 г.). 13. Греческий орден Христа Спасителя II степени. 14. Серебряная медаль на Андреевской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010