Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископ Серафим обращал особое внимание на повышение уровня образования духовенства, устройство школ и библиотек. Так, в 1877 г. в епархии было 123 небольшие церковные библиотеки и 7 благочиннических. Самая значительная из них размещалась в Дерпте, где имелось 837 наименований церковных книг. Епископ Серафим первым стал требовать ведения церковных летописей и поощрял за это священников. Он заботился о домах для престарелых и сирот в Периове и Ревеле. Количество православных в епархии стало постепенно расти, в том числе и за счет присоединения к Православию иноверцев, особенно лютеран: в 1875 г. – 395, в 1876 г. – 304, в 1877 г. – 326 человек. Ежегодно паства епархии увеличивалась на 3500–4000 человек, в основном за счет естественного прироста населения и присоединения к Православию иноверных и старообрядцев. Таким образом, к 1877 г. количество прихожан увеличилось до 193 988 человек, к концу 1877 г. в епархии было 157 церквей (в том числе 143 приходских, 9 приписных, 5 домовых), из них 92 каменных, 42 деревянных и 11 временных, размещенных в различных малоприспособленных зданиях. Нуждавшихся в ремонте и расположенных в плохих, неудовлетворительных помещениях 23 храма; строилось 15 храмов, в том числе кафедральный собор в Риге. Епархия имела 3 богадельни, 2 из них в Перновском уезде; 5 сиротских приютов, в том числе в Ревеле и Дерпте, и 130 церковных библиотек. В епархиальном ведении было 126 приходских школ, где учились 4362 ученика, и 244 вспомогательные школы с 7098 учащимися, в епархии служил 291 священник, из них с полным академическим образованием 20 и окончивших курс духовных семинарий 138; псаломщиков – 268, из них окончивших курс духовной или учительской семинарии 75. Остальные священники и псаломщики были без среднего образования, и это епископ Серафим считал серьезным недостатком. По примеру рижского Петропавловского братства для помощи делу Православия в Прибалтийских губерниях стали создаваться новые православные братства: Николаевское лельское; Спасопреображенское венденское; уже упоминавшееся выше Иоанно-Богословское кальцепауское; Успенское такерортское, куркундское, Николаевское тукумское, рсвельское и либавское, а вне Прибалтики (оба в Санкт- Петербурге) Покровское гольдингенское братство и Спасское с отделением в Саратове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1909. С. 38-39). Плащаница украшена композициями «Снятие с креста» и «Положение во гроб», к-рые соединены благодаря размещению их на оси креста распятия ( Силкин. 1995; Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Положения во гроб Господа и Бога нашего Иисуса Христа в лицевом шитье//Убрус. СПб., 2003. Вып. 3. Цв. вкл. 3; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6; С. 66). Подобно иконам Страстного цикла из свияжского Успенского собора мастер-знаменщик избегает экспрессивных образов и движений в отличие, напр., от мастеров светлицы кнг. Е. Старицкой, плащаницы которой 60-х гг. XVI в. служили образцовыми ( Силкин. 1995. С. 59-60). Писцовые книги упоминают в кафедральном соборе лицевую 2-стороннюю хоругвь, на к-рой «Прсвятые одигитрия выбиван с обе стороны золотом и серебром по тафте по зеленой крест медян» ( Невоструев. 1877. С. 12). Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) По образцу плащаницы казанского Благовещенского собора были созданы др. воздухи: для свияжского Успенского собора (60-е гг. XVI в., вклад кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской; см.: Яблоков. 1907. С. 83; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6) и для казанского Спасо-Преображенского монастыря (оба в НМРТ; о плащанице Спасо-Преображенского монастыря см.: Невоструев. 1877. С. 29; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 11-13 (публ. надписи на с. 12); Лебедев. 1895. С. 59; Силкин А. В. Плащаница Агаповой//Древнерус. искусство. М., 1990. С. 53-69. Ил. 1, 6, 7. (Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ; 1); Завьялова, Каргалова. 1995. С. 70-72). Авторы XIX в. отмечали тонкость шитья, а также смелость и энергичность в рисунке фигур ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 12). Вкладом знатной московской семьи была несохранившаяся плащаница свияжского городского собора: «воздух Положенье во гроб Господа нашего Исуса Христа на вишневой камке, шит золотом да серебром» ( Французова. 2002. С. 345).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Церковь во имя арх. Михаила в с. Драчёве Меленковского у. 80-е гг. XVII в. Литография И. А. Голышева. 1877 г. Церковь во имя арх. Михаила в с. Драчёве Меленковского у. 80-е гг. XVII в. Литография И. А. Голышева. 1877 г. На территории епархии деревянные церкви в XVIII-XIX вв. не только обновляли, но и строили новые вплоть до кон. XIX в., а старые переносили с места на место. Напр., в 1866 г. в Меленковском у. в с. Денятине старый храм был перестроен и переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В с. Казнёве в 90-х гг. XIX в. еще действовала деревянная Троицкая ц. 2-й пол. XVIII в. В сер. XIX в. крестьяне Окшова перенесли в центр села Рождественский храм, построенный помещиком в 1785 г. за околицей. Крестьяне дер. Кононово в 1888-1889 гг. возвели деревянный храм прп. Сергия Радонежского с приделом Боголюбской иконы Божией Матери и добились открытия нового прихода (Там же. 1897. Вып. 4. С. 29, 34, 41, 35). Церковь во имя архидиак. первомч. Стефана в Стефаниевском погосте (Казанская ц.) Вязниковского у. 1754–1758 гг. Литография И. А. Голышева. 1877 г. Церковь во имя архидиак. первомч. Стефана в Стефаниевском погосте (Казанская ц.) Вязниковского у. 1754–1758 гг. Литография И. А. Голышева. 1877 г. Представление о состоянии деревянного церковного зодчества Владимирской губ. в 70-х гг. XIX в. дает альбом И. А. Голышева 1879 г. с его литографиями и комментарием. Автор писал о стремительном исчезновении «в последнее 20-летие» этих памятников «народного творчества», архитектура к-рых «сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности» ( Голышев. 1879. С. 2, 5). Из 20 зарисованных им памятников 8 располагались на совр. территории М. и. В. е. (Там же. С. 3-4, 5. Ил. на л. 1-2; 4, 7, 8, 12, 18, 19, 21). Кроме упомянутой Ильинской ц. XVII в. близ Мурома автор успел еще зафиксировать ветхую «рубленную в клетку, с шатровым верхом» часовню-«боженку» в память гибели блгв. кн. Михаила Муромского, «недавно замененную» на каменное строение (Там же. С. 3-4. Ил. на л.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Москва, 1875. Стр. 214. Удостоено малой Уваровкой премии от И. Акад. Наук. 33. Положение выбранное на Боннской конференции в 1875 году из сочинений св. Иоанна Дамаскина , с снимком из греческой рукописи 9–10 веков. (В Московских Епархиальн. Ведомостях за 1876 г. 9 и 10). Отдел. отт. М., 1876. 34. Описание Юрьевского Евангелия 1118–28 г. Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки, с приложением оттиснутых резных на пальме букв и заставиц (3 таблицы) и словаря из него, сличенного с Евангелиями 11–12 веков и 1270 года. Москва, типография А. Кудрявцевой (со множеством опечаток), 1877. 4°. Стр. 3+1+40. Срав, выше, под 35. Описание Евангелия 1092 года, сличенного преимущественно с Остромировым Евангелием. (В Древностях. Трудах Моск. Археол. Общ. 1877 г., т. 7, вып. 1, стр. 29–58). Отд. отт. Москва, 1877. 4°. Стр. 32 и десять таблиц со снимками. Печатано в Синодальной типографии. На пожертвованном в библиотеку Московской духовной академии экземпляре сам преосв. Амфилохий от 21 июня 1891 года написал: „Снимки деланные литографическою тушью мной». 36. Утренние песни из древлесловянской Псалтири 13 века (В Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1877м г., 4, особ, прилож., стр. 1–104). 37. О миниатюрах славянской Псалтири 13 века. (Там же, стр. 105–140). 38. Псалтирь, сличенная по церковнославянским переводам сравнительно с греческим текстом и еврейским и с примечаниями. (Там же, За 1877–1879 Годы, В прилож. Отд. Оттиск. Москва, 1879. 8°. Стр. 386). 39. Что внес св. Киприан, митрополит Киевский и всея Росси, а потом Московский и всея Росси, из своего родного наречия и из переводов его времени в наши богослужебные книги.? (См. Труды 3-го Археологическим съезда, Клев, 1878, Т.2, 231–251). 40. О поучении св. Леонтия, епископа Ростовского. (В Москов. Епарх. Ведомостях 1878 г. 24 и 25). 41.. Хожденье, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, св. Апостола и Евангелиста Иоанна, учение и преставленье, списано Прохором, учеником его. С одним рисунком. Издание Общества любителей древней письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Санкт-Петербург. Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1871-1877 гг. для Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова архитектором К.К. Вергеймом была построена церковь. Это был пятикупольный храм в «византийском» стиле. Авторское решение было вполне традиционным: центральная глава значительно возвышалась над боковыми и превышала их по размеру. Выделялось сводчатое покрытие над главным входом. «Приземистые» пропорции создавали ощущение устойчивости сооружения. Главный придел был освящен 16 января 1877 г. во имя Андрея Блаженного, правый - 23 января 1877 г. во имя Василия, Епископа Анкирского, левый - 30 января 1877 г. во имя Архангела Михаила. Посвящения приделов носилии имена небесных покровителей главных благотворителей храма А.И. Тименкова, В.А. Фролова, М.Н. Солодовникова, которые были похоронены в склепе под главным алтарем. Их имена были написаны на мраморной доске у входа в церковь. В церкви находился золоченый трехъярусный иконостас, изготовленный на фабрике Шредера. Образа для него написали академик П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаменты написаны Н.В. Розановым по эскизам Плешанова. Главной храмовой иконой было " Моление о чаше " Ф.А. Бруни в копии Плешанова. В 1890 г. епархиальный арх. Г.И. Карпов несколько переделал интерьер храма, в 1897 г. был произведен ремонт, а в 1908-1909 гг. архитекторы В.А. и Г.А. Косяковы перестроили подвальный этаж в небольшой придел, для удобства служения панихид у гробниц. Освятили его 31 мая 1909 г. во имя св. Николая Чудотворца. В этом приделе установили майоликовый иконостас, отделанный золоченой бронзой, выполненный в древнерусском стиле. Иконостас сделан на заводе М.С. Кузнецова. Образа написал М.М. Васильев. Стены расписали тот же М.М. Васильев и В.В. Эмме. Дома богадельни и церкви при ней были одной из доминант Арсенальной набережной в излучине Большой Невы. В 1922 г. Дом призрения, приют и церковь были закрыты; в конце 1920-х гг. здание церкви снесли, в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.

http://sobory.ru/article/?object=35673

4, янв. Державина Н. С. Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Т. 1. М., 1949. Диаконов Г., свящ. Речь в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – о пожертвованиях//ЦВ. 1876. 43, окт. Димитрий, архиеп. Волынский и Житомирский. Речи//ПО. 1877. Т. 1. Димитров, Г. Ролята и задачите на Българската Църкви. Съчинения. Т. 12. София, 1954. Доброе слово в Англии о России и русских воинах//ЦВ. 1877. 43, окт. Дух восточного православия, западной цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. Единодушие России//ЦВ. 1876. 36. Заключение мира//ЦВ. 1878. 8, фев. Замечательный образец непоколебимого мужества русских генералов//ЦВ. 1877. 50, дек. Заринский П., прот. Речь//ЦВ. 1878. 9, март. Заседание Славянского комитета 14 июля в Москве//ЦВ. 1876. 29, июль. Заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//ЦВ. 1878. 10, март. Зверства турок//ЦВ. 1876. 32, авг.. 34, авг. Иванцов-Платонов А. , прот. Слово при обновлении храма на подворье Сербской митрополии в Москве 5 ноября 1878 г.//ПО. 1878, нояб. Из Выборга (отправка добровольцев и напутственная речь пастыря)//ЦВ. 1876. 36, сент. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39–41, окт.; 1876. 1–2, янв. Иностранец о самоотвержении наших воинов – освободителей восточных христиан во время семидневной борьбы на Шипке//ЦВ. 1877. 34, авг. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре//Записки старого московского жителя. Избранная проза. М., Моск, рабочий, 1986. История Болгарии. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. История как орудие к возбуждению племенной вражды между греками и славянами//ЦВ. 1876. 46, нояб. История Христианской Церкви в XIX веке. Издание А. П. Лопухина . Т. 2. СПб., 1904. К греко-славянской взаимности//ЦВ. 1876. 43, окт. К румынским пастырям и пастве... К солдатам румынской армии//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И не думал Он тогда, что пять лет спустя, охраняя высшие духовные интересы христиан, Он выступит против этих же турок во главе русской армии, уже в звании ее Главнокомандующего... Пребывание Его Высочества в Турции и Палестине не только удовлетворило Его как человека, но и принесло Ему несомненную и большую пользу как будущему высшему вождю: здесь Он увидел турецкую армию и, благодаря Своему правильному военному взгляду, сумел даже по мимолетным встречам с турками оценить их силы и военные качества, которые впоследствии учитывал при общих соображениях пред объявлением войны и во время происходивших затем военных действий». А в примечаниях В.В. Жерве отмечает: «Желая видеть возможно чаще пред собою изображение величайшей святыни христианства, Его Высочество, по возвращении из Иерусалима, в церкви Своего Николаевского дворца, под алтарем, воздвиг особый придел в честь Гроба Господня, копия которого по своему внешнему виду и размерам пещеры, хранящей Гроб Господень, дает точное изображение последнего в Иерусалимском храме. На акварели, любезно предоставленной автору настоящей книги И.Н. Смирновым и воспроизведенной, можно видеть эту деталь церкви роскошного бывшего дворца Его Высочества, ныне – Ксениинского Института». Сегодня мы предлагаем читателям несколько глав из книги Д.А. Скалона «Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году» (СПб. 1881. Переиздания – 1892, 2007 гг.). Скажем несколько слов и об авторе: Дмитрий Антонович Скалон (1840-1919) – дворянин, Евангеличеко-лютеранского вероисповедания, генерал от кавалерии (1907), генерал-адъютант (1914), русский военный историк, первый председатель Императорского Русского военно-исторического общества, Главный редактор многотомного издания «Столетие Военного министерства. 1802-1902». В период с 1864 по 1878 гг. служил адъютантом Великого Князя Николая Николаевича Старшего (1864-1878). Участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг., в чине полковника. В 1877 году награждён Золотым оружием «За храбрость», кавалер многих российских и иностранных орденов. Д.А. Скалон также автор книг «Очерк деятельности главнокомандующего в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. на Балканском полуострове» (СПб. ,1907); «Мои воспоминания. 1877-1898 гг.» в двух томах (СПб., 1913).

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Порфирия; ч) 6 – от православного миссионерского общества, – 1865–1883 гг., с литографированным «Проектом правил для устройства и действий отделений миссионерского общества» и печатным «листом» для пожертвований, 11. За этим следует: λ) «7, Мое старание об открытой и преуспеянии киевомиссионерского комитета» несомненно, относящееся к приложениям к «Книге бытия моего» 1866–1878 гг.; где оно должно было быть под 7-м. От этого комитета здесь помещено только три отношения к о. Пофирию, – 1870–1877 гг. За этим следуют: а) 1 официальная бумага от православного братства при каменецком кафедральном соборе (23-го марта 1865 г.); b) 3 – от минского православного николаевского братства, – 1867 г., с) 3 – от киевского свято-владимирского при Софийском соборе братства, – 1867–1876 гг. с ответом о. Порфирия; d) 3-от церковного братства во имя Святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, – 1882. После этого помещено: «Мои сношения с православным Палестинским обществом 1882 г.», где содержится переписка преосвященного Порфирия с обществом: 7 его писем в общество, 1 – от председателя общества в. к. Сергея Александровича, 4 письма В.Н. Хитрово , и 2 Лермонтова к о. Порфирию», и печатный отчет о полугодовой (1882) деятельности общества, печатная речь Т.И. Филиппова, произнесенная в заседании общества 2 дек 1882 г., квитанция от казначея общества на получение 200 рублей от преосвящ. Порфирия, и одно воззвание. Вся эта переписка относится к 1882–1884 гг. За этим следуют 2 циркуляра от московского славянского благотворительного комитета, а потом общества, – 1869 и 1877 гг., 1 циркуляр 1870 г. и 2 бумаги от киевского отделения того же общества, 1885 г., с ответом о. Порфирия; и наконец 2 бумаги и две квитанции киевского общества для помощи бедным 1866–1877 гг., и 1 – от общества попечения о раненых и больных воинах, – 1877 г. В виде приложения к этому тому можно присоединить альбом дипломов (Ab/7), помещенных в двух переплетах из папки большая формата, обтянутых зеленым коленкором Дипломы напечатаны на бумаге и пергаменте; они получены от следующих ученых учреждении: 1) От С.-Петербургской духовной академии два диплома: на степень магистра богословия 30 ноября 1830 г., на латинском языке, и на звание почетного члена 15/16 февраля 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Относительно улучшения материального быта духовенства сделано также не мало. Тон и здесь всегда давал сам преосвященный. Являясь в полном смысле заботливым отцом духовенства, готовым во всякое время разделить и горе и радость, Платон стоял в самой тесной, органической связи с духовенством епархии, никогда не отстранял его, не обходил, тем более, конечно, не оставлял без поддержки и защиты. К 1877 году на архиерейском доме был долг до 15.000, в 1882 году он дошел до 3 – 2 тысяч. Одновременно с уплатой произведены довольно капитальные работы, напр. обновлено все здание архиерейского дома; домовая крестовая церковь расширена и поновлена, прибавлен к старому новый Владимирский придел; во дворе выстроен флигель, улучшены архиерейское помещение и иконостас домовой церкви в Бизюковом монастыре и т. д. 6-го февраля 1882 года состоялось новое назначение Владыки Платона на Киевскую митрополию. Представители всех сословий Одессы торжественно засвидетельствовали свою любовь к отбывающему иерарху. 15-го марта он оставил Одессу, провожаемый массами населения, которое за пять лет успело крепко к нему привязаться. В Киеве 8-го сентября 1887 года Владыка митрополит праздновал свой 60-летниии юбилей. Скончался 1-го октября 1891 года. Литературные труды «Поучения и беседы» печатал. в повременных изданиях, напр. в Донских Еп. и Херсон. Еп. Ведомостях за 1875, 1876, – 1882 гг. Отдельное издание: «Слова и речи» Платона архиепископа Херсонского (с 1877 – 1880) Одесса. (196 стр.) Реценз. архим. Иосифа. Ц. В. 1880. 30, 7. Литература о преосвященном Платоне Князев: – Псковская и Рижская епархия под управлением преосвящ. Платона (Христ. чтение 1878 г. кн. I). Князев. – Управление преосвящен. Платоном Херсонской епархией с 1877 – 1882 г. (Христ. чтение 1884 г. кн. 9 – 10). Снесарев. – Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона; вып. I. Новочерк. 1877 г. вып. II. Одесса 1880 г. изд. второе вып. I. Одесса 1881 г. – Пятидесятилетний юбилей служения св. церкви и отечеству высокопреосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010