I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

31, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1877. авг. Воззвание за славян к русскому обществу//ЦВ. 1876. 30, июль. Воззвание к болгарскому народу//ЦВ. 1877. 18, май. Воззвание к духовенству и пастве Кишиневской епархии//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание к московскому купечеству//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание о пожертвованиях южным славянам//ЦВ. 1876. 31, авг. Воззвание о помощи христианам в Болгарии//ПО. 1876, Т. 2. Воззвание покойного митрополита Московского Филарета//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание Преосвященного Тихона, еп. Саратовского, от 21 июля 1876 г. к настоятелям и помощникам настоятелей приходов, монастырей и женских общин Саратовской епархии о сборе пожертвований в пользу бедствующих славян//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание С.-Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. Воззвание Сербского митрополита Михаила//ЦВ. 1875. 38, сент. Воззвания греческих газет о помощи славянским борцам и их результаты//ЦВ. 1876. 36, сент. Воробьев Л. Предисловие к книге Захария Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».М., 1963. Восточная Церковь в Греции, Румынии и Сербии в прошлом году//ЦВ. 1875. 2, янв. Восточный вопрос в его настоящем состоянии//ЦВ. 1878. 12, март. Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Всенародное одушевление и пожертвования//ЦВ. 1877. 16,18–19,21–27,29–30. Встреча государя императора в Румынии//ЦВ. 1877. 22, июнь. Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. Геноцид армян в Османской империи/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982. Госпитали при московских монастырях//ЦВ. 1877. 44, нояб. Греки и западная печать//ЦВ. 1876. 42, окт.; 43. Гудас. Прошедшее, настоящее и будущее востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Действие наших побед на Англию//ЦВ. 1877. 42, окт. Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

222 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Фонд 156 В. В. Макушева. Картон 1. Л. 37 (на об.). См. изображение отношения Оттоманской Порты к православному христианскому народу у Лебедева А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 129–164. 223 Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар И ЦВ. 1875. нояб. С. 10. См. правдивое изображение страшной картины положения христиан в Османской империи в сборнике документов и материалов под ред. М. Г. Нерсисяна: Геноцид армян в Османской империи. Ереван, 1982. 224 Указ. по: Анастасий, архим. Дух восточного Православия, западной Цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. С.1. 225 Воздвиженский М., свящ. Современное обозрение. Славянский вопрос//ПО. 1877. Т. 1. С.199–200. См. также: Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. С.9; Фортунатов П. К. Боевой русско-болгарский союз в войне 1877–1878 гг.//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Ака-демии наук СССР, 1953. С.47. 227 Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С.133–134. Ср.: ПО. 1877, Ч. 1. С.399–400. Есть мнение, что на славянофилов оказывала влияние Оптинская пустынь в направлении поддержания у славян стремления к свободе. 229 Курганов Ф. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Казань, 1871. С.65. См. также: Первомученик за свободу греков//ЦВ. 1877. 20, май. С.17. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. С.17–18. Константинопольская Патриархия, греки и славянская борьба//ЦВ. 1876. 32, авг. С.1–2. Православный Восток в минувшем году//ЦВ. 1877. 3, янв. С.1. Константино-польская Патриархия и Восточный вопрос//ЦВ. 1877. 25, июнь. С.2. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. С.6–7. 230 Даже в русской художественной литературе отмечалась тяга русской интеллигенции оказать помощь грекам. Например, это отмечено у великого русского писателя А. С. Пушкина (1799–1837) в повести «Выстрел». Т. 4. М., 1949. С.68.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

71 . О нашем долге держаться перевода семидесяти толковников. М., 1876. 72 . Какого текста Ветхозаветных Писаний надо держаться//Церковный вестник. 1876. 19. С. 1–4. 73 . О мере православного употребления нынешнего текста по указанию церковной практики//Церковный вестник. 1876. 23. С. 1–5 и Домашняя беседа. 1876. Вып. 28. С. 699–709. 74 . Псалом сто–осмьнадцатый. Изд. 2–е. М., 1891. 75 . Житейский урок//Домашняя беседа. 1877. Вып. 38. С. 1058–1059. 76 . Различие Ветхого и Нового Заветов//Домашняя беседа. 1877. Вып. 40. С. 1102–1103. 77 . Значение смерти в домостроительстве Божием.//Домашняя беседа. 1877, Вып. 41. С. 1126–1128. 78 . Бог века сего//Домашняя беседа. 1877. Октябрь. Вып. 42. С. 1150–1153. 79 . Оправдание//Домашняя беседа. 1877, Октябрь. Вып. 43. С. 1177–1180. 80 . Жизнь духом//Домашняя беседа. 1877. Вып. 45. С. 1226. 81 . Три письма по восточному вопросу//Православное обозрение. 1877. Ч. 1. 82 . Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6–е. М., 1914. 83 . Письма к О, А. Новиковой//ЦГАЛИ РФ. Ф. 345. On. 1. Ед. хр. 811. Л. 1 об. и 3. 84 . Толкование второго Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Изд. 2–е. М., 1894. 85 . Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесеям. Изд. 2–е. М., 1893. 86 . Толкование первых восьми глав Послания святого апостола Павла к Римлянам. Изд. 2–е. М., 1890. 87 . Толкование 9–16 глав Послания святого апостола Павла к Римлянам. Изд. 2–е. М., 1890. 88 . Толкование Посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Филимону. Изд. 1–е. М., 1880. 89 . Толкование Послания святого апостола Павла к Колоссянам//Толкование Посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Филимону. Изд. 2–е. М., 1892. 90 . Толкование Послания святого апостола Павла к Филимону//Там же. 91 . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1881. 92 . Святой Антоний Великий . Изд. 1–е. М., 1883. 93 . О Православии с предостережениями от погрешений против него. Изд. 2–е. М., 1902. 94 . Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. М., 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

504 Ср. цитату по изданию Студийского Типикона: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии на Руси. М., 2001. С. 368. 505 Эти две цитаты исправлены по тексту опубликованной работы: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 161–162. 508 Цитируется уже упоминавшаяся статья: А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 2. 509 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 163. 512 Цитата исправлена по тексту работы: Одинцов Н.Ф. Порядок общественного и частного богослужения... С. 35. 517 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 163–165. 518 Отсылка к ст.: А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 8. 519 А[рхимандрит] Л[еонид] [Кавелин]. О славянских переводах церковного богослужебного устава. С. 8–9. 521 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков... С. 282. 523 Отсылка к: Посольские речи от царя и великого князя Иоанна Васильевича к митрополиту Макарию, также князю Юрию Васильевичу и княгине Евфросинии Андреевне по случаю завоевания им Полоцка//Акты исторические. Т. 1. 168. С. 319–321. 526 Нижеследующий абзац в сжатом виде излагает лекцию «Славяно-русский Иерусалимский устав» (д. 196, л. 438–446). 527 Типикон. М., 1896. Л. 271 об. Далее в подстрочнике ссылки на Типикон приводятся по этому изданию. 535 Никольск[ий]. Пособие к изучен[ию] устав[а] богосл [ужения] Прав[ославной] Церкв[и]. Спб., 1865 г., стр. 584, прим. 3. – А.А.Д. 536 Лит[овские] епар[хиальные] вед[омости]. 1866, [далее пропуск]; 1877 г. 9, стр. 67. – А. А. Д. 538 Сам[арские] епарх[иальные] вед[омости] 1877 г. 5; Тамб[овские] епар[иальные] вед[омости] 1877. 5; Тульск[ие] епарх[иальные] вед[омости]. 4, стр. 140. – А.А.Д. 539 Моск[осковские] епарх[иальные] вед[омости]. 14. 1870; 1876 г. 50; Астр[аханские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877 г. 10; Яросл[авские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 2; Тавр[ические] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 4; Мин[ские] епарх[иальные] вед[омости]. 2; Лит[овские] епарх[иальные] вед[омости]. 1877. 4; Ряз[анские] е[пархиальные] вед[омости] 14; Харьков[ские] епар[хиальные] вед[омости], стр. 168; Смолен[ские] епар[хиальные] вед[омости]. 4. – А.А.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Проводы из Сербии в Россию тела полковника Николая Раевского//ЦВ. 1876. 37, сент. Протоиерей и жена его – добровольцы//ЦВ. 1876. 36, сент. Путешествие греческого министра по европейским столицам//ЦВ. 1878. 34, сент. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1949. Рамушевский. Цели и стремления турков. Деревенские письма//ЦВ. 1877. 27, июль. Распоряжения епархиальных начальств о пожертвованиях на славян//ЦВ. 1876; 40, окт. Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар//ЦВ. 1875. 46, нояб. Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. Религиозная сторона восточного вопроса//ЦВ. 1876. 44, нояб. Религиозность и крепкая вера – основание боевых доблестей нашего солдата//ЦВ. 1877. 48, дек. Религиозность русского воина//ЦВ. 1877. 37, сент. Речь Московского митрополита в Троицкой Лавре//ЦВ. 1877. 18, май. Речь полковника Е. В. Богдановича//ЦВ. 1876. 36, сент. Россия, Греция и Западная Европа во время Крымской войны//ЦВ. 1876. 45, нояб. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Русские и сербы//ЦВ. 1877. 4, янв. Русский солдат после боя//ЦВ. 1878. 2, янв. Савинский С., проф. Пятнадцать дней в Югославии//ЖМП. 1945. 6. Сергий, митрополит Московский и Коломенский, Патриарший Местоблюститель. Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г.//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Скорбная летопись христианского востока//ЦВ. 1877. 15, апр. Слова генерала Гурко гвардейцам//ЦВ. 44, нояб. Слово архиеп. Донского Платона//ЦВ. 1875. 44, нояб. Слово митрополита Вениамина, Экзарха Московской Патриархии в Америке//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Слово преосвященного Феодосия, еп. Екатерннославского и Таганрогского//ПО. 1876, сент. Советская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 1962. Стойкость русских солдат (из газеты «Морнинг Пост»)//ЦВ. 1877. 28, июль. Стоянов 3. Записки о болгарских восстаниях. Пер. с болгарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

64 Текст этой рукописи опубликован: Pitra J. Analecta sacra et classica, spicilegio Solesmensi parata. Romae, 1891. Vol. 6. Критическое издание: Demetrii Chomateni Ponemata diaphora. Berolini, 2002. 64 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 65 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 66 По-видимому, сведения нужны были И. В. Помяловскому для передачи французскому ученому Эмилю Леграну, с которым он тесно сотрудничал. См. об этом: Медведев И. П. Русский вклад в созда­ние «Греческой библиографии» Эмиля Леграна//Учен. зап. Российского Православного университе­та ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5. С. 205–216. 69 Λμπρος Σπ. στορα τς λλδος, μετ εκνων, π τν ρχαιοττων χρνων μχρι τς λσεως. 1886–1908. T. 1–6. Здесь имеются в виду первые тома издания. 71 Буслаев Ф. И. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с века по XIX. Μ., 1884. 73 Советом Академии работа Н. В. Покровского была признана заслуживающей денежной награ­ды как одно из лучших студенческих сочинений. См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной академии за 1874 г. СПб., 1875. С. 23, 25. 74 ХХХ. Профессор Николай Васильевич Покровский ... Автобиография. С. 3. В 1876–1877 гт. часть диссертации была опубликована в журнале «Странник» в виде трех отдельных статей. См.: 1) Черты современности в проповедничестве конца прошлого и начала нынешнего столетия//Стран­ник. 1876. T. 1. С. 69–93; 2) Проповедническая деятельность преосвященного Анастасия Братановского//Там же. С. 173–195; 3) Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди //Там же. 1877. T. 1. С. 3–18. 78 Журналы заседаний Совета... за 1876 г. СПб., 1876. С. 41–43, 128–130. Подробнее о целях и итогах поездки см.: Отчет о заграничной командировке за 1-е полугодие 1876–1877 гг.//Журналы заседаний Совета... за 1876/7 учебный год. СПб., 1877. С. 119–130; Отчет об ученых занятиях за границею за 2-е полугодие 1876–1877 г.//Журналы заседаний Совета... за 1877/8 учебный год. СПб., 1878. С. 180–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…но армия и флот обнаружили везде совершенную преданность и приветствовали маршала сочувственными криками. — Заключение Достоевского основывалось на данных, которыми он располагал при работе над майско-июньским выпуском «Дневника писателя» за 1877 г. Во время же летней поездки маршала по стране «преданность» ему армии и флота выражалась в почестях, оказываемых обычно всем высокопоставленным военным. Пользуясь скупыми сведениями из французских газет, «Московские ведомости» (1877. 14 авг. Отд. «Последняя почта») сообщали, «что 20 авг. (н. ст. — Ред.) маршал Мак-Магон посетил в Шербуре все общественные заведения и некоторые суда, стоящие на рейде», «произвел смотр гарнизону и морской пехоте» и «в тот же день выехал в Париж». 398 …императорский принц уже переехал на континент, говорили даже, что поедет в Париж. — Достоевский опирается на информацию из газеты «Новое время» (1877. 22 сент. (4 окт.) 399 Разве, впрочем, есть там совершенно особые какие-нибудь комбинации будто бы помолвлен с дочерью маршала и проч. — Достоевский не совсем точен. Слух этот проник в русскую печать уже в начале июля (ст. ст.) 1877 г.: «Париж, 5 (17) июля. Ходят слухи о браке императорского принца Луи-Наполеона с дочерью Мак-Магона» (Нов. время. 1877. 6 (18) июля. Еще раньше об этом писали в «Московских ведомостях» (1877. 1 июня. 400 …один епископ, в приветственной речи маршалу, уже вывел ему, что он происходит по женской линии от Карла Великого. — Имеется в виду сообщение парижского корреспондента газеты «Московские ведомости» (1877. 14 сент. Отд. «Из Парижа»). 401 Если действительно императорский принц представит им больше шансов в способности объявить войну они и за него уцепятся и проведут его в Париж, уже не думая о Мак-Магоне. — Вскоре стало ясным, что в высших клерикальных кругах Мак-Магону отдается полное предпочтение перед «императорским принцем». В газете «Новое время» (1877. 25 сент. (7 окт.)) сообщалось: «Папа высказал желание, чтобы маршал, в котором церковь имеет истинного покровителя, остался во главе Франции». 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 г. 21 октября над ним было совершено Таинство Крещения. В 1868 г. свящ. Михаил Кондратьевич Лисицын переведен в Никольский храм с. Ершово Рязанского уезда. Прослужив здесь менее двух лет, он 19 января 1870 г. скончался от простуды. Овдовевшая Ксения Петровна с тремя детьми, Михаилом, Александром и Клавдией, осталась жить в с. Ершово на попечении свящ. Павла Крылова 80 . Из Рязанского духовного попечительства она получала пособие на несовершеннолетних детей с 1871 г. до 1877 года по 12 руб. в год и по 6 руб. с 1877 до конца 1879 г. И только с поступлением младшего сына Александра в Рязанское духовное училище в 1879 году выдавать пособие перестали. В клировой ведомости указано, что дети Ксении Петровны Михаил (18 лет) и Александр (13 лет) «оба поведения скромного» 81 . Михаил Михайлович Лисицын поступил в 1-е Рязанское Духовное Уездное Училище в 1877 г. За годы его учебы в Духовном Училище никаких сведений не сохранилось. Судя по всему, он учился хорошо, так как после окончания Училища по первому разряду в 1877 году поступил на казенное содержание в Рязанскую духовную семинарию. Это период, когда в управлении семинариями действует устав 1867 г., результатом чего стала их постепенная либерализация. Многие семинаристы перестают принимать церковные догматы и нормы, склоняются к материализму или гностицизму. Только треть выпускников семинарий становились церковнослужителями или поступали в духовные академии. В этой ситуации вместе с отрицательными были и положительные стороны, так как «Русская Церковь от проведенных преобразований, скорее, выиграла, чем проиграла: в Церкви остались люди с твердыми убеждениями, сделавшие осознанный выбор церковного служения» 82 . Рязанская семинария не отличалась яркой революционной настроенностью. За период 1870–1880-х гг. в ней не произошло ни одного восстания, не было замечено активного участия семинаристов в революционной деятельности. По сравнению с более ранним периодом в результате введения Устава 1867 г. число учеников семинарии уменьшилось. Численность воспитанников РДС за время учебы Михаила Лисицына с 1877 по 1883 годы колебалась от 574 – в 1877 году до 707 – в 1883 году, число преподавателей с 15 до 24 83 . К воспитанникам предъявлялась высокая требовательность. В учебном процессе поддерживался дух соревнования. Экзамены проходили два раза в год, и по их результатам составлялись разрядные списки. Существовало три разряда. Учеников, сдавших экзамен по 1-му и 2-му разрядам, переводили в следующий класс, а сдавших по 3-му разряду оставляли на повторное обучение либо отчисляли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 сент. 1876 г. П. переведен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. По его поручению в 1877 г. были составлены описание строений архиерейского дома и их состояния, опись его ризницы (ГАРО. Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2. 1877 г.; Оп. 2. Д. 64а. Св. 5. 1877 г.; Мелетия (Панкова), Синельникова. Постройки 2014. С. 391-393); велось церковное строительство, в т. ч. в г. Рязани: в Борисо-Глебском храме в 1880 г. «распространены» придельные церкви - северная, свт. Василия Рязанского, и южная, Боголюбской иконы Божией Матери. По прошению борисоглебских прихожан П. исходатайствовал разрешение Синода праздновать день памяти св. Василия, епископа Рязанского, 3 июля и совершать ежегодно 10 июня, «в день памяти перенесения мощей первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в кафедральный собор при участии всего городского духовенства», что было отменено после убийства имп. Александра II Николаевича ( Соколов. 1904. С. 29-30); продолжалось благоустроение обителей: Иоанна Богослова апостола мужского монастыря на средства московского купца Д. И. Хлудова; рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря . По инициативе П. в Рязани была учреждена эмиритальная (т. е. страховая) касса для обеспечения представителей духовенства и членов их семей пенсиями, пособиями и проч. Архиерей основал попечительство о бедных воспитанниках Рязанской ДС. Одним из первых благотворителей стал рязанский помещик А. И. Кошелев , славянофил и публицист, пожертвовавший 1 тыс. р. (ГАРО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 928. 1877 г. Л. 116). 27 февр. 1877 г. на общем собрании Рязанского отделения Православного миссионерского об-ва П. предложил организовать в Рязани миссионерское духовно-просветительное братство свт. Василия Рязанского, чтобы, как сказано в уставе, «удовлетворять духовным нуждам и потребностям православного населения епархии через распространение света христовой веры в среде и между сектантами и раскольниками» (Рязанские ЕВ. 1877. 18. С. 357). При братстве, открытом архиереем 16 мая того же года, имелось училище для «магометан». Первоначально к делу миссии П. планировал привлекать и мирян, считая, что ответственность за просвещение лежит «на самом христианском обществе», а не является «обязанностью исключительно только духовных лиц». Однако осуществить это намерение не удалось. При братстве действовали епархиальная б-ка, книжный склад, типография с переплетной мастерской, редакция и издательство периодических журналов «Рязанские ЕВ» и «Миссионерский сборник» (по инициативе П. издавался с 1880) - один из старейших миссионерских журналов России. Тогда же П. выступил с инициативой создания при братстве учреждения для хранения памятников церковной истории. Определением от 20 дек. 1878 - 9 янв. 1879 г. Синод разрешил открытие Рязанского древлехранилища. Члены братства вели активную работу по его организации, сбору рукописей и старопечатных книг, грамот, фотографий, рисунков памятников церковной архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010