По закону о царской фамилии ему назначался попечитель. По выбору Государя им стал бывший воспитатель Великого Князя капитан первого ранга Д.С. Арсеньев. В 1 час дня 21 мая 1877 г. в Царскосельском дворце был совершен напутственный молебен, и в тот же день в 7 ч. вечера Государь, Наследник и Великий Князь Сергий по Варшавской железной дороге отправились в действующую армию. Шла Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Царь намеренно подвергал сына трудам и испытаниям. 5 июля 1877 г. по просьбе самого Великого Князя Сергия он получил приказ оставить императорский лагерь и быть в действующей армии, которой командовал Наследник Николай Александрович. Последний отправил своего младшего брата в Рущукский отряд. 12 октября 1877 г. Наследник приказал командиру отряда генералу Власенко произвести рекогносцировку по всему фронту расположения Рущукского отряда. Об этом военном событии рассказывается в походном дневнике Леонида Михайловича Чичагова (впоследствии митрополита священномученика Серафима): «Остается еще сказать о правой колонне. Генерал Власенко, перейдя Кара-Лом у Кошева, вскоре был замечен неприятелем, и турки открыли сильный артиллерийский огонь, причем взорвали в 19-ой конной батарее передок, находившийся в 50-ти метрах от Великого князя Сергия Александровича, состоявшего при колонне». [Чичагов Л.М., Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году, Спб, 1995, с.385] После шестимесячного пребывания за Дунаем Великий Князь Сергий вместе с Государем 10 декабря 1877 г. вернулся в Петербург. В 1881 г. Великий Князь Сергий совершил паломничество на Святую Землю. Он «самолично увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа». [Димитрий (Самбикин), архиепископ, Предсмертные мысли и думы о заслугах Православного Палестинского Общества, Спб., 1908, с.8] По возвращении на родину он основал Православное Палестинское Общество, устав которого был Высочайше утвержден в мае 1882 г., и стал первым его председателем.

http://pravmir.ru/dolg-i-pravda/

Челищеву и строителю Иосифу о непризыве к гражд. суду и новерстании в тягло и оброки монастыр. людей и вкладчиков), 248 (Грам. 1695 г. Сибир. митроп. Игнатия десятиннику Вас. Саминскому об освобождении впредь до указа Кирен. монастырь от платежа данных, праздничных и друг. указных денег); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 80 (надел. землею); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 560, 2; “Дополн. в Акт. истор.”, XI, 11 (Судебно-уголовн. дела 1684 г.; вкладчик Андрей Хабаров); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 300 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1724 г., 430 (прошение архим. Вознесен. Иркут. м-ря Антония о приписке к нему м-ря; в 1728 г. архим. Иоанн); VII, 1727 г., прилож., CXL, VIII (м-рь содержал 8 учеников в школе Вознесен. Иркут. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1789 г., XVIII, 362 (истор. статист. опис. м-ря). 526. Троицкий – Черемисский , женский, общежительный, в гор. Козмодемьянке, Казанской губ. Под именем женской общины учрежден в 1877 г. при Троицкой церкви с училищем для черемисских девочек. Под помещение общины куп. Зубов приобрел 2 дома и внес капитал 3 тыс. р.; крестьяне черемиссы пожертвовали 7.700 р., а городское общество участок земли. В 1887 г. община возведена на степень монастыря с таким числом монашествующих, какое монастырь по своим средствам в состоянии содержать. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1877 г., 98, ст. 989; 1887 г., 30, ст. 302; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 167; 1884 г., 246. 527. Троицкий – Чуфаровский , женский, общежительный, Пензенской губ., Саранского у., при селе Чуфарове, в 36 вер. к сев.-вост. от Саранска, при р. Аморде. Существовавшая с 1867 г. при Троицкой церкви богадельня в 1877 г. обращена в женскую общину на средства купчихи Трофимовой, пожертвовавшей 425 дес. земли. В 1885 г. община переименована в общежительный м-рь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1877 г., 32, ст. 371; 1885 г, 119, ст. 982; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 168; 1885 г., 189. 528. Троицкий – Шенкурский , женский, заштатный, в гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Из Херсонских Епархиальных Ведомостей). Одесса, 1877. – Кроме сего, по поводу этого юбилея, издано две брошюры: 1) Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Выпуск 1-й. Николая Снесарева, Новочеркасск, 1877 г. и 2) Псковская и Рижская епархии под управлением преосвященного Платона (Городецкого) . (Из 1 и 2 Христ. Чтения за 1878 год). Одесса, 1878 г. 2105 Николай Павлович, потом Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода, ныне Сенатор, Действительный Тайный Советник. 2107 Иллариона Алексеевича, бывшего проф. СПб. Дух. Академии. Вице-Директора Канцелярии Св. Синода, † 3 ноября 1893 г. 2108 Свящ. села Сорвихи передавал, что Архиерей взял девушку за руку и сказал: „я не парень 18-ти лет и не на посиделки тебя зову, не дичись“. 2110 Письма Преосв. Леонида, архиеп. Ярославского и Ростовского, к архим. Пимену, настоятелю Николаевского монастыря, что на Угреше. Издание Импер. Общества Истории и Древн. Российских. Москва, 1877 г. Им же напечатана брошюра: „Подробностью погребении архиеп. Леонида“. Москва, 1877. 2112 Воспоминания архим. Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, 1877. 2115 Эта панагия, по завещанию преосв. Саввы, вместе с другими панагиями и крестами, передана душеприказчиком доктором Орфановым в Тверский Кафедральный Собор. 2120 Протоиерея Казанской, что у Калужских в Москве ворот, церкви, † 3 сентября 1901 г. архиеп. Харьковским. См. книгу: Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк Прот. Т.И. Буткевича . Харьков, 1902. 2123 Ныне генерал, известный издатель для бесплатной раздачи народу книг о важнейших событиях государственной и общественной жизни. 2136 Казанцева, † на покое 11 июня 1874 г., см. о нём т. IV Хроники, стр. 819–824. Имеется в виду его статья в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1877 г., кн. II – О Филарете, митр. Московском, моя память. С предисловием и примечаниями Архим. Григория. 2143 О. Ипполит Богословский-Платонов был бакалавром по классу логики и истории философии средней и новой в 1844–1850 гг. 2144 Розанову, † на покое 8 сентября 1858 г. О письме этом см. выше, стр. 367–368 и прим. 1-е на стр. 368. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Богданович подарил мне на память свои сочинения: 1) Наварин – 1827–1877 г. 2127 ; 2) О мерах к усилению миссионерской деятельности 2128 ; 3) День св. Георгия Победо- —603— 1877 г. носца в Москве. М. 1877 г., и 4) Доклад в заседании Комитета Грамотности, 25 янв. 1877 г. 2129 . В свою очередь и я не захотел остаться у него в долгу, я подарил ему свои археологические и палеографические издания; но при этом дал ему, для прочтения, первые десять листов моей новой книги: „Воспоминания о преосвящ. Леониде“, тогда печатавшейся, с тем, чтобы он возвратил мне их, и он обещал возвратить их с дороги из г. Сум, куда он отправился из Харькова, но и совсем не возвратил. 29-го ч. получил я письмо из Москвы от Преосвящ. Игнатия. Он писал мне от 26-го числа: „Не прошло ещё года по кончине Преосвященного Леонида, как и другой Преосвященный Дмитровский скончался. Может быть Вам не безынтересно было бы знать, кто предназначается на праздное место. Архимандрит … (не могу пока сказать ещё имя, так как он ещё не пострижен) – ныне Казанский Протоиерей Алексий Ключарев. Мне поручает Владыка произвести в Архимандрита тотчас по получении ожидаемого через неделю разрешения Св. Синода. Немедленно по произведении будет он представлен в сан викария Московского. Архимандр. Сергий 2130 из Знаменского монастыря был в числе первых кандидатов, и, вероятно, скоро сделан будет Архиереем. Отпевание Преосвящ. Никодима и поездка в Саввин для погребения много взяла времени; и нужно было всем распорядиться“. На это братское послание отвечал я от 5-го ноября: „Весть о преемнике преосв. Дмитровского неожиданна, но не удивительна. Я давно и не раз твердил о. Ключареву, что ему следует оставить мир и вступить на поприще высшего церковного служения. Тогда было бы для него ещё благовременно начинать новую жизнь, а теперь, при летах, уже склоняющихся к старости, думаю, не очень легко будет для него изучать новую науку деятельности —604— 1877 г. и совершать нелёгкие подвиги архиерейского служения. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. От дарований и опытности А. О. можно ещё ожидать благих плодов на пользу церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он чувствует большой духовный подъем, несмотря на то что физические силы его заметно слабеют. Брату Андрею пишет: «Наше время пролетело, как мечта. Я знаю, что моя жизнь уже недолговечна, а между тем не только не хочу умирать, но ощущаю себя напротив так, как будто бы лишь начинаю жизнь. Не устал я нисколько, а между тем уже 55 лет, ух!» Восточная война вдохновляет его на патриотические статьи, в которых он «доводит некоторые свои убеждения до конца» и говорит «самое последнее слово». Ему кажется, что пророчества его о назначении России уже начинают сбываться. В январском номере 1877 г. он помещает статью о Фоме Данилове, унтер–офицере Туркестанского Стрелкового батальона, варварски замученного кипчаками за несогласие перейти к ним на службу и принять магоме танство. История этого скромного народного мученика пригодится впоследствии автору для создания сцены «Контроверза» в «Братьях Карамазовых». Победоносцев с сочувственным вниманием следит за «Дневником», доставляет издателю материалы и поздравляет с успехом. 1 февраля 1877 г. он пишет Достоевскому: «Только что прочитав его (январский номер), спешу благодарить вас за прекрасные статьи — все хороши, особенно что вы рассуждаете о штунде, да и о Фоме Данилове. Здравствуйте и радуйтесь». К весне 1877 г. писатель чувствует сильное переутомление и в конце апрельского номера сообщает подписчикам, что майский и июньский номера выйдут в одном выпуске в начале июля, т. к. ему придется, по приговору докторов, покинуть Петербург. Он трогательно извиняется: «При таком непредвиденном обстоятельстве, как усложнение болезни, трудно было угадать все это вперед». Узнав о Высочайшем Манифесте о вступлении русских войск в Турцию, данном в Кишиневе 12 апреля 1877 года, Достоевский едет молиться в Казанский собор. Анна Григорьевна пишет в своих воспоминаниях: «Зная, что в иные торжественные минуты он любит молиться в тиши, без свидетелей, я не пошла за ним и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенноумиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал».

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

отца нашего Ефрема Сирианина», впервые изд. в 1874 г., а в 1894 г. имевший уже 6-е издание. В «Тамб. Еп. Вед.» за 1874 г. 19, 20) и отд. оттиском был напечатан Феофанов перевод: «Св. отца нашего Максима Исповедника . Слово подвижническое в вопросах и ответах». Здесь же (1874 г., 10–12, 14, 16–17) было помещено: «Краткое сведение о жизни св. Иоанна Кассиана и Устав иноческого общежития, или порядок общежительных монастырей». Во «Владим. Еп. Вед.» (1874 г., 9 и 10) было напечатано, в Феофановом переводе, «Феолипта, митр. Филадельфийского, слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание». Но главный переводный труд еп. Феофана- «Добротолюбие», в 5 томах, вышедший первым изданием в 1877 г. (Спб.); второе издание, дополненное-в Москве в 1883 г. Затем к переводным сочинениям Феофана относятся: «Святоотеческие наставления о трезвении и молитве», первоначально печатавшиеся в «Тамб. Еп. Вед.» за 1877–1879 гг., а потом изд. отдельно – Москва, 1881 и 1889 гг.; «Слова преподобного и богоносного отца нашего Симеона нового Богослова , в переводе с новогреческого», напеч. первоначально в «Душеполезн. Чт.» за 1877–1881 гг., а потом вышедшие отдельно – М. 1879 и 1882 гг. (1-е изд.), М., 1890, 1892 гг. (2-е изд.); «Невидимая брань», Никодима Святогорца , сначала напеч. в «Душеп. Чт.» за 1885 и 1886 гг., отдельно – М. 1886 и 1892 гг.; «Древние иноческие уставы пр. Пахомия великого , св. Василия великого , преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта», М. 1892 г. Феофану принадлежит целый ряд истолковательных трудов по св. писанию. В «Тамб. Еп. Вед.» за 1869 г. печатались пояснительные и поучительные заметки на 33-й псалом, составившие потом книгу: «Тридцать третий псалом. Епископа Феофана». Москва 1871 и 1889 гг. В «Тамб. Еп. Вед.» 1871 г., 9 и 10, печаталось толкование Феофана на Шестопсалмие. В «Дом. Вес.» 1874–1877 гг. печатался обширный труд Феофана: «Псалом 18-й», вышедш. потом отд. книгою (Спб. 1877 г., М. 1880 г., М. 1891 г.). Но особенно много занимался Феофан толкованием посланий ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Своего первенца, появившегося на свет в 1875 году, Владимир и Мария назвали Александром в честь отца и старшего брата. Увы, малютка не дожил до двухлетия. Цесаревич Александр, глубоко сострадал брату. В своем дневнике он оставил запись за 4 марта 1877 года: «Я положительно верить не хотел, что этот ангел умрёт; такое чудное было дитя, как Владимир его нежно любил! Он болел уже давно, но серьезно заболел неделю тому назад, и в последние дни у него сделалось воспаление в лёгком, и умер окончательно от паралича сердца. Мы сейчас же поехали к Владимиру и Михень и застали их втроем с Мама, и маленький душка лежал на коленях у матери как будто спал. Невыразимо больно смотреть на бедного брата и его жену» (20) . К тому времени у великокняжеской четы уже родился второй сын (21) . Его назвали Кириллом. И следующим своим детям они дадут имена, ранее не входившие в традицию дома Романовых – Борис (1877), Андрей (1879), Елена (1882). Известие о рождении сына Бориса застало Владимира Александровича в Болгарии в период его участия в Русско-турецкой войне 1877-78 гг. Цесаревич Александр и великий князь Владимир разделяли сочувствие большинства соотечественников к угнетённым в Османской империи единокровным и единоверным народам Балканского полуострова. Сообщения о восстании против турецкого гнёта и о начавшейся жестокой резне, жертвами которой стали не только инсургенты, но и мирное население, включая совершенно беззащитных женщин, детей и стариков, всколыхнули Россию. Тем не менее, Александр II надеялся решить кризис мирными средствами. Однако позиция Турции не оставила на это шансов. 12 апреля 1877 года государь подписал манифест о начале войны. Боевые действия против Турции начали Дунайская и Кавказская армии. Ими командовали, соответственно, братья императора – великий князь Николай Николаевич Старший и великий князь Михаил Николаевич. Сам Александр II с цесаревичем Александром и великими князьями Владимиром и Сергием отбыл в действующую армию 21 апреля 1877 года. Наследник престола получил под начало Рущукский (Восточный) отряд, а Владимир – входивший в его состав 12-й армейский корпус. 20-летний Сергий Александрович состоял при цесаревиче.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Одновременно с упразднением приходов закрывались или преобразовывались и церковноприходские школы. Уже в окт. 1871 г. П. призвал клириков «поддерживать в народе готовность и стремление заводить народные школы», в 1872 г. инициировал решение епархиального съезда, в результате чего церковные школы получали статус народных. Епископ приказал священникам «приготовлять детей своих к училищу надлежащим образом и в особенности позаботиться сделать русский язык их родным языком, уча ему детей с младенчества»; вводилось даже «штрафование отцов небрежных, не только не обучающих своих детей закону Божию, русскому языку, но и чтению и письму вообще» ( Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 37). По решению П. в Кишинёве были построены здание жен. ДУ, вмещавшее до 500 воспитанниц, корпус муж. ДУ (освящен П. 1 сент. 1877) на углу улиц Ренийской (ныне ул. Михаила Когэлничану) и Семинарской (ул. Митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони). Первоначально в муж. уч-ще не было своего храма, и епископ убедил обер-прокурора Синода гр. Д. А. Толстого «извлечь» 25 тыс. р. из доходов имений мон-рей Бессарабии и направить на строительство домовой ц. Сретения Господня. 18 апр. 1879 г. П. освятил для нее место в училищном дворе. В иконостасе, по замыслу архиерея, изображались сцены из «детской жизни» Спасителя ( Тарнакин, Соловьёва. 2011. С. 35). Епископ часто посещал уроки в уч-ще и знал каждого воспитанника старших классов. 11 апр. 1877 г. П. встречал в Кишинёве имп. Александра II, 12 апр., после парада войск на Скаковом поле, во время торжественного молебна, зачитал царский Манифест об объявлении войны Турции (1877-1878) ( Невзоров. 1892. С. 695). За свою деятельность П. был 17 апр. 1877 г. награжден панагией, украшенной бриллиантами, 1 апр. 1879 г. возведен в сан архиепископа; отмечалось, что ему «выпал высокий жребий быть выразителем мыслей и чувств духа русского народа. И эта высокая и чрезвычайная миссия выполнена... в совершенстве» ( Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 108). 4 марта 1877 г. в одесском кафедральном Преображенском соборе П. возглавил отпевание архиеп. Херсонского и Одесского Иоанникия (Горского) , 10 авг. 1880 г.- архиерейскую хиротонию архим. Неофита (Неводчикова).

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Эту плащаницу вложила М. И. Челяднина - супруга боярина И. П. Фёдорова-Челяднина (свияжский воевода в 1556) и племянница А. Челядниной, мамки царя Иоанна IV Васильевича, у которой была собственная светлица. Не исключено, что плащаница М. И. Челядниной была исполнена в традициях шитья, близких к традициям царской мастерской 2-й четв.- сер. XVI в. Преображение Господне. Пелена. 1565 г. (НМРТ) Преображение Господне. Пелена. 1565 г. (НМРТ) Наиболее богатой в это время была ризница казанского Спасо-Преображенского мон-ря. В каменной ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского (Николы Ратного), имелось 2 драгоценных воздвизальных креста с мощами ( Невоструев. 1877. С. 24). До нач. XX в. сохранялась ее храмовая икона свт. Николая Чудотворца, представлявшая поясной образ святителя, в серебряном сканом окладе ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 8; Лебедев. 1895. С. 54). В ризнице было много шитых тканей, предметов богослужения ( Невоструев. 1877. С. 25-26, 28; Лебедев. 1895. С. 57-58; Пинегин. 1890. С. 359-360). Наиболее полно состав ризницы отражен в писцовых книгах 1565-1567 гг. В мон-ре было 2 воздуха: «болшей», повторявший извод плащаницы кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской из кафедрального собора (60-е гг. XVI в., НМРТ, см.: Силкин. 1995. С. 64, 65. Ил. 6), и «меншей» (не сохр.), вложенный женой Н. В. Бороздина, с изображением Деисуса и небесных сил, херувимов и серафимов, шитый серебряными и золотыми нитями ( Невоструев. 1877. С. 29; Пинегин. 1890. С. 356; Спутник по Казани. 1895. С. 152, упом. 110 жемчужин); 2 лицевые палицы, одна с шитым золотом и серебром по лазоревому фону образом Божией Матери «Воплощение», украшенная жемчугом («500 зерен без десяты опричь мелкова жемчюгу»), звездой и серебряным крюком, другая с шитым крестом, составленным из серебряных позолоченных дробниц, также с серебряным крюком ( Невоструев. 1877. С. 29). Из числа сохранившихся предметов наиболее известен «булгаковский сударь» - вложенная в казанский Спасо-Преображенский монастырь воеводой кн.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010