Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович; 27.10.1877, Москва - 17.04.1970, ст. Переделкино Московской обл.), Патриарх Московский и всея Руси. Род Симанских. Детские и юношеские годы Алексия I Владимир Андреевич Симанский Владимир Андреевич Симанский Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству и был записан в VI часть Родословной книги Псковской, Московской, Новгородской и С.-Петербургской губерний, куда внесены роды, дворянство к-рых установлено до XVII в. Патриарх, восстанавливая по памяти генеалогическое древо, одним из первых родоначальников называл своего прадеда - помещика Псковской губ. Владимира Александровича Симанского (род. в 1786). С ним связано основание родового имения Екатерининского в Островском у. Псковской губ., располагавшегося на берегу р. Великой, где В. А. Симанский жил почти безвыездно. Симанские были хорошо известны в своем уезде и играли видную роль в уездном дворянском собрании. В. А. Симанский имел 4 сыновей: Александра, Андрея, Николая, Павла. Первые трое впосл. покинули Екатерининское, приезжали сюда лишь на семейные торжества и в летние месяцы. Младший же, Павел, бывший в молодости морским офицером, после выхода в отставку целиком посвятил себя заботам о родовом гнезде, одно время был предводителем островского дворянства, позднее принял священство и служил в храме имения. Андрей Владимирович Симанский (род. в 1821), дед Святейшего Патриарха, по окончании учебы обосновался в Москве, имел собственный дом в Гнездниковском пер. и служил в Московском сенатском архиве. Женитьба на Анне Петровне Арцыбашевой принесла А. В. Симанскому в качестве приданого имения в Вологодской и Тверской губерниях, к-рыми он по выходе в отставку управлял. В семье А. В. и А. П. Симанских был один ребенок, родившийся 3 нояб. 1853 г. в Екатерининском и получивший имя Владимир в честь своего деда - В. А. Симанского. Родители прочили ему светскую карьеру, поэтому мальчик занимался дома с приходящими учителями, среди них были известный московский прот. Стефан Зёрнов , историк В. О. Ключевский , математик К. П. Буренин. Без особого труда В. Симанский поступил в Московский ун-т на юридический фак-т и окончил его с отличием в 1876 г. В том же году В. А. Симанский женился на Ольге Александровне Пороховщиковой, дочери капитана в отставке лейб-гвардии Семеновского полка, потомственного москвича, известного широким гостеприимством, а также тем, что был строителем гостиницы «Славянский базар». Двоюродной бабушкой Патриарха была игум. Леонида (Озерова), настоятельница Новодевичьего московского мон-ря .

http://pravenc.ru/text/Алексий I.html

Патриарх Алексий I (Симанский)      Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце». Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/100504.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подготовка и осуществление реформы приходского управления 1961 г. в Белоруссии (комментарий в интересах нации) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I М. И. Одинцов, А. С. Буевский Алексий I Патриарх Московский и всея Руси (статья из I тома «Православной энциклопедии» (Симанский Сергей Владимирович; род. 27.10.1877 г. в Москве – ум. 17.04.1970 г. на ст. Переделкино Московской обл.). Род Симанских. Детские и юношеские годы Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству и был записан в VI часть Родословной книги Псковской, Московской, Новгородской и С.-Петербургской губерний, куда внесены роды, дворянство которых установлено до XVII в. Патриарх, восстанавливая по памяти генеалогическое древо, одним из первых родоначальников называл своего прадеда – помещика Псковской губ. Владимира Александровича Симанского (род. в 1786). С ним связано основание родового имения Екатерининского в Островском у. Псковской губ., располагавшегося на берегу р. Великой, где В. А. Симанский жил почти безвыездно. Симанские были хорошо известны в своем уезде и играли видную роль в уездном дворянском собрании. В. А. Симанский имел 4 сыновей: Александра, Андрея, Николая, Павла. Первые трое впоследствии покинули Екатерининское, приезжали сюда лишь на семейные торжества и в летние месяцы. Младший же, Павел, бывший в молодости морским офицером, после выхода в отставку целиком посвятил себя заботам о родовом гнезде, одно время был предводителем островского дворянства, позднее принял священство и служил в храме имения. Андрей Владимирович Симанский (род. в 1821), дед Святейшего Патриарха, по окончании учебы обосновался в Москве, имел собственный дом в Гнездниковском пер. и служил в Московском сенатском архиве. Женитьба на Анне Петровне Арцыбашевой принесла А.

http://sedmitza.ru/text/415727.html

ТАЙНЫ РЕЛИГИИ Поиск смысла жизни, как мы с вами видели, напрямую связан с проблемой смерти. А в каком случае можно преодолеть эту проблему? Только если физической смерти неподвластна душа человека. Есть ли такая сфера человеческой жизни, которая предлагает разрешение этой проблемы? Где, в какой области существования и познания говорится о загробной жизни, о том, что душа человека бессмертна? – В религии. Только религия ориентирована на существенное преодоление смерти, и только она одна направлена на познание мира духовного, лежащего вне границ материальной реальности. Наверное, у каждого человека есть свое определенное представление, что такое религия. Но не будем спешить сразу расставлять все точки над «i». И прежде всего попытаемся ответить на такой, как кажется, простой вопрос: может ли человек быть безрелигиозным? Может ли человек быть безрелигиозным? Вам уже известно, что XIX и XX века стали во многих странах эпохой атеизма. К понятию религии относили все устаревшее, суеверное и примитивное. Но вы, наверное, удивитесь тому, что атеизм сам является своего рода религией, вернее анти- и лжерелигией. Однажды Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; 1877–1970) спросили, сколько в Советском Союзе верующих. Он ответил: «У нас все верующие, только одни верят, что Бог есть, а другие, что Его нет». Вера присутствует как в религии, так и в атеизме. Но если религия – это всегда вера в Бога, в духовный мир и в вечную жизнь, то атеизм – вера в отсутствие Бога, в земные ценности и в конечную смерть всего. Пока не будем судить, что лучше. Только заметим, что носители идей социализма, по сути, предлагали свою религию – безбожную. Давайте обратим на это внимание. Так, религия немыслима без духовных вождей и святых – тех, чьи жизнь и учение были бы примером для других. И в советские годы людей с детских лет учили верить в святость вождей – известной «троицы» Маркса, Энгельса, Ленина. Их «жития» и «творения» считались эталоном истины и штудировались каждым «воспитанным» человеком. Совсем недавно их треликий портрет располагался везде почти как икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В октябре исполняется 130 лет со дня рождения Патриарха Алексия (Симанского). Есть люди, судьбы которых, как бы вместив в себя жизнь своего века, помогают лучше понять эпоху, почувствовать пульс времени. Именно таким человеком был и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский). Родившийся при императоре Александре II, 27 октября 1877 г., он почил в эпоху «развитого социализма», 17 апреля 1970 г., в так называемый «застойный период» советской истории. Будущий Первосвятитель родился в Москве, там же окончил лицей, университет и Духовную академию. В первопрестольной началась и его иноческая жизнь, но архиерейская судьба оказалась надолго связанной с Санкт-Петербургом и его окрестностями. В 1913 г., являясь ректором Новгородской семинарии, архимандрит Алексий был поставлен викарием Новгородской епархии с титулом епископа Тихвинского. В 1916 г. он, викарный епископ своего учителя и духовного наставника архиепископа Арсения (Стадницкого), стал и настоятелем Варлаамиевого Хутынского монастыря. В то время владыка почти безвыездно проживал в Новгородской епархии, фактически управляя ею. В декабре 1916 года он сопровождал императрицу Александру Феодоровну в ее последнее путешествие в Новгород. «Молодой епископ Алексей оказался чрезвычайно изящным (лицеист)», - отметила тогда государыня в письме супругу. …Все изменилось буквально через несколько месяцев. В новых условиях владыка оказался лицом к лицу с революционной стихией. Ему пришлось не только управлять епархией (вл. Арсений в 1917 г. был исключительно занят общецерковными делами), но и бороться с клеветой в собственный адрес: революция легализовала антиепископские настроения части верующих и белого духовенства. Не принесли владыке успокоения и последующие годы. Первый арест последовал в январе 1920 г., а в ноябре 1920 г. епископ Алексий был осужден Ревтрибуналом за возбуждение «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти». К счастью, он был сразу же амнистирован.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

13 Ниже уполномоченный сообщал: «В результате проверки заявления на месте было установлено, что никаого постановления исполкома не выносилось, и поручалось рабочему слесарю проверить, как можно провести воду от водопровода, имеющегося в церкви, к жилому дому, находящемуся в ограде церкви. Церковному совету было рекомендовано не возражать о выносе из церкви водопроводного крана к жилому дому, находящемуся от церкви в 7–10 метрах, что иметь водопровод в самой церкви нет надобности, это было сказано и Лукой, который был удивлен тем, что внутри церкви имеется водопроводный кран». (ГААРК.Ф.Р-2647.Оп.1Д.6.Л.64) 14 Речь идет об Алексии I (Симанском Сергее Владими­ровиче) (1877–1970), Патриархе Московском и всея Руси с 1945 г. 16 Обширное богословское, религиозно-философское, апологетическое сочинение святителя Луки «Наука и рели­гия» впервые было издано отдельной книгой в 2001 г. 20 В фонде Р-2647 ГААРК отложились присланные председателем Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г. Карповым уполномоченному Совета по Крымской облас­ти Я.И. Жданову машинописные копии письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 26 января 1949 года на имя архиепископа Луки в ответ на его письмо к Патриарху от 18 января 1949 года, а также краткого ответа Луки на письмо Патриарха. Ниже публикуем эти чрезвычайно важ­ные документы полностью. «Ваше Преосвященство, возлюбленный Владыко! Хотя у меня совсем нет досуга для частной переписки и, в особенности, полемики, однако я беру на себя этот труд, чтобы высказать Вам свои мысли по поводу Вашего письма от 18.1, переданного мне на днях через о. Протопресвитера. Вы пишете, что тяжело были поражены постановлени­ем нашим «о запрещении даже проповедей, разъясняющих детям Закон Божий»... и что лучшие (здесь и далее выделе­но в документе. – Сост.) Ваши священники скорбно спра­шивали Вас по этому поводу: «Зачем же мы тогда крестим детей?» Между тем, такого постановления о запрещении пропо­ведей «разъясняющих» и т. д. не было. Было только пред­писано, чтобы под видом проповедей не было системати­ческих уроков, предполагающих специальный созыв детей как на школьные уроки. И далее, в другом постановлении, принятом по случаю предложения одного архиерея ввести специальные уроки Закона Божия для детей, было разъяс­нено, что это недопустимо, т. к. это является нарушением закона об отделении школы от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

 Иерей Тихон Кречетов (род. 1966) — сын протоиерея Валериана Кречетова, клирик Марфо-Мариинской обители в Москве.  Протоиерей Федор Кречетов (род. 1967) — сын протоиерея Валериана Кречетова, настоятель Патриаршего подворья, храма Вмч. Георгия Победоносца в Грузинах (Москва).  Скурат Константин Ефимович (род. 1929) — с 1955 г. преподаватель ряда московских духовных школ, магистр богословия (1970), доктор церковной истории (1978), заслуженный профессор МДА.  Остапов Даниил Андреевич (1894–1975) — личный секретарь и келейник Патриарха Алексия I (Симанского), с 1956 г. — заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии.  Патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970) занимал Московский Патриарший престол с 4 февраля 1945 г. до своей кончины 17 апреля 1970 г.  Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963) родился в семье профессора МДА А. П. Голубцова. По образованию агроном-полевод. В 1949 г. сдал экзамены за курс Московской духовной семинарии, рукоположен в диакона и священника. Служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице и в Малом соборе Донского монастыря. Среди духовных чад отца Николая было много интеллигенции.  Храм Спасо-Преображения в Переделкине с 1952 по 1975 г. — подворье Троице-Сергиевой Лавры, с 1975 по 1991 г. — подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. С 1991 г. — Патриаршее подворье.  Микоян Артем Иванович (1905–1970) — авиаконструктор, брат Микояна Анастаса Ивановича, советского государственного и политического деятеля.  Епископ Арсений (Жадановский, 1874–1937) — из духовного сословия, с 1902 г. иеромонах, с 1906 г. наместник Чудова монастыря в Москве, который (во многом благодаря ему) стал одним из центров духовного просвещения. В 1914 г. хиротонисан в епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1918 по 1927 г. проживал в разных местах — при церквях и монастырях. Не принял декларацию митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. С 1931 по 1933 г. три раза подвергался арестам. Жил в дачном поселке Котельники под Москвой, тайно служил и принимал духовных чад. 14 апреля 1937 г. снова арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне.

http://pravoslavie.ru/put/67935.htm

Архимандрит Кирилл (Павлов, род. 1919) - один из наиболее известных старцев XX - начала XXI в., духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовник Патриарха Алексия II. Автор многочисленных проповедей и поучений, широко общался с верующими по переписке (отправлял до 5 тыс. писем в год). Несколько лет назад перенес инсульт, лишивший его возможности двигаться и беседовать с людьми. Протоиерей Евгений Тростин (1878-1967) - с 1942 г. настоятель Спасского храма села Петровское Щелковского района Московской области. Принимал для духовного совета и наставления множество людей из разных уголков России. Протоиерей Алексей Резухин (1921-1999) родился в Вологде в семье военного; в 1942 г. призван в армию, в 1945 г. поступил в Богословский институт в Москве, в 1947 г. рукоположен в диакона и священника. Служил в храмах Зарайска (1947-1949), Москвы (1949-1950), Костромы (1950-1954), в Тульском Всехсвятском кафедральном соборе (1954-1978), с 1978 г. был настоятелем Успенской церкви города Богородицка Тульской области. Иерей Тихон Кречетов (род. 1966) - сын протоиерея Валериана Кречетова, клирик Марфо-Мариинской обители в Москве. Протоиерей Федор Кречетов (род. 1967) - сын протоиерея Валериана Кречетова, настоятель Патриаршего подворья, храма Вмч. Георгия Победоносца в Грузинах ( Москва ). Скурат Константин Ефимович (род. 1929) - с 1955 г. преподаватель ряда московских духовных школ, магистр богословия (1970), доктор церковной истории (1978), заслуженный профессор МДА. Остапов Даниил Андреевич (1894-1975) - личный секретарь и келейник Патриарха Алексия I (Симанского), с 1956 г. - заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии. Патриарх Алексий I (Симанский, 1877-1970) занимал Московский Патриарший престол с 4 февраля 1945 г. до своей кончины 17 апреля 1970 г. Протоиерей Николай Голубцов (1900-1963) родился в семье профессора МДА А. П. Голубцова. По образованию агроном-полевод. В 1949 г. сдал экзамены за курс Московской духовной семинарии, рукоположен в диакона и священника. Служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице и в Малом соборе Донского монастыря. Среди духовных чад отца Николая было много интеллигенции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Кроме Петрозаводска, за семь лет служения епископом Гдовским, владыка Вениамин выезжал и в другие епархиальные центры. В 1913 году он посетил Новгород и Витебск, где участвовал в посвящении викарных епископов Новгородской и Полоцкой епархий. В Новгороде он находился на второй пасхальной неделе, в дни пребывания там Патриарха Григория IV. 26 апреля Патриарх ездил в Юрьев монастырь. В книге почетных посетителей он оставил запись по-арабски: «Доброе начало! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я посетил благоустроенный монастырь Святого Георгия, который посетил мой предшественник Патриарх Макарий, сын одного из знатных граждан Алеппо, в 1654 г. от Р[ождества] Х[ристова]. И я хвалю все, что я видел в нем из памятников благочестия, добродетелей и истинно православной ревности. Присутствовали со мной Его Высокопреосвященство, Архиепископ Новгородский Кир-Кир Арсений, и братья Кир-Кир Никон Архиепископ, бывший Вологодский, и Кир Вениамин, Епископ Гдовский, и Кир Иоанникий [(Дьячков) – авт.], Епископ Кирилловский, во дни благочинного, достоуважаемого Архимандрита Кир-Иувеналия [(Масловского) – авт.], настоятеля этого монастыря, в день пятницы, 26 апреля 1913 г. Господь да продлит лета их жизни, и да благоустроит монастырь сей, и да умножит братию его. Аминь. Написал сие смиренный Патриарх Антиохии и всего Востока Григорий IV (Ходай)» 478 . В субботу и в воскресенье епископ Вениамин был среди сослужащих Патриарху в храмах Новгородского кремля. За этими службами к собору иерархов присоединился еще епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов; 17 марта 1866 – 19 августа 1929). 27 апреля в полдень в теплом Входо-иерусалимском соборе состоялось наречение ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Алексия (Симанского; 27 октября 1877 – 17 апреля 1970 – впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского. Всенощное бдение служили в Софийском соборе. Там же за литургией 28 апреля Патриарх Великой Антиохии возглавил архиерейскую хиротонию будущего Предстоятеля Русской Церкви. За воскресными службами было оглашено Деяние Святейшего Синода о причислении к лику святых Московского Патриарха Ермогена. Подвиг «великого архипастыря-народолюбца, положившего душу свою за паству свою» 479 в Смутное время российской истории, станет вдохновляющим примером для священномученика митрополита Вениамина с момента его избрания на Петроградскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем епископат терял последних из архиереев, поставленных в довоенные и 40-е гг. 12 июля 1965 г. скоропостижно скончался митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров), исповедник, многолетний узник лагерей, хиротонисанный во епископа в 1946 г. и короткое время в разгар хрущевских гонений занимавший Ленинградскую кафедру. В 1968 г. скончался уволенный за год до смерти на покой с Куйбышевской кафедры митрополит Мануил (Лемешевский) . 29 марта 1968 г. на 92-м году жизни в Киеве преставился находившийся там на покое митрополит Иоанн (Соколов) , один из ближайших сподвижников Патриархов Сергия и Алексия. Митрополит Иоанн (в миру Иван Александрович Соколов) родился в семье диакона в Дмитрове в 1877 г., богословское образование получил в Перервинском духовном училище и в Московской семинарии, затем учительствовал в начальной школе при Угрешском монастыре. В 1901 г. принял священство. В 1912 г. священник Иоанн Соколов заочно закончил Институт археологии, защитив диссертацию на тему «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам». Овдовев в 1915 г., отец Иоанн продолжал священствовать в Москве в трудные годы мировой и гражданской войн и послевоенной разрухи. В 1928 г. он принял постриг и тогда же был хиротонисан в викарного епископа Московской епархии, впоследствии занимал Брянскую, Вологодскую и Архангельскую кафедры, но в 1939 г. вынужден был оставить архиерейское служение. В начале войны преосвященный Иоанн оказался в Ульяновске, возле главы Русской Церкви – патриаршего Местоблюстителя. Там он вступил в управление Ульяновской епархией, в 1942 г. был переведен в Ярославль, а через два года возведен в сан митрополита Киевского и назначен экзархом Украины. Эту должность он занимал до увольнения на покой в 1964 г. В послевоенные годы ему пришлось много потрудиться над умиротворением верующего народа и устроением церковной жизни на Украине после раскольнических действий епископа Поликарпа и других самозванцев, получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010