Фома Аквинский (1225––1274) [лат] – святой, учитель церкви, doctor universalis. Богослов и философ, систематизатор схоластического богословия. Монах–доминиканец. Ф.А. называют самым ученым человеком среди святых и самым святым среди ученых. Ф.А. родился в родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте–Кассино, а позднее учился в Неаполитанском, Парижском университетах (в последнем – под руководством Альберта Великого). Вместе с Альбертом Великим  Ф.А. переезжает в Кёльн, а позже уезжает в Италию и постоянно живет там, на некоторое время приезжая в Париж. В Парижском университете Ф.А. остро дискутировал  с Сигером Брабантским и сторонниками аверроизма (учения арабского философа Ибн–Рушда). Обширное научное наследие Ф.А. включает все известные в его время жанры философских произведений. Ф.А. много комментировал – сочинения Аристотеля, Боэция и Петра Ломбардского, написал полемическое сочинение " О единстве интеллекта против аверроистов " . Основные труды Ф.А. – " Сумма против язычников " и " Сумма теологии " (осталось незаконченным). Философия Ф.А. – попытка осмыслить и приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Ф.А. совершенно отчетливо разделял веру и разум, которые друг от друга совершенно не зависят, но одновременно был твердо уверен в необходимости их согласования. Вера не противоречит разуму, то и другое – истинно. Но если какие–либо мыслительные конструкции противоречат Откровению, то это свидетельствует лишь об ошибочном ходе человеческих рассуждений, нарушающем гармонию веры и разума. Любой мыслитель за пределами богословия находит аргументы в сфере разума; богослов исходные принципы своих рассуждений ищет в Откровении. В конечном счете вера и разум в своих выводах необходимо должны совпасть. Разум, если им правильно пользоваться, не может нас обмануть; это еще более относится к Откровению, поскольку источник его — Бог. При гармонии разума и Откровения, последнее неизмеримо выше первого, ибо если одни из догматов веры доступны для постижения разумом (существование Бога, бессмертие души), то другие не доступны логике и рациональному постижению не подлежат (сотворение мира, троичность Бога). 

http://bogoslov.ru/person/3176926

Отправление посольства. Выезд из Вены Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. Августейшему, державнейшему и непобедимому монарху и владетелю, государю Леопольду, избранному императору Римскому, беспрерывно августейшему королю Немецкому, Угорскому, Чешскому, Далматскому, Хорватскому, Славонскому, эрцгерцогу Австрийскому, герцогу Бургундскому, Брабантскому, Штирскому, Хорутанскому, Карниольскому, маркграфу Моравскому, герцогу Люксембургскому, Верхней и Нижней Силезии, Виттенбергскому и Тешинскому, князю Швабскому, графу Габсбургскому, Тирольскому, Ферретскому, Кибургскому и Горицкому, ландграфу Эльзасскому, маркграфу Священной Римской империи, Бургскому, Верхних и Нижних Лужиц, обладателю Крайны Словинской, Наонского Порта и Соляных Копей и проч , и проч., всепресветлейший и державнейший монарх, государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский, государь и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и прочих земель, государь и великий князь Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кон-дийский и всей Северной страны обладатель, государь Иверский, земель Карталинской и Грузинской, царь Кабардинский, князей Черкасских и Горских, и многих прочих Восточных, Западных и Северных владений и областей дедич и отчич, потомственный государь и обладатель, по заботе своей о благе христианских земель, предложил наступательный союз против врагов Святого Креста. Его священное цесарское величество, дорожа постоянной его царского величества дружбой и сам также имея в виду преимущественно пользу христианства, не только заявил готовность со своей стороны к заключению такового союза, но даже вошел по этому предмету в соглашение, против тех же неприятелей, с союзниками своими, доблестнейшим Польским королевством и всепресветлейшею Венецианской республикой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439167/

Вторую хижину женщины построили в районе Веерта в вересковой пустоши. Чтобы скрыться от мира, Ода посадила вокруг своего нового жилища несколько кустов, которые чудом на следующий день разрослись до пышной изгороди. Все это время отец Оды искал свою дочь. С небольшим отрядом верных ему людей он объездил всю Европу. Наконец, король добрался до трактира в Веерте. Когда он рассчитывался за обед своими шотландскими монетами, хозяин трактира заметил, что монеты ему известны; он уже такие монеты встречал – однажды затворницы, живущие в вересковой пустоши, заплатили ему такими же монетами. Услышав это, король понял, что он нашел свою дочь; она где-то рядом. Ему указали дорогу к хижине, но сороки напали на его отряд и не дали приблизиться. Сколько он ни пытался, ему не удалось увидеть дочь. Ни с чем вернулся король к себе в Шотландию. Однако Ода уже не чувствовала себя в безопасности на этом месте. Отец мог вернуться в любой момент. Слухи о молодой затворнице все больше распространялись; ее кормилица тем временем умерла. Оставшись одна, Ода решила перебраться в еще более глухое место туда, где о ней никто ничего не слышал. Третью и последнюю свою хижину Ода построила в лесу около деревушки Роде . Когда она умерла, жители Роде увидели пламень, поднимающийся над лесом. Они прибежали, думая, что надо тушить лесной пожар, и увидели, что пожара нет; столб света поднимался над жилищем усопшей праведницы – ее пламенеющая душа восходила ко Господу. Св. Оду похоронили в простом деревянном гробу рядом с шалашом, где она жила. Скоро на ее могиле начались чудотворения. Над ее могилой была построена сначала деревянная церковь, затем каменная. В 1170 г. мощи св. Оды были вырыты из земли и помещены в каменную гробницу. Автор жития отмечает, что мощи распространяли приятный запах. Первое житие св. Оды было написано спустя почти 400 лет после ее смерти Готфридом, каноником церкви в Синт-Уденроде, что на севере от Эйндховена, примерно на расстоянии 7 км. Много о ее житии осталось в церковном предании.

http://drevo-info.ru/articles/8083.html

Ученик Альберта Великого Фома Аквинский (1225-1274), монах-доминиканец — один из самых выдающихся богословов средневековья. Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения — томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился философски обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание. Учил, что воля человека свободна, совершенное познание и совершенное блаженство заключаются в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религиозного экстаза; он считал, что все виды государственной власти происходят от Бога и церковная власть выше власти монарха (Фома Аквинский, как и Аристотель, из всех форм государственного устройства предпочитал монархию). Он обосновывал положение — земные государи должны повиноваться папе римскому, власть которого «от Христа». Теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с XIV в. была ведущим направлением католической теологии. Фома Аквинский имел титул «ангельского доктора», «всеобщего наставника» и «князя схоластов.» Он был канонизирован в 1323 г. В 1567 г. назван «пятым учителем церкви» после Августина, Иеронима, Амвросия Медиолаиского, Григория I. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII теологическая доктрина Фомы Аквинского была признана «единственной, истинной философией католицизма». Учение Фомы Аквинского — томизм, стало в новое и новейшее время основой неотомизма — учения современной католической Церкви. В средневековом мире также был известен английский богослов, ученый, занимавшийся вопросами естествознания, Роджер Бэкон (1214-1292).

http://sedmitza.ru/lib/text/441061/

– разум всех людей – один и тот же и един; – неверно или не соответствует истине положение: единичный человек познаёт; – воля человека желает или делает выбор на основе необходимости; – всё, что происходит в этом мире, подчинено власти небесных тел; – мир вечен; – первого человека не было никогда; – душа – форма человека, она гибнет, когда разрушается тело; – душа, отделённая после смерти от тела, не страдает от плотского огня; – свободная воля – потенция пассивная, а не активная, и потому по необходимости ею движет то, к чему можно стремиться; – Бог не познаёт единичных вещей; – Бог не познаёт того, что отлично от Него Самого; – действия людей не направляются Божественным провидением; – Бог не может дать бессмертие или нетленность преходящей и телесной вещи (см.: 15, с. 251). По мысли латинских аверроистов, Бога нужно понимать как аристотелевский Ум, который может мыслить лишь самое достойное, т.е. Себя. Единичных чувственных предметов Бог не знает и не мыслит, поэтому бессмысленно богослужение и молитва , ведь Бог всё равно нас не слышит. Всё в мире подчинено причинно-следственным связям. Их можно видеть при помощи небесных светил, которые обладают огромным влиянием на весь мир. Человек бессмертен не как личность, а лишь как разум, который после смерти сливается с разумом Божественным. Однако далеко не все относились к Сигеру негативно. Через несколько десятков лет Данте Алигьери в «Божественной комедии» описывает рай, где обитают католические святые, и помещает в него виднейших философов – Бонавентуру, Альберта Великого, Петра Ломбардского, Исидора Севильского и др. Среди них он вместе с Фомой Аквинским называет и его противника, Сигера Брабантского, упоминая, что это именно тот, «что читал в Соломенном проулке в оны лета и неугодным правдам поучал» (Бож. комедия. Рай , 10, 136–138). §12. Альберт Великий Одним из первых, кто понял истинность многих научных и философских положений Аристотеля, был Альберт Великий (Альберт из Больштедта). Он родился в 1193 (по другим данным – в 1206) году и умер в 1280 году. Долгое время преподавал в Кельнском и Парижском университетах, был руководителем доминиканского ордена в Германии. Альберт Великий изучал теологические и метафизические работы Аристотеля и впервые ввёл в обиход и сами работы Аристотеля, и многие термины, которые впоследствии стали основными философскими терминами в западном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской). Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX , к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932). Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской. Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010