Парадоксальным, но логичным дополнением ориентации схоластики на авторитетный текст был неожиданно свободный от конфессионально-религиозной мотивации подбор авторитетов " естественного " знания; наряду с античными язычниками , как Платон, Аристотель или астроном Птолемей , и мыслителями исламской культуры, как Аверроэс ( Ибн Рушд ) в канон зрелой схоластики входил, например, испанский еврей Авицебронн ( Ибн Гебнраяь ). Отсюда во многом проистекает т. н. " теория двойственной истины " (согласно которой один и тот же тезис может быть истинным для философии и ложным для веры), решительно отвергаемая томизмом , но приписываемая, например, Сигеру Брабантскому . Этот логический предел многих тенденций поздней схоластики был обусловлен, в частности, схоластическим авторитаризмом: Библия и отцы Церкви — авторитеты, но разноречащие с ними Аристотель и Аверроэс также были восприняты именно как авторитеты. Схоластика была творческим периодом в истории мысли благодаря тому что находила в авторитетных текстах не готовые ответы, а вопросы, интеллектуальные трудности, провоцирующие новую работу ума; именно невозможность решить вопросы при помощи одной только ссылки на авторитет многократно становилась предметом тематизации. " Auctoritas cereum habet nasum, id est in diversum potest flecti sensum " ( " У авторитета нос восковой, т. е. его возможно повернуть и туда, и сюда " ), отмечал еще поэт и схоласт Алан Лилльский . Фома Аквинский специально возражает против установки ума на пассивно-доксографическое отношение к авторитетам: " Философия занимается не тем, чтобы собирать мнения различных людей, но тем, как обстоят вещи на самом деле " . Мыслителей схоластики привлекало рассмотрение особенно сложных герменевтических проблем; особым случаем было вербальное противоречие между авторитетными текстами, недаром акцентированное еще в заглавии труда Абеляра Sic et non ( " Да и нет " ). Схоласт должен был уметь разобраться в подобных казусах, оперируя категориями семантики (многозначность слова), семиотики (символические и ситуативно-контекстуальные значения, приспособление формы теологического дискурса к языковым привычкам слушателя или читателя и т. п.); теоретически формулируется даже вопрос аутентичности сочинения и критики текста, хотя подобная филологическая проблематика на службе у богословия в целом остается нетипичной для Средних веков и составляет характерное завоевание новоевропейской культуры.

http://drevo-info.ru/articles/21492.html

Великая заслуга святых отцов в создании образца подлинного христианского богословия, богословской классики, обращенной к человеку своего времени, но имеющей непреходящее значение. Если мы обратимся теперь к эпохе аутентичной схоластики, то увидим, что она унаследовала те же принципы. Однако действующие лица здесь другие, и акценты расставлены по-иному. Авторитет философа с заглавной буквы приобретает уже не Платон, хотя и он продолжает оставаться весьма почитаемым мыслителем, а Аристотель. К открытию Западной Европой философии Аристотеля привели несколько важных явлений в социальной и интеллектуальной жuзhu XI–XII веков. Во-первых, это развитие естественнонаучных знаний (что повлекло за собой интерес и внимание к материальному миру), которые совершенно отсутствуют у Платона и характерны для Аристотеля 8 . Во-вторых, решающим фактором послужила встреча и столкновение с нехристианским аристотелизмом, пришедшим с арабоязычного Востока, главным образом, в форме аверроизма. Это столкновение произошло на Ближнем Востоке во время Крестовых походов и в Испании во время Реконкисты, оттуда его влияние распространилось на Западную Европу, породив целый ряд еретических учений (например, Сигера Брабантского). Поэтому задачей христианского аристотелизма схоластиков было, с одной стороны, противодействовать этим еретическим тенденциям, а с другой стороны — показать, что философия Аристотеля в своих существенных чертах может быть не только согласована с христианским богословием, но и полезна для него. Таким образом, схоластическое богословие XI–XIII веков было столь же исторически органичным, своевременным явлением, как и патристика b III–V веках. При этом платоновская традиция схоластами не зачеркивалась; изучение Платона продолжалось: Шартрская школа (XII–XIII века) признавала своим главным учителем Платона, и даже классик схоластического аристотелизма Фома Аквинский уделял Платону очень большое внимание 9 . Преобладающее влияние Аристотеля имело своим следствием еще две существенных черты аутентичной схоластики. Первое — это интерес схоластов к формально-логическим проблемам, возникший под влиянием «Категорий» и «Органона». Этот интерес, сам по себе не заключавший ничего дурного, часто, особенно в эпоху поздней схоластики, приводил к отвлеченной игре интеллекта, умствованию ради умствования. В этом отношении критику деятелей Возрождения следует признать справедливой; не стоит только забывать, что вред бесполезного философствования отчетливо осознавался всеми крупнейшими схоластами золотого века (XII–XIII века), и именно они первыми подвергли его критике.  Фома Аквинский в предисловии к своей «Сумме богословия» указывает, что одной из причин, побудивших его взяться за этот гигантский труд, было «умножение бесполезных вопросов и артикулов». Напротив, истинную задачу схоластики он видит в ответе на жизненно важные вопросы богословия 10 .

http://azbyka.ru/process-preodolenija-sh...

Пятый путь идёт от порядка мира. Мы видим, что действия вещей, лишённых разума, например природных тел, таковы, что устремлены к некоей цели и всегда или почти всегда ведут [к ней] наилучшим образом. Отсюда ясно, что их целеустремлённость не случайна, а направляема сознательной волей. Но так как сами они лишены разума и не могут [сознательно] стремиться к цели, их направляет нечто разумное и сознающее, так и стрела направляется лучником в цель. Следовательно, есть некая разумная сущность, направляющая все природные вещи к их цели; эту-то сущность мы и называем Богом» (16, с. 26–27). Видно, что Фома Аквинский цитирует Аристотеля не просто как одного из философов, а как наивысший авторитет, чтобы подкрепить свою аргументацию. Такое отношение к Аристотелю удивительно, если вспомнить, что в это время аристотелевская философия считалась противоречащей христианству. И вот Фома Аквинский уже часто пишет не «Аристотель», а «Философ». Удивительна та смелость, даже дерзость, с которой он использует аристотелевские положения. Ведь в число тезисов, в которых осуждались положения Сигера Брабантского, были помещены и некоторые положения Фомы Аквинского, однако Фома не изменил своего мнения, будучи полностью уверенным в том, что разум (т.е. аристотелевская философия) не может противоречить христианству. Метафизика О Боге Фома Аквинский говорит во многом то же самое, что и предшествующие отцы Церкви. Так, в частности, Фома повторяет «Ареопагитики», что сущность Бога скрыта, о Нём невозможно ничего знать, поэтому лучше о Боге говорят отрицательные определения. Но мы можем знать кое-что о Боге благодаря усилению до бесконечности некоторых положительных Его атрибутов. В отношении положительного знания о Боге Фома Аквинский говорит, что поскольку Бог вечен, то Он недвижим; поскольку в Боге нет никакой пассивной потенциальности, Бог есть чистая актуальность, чистое действие, следовательно, Бог никогда не преходит, Он нетленен. Поскольку Бог прост и един, следовательно, Он не имеет никакой сложности, следовательно, Он не есть тело. Таким образом, свою метафизику Фома Аквинский почти целиком заимствует у Аристотеля. Однако это заимствование не означает полного совпадения взглядов Фомы и Аристотеля. Ибо если главной целью Аристотеля было научное познание мира, то главной целью Фомы Аквинского является познание Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Кроме того, объясняет Фома, к одному и тому же объекту можно подходить с разных сторон. Вот, например, Земля. Землю можно рассматривать как планету – с точки зрения астрономии, а можно рассматривать как объект физики. Это не будет противоречием, это будет рассмотрение одного и того же объекта с разных точек зрения. Поэтому почему бы нам и о Боге не говорить, используя две разные науки: Божественное откровение, полученное от Самого Бога, эту полноту истины, и философию, которая постигает Бога разумом. Противоречия здесь быть не может, потому что объект один и тот же – Бог. Противоречие возникнет только в том случае, если где-то будет сделана ошибка. А где? Разумеется, Бог не может ошибиться в Своем откровении. Ошибиться может только философ. Так что если между философией и богословием возникает противоречие, то очевидно, что ошибся философ. Бычий напор Известен такой случай. Однажды Фома, которого прозвали Немой бык… Сделаю отступление по поводу этого прозвища. Почему «немой», понятно: Фома был все время погружен в свои размышления и избегал разного рода бесед, общества. Со стороны выглядело, что он словно немой. А почему «бык»? Возможны разные объяснения. Фома был тучным от природы, и это такая как бы детская «дразнилка», но скорее всего его прозвали Быком за то, что он шел, как бык, напролом, не обращая ни на что внимания. Вот один из примеров. Аристотель для католиков того времени был явно нехристианским философом. Фома же утверждал: «Вы ничего не понимаете. Истина – одна. Не может быть двух истин. И Аристотель учит о природе правильно, не противореча при этом христианству». Даже на замечания епископа Парижа, который включил некоторые тезисы Фомы Аквинского, наряду с тезисами Сигера Брабантского, в число еретических положений, Фома никак не отреагировал. Решил, что владыка не разобрался в проблеме. Фома грохнул огромным кулаком по столу: «Вот что образумит манихеев!» Но вернемся к тому случаю, о котором я хотел рассказать. Фома был приглашен на обед к королю. Он сидел за столом, погруженный, как обычно, в свои мысли. Общество было занято какой-то беседой – как вдруг раздался грохот. Фома, достаточно тучный мужчина, своим огромным кулаком грохнул по столу и сказал: «Вот что образумит манихеев!». Да, Фома полемизировал не только с аверроизмом, но и с самым древним врагом христианства – манихейством, ошибочность которого показал еще блаженный Августин.

http://pravoslavie.ru/94109.html

Альберт Великий (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (1193–1280) – немецкий теолог, философ, ученый-естествоиспытатель. Родился в Швабии. Учился в Падуе. Преподавал в Париже, Кельне и др. городах. Имел множество учеников, среди которых – Фома Аквинский. Получил известность как комментатор Аристотеля, работы которого он интерпретировал с позиций католического богословия. Монах-доминиканец, Альберт стал в 1254 г. провинциалом этого ордена в Германии, а в 1260 г. епископом Регенсбурга. Вскоре, однако, Альберт добился от папы сложения с него епископского сана, решив посвятить себя всецело науке. В соч. «Сумма теологии» и «О причинах и о возникновении всеобщего» Альберт пытался создать единую систему католического богословия. Альберт неустанно боролся как против прогрессистских течений в схоластике (напр., у Сигера Брабантского, Давида Динанского и др.), так и против «еретического» прочтений Аристотеля. Альберт принадлежат многие труды по логике, этике, физике, естественнонаучные трактаты (ботаника, химия, механика). За энциклопедичность познаний Альберт получил от Католической Церкви титул «doctor universalis». Канонизирован в 1931 г. 482 Первым внешним признаком такого разложения мы, конечно, должны признать отделение государства от церкви, а внутренним его признаком – понижение политических и социальных идеалов. 489 [Johann von Hontheim (1701–1790), викарный епископ, напечатавший в 1763 г. знаменитое сочинение «De statu ecclesiae et legitima potestate romani pontificis», в котором выступил решительным противником папских притязаний]. 491 Индекс запрещенных книг (лат.). «Индекс запрещенных книг» – издававшийся Ватиканом в 1559–1966 гг. список произведений, чтение которых запрещалось верующим под угрозой отлучения от Церкви. Одна из форм борьбы Католической Церкви с антикатолическими движениями. В «Индекс» включались тысячи названий, среди которых находились произведения таких мыслителей, ученых, писателей, как, например, «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, книги О. Бальзака, Ж. П. Сартра, соч. Абеляра, Экхарта, Мальбранша, Спинозы, Канта, книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» и мн. др.. С 1966 г. издание «Индекса» прекращено.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В понтификат М. в Чехии начались беспорядки, спровоцированные казнью Яна Гуса на Констанцском Соборе. 1 марта 1420 г. папа призвал верующих участвовать в крестовом походе против гуситов, к-рый закончился, впрочем, неудачей. 12 июля 1420 г. М. даровал отпущение грехов участникам буд. крестового похода под рук. имп. Сигизмунда I против турок, поручил архиепископам Майнца, Трира и Кёльна собирать деньги на это предприятие. В 1418 г. съезд раввинов, собравшихся в Форли, обратился к понтифику с просьбой отменить антииудейские законы, введенные в 1415 г. буллой «Etsi doctoribus gentium» антипапы Бенедикта XIII. 10 февр. 1422 г. М. подтвердил буллу «Sicut Judaeis» (ок. 1120) папы Римского Каллиста II , к-рая на условиях признания евреями «своего вечного рабства» гарантировала им защиту (в т. ч. от принуждения к принятию крещения), свободу совершения обрядов, сохранение собственности и проч. М. подтвердил разрешение евреям заниматься любой деятельностью, отдыхать во время иудейских праздников и работать во время христианских. Папа повторил запрет на насильственное крещение евр. детей и чтение враждебных евреям проповедей. В 1430 г. М. подтвердил освобождение евреев от ношения особых знаков, данное в 1402 г. папой Римским Бонифацием IX . В 1425 г. папа даровал герц. Жану IV Брабантскому право основать в Лувене (ныне Лёвен, Бельгия) ун-т (тогда он не имел богословского фак-та). В 1427 г. М. одобрил планы создания при ц. Сант-Аполлинаре в Риме коллегии для обучения бедных студентов (не была основана), поддерживал деятельность ун-тов в Перудже, Болонье, Турине, а за пределами Италии - в Монпелье, Нанте, Саламанке, Вальядолиде и др. Папа стремился подчеркнуть главенство Рима и возродить его величие, т. к. за годы церковной схизмы город пришел в запустение: на рим. форуме паслись коровы, развалины античных зданий служили источником материалов для построек. При М. впервые за 100 с лишним лет Рим стал постоянной резиденцией папской курии. Понтифик признал ряд учреждений, символизировавших самоуправление города, назначил начальника полиции и приступил к уничтожению разбойничьих притонов. Современные М. авторы говорят о сохранявшихся при нем в Риме спокойствии и безопасности. Подобные меры принимались и в др. городах Патримония св. Петра.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

О категориях. 5, 4 d. 15 –20. Последнее замечание особенно важно, противоположности, принимаемые сущностью, – выражение ее изменения. 258 «Логический объект» – характеристика идеи в контексте Платоновской философии не означает формально-логический статус идей или абстрактность идей как понятий о чем-либо, оба этих значения Платону чужды, идея – логический объект в значении «логосности», смыслового характера идей – «истинного знания в истинном бытии». 266 «Мы же со своей стороны говорим, что материя и лишенность – разные вещи, из коих одна, именно материя, есть несущее по совпадению, лишенность же – сама по себе, и что материя близка к сущности и в некотором смысле есть сущность, лишенность же – ни в коем случае». Аристотель, Физика. 129 а 4–6. 271 «То откуда» часто совпадает с формальной и целевой причинами, как в случае «отец – причина ребенка», ребенок индивид того же вида, что и отец, значит сын отличен от отца по числу, а не по эйдосу. 283 Русское слово «действительность», которым передается греческий термин «энергия» хорошо отражает смысл, вкладываемый Аристотелем: с одной стороны, слово «действительность» – синоним слову «бытие», «все что есть» – подлинное, настоящее – действительное. Вместе с тем, «действительность», как и греческая энергия, действительность – деятельность, обращенная к осуществлению бытия. 287 Средневековая и новоевропейская интеллектуальные традиции будут делать акцепт на «уме-рассудке», а не на «созерцающим уме», оперативный рассудок – логос – займет лидирующие позиции, как в иерархии познавательных способностей, так и п онтологии 300 Классическая христианская интерпретация учения о Уме принадлежала Фоме Аквинскому, она противостояла более близкой, аутентично аристотелевской, ноологии Ибн Рушда (Аверроэса) и Сигера Брабантского. 305 Появление «сущности» с ее философскими коннотациями в богословии связано с переводом LXX, знаменитое место ( Исх.3,14 ) где Бог сообщает свое имя Моисею, в греческом переводе передается, как «Я есть сущий». Таким образом, Бог – вечное, неизменное, бытие – сущность.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Вели, Государь, аглинским и анбурским (гамбургским) и бараборским (брабантским) и галанским и датцким немцам, гостям и торговым людем, торговать у корабелной пристани у Архангелского города; а к Москве, Государь, и в иные городы всего московского государства пущать не давали б так же, как наперед сего при прародителах ваших государьских, блаженные памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче (Грозном) всеа Русии, торговали в Иван городе. И ворванья, Государь, сала не вели держать в откупу немцам… и вперед, Государь, того салного промыслу отдавать в откуп 65) , чтоб, Государь, твоя государева казна, такой пошлинной великой сбор не был в истери, и твоя государева вотчина, Колмогорской уезд и все Поморье не запустело, а промышленные люди с голоду б не померли; потому, Государь, что они немцы сами жалованные грамоты нарушили, учали делать не по тому, как в жалованных грамотах написано. А как, Государь, в московское государство ездить немцам не поволишь, и их товары в московском государстве будут дешевы, по-прежнему, а мы холопи и сироты твои, от тех промыслишков учнем быть сыти и во всех, Государь, городех будет тебе Государю прибыль многая… Царь, Государь, смилуйся, пожалуй» 55 . Посадские люди, т.е. горожане (впоследствии, мещане) претерпевали от ослабления своего общинного устройства, так что даже новгородцы, древнейшие и некогда сильнейшие на Руси общинники, в марте 1648 г., били челом: «После де разоренья в Великом Новгороде осталось их, посадских людей, немного, разбрелися, а иные померли, а вновь де не прибыло ни одного человека, и из досталных из них выбраны к денежным сборам в таможенную избу и в отхожия и в иныя многия в городовыя службы, а люди все бедные, и вперед к делам выбрати будет из них некого; а в Великом же де Новгороде и Новгородском уезде многие казаки и стрелцы и митрополичьи, и монастырские, и всяких чинов не тяглые люди торгуют всякими товары, сидят в лавках, и отхожими торговыми многими промыслы промышляют, и у них (посадских) торговые промыслы отняли, а никаких податей и мирскаго тягла с ними не платят и служеб не служат, живут в пробылех; а иные де посадские люди, избывая податей, стали в стрелцы и в казаки, и во всякие чины, и у митрополита живут в приказных и в крестьянях, и от того де Великий Новгород в конечном запустенье; а которые тягловые дворы с болшими угодьи, и теми дворами владеют всяких чинов белые (нетяглые) люди, а с тех тяглых дворов и мест никаких податей не платят, а за те дворы тягло и службы ложатся на них, на досталных посадских людех» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОДА БРАБАНТСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Ода дева Брабантская. Икона Ода Дева Брабантская (ок. 680 - 726 ), отшельница, преподобная Память 28 ноября (Бельг. и Нидерл. ) По преданию, св. Ода подвизалась в лесах Таксандрии на рубеже VII - VIII веков. Она родом из шотландской королевской семьи. Некоторые историки называют ее отцом Игнатия VII (Eugunatius). Слепая от рождения, Ода была любима всеми, добрая, ласковая и удивительно красивая девочка. Родители делали все возможное, чтобы дочка прозрела, вызывали ко двору лучших врачей, совершали паломничества ко святым местам, но ничто не помогало. В какой-то момент до Шотландии дошли рассказы о чудесах, происходящихся на могиле святого мученика Ламберта, епископа Маастрихта . Его останки были перенесены в декабре 718 г. из Маастрихта в Люик (Luuk), и туда-то и отправили родители Оды молоденькую девушку. Ода всю ночь молилась на могиле священномученика Ламберта, к утру забылась сном, а когда проснулась, впервые в жизни увидела солнечный свет. Не только глаза ее прозрели, но и душа тоже. Глазами телесными увидела она красоту дольнего мира, глазами души – превосходство горнего. На могиле св. Ламберта Ода дала обет стать невестой Христовой и всю жизнь посвятить Господу. Она вернулась зрячей домой, и счастливый отец решил, что пришло время выдать дочь замуж. Накануне свадьбы Ода бежала из замка вместе со своей кормилицей. Они направились в Рим . Неизвестно, сколько месяцев или лет заняло это путешествие. Согласно преданию, они помолились на гробнице апостолов Петра и Павла , и там сплела себе Ода посох из тростника. Потом паломницы отправились на север. Совершив трудный переход через Альпы и Арденны , они вышли к Маасу и добрались до Фенрау . В глухом лесу построили они шалаш, в надежде провести там жизнь в тихой молитве. Однако им не удалось остаться незамеченными. Их выдали птицы, кружившие над шалашом. Люди из соседней деревни пошли посмотреть, кто там поселился. Оде пришлось бежать от назойливого внимания деревенских мужиков.

http://drevo-info.ru/articles/8083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНОВЕФА [Геновева; фламанд., нем. Genoveva] (VII в.), св. прав. Брабантская (пам. зап. 3 апр.). Особо почитается в герм. земле Рейнланд-Пфальц и в Бельгии. Героиня народной легенды герм. происхождения, известной в 4 лат. версиях. Согласно одной из редакций легенды, сохранившейся в рукописи, к-рая была составлена ок. 1500 г. Иоганном из Андернаха, пфальцграф Зигфрид из Трира, живший в VII в., взял в жены Г., дочь герцога Брабанта. Поскольку Зигфрид должен был отправиться на войну с язычниками, он поручил главе своих рыцарей Галону заботу о беременной жене. После отбытия Зигфрида Галон безуспешно пытался соблазнить Г. По возвращении мужа Галон обвинил ее в прелюбодеянии с поваром замка. Разгневанный Зигфрид приказал утопить Г. вместе с младенцем в озере. Однако слуги сжалились над Г. и оставили ее с ребенком в лесу. По молитве, обращенной к Пресв. Богородице, Г. вскоре нашла козу, молоком к-рой был выкормлен ребенок. Спустя 6 лет Зигфрид, охотясь в этом лесу, погнался за козой, к-рая и привела его к месту, где находились жена и ребенок. Узнав от Г. правду, Зигфрид казнил Галона. Святая упросила мужа построить часовню во имя Пресв. Богородицы, чтобы отблагодарить Ее за свое чудесное спасение. Спустя неск. месяцев Г. умерла и была погребена в этой часовне, в местности, позднее получившей название Мария-Лах. Легенда о Г. была создана, вероятно, во 2-й пол. XIII в., т. к. Цезарию Гейстербахскому († 1240), агиографу и собирателю легенд, она была неизвестна. Этот сюжет также имеет параллели в средневек. романе франц. происхождения, известном в нем. версии под названием «Королева Франции и неверный маршал» (Die Königin von Frankreich und der ungetreue Marschall), популярном в Германии с кон. XIV в. Маловероятно, чтобы этот роман мог послужить основой для создания агиографической легенды, но ее поздние редакторы XV-XVI вв. могли отчасти воспользоваться лит. приемами романа. Возможно, эта легенда - памятник устного народного творчества, по-разному переработанный в романе и в житии святой.

http://pravenc.ru/text/162117.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010