Видимый памятник Несколько архивных источников упоминают о существовании прижизненного изображения Преподобного, написанного иконописцем и племянником Сергия святителем Феодором Ростовским. Об этом, в частности, сказано в так называемом Клинцовском подлиннике (рукопись XVII в. — место хранения неизвестно, однако на нее ссылаются ученые XIX века: Евгений Голубинский и Федор Буслаев). Цитату из него приводит в своей книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Рос­товский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно». Однако никаких следов этого портрета не сохранилось. Часто возникает вопрос, почему до нас не дошло ни одной иконы Преподобного Сергия в изображении Андрея Рублева? Да, есть предположение, что рисунок для покрова на раку святого Сергия сделал святой Андрей Рублев, но оно ничем не подкреплено. Но зато есть икона Святой Троицы, и, как сказано в житии Преподобного Сергия, она была написана в его славу, память и честь. Можно предположить, что Андрей Рублев самой известной своей иконой создал видимый памятник Сергию, для которого важным делом жизни было утверждение почитания Святой Троицы. Иконописец вложил все свои силы и духовную мощь в эту икону. Недаром священник Павел Флоренский писал, что поистине автором Троицы надо считать Преподобного Сергия, потому что именно он явился духовным вдохновителем этого образа. И боговидение Преподобного Сергия, его внутренний труд и молитва материализовались через кисть преподобного Андрея Рублева в образе Святой Троицы. Уникальность троицкого образа Из икон Преподобного Сергия, дошедших до нас, самые значительные — это житийные образы, где Преподобный изображен с житием. Это так называемый троицкий образ. Один из них находится в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, другой — в Успенском соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

91 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Троице-Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 1919. – С. 3–29. 94 Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – С. 206–208. 97 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 144. 98 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 103–105. 103 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 50–51. 105 Тихонравов Н. С. Древние жития Преподобного Сергия Радонежского/Н. С. Тихонравов. – Репр. воспроизведение. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 8. 106 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 59. 109 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 110 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 112 Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – Москва: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 389. 113 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 100–123. 114 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С.110–111. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника: Загорск, 1958. – С. 12–18. 120 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 88–92. 123 См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – Л.: Наука, 1978. – С. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указы и награды 1023. СИНОДАЛЬНЫЙ Указ митрополиту Николаю, б. Львовскому от 23 ноября 1983 года. (О награждении его орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени). – 1984, 1, 10. 1024. ПАТРИАРШИЕ награды к 40-летию выхода в свет “Ж.М.П.”: Орденом св. кн. Владимира II степени: Архимандрит Иннокентий (Просвирин); П.В.Уржумцев; д-р А.С. Буевский; В.П. Овсянников. Орденом св. кн. Владимира III степени: Д. М. Богородицкий. Орденом преп. Сергия Радонежского II степени: И. А. Минаков; В.Г. Богословский; Т.А. Волгина. Орденом преп. Сергия Радонежского III степени: Священник И. Бондарев; А.И. Антонова; В.И. Калинина; профессор К.М. Комаров; З.И. Мананникова; И.Д. Ульянова; Н.Н. Фролова; А.Г. Чулюкина. Иеромонах Тихон (Емельянов) пожалован саном игумена и крестом с украшениыями. Иеромонах Андроник (Трубачев) , иеромонах Феофилакт (Моисеев) и священник В. Строганов пожалованы наперсными крестами Медалями преп. Сергия Радонежского I и II степеней награждена большая группа сотрудников Издательского отдела. – 1984, 1, 16. 1025. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Оренбургский Леонтий – орденом св. кн. Владимира II степени. 2. Архиепископ Владимирский Серапион – орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 3. Архиепископ Виленский Викторин – орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 4. Архимандрит Леонид – орденом преп. Сергия Радонежского III степени. 5. Архиепископ Орловский Глеб – орденом св. кн. Владимира II степени. 6. Генеральный секретарь КЕЦ д-р Г.Г. Вильямс – орденом преп. Сергия Радонежского I степени. 7. Святейший Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I – орденом преп. Сергия Радонежского I степени. 8. Архиепископ Саратовский Пимен – орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 9. Митрополит Псковский Иоанн – орденом св. кн. Владимира I степени. 10. Архиепископ Кишиневский Ионафан – орденом св. кн. Владимира II степени. – 1984, 2, 5. 1026. ПАТРИАРШАЯ награда. Орденом св. кн. Владимира I степени награжден митрополит Ленинградский Антоний. – 1984, 5, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И прирече ему от себе яко на глум, а не истинну: мне, рече, явися инок боголепен и глагола ми: рцы ему, аще напишет тропари ты[и], будет здрав от болезни тоя. Он же, слышав от Мене сия, веру ем и чудотворца Сергия нача призывати во устех своих, и надежду свою на него положив, с радостию начать писати. И молитвами святаго чюдотворца Сергия поможе ему Господь Бог: написав на листы, и принесе в церковь и по чину к местным свечам прилепив, яко да приходящии молитися сия тропари Господеви и Пречистой Богородице и святым Его угодником усты своими глаголют и милости просят. И в том часе молитвами преподобнаго чюдотворца Сергия болезнь ему та облехчись, и бысть здрав. Мы же, сияслышавше, благодарение воздахом Святей Троице и Пречистой Богородице и преподобному Сергию чюдотворцу, и в чюдесех Святаго и сия написахом. Нынешняго 161-го году по 7000-м лете писал ко мне, келарю Симону, с Москвы князь Семен княжь Иванов сын Шаховской о чюдеси великаго чюдотворца Сергия сице: Случившуся на самый праздник его, сентября в 25 день, в вотчине его пожару быти велику, и нецыи хоромы на его дворе огнем объятым бывшим, и ветр велий потягаше на церковь Божию и на его хоромы. И огненныя пламы уже приближающеся, и во отчаянии всем бывшим и пособити множеством людей не возмогшим, той же князь Семен, воспомянув прежнее чюдо – не в долзе времени пред тем бывший пожар под стеною того самого обители Сергиевы на Воловом дворе, иже от образа его ветр возвратися вспять и угасе огнь, и яко Богом наставляем, взем образ Сергия чюдотворца, иже у него, и став противу огненнаго пламени и нача икосы говорити своего творения. И молитвами преподобнаго Сергия внезапу возвратися ветр на горелое место и угасе огнь, и иже заста Сергиевым образом церковь и хоромы оставшая уцелевша от огня. Мы же, прочетше его рукописание, благодарение воздаша Святей Троице и Пречистой Богородице и преподобному Сергию, и повелехом написати сия, да незабвенна будут чюдеса преподобнаго чюдотворца. Лета 7161-го году поведа нам иеромонах некий, Аврамий именем, зовомый Лютиковский, о чюдеси святаго Сергия чюдотворца сице: Не в давных летех бывшу ми, рече, во обители преподобнаго Сергия чюдотворца, держащу чреду иерейския службы, и учинися ми во сне правое ухо, яко воды наполнилося, и от того глухота напала, яко не слышав церковнаго пения, ни человеческаго глаголания, и до шти месяцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны слова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-bepcuя. 22 ноября 2023 г. 15:00 1/9 Презентация книги " Друг друга тяготы носите... " : жизнь и пастырский подвиг сщмч. Сергия Мечёва " в культурном центре " Покровские ворота " 14 сентября. Фото Евгения Стрельчика 17 сентября 2012 г. 09:00 версия для печати " Друг друга тяготы носите... " : впервые письменное наследие сщмч. Сергия Мечева опубликовано полностью Презентация нового 2-томника издательства ПСТГУ состоялась 14 сентября в культурном центре " Покровские ворота " . Впервые письменное наследие сщмч. Сергия Мечёва опубликовано полностью. Книга " Друг друга тяготы носите... " : жизнь и пастырскии подвиг сщмч. Сергия Мечёва " включает в себя жизнеописание сщмч. Сергия, статьи о его пастырстве и пастве, воспоминания о нем, проповеди, беседы и письма сщмч. Сергия. Многие материалы ранее не публиковались. " Серьезных работ, которые собрали бы всё наследие отца Сергия, практически не было, — сообщил ЦВ сотрудник издательства Егор Агафонов. — Для того, чтобы понять роль отца Сергия и общины прихода на Маросейке в церковной жизни того времени, прежде всего нужно подвести итоги, а для этого — постараться собрать и систематизировать опыт этой общины. Именно такую задачу мы перед собой и ставили " . " Важным и принципиальным для нас является попытка максимально широко очертить созданное пастырем духовное пространство. Например, в книге есть раздел, где собраны биографические справки энциклопедического характера о сослужителях и самых известных прихожанах отца Сергия, среди которых будущий епископ Стефан (Никитин), архимандрит Борис (Холчев), отец Сергий Дурылин, монахиня Иулиания (Соколова), Николай Пестов и многие другие " , — сказал Егор Агафонов.

http://e-vestnik.ru/news/sergiy_mechev_k...

И много ходивше, паки приидоша на мсто, ид же было сокровище наше, и начаша слд дозирати и походивше по тому мсту не мало, внидохомъ в лс, от того мста яко до 40 сажен и вящее, — и молитвами преподобнаго Сергия обртохомъ сумочку свою и мошенку, лежащу на едином мсте, денги вс цлы, токмо зубами изъедена сумочка. И егда обртохом воскликнувше радостными гласы и преподобному Сергию велие благодарение воздахомъ, яко его святыми молитвами от напасти свободихомся. И изтоварившеся рыбными запасами, дошедше обители преподобнаго Сергия, повда нам и, написав своею рукою, принесе ми сия. Аз же, сия слышав, повел написати в честь и в похвалу преподобному, да незабвенна будутъ чюдеса Святаго. Того же 162-го году, февраля въ 15 день повда ми инокъ Карион, иже присно стоя у раки преподобнаго чюдотворца Сергия, яко того дни приходила молитися Святей Троице и преподобнымъ мощемъ чюдотворца Сергия поклонитися с Москвы инокиня, именемъ Феодосия, прозвищемъ Давыдовых, и повдала о своей болзни сиц: Лежала де она тяжкою болзнию многое время и бысть при самой смерти и безъязычна, яко и в мертвых вмениша келейнии ея старицы, и хотша ея скутати, яко подобаетъ мертвых. Сродницы же и знаемии ей положиша на персхъ ея образ преподобнагоСергия чюдотворца, призывающе его на помощъ, да покажетъ милость свою над нею и возвратит от смертнаго недуга. И внезапу воспрянула от того часа, и болзнь ея отъиде от нея, и бысть здрава. Сего ради, рече, прииде благодарение воздати преподобному чюдотворцу Сергию, яко молитвами его бысть здрава. Повда ми обители ся иконописецъ, именемъ Моисй Савельевъ. В нынешнем де во 162-м году, февраля въ 12 день, в ночи, против воскресно дни, внезапу оступиша около избы моея мнози нечистии дуси, и бысть шум и крикъ великъ и потрясение, яко потолоку избному мнвъ на мя упасти. И нападе на мя страх велий, яко вмал и духу моему от тла не разлучитися. И едва воспомянувъ, воскочив, начат молитися перед образом Святыя Троицы и со слезами припадывати, и призывати начат на помощъ преподобнаго чюдотворца Сергия, яко да избавит мя от находящия силы вражия. И помоляся, малу отраду прием, возлегъ спати на месте своемъ. И вижу во сн, кабы некто пришел близ моея избы, и укрыв оконца, глагола ми: иди во обитель и молися преподобному Сергию и получиши изцеление. И во утрии приидох во обитель преподобнаго Сергия к церкви Святыя Троицы, к полуденным дверемъ. И егда церковь Святыя Троицы отперли, и слышах глас глаголющь ми: иди в церковь Святы Троицы и припади к чюдотворнымъ мощем преподобнаго Сергия чюдотворца, и получиши прощение. Аз же, слышав сия, глаголющаго же не видв, внидох в церковь; нечистии же дуси прещаху ми, повелваху ми вон итти из церкви. Аз же несумнное упование положивна святаго Сергия, припадывая ко гробу его и обдни слушав, бысть здрав; нечистии же дуси от того часа изчезоша и не являхуся мн. И отъиде в домъ свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Вторая редакция написана Пахомием около 1440 г., старшим списком является Чуд. 151, 70—80–х годов XV в. Изложение доведено до рассказа о преставлении Сергия (преемником его назван Никон), но Похвалы Сергию нет. Составленная специально для Симонова монастыря (см. 3 часть настоящей книги), подверженная дополнительным вставкам из Жития Афанасия Афонского и Жития Федора Эдесского  , данная редакция осталась как бы в стороне от магистрального пути движения житийных текстов о Сергии в XV веке, все время находилась в Москве, а в XVI веке была использована при составлении Никоновской летописи. Принципиально отличалась от предшествовавших Третья редакция Пахомия: рассказ о преставлении Сергия был дополнен Похвалой святому, выписанной из Жития Афанасия Афонского , продолжен повествованием об обретении мощей в 1422 г. и Сказанием о посмертных чудесах. Эта новооткрытая редакция Пахомия Логофета  явилась впоследствии источником последующих редакций: Четвертой, Пятой, Проложной и, возможно, принадлежащей Пахомию Редакции с записью чудес 1449 г. Третья редакция составлена около 1442 г. (см. 3 часть книги). При этом текст предшествующих двух старших редакций подвергся существенной переделке (характерный пример: в старших редакциях уход Сергия на Киржач объяснялся размолвкой с братией, а в Третьей редакции — благочестивым стремлением к уединению) и новым вставкам из Жития Афанасия Афонского . Одновременно текст пополнился несколькими рассказами из епифаньевского Жития Сергия, опущенными в старших редакциях. В рукописях XVI в. была обнаружена редакция Жития Сергия, не похожая на известные Пахомиевские переработки. В названии ее значится имя Епифания, а в Предисловии явно проступают черты младшего современника Сергия Радонежского, общавшегося с келейником Преподобного, его старшим братом Стефаном и со старцами, помнившими молодые годы Сергия. По словам автора, он начал собирать материалы для биографии Сергия через год или два после кончины святого старца и закончил свой труд только через 26 лет после смерти Сергия, т. е. в 1418—1419 гг. Стилистические признаки сближают Предисловие и последующий текст, кончая главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине», с другими произведениями Епифания Премудрого (подробнее см. в 3 части книги). Остальная половина памятника представляет компиляцию из известных редакций Пахомия Логофета.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

М., 1850; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путев. по лавре. Серг. П., 1892; Зверинский. Т. 2. С. 399; Родина прп. Сергия. М., 1898; Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 330-336 [Библиогр.]; Чернов С. З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского»//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 333-348; Борисов Н. С. И свеча бы не угасла…: [Ист. портрет Сергия Радонежского]. М., 1990; он же. Сергий Радонежский. М., 2001, 20043. (ЖЗЛ); Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; Назаров В. Д. К истории «земной жизни» Сергия Радонежского: Биогр. заметки//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тез. докл. междунар. конф. Серг. П., 1998. С. 8-9; Городилин С. В. Ростовское боярство 1-й трети XIV в.//ИКРЗ. 2002. С. 86-93; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XV вв.: По данным древнерус. синодиков//«Честному и грозному Ивану Васильевичю»: К 70-летию И. В. Левочкина. М., 2004. С. 35-40; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Сергий, игум. Радонежский//АиО. 2009. 2(55). С. 139-162; Житие Сергия Радонежского//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 156-166 [Библиогр.]; Крючков Т. О. Прп. Сергий Радонежский и его окружение: Ист. очерк. М., 2012. С. 35-86. А. В. Кузьмин Иконография Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Наиболее ранние изображения К. и М. встречаются на житийных иконах прп. Сергия Радонежского, прежде всего на иконе с 19 клеймами из местного ряда иконостаса Троицкого собора ТСЛ (по мнению исследователей, является произведением Дионисия 80-90-х гг. XV в.; см.: Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010). В клейме «Рождество Варфоломея», соответствующем подобным композициям, М.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

В глубоком уединении, с скудною пищею, он совершал подвиги молитвы, незнаемый никем; дикий зверь получал от него часть скудной трапезы его; Стефан скоро оставил брата, удались в Москву; Варфоломей принял пострижение и имя Сергия от игум. Митрофана. Молва о святости отшельника стала привлекать к нему учеников: но сначала долго число их не простиралось свыше 12. Ученики принудили его идти в Переяславль Залесский – принять сан священства и игуменства от жившего там Волынского Епископа Афанасия. Скудость пустынников так была велика, что по временам не доставало свеч для богослужения, и горела лучина; эта скудость не раз возбуждала в учениках, еще некрепких духом, ропот против Сергия: но он терпел и увещевал уповать на Бога, и по упованию получал от Бога. Число учеников росло, – росли и семена добродетелей, посеваемые в учениках; увеличивалась и слава Сергия. Святитель Алексий хотел благословить Сергия в преемники себе: но пустынножитель отклонил от себя предложенный Святителем крест: «от юности моей, – говорил он, – не носил и золота; в старости же наипаче хочу пребыть в нищете» – и остался с званием отца иноков. Молитвами Сергия, скончавшегося в 1391 году, процвела Лавра Сергиева. Под руководством Сергия, в его обители образовались высокие подвижники благочестии. Симон архимандрит Смоленский, оставив все, провел остальные годы свои в смиренном послушании богоносному старцу, и удостоился быть свидетелем славного видения Сергиева об учениках Сергия. Исаакий, любимый ученик Сергия, обрек себя молчанию, и соблюл его до конца жизни; его первого пригласил Сергий разделить духовную радость о посещении Сергия Небесною Царицею и Апостолами. Михей жил в кельи Преподобного и видел сие посещение, Макарий вместе с Исаакием видел Ангела, сослужащего Преп. Сергию при совершении Евхаристии. Симеон екклесиарх зрел духовными очами небесный огнь на св. престоле, когда Сергий совершал Литургию 279 . § 35. Ученики Сергия по его благословению устрояют обители Сергий был распространителем монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– изд.]: M., 1837. – 3-е изд. M., 1852. – 5-е изд. M., 1852. – последующие изд.: M., 1867; СПб., 1878; M., 1888; M., 1891; Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского, нового чудотворца ( Дмитрий Ростовский . «Книга житий святых»)//Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. С. 273–288. Житие преподобного Сергия игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1881. Житие преподобного Сергия Радонежского (Автор-составитель М. А. Письменный). М., 2003 (Серия «Святые лики»). Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 2005. Житие преподобного Сергия Радонежского. Написано государыней императрицей Екатериной Второй. Сообщил П. И. Бартенев (Памятники древней письменности и искусства. Вып. LXIX). СПб., 1887. Перепеч.: Екатерина II. О преподобном Сергии. Историческая выпись//Литературное обозрение. 1991. 4. С. 26–31. – Русский архив. Русский исторический журнал. 1992. 2 (603). С. 33–44. – Возбранный России воеводо. М., 1994. С. 15–27. Под названием: Екатерина II. Житие преподобного Сергия. Историческая выпись//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 37–43. – Отрывок из него: Екатерина II. Ученики преподобного Сергия знаменитейшие...//Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворения, молитвы. М., 2002. С. 130–131. Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца, основателя Троице-Сергиевой лавры, с рисунками и кратким описанием торжества 500-летия его блаженной кончины. М., 1896. – 3-е изд.: СПб., 1899. Житие, чудеса и заветы преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. [из проповедей архимандрита Наума (Байбордина)]. М., 2003. Жуков В. Когда душа на связи с Космосом//Наука и религия. 2004. 9. С. 34–36. Завитневич В. Крест, которым преподобный игумен Сергий благословил вел. князя Дм. Ив. Донского на борьбу с Мамаем. Киев, 1889. (Отд. отт.: Труды Киевской духовной академии. 1889. 1). Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский//Зайцев Б. К. Улица святого Николая. Повести и рассказы. М., 1989. С. 187–240.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010