71)       Куликовской битвы. Иеродиакона Харлампия. 2 изд. Ф.И. Рычина. М. 1880 г., 16°. 4 изд. под заглавием: Предсказание преп. Сергия Радонежского чудотворца о первой победе русских над татарами на Куликовом поле (1380–1880 гг.). Сост. иеродиакон Харлампий. Изд. Ф.И. Рычина (38-я тысяча). М. 1882 г., 16°, в типографии А. Гатцука, стр. 40. С 4 рисунками. 72)       Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и преп. Сергий Радонежский. К 500-летию дня кончины Дмитрия Донского 1389–19 мая–1889. Издано усердием К.Цветкова. М. 1889 г. 8°. 73)       Невыясненное известие из жизни преп. Сергия Радонежскаго. Н.Шляков. Прибавления к Церковн. Ведомостям, изд. при Свят. Синоде, за 1892 г. 41, 10 октября, стр. 1411–1414. 74)       Справка о годе кончины преп. Сергия Радонежского. (Проф.) Е.Г(олубин)ский. Русские Ведомости 1891 г. 188, 11 июля. 75)       К празднованию 500-летия со дня кончины преп. Сергия. Сергей У-ров. Московская Иллюстрированная Газета 1892 г., 252. К биографии преп. Сергия относятся также следующия издания: 76)       Ученики преп. Сергия и основанные им обители. Графа М.Толстого . Душеполезное Чтение за 1877 г., 6, стр. 240–249; 8, стр. 494–500. 77)       Ученики преп. Сергия Радонежского. М. 1885 г., 8°. 78)       О значении преп. Сергия Радонежскаго в истории русского монашества. А. Г–ва. Чтения в Обществе Любителей духовного просвещения, за 1892 г., сентябрь, стр. 295–339. 79)       Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры или происхождение северовосточного русского монашества из обители преп. отца нашего Сергия игумена Радонежского чудотворца. Графа М.В. Толстого. Ibidem стр. 207–262. 80)       Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой Лавры. К. Случевского. Московские Ведомости за 1889 г., 197–199 и отдельно М. 1889 г. 81)       О значении преп. Сергия и Троицкой Лавры для Русского государства. Церковны Ведомости, изд. Св. Синодом, за 1892 г., июль. 82)       Об этом же см. передовыя статьи Е.В. Барсова в «Московском Лястке» за 1892 г. 258–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Саввы преподобного Звенигородского, на Саввинском подворье, на Тверской улице, при входе над воротами чудотворная икона преподобного Саввы Звенигородского. Против подворья был некогда Высокий Греческий монастырь, время упразднения его неизвестно. Саввы Освященного, близ Девичьего поля, в Саввинском переулке, постройка в 1592 года. Приделы: Знамения Божией Матери; Николая Чудотворца. На сем месте существовал в древности Саввин мужской монастырь, упразднён в XVII столетии. В сем храме древний особо чтимый образ преподобного Саввы Освященного. Сергия Радонежского, близ Петровки, в Крапивках, когда построена неизвестно. Приделы: Усекновения главы Иоанна Предтечи; Николая Чудотворца. Сергия Радонежского, в Пушкарях, близ Сретенки. Построена сначала деревянная в 1662 году, а потом каменная в 1684 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: Сергия Радонежского; Митрофана Воронежского . Сергия Радонежского, в Рогожской, в Андроньевском переулке, когда построена неизвестно; нынешняя сооружена в 1817 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: Сергия Радонежского; Николая Чудотворца. Сергия Радонежского, на Троицком Архиерейском подворье, близ Самотёки. Придел в честь Иверской Божией Матери. Сергия Радонежского, на Большой Дмитровке, построена в 1652 году. Главный храм в честь Успения Божией Матери. Приделы: Сергия Радонежского; Божией Матери Владимирской; Николая Чудотворца. Сергия Радонежского, в Румянцевском музее, (бывшем доме Пашкова), на Знаменке, когда построена неизвестно. Придел во имя святого Николая Чудотворца. Сергия Радонежского, в Мариинской больнице. Сергия Радонежского, в доме господина Черкасского, на Тверской Ямской улице. Симеона Столпника, на Поварской улице, построена в 1676 году. Главный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Приделы: Преподобного Симеона Столпника; Николая Чудотворца; Димитрия Ростовского . Симеона Столпника, за Яузой, на Николо Ямской улице, построена в 1600 году, а перестояна в 1860 году. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Действительно, оказалось, что Церковь он спасти не мог. И после этого возникает вопрос: а правильным ли путем шла Церковь ? И был ли путь митрополита Сергия единственно возможным? Как правило, главным аргументом сторонников митрополита Сергия было то, что да, пусть митрополиту Сергию приходилось лукавить, приходилось говорить неправду – но ведь все это для блага Церкви, ведь он Церковь сохранил! Но сохранил ли, во-первых? А, во-вторых, почему мы считаем, что это был единственно правильный путь? А те, кто предлагал другой путь, разве они не были правы? Разве не могла бы Церковь пойти их путем? Понимаете, когда митрополита Сергия критиковали представители Зарубежной Церкви, на всю их критику всегда можно было сказать: вы там, вы свободны; вот приезжайте сюда и действуйте иначе, как вы считаете нужным; будьте прямыми и честными. Действительно, таких прецедентов практически не было. И наиболее мудрые церковные иерархи на Западе никогда так резко митрополита Сергия не критиковали – например, Евлогий Георгиевский. Действительно, от критики зарубежного духовенства всегда можно было отмахнуться словами: вы-то там, а мы-то – здесь; вы – на бездуховном Западе живете легко и свободно, а мы-то на Святой Руси в крови собственной захлебываемся. Не учите нас. Но вот когда 90-е годы открыли нам позицию здешних критиков митрополита Сергия, когда мы узнали о позиции тех, кто каждое свое слово, сказанное против Сергия, доказывал собственной кровью, то оказалось, что, по существу, все те, кому наиболее всего доверял Патриарх Тихон, выступили против митрополита Сергия и поплатились за это жизнью. Вот от такой критики уже отмахнуться нельзя. От этой внутренней критики. Потому что они имели моральное право критиковать Сергия. И не только моральное, но и каноническое, если говорить о Местоблюстителях, которые выше его стояли по положению и пользовались доверием Патриарха Тихона куда большим, чем Сергий. Это первое основание, которое, как мне кажется, должно побудить, да, собственно, и побуждает нашу Церковь сейчас критически осмыслять наследие Сергия. Вот почему Зарубежная Церковь , по существу, отказалась от требования покаяния нашего в сергианстве, потому что они поверили нам, что мы отказываемся от сергианства, раз мы канонизовали противников митрополита Сергия. Мы ведь не просто канонизовали митрополита Кирилла, например, мы ведь даже не аннулировали запрещение в священнослужении митрополита Кирилла. Как же так? Как можно канонизовывать иерарха, который запрещен в священнослужении? Нужно ведь сначала отменить это запрещение в священнослужении? Но мы его не отменяли и тем самым признали, что прещение митрополита Сергия было незаконным. После чего зарубежники решили, что в Русской Церкви Московского Патриархата произошло, действительно, отторжение от сергианской политики, что Церковь стала другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Половина 652 стр. списана у Сергия же (срвн. стр. 14:17), вместе с примечанием об уничтожении медного змия при Езекии. Конец стр. 653 взят из книги Оболенского о сектантах, стр. 371, а в примечании пересказ стр. 67–68 книги еп. Сергия. У Сергия (со стр. 74) взято начало 655 стр. вместе с пер- —674— вым примечанием, а вторая половина страницы пересказ из Сильвестра (§ 180, т. V, стр. 216). Первая половина 656 стр. представляет выписку и пересказ из Сильвестра (§ 180, т. V, стр. 217:218). К этой выписке подставлено под строкой примечание, взятое, вместе с цитатой на Фрикена, у еп. Сергия (стр. 72–73), но без цитаты на Сергия. Кроме того, в этом примечании о. Малиновскому что-то вздумалось два предлога «в» и «на» переставить один на место другого, что способствовало лишь искажению смысла. Далее, начиная с середины 656 стр., около страницы пишется, иногда близко к тексту, по книге Оболенского, только к некоторым святоотеческим цитатам подысканы страницы. Слова же Евсевия Кесарийского , вместе с кратким замечанием в 4-м примечании, позаимствованы у еп. Сергия (стр. 69). Заканчивается 657 стр. выпиской из Сильвестра (§ 182, т. V, стр. 226–227). Более половины 659 стр. составлено сначала из буквальной выписки у Макария (т. V, стр. 146), потом буквально же сделано заимствование у еп. Сергия, стр. 94, а в конце пересказ снова из Макария (т. V, стр. 146–147), занимающий значительную часть и следующей страницы 660-й, где после в средине идет пересказ второй страницы еп. Сергия, откуда пристегивается и маленькое примечание второе. В начале 661 стр. есть пересказ с 3-ьей стр. книги еп. Сергия, а конец этой страницы списан буквально с 4 стр. той же книги. На 662 стр. опять есть выписка с 17 стр. Сергия, а дальше целая страница занята выдержкой из Иоанна Дамаскина . Начиная со средины 663 стр., около страницы составлено местами буквально по книге Оболенского о рационалистических сектантах, стр. 356–357. Вторая же половина 664 стр. заимствована отчасти буквально из кн. еп. Сергия, стр. 26, 28–29, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Любимый келейник преп. Сергия, «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Ум. еще при жизни своего аввы, в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной «в честь явления Богоматери преп. СЕргию, при котором (видении) удостоился быть Михей» (Житие. преп. Сергия, сост. от. Никоном, стр. 186). 195. Преподобный Исаакий молчальник бысть ученик святаго Сергия чудотворца Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. По отзыву летописца, преп. Исаакий отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать священное писание, и смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез (Ник. Лет. IV, 152). Он удостоился видеть ангела, сослужившего преп. Сергию. Ум. зимою 1387 года (Ист. Рос. Гос. V, прим. 137) и погребен близ Троицкого собора, к востоку. Не канонизирован. 196. Преподобный Симон безмолвник бысть ученик святаго Сергия чудотворца 197. Преподобный Василий Сухий бысть ученик святаго Сергия чудотворца 198. Преподобнии отцы Иоанникий и Макарий ученицы быша святому отцу Сергию чудотворцу 199. Преподобнии отцы Анисим, Иаков и Елисей ученицы святаго Сергия чудотворца Симон вероятно екклисиарх, видевший благодатный огонь, при причащении преп. Сергия. Василий, пришедший с верховьев реки Дубны (Сочин. митр. Платона, XIX, 141), один из первых сподвижников преп. Сергия в его тяжкой пустынной жизни. Иоанникий упоминается в житии, написанном Епифанием. Макарий – соученик Исаакия в видении Ангела. Онисим с сыном Елисеем – Ростовцы, сподвижники преп. Сергия в первоначальных отшельнических подвигах. Иаков – земледелец, который между братией назывался уменьшенным именем – «Якута»; он служил братии в роде рассыльного; впрочем, замечает Епифаний, его посылали в мир только по крайней нужде, и потому не часто. Все не канонизированы, но некоторые из них изображены на иконе преп. Сергия с учениками, в Троицком соборе Лавры. 200. Преподобный Епифаний диакон премудрый бысть ученик святаго Сергия чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Игумен Никон не ограничился прославлением Сергия в памятниках письменности, но предпринял энергичные усилия для его канонизации. Воскресным днем 5 июля 1422 г. состоялось «обретение мощей» Сергия Радонежского, после чего было принято решение о строительстве мемориального белокаменного Троицкого собора. К осени 1426 г. здание было воздвигнуто (умерший осенью этого года радонежский князь Андрей Владимирович был в нем похоронен). Мощи преподобного Сергия были перенесены в новый храм, расписанный знаменитыми живописцами Даниилом и Андреем Рублевым. Сам Никон, скончавшийся 17 ноября 1428 г., был похоронен «при гробе» своего учителя святого Сергия. Длительное игуменство Зиновия (1432–1445 гг.) падает на период династического кризиса, вспыхнувшего во второй четверти XV в. При Зиновии Троице-Сергиев монастырь приобретает значительное влияние, его владения растут небывало быстрыми темпами и к середине XV в. в общих чертах складывается основной земельный фонд монастыря. При Зиновии были созданы новые редакции Жития Сергия Радонежского, автором которых являлся выдающийся сербский агио- граф Пахомий Логофет. Свою литературную деятельность на Руси Пахомий начал в Новгороде во второй половине 30-х годов XV в., но к 1438 г. появился уже в Троице-Сергиевом монастыре и тогда же создал первую редакцию Жития Сергия Радонежского (Троиц., 746). В Троице-Сергиевом монастыре Пахомий прожил около 20 лет (до конца 50-х годов). За это время агиограф написал пять (возможно – шесть) новых редакций Жития Сергия (и еще одну краткую – для включения в Пролог), составил Службу святому, а также два варианта Жития Никона Радонежского. Особенной полнотой отличается редакция (третья по счету) Жития Сергия, написанная Пахомием около 1442 г. (и открытая лишь недавно); в ней описаны события, которых не мог знать первый биограф Сергия – Епифаний Премудрый : обретение мощей Сергия в 1422 г., строительство каменного храма Троицы, посмертные чудеса святого. Значение Троице-Сергиева монастыря наконец-то оценила центральная власть, и с 30-х годов XV в. началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Впервые Василий П посетил Троицкий монастырь 25 сентября 1432 г. (на Сергиеву память), а на следующий день 26 сентября игумен Зиновий получил от князя жалованную грамоту на села Присеки и Вилгош в Бежецком Верхе. В другой раз великий князь почтил память Сергия 25 сентября 1439 г., как можно предполагать, исходя из выдачи игумену Зиновию (в самом Троицком монастыре) жалованной грамоты на село Сватское в Верхдубенском стане Переяславского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И много ходивше, паки приидоша на место, иде же было сокровище наше, и начаша след дозирати и походивше по тому месту не мало, внидохом в лес, от того места яко до 40 сажен и вящее, – и молитвами преподобнаго Сергия обретохом сумочку свою и мошенку, лежащу на едином месте, денги все целы, токмо зубами изъедена сумочка. И егда обретохом воскликнувше радостными гласы и преподобному Сергию велие благодарение воздахом, яко его святыми молитвами от напасти свободихомся. И изтоварившеся рыбными запасами, дошедше обители преподобнаго Сергия, поведа нам и, написав своею рукою, принесе ми сия. Аз же, сия слышав, повеле написати в честь и в похвалу преподобному, да незабвенна будут чюдеса Святаго. Того же 162-го году, февраля в 15 день поведа ми инок Карион, иже присно стоя у раки преподобнаго чюдотворца Сергия, яко того дни приходила молитися Святей Троице и преподобным мощем чюдотворца Сергия поклонитися с Москвы инокиня, именем Феодосия, прозвищем Давыдовых, и поведала о своей болезни сице: Лежала де она тяжкою болезнию многое время и бысть при самой смерти и безъязычна, яко и в мертвых вмениша келейнии ея старицы, и хотеша ея скутати, яко подобает мертвых. Сродницы же и знаемии ей положиша на персех ея образ преподобнагоСергия чюдотворца, призывающе его на помощ, да покажет милость свою над нею и возвратит от смертнаго недуга. И внезапу воспрянула от того часа, и болезнь ея отъиде от нея, и бысть здрава. Сего ради, рече, прииде благодарение воздати преподобному чюдотворцу Сергию, яко молитвами его бысть здрава. Поведа ми обители сея иконописец, именем Моисей Савельев. В нынешнем де во 162-м году, февраля в 12 день, в ночи, против воскресно дни, внезапу оступиша около избы моея мнози нечистии дуси, и бысть шум и крик велик и потрясение, яко потолоку избному мнев на мя упасти. И нападе на мя страх велий, яко вмале и духу моему от тела не разлучитися. И едва воспомянув, воскочив, начат молитися перед образом Святыя Троицы и со слезами припадывати, и призывати начат на помощ преподобнаго чюдотворца Сергия, яко да изебавит мя от находящия силы вражия. И помоляся, малу отраду прием, возлег спати на месте своем. И вижу во сне, кабы некто пришел близ моея избы, и укрыв оконца, глагола ми: иди во обитель и молися преподобному Сергию и получиши изцеление. И во утрии приидох во обитель преподобнаго Сергия к церкви Святыя Троицы, к полуденным дверем. И егда церковь Святыя Троицы отперли, и слышах глас глаголющь ми: иди в церковь Святы Троицы и припади к чюдотворнымъ мощем преподобнаго Сергия чюдотворца, и получиши прощение. Аз же, слышав сия, глаголющаго же не видев, внидох в церковь; нечистии же дуси прещаху ми, повелеваху ми вон итти из церкви. Аз же несуменное упование положивна святаго Сергия, припадывая ко гробу его и обедни слушав, бысть здрав; нечистии же дуси от того часа изчезоша и не являхуся мне. И отъиде в дом свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XIV веке избраннику Божию, преподобному Сергию Радонежскому, суждено было тем же быть для иночества на севере, чем были Антоний и Феодосий Печерские на юге. Сын боярина ростовского Кирилла, переселившегося по смутному времени в Радонеж, Варфоломей (имя Сергия от купели), по смерти родителей, предоставил наследство их брату Петру, а сам с другим братом Стефаном поселился в дремучем лесу, за 10 верст от Радонежа, построил своими руками келью и храм во имя Живоначальной Троицы. В глубоком уединении, со скудной пищей, он совершал подвиги молитвы, не знаемый никем: дикий зверь получал от него часть скудной трапезы его; Стефан скоро оставил брата, удалясь в Москву; Варфоломей принял пострижение и имя Сергия от игумена Митрофана. Молва о святости отшельника стала привлекать к нему учеников: но сначала долго число их не простиралось свыше 12. Ученики принудили его идти в Переяславль-Залесский – принять сан священства и игуменства от жившего там волынского епископа Афанасия. Скудость пустынников была так велика, что по временам недоставало свеч для богослужения и горела лучина, эта скудость не раз возбуждала в учениках, еще не крепких духом, ропот против Сергия: но он терпел и увещевал уповать на Бога, и по упованию получал от Бога. Число учеников росло, росли и семена добродетелей, посеваемые в учениках; увеличилась и слава Сергия. Святитель Алексий хотел благословить Сергия в преемники себе: но пустынножитель отклонил от себя предложенный святителем крест: «от юности моей, говорил он, не носил я золота; в старости же наипаче хочу пребыть в нищете», – и остался со званием отца иноков. Молитвами Сергия, скончавшегося в 1391 году, процвела лавра Сергиева. Под руководством Сергия, в его обители образовались высокие подвижники благочестия. Симон, архимандрит Смоленский, оставив все, провел остальные годы свои в смиренном послушании богоносному старцу, и удостоился быть свидетелем славного видения Сергиева об учениках Сергия. Исаакий, любимый ученик Сергия, обрек себя молчанию и соблюл его до конца жизни; его первого пригласил Сергий разделить духовную радость о посещении Сергия Небесной Царицей и апостолами. Михей жил в келье преподобного и видел сие посещение. Макарий вместе с Исаакием видел ангела служащего преподобному Сергию, при совершении евхаристии. Симеон-екклесиарх зрел духовными очами небесный огонь на св. престоле, когда Сергий совершал литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сергия. Впоследствии Андрея Владимировича не раз спрашивали об этой истории, но он всегда говорил, что ничего не знает. [Комментарий: Рассказанное могло быть правдой, а могло быть и формой сокрытия правды даже от самых близких людей.] В отличие от Михаила Андреевича, другой потомок, Владимир Трубецкой, говорил, что само пребывание Трубецких в Сергиевом Посаде свидетельствует о том, что сокрытие главы прп. Сергия должно было восприниматься как патриотичный поступок. Александра Олсуфьева, правнучка Ю. А. Олсуфьева, рассказывала, что о сокрытии главы прп. Сергия было известно ее отцу от деда (т. е. Михаила Юрьевича, сына Ю. А. Олсуфьева). М. Ю. Олсуфьев жил сначала в Румынии, затем в Париже. Несмотря на это, М. Ю. Олсуфьев знал место сокрытия главы прп. Сергия (вероятно, из писем отца) и передал это сыну. Но тот забыл указанное место и очень сокрушался. Своей дочери Александре он рассказал об этом лишь ок. 1996 г. Узнав в 2003 г. из интернета, что глава прп. Сергия была возвращена на место, он очень обрадовался и успокоился. Первый вопрос, который ставит перед нами противоречивость и неполнота источников, – когда произошло изъятие главы преподобного Сергия от остальных мощей, до или после вскрытия мощей 11 апреля 1919 г.? Публикации П. В. Флоренского указывают, на наш взгляд, ошибочную дату – перед 11 апреля 1919 г. 177 Какие доводы существуют за то, что изъятие главы произошло после 11 апреля 1919 г.? Первое. Само участие священника Павла Флоренского и Ю. А. Олсуфьева в изъятии главы преподобного Сергия свидетельствует о том, что наместник архимандрит Кронид и братия Лавры уже не имели доступа к мощам. Такое положение возникло после выселения братии из Лавры в ночь с 2 на 3 ноября 1919 г. Второе. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919 г. не подразумевало их перемещения из Лавры или уничтожения. Троице-Сергиева лавра была официально закрыта как действующий монастырь 10 ноября 1919 г. С апреля по ноябрь 1919 г. братия и верующие имели доступ к мощам преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010