Литература: 1 . Платон (Левшин) , митрополит. Житие Преподобного Сергия. М., 1833. 2 . Тихонравов Н. С. Древние Жития Сергия Радонежского. М., 1892. 3 . Никон, иеромонах. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца. Троице-Сергиева Лавра, 1904. 4 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Житие Преподобного Сергия. Пг., 1915. 5 . Житие Преподобного Сергия. Списано учеником его священноиноком Епифанием. – Богословские труды, сб. 11. М., 1973, с. 216–239. 6 . Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слово, произнесенное в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского 18 июля 1947 года. – В кн.: Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания... (1941–1948). М., 1948. Т. I, с. 161–162. 7 . Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. Богословский вестник, 1892, 11, с. 173–189. 8 . Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. 9 . Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890. 10 . Толстой М. В. Ученики Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и основанные ими обители. – Душеполезное чтение, 1877, т. 2, 6, с. 240–249; 8, с. 494–500. 11 . Троицкий патерик. Под ред. и с предисл. архимандрита Никона. Сергиев-Посад, 1896. 12 . Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия. – В кн.: Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского. Ч. 2. М., 1844, с. 104–114; 174–186; 187–195; 196–204; 205–214. 13 . Феофилакт, игумен. Слово в день 300-летия Московской Духовной Академии. – Журнал Московской Патриархии, 1986, 3, с. 30–31. 14 . Флоренский Павел , священник. Троице-Сергиева Лавра и Россия. – В кн.: Троице-Сергиева Лавра. Сборник. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1919. с. 3–29. 15 . Андроник, игумен. В день памяти Преподобного Сергия. Журнал Московской Патриархии, 1986, 7, с. 36–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 79. Чудо святого Сергия о скоморохе Сергии...    В 7108 (1600) году был в Троицком граде Сергиевой лавры некий стрелец, по имени Сергий, скоморох. Много раз он зарекался скоморошествовать, собираясь прекратить это свое душепагубное занятие, но не исполнял обета. Когда он принимался скоморошествовать, то терял рассудок и впадал в тяжелейшую болезнь, а когда зарекался, то и от болезни своей исцелялся, и от безумия.    Случилось ему быть в Москве, и начал он снова скоморошествовать, забыв про зарок, — и тотчас впал в безумие. Его привели в обитель чудного святого Богоявления, на подворье святого великого Сергия, и он находился здесь несколько дней, а болезнь его не отступала. Тогда вспомнил он свои прежние зароки и дал обет прекратить скоморошество до самой смерти. И стал молиться Всемилостивому Богу, призывая на помощь великого в чудесах Преподобного Сергия. И вот, стоя в церкви Богоявления Господня пред иконой Спасителя, именуемой «Предста Царица», он вдруг увидел, что волосы на голове его как бы загорелись огнем, и закричал от страха, и с той минуты рассудок возвратился к нему и болезнь отступила. Придя из Москвы в обитель великого чудотворца Сергия, он служил стрельцом и был здоров и разумен, как и прежде, милостью Божией и по молитвам Преподобного Сергия чудотворца.    На иконе «Предста Царица» (или «Царь царем») изображены Спаситель и предстоящие Ему Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Церковь Богоявления находилась в Богоявленском монастыре — подворье Троице-Сергиевой Лавры. Глава 80. Чудо преподобного Сергия об исцелении сумасшедшего...    Вспомнил я еще одно великое и преславное чудо, сотворенное Господом нашим Иисусом Христом в 7151 (1643) году.    При Троице-Сергиевом монастыре был медных дел мастер по имени Григорий, который сошел с ума: он никого не узнавал, и беспокойно вращая глазами во все стороны, кричал громким голосом; при этом два или три человека едва могли его удержать. Больного привели в обитель святого великого Сергия чудотворца, наложили на него железные вериги и водили в церковь Пресвятой Троицы, к цельбоносным мощам святого Сергия. Спустя несколько дней, по Божией благодати и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, словно никогда не болел. И воздал славу и благодарение Всесильному Богу, творящему дивные и преславные чудеса через угодника Своего, великого Сергия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

У меня, разумеется, нет инсайдерской информации, кто конкретно попросил прислать в Екатеринбург московских омоновцев (видимо, сохранить секретность операции с использованием местных силовиков оказалось невозможно), чтобы ночью задержать Романова и увезти его в московское СИЗО. Однако, учитывая шаткость предъявляемых бывшему схиигумену обвинений, среди которых нет обвинений об оскорблении высших лиц государства или в экстремизме, что предполагает мой оппонент, можно предположить, что именно так это и было, т.е. привлекли силовиков для решения религиозных нестроений. Но сначала я хотел бы сказать вот о чём. При прочтении статьи Павла Даровского у кого-то может сложиться мнение, что я и РНЛ являемся чуть ли не защитниками бунташного схимника. Поэтому хочу напомнить, что РНЛ, может быть, больше других уделяла внимание критике позиции Сергия Романова. Все публикации собраны на специальной странице РНЛ « Бунт схиигумена Сергия (Романова) ». Еще 30 декабря 2019 года, когда практически никто публично не обсуждал и не осуждал революционные проповеди «уральского Аввакума», я написал статью « И придёт революция из Церкви... ». 9 июня 2020 года, после того, как Святейший Патриарх Кирилл запретил схиигумена Сергия в священнослужении, я написал статью « Что ждёт отца Сергия (Романова)? Неистовый схиигумен не останавливается, продолжает сеять рознь », где сравнил отца Сергия с бывшим иеромонахом Илиодором Труфановым, знаменитым расстригой начала ХХ века, который первоначально был невероятно популярен среди патриотов-монархистов. Наконец, 21 и 24 июня я опубликовал две итоговые статьи « Бунт схиигумена Сергия. В чём причины и каковы могут быть последствия? » и продолжение её – « Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно? ». В последней я написал, что главным итогом кампании схиигумена Сергия (Романова) является то, что «он оглупил консервативную повестку дня в Церкви и обществе». И сделал вывод: « По факту, проповеди и скандалы вокруг схиигумена Сергия приведут к усилению в Русской Православной Церкви либералов и модернистов. По факту, своими выступлениями отец Сергий дискредитирует подлинно консервативное, фундаменталистское крыло в Церкви. И вот в этом я вижу настоящее преступление перед Россией и перед Церковью схиигумена Сергия и его помощников. Как бы они себя не оправдывали. Какие бы резоны ни приводили в своё оправдание » .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/20/po...

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

14.17), вместе с примечанием об уничтожении медного змия при Езекии. Конец стр. 653 взят из книги Оболенского о сектантах, стр. 371, а в примечании пересказ стр. 67–68 книги еп. Сергия. У Сергия (со стр. 74) взято начало 655 стр. вместе с первым примечанием, а вторая половина страницы пересказ из Сильвестра (§ 180, m.V. стр. 216). Первая половина 656 стр. представляет выписку и пересказ из Сильвестра. (§180, т. V , стр. 217.218). К этой выписке подставлено под строкой примечание, взятое, вместе с цитатой на Фрикена, у еп. Сергия (стр. 72–73), но без цитаты на Сергия. Кроме того, в этом примечании о. Малиновскому что-то вздумалось два предлога „в“ и „на“ переставить один на место другого, что способствовало лишь искаженно смысла. Далее, начиная со средины 656 стр. . около страницы пишется, иногда близко к тексту, по книге Оболенского, только к некоторым святоотеческим цитатам подысканы страницы. Слова же Евсевия Кесарийского, вместе с кратким замечашем в 4-м примечании, позаимствованы у еп. Сергия (стр. 69). Заканчивается 657 стр. выпиской из Сильвестра (§ 182, T.V, стр. 226–227). Более половины 659 стр. составлено сначала из буквальной выписки у Макария (m.V, стр. 146), потом буквально же сделано заимствование у еп.Сергия, стр. 94, а в конце пересказ снова из Макария (m.V стр. 146–147), занимающий значительную часть и следующей страницы 660-й, где после в средине идет пересказ второй страницы еп.Сергия, откуда пристегивается и маленькое примечание второе. В начале 661 стр. есть пересказ с 3-ьей стр. книги еп.Сергия, а конец этой страницы списан буквально с 4 стр. той же книги. На 662 стр. опять есть выписка с 17 стр. Сергия, а дальше целая страница занята выдержкой из Иоанна Дамаскина . Начиная со средины 663 стр., около страницы составлено местами буквально по книге Оболенского о рационалистических сектантах, стр. 356–357. Вторая же половина 664 стр. заимствована отчасти буквально из кн. еп.Сергия, стр. 26,28–29. 26. В начале и в средине стр. 666 есть буквальные выписки из догматики митр.Макария, §256, m.V стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Словом, добиться от Фотия согласия на прославление неведомого ему русского монаха не удалось. Русь оказалась у Фотия под подозрением, и вместе с ней ее монашество. Неласковый прием, к примеру, встретил тогда у митрополита преподобный Павел Обнорский. А сомнения по поводу святости русских подвижников митрополиты-греки выражали всегда, с тех самых пор как Русь крестилась и стала «обзаводиться» собственными святыми. Косвенное свидетельство отказа Фотия прославить Сергия и тогда, и позднее — эпизод Жития с обретением мощей в 1422 г. Фигура митрополита в этом нерядовом для Русской Церкви событии отсутствует (впрочем, этому могут быть и другие объяснения). Вероятно, не дождался Никон и денег на возведение каменной церкви. После разгрома 1408 г. князья вынуждены была возобновить уплату дани Орде, на иное русского серебра пока не хватало. После нескольких лет запустения на церковном месте монастыря пришлось вновь ставить деревянный храм. Его освящение состоялось в день памяти Сергия 25 сентября 1412 г. (по другим данным, 1411-го). Но это событие Никон и его единомышленники обставили так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в святости Сергия.  Главными действующими лицами подготовки прославления Сергия стали, помимо Никона, Епифаний Премудрый, монах-иконописец Андрей Рублев, и звенигородский князь Юрий Дмитриевич, крестник и большой почитатель Сергия. После литургии и освящения храма Епифаний прочитал перед всеми, кто собрался в монастыре на торжество, свое «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию», только что написанное. Это довольно объемное произведение предварило создание полноценного Жития, которое Епифаний написал несколько лет спустя. «Слово похвальное» вошло в него заключительной частью. Автор похвалы без колебаний называет Сергия святым, блаженным и преподобным. Он сообщает всему миру, что Сергия «следует прославить», потому что Бог его уже прославил многими чудесами. Что сделать это нужно не ради самого старца: «ведь похвала Сергию не ему пользу принесет, а для нас спасением будет духовным». Кого требовалось убеждать в этом? Из русских — вероятно, мало кого. «Партия прославления Сергия» рассчитывала, что Епифаниевы слова достигнут слуха митрополита и его ближайшего греческого окружения. Вероятно, книжник напрямую спорил в своем сочинении с Фотием, который ссылался на неизвестность Сергия: «Бог прославил угодника своего… и в дальних краях, и у всех народов от моря и до моря не только в Царьграде, но и в Иерусалиме» (где сам Епифаний, вероятно, побывал незадолго до того).

http://radonezh.ru/analytics/proslavleni...

Буданова Н. Ф. Ф. М. Достоевский и святые Древней Руси ( Феодосий Печерский , Сергий Радонежский и Нил Сорский )//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции. 4–6 октября 2000 г. Сергиев посад, 2002. С. 248–264. Булгаков С. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I–VI). М., 1992. С. 541–552. (Репринта, переизд. одноименного журнала 1926. 5). Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 345–365. Булгаков С. День преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1992. 7. С. 2–3. Бурков Г. Награды в честь преподобного Сергия Радонежского//София. Издание Новгородской епархии. 2001. 4. С. 36–37. Бутовский Л. Преподобный Сергий игумен, радонежский чудотворец [стихотворение]. СПб., 1869. Бьянки Э„ Майнарди А. «Человек Божий» в средневековой литературе: святой Франциск Ассизский и преподобный Сергий Радонежский. Опыт типологического сопоставления//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб., 2003. С. 103–115. В память 500-летия преставления преподобного Сергия, игумена радонежского, чудотворца. 25 сентября 1892 г. М., 1892. В. Р. Праздник преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1974. 9. С. 9–10. Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея-заповедника//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов; Ярославль, 1996. С. 63–71. Вахрина В. Родина преподобного Сергия//Московский журнал. 1992. 7. С. 7–8. Верховская Е. А. К истории издания служб и житий Сергия и Никона в редакции Симона Азарьина//Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1993. С. 256–263. Верховская Е. А. Образ Сергия Радонежского в предисловиях Епифания премудрого и Симона Азарьина (к 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского)//Герменевтика древнерусской литературы X–XVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 313–326. Виноградов П. А. О житии преподобного Сергия. Речь, сказанная в московской частной гимназии Фр. Креймана 2 октября 1892 г. М., 1893. (Отд. отт.: Душеполезное чтение. 1893. 7, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 октября/3 ноября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 22 октября/4 ноября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Письмо 8 – го (ликвидационного) отдела Наркомата юстиции в Секретный отдел ВЧК с предложением запретить выезды патриарха Тихона за пределы Москвы. 25 октября/7 ноября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1/14 ноября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 ноября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Постановление Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, на основе которого было создано Русское Церковное Управление за границей (постановление появилось через несколько дней после окончательной эвакуации белой армии из Крыма): «В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со св. Патриархом почему – либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти. В случае невозможности этого епархиальный Архиерей принимает на себя всю полноту власти». 8/21 ноября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 15/28 ноября. Начало Рождественского поста. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 20 ноября/3 декабря. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, третья годовщина торжественного возведения владыки Тихона на патриарший престол. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Письмо заведующего Секретным отделом ВЧК Т. П. Самсонова председателю ВЧК Ф. Э. Дзержинскому о проделанной чекистами работе по уничтожению православной веры. ноября/5 декабря. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. ноября/9 декабря. Письмо заведующего Секретным отделом ВЧК Т. П. Самсонова председателю ВЦИКа М. И. Калинину:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

к работе над «Житием» Сергия обращались такие известные писатели своего времени, как Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский . В следующем столетии дань этой тематике отдали митрополит московский и коломенский Платон (Левшин) и даже сама императрица Екатерина II. XIX век также внес свой вклад в агиографию преподобного Сергия. Новое житие было составлено митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) 23 . В XX в. вклад в агиографию преподобного Сергия внесли архимандрит Никон и патриарх московский и всея Руси Алексий I 24 . Столь частое появление новых переработок «Жития» во многом объясняется тем, что оно использовалось в церковных службах и читалось в уставном порядке за всенощным бдением в Троице-Сергиевом монастыре (лавре) в канун церковных праздников, связанных с именем преподобного. Таким образом, видим, что традиция переработок «Жития» Сергия, начавшись в XV в., продолжалась более пятисот лет – вплоть до середины XX в., а в виде дальнейших перепечаток различных вариантов жизнеописания Сергия Радонежского, которые снабжаются соответствующими комментариями издателей, продолжает успешно бытовать и поныне. Все это привело к тому, что за всеми этими переработками постепенно исчезала реальная фигура троицкого игумена, а сам облик Сергия все более и более приобретал трафаретный схематичный вид, изображаясь во многом в соответствии с представлениями и вкусами последующих эпох. Подобное нередко бывает со старыми иконами – поверх первоначального изображения в процессе «поновления» пишется новое, хотя и близкое к оригиналу, но все же отличное от прежнего. В итоге нескольких таких операций лик святого приобретает новые, нехарактерные для него черты. То же самое можно сказать и о «Житии» Сергия Радонежского. По словам одного из биографов Сергия Радонежского, «этот памятник русской агиографии – один из самых сложных, если не самый сложный среди всех агиографических сочинений русского средневековья. Представленное огромным количеством списков, что само по себе требует колоссального времени на их перекрестное сличение и установление последовательности различных переделок жизнеописания Сергия, Житие основателя подмосковного Троицкого монастыря изобилует такими подробностями из жизни Сергия, которые исключают одна другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует иметь в виду, что иконы преподобного Сергия XV–XVII вв. можно рассматривать как определенный художественный ордер, где исторический реализм, знаковая символика и преображенность в трактовке образа составляют стройную целостную систему. Наиболее яркое отражение эти основные принципы художественного ордера находят в иконах «Сергий с житием». Одну из таких икон мы видим в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Икона датируется концом XV в. и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что «Сергий с житием» в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием. В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой «Димитрий Прилуцкий в житии», написанной этим иконописцем. Кроме того, как подчеркивает Т.В. Николаева, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями московских митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был таким же гением, как и Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное. На среднике иконы «Сергий с житием» преподобный изображен анфас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке. Его лицо отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности. Он изображен в монашеском одеянии – темно-коричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру 19 клейм жития: рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею Ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010