Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Там же. Там же. С.29. Там же. С.29-30. Там же. С.30. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. - М., издательство «Паломник», 2000. - С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «Препирание» с.29]. «Улыбнуться» с.29]. «Как бы печальному» с.29]. «Тяготам» с.29]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «...Так это было принято в ярославской губернии» с.359]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.42. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. Там же. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. - М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). - С.628.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Житие Сергия Радонежского в составе Никоновской летописи читается под 6900 г. и имеет заголовок «Повесть о преподобнем Сергии». Текст основан на Пространной редакции и Второй Пахомиевской, самое начало взято из сообщения Симеоновской летописи, имеются также заимствования из Повести о Куликовской битве (той же Никоновской летописи). Текст на всем протяжении подвергся значительной литературной обработке. Составителем данной редакции жития, как и всего летописного свода в целом, следует считать митрополита Даниила (1522—1539). Никоновская летопись в первоначальном составе, доведенном до 1520 г., была создана в конце 20–х — начале 30–х годов XVI в. и сохранилась в оригинале: РГАДА, ф. 201 (Собрание М. А. Оболенского), 163 (большая часть текста переписана рукой митрополичьего писца Юшки Сасинова) . Публикация (по списку БАН, 32.14.8): ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 127—147. Вставки из жития Сергия имеются и в других местах Никоновской летописи. Под 6886 г., в «Повести о Алексеи митрополите всея Русии», эпизоды об основании Андроникова монастыря и о попытке склонить Сергия занять митрополичий престол заимствованы из жития Сергия Пространной редакции (ПСРЛ. Т. 11. С. 30—31, 31—32, 33—34). Составленная в 60–х годах XVI в. Степенная книга включает ряд эпизодов из различных редакций жития Сергия Радонежского. В разделе, посвященном жизнеописанию митрополита Алексея, рассказы «О Стефане, брате великаго Сергия», «О составлении Андроникова монастыря», «Беседование святаго Алексия с преподобным Сергием о митрополии» — заимствованы из Никоновской летописи, а рубрики «О начале игуменьства преподобнаго Сергия чюдотворца», «О збытии пророчества святаго святителя Алексия и преподобнаго игумена Сергия» самостоятельно извлечены составителем Степенной книги из Пространного жития Сергия (имеется и отсылка: «яко свидетельству–еть в житии самого того преподобнаго Сергия»). Конспективный пересказ этого жития, озаглавленный «О Сергии чюдотворце», помещен после известия о преставлении Сергия под 6900 г. (с отсылкой, что деяния и чудеса Сергия «явлена суть в торжественом словеси великого жития его»).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Жизнь и чудеса преподобного Сергия, радонежского чудотворца. Заимствовано из книги блажен. Епифания, ученика препод. Сергия, – «Жизнь и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия». С рисунками и кратким описанием Троице-Варницкого монастыря, место родины преподобного Сергия. М., 1897. Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца, составлено архимандритом Никоном//Сердце чисто созижди во мне, Боже! И дух прав обнови во утробе моей. Коломна, 1993. С. 9–28. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. С изображением преподобного и с объяснительными примечаниями. М., 1901. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым , иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным, в переводе на русский язык. М., 1997. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Троице-Сергиева лавра, 1853 (литограф, изд.). Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его, Епифанием Премудрым , в XV в. Печатаются по троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьи-Миней, с присоединением стихир преподобному Сергию, именуемому «трезвон», положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII ст. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1885. (Памятники древней письменности. Вып. 58). Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым . Переведено с славянского при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Сергиев посад, 1903. – 2-е изд.: Сергиев посад, 1908. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, радонежского и всея России чудотворца, почерпнутое из достоверных источников, читанное в лавре его на всенощном бдении, июля 5 дня, 1822 года, [издано вместе с: Некоторые черты жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, после смерти, то есть, некоторые сказания о его явлениях и чудодействиях, выписаны из книг и рукописей в 1834 году] М., 1836. [первое изд. Жития: Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Слова к московской пастве, в первый год управления ею говоренные, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца, из достоверных источников почерпнутое, синодальным членом Филаретом архиепископом московским. СПб., 1822. С. 291–341]; [перевод на франц. яз.: La vie de Saint Serge, fondateur du couvent de Troïtza (de la Très-Sainte trinité). Discours prononcé, le 5 de juillet 1822, par le Métropolite Philarète, au Covent de Troitza. Saint- Petersbourg, 1841].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 Вероятно, в связи с установлением Димитриевской субботы Преподобный Сергий построил над воротами монастыря храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, который затем дважды (1408, 1608–1610) разорялся врагами (7, с. 112–113:351). 23 Приводим список событий после кончины Преподобного Сергия, в которых он являл свое заступничество за Россию как ее Ангел-хранитель и взбранный воевода. 1408 – явление Преподобного Сергия вместе с московскими святителями Петром и Алексием преподобному Никону с предупреждением о нашествии Едигея, разорении обители и ее будущем восстановлении (30, л. 185 об.). – воин Иоанн избавлен от смерти от поганых татар царя Махмета молитвами Преподобного Сергия (30, лл. 196–197 об.). 1439 – явление Преподобного Сергия пресвитеру Симеону после Флорентийского лжесобора с увещанием держаться Православия (30, лл. 110–113). 1442 – Троицкий игумен Зиновий примирил в монастыре великого князя Василия с его двоюродным братом Димитрием Шемякой, заставив их целовать крест у гроба Преподобного Сергия (33, с. 246). 1479 – рождение наследника Московского княжества великого князя Василия Ивановича по молитвам княгини Софии к Преподобному Сергию (30, лл. 121–122 об.). – освобождение от осады литовских войск города Себежа (Псковская область) по молитвенной помощи Преподобного Сергия (29, с. 15–16). 1521 – освобождение от осады литовских войск города Опочки (Псковская область) по явлению и молитвенной помощи Преподобного Сергия (30, лл. 123–124; 29, с. 16; 3, ч. 3, с. 61). 1521 – заступничество Преподобного Сергия и Варлаама Хутынского перед Божией Матерью и московскими святителями о спасении Москвы от разгрома татарским ханом Махмет-Гиреем (29, с. 16). 1545–1551 – явления и чудеса Преподобного Сергия при основании Свияжской крепости (церковный звон, пение, хождение Преподобного Сергия с крестом) (30, лл. 124–125 об.). 1552 – явления и чудеса Преподобного Сергия при взятии Казани (хождение Преподобного Сергия по стенам города с крестом и окропление святой водой) (30, лл. 126–126 об.); после взятия Казани царь Иоанн Грозный совершил особое молебствие Преподобному Сергию как пособнику победы (7, с. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

6 января 1583 года – царь Иоанн Грозный прииес в Троицкой обители у чудотворцев Сергия и Никона покаяние в убиении сына Иоанна пред келарем Евстафием, старцем Варсонофием и духовником архимандритом Феодосием. В синодике обители были записаны имена убиенных в опричнину (33, с. 65). 1592 – избавление Москвы от набега крымских татар по молитвам Преподобного Сергия (29, с. 16; 25, с. 179). 23 сентября 1608 – 12 января 1610 – многочисленные явления и покров Преподобного Сергия во время осады Троице-Сергиева монастыря 15 000-м войском польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского (30, лл. 126 об. – 136:175). осень 1611 – троекратное явление Преподобного Сергия нижегородскому мяснику Косме Минину с приказанием собирать народное ополчение для освобождения России (29, с. 34). 14–18 августа 1612 – перед ракой Преподобного Сергия молились Димитрий Пожарский и Косма Минин, шедшие с ополчением освобождать Москву. После того, как преподобный Дионисий осенил войско крестом, от самого гроба Преподобного Сергия поднялся ветер, который дул по ходу движения ополчения (29, с. 35). 22 августа 1612 – примирение казаков с ополчением по молитвам к Преподобному Сергию и победа в бою с Ходкевичем (29, с. 36). 21 октября 1612 – явление Преподобного Сергия святителю Арсению, архиепископу Элласонскому, томившемуся в плену в Московском Кремле, с обетованием заступничества в освобождении Москвы (29, с. 36; 30, лл. 136 об. – 137 об.). 25 сентября 1617 – смерть полковника Лисовского, ранее осаждавшего Троицкий монастырь, в день памяти Преподобного Сергия (пал с лошади с криком: «О великий Сергий! Ты мне не попустил!» (29, с. 44). 1 декабря 1618 – по молитвам Преподобного Сергия в деревне Деулино (около 5 км от обители) заключено перемирие между Россией и Польшей. В благодарность и назидание ровно через год в этой деревне был освящен храм-памятник в честь Преподобного Сергия (1, с. 246–248). 1622 – явление Преподобного Сергия с видом Троицкой обители во время морского боя донских казаков с турками; победа казаков по молитвам Преподобного Сергия (30, лл. 146 об. – 147 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

29. 225–253. же, в сокращ.://Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 127–135. 176 . Антонов М. Всему миру свет. (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления Преп. Сергия Радонежского)//ЖМП 1993. 5. 107–111. 177 . Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщ. Загорского ист.-худ. музея-заповедника. 1958. 2. 12–18. 178 . Ближний свет издалека: Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда/Сост. Гурулев А. С. Иркутск 1992. 142. 179 . Борисов Н. С. О некоторых литературных источниках «Жития Сергия Радонежского»//Вестник МГУ. 1989. 8: История. 5. 69–79. 180 . Борисов Н. С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М. 1990. 340. Хомяков А. О Сергии Радонежском//Красный Север. 1991. 1 Марта, 42. 4. 181 . Борисов Н. Сергий Радонежский. М. 2001. 297. 182 . Верховская Е. А. Образ Сергия Радонежского в предисловиях Епифания Премудрого и Симона Азарьина (к 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского)//Герменевтика древнерусской литературы. М. 1992. 3. 313–326. 183 . Г-в. А. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества//ЧОЛДП 1892. 9. 295. 184 . Георгиевский Г. Завет преподобного Сергия//ЧОЛДП 1892. 11. 499. 185 . Георгий (Тертышников), архим. Житие схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского//Русь. Ростов Великий 1992. 4. 149–155. 186 . Герман, иером. Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод. К 600-летию со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского//ЖМП 1990. 7. 64–71. 187 . Голубинский Ε. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преп. Сергия и путеводитель по Лавре. С приложением четырех гравюр. Сергиев Посад 1892. IV, 361, XI. 2 М. 1909. 427. 188 . Голубинский Ε. Е. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.//БВ 1892. 4:11. 173–189. 189 . Голубинский Ε. Е. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преподобного Сергия», напечатанную в журнале «Странник» (1893 г., январь)//БВ 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вспомнил я еще одно великое и преславное чудо, сотворенное Господом нашим Иисусом Христом в 7151 (1643) году. При Троице-Сергиевом монастыре был медных дел мастер по имени Григорий, который сошел с ума: он никого не узнавал, и беспокойно вращая глазами во все стороны, кричал громким голосом; при этом два или три человека едва могли его удержать. Больного привели в обитель святого великого Сергия чудотворца, наложили на него железные вериги и водили в церковь Пресвятой Троицы, к цельбоносным мощам святого Сергия. Спустя несколько дней, по Божией благодати и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, словно никогда не болел. И воздал славу и благодарение Всесильному Богу, творящему дивные и преславные чудеса через угодника Своего, великого Сергия. Глава 81. ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ДРУГОМ СУМАСШЕДШЕМ В 7151 (1643) году служитель погребной службы того же Сергиева монастыря по имени Феодор сошел с ума и дико вопил, не узнавая никого из своих знакомых. На него наложили железные вериги, причем два человека едва могли его удержать, и приводили в церковь Пресвятой Троицы, ко гробу святого Преподобного Сергия, великого чудотворца. И вот, по Божию милосердию и по молитвам святого Сергия, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и славил и благодарил Бога и угодника Его, великого в чудесах Сергия чудотворца. Глава 82. ЕЩЕ ОДНО ЧУДО СВЯТОГО О СУМАСШЕДШЕМ В 7151 (1643) году служитель того же Сергиева монастыря по имени Александр, по прозвищу Корсаков, сошел с ума и громким голосом кричал что-то нелепое. На него наложили вериги, причем три человека едва удерживали его, и привели в лавру святого Сергия, в церковь Святой Троицы, к цельбоносным мощам великого Сергия чудотворца. Спустя несколько дней, по милости Святой Живоначальной Троицы и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и пошел в дом свой, радуясь и славя Святую Троицу и Преподобного и блаженного Сергия чудотворца. Глава 83. ЧУДО ОБ ИНОКАХ ТОГО ЖЕ МОНАСТЫРЯ Инок того же Сергиева монастыря Живоначальной Троицы Феодосий, работавший на хлебном дворе, рассказал о случившемся с ним чуде Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Таким образом, собственно незаметным действием должна была стать замена главы преподобного Сергия на сходный череп. Подробные «Вопросы...» отца Павла Флоренского относительно мощей преподобного Сергия свидетельствуют, что замена главы преподобного Сергия была тщательно подготовлена. Надеялись, конечно, и на то, что обнаженная от покровов глава преподобного Сергия мало известна верующим, а тем более представителям власти, которые после вскрытия 11 апреля 1919 г. вряд ли подходили к мощам. Надеялись, прежде всего, на помощь Божию и благословение преподобного Сергия. Состояние самого отца Павла раскрывают его сны того времени: черные мысли и гнетущее впечатление от «рыскания» по Посаду М. В. Галкина; страх, что все обнаружится; радость от «оживания» мощей преподобного Сергия и от явления великой княгини Елисаветы Феодоровны. «Служба моя трудна, и часто я совсем изнемогаю душою. Но да будет воля Божия», – писал отец Павел своему ученику П. Волкову 6 мая 1920 г. 1. Изъятие главы преподобного Сергия (предположительно 26–30 марта 1920 г.) Для того чтобы незаметно изъять главу преподобного Сергия, надо было заменить ее другим схожим черепом. Сохранилась записка «Вопросы священника отца П. Флоренского относительно мощей преподобного Сергия». Записка написана почерком Ю. А. Олсуфьева и не датирована, но из самих вопросов явно, что они составлены после вскрытия мощей 11 апреля 1919 г. Весьма вероятно, что цель некоторых вопросов – подготовиться к замене главы преподобного Сергия. «Вопросы священника отца П. Флоренского относительно мощей преподобного Сергия. 1. На левой стороне головы виднеется рубчик в виде неполного эллипсиса. Что это, край выдвинувшейся по шву височной кости или же бордюр и завиток уха, присохшего к черепу? 2. На черепе имеются, по-видимому, волосы; если это действительно так, то, значит, череп покрыт кожей. 3. Темный цвет височных и скуловых частей черепа не заставляет ли счесть здесь сохранившийся покров кожи более темным? 4. Отчего происходит нежная желто-розовая окраска лобной и теменной частей черепа? 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Недавно ко мне обратились прихожане из одного села Вятской епархии с просьбой разъяснить им, правильно ли поступает митрополит Сергий и его Синод, не отступили ли они от Православия. При этом добавили, что среди них распространяется письмо Андрея [Ухтомского] Уфимского, где митрополит Сергий и Синод именуются богоотступниками. Я, как мог, уяснил прихожанам всю ложь и неправду этого богоотступника Андрея Уфимского, который теперь, после раскола, перешёл к евангелистам. Не знаю, как прихожане вразумились. Молим Бога, да поможет Вам, о. протоиерей, уяснить колеблющимся всю неправду и ошибку. Помоги Вам, Господи. У нас в Казанской епархии все спокойно и тихо, и никто не восстаёт против митрополита Сергия. По поручению епископов Иринарха [Синеокова], Сергия и Антония [Быстрова?] прошу и молю всех протестантов оставить всякие сомнения и протесты против митрополита Сергия и его Синода. Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви. Если бы что-либо было неправильного в действиях митрополита Сергия и его Синода, то я бы и все мы, ссыльные, терпели бы это? Мы все сразу отложились бы от митрополита Сергия и его Синода. Но мы все спокойны и стоим за митрополита Сергия, так как все правильно и законно. Е[пископ] Захария [Лобов] и все марийские ссыльные. 26 января 1928 г. Архив составителя 20. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о раздорнической деятельности епископа Уразовского Алексия [Буя] Архив составителя Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к петроградской пастве в связи с возникшим там «иосифлянским расколом» ...Начавшийся раскол и побудил митрополита Сергия сперва запретить бесчинников в священнодействии, а потом, когда они не образумились, выступить с посланием к петроградской пастве, в котором называл их «ослеплёнными своею мнимою праведностью, неспособными внимать [ни] голосу благоразумия, ни увещаниям пастырского долга», свидетельствует об увольнении их от викариатств, a паству призывает к повиновению законной канонической власти... [в изложении]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глава 81. Чудо преподобного Сергия о другом сумасшедшем...    В 7151 (1643) году служитель погребной службы того же Сергиева монастыря по имени Феодор сошел с ума и дико вопил, не узнавая никого из своих знакомых. На него наложили железные вериги, причем два человека едва могли его удержать, и приводили в церковь Пресвятой Троицы, ко гробу святого Преподобного Сергия, великого чудотворца. И вот, по Божию милосердию и по молитвам святого Сергия, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и славил и благодарил Бога и угодника Его, великого в чудесах Сергия чудотворца. Глава 82. Еще одно чудо святого о сумасшедшем...    В 7151 (1643) году служитель того же Сергиева монастыря по имени Александр, по прозвищу Корсаков, сошел с ума и громким голосом кричал что-то нелепое. На него наложили вериги, причем три человека едва удерживали его, и привели в лавру святого Сергия, в церковь Святой Троицы, к цельбоносным мощам великого Сергия чудотворца. Спустя несколько дней, по милости Святой Живоначальной Троицы и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и пошел в дом свой, радуясь и славя Святую Троицу и Преподобного и блаженного Сергия чудотворца. Глава 83. Чудо об иноках того же монастыря...    Инок того же Сергиева монастыря Живоначальной Троицы Феодосий, работавший на хлебном дворе, рассказал о случившемся с ним чуде Преподобного Сергия.    Однажды он тайно, без благословения и без отпуска, ушел из монастыря, а вместе с ним и другой брат, тоже работавший на хлебном дворе, некий инок родом из Киева. Они отошли недалеко от монастыря и были посреди монастырского поля. Вдруг, судом Божиим, по молитвам угодника Божия, великого Сергия чудотворца, у инока Феодосия затворились очи. Он остановился и долгое время не мог самостоятельно идти туда, куда хотел: по молитвам святого Сергия Бог не допустил этого. Брат, шедший с ним, взял ослепшего за руку и собрался вести за собой, поскольку он совсем ничего не видел. Но старец, лишившийся зрения, остановился на месте том и вместе со спутником начал плакать о своем согрешении и молиться Господу Богу и Пречистой Богородице и угоднику Их, великому Сергию чудотворцу, и мысленно обещал, что сходит помолиться в святые места, а потом немедленно вернется в его обитель. И тотчас вернулось к нему зрение, и он стал видеть глазами своими по-прежнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010