Во второй половине тридцатых годов отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение. В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по  миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает». 28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”» . Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

http://fond.ru/kalendar/360/sergiy/

В Синодальную эпоху Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. Однако духовная жизнь на этом месте продолжалась, пока сохранялся деревянный Спасо-Преображенский храм. Лишь в советские годы он был уничтожен. Теперь святое место украсил деревянный крест, а табличка у его подножия, рассказывает проезжающим людям о знаменательных событиях истории. http://www.mepar.ru/news/2011/08/19/10851/ Преображенский Заворинский монастырь. Основание Спасо-Заворинского монастыря связано с именами двух великих святых Русской Церкви – преподобного Сергия Радонежского и благоверного великого князя Димитрия Донского. Он был основан на месте прощания преподобного Сергия с князем Димитрием на его пути на Куликово поле, на месте древней Шубинской дороги, которая вела в Коломну и проходила через Троице-Лобаново, Покровское, Мещерино, Федоровское, Богдановку. Именно по ней проходило войско Дмитрия Донского на сбор в 1380 году. Возможно, что монастырь подвергся разорению во время лихолетья и смуты в начале XVII в. (в то же смутное время была разорена и соседняя Троицкая церковь). Монастырь имел свои земли, леса и села. Но уже во время правления Екатерины II монастырь был закрыт и переведен в ранг приходской церкви. Спасо-Преображенский храм то ветшал, то восстанавливался, продолжалась жизнь прихода до тех пор, пока в 30-е годы ХХ столетия древний Спасо-Преображенский храм был разобран, а святое место пришло в запустение. «Близ села Троице-Лобаново, на крутояре речки Северки, стоит старая деревянная Церковь: древле это был Спасо-Преображенский монастырь, называвшийся Заворинским. Роя свежие могилы, выкапывают монашеские одежды и параманники. Бывшее тут село переведено в Марьинку с землею монастырскою 200 десятинами, которыми и владеют священно и церковно служители с причтом…» Из книги Н.Д. Иванчина-Писарева «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» (1849 г.) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=35549

Место его захоронения оставалось неизвестным, но, несмотря на это, память о святом архипастыре не угасала среди православных верующих Твери на протяжении всей коммунистической эпохи. По милости Божией мощи священномученика были обретены 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, и ныне почивают в Вознесенском соборе города Твери. В 1997 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви официально причислил архиепископа Фаддея к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 31 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Людмила 29 октября 2022, 19:07 Моли Бога о нас,священномучениче Фаддей. Наталия 31 декабря 2021, 08:23 Священномучениче Фаддее! Моли Бога о нас! М 26 октября 2019, 13:20 Священномученик Фаддей!помолись Господу о нас грешных!!!!! Василиса 31 декабря 2018, 12:47 По рассказу одной моей знакомой, в трудный период ее жизни, когда не на кого ей было опереться, во сне ей приснился молодой худенький архиерей: он сидел на амвоне в храме, в монашеском облачении, без панагии, и аккуратно кормил ее из своих рук зернышками из пакетика, который держал в руках, вкладывал ей в уста, как птичке. Столько любви и простоты в нем было, что проснувшись она помнила только это. Спустя некоторое время, ей попалось житие Священномученника Фаддея, в котором она сразу узнала того монаха - владыку! По сей день чтит Его, как одного из самых близких своих Святых! А в юности, она несколько лет пела на клиросе в церковном хоре. Людмила Щербакова 25 октября 2018, 23:12 Великий Святой.До слез....Моли Бога о нас Священномучениче Фадее!!! Елена Заварихина 31 декабря 2015, 10:26 ...владыка отказался оставить духовных овец " - возможно, митрополит Сергий пытался т.о. спасти Свщмч Фадея. Почему он не послушался? Он не признавал митрополита Сергия за старшего? ( за принимающего верное решение? или согласно правилам - возможно отступать от приказов в некоторых случаях?) Где можно почитать об этом? Евгения 29 августа 2015, 11:55 Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови

http://pravoslavie.ru/58496.html

" Внимание!!! Количество заварки каждый раз определяет повар в зависимости от ожидаемого на трапезу количества сестер " . " Зеленый чай завариваем из рассчета 1 чайная ложка на 250 мл КИПЯТКА, потом проливаем еще 2 раза " . " Суп должен быть горячим до 17 ч. " . Над выключателем: " В трапезной без нужды свет не включать " . На двери: " Нужно сохранять чистоту и порядок. СПАСИ ГОСПОДИ " . Надпись на стакане, стоящем на столе: " Батюшкин стакан не мыть (подчеркнуто), со стола не убирать, штраф 1000 рублей " . У отца Сергия два мобильника (в обоих карманах рясы), а также одна рация, которая отключается только на время службы ( " Але, батюшка, у нас тут проблема. Мы купили кабачки, ну вот, и сестра Софья их... порезала все, а оказалось мало, будет очень неловко, что делать? " ). Всего здесь работает и живет человек 120. После завтрака отец Сергий и староста сестричества ходят по периметру церковной территории; перед оградой оба, как большие рыбы, одежда, как плавники, - синхронно разворачиваются и совместно плывут в утреннем осеннем тумане к противоположной ограде. Минут сорок. Девушка чему-то улыбается. Ступает о. Сергий широко и аккуратно - как старинный хиппан, привыкший поутру перешагивать через ряды спящих на кухне, в коридоре, в комнате братьев по вписке на флэту. " У нас тут один батюшка вышел из строя " (из разговоров о. Сергия по телефону). - У вас есть рабочий кабинет? Вы покажете нам его? - У меня нет кабинета. У меня келья. К полудню надо ехать в строящийся храм на другом конце Москвы, куда отца Сергия тоже назначили настоятелем. Возле церкви стоят пять машин, в основном " жигули " . Одна из сестер копается в моторе. Отец Сергий погружается в " девятку " (он грузноват, около 100 кг весу), за рулем - другой батюшка, перед отъездом оба крестятся, газуем. Отец Сергий достает из дипломата плеер, надевает наушники, сверху шапочку, откидывается в кресле. - Что слушаете, отец Сергий? - " Роллинг Стоунз " , 94-го года. Там в конце - такая классная вещь! - улыбается. Рассказ батюшки (того, что за рулем): " У меня водительский стаж 30 лет. Милиция? Доброжелательно относятся. А нарушать-то нарушаем, бывает. Задумаешься, да и превысишь. Скорость-то. Было 60 - а уже все 75. Останавливают. Укоряют. А-а, вот говорите, батюшка, а сами греши-ите!.. Но отпускают. Только один, помню, оказался вредный - а у меня с собой только 50 рублей было, и мне надо еще было заправиться. А он забрал полтинник и говорит: " Езжайте, батюшка, Бог поможет " . Это у них вроде шутки такой. А где же нам припарковаться-то, а? Негде! Тут встанем, но опасаюсь, отец Сергий, как бы нас не эвакуировали. Эвакуатором-то " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

— Не по душе ему, значит, — говорит Горкин, — а то бы помолился. — А чайку-то попить народу надо? Говорю: «Басловите, батюшка, трактирчик на Разгуляе открываю». А он опять все сомнительно: «Разгуляться хочешь?» Открыл. А подручный меня на три тыщи и разгулял! В пустяке вот — и то провидел. Горкин говорит, что для святого нет пустяков, они до всего снисходят.   Пьем чай в богомольном садике. Садик без травки, вытоптано, наставлены беседки из бузины, как кущи, и богомольцы пьют в них чаек. Все народ городской, небедный. И все спрашивают друг друга, ласково: «Не к Преподобному ли изволите?» — и сами радостно говорят, что и они тоже к Преподобному, если Господь сподобит. Будто тут все родные. Ходят разнощики со святым товаром — с крестиками, с образками, со святыми картинками и книжечками про «жития». Крестиков и образков Горкин покупать не велит: там купим, окропленных со святых мощей, лучше на монастырь пойдет. В монастыре, у Троице-Сергия, три дня кормят задаром всех бедных богомольцев, сколько ни приходи. Федя покупает за семитку книжечку в розовой бумажке — «Житие Преподобного Сергия», — будем расчитывать дорогой, чтобы все знать. Ходит монашка в подкованных башмаках, кланяется всем в пояс — просит на бедную обитель. Все кладут ей по силе-возможности на черную книжку с крестиком. — И как все благочестиво да хорошо, смотреть приятно! — говорит Горкин радостно. — А по дороге и еще лучше будет. А уж в Лавре… и говорить нечего. Из Москвы — как из ада вырвались. Бегают белые половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется — парочка. Брехунов велит заварить для нас особенного, который ро-за-ном пахнет. Говорит нам: — Кому — вот те на, а для вас — господина Бо-ткина! Кому пареного, а для вас — ба-ринова! И приговаривает стишок: Русский любит чай вприкуску Да покруче кипяток! — А ежели по-богомольному, то вот как: «Поет монашек, а в нем сто чашек?» — отгадай, ну-ка? Самоварчик! А ну, опять… «Носик черен, бел-пузат, хвост калачиком назад?» Не знаешь? А вон он, чайничек-то! Я всякие загадки умею. А то еще богомольное, монахи любят… «Господа помо-лим, чайком грешки промо-ем!» А то и «ки-шки промоем»… и так говорят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Все народ городской, небедный. И все спрашивают друг друга, ласково: " Не к преподобному ли изволите? " — и сами радостно говорят, что и они тоже к преподобному, если Господь сподобит. Будто тут все родные. Ходят разнощики со святым товаром — с крестиками, с образками, со святыми картинками и книжечками про " жития " . Крестиков и образков Горкин покупать не велит: там купим, окропленных со святых мощей, лучше на монастырь пойдет. В монастыре, у Троице-Сергия, три дня кормят задаром всех бедных богомольцев, сколько ни приходи. Федя покупает за семитку книжечку в розовой бумажке — " Житие преподобного Сергия " , — будем расчитывать дорогой, чтобы все знать. Ходит монашка в подкованных башмаках, кланяется всем в пояс — просит на бедную обитель. Все кладут ей по силе-возможности на черную книжку с крестиком. — И как все благочестиво да хорошо, смотреть приятно! — говорит Горкин радостно. — А по дороге и еще лучше будет. А уж в Лавре... и говорить нечего. Из Москвы — как из ада вырвались.Бегают белые половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется — парочка. Брехунов велит заварить для нас особенного, который розаном пахнет. Говорит нам: — Кому — вот те на, а для вас — господина Боткина! Кому пареного, а для вас — баринова! И приговаривает стишок:Русский любит чай вприкускуДа покруче кипяток! — А ежели по-богомольному, то вот как: " Поет монашек, а в нем сто чашек? " — отгадай, ну-ка? Самоварчик! А ну, опять... " Носик черен, бел-пузат, хвост калачиком назад? " Не знаешь? А вон он, чайничек-то! Я всякие загадки умею. А то еще богомольное, монахи любят... " Господа помолим, чайком грешки промоем! " А то и " кишки промоем " ... и так говорят. — Это нам не подходит, Прокоп Антоныч, — говорит Горкин, — в Москве наслушались этого добра-то. — Москва уж всему обучит. Гляди ты, прикусывает-то как чисто, а! — дивится на меня Брехунов, — и кипятку не боится!Предлагает нам расстегайчика, кашки на сковородке со снеточком, а то московской соляночки со свежими подберезничками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1380...

от Рязанской епархии: протоиерея Михаила Дмитриева (1873-1937), священника Николая Карасева (1901-1937), протоиерея Евгения Харькова (1891-1037), протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862-1937), протоиерея Константина Бажанова (1879-1937), протоиерея Александра Туберовского (1881-1937), Александра Устюхина (1882-1937), Татьяны Бякиревой (1890 — около 1948), Петра Гришина (1870-1937), Евсевия Тряхова (1870-1937), Михаила Якунькина (1878-1937), Дорофея Климашева (1869-1937), Лаврентия Когтева (1880-1937), Григория Берденева (1890-1937), Феклы Макушевой (1901-1954), Евдокии Мартишкиной (1880-1947), Анны Ивашкиной (1894-1948), Татьяны Егоровой (1879-1937); от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869-1919) и иже с ним убиенных протоиерея Михаила Блейве и протоиерея Николая Бежаницкого, расстрелянных в 1919 году в Тарту; от Тобольской епархии: протоиерея Ефрема Долганева († 1918), священника Михаила Макарова († 1918), священника Петра Карелина († 1918) и мирянина Константина Минятова († 1918), пострадавших вместе с епископом Гермогеном (Долгановым;, † 1918); от Ярославской епархии: епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930), священника Александра Абиссова (1873-1942), священника Андрея Добрынина (1874-1938), священника Василия Аменицкого (1872-1938), священника Владимира Вятского (1879-1939), священника Глеба Апухтина (1885-1937), священника Евгения Елховского (1869-1937), священника Евгения Попова (1879-1937), священника Иакова Архипова (1888-1937), священника Иоанна Дунаева (1885-1938), священника Иоанна Плеханова (1879-1938), священника Петра Григорьева (1895-1937), священника Иоанна Смирнова (1884-1937), священника Иоанна Талызина (1888-1937), священника Николая Дунаева (1878-1937), священника Николая Ершова (1888-1937), священника Николая Любомудрова (1862-1918), священника Николая Никольского (1882-1937), священника Николая Орлова (1881-1937), священника Николая Розова (1892-1938), священника Николая Ушакова (1876-1937), священника Петра Богородского (1878-1938), священника Петра Токарева (1881-1937), священника Сергия Заварина (1885-1938), священника Сергия Мирковича (1877-1937), священника Михаила Горбунова (1878-1938), иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937), иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938), иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937), диакона Алексия Введенского (1903-1937), монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937), Анастасии Лебедевой (1899-1945), Анны Шашкиной (1888-1949), Иоанна Короткова (1885-1941), Марии Даниловой (1884-1946), протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920), священника Александра Елоховского (1858-1918), священника Александра Смирнова († 1918), священника Иоанна Виленского (1857-1918).

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Ефрем (Сидамонидзе Григорий Шиович, 1896–07.04.1972), митрополит Кутаисский, Католикос – Патриарх Всея Грузии. Закончил Горийское духовное училище, Тифлисскую духовную семинарию, монашеский постриг принял в Шио-Мгвимском монастыре с именем Ефрем. В 1927 году хиротонисан в патриаршего викарного епископа. Прошел лагеря. В 1944 году, следуя на родину, митрополит Ефрем задержался в Ташкенте, где произошло его знакомство с Владыкой Гурием, в то время архимандритом и настоятелем Покровского собора в Самарканде. В 1945 году владыка Ефрем возведен в сан митрополита Католикосом – Патриархом Каллистратом. В 1960 году избран Католикосом – Патриархом Всея Грузии. В период его патриаршества в 1963 году были открыты пастырские курсы, в 1969 году реорганизованные в духовную семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. В 1949 году во время поездки епископа Гурия (Егорова) и иеромонаха Иоанна (Вендланда) в Грузию Владыка Ефрем был митрополитом Кутаисским. Заварицкий Александр Николаевич (14.03.1884–23.07.1952, Москва), геолог-петрограф, академик АН СССР (1939). Окончил геологический факультет С.Петербургского горного института. В 1909–1940 годах преподаватель этого института, сотрудник Геологического комитета (1915–1935). Академик АН СССР. Директор Института геологических наук АН СССР, организатор и директор Лаборатории вулканологии при АН СССР (1944– 1952). Его именем назван минерал заварицкит. Заспелова Анастасия Сергеевна (31.10.1898–5.09.1982), монахиня Сергия. Как и ее младшая сестра Варвара Сергеевна, пришла в Крестовую митрополичью церковь Александро-Невской Лавры в 1917 году. Ежедневно бывала за ранней Литургией. В ее обязанности входило в помещении для пономарей подавать митрополиту Вениамину кадило. Видя ее любовь к Богу, священномученик Вениамин перед своим арестом попросил Анастасию Сергеевну стать помощницей отца Варсонофия (Верёвкина) при его служении в храме преподобного Серафима в Старом Петергофе. С 1922 года стала регентом этой общины. В 1932 году арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Выйдя в 1935 году на свободу, приехала в Ташкент и стала одной из самых верных помощниц отца Гурия. В 1938 году переехала вместе с ним в поселок Беш-Бала под Ферганой. Во время войны по благословению архимандрита Гурия переезжает в город Кокчетав помогать сестре, которой было два малолетних сына. После войны возвращается в Петергоф. Ее семья – сестра Варвара Сергеевна и племянник Сергей Андреевич Зегжда в течение всей жизни были очень близки с митрополитом Иоанном и Елизаветой Николаевной Вендланд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

митрополит Астанайский и Казахстанский – прим. автора) , протодиакона Сергия Голубцова и др. , видна невооруженным взглядом. Надуманность обвинений видна, укажем еще на случай, который подтвердит заказной характер осуждения священнослужителей и подведение осужденных под статью о принадлежности к.-р. организации и деятельности против Соввласти. Еще в 1924 году священник Христо-Рождественской церкви г. Костромы Константин Алферов был арестован, и ему пытались предъявить обвинение за хранение воззвания Поместного Собора от 27 января 1918 г. по поводу декрета о свободе совести и «отделении церкви от государства» (выписанного из газеты – прим. автора), призывавшего к сопротивлению Соввласти. Обвиненине по 119 статье УК так и не удалось тогда предъявить. Однако, несмотря на оправдание 28 октября 1929 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ, священник Константин Алферов был выслан на три года в Северный край . Священника с. Заветлужье Николая Заварина , судимого в 1930, в 1932 году вновь арестованного и отпущенного на свободу, в 1935 году обвиняли не только в не признании сергиевской декларации, но и в активной позиции против закрытия местными властями церквей. Среди изъятых при обыске у о. Николая документов были проекты заявлений властям о творившемся произволе, в них читаем: «Почти на всех колхозных собраниях руководители заявляли верующим, что хоть подпишитесь, хоть нет, а мы церковь отберем. А это значит, что действия свои они не хотят располагать согласно воле и пожеланию масс» . 21 июня 1935 г. священника осудили на 3 года и отправили в Караганду. Вещественным доказательством могли послужить молитвы о страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других…», постановления Собора 1918 года о возглашении прошений о гонимых ныне за Православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках , тексты «антисоветских молитв» и т.д. Несмотря на то, что, например, у прот. П. Острогского при обыске на квартире 7 октября 1934 г.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Они искренне хотели, чтобы Церковь, обретшая свободу от государства в 1918 году, оставалась свободной, и эту свободу они готовы были защищать ценой своей жизни. На их глазах происходил беспрецедентный рост религиозности в 1918-х – 1920-х годах, как ранее писалось, в «расцерковленной крестьянской и рабочей массе» . Они видели, что власть бессильна против объединенного вокруг своих святынь народа. Активный и решительный протест Церкви в 1923 году показал ничтожность всяких «регистрационных удостоверений» […] Регистрационная государственная политика в результате дружного отпора кончилась полным провалом: народные массы, объединенные вокруг Патриарха Тихона, не обращали внимания на все эти официальные циркуляры, […] и с этой мощной волной протеста власти не могли ничего сделать» . Власти даже сделали дни великих христианских праздников выходными . К большому сожалению, народные массы были напуганы и запуганы террором конца 20-х – 30-х годов. Как пишет М. Шкаровский, «в целом в условиях 1920-х гг. у иосифлян почти не было шансов доминировать в Русской Православной Церкви. Государственная религиозная политика того времени поддерживалась вековой традицией отношения Церкви к светской власти и нежеланием большей части епископата и духовенства уходить в подполье в случае необходимости. Одна из причин поражения иосифлянства заключалась в резком ужесточении антирелигиозных акций советского режима в конце 1920-х – 1930-х гг. Тактика привлечения на свою сторону духовенства путем агитации, назначения священников и епископов из других епархий в условиях советской действительности тех лет была обречена на поражение […], иосифляне явно недооценили «политическую усталость» религиозных масс после нескольких лет революции и Гражданской войны, ее нежелание идти на конфронтацию с властью. В этих условиях сложные вопросы “каноничности – не каноничности” тех или иных поступков митрополита Сергия отступали на второй план» . Трудно не согласиться с этими выводами. Однако сегодня, невзирая на пессимистические оценки разума и целесообразности, мы можем сказать о великой победе мучеников над тлетворным духом рабства: к лику священномучеников причислены и епископ Макарий (Кармазин), и архиепископ Никодим (Кротков), и епископ Василий Кинешемский, и епископ Иоасаф (Жевахов), священники Николай Заварин и Константин Разумов. Вечная им память!

http://bogoslov.ru/article/5081610

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010