3 вершка, шириной – вверху 11 вершков, а внизу 15 вершк. в серебряной ризе, устроенной в 1802 году апреля 1-го дня, весом 8 фун., 12 зол. Еще образ Воскресения Христова, вышиной 14 вершк., шириной 12 верш. в серебряной (84 пр.) ризе, весом 4 фунта 30 золотн. Внизу есть подпись «Петр же востав, тече ко гробу, и приник, виде ризы едины лежат и отиде, в себя дивяся бывшему». е) Знамение Божией Матери, за жертвеником, вышиной 14 вершк., шириной 11 вершк., в сребропозлащенной ризе с убрусои, убранным жемчугом и разными каменьями. На полях иконы изображены: на правой стороне – великомученик Георгий и Малик Александрийский, а на левой – св. мученик Иаков Персянин и Онуфрий великий. Внизу есть подпись: «истинное изображение чудотворного образа Знамения Пресвятой Богородицы, иже в великом Новограде, на Ильинской улице, святым храме своем». В описи 1802 года икона эта значится так: «образ Знамения Богородицы, риза серебряная и вызолочена, на нем убрус и корона вынизаны жемчугом.» ж) Благовещения Пресвятой Богородицы, высотой 15, шириной 11 вершков, в серебряной ризе. Икона эта вкладывается в другую большей величины (вышиной 1 арш. 4 вершка, шириной вершк.) икону, на полях которой изображены двунадесятые праздники, в сребропозлащенных переплетах. з) Живоначальная Троицы, вышиной 1 арш., 4 вершка, шириной 14 вершк., в сребропозлащенной ризе, с такими же переплетами, в которых изображены 12 событий из ветхозаветной Тории, и два – из новозаветной, каковы суть – из ветхозаветной: сотворение света, – светил и звезд небесных, животных и человека, и успокоение Господа от дел творения (Господь представлен почивающим под покровом и на возглавии), – изгнание Адама и Евы из рая, убиение Каином Авеля, вхождение Ноя в ковчег, принесение Авраамом Исаака в жертву, изведение Лота из Содома, и сожжение этого города, вместе с другими городами, потопление Фараона в море, видение Моисеем несгораемой купины и, наконец, видение Иаковом лествицы, из новозаветной: Деисус, с той особенностью, что предстоящие Божия Матерь и 1оанн Предтеча имеют на главах своих короны или митры, и что выше лика Спасителя изображены: с одной стороны Иоанн воин и Николай Чудотворец, а с другой – Косьма Дамиан, а внизу у подножия престола – припадающими Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и преподобные Зосима и Савватий; и наконец, так называемая икона Похвалы Пресвятой Богородицы, с ликами: апостола Петра, пророка Моисея, царя Давида, апостола Иакова Алфеева, пророка Аввакума, Гедеона, царя Соломона и пророка Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги пленили множество жителей, в числе их многих жен и девиц, бросая грудных младенцев на землю; продавали невольников толпами в Казани, в Астрахани; слабых, престарелых морили голодом, оскверняли святыню храмов. Государь удалился в Волок собирать полки. Все трепетало. Хан 29 июля среди облаков дыма под заревом пылающих деревень стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались жители окрестностей со своими семействами и драгоценнейшим имением. Улицы заперлись обозами, пришельцы и граждане, жены, дети, старцы искали спасения в Кремле, теснились в воротах, давили друг друга. Митрополит Варлаам усердно молился с народом. Бог внял молитвам бедствующих, и Москва сверхъестественно, заступлением Божией Матери Владимирской иконы и св. преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского 714 спасена и спасла всю Россию. Рассказывают, что татары хотели было выжечь московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное христолюбивое русское воинство и с ужасом прискакали к хану и известили его о чудесном видении. Хан не поверил им и послал других: «И другие видеша того сугубейшее воинство русское, и сказаша ему; и третие посла некоего из ближних уведати истину, и трепеща прибеже и вопия: “О, царю! Что коснеши, побегнем? Грядет бо на нас безмерное множество войска от Москвы”, и побегоша» 715 . Таким образом, предстательством Богородицы Москва и Отечество избавились от врагов. В память сего чудесного избавления совершается в Москве 21 мая крестный ход в Сретенский монастырь. Во дни троекратного избавления Москвы заступлением Богоматери – от Тамерлана, Ахмата и Махмет-Гирея – Церковь при богослужении радостно вопиет: «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже мы, ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд» 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Приделы во имя Г., С. и А. существовали в ц. св. Иоанна Воина в Москве, где сохранилось 2 иконы этих святых XVII в., и в ц. прор. Илии в Ярославле. В росписи придела последней (посл. четв. XVII в.) во 2-м и 3-м ярусах представлены сюжеты из Жития святых, иллюстрирующие сир. по происхождению агиографический цикл: проповедь христианства Г. и С. (3 клейма), Г. и С. перед правителем Эдессы Антонином, Г. и С. удаляются в окрестности Эдессы, Г. и С. перед Антонином, Г. и. С. в темнице, Г. и С. перед правителем области Мусонием, мучение Г. и С. (подвешивание за руки), Г. и С. в темнице, Г. и С. перед Мусонием, мучение Г. и С. (подвешивание за ноги), С. несут в темницу, Г. ведут в темницу, С. приносят к Мусонию, суд над Г. и С., казнь Г. и С., погребение Г. и С., проповедь христианства А., А. перед правителем Эдессы Лисанием, мучение А., А. подводят к месту казни, казнь А. на костре и обретение его неповрежденного тела, положение Г., С. и А. в храме Эдессы. Отдельную тему житийного цикла представляет изложенный в 6 клеймах рассказ о посмертном чуде Г., С. и А.- спасении Евфимии. В том же храме образы Г., С. и А. представлены в галерее - слева от зап. портала в ктиторской композиции: небесные покровители храма прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Г., С. и. А. в предстоянии Иисусу Христу, изображенному в облачном сегменте вверху в центре; в Покровском приделе на сев. стене в 1-м ярусе росписи - 2 сцены с посмертными чудесами. По воле заказчиков Г., С. и А. часто изображали на вкладных и домашних иконах, включали в состав избранных святых: «Святые Гурий, Самон и Авив» (1-я пол.- сер. XVI в., ЦМиАР); «Избранные святые: Гурий, Самон и Авив, Сергий Радонежский и Иоанн в предстоянии иконе Успение Богоматери» (Екатеринбург, до 1815, ЕМИИ; сохр. надпись о вкладе иконы в обитель в Екатеринбурге «Иоанном Сырейщиковым по смерти дочери его Елизаветы»); «Мученики Гурий, Самон, Авив и прп. Александр Свирский в молении Спасу Эммануилу» (кон. XVII в., Музей «Ипатьевский монастырь», Кострома), «Святые Гурий, Самон и Авив пред образом Спаса Нерукотворного» (2-я четв.- сер. XVII в., частное собрание М. Б. Миндлина); «Избранные святые: Гурий, Самон и Авив» (кон. XVIII - нач. XIX в., ЧОКГ).

http://pravenc.ru/text/168390.html

Икона в правке была, фон (свет) и поля оставлены оригинального бледно-жвлтого цвета, но прикрыты, снабжены вновь трехцветной каемкой и новой надписью, венчики и их ободки совсем новые. На оборот на доске чернилами сделана очень неразборчивая надпись, которая представляет жалкое подражание вязи. Надпись поддельная – суть ее в том, что эта икона Смоленской Божией Матери «писма мастеров господ Строгановых». Старое заблуждение, так как «строгановские» письма есть только отдельная манера московских пнсем. Лучшие «строгановские» иконы писаны царскими иконописцами. Описание 48. 49, 50 Складень триптих, три иконы (101/ах8 сант.), обычной формы складней, с кокошниками, украшены полосками сканной работы с эмалью и вставлены в ореховые дощечки, покрытые серебряным окладом (16x11 сант.). Описание 49 1) Воскресение – обычного краткого перевода. 2) Господь Вседержитель, седящий на престоле с благословляющей десницей (двуперстно) и раскрытым евангелием, придерживаемым левой рукой. По сторонам престола – Богоматерь с одной и св. Иоанн Предтеча с другой – обычный рисунок Деисуса; сзади престола приписаны святые, обычно (кроме двух последних апостолов) составляющие пояс: по одну сторону – 1) св. Архангел Михаил, апостол Петр, св. Иоанн Богослов, по другую – 2) св. Архангел Гавриил, апостол Павел и апостол Андрей. Святые Зосима и Савватий изображены припадшими к подножию престола. Описание 50 1) «Успение Пресвятой Богородицы» – несложный перевод без Авфония. 2) Святые в два ряда расположены следующим образом: Верхний ряд: св. Петр, св. Алексий, св. Иона, св. Филипп – митрополиты Московские; св. Сергий Радонежский; св. Варлаам Хутынский. Нижний ряд: св. Андрей Юродивый: свв. Онуфрий, Петр, Марк и Макарий – пустынники, ходившие обнаженными; св. Феодор (в власянице). Иконы складня (состоящего из 48, 49 и 50)--прекрасной работы. При очень хорошем рисунке, несомненное мастерство лучших московских иконописцев второй половины XVII столетия (может быт и точнее прямо около половины этого века). Превосходная выделка лиц и «белое» их вохрение указывают на так называемое «строгановское» письмо. К сожалению в иконах кое-где заметна чинка. Описание 51

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, которое тяготело над нашим отечеством 200 лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. В благодарность за освобождение России от нашествия Ахмата установлено в 1480 году 23 июня празднество, и в этот день также совершается в Москве крестный ход в Сретенский монастырь с Владимирской иконой Богоматери. В 21-й день мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы. Это в память избавления России заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских, под предводительством Махмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Махмет-Гирей стоял уже в нескольких вёрстах от Москвы, и ей неоткуда было ждать помощи. Тогда в Москве произошло страшное смятение. Но все устремились в Кремль, чтобы молиться о спасении в кремлёвских храмах, и Бог даровал спасение. В полночь один блаженный слёзно молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его была прервана сильным шумом, и ему представилось, что двери невидимой силой растворяются и чудотворная икона Богоматери выходит из своего места, и от иконы был слышен голос: «Выйду из града с Российскими святителями», – и с этим вместе весь собор наполнился пламенем, который мгновенно исчез. В ту же ночь одна престарелая монахиня Вознесенского монастыря, лишённая зрения, сидя в своей келье, вдруг увидела, что в Спасские ворота идёт целый сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах, а среди них чудотворная икона. Но едва они вышли из Фроловских (Спасских) ворот, как встретили их святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, пали пред святителями и спрашивали их, куда они идут и на кого оставляют город. Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилосердаго Господа Бога и Пресвятую Богородицу об избавлении от предстоящей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собой чудотворную икону Пресвятой Его Матери; потому что люди презрели страх Божий и о заповедях Его вознерадели».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию» (см. приложение). По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось. В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря. Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители, и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль и город был спасен от нашествия врагов. В тойже день Иже во святых отца нашего Павла, архиепископа Константинаграда, исповедника На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Павел Богоглаголивый/тя подобника рукополагает, тезоименно зовема/и нравы украшаема того, всеблаженне,/и благочестием, и мужеством души,/и терпением обстояний,/и ревностию распаляема, Православия поборниче./Емуже и ныне спрославляешися/в Небесных обителех. Ария безбожнаго и злочестиваго Македония/твердыми догматов твоих жилами удавил еси,/правым же словом учения/православных множества, священномучениче отче, утвердил еси./Тем твое пресветлое исповедание прием,/Царствия показа общника Человеколюбец. Течение совершивша тя и веру соблюдша,/иерарше блаженне,/Христос венча светлым венцем правды/и украси твое исповедание, досточудне./Тем, Небесное наследие прием,/Спасу молися о воспевающих тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом архиепископ предписывал жителям Борович и окрестных мест и Боровичским священникам: «и как игумен Констянтин у вас уставит время при(е)несению мощей его (Иакова), и вы бы к тому дни раку и покров и гробницу и свещу ко гробу его изготовили и на принесение бы еста честных мощей его вы дети боярские и старосты и рядовичи и все православные крестьяне шли и ж женами и з детми своими и (всяк) возраст благочестивого народа, и раце бы естя святыя мощи предали честно и благоговейно, со свещами и милостынями, елико ваша сила; да в который день пренесенье святых мощей совершится (оно совершено было 23-го октября 1544-го года), и вы бы игумены и священници тех мест впрок в тот день потом преподобному Иякову уставили память чинити на всяк год на принесенье честных мощей его, пев понихиду и обедню служити соборне в род и род до века» 1322 . Митр. Макарий не дозволил установить празднования преп. Иакову, не смотря на значительное количество совершившихся при его гробе чудес, как должно думать, потому, что не было о нем совершенно никаких сведений. Архиепископ Феодосий, с своей стороны, не установляя —98— празднования, предписывает воздавать преподобному «почитание», о котором по сему случаю сообщаются нам очень важные сведения. Из сейчас перечисленных нами святых, канонизованных в продолжение времени от начала христианства в России до Макарьевских соборов 1547–1549-го годов, только пяти или семи было установлено общецерковное или повсеместное на пространстве всей Русской церкви празднование; всем же остальным было установлено празднование местное в теснейшем или в обширнейшем смысле этого слова. Пять святых, которым несомненно установлено было общецерковное празднование, суть: Борис и Глеб, Феодосий Печерский и митрополиты Петр и Алексий. Два святые, установление которым общецерковного празднования может быть предполагаемо, суть: Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Из остальных святых, которым первоначально всем установлено было местное празднование, 15-ть стали к Макарьевским соборам общецерковными или повсеместными. Эти 15-ть святых в хронологическом порядке установления празднования им суть: вел. кн. Ольга, епископ Ростовский Леонтий, князь Черниговский Михаил и боярин его Феодор, вел. кн. Владимир, епископ Ростовский Игнатий, Антоний Печерский, Варлаам Хутынский, Димитрий Прилуцкий, Никита Переяславский, князь Ярославский Феодор с сыновьями Давидом и Константином, епископ Ростовский Исаия и Аврамий Ростовский 1323 . Относительно этих 15-ти святых составляет для нас вопрос: когда и как была усвоена им общецерковность или повсеместность. Что святых, канонизованных к местному празднованию, не запрещалось почитать и кому бы то ни было, – что некоторые из святых, канонизованных к местному празднованию, с течением времени постепенно приобретали общепочитаемость и достигли большей или меньшей степени таковой общепочитаемости, об этом мы говорили выше. Но чтобы 15-ть перечисленных святых перед со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010