Переходим к южной стороне. Наверху в медальонах – Богоматерь Смоленская, чудотворный образ которой находился в войсках в 1812 году. Накануне Бородинской битвы Кутузов приказал обнести этой иконой все полки. По сторонам от Смоленской – святые, в дни памяти которых происходили важнейшие битвы 1812 года: Роман Рязанский – сражение при Клястицах 19 июля, апостол Фома – сражение под Полоцком и Тарутином 6 октября, Иоанн Креститель – сражение при Малоярославце 12 октября, Иона Новгородский – сражение при Красном 5 ноября. Внизу по сторонам арок трех крылец южного фасада – горельефы, изображающие события Ветхого Завета: явление архангела Михаила Иисусу Навину перед тем, как тот победил в битве с врагом, значительно его превосходящим, Моисей, освободивший свой народ от плена египетского, сестра его Мариам, с тимпаном в руках воспевающая: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море!», пророчица Девора и Варак, которому она предсказала победу над войсками язычников. Все они, по замыслу Филарета, являли собой истину, что истинно верующий не погибнет, ибо спасен будет Богом. В память о сражениях 1812 года на южном фасаде: Варлаам Хутынский – второй день сражения при Красном, 6 ноября, благоверный князь Гавриил Псковский – защита Пскова и святые Антоний и Феодосий Печерские – защита Киева. Здесь же, на южном фасаде Филарет очертил две ветхозаветные горельефные картины, посвященные триумфальному возвращению императора Александра из Заграничного похода: Давид, несущий своему народу голову поверженного Голиафа, и Авраам, встречаемый первосвященником Мельхиседеком после победы над языческими вождями. Идем далее, на восточную сторону. Она располагается за алтарем. В центре наверху в медальоне – Владимирская Божья Матерь. Праздник этой иконы – 26 августа, день Бородинского сражения. В других медальонах – царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и великомученица Екатерина. Внизу по назначениям, расписанным Филаретом, горельефы, изображающие первых московских митрополитов – Петра и Алексея. Петр держит хартию с изображением Успенского собора, Алексей благословляет церковь Архистратига Михаила в Чудовом монастыре. По сторонам от них – святитель Стефан Пермский с хартией изобретенного им письма зырянского языка, преподобный Сергий Радонежский, московские митрополиты Иона и Филипп, преподобные Никон Радонежский и Иосиф Волоцкий , черниговские святые – благоверный князь Михаил и боярин Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тем радостнее для них было слышать, что необычайное явление было «не в пагубу», но «в благостыню». Толпа вечников продолжала шумно волноваться, когда к Ярославову дворищу подъехали упомянутые сани-пошевни, из которых вышел св. Варлаам. Мгновенно святой игумен был окружен народом. Благословив новгородцев, он успокоил их, дал им проникнутое отеческой любовью наставление и предсказал в этом году обильный урожай. Когда он кончил речь и, снова благословив народ, сел в сани, – толпа бросилась за ними и далеко провожала преподобного по дороге к Хутыни. Снова в этот день отверзлись и наполнились молящимся людом новгородские храмы, снова полились горячие молитвы граждан, но не умилостивительные, а благодарственные; снова слезы оросили церковные помосты, но не слезы трепета, а слезы умиления. V. Наступил вечер этого достопамятного для новгородцев дня. Солнце клонилось уже к западу. В воздухе было по-прежнему морозно, и снег хрустел под ногами прохожих. Вдруг новая перемена произошла в природе: в воздухе пахнуло теплом, горячее стали солнечные лучи, и снег начал быстро таять. Еще не успело солнце сесть, а уже земля освободилась от зимних оков, снежный ковер исчез также быстро, как и появился; снова зазеленели поля, луга, сады и леса, снова защебетали на деревьях летние пернатые гости. И когда пригородные селяне вышли взглянуть на свои поля, то увидели, что воистину, по слову чудотворца, необычайное явление природы «было им в благостыню»: кишевший в полях червь, во множестве появившийся весной этого года, был совершенно истреблен морозом. И пронеслось с того времени имя славного угодника Божьего Варлаама по всей области новгородской и по всей земле русской. Почти семь веков прошло с тех пор, но сказание о чуде преподобного живет и до сих пор среди местных жителей, которые ежегодно, в пятницу первой недели поста святых апостолов, вспоминают о нем, совершая крестный ход из Новгорода в Хутынскую обитель. (Русск. Паломн. 44, 1887 г.). 11. Преподобный Ce ргий Радонежский I. Преподобный Сергий Радонежский был основателем Троицкой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7 акафиста Кириллу Новоезерскому). [В акафисте св. Савве Сторожевскому читаем:] «Слышаще ближний и дальний богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради; ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их божественною любовию». Далее святой прославляется: «Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый; радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий. Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий; радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный. Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий; радуйся, беззаконных обличителю незлобивый. Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый; радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный» (ик. 4). В акафистах передаются не только факты деятельности святых угодников, но сообщаются иногда и замечательные случаи, где особенно проявилась их святая настроенность. Например, в акафисте свт. Митрофану Воронежскому рассказывается: «Хотящу некогда благоверному императору Петру беседовати с тобою, призван был еси во двор царский; егда же внезапу узрел окрест его изваяния языческая, абие возвратился еси вспять, не убоявся прещения царева и готов был еси душу твою положити паче, неже растлити мысленныя очи сердца своего неподобным видением» (конд. 7). Святые подвижники за праведную свою жизнь еще при жизни сподоблялись от Бога особых благодатных даров. Некоторые святые удостоивались черезвычайных видений. Так, св. Сергий Радонежский был удостоен посещения Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном (ик. 7). Удостоились сверхъестественных видений св. Кирилл Белоезерский (ик. 6), св. Кирилл Новоезерский (ик. 5), св. Александр Свирский (ик. 9), св. Петр Ростовский (ик. 7), св. Тихон Задонский (конд. и ик. 7) и др. Некоторые святые удостоивались дара прозорливости: св. Сергий Радонежский (конд. 3), св. Никандр Псковский (конд. и ик. 7), св. Кирилл Белоезерский (ик. 12), св. Варлаам Хутынский (ик. 7), св. Геннадий Костромской (ик. 4), св. Димитрий Ростовский (конд. 3), св. Варсонофий Казанский (ик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские В греческой церкви, конечно, издревле существовали полные месяцесловы или святцы, которые служили основанием месяцесловов при евангелиях, апостолах, уставах, равно и прологов; таков, например, сирский месяцеслов 411–412 г. Вероятно, полные греческие святцы вытеснены прологами, в состав которых они взошли. В Румянцевском московском музее есть месяцеслов ( Μηνολγιον) греческий – святцы афонские (севастьян. 2) с годом 1323, но это ничто иное, как синаксарь иерусалимского устава, и святые в них с тропарями и кондаками 403 . В славянских землях едва ли и существовали в древности отдельные полные святцы. По крайней мере не дошел до нас не только ни один экземпляр таких святцев, если они существовали, но на них нет и намека в древних славянских памятниках. По всей вероятности, славяне довольствовались первоначально месяцесловами, находившимися при богослужебных книгах: евангелиях, апостолах, уставах и т. п., и прологами. Из древнейших святцев отдельных пришлось нам видеть экземпляра три, которые можно отнести к XV веку, судя по письму. Два из них суть ничто иное, как синаксари из иерусалимского устава, только в отдельной книжке написанные, и также, как и афонский, с тропарями и кондаками. Это святцы белозерские, ныне в петербургской духовной академии 483) и святцы Сергиевой лавры 363). Они самостоятельного значения не имеют и особенностей не представляют. Самое заглавие их: последование церковного пения и собрания вселетнего взято из иерусалимского устава. В типографской синодальной московской библиотеке находятся святцы, относимые по письму к XV веку 1321). На переднем листе позднейшею рукою выставлен год позднейшего события1542. Сии святцы начинаются с марта и состав их отличен от вышеописанных святцев по иерусалимскому уставу. Но они не богаты памятями и особенностей в сравнении с древнейшими их календарными памятниками не имеют, кроме того, что 28 мая показана память пр. Никиты, переславского столпника (вместо 24 числа). Из других русских святых показаны 25 сен. пр. Сергий радонежский, 7 окт. Варлаам хутынский и 12 февр. св. Алексий, митрополит московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Церковь сгорела в 1740-х годах. Взамен прихожане приобрели прежний деревянный тёплый храм Вознесенского прихода города Углича и перенесли в Чурьяково. Деревянная церковь Священномученика Власия просуществовала ещё около сорока лет. В 1770-х годах прихожане приступают к строительству каменного здания. В 1780 году был освящён тёплый придельный храм Священномученика Власия, размещённый в трапезной, а в 1782 году летний храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Таковым стало новое посвящение главного престола. В 1850-х годах была составлена опись церковного имущества, содержащая ценные сведения об особенностях облика и убранства. В документе сообщается: «По внешнему зданию вся церковь каменная, одноэтажная с куполом, построена в 1782-м годе. Покрыта листовым железом, окрашена зелёною краскою, о пяти главах, покрытых лужёным железом. На них рукава, яблоки и кресты опоясаны белою жестью и укреплены железными цепями. При ней с южной и западной сторон имеются два выхода каменные полуциркульные, покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. На них кресты и яблоки обиты жестью белою. Алтарь настоящей церкви полуциркульной, на нём крыша и глава покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. Окон в ней в алтаре три, в самой же настоящей церкви внизу четыре, в куполе пять… В придельной церкви, отделившейся от настоящей аркою, в алтаре окон одно, в трапезе с южной и северной стран четыре… Во всей церкви рамы с простыми стёклами, пол каменной… Над трапезою колокольня каменная о двух слухах. На ней глава железная покрыта лужёным железом, крест железной, опоясан белою жестью. Нижний слух покрыт железом и окрашен зеленою краскою. На втором ярусе изображены на железных листах Святая Троица, преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и святые апостолы Пётр и Павел. Решётки на ней деревянные, на ней имеется семь колокол». Далее обозначен вес: 1) 153 пуда 27 фунтов, 2) 66 пудов 10 фунтов, 3) 15 пудов, 4) 2 пуда, 5) 1 пуд, 6) 30 фунтов, 7) 15 фунтов. Имелась и ограда, которой дано следующее описание: «Вокруг церкви и погоста сделана каменная ограда. По углам четыре башни с деревянными решётками и Красныя врата в оную с двумя входами по сторонам железны-решётчатые с изображением над ними по штукатурке разных святых. Покрыты как оныя, так и башни у ограды железом листовым и окрашены зелёною краскою, а самая ограда тёсом и окрашена красною краскою. В ней находятся с трёх сторон входы, которые так же покрыты железом листовым и окрашены зелёною краскою. У них двери деревянные выкрашены красною краскою».

http://sobory.ru/article/?object=11183

О святых Божиих угодниках. 15. Таковые были, святители: Великий Василий, Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Климент папа Римский, Петр Александрийский , Николай Мирликийский, Афанасий и  Кирилл Александрийские , Лев Катаньский, Поликарп Смирнский , Петр, Алексий, Макарий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген, Иннокентий и Тихон Московские, и преподобные Богоносные отцы наши: Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский. Варлаам Хутынский, Сергий и Герман Валаамские, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр Свирский , Серафим Саровский и Алексий человек Божий и много иных таковых, им же всем число и имена лишь Бог ведает. О трапезе святых. 16. Ты же не дивись и не думай, что неправду о них говорили, как они слепому молитвою очи подавали, и великие недуги и болезни исцеляли. Да и жизнь их была непохожей на человеческую: терпели словно безплотные, и пища была им хлеб и вода, и вкушение редко и помалу.Иные вкушали через день, а иные через два, иные — через неделю, а иные — через две недели, иные и сорок дней ничего не вкушали, а иные и вообще хлеба не ели, лишь траву и коренья. Об одежде святых. 17. Так и об одежде своей не радели, но терпели нагим и босым телом зной солнечный и мороз зимний, всякое по земле скитание и на деревьях и камнях житие. О молитве святых. 18. Так и молитва их к Богу день и ночь обращена, и даже когда уснут — молитва их, словно столп непоколебимый, не колеблется и не умолкает. Так было прежде, и сейчас так есть. Такова вера и любовь святых к Богу. О молитве всякого человеку в миру живущего. 19. Нам же, в миру живущим, такого труда понести невозможно. И того радите же святые отцы нам на всякий день правила церковные и домашние установили и так повелели молиться. А без правила церковного и моления домашнего православному христианину никоим образом жить не подобает. О правиле церковном. Знай и о том, что такое правило церковное. Это вечерня с повечерием, полунощница с утреней и часы с обеднею. О том, что и о какое время в церкви поется и чего ради так установлено.

http://azbyka.ru/katehizacija/syn-cerkov...

В то же время одна отроковица увидела, как два " святолепных " мужа в монашеских одеждах — это были преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский — быстро шли навстречу " собору " святых мужей. Они пали к ногам уходящих святителей и упросили их не покидать Москву, но еще усерднее молить Бога и Богородицу о помиловании согрешивших людей. Все вместе — святители и преподобные — со слезами молились перед чудотворным образом и, сотворив литию и молебные каноны, возвратились с Владимирской иконой в Кремль. В тот же день татары были изгнаны " предстательством Пречистыя Богородицы и молитвами всех святых " . Щенникова Л.А. 1990 Чюдо новейшее, како избави Богъ преславный градъ Москву отъ лукаваго нашествия безбожьныхъ Татаръ молениемъ Пречистыя Его Матере и великихъ Русьскихъ чюдотворьцевъ знаменьми и виденьми страшьными и ужасными и како сами безбожьнии вскоре погибоша. " Царь царствующимъ и Господь господствующимъ Богъ Богамъ и всея твари Содетель дивно прослави раба Своего, благочестиваго великаго князя Василия Ивановича всеа Руси, и Свою благодать и премнопя щедроты умножи на немъ и державу отечествия его сугубо распространяше ему, и мнози царие и царевичи Ординьстии служаху ему, и всеми Руськими великими княжешями облада, и многи окрестныя страны и языцы и царствия покори ему Богъ, и сему позавиде безбожьный царь Маагмедъ Кирей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески царь Маагмедъ Кирей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески умышляше озлобити христоименитое Росийское царствие. Многажьды же самъ устремляшеся со многими воиньствы воевати Украины великаго князя и, ничьто же успевъ, съ срамомъ отбегаше, Богу не попустившу ему " . Великий бо князь тогда миръ имея со всеми окрестными царьми и крали и съ прочими странами. И тогда безбожьный той царь Маагмедъ-Кирей, яко время удобно улучивъ своему лукавому злохитрьству, ведый 6о известно, яко великий князь тогда ниоткуду брани на ся не надеяшеся и самъ въ то время брани не составляше ни на кого же. Воиньствеши же его людие мнози тогда во своихъ областияхъ безъ опасения учрежахуся. И тако поганый вместо братства и дружьбы и любовнаго завета на кровопролитие уготовися…

http://pravoslavie.ru/put/060602125917.h...

Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий , Афанасий Афонский , Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанна Дамаскина , и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы Православия все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверский. Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у под ей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Тона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников, Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Дмитрий Ростовский , Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский , прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, – прославившийся многими поразительными и безчисленными чудесами, бывшими как в дни прославления, так бывающими и доселе, – разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история веры и Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от Православия, тот отрекается и от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, как истинной веры, по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви – Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне , 5 июля — на Никольской . 24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными. 28 августа 2010 года состоялась торжественная церемония открытия надвратной иконы на Спасской башне Кремля. Чин освящения отреставрированной иконы совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В церемонии принял участие Президент РФ Д.А. Медведев . 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.   Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах. Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

http://patriarchia.ru/db/text/1259438.ht...

Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории. Так, в 1521 году стотысячная орда во главе с Махмед Гиреем двинулась на Русь. Наши войска были разбиты, многие города – захвачены, а их жители либо перебиты, либо взяты в плен. Со дня на день москвичи готовились к худшему. Но даже в такое тяжелое время основной народной массе и боярам было не до подлинного покаяния - столица жила своим обычным ритмом. И вот, одна слепая инокиня увидела, как огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами, несущими Владимирскую икону, покидал Кремль. Женщине было открыто, что за грехи жителей столица лишается заступничества Богородицы. Можно представить, что чувствовала инокиня, увидев открывшуюся ей скорбную картину. Однако сподобилась она и утешения – далее женщина видела, как в Спасских воротах Кремля крестный ход остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились перед иконой - долго и слезно. Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня. Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.

http://foma.ru/velikaya-svyatyinya-rossi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010