В переписных книгах 1791 г. церковь в селе Куркине описана так: «Церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а в ней царские двери, сень и столбцы писаны красками; по правую сторону царских дверей: образ Спасителев, на нем венец серебряный, гладкий с сиянием, вокруг венца обведено в два ряда жемчугом средним, в молении Спасителева образа Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский писаны красками; образ св. муч. Софии, Веры, Любви и Надежды писаны красками и золотом в одном киоте со Спасителевым образом, киот писан красками; на южных дверях архидиакон Стефан писан красками, над южными дверьми образ Спасителев писан красками, в рамах. Образ Пресвятой Богородицы Владимирской в окладе, оклад и поля ризы серебряные, позолочены, гладкие, в коруне 4 яхонта большие, лазоревые, на ризе, на венце и в убрусе тридцать запон в золоте с яхонтами и с изумрудами, на венце девять запон обнизаны жемчугом. Над северными дверьми образ Нерукотворенного Спаса писан красками, над западными дверьми образ Нерукотворенного Спаса по полям оклад серебряный, басемный, венец с каменьем серебряный, басемный; в трапезе образ Спасителев в киоте резном, писан красками; образ Пресвятой Богоматери Грузинской писан красками, убрус тафтяной, красный, по концам шито золотом и серебром; в приделе Сергия чудотворца царские двери и сень писаны красками, в деисусе Спасителев образ с апостолами писан красками… у той церкви во дворе поп Иван Дмитриев, во дворе дьячок Федка Иванов». В 1704 г. в селе Куркине и деревне Барашкове находилось 36 дворов и в них 115 крестьян. В Синодальном Экономическом Правлении производилось дело об исправлении церкви Владимирской Пресвятой Богородицы, что в селе Куркине, по доношению священника оной церкви Григория Григорьева. В доношении своем, поданном 14 июля 1743 г. он писал: «имеется оная церковь, построенная князем Иваном Алексеевичем Воротынским и оная церковь с двемянадесяти престолами, кровля и прочее здание обветшало и служить невозможно; при той церкви, как в алтаре, в церкви и трапезе окончин и затворов нет, так же и главу большую бурею сего 1743 года в апреле месяце снесло, и о той ветхости воспоследовалось в служении немалая остановка, и от течи паки бы своды не обвалились, и народу не воспоследовалось бы какие гибели, и чтобы повелено было оную ветхость, осмотря, описать и по описи оное ветхое строение построить». 30 июня 1743 г. определением Коллегии Экономии велено: «в церкви Владимирской Богородицы находящуюся каменную и деревянную ветхость осмотреть и описать и сколько к исправлению потребно, каких материалов учинить смету через архитектора».

http://sobory.ru/article/?object=03265

Также поступил он в другой раз с немилостивым келарем, удержавшим раздачу хлеба, и в разные времена с двумя игуменами, недостойными своего звания. Обличив их сперва речью, он приложил им и раны, от которых столь милостиво исцелял всех к нему притекавших, и принудил оставить место настоятельское, ради крайнего их расслабления. – Еще раз, когда свирепствовал голод в окрестностях Новгорода и власти обители Хутынской вздумали сокровиществовать у себя хлеб вместо того, чтобы раскрыть житницы народу, – внезапное умаление заключенного богатства открыло гнев преподобного и научило невольному нищелюбию. Такое живое участие принимал он по смерти во всем, что касалось до любимого им народа, и так скор был на помощь своим молитвенникам, что казалось будто земная его жизнь продлилась и, как потом Сергий Радонежский чудотворец, еще ревностнее нежели при жизни действовал он за гробом; потому и являются они вместе на иконах. Однажды пономарь Хутынский, взойдя в соборную церковь Преображения, внезапно увидел, что все ее свечи и лампады зажглись сами собою; и преподобный Варлаам встал из своего гроба и простерся на молитву посреди храма, взывая к Богу, дабы отвратил от великого Новгорода всякий гнев, праведно на него движимый. Объятый ужасом пономарь упал к его ногам; святой же, ободрив его, сказал: «тяжкое хочу открыть тебе, что сотворит Господь великому Новгороду, зане исполнился неправды и глас беззаконий его взошел на небо». Тогда послал его до трех раз на крышу церковную смотреть, что будет с бедствующим городом, и в первый раз явилась ему буря водная восставшего Ильменя, готового затопить город; а во второй сонм Ангелов, стреляющих в него огненными стрелами в предзнаменование страшного мора, в третий же раз туча огненная, идущая на город знамением пожара. Трижды возвращался посланный с крова церковного и находил святого неусыпно молящимся, дабы смягчил Господь гнев Свой, хотя и предрек, что все сие должно сбыться над великим Новгородом: тогда возлег опять на свое ложе, заповедав непрестанную молитву посреди напастей, и все они посетили одна за другою город, заслуживший небесные кары.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1521 г. крымский хан Магмет-Гирей с войском двинулся на Москву. В городе совершались всенародные моления. Повесть, составленная по повелению митр. св. Макария об избавлении Русской державы от этого нашествия, так рассказывает об этом времени: «Пресвященный же Варлам, митрополит всея Руси, тако же со святители, сущими тогда на Москве, и со всем Собором, и инок множество, и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху» ( Макарий. Повести. С. 124). Ростовский архиеп. Иоанн, взяв благословение у В., затворился в приделе Похвалы Пресв. Богородицы Успенского собора «и во вся дни и нощи и во время настоящиа скорби не исходя оттуду, моляся непрестанно. Митрополит же глагола ему: «Сыну, почто не изыдеши оттуду пищу телеси приати, или како ти будет нужная потреба?» Он же глагола ему: «Не дей мене, святый владыко, да не изыду, дондеже мимо идет гнев Господень. О пищи же и о нужной потребе ты дни радети не имам» (Там же. С. 125). Летописи сообщают о видении, бывшем тогда инокине кремлевского Вознесенского мон-ря: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирский образ Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). В память избавления Москвы от нашествия татар 21 мая было установлено празднование в честь Владимирской иконы Богоматери. 17 дек. 1521 г. В. оставил кафедру и удалился в Симонов мон-рь, вскоре по повелению вел. князя он был сослан в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. ( Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 162). Сразу после вступления на кафедру митр. Даниила (27 февр. 1522) неск. епископов - ставленников В. (Сергий Рязанский, Пимен Вологодский) были удалены из своих епархий. Посол австрийского императора С. Герберштейн, хорошо осведомленный в рус. делах, писал о том, что В. покинул кафедру в знак протеста против нарушения клятвы, данной митрополитом и вел. князем новгород-северскому кн.

http://pravenc.ru/text/154167.html

Когда же однажды скупой казначей хотел нарушить волю Блаженного, авва явился ему не в сонном видении, но чувственно и строго наказал словами и жезлом. Также поступил он в другой раз с немилостивым келарем, удержавшим раздачу хлеба, и в разные времена с двумя игуменами, недостойными своего звания. Обличив их сперва речью, он приложил им и раны, от которых столь милоствно исцелял всех к нему притекавших, и принудил оставить место настоятельское ради крайнего их расслабления. Еще раз, когда свирепствовал голод в окрестностях Новгорода и власти обители Хутынской вздумали сокровиществовать у себя хлеб, вместо того чтобы раскрыть житницы народу, внезапное умаление заключенного богатства открыло гнев Преподобного и научило невольному нищелюбию. Такое живое участие принимал он по смерти во всем, что касалось любимого им народа, и так скор был на помощь своим молитвенникам, что казалось, будто земная его жизнь продлилась. И, как потом Сергий Радонежский Чудотворец, еще ревностнее, нежели при жизни действовал он за гробом; потому и являются они вместе на иконах. Однажды пономарь Хутынский, взойдя в соборную церковь Преображения, внезапно увидел, что все ее свечи и лампады зажглись сами собою; и преподобный Варлаам встал из своего гроба и простерся на молитву посреди храма, взывая к Богу, дабы отвратил от Великого Новгорода всякий гнев, праведно на него движимый. Объятый ужасом пономарь упал к его ногам; Святой же ободрив его, сказал: «Тяжкое хочу открыть тебе, что сотворит Господь Великому Новгороду, зане исполнился неправды и глас беззаконий его взошел на небо». Тогда послал его до трех раз на крышу церковную смотреть, что будет с бедствующим городом, и в первый раз явилась ему буря водная восставшего Ильменя, готового затопить город; а во второй сонм Ангелов, стреляющих в него огненными стрелами, в предзнаменование страшного мора, в третий же раз туча огненная, идущая на город, – знамение пожара. Трижды возвращался посланный с крова церковного и находил Святого неусыпно молящимся, дабы смягчил Господь гнев свой, хотя и предрек, что все сие должно сбыться над Великим Новгородом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Эта литературная деятельность в составлении жизнеописаний, имевшая большую связь с инициативой сверху, строго должна быть отличена от инициативы литературного дела снизу. Инициатива литературного дела, начинавшаяся сверху, имела в иду искусную редакцию жизнеописания, так что в вопросе о редакциях искусно составленных господствующее мнение может иметь свое приложение 363 . Собранные нами факты из истории канонизации этого периода вполне подтверждают это мнение. Прежде всего, на основании их мы можем сделать то заключение, что жития, а равно и службы святым составляли необходимое условие для их церковного прославления. Несколько позднее, именно в конце XVI века, епископ Варлаам, в описании чудес Ефросинии Суздальской, объясняя, что подобает святым, перечисляет стихиры, канон и житие 364 . В этот же период хотя мы и не встречаем столь ясно выраженного требования, но тем не менее практика этого времени показывает, что последнее существовало. Ибо всегда канонизации того или другого святого сопровождалась появлением жития его и составлением службы ему. Впрочем, в этом отношении собранные нами факты дозволяют нам сделать вывод двоякого рола. Прежде всего, иногда житие святого появлялось задолго до его церковной канонизации, как напр. преп. Феодосия Печерского , Варлаама Хутынского, Никиты Переяславского, св. Исаии Ростовского, св. великого князя Михаила Черниговского, Сергия Радонежского (Епифаниевская редакция) и др., и в этом случае оно обыкновенно подготовляло канонизацию и вызывало ее. Иногда же оно являлось уже по поводу совершения канонизации и составлялось после нее; в этом последнем случае житие было следствием церковной канонизации. Таково, напр., появление житий Леонтия, еп. Ростовского, Петра и Алексия, митрополитов Московских, препод. Кирилла Белозерского. При этом не трудно заметить, что инициатива первых житий всегда выходила снизу, тогда как инициатива составления вторых принадлежала высшей власти Русской Церкви, епископу или митрополиту с собором, как составлены, напр., все Пахомиевские жития и житие Ярославских чудотворцев, написанное иеромонахом Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобно Батыю или Тохтамышу, Гирей осквернял христианские храмы, сжигал их и селения, забирал жителей в рабство и предавал мучениям. Перед ним все трепетало. Среди облаков дыма, под заревом пылающих селений хан стоял уже лишь в нескольких верстах от Москвы. Митрополит Варлаам с народом горячо молились Господу, и Бог внял мольбам бедствующих. Москва была спасена заступничеством Божией Матери и свв.преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Татары хотели выжечь московские посады, но увидели бесчисленное русское воинство и в ужасе известили хана о видении. Хан не поверил и послал других. И другие, повествует летопись, – «видеша того сугубейшее воинство русское, и сказаша ему; а третие (в третий раз) посла (послал) некоего из ближних увидати истину, и трепеща прибежа и вопия: «О царь, что косниши? побегнем! грядет бо на нас безмерное множество войска от Москвы», и побегоша» 288 . Так спасала чудесная помощь русскую землю от гибели – заступничеством Владычицы Богородицы... Всех этих фактов, полагаем, вполне достаточно для констатирования чуда в области истории народов. Глава пятая. Определение понятия истинного чуда Теперь нам предстоит, после краткого обзора всего изложенного, сделать выводы из всего предшествующего изложения, чтобы дать полное определение понятия христианского истинного чуда. В предшествовавших отделах мы дали последовательный ряд типичных фактов чуда – в физической, психической и исторической областях. Все эти факты конкретно отмечают те элементы в понятии о чуде, которые теоретически нами выяснены филологически-текстуальными изысканиями. Священное Писание – первый, основной источник для истинного понятия о чуде – дает нам и первые основы, которые в дальнейшем лишь расширяются, подобно лучам от источника света. На основании терминологии чуда в этом первоначальном вокабуляре богословских понятий мы нашли филологическим путем указанные нами три элемента в понятии о чуде. Филология выполнила свое первоначальное назначение. Когда Св.Писание дало нам материал для решения вопроса о чуде, мы избрали, прежде всего, самый способ выражения этого понятия на священном, богооткровенном языке, не упуская из виду, так сказать, самой буквы выражения богодухновенных писателей; вместе с тем мы стремились к выяснению нашего понятия всеми известными и доступными для нас средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

171 Монастырские конюшни были вынесены за пределы монастыря в 1556 г. Конюшенный двор находился у северо-западного угла монастыря, против Конюшенной, или Каличьей, башни, на берегу р. Кончуры, или Благовещенского оврага. 172 Гора Волкуша находилась к юго-западу от монастыря над Келарским прудом, за р. Кончурой, к востоку от Московской дороги. На ней во время осады располагалась одна из батарей Лисовского. 173 Свитошная слобода (т. е. монастырская прачечная) располагалась вне монастыря – на берегу Келарского пруда, напротив Пятницкой башни, находившейся в юго-восточном углу монастыря. 174 Прп. Афанасий Высоцкий уехал вместе с Митрополитом Киприаном в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Предание о его поставлении на константинопольское патриаршество, упоминаемое Симоном Азарьиным, содержится и в Житии прп. Афанасия, но не подтверждается историческими фактами. 175 В 1365 г. Прп. Сергий посетил Нижний Новгород и убедил князя Бориса Константиновича, захватившего этот город у князя Димитрия, вернуть его законному владельцу. В 1385 г. Прп. Сергий, будучи уже 70-летним старцем, предпринял путешествие, чтобы утвердить мир между Димитрием Донским и рязанским князем Олегом (Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. 5. Прим. 105). 181 Прп. Варлаам Хутынский (в миру – Алексей Михайлович), Новгородский чудотворец († между 991 и 993, память 6 ноября), основатель Хутынского монастыря. Наиболее ранние редакции Жития прп. Варлаама относятся к концу XIII в. и встречаются в Прологах XIII–XIV вв. Вторая редакция Жития была написана Пахомием Логофетом (Сербом) в 1460 г. Новая редакция Жития приписывается Софронию Лихуду (Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 58–59, 121, 356). 182 Церковь Донской иконы Божией Матери (старая) была построена в 1591–1593 гг., в годы основания Донского монастыря, в память чудесного избавления Москвы от нашествия в 1591 г. крымского хана Казы-Гирея. Монастырь находится на том месте, где в обозе, или главном стане, русских войск, ожидавших врага, стояла походная церковь Прп. Сергия, в которой находилась икона Донской Божией Матери, поэтому монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы, «что в обозе». Эта икона в свое время сопровождала св. блгв. кн. Димитрия Донского в его походе на Мамая. Ныне икона находится в Третьяковской галерее.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

     Один – суровый старец, весь век проведший под землей на послушании гробокопателя, в странной фамилиарности со смертью: он воскрешает покойников на несколько часов, пока не готова могила, заставляет их переворачиваться, чтобы исправить недостатки своей работы. Суровый к живым, он готов карать их смертью за злое движение сердца и открывает им путь сурового, слезного покаяния (Феофилу).      Другой – светлый художник, тоже труженик, не дающий отдыха своей руке; нестяжатель, раздающий бедным свою мзду, оклеветанный, преследуемый монахами, но кроткий, никого не карающий, возлагающий надежды на небесные силы. Его чудесные краски совершают исцеление прокаженного, и ангелы во плоти пишут за него иконы. Глава 4. Преподобный Авраамий Смоленский          Число Древнерусских житий домонгольского времени чрезвычайно скудно и соответственно скудны наши сведения о них. О некоторых мы имеем сказания, составленные много веков спустя и лишенные исторической достоверности. О других (немногих) – очень краткие древние записи или проложные статьи, дополненные и развитые впоследствии Ни те, ни другие не могут служить источниками для суждении о характере и направлении духовной жизни. Все сведения о домонгольских монастырях указывают на их городской или пригородный характер. Настоятели их принимают живое участие в общественной жизни Руси; старцы являются излюбленными духовниками мирян. Отсюда можно было сделать косвенный вывод о том, что и святость в Древней Руси воспитывалась под преимущественным влиянием св. Феодосия.      Среди святых преподобных, основателей монастырей домонгольскои поры отметим наиболее чтимых: Авраамия Ростовского, Герасима Вологодского (если они действительно жили в эту эпоху), Антония (Римлянина) и Варлаама Хутынского в Новгороде, Ефрема Новоторжского (в Торжке).      Из них лишь о преподобном Варлааме († 1142) имеем краткую запись, из которой, как. впрочем и из летописи, видно, что он был сыном богатого боярина и удалившись в пустыню, в десяти верстах от Новгорода, на Хутыни, построил монастырь во имя Преображения Господня. Варлаам не был ни первым строителем монастырским в Новгороде, ни первым Новгородским святым. Но его посмертное почитание было так же велико в Новгородской земле, как св. Сергия Радонежского на Москве. С именем национального новгородского заступника связано много легенд, записанных в XV веке. В эпоху борьбы Новгорода с Москвой его мощи давали чувствовать свою силу москвичам, презрительно относившимся к новгородским святыням, и даже самому Грозному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

– Пасу ли скот, занят ли работой на монастырской молочной ферме или еще где нахожусь при деле, а хоть и в конюшне – книги всегда при мне. Евангелие, Псалтирь или «Жития святых» – только выпала свободная минута, достаю из-за пазухи, а если в поле, то из котомки с хлебом – и читаю... Поэтому и Святая София открыла молодому послушнику свои тайны. Софийский собор о. Павел знал, как свои пять пальцев: «Свято-Софийский собор в городе Новгороде зачали сооружать в 1045 году и закончили в 1052-м. Строили и украшали его цареградские мастера и художники, « церковь сиюустроиша весьма прекрасну и превелику». Матерьялом для собора служили булыжные камни, плита и кирпичи разных размеров. Стены собора имеют толщину 1,25 метра. В соборе восемь каменных четвероугольных столбов, на них утверждены верхние своды с куполом. » Несколько страниц занимает в тетрадях о. Павла подробное описание Софийского собора, которое заканчивается указанием местонахождения святых мощей князя Феодора Ярославича (†1232) и святителя Иоанна (†7 сентября 1186). «В юго-западном приделе находятся гробницы строителя собора князя Владимира, умершего в 1052 году и матери его Анны-Ингигерды, умершей в 1050 году, а также в соборе почивают под спудом многие угодники Божий», – добавляет о. Павел. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора, и мать его княгиня Анна, помощница и участница в созидании храма, открыто почивают под сводами собора, память их совершается местно 4 октября и 10 февраля – это одни из самых первых новгородских святых. Вообще древней Руси свойственна семейственная святость, что видно на примере многих княжеских семей, и не только княжеских, но и простолюдинов, из которых вышли такие светочи русского православия, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Ярослав с помощью новгородцев отмстил окаянному Святополку за убийство братьев, святых князей Бориса и Глеба, а граждане новгородские за свое мужество получили льготные ярославовы грамоты и право выбирать собственных властителей – то, что в последующие века называлось новгородской вольницей. Избранный народом князь «целова крест на воли Новгородской и на всех грамотах Ярославлих», а место, куда сходились новгородцы на вече для совета, с того времени и доныне называется Ярославовым Дворищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Что же? Неужели церковь и вера православная есть одно только название без историческаго значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небеснаго, Вечнаго, Премудраго и Всемогущаго Архитектора-Бога, как гора, великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос? Имя ли одно – церковь православная, без действительнаго православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями? Разве церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ея истины и православия, ея чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистаго смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий чудотворец , Григорий Нисский и Златоустый Иоанн ? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий , Афанасий Афонский , Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин , и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающияся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010