Весь уклад жизни русских людей близок был к монастырскому, и хотя в самом Кремле немало было дворов боярских, но тут было множество и монастырей и около 40 церквей, да на Красной площади около 15. Все Кремлевские башни имели также церковный вид; на всех их были или церкви, или часовни, или чудотворные иконы, при этом везде пред надворотными иконами горели лампады. Кремль запирался зимой в 8 часов вечера и отпирался после заутрени. В сам Кремль не позволялось въезжать обычным москвичам, а они должны были вставать из экипажей у ворот и пешком входить в Кремль. Любопытно, как вели себя ночные кремлевские сторожа по древним описаниям. Близ Успенского собора часовой страж первый начинал протяжно и громко на распев возглашать: «Пресвятая Богородице, спаси нас», за ним второй возглашал: «Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас», потом третий: «Святый Николае Чудотворец, моли Бога о нас», четвертый: «Вси святые, молите Бога о нас», пятый: «Славен град Москва», шестой: «Славен город Киев», седьмой: «Славен город Суздаль», и так поименовывались многие другие русские города. Затем первый страж снова восклицал: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д. После этих перекличек те же стражи начинали в полголоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка. Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая «Великого Совета Ангел». Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица, инокиня Вознесенского монастыря видела такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили Святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать град: «Вы убо, о святии святителие, – говорили Преподобные, – некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего – прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В Москве царствовало смятение, все бежали в Кремль, теснились, давили друг друга; все искали спасения в Кремле, и слёзные молитвы не прекращались. В полночь один блаженный, по имени Василий, со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его была прервана сильным шумом, и ему представилось, что двери невидимою силою растворяются, и чудотворная икона Богоматери выходит из своего места, и от иконы слышен голос: «Выйду из града с Российскими святителями», и с сим вместе вся церковь наполнилась пламенем, которое мгновенно исчезло. В ту же ночь одна престарелая монахиня Вознесенского монастыря, лишённая зрения, сидя в своей келии, вдруг увидела, что в Спасские ворота идёт целый сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; а среди них чудотворная икона Богоматери. Но едва вышли они из Фроловских ворот, как встретили их преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, припали к ногам святителей и спрашивали их, куда они идут и на кого оставляют город. Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу о избавлении от предлежащей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собою чудотворную икону Пречистой Его Матери; ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять отходящих святителей, чтобы ходатайством своим умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними начали молитвенно взывать ко Господу и Пречистой Его Матери. Святители осенили город крестообразно. Икона Богоматери возвратилась в Успенский собор. И заступлением Пречистой Богородицы Москва спасена, а с нею и вся Россия. Летописцы повествуют, что татары хотели было выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Хан не поверил и послал других удостовериться: «И видеша того сугубейшее воинство русское и сказаша ему, и третие посла некоего от ближних уведати истину и трепеща прибежа и вопия: о царю, что косниши? Побегаем; грядет на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша». В память сего чудесного избавления совершается в Москве 21 мая крестный ход в Сретенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Едва вышли они из ворот, как встретили их богоносные подвижники: Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский близь великого торга Ильинского, и, припав к стопам святителей, вопрошали их: «За чем они идут вон из города, и на кого оставляют его при настоящем нашествии врагов?» святители со слезами ответствовали: «Много молили мы всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу о избавлении от предлежащей скорби; Господь же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, и посему попустил Бог прийти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Чудотворцы Сергий и Варлаам стали умолять отходящих святителей, чтоб они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие, и начали вместе с ними петь молебен, произнесли молитву Пречистой Богоматери и, осенив град крестообразно, возвратились в кремль. 224 Москва была спасена: Татары удовольствовались дарами и удалились без кровопролития. 225 После того великий князь, свободный от дел воинских, занялся важным делом семейным, тесно связанным с государственною пользою. Он был уже двадцать лет супругом, не имея детей, следовательно и надежды иметь их. Отец с удовольствием видит наследника в сыне: таков устав природы; но братья не так близки к сердцу, и сверх того братья великого князя Василия не оказывали ни великих свойств душевных, ни искренней привязанности к старейшему брату, более опасаясь его как Государя нежели любя как единокровного. 226 Не только льстецы придворные, но и ревностные слуги отечества могли советовать Василию, чтоб он развелся с супругою, обвиняемою в неплодии, и новым супружеством даровал наследника престолу. Следуя их мнению, и желая быть отцом, Государь решился на дело жестокое в смысле нравственности; он без милосердия отвергнул Соломонию 227 и повелел постричь ее в Рождественском девичьем монастыре. Повествуют, что она противилась совершению беззаконного обряда, билась об землю, вырывала ножницы из рук митрополита Даниила; наконец, видя неодолимое насилие, залилась слезами и, надевая мантию, сказала: «Бог увидит и отмстит моему гонителю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сергия Радонежского. Самое раннее изображение - фреска вост. стены домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского архиеп. Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиеп. Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с 3 фигурами рус. святых: В. Х., Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского (Там же. С. 347). На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры В. Х. (в схиме) и прп. Сергия Радонежского, оба со свитками. В XVI - XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих 2 преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», кон. XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений В. Х. на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с прп. Сергием Радонежским, напр. на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГТГ). Образ В. Х. часто появляется на иконах со святыми на полях в составе др. преподобных: поясное фронтальное изображение В. Х. в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (посл. четв. XV в., ГМЗМК). К нач. XVI в. можно отметить сближение обликов В. Х. и прп. Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, напр., изображение на упомянутом деревянном реликварии 1560 г. Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) На протяжении XVI - XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, напр. на шитой пелене сер. XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода - образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Еще таким же делом заступления Пресвятой Богородицы было спасение России от нашествия татарского хана Махмета, который вторгнулся в пределы русские, подвергал все ужасному разрушению: предавал все села наши огню, брал в плен жителей и толпами продавал в неволю, слабых и престарелых морил голодом, и повсюду осквернял святыню храмов. В такую страшную годину и Сама Пресвятая Богородица хотела оставить народ русский за беззакония его на волю врагов, но святые угодники земли русской преклонили Ее на милость. Один из жителей Москвы, юродивый старец Василий, ночью молился со слезами y дверей соборной церкви Успения, и вдруг слышит внутри храма сильный шум и видит, что двери отворились и бывшая в храме чудотворная Владимирская икона Богоматери поднялась со своего места; от иконы послышался глас: «выйду из города с российскими Святителями». Вслед за этим Святители Петр, Алексий и Иона стали выносить икону из храма и из города; но при выходе их из ворот кремля им подоспели на встречу преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, один на белом коне, другой на вороном и умоляли Святителей, чтобы они умилостивили правосудие Божие и преклонили на милость Пресвятую Богородицу: начали петь общий молебен и, по окончании его, осенив крестообразно город, Святители возвратились с чудотворною иконою. Тогда же Махмет отступил от Москвы и опасность миновала. Вот поразительные примеры того, как Матерь Божия чудесно спасала в древние роды землю русскую! A теперь не тоже ли чудесное заступление Ея мы видим над собою, братие? Не такая же ли година постигла и нашу Соловецкую обитель полвека тому назад, какую испытала некогда Россия при нашествии Махмета, сейчас нами упомянутого. Также с огнем и мечем подступили к мирной обители нашей страшные враги, воевавшие тогда против России, угрожая беззащитным инокам конечным разорением и смертию. Такими же ревностными защитниками и ходатаями вышней помощи явились для своей обители наши преподобные Зосима и Савватий, какими были для Москвы и всей России преподобные Сергий и Варлаам во время Махметова нашествия. Заступление Пресвятой Богородицы, подвигнутой на милость к обители молитвами преподобных отцов наших, соделало то, что враги наши, после неудачного своего приступа, вместо того, чтобы высадиться на острове или предпринять что-либо другое против безоружной обители, побежали от нее, как некогда Ахметово войско, никем не гонимые. И как Новгородская икона, поставленная на забрала города против сопротивной рати, приняла уязвление стрелою и источила слезы; так и Соловецкая носит язвины бранных орудий. Только, вместо источения слез она явила иное чудо: слезами осажденных иноков она угасила пламень неприятельского огня, направленного на обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Закрыть " Пришествием Твоего честнаго образа... " Слово ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга протоиерея Владимира Фоменко 04.06.2007 303 Время на чтение 5 минут 21 мая/3 июня Православная Церковь чествует память Владимирской иконы Божией Матери. Празднество установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татаро-монголов под предводительством хана Махмет-Гирея . Татаро-монгольские полчища приближались тогда к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери, главную святыню Москвы, в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. Слово - ключарю собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга протоиерею Владимиру Фоменко: - Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу (+ 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/04/...

Местное почитание В. Х. отмечается уже в XIII в. (по-видимому, тогда была создана 1-я редакция жития), в нач. XV в. возникла 2-я редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 г. по молитвам к В. Х. исцелился кн. Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия I . В 1-м десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение В. Х. В 1410 г. в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы муж. мон-ре была построена надвратная ц. во имя В. Х., в 1445 г. каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском мон-ре. В 1440 г. при Новгородском архиеп. св. Евфимии II были освидетельствованы мощи В. Х., оставленные под спудом. По инициативе свт. Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития В. Х., дополнил его лит. вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон В. Х. Пахомиевская редакция жития вместе с 1-й (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митр. св. Макария . В Четьях-Минеях митр. св. Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия. После того как в 1460 г. у гроба В.Х. был воскрешен из мертвых постельничий вел. кн. Василия II Васильевича - Григорий Тумгень, почитание В. Х. вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 г. в московской ц. Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития В. Х. (1526), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX в. его показывали в мон-ре). Благоговейным почитателем памяти В. Х. был вел. кн. Василий III Иоаннович , принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению вел. князя в 1515 г. на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII в.) в Хутынском мон-ре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам В. Х. и прп. Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 г. крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского мон-ря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери , но были умолены преподобными Сергием Радонежским и В. Х., и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие В. Х. рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил вел. князя прислать в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 г. перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан вел. князю.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Группируя жития по характеру героев, отметим: – Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.); – Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа); – Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.). Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др. Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги. Не обошло стороной и влияние на житийную литературу легендарно-сказочных мотивов. Местные предания иногда столь сильно влияют на авторов, что к Житиям созданные ими произведения могут относиться только потому, что герои их признаны Церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин «Житие», тогда как по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском». В XVII веке на Русском Севере возникают Жития, полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу Церкви не связан, но необычен – они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский – мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские – то ли поморы, то ли монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский – священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом. Только древнерусское Житие дает нам возможность наблюдать личную жизнь в Древней Руси, хотя и возведенную к идеалу, переработанную в тип, с которого корректный агиограф старался стряхнуть все мелочные конкретные случайности личного существования. Нередко это и своеобразная местная летопись глухого уголка, не оставившего по себе следа ни в общей летописи, ни даже в какой-либо грамоте. Такие записи чудес иногда велись по поручению игумена и братии особыми на то назначенными лицами, с опросом исцеленных и свидетельскими показаниями, с прописанием обстоятельств дела, являясь скорее деловыми документами, книгами форменных протоколов, чем литературными произведениями. Несмотря на это, в них иногда ярко отражается быт местного мирка, притекавшего к могиле или ко гробу святого со своими нуждами и болезнями, семейными непорядками и общественными неурядицами.

http://pravoslavie.ru/119869.html

В 1480 году двинулся на Россию татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III вышел с войском ему навстречу. Русских и татар разделяла только река Угра, которую русские прозвали «поясом Богоматери», ограждающим наши пределы. Две недели татары и русские смотрели друг на друга чрез эту реку, медля вступать в битву. Начались морозы, и кн. Иоанн велел отступить своему войску. Произошло чудо. Татары вообразили, что русские, чувствуя свою силу, хотят заманить их в засаду, и хан с войском поспешил удалиться. Летописцы славят по этому поводу милость Божию, говоря, что «не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». С этим уходом татар пало висевшее над Русью два с половиной столетия татарское иго. В память этого установлено празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери 29 июня ст.ст. В 1521 году предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем крымские и ногайские татары в соединении с казанскими так поспешно вторглись в московскую область, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выйти со своим войском к реке Оке. Татары свирепствовали, все предавая огню, брали в плен женщин и девиц, убивали детей, святотатствовали и оскверняли святыню храмов Божиих. Махмет-Гирей стоял уже вблизи самой Москвы, куда стеклось множество беженцев. Все ждали своей неминуемой гибели, надеясь только на помощь Божию, молитвами Богоматери. И вот праведному юродивому старцу Василию, усердно молившемуся в Успенском соборе, в полночь послышался сильный шум, церковные двери отверзлись, а чудотворная икона Владимирская поднялась со своего места, и от нее слышан был голос: «Выйду из града со святителями». Церковь на миг осветилась пламенем, который тотчас же погас. В ту же ночь было видение одной слепой инокине Вознесенского монастыря. Она увидела, как из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей, несущих чудотворную Владимирскую икону. Навстречу им вышли преподобные отцы Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали святителям в ноги и спрашивали, на кого они оставляют город в такой беде? Святители отвечали со слезами: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби. Господь же повелел нам не только выйти из града сего, но и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил придти варварскому народу,  да накажутся ныне и чрез покаяние да возвратятся к Богу».  Упав в ноги святителям Божиим Московским чудотворцам Петру, Алексию и Ионе, преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их, чтобы они смягчили гнев Божий. И вняли святители этим просьбам, отпели молебен пред чудотворной иконой Владимирской вместе с ними, осенили город крестным знамением и возвратились в Кремль, неся обратно чудотворную икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Москвичи во главе с митрополитом Варлаамом дни и ночи взывали к Богу с мольбой о спасении, и молитвы их были услышаны Господом. Христа ради юродивый Василий († 1552; память 2 августа), молясь со слезами в Успенском соборе, услышал вдруг сильный шум, двери храма внезапно распахнулись, и чудотворная Владимирская икона сдвинулась с места. От нее исходил глас: «Выйду из города с российскими святителями!». Весь храм вдруг наполнился пламенем, которое погасло лишь тогда, когда исчезло само видение. Продолжение этого Божественного откровения было явлено слепой инокине Вознесенского кремлевского монастыря. Во время усердной молитвы за землю Русскую она была духом восхищена из монастырских стен и внутренними очами увидела, как из Кремля через Спасские ворота выходят святители в светящихся одеждах, несущие Владимирскую икону Божией Матери. Шествие имело вид крестного хода. Среди них можно было узнать святителей Петра, Алексия, Иону, а также других русских святых и подвижников. Шествие было неожиданно остановлено великим угодником Божиим Преподобным Сергием Радонежским, а также преподобным Варлаамом Хутынским († 1192; память 6 ноября), которые, припав к ногам святителей, умоляли их не покидать Москву в столь страшное и опасное время. Однако иерархи отвечали, что и они молили Бога об избавлении земли Русской от скорби, но Господь попустил нашествие варваров, чтобы этим смирить нерадивых грешников и привести их к покаянию через слезы и скорби. Святые Сергий и Варлаам вновь и вновь припадали к ногам святителей, умоляя об их ходатайствах пред Господом и Пресвятой Богородицей за землю Русскую, пока наконец не был сотворен общий молебен, после чего святители вернулись обратно в Кремль, водворив чудотворную Владимирскую икону на прежнее место. Преподобные Сергий и Варлаам, осенив город крестным знамением, удалились. В тот же день крымский хан внезапно отступил, не причинив Москве никакого вреда. Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, когда увидели вдруг вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Сведения их подтвердились ханскими лазутчиками, и татарское войско бежало в панике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010