Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота — специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов: «Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне — в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году». Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев: «Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел». После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых — Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать — чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

http://pravmir.ru/lik-xristov-na-spassko...

В те века полного господства веры, преобладания благочестивого чувства над другими стремлениями духа человеческого, и над силою мысли и познания, и над силою чувства эстетического, и над попечениями житейскими, в такое время, – очевидно, – возможно было такое явление, что, казалось, отречение от мира было идеалом людей, начиная от великих князей до последних простолюдинов. Было же такое время земного торжества русской Церкви, когда менее, чем в одно столетие, предстает пред нами многочисленный сонм святых и потом в другое столетие, непрестанно возрастает, умножается новыми ликами святых, когда являлись и на земле уже были ублажаемы Варлаам хутынский, Сергий радонежский, Кирилл белоозерский, Димитрий вологодский, Савва вишерский, Александр свирский , Павел обнорский, Зосима и Савватий соловецкие, Антоний сийский, Дионисий глушицкий, Макарий колязинский, Стефан пермский, – и трудно перечислить всех, – и притом являлись не одни, а с целыми сонмами своих учеников, также святых. Почти каждая область, каждый город имели своего святого, им славились, украшались. В одном рукописном житии XVI века говорится об этом так: «московское царство блажит Петра и Алексея и Иону и Максима и инех множество; Псков же и великий Новгород блажат Варламия и Михаила юродивого Христа ради; Смоленск блажит князя Федора; Ростов блажит Леонтия и Игнатия, Исаию и Вассиана и Ефрема; Вологда блажит преподобного Димитрия: каяждо страна своих блажит. И мы же тебе (Прокопия устюжского) блажим северная страна по Двине реке; Вага река, на нейже град Шенкурия и то блажит уродиваго Христа ради. Соловецкий же остров и все поморье блажит Савватия и Зосиму. Мы же (устюжане) тебе, яко стража и хранителя имеем отчины града нашего Устюга» и пр. 9 Со второй половины X века и до половины XV Церковь русская воспитала, сколько нам известно, до 110 святых. И монастыри и пустыни, как главные места, где воспитывались святые, умножались в числе, постепенно возрастающем: тогда как с XI до XIV века, в три столетия, в России возникло до 87 монастырей и пустыней, в XIV и первой половине XV, следовательно в полтора столетия, их возникло вновь до 150, из коих в XIV веке возникло до 80, в первой половине XV до 70 монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Новый каменный храм, холодный, во имя Иоанна Предтечи, с теплыми приделами Покрова и великомученника Георгия. Антиминсы на трех престолах освящены и подписаны митрополитом Никанором. Храм заложен 15 июля 1849 года и сооружен каменщиками Кагавиными. Здесь достопримечателен большой колокол в 59 пудов с надписью: " Отлит сей колокол для церкви села Мотохова 1855 года июня 1-го тщанием иерея Василия Алексеева с причтом и прихожанами, государственными крестьянами, в С.-Петербурге, на заводе купца Михаила Макарова Стуколкина " . На колоколе лики: Покрова Богородицы, Иоанна Предтечи и великомученника Георгия. На стенах, столбах и потолке изображены: Богоявление, Рождество Христово, Бог Саваоф, пророк Илия и Моисей, Феодор Стратилат, Иоанн Дамаскин, Иоанн Предтеча, Георгий Победоносец, Московские и Вселенские Святители, Евангелисты, насыщение народа 5 хлебами, исцеление расслабленного, Николай Чудотворец, Владимир, Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, икона Богородицы " Всех скорбящих " и Усекновение главы Иоанна Предтечи. В западной части храма у дверей написано: " Святой храм сей основан 1849 года июля 15 дня, сооружен и оштукатурен в 1851 году; в том же году покрыт железною крышею. Святой храм сей снабжен иконостасом и Св. иконами в 1852 году и освящен того же года ноября 20 дня. Украшен стенною живописью в 1860 году " . В церковном архиве находятся: план и фасад старой деревянной церкви, рассмотренные в Департаменте рассмотрения проектов и смет 24 октября 1847 г. и засвидетельствованные помощником архитектора Егоровым; Высочайше утвержденный 20 ноября 1847 г. проект каменной церкви; составленные гражданским инженером Сычевым проекты иконостасов; проект каменной ограды, составленный епархиальным архитектором Брандтом; два специальных плана на 98 десятин церковной земли; опись церковного имущества с 1820 года; тетради для брачных обысков с 1784 г. и пр. До 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь; с 1843 года - священник, дьячок, пономарь и просвирня. По штатам причт отнесен к 4 классу и получает в год 320 руб. Прежние способы содержания зависят от расположения прихожан. Земли при церкви около 15 дес; из них - пахотной до 3 дес., остальное - сенокос. Из этой доли священник владеет 7 с половиной дес.; у причетников по 3 дес.; у просвирни полторы дес. Церкви принадлежит деревянная сторожка, а причт помещается в собственных домах. Дом священника куплен прихожанами у священника Иоанна Любимова за 600 руб. В 1884 г. этому дому уже 100 лет. Церковного капитала 200 руб.

http://sobory.ru/article/?object=02425

Храмы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища. Дымковский приход – один из древнейших в городе. Считается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году. В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра. Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700-1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма. Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню. Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность. На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П. Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450-1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.

http://sobory.ru/article/?object=06423

История и народов, и отдельной личности – это история нравственного противостояния злу, греху, лицемерию, неправде, двойственности, противостояния гордыне и самомнению, противостояния искушению властью и искушению безверием. Но противостояния с помощью Божией, со смиренной молитвой покаяния. И история Святой Руси – это не просто красивый рассказ о прошлой жизни, но были в ней и свои драматические страницы. С днем сегодняшнего торжества связано сказание о страшном, грозном видении и одной престарелой монахине, и блаженному Василию в те дни. Им был открыт исход из Кремля святителей Московских, которые забрали с собой и Владимирскую икону Божией Матери, и святыни – в наказание Божие за грехи ее жителей. И только Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы перед Владимирской иконой Божией Матери. Но спустя века мерой грехов человеческих было попущено новое испытание земле Русской. Что это было? Неужели милость Божия оставила нас? Нет, но молитвенный покров Царицы Небесной на сей раз был отброшен самим неверием и самонадеянностью людской, и открылось время неисчислимых бед и для верующих, и для неверующих. Но, как говорил святой преподобный старец Алексий, подвизавшийся в 20-е годы XX века в Зосимовой пустыни, часто кажется, что события истории и происходящее с нами как бы нецелесообразно и даже что это прямо несогласно с божественными законами. Но это страдание народных масс, страдание народа от безверия было даром Христа, которым было очищено всё общество от греха неверия. В древности летняя пора была временем набегов неприятелей. Поэтому все праздники, посвященные Владимирской иконе, приходятся на это время. И время нашего духовного возрастания, время созревания духовного нашего урожая можно уподобить летней поре – это тоже пора набегов неприятеля нашего и сопротивника – диавола, пора духовной зрелости и духовного плодоношения, упражнения в мужестве, в противостоянии греху и утверждении в верности Богу.

http://pravoslavie.ru/71201.html

Если иноки, принявшие близко к сердцу дело защиты своего класса, своих идеалов хотят быть ревнителями право живущих, они должны, прежде всего, написать на сердце своем житие и деяние их. Монахи – они должны вести себя в этом деле по-монашески. И, мы уверены, это даст им надежную точку опоры, избавит от ненужных умствований, от рассуждений совершенно лишних, неуместных, даже ошибочных, – мы уверены, что это в значительной степени упростит для них решение спорного теперь вопроса 2 . I. Древнейшее русское монашество – городское, общежительное. – Устроитель его преп. Феодосий Печерский . – Служение преп. Феодосия миру: молитвой, учительством и пастырством, печалованием, благотворительностью. – Печерский двор для принятия нищих и больных. – Ропот братии на расточительность преп. Феодосия. – «Слово о терпении и любви». – Служение Печерского монастыря миру после преп. Феодосия. – Духовничество и печалование последующих иноков. – Варлаам Хутынский. – Иноческие идеалы Кирилла Туровского . Монахов на Руси по источникам мы встречаем впервые на воскресных трапезах ласкового князя Владимира. Не в безлюдных степях, не в непроходимых лесных пустынях возникли и первые русские монастыри при сыне Владимира Ярославе, возникли они в самом центре культурной – торговой, политической и церковной жизни тогдашней Руси, в стольном Киеве. И за весь Киевский период, даже больше того, до самого возникновения Радонежской обители преп. Сергия неизвестно ни одного монастыря, построенного не в городе или вдали от города. Древнейшие русские монастыри были городскими. Вместе с тем и древнейшее русское монашество не носило характера анахоретства или отшельничества. Правда, подвижники отшельнического образа бывали, но их слишком мало, не им принадлежит дело организации русского монашества, организации, которая носила киновиотский или общежительный характер по уставу Студийского монастыря в Константинополе. Такое монашество – городское и общежительное не могло не считаться с русским миром и, как сейчас увидим, деятельно служило и общественным и частным нуждам мирских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1521 году при сыне Иоанна III, Василии III, крымский хан Махмет-Гирей, вздумав сломить быстро возраставшую русскую силу, пошел на Москву, опустошая землю, убивая, пленяя людей, злодействуя. Рассеяв у Оки русскую рать, он соединился с ханом казанским и раскинул стан на Воробьевых горах. Готовясь к приступу, среди пылающих деревень, среди облаков дыма, подошел еще ближе. Москва, без войска, без государя трепетала и молилась. В эти страшные дни, когда помощь свыше медлила, бывшее нескольким людям видение открыло Москве ее великих молитвенников и печальников. Из Кремля чрез Фроловские ворота открылся торжественный крестный ход. С кадилами и свечами, лампадами, рипидами, хоругвями шли служители церкви, неся иконы и вместе с другими — чудотворную Владимирскую; далее, в драгоценных облачениях, шествовал собор святителей московских, и за ними неисчислимые толпы народа. То вышние силы покидали Москву за грехи ее. И вот, с Ильинского торжища им навстречу устремились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. С плачем они припали к ногам святителей, умоляя не покидать город в опасности, и долгими и горячими просьбами убеждали их для умилостивления гнева Божия отпеть молебен. Много печаловались они пред святителями и, наконец, весь великий собор единодушно подвигся на молитву, пел каноны пред иконою Владимирскою, взывал к заступлению Богородицы — и тогда вернулись в город. В то ужасное нашествие Москва одна уцелела. Хан дважды посылал многих людей поджечь посады, и в ужасе возвращались они с вестью, что вокруг всего посада стоит множество вооруженного воинства. Хан велел приближенному своему узнать истину. С трепетом пришел и тот: " О, царь, что медлишь? побежим! — идет на нас от Москвы безмерное множество войска! " То было видение. Хан отступил. Крестным ходом 21 мая ежегодно вспоминает Москва это чудесное избавление, и оттоле пошел обычай с непокрытою головой проходить ворота, которые стали звать Спасскими. С правой стороны их находится теперь часовня с чудотворною, очень чтимою в Москве иконою, изображающею преподобного Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, молитвенно припавших ко Христу. На кремлевской стороне ворот висит икона — святители Петр и Алексий на молитве пред Богоматерью.

http://pravoslavie.ru/2312.html

У врат скорбное шествие встретили великие молитвенники Святой Руси – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезами умолили Владычицу не оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно святую Владимирскую икону. Москва была спасена: Махмет-Гирей бежал. Так свидетельство человеческой беспомощности стало свидетельством милости и силы Божией. По молитвам Заступницы Небесной люди были спасены, а память об этом дне благодарно сохранена для назидания потомкам в сегодняшнем празднике. Такова сила молитвенной помощи Матери Божией. Как стяжала Она эту благодать? О том, какой была Пречистая Дева в дни земной жизни, мы знаем немного. Евангелие мало говорит о Матери Господа нашего. Благовещение, Рождество и вот уже страшные дни страданий Ее Сына. Эти сведения как бы обнимают всё повествование о земной жизни Ее Божественного Сына. Но есть одно свидетельство о Богородице, удивительное и непривычное, о котором пишет апостол Матфей и которое не должно ускользнуть от нашего внимания. Однажды, когда Господь говорил к народу, некто сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». Что же ответил Сын Человеческий? «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Тот, кто будет исполнять волю Отца Небесного, тот брат, и сестра, и матерь Господни» (см.: Мф. 12: 46–50). Как понять это? Святой Иоанн Златоуст вот что говорит: без добродетели всё бесполезно. И возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения, нет смирения и верности заповедям Божиим. «И знайте большее, – продолжает великий учитель Церкви, – без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве, и родить этот дивный Плод». Но Матерь Христа Спасителя нашего первая исполнила всё должное, явила полноту послушания, сказав: «Да будет Мне по глаголу Твоему». И Она была не вне, но всегда со Своим Сыном – и у Креста, и ныне, – держа Его на Своих руках. Толкование святого Иоанна Златоуста к нам всем применимо, особо же в этот день к нашим дорогим выпускникам духовной семинарии, разделявшим вместе с братией и праздники, и посты в обители в честь Пресвятой Богородицы. Пусть хранит нас Матерь Божия, будет нам Помощницей, Доброй и Благой Путеводительницей на всех жизненных дорогах, чтобы мы обновлялись на путях жизни не внешними и привлекательными переменами, но вечной новизной Духа Святого и Животворящего, обновляющего и сердце, и дух.

http://pravoslavie.ru/79755.html

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». [Инфографика] .  «Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви; Дата п разднования : 6 ноября; Кто и когда написал икону: Первую икону «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы совпадает с западноевропейской иконографией «Мадонна Милующая». Ил.: «Мадонна Милующая». Образ написан Эль Греко в 1603 году для алтаря храма больницы Каридад города Ильескас (Испания), где и находится по сей день; Иконография : Отличительная особенность иконы: Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Существует два типа изображения — с Младенцем на руках (московская) и без Младенца (петербургская, «с грошиками»), находится в церкви Святой Троицы Живоначальной, известной как «Кулич и Пасха»). Ил. Икона петербургская. «с грошиками»; Название иконы — начальные строки стихиры (богослужебное песнопение), посвященной Богородице: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...»; История московского образа : Точных данных о том, как и когда икона «Всех скорбящих Радость» попала в храм на Ордынке, нет. Впервые о ней заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии Папиной. Ил.: Патриарх Иоаким. Портрет;  Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (изображение и пояснения к нему) . Это точный списокконца XVIII   века. Хранится   в музее храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке в Москве. (Пояснения отдельных частей изображения: Пресвятая Троица : Такой тип иконографии  называется «Сопрестолие». Изображение Бога-Отца в виде старца довольно долго считалось неканоничным; Ангелы помогают страждущим . В руках держат рипиды; Святые : Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский молятся за страждущих. В Скорбященском храме есть придел Варлаама Хутынского. До постройки каменного храма на этом месте была деревянная церковь в его честь; Свитки с молитвами — приношениями людей Богородице с просьбами помочь в той или иной ситуации; Богородица с Младенцем Христом. Их окружает сияние Благодати в виде большого нимба — мандорлы; Надпись на иконе : «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы, нарицаемая Всех скорбящих Радость...»). Где находится : чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. Также в храме есть несколько точных копий этого чудотворного образа;  Подготовил Кирилл Баглай //Фома. - -  ноябрь 2020. - С.30-31. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-211...

После перерыва конференция продолжилась выступлением иеромонаха Далмата (Юдина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудника кафедры филологии Московской духовной академии. Иеромонах Далмат известен своими исследованиями книжной традиции, ставшей источником ранних печатных изданий с текстами для частного молитвенного обихода (келейных молитвенных последований). Автор несколько скорректировал заявленную тему своего доклада «Источники монашеской славянской книжности XIII-XV вв. по истории чина молитв перед сном», сосредоточившись на роли святителя Кирилла Туровского (1130 ок. 1182), замечательного древнерусского гимнографа, мыслителя и проповедника, в формировании последования вечерних келейных молитв. Основываясь на известном памятнике Ярославском часослове XIII века, привлекая сведения из славянских рукописей библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае, отец Далмат выделил характерные особенности авторского стиля святителя Кирилла и показал, что выдающийся книжник не только дополнил, но и творчески переработал молитвословия, прочно вошедшие впоследствии в обиход как часть православного келейного правила. А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ИВИ РАН, посвятил свой доклад «Христианские монахи и монашество в историографии раннего ислама и пророка Мухаммеда» теме монашеского влияния на первоначальную проповедь пророка Мухаммеда. Ученый познакомил аудиторию с исламским преданием о некоем монахе, провидчески узревшем в юном Мухаммеде великого пророка. На основе лингвистического анализа слов, обозначающих этого монаха, автор высказал предположения, к какому типу подвижников мог принадлежать данный персонаж. Попутно исследователь сообщил слушателям многие интересные факты о связи раннего слоя коранического предания с христианскими понятиями и шире о взаимоотношениях начального ислама с христианством. Доклад «Преподобные преемники святых игуменов Древней Руси» М.К. Кузьминой, кандидата филологических наук, преподавателя Елизаветинской гимназии, привлек внимание к тому факту, что при достаточной изученности канона преподобнического жития многие составляющие его мотивы и нюансы описаны весьма неполно. Автор сосредоточила внимание на одном из таких мотивов отношениях преемственности между преподобным и его любимым учеником, еще не достигшим зрелого возраста. В пример были приведены прпп. Сергий и Никон Радонежские, Савва Сторожевский; Дионисий и Макарий Глушицкие, Варлаам Хутынский и Антоний Дымский, Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Особо докладчица отметила случаи «заочного» ученичества между подвижниками, далеко отстоящими друг от друга во времени, на примере прпп. Адриана и Корнилия Комельских, а также Корнилия Комельского и Кирилла Белозерского. Последние факты попутно доказывают, насколько высок был на Руси авторитет основателей монастырей, сказала в заключение М.К. Кузьмина.

http://drevo-info.ru/news/23276.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010