Икона Спас Смоленский - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Спас Смоленский - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Спас Смоленский СПАС СМОЛЕНСКИЙ Стоящий Христос держит в левой руке раскрытое Евангелие, слегка отведенное навынос. Благословляющий жест правой руки указывает на Писание или направлен вниз и в сторону. В ногах может быть подножие. Около Христа припадающие святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Их фигуры невелики, расположены симметрично. Иногда их заменяют другие святые, тогда образ именуется Смоленским только по общности композиционной схемы. Вверху, из облаков, Спасителя осеняют орудиями страстей два Ангела, помещенные симметрично по углам. У первого - восьмиконечный крест, у второго -копие и трость. Холмистый ландшафт или позем довершают сцену снизу. Иконография " Смоленского Спаса " - русского происхождения начала XVI века. Ее появление тесно связано с событиями царствования Василия III. 1 августа 1514 года Московская Русь отвоевала у Литвы город Смоленск. В память об этом на Фроловских (ныне Спасских) воротах Московского Кремля был поставлен образ Христа Все-держителя в рост (Халкит). В 1521 году его заменила фресковая икона, в которой к фигуре Христа были добавлены припадающие свя-тые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Она стала называться " Смоленским Спасом " . Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Господа Спас Смоленский " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-891

и., так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Б. и. и Богоматери «Моление о народе». Характерная особенность этих икон - появление пейзажного фона и разных вариантов текста на свитке Богоматери. На нек-рых иконах присутствуют надписи с эпитетом «Боголюбская». Древнейший из точных списков Б. и. кон. XVII - нач. XVIII в., икона 1677 г., подписанная Феодотом Феофановым, сыном Протопоповым (Ухтомским), происходит, по сведениям Н. И. Комашко, из Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля-Залесского (ныне в частном собрании). Икона довольно точно передает сложившуюся к тому времени иконографию первообраза за исключением изображения Деисуса на верхнем поле. По сообщению Н. В. Султанова, в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марково Бронницкого у. находилась Б. и., подписанная Симоном Ушаковым . Наиболее точными списками Б. и., воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иером. Толгского мон-ря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для ц. св. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской ц. Св. Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых: икона 1689 г. из московской ц. Воскресения в Кадашах, написанная Николаем Соломоновым и др. (ГТГ; к ногам Богоматери припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Иоанн Дамаскин; изображение Деисуса отсутствует), и икона кон. XVII в. из собрания банка «Интеза» (г. Виченца, Италия; у ног Богоматери - Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхнем поле изображен пятифигурный Деисус). На Б. и. Высокопетровского мон-ря было изображение припадающего кн. Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Видя умножения братий в своей пустыне, преподобный соорудил для них малую деревянную церковь во имя Преображения Господня на память того небесного света, который осенил это место, и несколько келий. При освящении сей церкви в 6-й день августа месяца 1192 года, в великий праздник Преображения Господня, св. Григорий архиепископ Новгородский рукоположил его в сан священства и назначил игуменом основанной им обители Хутынской. И преп. Варлаам, в течении своего многолетнего игуменства или настоятельства так прославился своею подвижническою жизнью, что, вместе с преп. Антонием Римлянином, удостоился названия отца иноков и насадителя иночества в пределах Новгородских, как Антоний и Феодосий Печерские на юго-западе и великий Серий Радонежский на северо-востоке России. Пример строгой подвижнической жизни Варлаама, как настоятеля и учителя, весьма благотворно действовал на учеников его, а потому и они, по смерти его, разошедшись по разным пустыням области Новгородской, основали свои обители, продлив еще на многие годы назидательный пример своего блаженного учителя. Так, преемник игуменства Варлаамова в Хутынь монастыре препод. Антоний Дымский воздвиг в последствии Дымский монастырь, что в 15-ти верстах от города Тихвина при озере Дымском. Другой ученик Варлаама преп. Ксенофонт, основал Троицкую пустынь в 18 верстах от Новгорода на речке Робейке, а третий – Константин, с сотрудником своим Косьмою, основал монастырь Косинский близ Старой Руссы, на острове, омываемом двумя речками – Полистью и Снежною. Пленившийся благолепием церквей и обрядов Греко-российского Богослужения в Новгороде Воряг, богатый купец, а потом величайший подвижник устюжский и чудотворец св. Прокопий, Христа ради юродивый, был также из числа учеников великого угодника Божия Варлаама, который крестил его в Хутынской обители и был ему ревностным наставником. Памятниками необычайных подвигов преп. Варлаама доселе служат железные вериги, надеваемые на себя многими притекающими к раке мощей его, тяжелая власяница и письменный устав обители, из которого, к сожалению, сохранилось только известие о том, как надлежало избирать настоятеля в Хутынской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Вскоре после этого знамения «въ предлы русьскиа» пришла крымская орда «и множество христианьства победиша и поплениша, мужеска полу и женьска, и многы крови пролиаша, и многа осквернениа и растлниа содаша, и многиа села и святыя церкви пожгоша». Но Москву взять крымцам «не попусти» «Божественнаа сила». Остававшийся в столице глава Русской Церкви митрополит Варлаам и весь народ «на покаание обратишася, и во святыхъ церквахъ обще, и по домомъ и по клиамъ особь непрестанно Бога моляху и Пречистую Богородицю, и великихъ русьскыхъ чюдотворцевъ, и всхъ святыхъ, и надежи спасениа не отпадаху». В дни стояния татар под Москвой некая престарелая и слепая инокиня из Девичьего Вознесенского монастыря в Кремле (разрушен в 1929 г.), предаваясь молитве «о избавлении предлежащаа скорби», вдруг услышала «шумъ великъ, и вихоръ страшенъ, и звонъ яко площадьскыхъ колоколовъ» и в восхищении ума по Божию «мановению» «обретеся яко вн монастыря, и отвръзостася очи еа мысленыа, вкупе же и чювьственыя». И «дивное» открылось ее взору. Увидела она, как «из града» через Фроловские врата (в Спасской башне) выходит «съборъ святолпныхъ мужеи въ освященыхъ одеждахъ, многыя митрополиты и епископы» и среди них «велиции чюдотворцы Петръ, и Алекси, и Иона, и Ростовьскии Леонтии», идут они будто бы по чину крестного хода со множеством духовенства и народа и с преднесением чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. То есть предвидение Василия Блаженного очевидным образом сбывается. И видит слепая инокиня, как навстречу этому крестному ходу от улицы Ильинки спешат преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. И припав к ногам святителей Московских и Ростовского, святые отцы спрашивают их, почему они уходят, куда направляются и на кого оставляют народ «в настоящее сие время варварьскаго нашествия». В ответе выясняется, что, несмотря на молитвы святителей, Бог повелел им вместе с чудотворным образом Богоматери «изыти из града сего», «понеже люди страхъ Божии презрша и о заповдехъ Божиихъ не радиша», и что эта вражеская напасть допущена для того, чтобы народ «покааниемъ» вновь обратился к Богу. Тогда Сергий и Варлаам «с плачемъ» стали просить святителей не оставлять своей «богопорученныа» паствы и усугубить «прилежныа» молитвы о ней к Пресвятой Богородице, дабы Она склонила Своего Сына «праведныи Его гнвъ на милость претворити». После этого святые собеседники совершили перед Владимирской чудотворной иконой совокупное и единодушное моление с литией, каноном, чтением Евангелия, ектеньями и всем, что положено по чину, и, на отпусте осенив «вся страны» крестообразным благословением, «въ градъ възвратишася».

http://pravoslavie.ru/138043.html

Затем первый страж снова восклицал: „Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д. После этих перекличек те же стражи начинали в пол голоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка. Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая „Великого Совета Ангел». Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица инокиня Вознесенского монастыря видала такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать града: „Вы убо, о святые святители», говорили преподобные, „некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего – прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению». Припали эти преподобные к ногам святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль. Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события, – примирения с Богом подпавшего гневу Его людей, – над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе надворотном, обращенном к Кремлю, – святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с преподобными, известный под именем „Великого Совета Ангел», весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежнее время молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится, и к нему собственно теперь и прибегают богомольцы с молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но жёсткий правитель нажил немало врагов и был убит заговорщиками. Однако уже летописный рассказ о гибели князя отражает местное почитание Андрея Боголюбского еще при его жизни и тем более после его смерти. Он был прославлен Русской Православной Церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в раку во владимирском Успенском соборе. Посмотрите минутный ролик об Андрее Боголюбском: Свернуть 8. Преподобный Алипий Печерский (Алимпий, Олимпий) Когда жил: ок. 1065 (или 1070) — ок. 1114 Один из лучших русских иконописцев конца XI века, ювелир, он помогал греческим мастерам украшать мозаиками Успенский собор в Киево-Печерской лавре, где подвизался с юных лет. Сохранились свидетельства многих чудес, происходивших от икон его письма. Преподобный писал и реставрировал обветшавшие образы даром и свой труд оставлял только ради посещения богослужений. Если же ему все-таки платили, Алипий тратил одну часть на покупку того, что нужно для работы, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Еще при жизни преподобный прославился даром чудотворений. Прочитайте о преподобном Алипии Свернуть 9. Преподобный Авраамий Смоленский Когда жил: 1172 (или 1150) — 1221 (или 1224) Святой Авраамий прославился не только своими иноческими и пастырскими подвигами, но и как автор знаменитых икон «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проходимых душею по смерти». Послушать его проповеди собиралось множество народа. Авраамий призывал паству постоянно помнить о смерти и молиться, чтобы не быть осужденными на Страшном Суде. Он был игуменом Ризположенского монастыря, получившего впоследствии его имя — Авраамиев, и был канонизирован на Макарьевском Соборе в 1549 году. Свернуть 10. Преподобный Варлаам Хýтынский Когда жил: XII век Он родился в Великом Новгороде в богатой семье, но, осиротев, раздал имущество нищим, принял постриг и зажил в Хутыни отшельником в землянке: носил власяницу и тяжелые вериги, трудился, молился. К нему за советом обращались и простые люди, и князья. Постепенно вокруг его пустыньки собралась община иноков, преобразованная со временем в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. По свидетельствам современников, святой обладал даром чудотворения и прозорливости. В XV столетии были обретены нетленные мощи святого. Когда в 1521 году Москву осадил хан Мехмет-Гирей, старице Вознесенского монастыря было видение: московские святители за грехи горожан покидают Кремль, унося с собой Владимирскую икону Божией Матери, но у ворот их встречают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и горячо молят вернуться. В это время Василий III ждал помощи от новгородцев — и дождался: Мехмет-Гирей ушел от стен Москвы.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

Ст. 654). Такие иконы во множестве писали в Хутынском мон-ре или по его заказу в др. местах для продажи богомольцам и поднесения знатным гостям, о чем свидетельствуют многочисленные прориси с образом В. Х. ( Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 72, 73). После чуда воскресения у раки В. Х. постельничего вел. кн. Василия II Григория Тумгеня в 1460 г. почитание святого распространилось в Москве, где тотчас же появились его изображения. Особого размаха оно достигло в период правления кн. Василия III, принявшего перед смертью в иноческом постриге имя Варлаам. Почитание В. Х. повлияло на сложение новой иконографии святого. Вероятно, в тот период в Москве на древней иконе «Спас на престоле» (кон. XIV - нач. XV в., ГММК), вывезенной из Новгорода и поставленной в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, была приписана коленопреклоненная фигура припадающего В. Х. в монашеском облачении (удалена при реставрации в 1934-1935). Возможно, ее копией являлась сходная по иконографии икона из ц. сщмч. Григория Армянского в Хутынском мон-ре ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 2. С. 48). " Спас Смоленский " с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве " Спас Смоленский " с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве Особое развитие получила иконография В. Х., припадающего вместе с прп. Сергием Радонежским к ногам стоящего Спасителя - «Спас Смоленский». Первый образ такого извода, по преданию, был написан в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещен над Фроловскими воротами Кремля (уничтожен в 1917). В основе иконографии этой фрески лежит видение слепой инокине кремлевского Вознесенского мон-ря, случившееся в 1521 г., когда к Москве подходили полчища Магмет-Гирея. Преподобные В. Х. и Сергий, увидев святителей, выносивших из Кремля святыни, припали к их ногам, вопрошая: «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божией, поскольку москвичи прогневили Бога и наказаны за это нашествием монголо-татар. Тронутые молитвой преподобных, чудотворцы вернулись обратно в Кремль, а Магмет-Гирей увел свои войска без боя. Самым ранним среди многочисленных повторений (см. также прориси: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 249-251) этой иконографии является средник иконы «Спас с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в., ГММК). К нач. XVIII в. относится образ «Спас с припадающими прп. Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» в московской ц. Иоанна Воина на Якиманке, находящийся в киоте справа перед иконостасом.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Когда, в 1521 году, татары крымские, ногайские и казанские под предводительством Махмет Гирея, двинулись на Россию, и когда приближались к Москве, то великий князь Василий Иоаннович начал сосредоточивать своё войско, чтобы отразить неприятеля и заповедал во всех храмах молиться. Татары быстро приближались к Москве, предавая огню города и селения и селения жителей. Жители Москвы, видя неминуемую погибель, были в глубоком уныние и в страхе искали себе спасения. Тогда все устремились в храмы Божии, на покаяние и молитву. Митрополит Варлаам вместе с народом пламенно молился о спасении Москвы. В это бедственное время, в Москве были великие молитвенники, которые удостоены были некоторых чудесных явлений, предвещавших близкое избавление Москвы от врагов. Так, одна благочестивая инокиня, жившая в Вознесенском монастыре, лишённая зрения, в одну ночь, как бы наяву, увидела, что в Спасские врата идёт сонм святителей и среди их чудотворный Владимирский образ Богоматери; Когда Святители вышли из Спасских ворот, то встретили их преподобные Серий Радонежский и Варлаам Хутынский, и припав к стопам святителей, вопрошали их: зачем они идут вон из града, при настоящем бедствии Москвы? Святители со слезами говорили: «мы много молили Бога и Пречистую Его Матерь о избавлении царствующего града от предлежащей скорби. Но Господь не только повелел нам выйти из гряда, во и вынести с собою и чудотворный образ Пречистой его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его вознерадели, почему Бог и попустил сему варварскому народу прийти, да накажутся ныне и чрез покаяние к Богу обратятся. Преподобные Сергий и Варлаам начали умолять святителей, чтобы они молитвами своими умилостивили Бога и вместе с ними начали совершать молебное пение к Пресвятой Богородице. По окончании молебствия, святители возвратились с чудотворной иконой Богоматери в Кремль. Подобное явление было и святому Василию Блаженному. Однажды когда он молился подле Успенского собора, то в храм Успения слышан был шум, виднелся летавший пламень, от чудотворной иконы Богоматери раздавался голос, обличавший московитян в беззакониях, но тёплая и слезная молитва юродивого усиливалась, потом шум умолк и пламень угас. Вскоре после того, Москва, заступлением Божией Матери и молитвами святых угодников, чудесным образом была спасена. Рассказывают, что татары, когда приступили уже к Москве и хотели сделать нападение, то им представилось бесчисленное русское воинство, которое шло ка них; когда донесено было об этом хану, то он впал в ужас и немедленно с войском своим отступил от Москвы

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Память Владимирской иконы Божией Матери установлена в честь спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. 6 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь совершает празднество в честь иконы Божией Матери Владимирской. Память Владимирской иконы Божией Матери установлена в честь спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. По материалам Православие.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Влето зрке, е, мца марта, в е день. А встречал тое икону пречистые Богородицы, со кресты, преосвященный Исидор, митрополит, со всем собором. И со христолюбивым народом, великаго новаграда; зогородом похутынской дороги, срадостными слезами. И поставиша тое стую икону Богородичну, всоборной иапостолстей церкви, Софеи премудрости Божии. И етого лета уставися сии празник празновати пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея одигитрия. По государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии указу, и по благословению преосвященнаго Исидора митрополита. И по обещанию великаго Нова-града православных христиан. На воспоминание избавления града от плену. Почему Лобное место сделалось местом торжественных богослужений, это объясняют народным преданием. В начале XVI столетия, во время нашествия на Москву Махмет-Гирея, жители ея были в большой печали и молились. В это время одна старица-монахиня девичьяго Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле у Флоровских ворот (ныне Спасских), лишенная зрения, после усердной молитвы погрузилась в духовное созерцание и сподобилась духовного видения. Она увидела, что из Кремля в Фроловские ворота вышло большое собрате иереев и диаконов в священных одеждах, в сонме которых видны были многие митрополиты и епископы, и между ними московские: Петр, Алексий и Иона и ростовский святитель Леонтий. Среди их несены были чудотворный образ Владимирския Божия Матери и другия иконы, кресты и хоругви. Навстречу им, на том месте, где ныне Лобное место, явились преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский и спрашивали святителей, зачем они идут из града и услышали, что выходят по воле Божией из града за нечестие его. Тогда преподобные Варлаам и Сергий припали к ногам святителей с молитвою и слезами о неоставлении города на жертву врагам. Святители вняли их молитве и совершили с ними молебное пение пред над-воротною иконою Спасителя и потом возвратились на свое место, а татары вскоре побежали из пределов Московского государства (Степ. кн. Ч. 2, степ. 16). В память такого чуда, вероятно, изображены на иконе Спасителя, находящейся на Спасских воротах, Преподобные молитвенники у ног Его в молении, а на обратной стороне этого главного входа в Кремль написана Божия Матерь с Святителями Московскими Петром и Алексеем. Изображение преп. Сергия и Варлаама на иконе Спасителя относят к царствованию Ивана Васильевича, который имел к ним особое благоговение, потому что при святых мощах одного был крещен и ему поручен родителями своими, а св. мощи другого до того устрашили грозного царя, явившимся из раки пламенем, что он бежал из церкви и бросил жезл свой. Видение чудесной встречи святителей с преподобными на месте Лобного помоста и совокупного их моления пред святою иконою на Спасских воротах была одною из причин введения обычая проходить чрез сии ворота с непокровенною головою (Чтен. в Общ. истор. и древн. 1861. кн. 1 и Снегирев. Лобное место в Москве стр. 4, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010