330. Русское духовенство и иночество защищали веру Православную от расколов и ересей. Иноки русские и пастыри церкви русской обороняли веру Православную от расколов и ересей, самоотверженно защищали пред всем светом и пред сильными мира сего правду и истину, проводили в сознание общества русского просвещенные, высоконравственные идеи, словом и делом, всем образом жизни своей подвижнической они воспитывали и просвещали массу темного русского люда и высоко поднимали в глазах его авторитет и красоту жизни православно-христианской. Навстречу старорусским богатырям, гордым своею вещественною силою, выступил, в лице иноков и подвижников русских, целый сонм других богатырей, ополченных силою духовною, величием религиозно-нравственного подвига, и народ увидел и сознал, что подвиг этих последних богатырей выше и труднее, святее и спасительнее. И весь народ перешел на их сторону, им стал сочувствовать, пред ними благоговеть; им покорялся часто и физический русский богатырь, снимая свои боевые доспехи и облекаясь сам в монашескую мантию. 331. Среди русских святых много лиц из всех сословий и состояний. Но не одни только князья и духовенство, а весь народ русский, из всех сословий и состояний своих выставил великих носителей православно-христианского духа как истинную красоту и славу церкви Православной и земли русской. В светлом лике угодников Божиих, воспитанных Православною Россиею и украшающих собою нашу святую церковь, есть очень много лиц княжеского рода (как, напр.: Равноапостольный Владимир, Всеволод, чудотворец Псковский, Константин Муромский, Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский и мн. др.), иноческого звания и священного сана (каковы: Михаил, Петр, Алексий, Иона, Филипп - митрополиты всероссийские, и многое множество других); но есть также немало лиц боярского рода, каковы: преподобный Варлаам, Сергий Радонежский, Павел Комельский, Савва Вышерский и др.; из среднего сословия: Феодосий Печерский, Варлаам Хутынский, Корнилий Вологодский и др.; наконец и из крестьян: Александр Свирский, Антоний Сийский, Кирилл Новоозерский и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1476...

Ее называли «Пояс Богоматери». Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на том месте, где была встречена икона 26 августа 1395 года при нашествии Тамерлана. В 1521 году казанский хан Махмет Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как люди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую». Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери «Владимирская»:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Тогда преподобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении города; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество Ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: «Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем — сильный мор на людей». И опять послал Тарасия смотреть на город. Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете поведал он о том святому. «После мора будет пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет», — сказал на это преподобный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли. Печальное пророчество преподобного через несколько лет, действительно, с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления. Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молитвенником и за всю Русскую землю. Особенно замечательно обнаружилось это во время нашествия на Москву Махмет–Гирея (1521 год, при князе московском Василия Иоанновиче), когда Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского чудотворца, и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким–то необыкновенным шумом инокиня увидела, что из Кремля в Флоровские ворота идет сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; они уносили с собою и чудотворный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой — Варлаам Хутынский. Старцы вопросили святителей: зачем идут вон из города? Святители ответствовали, что исходят по воле Божией за нечестие города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Среди них – двенадцать надгробных покровов и большой походный иконостас. Следует обратить внимание, что произведения, выполненные уже в Новодевичьем монастыре, куда Ирина с именем Александры постриглась в 1598 г. после смерти царя Федора, не имеют резких отличий от выполненных в период ее мирской жизни. Это еще раз подтверждает вывод о переводе в монастырь при постриге высокопоставленных особ и части их мастериц. Как и на предыдущих этапах работы дворцовых светлиц, здесь выявляется несколько художественных направлений, свидетельствующих о привлечении разных знаменщиков, причем одновременно. Так, покровы « Александр Свирский » 1582 г. 166 , «Никон Радонежский» 1586 г. 167 и «Сергий Радонежский» 1580-х гг. 168 с довольно мягкими чертами умеренно моделированных, спокойных ликов мало отличаются от произведений мастерской 1570–1580-х гг., связанных с именами других представителей царской семьи. Покровы же «Варлаам Хутынский» 1579 г. 169 и «Василий Блаженный» 1589 г. (ил. 16) 170 с их напряженными, выразительными ликами, с характерными изогнутыми бровями несут на себе влияние образов, созданных в мастерской княгини Евфросинии Старицкой. Возможно, после смерти княгини во дворец были взяты не только ее мастерицы, но и знаменщик. В других произведениях царицыной светлицы чувствуется художник так называемой «годуновской» живописной школы. Примером служит покров «Авраамий Ростовский» 1592–1593 гг. 171 , а также хранящийся в Музеях Московского Кремля покров «Зосима Соловецкий» (кат. 58). На нем нет вкладной надписи, но художественный образ, особенная четкость рисунка, разработанность складок одежд, технологические приемы, узор на нимбе в виде растительной рельефной гирлянды характерны для светлицы царицы Ирины Федоровны. Наиболее монументальным ее произведением является большой походный четырехъярусный иконостас, выполненный в 1592 г. (ил. 17) и, как известно, используемый впоследствии, в 1653–1654 гг., в качестве «тафтяной церкви» в смоленском походе царя Алексея Михайловича 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Ярославский (по происхождению – Смоленский) князь Феодор Ростиславич, прозванием Чёрный, скончался в 1300г. 1008 ; из двух его сыновей – старший Давид скончался в 1321г. 1009 , а младший Константин неизвестно когда, причём все трое, несмотря на разновременную смерть, положены были в одном общем гробе, в Ярославском Спасском монастыре. Так как существует краткая повесть о преставлении Феодора, которую есть основания считать написанной немного спустя времени после его смерти 1010 , то представляется не невероятным думать, что местно он начал быть почитаем (в смысле поклонения гробу, пения панихид над ним) более или менее вскоре после смерти. Настоящим образом были причислены к лику святых или канонизованы все три князя после 1463г., в котором начали совершаться при их гробе чудеса 1011 . Свои предположения о времени жизни и о лице преподобного Аврамия Ростовского мы высказали выше (I т. 2 половина, стр. 641 sqq/763 sqq ). Он был причислен к лику святых в конце XV – в начале XVI века (ibid. стр. 650/772 ). Преподобный Димитрий Прилуцкий, скончавшийся в 1392г., был причислен к лику святых, как нужно думать, в начале второй половины XV века 1012 . Празднование памяти преподобного Сергия Радонежского, скончавшегося в том же 1392г., началось с 1422г., когда вследствие чудесного откровения, были извлечены из земли и обретены нетленными его мощи. Как кажется, сначала было установлено празднование не общее, а местное – монастырское; но, во всяком случае, оно сделалось общим в смысле общерусского весьма скоро 1013 . Преподобный Кирилл Белозерский, скончавшийся в 1427г., был причислен к лику святых ещё более скоро, чем преподобный Сергий Радонежский: в одной грамоте митрополита Ионы от конца 1448 – начала 1449г. он уже молитвенно поминается вместе с Петром митрополитом, Леонтием Ростовским и Сергием Радонежским, как принадлежащий к числу преимуществующих (великих) русских святых 1014 . Подводя итог отчасти положительным известиям, отчасти вероятным предположениям относительно времени, когда какой святой из числа занимающих нас святых был прямо канонизован, как святой общерусский или из местных святых стал святым более или менее общерусским, мы получим следующее относительно постепенного умножения числа общерусских святых за рассматриваемое нами время (от нашествия Монголов до митрополита Макария): в XIII веке к четырём святым, наследованным от периода до-монгольского (Борису и Глебу, преподобному Феодосию Печерскому и Леонтию Ростовскому) прибавились два святые: Владимир и Ольга; в XIV веке прибавились четыре святые: митрополит Пётр, Игнатий Ростовский и Михаил Черниговский с боярином Феодором; в первой половине XV века прибавились три святые: Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и митрополит Алексей; во второй половине четыре святых: Варлаам Хутынский, Димитрий Прилуцкий, Никита Переяславский и Антоний Печерский; в XVI веке пять святых: Исаия Ростовский, Феодор Ярославский с сыновьями Давидом и Константином и Аврамий Ростовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

сава), Михаил Клопский ( п. михаіл), Савва Звенигородский ( п. сава), Сергий Радонежский ( п. сергіи), Антоний ( п. а(н)тон(и)) И Феодосий Печерские ( п. еодосіи), Зосима ( п. зосим) и Савватий ( п. савати(и)) Соловецкие, Кирилл Белозерский ( п. кіри(л)), Никон Радонежский ( п. никон), Александр Свирский ( п. алеан//др), Варлаам Хутынский ( п. ва(р)ла(м)) и Мария Египетская ( п. маріа). На одном зарукавье вышиты Благовещение ( благовещеніе прт бдц) с Саваофом наверху ( гсдь савао) и София Премудрость Божия ( соі прм(дс)ть бжі) (у Софии подняты крылья), по сторонам ее стоят крылатые в коронах Богоматерь с Младенцем на лоне ( мр у) и Иоанн Предтеча ( іоан). На другом заруавье – Успение Богоматери с Авфонием перед ложем ( успеніе прте бцы) и Сошествие во ад ( вскрніе гне). Личное шито тонким малокрученым сероватым шелком «в раскол» со светло-коричневым оттенениями. Черты и абрис ликов отмечены черным шелком, о волосах и бородах – темно-коричневый и серый шелк. Одежды и атрибуты шиты прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими шелковыми прикрепами (швы – «черенок», «перышки», «ягод-ка», «городок», «клопчик», «денежка с крестиком», «разводная клетка»). Фигуры, все детали рисунка, надписи обнизаны жемчугом, в клеймах – мелкий жемчуг в три нити. От гирлянды, образующей круглые клейма, местами отходят обнизанные жемчугом листочки. Внизу у средних изображений гирлянда заканчивается двумя плодами граната. На оплечье, обнизанном сверху одной, а снизу гремя жемчужными нитями, шиты херувимы и серафимы. На сторонниках в жемчужных рамках жемчугом же шита надпись вязью: повелниемъ блговрнаго і х(с)толюбиваго гдр цр і велкаго//кн(з) але михаіловича всеа руси и его блгов(р)ные црцы//і велкіе кнгни марьи з(д)ланъ сиі сакъ стішиму никону патр//рху московскому і всеа русиі лта ,зрд=1655] го ктбр въ д (д). Надпись на задней стороне саккоса слева, идет снизу вверх; переходит на правый сторонник (сверху вниз); затем на правый сторонник лицевой стороны (сверху вниз) и заканчивается на левом (снизу вверх).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Черниговские чудотворцы князь Михаил и боярин Феодор, а внизу – св. князья Ярославские Василий и Константин; к северной стороне храма – вверху – преп. Никон и Савва Звенигородские, а внизу – св. Феогност, митрополит Московский, и св. Никита, епископ Новгородский; к западной стороне храма – вверху – св. митрополиты Фотий и Киприан, внизу – преп. Сергий Радонежский и Стефан, епископ Пермский, и к средине храма – вверху – святые князья Александр Невский и Даниил Московский, а внизу – св. князья Георгий Владимирский и Андрей Боголюбский. Под сводом у северной стены, близ алтаря, – Крещение Спасителя, а на самой стене – проповедь св. Иоанна Предтечи в пустыни, под сводом южной стены, близ иконостаса, – беседа Христа с Самарянкою, поятие Христом трех учеников на гору, Преображение Господне и схождение с горы. На той же стене за дверью – беседа Христа с учениками на пути в Кесарию и исцеление расслабленного при овчей купели, и выше – исцеление слепого. Под сводом западной стены – Серафимы, ниже их – исцеление 10 прокаженных – и еще ниже – прощение грешницы, приведенной фарисеями. На западной стене – справа: посещение Христом Марфы и Марии, а ниже – притчи – о милосердном самарянине и рядом – о блудном сыне, выше – похвала усердию вдовицы; на своде, над срединой храма – Спаситель с ангелами и по сторонам молящиеся преп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и подпись тропаря: «в вышних призирая». В полуарках – по обеим сторонам – по три пророка. Главнейшую святыню храма составляют погребенные здесь мощи св. Стефана, епископа Пермского, находящиеся под спудом у северной стены храма, где она прилегает к западной, образуя угол. Стенописные изображения на обеих этих стенах имеют своим содержанием события из жизни святителя Стефана. Так на западной стене, около раки, вверху – изображен святитель сидящим у стола и пишущим. Под картиной надпись: «блаженный Стефан изложи азбуку ко пермскому языку»; под этим изображением картина хиротонии святого во пресвитера с подписью: «блаженный Стефан хиротонисан во пресвитера от Герасима епископа Коломенскаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

А все прочие сочинения более чужие, которые он то переделал наскоро, то сократил и изменил, не везде удачно, то по местам целиком переписал, то дополнил иногда сказаниями об открытии мощей, о чудесах, а чаще своими предисловиями и заключениями. И во всех этих предисловиях, как и вообще во всех его сочинениях, где только он рассуждает, а не повествует только, заметна скудость мысли, отсутствие изобретательности и повторение одного и того же; не видно ни силы ума, ни богатства познаний. Слог у Пахомия, когда он ведет рассказ, большею частию прост и довольно понятен, хотя не везде правилен, но в приступах к житиям и похвальным Словам, где обыкновенно излагаются общие мысли, напыщен, растянут, неточен и маловразумителен. Достойно замечания, что Пахомий писал жития не только святых, уже прославленных и признанных всею Церковию (святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского), но и святых, еще не признанных Церковию, а местно чтимых (Моисея Новгородского, Никона Радонежского), и даже лиц, недавно скончавшихся (Евфимия Новгородского, Саввы Вишерского). Это, впрочем, было тогда у нас довольно обычно. Мы уже упоминали о житии Саввы Вишерского и похвальном Слове в честь его, написанных вдруг по смерти его преемником его Геласием, которыми и воспользовался Пахомий. Равно и другие наши тогдашние писатели то описывали чудеса или целые жития святых, уже прославленных, то составляли сказания о мужах, еще местно чтимых и недавно скончавшихся. Дьяк митрополита Ионы Иродион Кожух написал «Сказание» о чуде преподобного Варлаама Хутынского, случившемся в 1460 г., которое, как мы упоминали, тогда же описано было и Пахомием. В свите великого князя Василия Васильевича, посетившего тогда Новгород, находился отрок — постельник князя по имени Григорий. Он подвергся тяжкой и мучительной болезни и в продолжение восьми суток оставался без всякой пищи. Во время болезни он имел видение: ему представился преподобный Варлаам, который обнадежил его в своей помощи и благословил его своим крестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Но и после блаженной кончины преподобный Сергий не забывал своего земного отечества, переселившись на небо, и предстоя у престола Божия, он часто ходатайствовал и молился Господу за родную землю, особенно в трудные и тяжелые времена ее жизни. И это небесное заступничество св. угодника Божия иногда было особенным чудесным образом открываемо людям. Так, в 1521 году в царствование великого князя Василия III крымский хан Махмет-Гирей сильно опустошил русскую землю и подошел со своими полчищами к самой Москве. Город находился в крайней опасности: в нем не было ни князя, ни войска. Не надеясь на человеческие силы в такой страшной беде, народ усердно молился Богу. И вот в это время некоторые благочестивые люди удостоились следующего чудесного видения. Из Кремля чрез Фроловские ворота шел торжественный крестный ход. В преднесении кадил, светильников и хоругвей шли великие московские святители и за ними толпы народа; священнослужители несли святые иконы и вместе с другими – чудотворную икону Владимирской Божией Матери. Это святые угодники Божии оставляли Москву за грехи ее жителей. Но вот навстречу святителям выходят преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. С великим плачем припали они к ногам святителей и усердно молили их не покидать город, не оставлять его на добычу врагам. Долго просили и убеждали святых святителей преподобные угодники Божии. Наконец, собор святителей согласился на их мольбы и стал петь молебен Пресв. Богородицы, чтобы Она, по великому милосердию Своему, заступилась и помогла русскому народу против врагов его. После молебна крестный ход вернулся обратно в город. И, действительно, Москва скоро была спасена от разорения и от гибели, враги отступили от города. Много также помогал преподобный Сергий своими молитвами и покорению царства Казанского. Еще задолго до основания первого русского города в Казанском царстве – Свияжска, местные жители, черемисы, по их рассказам, видели здесь иногда старого инока, который ходил со крестом, благословлял на все стороны, как будто размерял то место, где теперь город, и все то место наполнялось благоуханием. Посланные из черемис, покушались ловить его, но он становился невидим. Пускали в него стрелы: стрелы не ранили его, а летели вверх, падали на землю и ломались. В г. Свияжске был храм в честь преподобного Сергия с его чудотворною иконою. По этой иконе и узнали чудесного инока-старца, то преподобный Сергий отмеривал Руси Казанское царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/pr...

По сю сторону ворот, на правой стороне, изображены 11 преподобных отцов Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Никон Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский (у него на хартии, держимой в руках, эпиграф: “От всякого пути лукавого возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя”), 8) Пафнутий Боровский (на хартии написано: “Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим”), 9) Сергий Радонежский (на хартии надпись: “Не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя вовеки не оскудеет”), 10) Кирилл Белоезерский (на хартии написано: “Во веки не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси”), 11) Нил Сорский (на хартии надпись: “И свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати е”). По левую сторону – 11 преподобных отцов Православной Восточной Церкви: 1) Иоанн Лествичник , у него на хартии надпись: “Деятельную часть добродетели составляют: послушание и смирение”, 2) Антоний Великий , на хартии надпись: “Труд же и терпение и убожество со благодарением, и умерщвление тела живот есть и сладость вечная души”, 3) Савва Освященный, на хартии надпись: “Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою”, 4) Макарий Египетский , на хартии надпись: “Отрицатися себе не иное что быти думай, как готова себе представити братству на все, воли своей вовсе ни в чем неповиноватися”, 5) Пахомий Великий , на хартии надпись: “Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе”, 6) Исаак Сирин , на хартии надпись: “Страх Божий начало есть добродетели; глаголется же быти рождение веры”, 7) Евфимий Великий, на хартии надпись: “Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах”. 8) Варсануфий Великий, на хартии надпись: “Добро есть еже выну глаголати сие: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”, 9) Преподобный Иоанн Пророк, на хартии надпись: “Имей смирение, и поможет ти Бог вскоре”, 10) Ефрем Сирин , на хартии надпись: “Боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни”, 11) Арсений Великий , на хартии надпись: “Бегай, молчи, пребывай в безмолвии: ибо это корни безгрешия”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010