Таким образом трудные обстоятельства жизни очищают, возвышают, укрепляют, обнаруживают пред всеми любовь христианина к Богу. Мудрый сын Сирахов, убеждал всякого, кто преступает работати и Господеви, уготоват душу во искушение, полагает путь к совершенству в том, чтобы во дни скорбей сохранить неослабную приверженность к Богу: прилепися Ему и не omcmynu, да возрастеши на последок твой ( Сир. 2:3 ). Святой Исаак Сирин поучает: «как близки между собою веки на глазах, так искушения близки к людям: и Бог предустроил сие премудро для пользы твоей, чтобы ты постоянно ударял в дверь Его, чтобы страхом скорбного всевалось памятование о Нем в уме твоем, чтобы к Нему приближался ты в молитвах, и освещалось сердце твое непрестанным памятованием о Нем. Любовь к Богу более всего может быть умножаема в душе твоей уразумением дарований Его и памятованием о преизбытке промышления Его. Все сии блага пораждаются для тебя горестями, чтобы научился ты благодарить» 6 . Когда нас посещают несчастья, примем осторожность, чтобы наше малодушие не удалило нас от Бога, и употребим старание, тем более тогда приближаться к Богу, тем крепче прилепляться к Нему. Как трудные обстоятельства жизни служат средством к испытанию нашей приверженности к Богу: так обращение к Богу есть самое надежное средство к облегчению тяжких обстоятельств жизни, к услаждению ее скорбей. Многие, когда наступают тяжкие часы скорбно, думают или собственными силами привести в порядок течение дел, или в ближних ищут себе помощников и заступников, или слепо предаются ожидаемой перемене обстоятельств. Но не видим ли, что все подобные предположения часто развеиваются, как мечты? Мы надеемся на свои силы: но если не в наших силах предотвратить несчастные обстоятельства, то еще менее в нашей власти пресечь поток бедствий и скорбей. Мы ищем помощи у ближних: но опыт ниспровергает надежду на сынов человеческих, потому что в них нет спасения ( Пс. 145:3 ). Иной хочет поручить себя своей судьбе и спокойно ожидать перемены обстоятельств: но разве слепая судьба располагает нашими радостями и скорбями, нашим благополучием и злосчастием? Когда нам сказано, что и волос с главы нашей не падет без воли Отца небесного ( Лук. 21:18 ); можно ли после сего подумать, что если целое море скорбей пред нами воздвигается и волнуется, и тогда все это не более, как неблагоприятное стечение обстоятельств, которые сами собою изменятся к лучшему! Итак где же скорбящему искать утешения?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Ф. Голубинскому , мы имеем возможность составить ясное и полное представление о том, какое впечатление произвели в академии все эти товарищи по семинарии, как выдержали приёмные испытания в ней и с каким успехом учились в самой академии. Но мы, понятно, главное внимание обратим на Ляпидевского. О нём сохранилась такая запись Ф.А. Голубинского в означенных его бумагах: «Николай Яковл. Ляпидевский, 20 лет, роста среднего, тёмно-русый, Тульского протоиерея сын, способностей превосходных, прилежания неослабного, поведения весьма честного» 22 . Выдержал приёмные испытания «по Библейской и церковной истории отлично хорошо, по еврейскому языку хорошо, по прочим предметам весьма хорошо. Из новых языков избрал немецкий. – Устные ответы даны были 17 и 24–27 августа. При этом, в частности, Ф.А. Голубинским об ответах Ляпидевского замечено – по философии: «во время сна? – Не могло бы по крайней мере начаться мышление. Довольно хорошо. – Разные причины. Не совсем полно. Примеры хороши»; – по богословским наукам и именно по догматическому богословию: «argum. mor. pag.» 23 . Бог яве есть в них – не договорил; доказательства бытия Божия в Писании действиями… порядочно. Не самые точные тексты… О существе Божием – заговорил о единстве… потом сюда относил понятие о свойствах… О непостижимости о. ректор 24 напомнил… узрим якоже есть – яснее… не точно… будем подобны, а не равны, не Боги; а чтобы Бога познать в сущности, должно быть Богом – хорошо. Свойства же по отношению к бытию Божию и к силам нравственных существ – правильно. Единство и к тем и к другим – справедливо 25 . Вообще же и ответы устные, и сочинения на приёмных испытаниях при имени Н.Я. Ляпидевского отмечены следующим образом: ответы – по философии «хорошо», по богословию «порядочно»; сочинения – философское «очень хорошо» и богословские (два) также «очень хорошо» 26 . В частности, относительно сочинения по своему предмету, т. е. по философии, данного для приёмных испытаний на тему De morali principio Wolfii («О нравственных принципах Вольфа»), которое испытуемые должны были писать по-латыни, Ф.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Чтобы отогнать от себя подобныя тревожныя мысли, люди нынешняго века утверждают, что все это устарело, что человечество далеко ушло вперед, и насмешливо отзываются о тех уроках, какие, быть может, из приличия они принуждены бывают слышать в храме. Совершенно справедливо, что вера православная стара, и добродетель, ею проповедуемая, не новая. Но позволительно ли презирать старое, ища новаго? Напротив, не нужно ли изучить старое, по крайней мере для того, чтобы тем вернее оценить новое? Не сами ли защитники новых понятий говорят; что человечество должно идти вперед путем изучения прежних событий, им пережитых? А между тем, в области веры хотят судить о том, чего еще сами не знают и чего ясно различить не могут. Истекает вторая тысяча лет, как учение Христово водворилось на земле; но узнавшие его не поверхностно и ныне, и при конце мира будут повторять с одним глубокомысленным мужем 1 , что «после Христа и Его Евангелия, не нужно нам иных учителей», с иным направлением. Какая польза в том, что человек меняет свои убеждения и постоянно стремится вперед? Всякий видит, как быстро переменяется цвет и вид одежд: одне выходят из употребления, выдумываются другия. Но вот вопрос: самая изящная и современная одежда может ли черную кожу сделать белою, и лицо безобразное – красивым? Так надобно думать и о душе. Меняет она свои воззрения; одни убеждения начинают быть современными, другия делаются отсталыми. Но должно быть в ней нечто такое, что составляет ея духовный облик, ея отличительное очертание. Это внутреннее благолепие не даст душе никакая современность: его дает вера, и только православная, его дополняет добродетель, и именно христианская. Для сей цели и нужно нам поучаться в слове Божием. Все оставит человека, когда он дойдет до своей могилы: неотъемлемо только это духовное приобретение, это святое сокровище. С запасом внушений истинной веры и евангельских правил безбоязненно смотрит христианин на бурное житейское море, подобно как крепкий корабль бодро держится на поверхности той пучины, по которой плывет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Чтобы показать это, св. Златоуст сравнивает жизнь инока с жизнью священника и между прочим говорит: “Велик подвиг иноков, велик и труд. Но если кто сравнит труды иноческие с трудами должности священнической хорошо исправляемой, тот найдет такое же различие между ними, какое находится между простолюдином и царем. Не удивительно то, что инок, находясь один с самим собою, не возмущается и не во многие тяжкие грехи. Ибо он удален от предметов, уязвляющих и возмущающих душу. Не должно удивляться, если кто во время сна не грешил, не ратоборствуя на падал, не сражаясь не был ранен. Но когда тот, кто посвятил себя на служение целому народу, и принужден нести грехи множества людей, пребудет непоколебим и тверд, в бурное время управляя душою, как бы во время тишины, такой по справедливости достоин всеобщих рукоплесканий и удивления. Ибо он представляет неоспоримое доказательство мужества своего”. Таким образом труд благоустройства собственной души для священника становится более тягостным, нежели кого-нибудь из его пасомых. Это положение дела нередко приводит в затруднение и самых опытных на поприще своего служения пастырей: ибо как между начальниками вообще часто видим, что многие из них прекрасно умеют управлять подчиненными, но еще не стяжали искусства господствовать над собою; так и между пастырями встречаются такие, которые умеют править словом истины, хорошо исполняют все части пастырского служения, но сами в тоже время сознают, что они еще не совсем покорили духу своего ветхого человека, не возобладали над своею долупреклоненной природой. Какой же бдительности и тщательности требует эта внутренняя борьба с собой от тех пастырей, которые принимают на себя иго пастырского служения, не испытав еще хорошо сил своих на поприще жизни христианской, не обретши мудрой осторожности в действиях, чуждые предусмотрительности, на пути наполненном преткновений! Скажут, что там, где недостает опытности, помогает наука. Это правда, но не в том отношении, чтобы при посредстве науки мог возобладать над влечениями своей греховной природы тот, кто мало прилагал деятельного труда к самоисправлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Это нерасположение к духовным занятиям происходит от нашей испорченности, в которой родимся, и вместе есть ея признак. Нет сомнения, что душа выше тела, подобно как тело важнее одежды; а между тем, повсюду видим, как часто берет перевес тело над душою, и все вещественное над духовным, невидимым. О духовном надобно размыслить и в том чрез веру убедиться; а вещественное видим, ощущаем, и им увлекаемся. Голод духовный, недостаток просвещения, знания, человек переносит иногда совсем неприметно для себя; но голод телесный скоро ощутителен, и тем он мучительнее, чем тщательнее голодный старается заглушить его. Ту же разность примечаем в труде умственном и телесном: успех в трудах и заботах внешних, если он есть, то скоро бывает очевиден, и радует трудящагося; но труд умственный всегда требует бодрости душевных сил, их напряжения, и дитя не прежде, как вышедши из детских лет, начинает хорошо понимать, какая польза в том, что его заставляли учиться. Все мы дети в отношении к духовным занятиям, и нам нужна борьба с собою, чтобы полюбить предметы веры и беседы о них. Один святой старец вот что разсказывал о себе и своих учениках: «Когда я беседовал с ними о пользе душевной, на них нередко нападал такой глубокий сон, что они не могли открыть глаза. Однажды, чтоб испытать их, я заговорил о пустом предмете: братья так обрадовались, что и сон их тотчас прошел. Тогда, вздохнув, сказал я: доколе мы разсуждали о небесном, у всех вас очи отягощены были сном; а когда вышло из уст моих праздное слово, все вы охотно проснулись. Внимайте же себе, и берегитесь дремоты, когда делаете, или слушаете что духовное». Это предостережение тем более нам полезно, что дух нынешняго века очень хитро и успешно возстает против благочестивых духовных занятий. Правда, ученику часто говорят, что ему нужно знать Закон Божий. Но почему нужно? Потому, что безуспешность в этом предмете может повредить ему на его учебном поприще, уменьшить похвальные отзывы за его успехи в иных науках, и таким образом унизить его в сравнении с сверстниками на испытаниях. Между тем не это главное; а то, что Слово Божие, как небо от земли, выше всех наук, что дух святой веры есть зерно, а все прочия знания могут служить только его оболочкой, что как бы ни были блистательны успехи нашего ума, придет наконец общее для всех нас, на страшном суде, испытание, когда не спросят нас, какия мы сделали открытия в области наук, искусств, или промышленности, но когда ясно откроется, в какого Бога кто веровал, или ни в какого не веровал, кто как жил и какия дела делал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Адрес: 300001, г.Тула, Кладбищинский переулок, д.1 Телефон: 8 (4872) 41-21-24 Подробнее... Храм Сергия Радонежского (Тула) [ править править код ] Величественный каменный храм был построен по благословению митрополита Сергия (Ляпидевского) и освящена в ноябре 1898 г. Храм имел два придела, один на хорах, устроенных вокруг внутренних стен храма, во имя Преп. Сергия, другой вверху, под особым куполом во имя вмч. Пантелеимона. При храме хранилось свидетельство, выданное на св. горе Афон монастырем св. вмч. Пантелеймона, о том, что “по желанию Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Сергия дарована означенной обителью в неотъемлемое достояние Его Высокопреосвященству частица святых мощей вмч. Пантелеймона.” В конце свидетельства подпись владыки: “Частица мощей вмч. Пантелеймона, при сем подлинном свидетельстве, для всегдашнего пребывания и чествования препровождается в храм Преп. Сергия, что у Московских ворот во граде Туле. Сергий Митрополит Московский и Коломенский.” Адрес: Россия, город Тула, улица Октябрьская, 78. Телефон: 47-17-75 Подробнее... Храм Николы на Ржавце (Тула) [ править править код ] Местность, в районе которой находится храм, в древности была болотистой, а вблизи протекала река Ржавец. Со временем река высохла, почва осушилась и на этом месте в XVII века была построена церковь Николая Чудотворца, получившая в народе название Николы на Ржавце. В 1681 году из-за ветхости храм был разобран, и вместо него поставлена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, не новая, а перенесенная на это место, будучи купленной у тульского Предтеченского монастыря. В 1749 году прихожане и вкладчики церкви Рождества Иоанна Предтечи на Ржавце в прошении к преосвященному Савве Коломенскому и Каширскому сообщали, что эта церковь «от ветхости ныне приходит в нарушение» и просили благословения построить на её месте каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Благословение было дано. В том же году началось строительство, и в 1750 году придел во имя Николая Чудотворца был уже отстроен. Чтобы сохранить память о Предтеченской церкви, прихожане просили разрешения устроить и другой придел — во имя Рождества Иоанна Предтечи. Старая же деревянная церковь Иоанна Предтечи в 1751 году была продана за 66 рублей в село Иван-Озеро на постройку церкви тоже во имя Рождества Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Городской_окру...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

16 окт. 1880 г. утвержден еп. Тихоном в должности саратовского епархиального противораскольнического и противосектантского миссионера. Регулярно совершал поездки по селениям Саратовской епархии, где жили старообрядцы и сектанты, особенно если там не было правосл. пастырей или они не имели достаточной подготовки для миссионерской работы. К. безбоязненно шел на прямой диалог и побеждал в публичных диспутах влиятельных деятелей старообрядческих и сектантских общин, что вызвало массовый переход их членов в правосл. Церковь. К. заслужил любовь духовенства и мирян, а также признание и уважение со стороны старообрядческих сообществ. Его деятельность не ограничивалась только Саратовской епархией. С благословения Саратовского еп. Николая (Налимова ; впосл. ахиепископ) и Воронежского еп. Анастасия (Добрадина ; впосл. ахиепископ) по просьбе местного духовенства К. ездил в Воронежскую епархию и в селах Новохопёрского у. проводил беседы с сектантами. Всего с 1876 по 1895 г. К. обратил в Православие ок. 500 чел. из старообрядцев и сект. После продолжительного служения в Поволжье К. был переведен в Московскую епархию и направлен для продолжения миссионерской работы в Богородский у., где было широко распространено старообрядчество. Здесь находились текстильные фабрики, чьи владельцы (напр., представители семейства Морозовых) принадлежали к старообрядчеству и оказывали щедрую материальную помощь общинам своих единоверцев. 4 марта 1895 г. Московский и Коломенский митр. Сергий (Ляпидевский) назначил по рукоположению в иерейский сан К. священником к Богоявленскому собору в Богородске Московской губ. 12 марта 1895 г. Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров ; впосл. ахиепископ) рукоположил К. во иерея. 13 апр. К. был назначен противораскольническим миссионером в Богородске и Богородском у., а 15 апр. определен благочинным на градское Богородское и Павлово-Посадское благочиния (всего 16 приходов). 13 сент. 1895 г. назначен председателем Богородско-Богоявленского отд-ния Кирилло-Мефодиевского братства, в том же году вошел в число директоров Богородского отд-ния попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности. С 1897 г. К. заведовал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых, где преподавал с 1901 г. Закон Божий. В 1900 г. открыл при богородском Богоявленском храме жен. церковноприходскую школу, в к-рой также стал заведующим и законоучителем. Организовывал публичные беседы в г. Богородске и селах и деревнях Богородского у. 22 нояб. 1903 г. был возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

А кто привыкает к труду, для того даже нет времени завидовать другим. Трудами рук своих прилежно снискивая себе пропитание, всякий земледелец может заготовить некоторые избытки, чтобы хотя немногое уделять лишенным способности трудиться; а сладость труда совместного, в обществе сограждан, преданных своему долгу и своему делу, может располагать и закрытую своекорыстием душу к пожертвованиям на нужды общественные. Блаженно было общество апостольское, где все единодушно помогали друг другу, и каждый рачительно служил общей пользе. Если взаимное, благотворное содействие граждан в государстве бывает не повсеместно, если соревнование в трудах не всех оживляет: то не потому, что общество христиан многочисленно, а конечно потому, что иссякает любы многих, и благоденствие тех или других сословий в государстве является более предметом неспокойных прений, нежели целью усердия и труда, без которого малодействительна будет и самая заботливость об исправлении общественных нравов. Постоянство в полезных занятиях есть сильнейшее орудие в руках ревнителей доброго направления в обществе. Посему отцы и матери должны показывать пример скромного и безропотного труда; и тогда в детях меньше будет предрасположения к тому, чтобы предаваться мечтам и несбыточным желаниям. Особенно же те, которые призваны, или хотят быть впереди общества, обязаны показывать ревностное усердие в служении общему благу, чрез что и неопытные будут научаться, как проходить свои обязанности, и люди непостоянные восчувствуют скорее достоинство жизни не роскошной и трудолюбивой. Итак, да разумеваем друг друга в поощрении любви и добрых дел ( Евр. 10:24 ), ревнуя взаимно в служении на пользу общую, и если кто служит, должен служить по мере сил, какую дает Бог: да о всем славится Бог Иисус Христом, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. 2. Слово в понедельник светлой седмицы, и на празднество рождения Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (1861 года) Не буди не верен, но верен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

авторитарно руководил профессорской корпорацией, действуя в духе нового академического устава 1884 г., значительно ограничившего автономию духовных академий, гарантированную уставом 1869 г. (см. Уставы духовных школ ). Благодаря А. в 1892 г. в МДА начал выходить ж. «Богословский вестник» . Как богослов А. в это время выступал с позиций нравственного раскрытия догматического учения Церкви, опубликовав свое лучшее произведение в этом направлении «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (речь на торжествах в честь 500-летия преставления прп. Сергия Радонежского). В 1893/94 г. А. сблизился с инспектором МДА архим. Сергием (Страгородским) , буд. Патриархом Московским и всея Руси. Именно А. побудил архим. Сергия издать и защитить в качестве магистерской диссертации (1895) соч. «Православное учение о спасении», к-рое А. рассматривал как важнейшую веху в становлении самостоятельного правосл. богословия, свободного от зап. влияний. В годы ректорства А. в МДА состоялось его знакомство с Л. Н. Толстым , к-рого впосл. А. неоднократно пытался вернуть в лоно Церкви, выступая с критикой его религиозно-нравственных идей. Одной из главных забот А. как ректора было привлечение студентов к принятию иночества. В монашестве ректор видел не столько вид подвижничества, выбор к-рого должен проистекать из духовной устремленности личности, сколько своего рода передовой отряд Церкви воинствующей . Большинство из 60 пострижеников А. времен его ректорства в академиях стали архиереями, хотя нек-рые из студентов делали под влиянием А. выбор, превышавший их силы, и их монашеская жизнь складывалась неудачно. Подход А. к постригу студентов привел к конфликту с Московским митр. Сергием (Ляпидевским) . Митр. Сергий полагал, что не следует постригать в монахи кандидатов до 30 лет, в то время как возраст выпускников ДА в среднем составлял 23-24 года. Конфликт стал причиной перевода А. в Казань на должность ректора КазДА (1895). 7 сент. 1897 г. А. был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии (с 1 марта 1899 1-й викарий с титулом епископ Чистопольский).

http://pravenc.ru/text/116026.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010