Человек рассудительный не решится ни на какое действие, не подумав о нем. Душе разумной и свободной свойственно соображать, почему действие преднамереваемое – нравственно хорошо или не хорошо, почему хорошее – достожелаемо, а худое заслуживает презрения, почему и из действий добрых можно избирать одно предпочтительно пред другими. То представление разума, на основании которого воля решается на какое-либо действие, называется нравственным побуждением. Побуждение совершенно различно от принуждения. В побуждении еще нет принуждения; в принуждении включается больше, чем сколько дает побуждение. Сущность побуждения составляют те основания, по которым преднамереваемое действие кажется нравственно чистым; напротив, отличительною чертою принуждения всегда бывает некоторое насилие, увлекающее волю иногда и к тому, в чем она не видит не только нравственного добра, но даже и внешней пользы. Побуждения и доброго можно не принять, если упрямая воля не захочет; но принуждению иногда невольно повинуется человек, или видя в нем меньшее зло, служащее средством к избежанию большего, или невольно уступая преодолевающему влиянию внешней силы. Потому побуждение и называется нравственным, что склоняя волю к действию, не отнимает у нее свободы отвергнуть сие действие. Из сего понятия о нравственных побуждениях открывается, что их количество также неопределенно, как и тех действий, из которых составляется духовная жизнь человека; ибо для каждого дела может быть свое побуждение, из одного побуждения может произойти много действий, и наоборот, к одному действию клонят волю иногда многие побуждения. Оценить все нравственные побуждения, какими руководится свободная воля, было бы также невозможно, как и исчислить все действия свободные, которых не может удержать в памяти и тот, кому принадлежат они. Довольно обозначить только главные побуждения, которые удерживают свободную волю в повиновении нравственному закону. Всякий нравственный закон огражден обязательством, по которому мы признаем его над нами силу, и по совести повинуемся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Троицкий синодик. 24 февраля – день памяти владыки Сергия (Ляпидевского), митрополита Московского и Коломенского Источник Скачать epub pdf Сегодня, 24 февраля 2018 года, исполнилось 120 лет со дня преставления ко Господу митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) . Высокопреосвященный владыка Сергий – верный последователь святителя Филарета Московского . Известный своей строгостью и требовательностью к приходскому духовенству иерарх, оставивший о себе добрую память. Его забота о порядке и благоукрашении храмов сочеталась со вниманием к неукоснительному точному соблюдению уставных богослужебных требований. Будущий митрополит Сергий (в миру – Николай Яковлевич Ляпидевский) родился в 1820 году в Туле в священнической семье. Его отец был ключарь Тульского кафедрального собора. Необходимо сказать, что род Ляпидевских дал Православной Церкви не мало поистине достойных ее сынов. Так дядя митрополита Сергия более 50 лет являлся настоятелем церкви «Всех скорбящих Радость» что на Большой Ордынке, а его сын и внук еще около 30 лет возглавляли этот приход. По окончании Тульской духовной семинарии Николай поступил в Московскую духовную академию. В 1844 году за диссертацию «О Поминовении усопших» получил степень магистра богословия. В том же году принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. С 1848 года занимал должность инспектора Московской академии. Около 13 лет преподавал в Академии пастырское богословие. В 1857 году становится ректором, но уже через год архимандрита Сергия переводят в Москву, где он несет послушание настоятеля Высокопетровского, а затем Заиконоспасского монастырей. В 1861 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) была совершена хиротония архимандрита Сергия в епископа Курского и Белгородского. Более 20 лет епископ Сергий занимал данную кафедру, много потрудился на благо Церкви. Так одним из его начинаний было основание «Курских епархиальных ведомостей». Затем епископ Сергий был перемещен в Казань (1880) с возведением в сан архиепископа, в Кишинев (1881), а затем в Одессу (1881) архиепископом Херсонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Херсонская Учреждена 9 мая 1837 года Херсонская и Таврическая Кафедра в Одессе Гавриил (Розанов) архиепископ, бывший архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический с 9.05.1837 по 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский Иннокентий (Борисов) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский с 24.02.1848 † 26.05.1857 Димитрий (Муретов) епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 11.06.1857 по 16.11.1859 переименован еп. Херсонский и Одесский Херсонская и Одесская С 16 ноября 1859 года Димитрий (Муретов) епископ, бывший еп. Херсонский и Таврический с 16.11.1859 архиепископ с 3.04.1860 по 2.10.1874 архиеп. Ярославский и Ростовский Леонтий (Лебединский) архиепископ, бывший архиеп. Подольский и Брацлавский со 2.10.1874 по 16.11.1875 архиеп. Холмский и Варшавский; †1.08.1893 Иоанникий (Горский) архиепископ, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 16.11.1875 † 1.03.1877 Платон (Городецкий) архиепископ, бывший архиеп. Донской и Новочеркасский с 25.04.1877 по 4.02.1882 митр. Киевский и Галицкий Димитрий (Муретов) архиепископ, бывший архиеп. Волынский и Житомирский (повторно) с 20.02.1882 †14.11.1883 Никанор (Бровкович) епископ, бывший еп. Уфимский и Мензелинский с 12.12.1883 архиепископ с 20.03.1886 † 27.12.1890 Сергий (Ляпидевский) архиепископ, бывший архиеп. Кишиневский и Хотинский с 12.01.1891 по 9.08.1893 митр. Московский и Коломенский † 11.02.1898 Викарии Херсонской епархии Одесские епископы С 4 апреля 1853 года Поликарп (Радкевич) епископ, рукоположен с 5.07.1853 по 12.07.1858 (с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме) еп. Орловский и Севский Антоний (Смолин) епископ, рукоположен с 21.09.1858 по 16.11.1859 переименован еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии Новомиргородские (Миргородские) епископы С 16 ноября 1859 года Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Одесский, викарий Херсонской епархии с 16.11.1859 по 9.11.1862 еп. Пензенский и Саранский Софония (Сокольский) епископ, рукоположен с 13.03.1863 по 12.11.1871 еп. Туркестанский и Ташкентский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года. В этом году 26 мая исполняется 115 лет со дня события, смысл которого гораздо серьезнее, чем дань традиции. Увы, в сознании последующих поколений оно заслонилось ходынской катастрофой. Приходится делать над собою усилие, чтобы, обращаясь мысленно к маю 1896 года, думать не только о «Ходынке». И все-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века? Валентин Серов. Коронация. 1896 Тема помазания на царство требует серьезного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встает на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвертый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами. Но, добавим, подобно тому, как революция и смута ХХ века, заслонившие царствование Николая II, «не отменяют» его царствования, так и ходынская катастрофа «не отменяет» коронационных торжеств и главного в них: помазания Государя на царство. Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.), и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращенную к Государю и, по традиции, наставительную , а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

http://pravoslavie.ru/46738.html

Храм Сергия Радонежского (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сергия Радонежского — православный храм в Зареченском районе Тулы. Построен в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним сводчатым куполом и высокой колокольней. Освящение состоялось в 1898 году. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Величественный каменный храм был построен по благословению митрополита Сергия (Ляпидевского) и освящена в ноябре 1898 г. Храм имел два придела, один на хорах, устроенных вокруг внутренних стен храма, во имя Преп. Сергия, другой вверху, под особым куполом во имя вмч. Пантелеимона. При храме хранилось свидетельство, выданное на св. горе Афон монастырем св. вмч. Пантелеймона, о том, что “по желанию Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Сергия дарована означенной обителью в неотъемлемое достояние Его Высокопреосвященству частица святых мощей вмч. Пантелеймона.” В конце свидетельства подпись владыки: “Частица мощей вмч. Пантелеймона, при сем подлинном свидетельстве, для всегдашнего пребывания и чествования препровождается в храм Преп. Сергия, что у Московских ворот во граде Туле. Сергий Митрополит Московский и Коломенский.” Владимир Николаевич Уклеин в книге “Тула -каменная летопись” “Более интересный вариант влияния византийского зодчества на русскую архитектуру представлен в Туле церковью Сергия Радонежского на углу улиц Октябрьской и Пузакова… Примером нового творческого подхода к византийскому наследию является Сергиевская церковь. Над крупным основным объемом храма возвышается невысокий световой барабан, опоясанный непрерывной лентой полуциркульных окон с нависающим над нимикольцом надоконных полукруглых “козырьков”, пластично связующих барабан с полусферой купола. Мы встречаемся здесь с реальными особенностями византийских храмов: одноглавой композицией, ступенчатым построением главного объема, полосатой укладкой стен, двухчастными и трехчастными окнами, упомянутыми уже “козырьками” над окнами барабана и многим другим. Этот вариант “византийского стиля” обогатил русскую архитектуру рядом отличных произведений, в том числе величественным собором в Кронштадте.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сергия_Ра...

Патриаршее поздравление ректору Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) профессору Б.А. Левину 26 сентября 2006 г. 13:35 Многоуважаемый Борис Алексеевич! Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со знаменательным юбилеем — 110-летием со дня основания Московского государственного университета путей сообщения! 26 (13) сентября 1896 года, в день торжественного открытия предшественника университета — Императорского Московского инженерного училища, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) передал ему в благословение икону святителя Алексия, митрополита Московского. Под покровительством этого великого молитвенника и заступника земли Русской училище приступило к подготовке инженеров путей сообщения, которые своим научным и практическим трудом, талантом, профессионализмом, верным служением Отечеству превратили Россию в могучую транспортную державу. У истоков университета стояли крупнейшие ученые и педагоги — Ф.Е. Максименко, Л.Д. Проскуряков, С.М. Соловьев, С.А. Чаплыгин, К.Ю. Цеглинский. Благодарной памяти достойны основатели научных школ, среди которых — М.В. Кирпичев, В.Н. Образцов, С.П. Сыромятников, И.П. Прокофьев и другие. Вот уже более века профессорско-преподавательский коллектив МИИТа воспитывает инженеров и ученых. Выпускники МИИТа как в центре, так и в самых отдаленных уголках страны выполняли и выполняют свою историческую миссию, соединяя громадные территории и многочисленные народы России в единую державу. Славное имя миитовцев носят руководители различного уровня в системе Российских железных дорог и других отраслях народного хозяйства страны. Среди выпускников МИИТа — выдающиеся ученые, талантливые конструкторы, многоопытные специалисты, ветераны железнодорожного транспорта. Благодаря выдающимся представителям многих поколений миитовцев российское высшее инженерное образование и транспортная наука неуклонно выводились на новые рубежи. Современная на достигнутом, последовательно продолжает их труды. Но не менее важно, что наряду с высококвалифицированной специальной подготовкой вы прививаете своим питомцам непреходящие нравственные ценности — патриотизм, верность гражданскому и профессиональному долгу, обеспокоенность за судьбы нашей страны, благоговейное отношение к ее истории и традициям, сознание своей ответственности за ее будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/140736.htm...

митрополит Сергий (Ляпидевский) (21.05.1820–23.02.1898) Догматико-полемические Каноническое право Литургика Пастырское богословие Письма Нравственно-аскетические труды Проповеди митрополит Сергий (Ляпидевский) Митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1893-98). Выдающийся проповедник, богослов, канонист, духовный писатель. Почетный член ИППО. Биография Родился в Туле в семье протоиерея. Окончил Тульскую духовную семинарию по первому разряду. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположён во иеродиакона, а 6 августа того же года рукоположён во иеромонаха и 30 октября определён бакалавром Московской духовной академии. За диссертацию «О поминовении усопших» 25 октября 1845 года утверждён в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 года — инспектор Московской духовной академии. 15 января 1850 года возведён в сан архимандрита. С 20 марта 1851 года — экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 октября 1857 года — ректор Московской духовной академии. С 18 апреля 1858 года — настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 августа 1859 года — настоятель Заиконоспасского монастыря. 1 января 1861 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 11 января 1880 года — архиепископ Казанский и Свияжский. Только в середине февраля архиепископ Сергий прибыл в Казань, а уже 2 мая отбыл в Санкт-Петербург, для присутствия в Синоде. С 21 августа 1882 года — архиепископ Кишинёвский и Хотинский. С 1883 года — почётный член Казанской духовной академии. С 1884 года — почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 января 1891 года — архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года — член священного Синода. С 9 августа 1893 года — митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры — священно-архимандрит. Скончался 11 февраля 1898 года в Санкт-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. По воспоминаниям современников, «архипастырь любил кроткий, молчаливый дух: все свои подвиги скрывал в тайниках своего сердца, которое не терпело никаких внешних выражений славы и похвал, даже в делах достойных похвалы. Он любил монашество, но разрешал пострижение в монашество с большой осторожностью: тридцать лет, и ни одним месяцем меньше. О послушании его нечего говорить: всем широко известна его преданность закону. Верный хранитель заветов мудрого приснопамятного святителя Филарета. Внешность митрополита Сергия была величественная, импозантная. Взгляд его был ласковый, душу согревающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Голубинский при имени Н.Я. Ляпидевского пометил: «Очень хорошо. Мысли дельные, свои. Изложение свободное и довольно живое. Языком владеет. Знание латинского языка очень хорошо. Может быть поставлен в 1 разряд» 27 . Таким образом Ляпидевский уже по силе приёмных испытаний принят был в академию в первом разряде по всем предметам и притом выше всех своих земляков тульских, принятых также в первом разряде (причём Поспелов принят был немного ниже Назаревского). И в самой Академии Н.Я. Ляпидевский учился и вёл себя всё время очень хорошо, ровно. Как обладавший красивым почерком, он в бытность свою студентом Академии, по воспоминаниям Н.С. Дружинина, «был письмоводителем при экономе, жил один в маленькой комнате рядом с квартирою эконома. По номерам студенческим не шатался, и к нему товарищи заходили только изредка. Он любил гулять по лесам и собирать грибы. Я нередко бывал его сопутником. Я сам был письмоводителем в редакции 28 и жил недалеко от него в том же корпусе. На последнем году его студенчества помогал ему в письмоводстве, когда он был занят курсовым сочинением, перебелял ему это сочинение и поэтому был к нему ближе других. Лекции посещал он исправно, сочинения подавал в срок; вёл себя безукоризненно; с товарищами был хорош, деликатен; друзей не имел, из товарищей ближе других к нему был А.О. Ключарев, ныне высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский 29 . Между прочим, на первом курсе по философии дано было на первом же году учения (в 1840 г.) Н.Я. Ляпидевского Ф.А. Голубинским студентам сочинение «О самопознании» (De cognitione sui ipsius), на латинском языке 30 . К числу написавших это сочинение лучше всех остальных 31 отнесён и Н. Ляпидевский, притом под 4 из таковых 10-ти лучших 32 . Равным образом по переходе на старший (двухлетний) курс в 1843 году Н.Я. Ляпидевский за похвальные успехи и поведение в числе немногих лучших был награждён от академической конференции Библиею большого формата и экземпляром Толкования на послание к Римлянам (св. Иоанна Златоуста ), причём записан был в числе лучших, под 6. Наконец, и курсовое сочинение его «О поминовении усопших» был так основательно и обработано так хорошо, что при тогдашней очень строгой цензуре Филаретовского времени в числе весьма немногих других сочинений того же курса удостоилось напечатания отдельною брошюрою на казённый счёт (Москва, 1844 г.), дав сочинителю одно из высших мест в ряду магистров XIV курса выпуска 1844 года. Так кончилось время воспитания и обучения Н.Я. Ляпидевского, после чего предстояла ему жизнь деятельная, общественная. II. Служение в должности бакалавра и инспектора Московской Духовной Академии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Однако, до 1893 года приход был приписан к церкви Рождества Богородицы села Подчеркова. Сельчане стали ходатайствовать, чтобы в их церковь определили священника. В конце концов, ходатайство их было удовлетворено. Указом Священного Синода от 4 ноября 1893 года в селе Жестылёво был открыт самостоятельный приход, со штатным притчом из священника и псаломщика. В Покровский храм был назначен священник Сергий Богословский из Николо-Угрешского монастыря и псаломщик Сергей Писарев. Но, из-за пагубных пристрастий к " зелёному змию " , о. Сергий Богословский был запрещён в служении, отправлен псаломщиком в Покровскую церковь села Кудиново Богородского уезда, где 3 июля 1897 года, скончался. 31 декаюря 1895 года митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) священником при Покровской церкви села Жестылёво был определён молодой и энергичный учитель жестылёвской церковно-приходской школы Георгий Добролюбов, окончивший курс наук в Спасо-Вифанской Духовной семинарии с аттестатом I разряда семинарии. 21 ноября его рукоположили во священники. Деревянная церковь, в котором священник Георгий Добролюбов стал настоятелем, была тесна, не вмещала всех 700 прихожан, не отапливалась. Перестроенная из старой часовни, она быстро ветшала. Долго думал батюшка, и, наконец, обратился за советом и благословением к отцу Иоанну Сергееву Кронштадтскому. Тот в особом письме на имя настоятеля одобрил это благое намерение и пожертвовал 300 рублей на сооружение каменного храма. Вскоре появились и другие благотворители. Сельчане решили не сносить здание деревянной церкви, а оставить его как часовню; под новый храм тем самым выделено было новое место. Проект кирпичного храма был заказан у известного московского архитектора Сергея Константиновича Родионова. Этот проект стал первой работой зодчего в Дмитровском крае. Среди других работ архитектора - Троицкий собор в Яхроме, тюремная Елизаветинская церковь и гимназия в Дмитрове, Троицкая церковь в селе Сысоево и другие. Прежде чем приступить к строительству нового храма стараниями священника и прихожан был организован кирпичный завод.

http://sobory.ru/article/?object=01843

1 октября 1848 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, молодой студент-священник Иоанн Тихомиров, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Савва, во имя преподобного Саввы Вишерского, чья память отмечалась также в этот день. Постриг совершил ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын), восприемником при пострижении был инспектор академии иеромонах Сергий (Ляпидевский). Митрополит Филарет (Дроздов) прислал новопостриженному иеромонаху параман и рясу. “В самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе” «Древняя мимоидоша, – писал иеромонах Савва в своем дневнике, – се быша вся нова: новое имя, новая одежда, новые правила жизни; о, если бы Господь обновил и дух правый во утробе моей! С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних обстоятельствах своей жизни. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе; взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет, лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в попечении, определил испытать мне горький жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязал бы меня к миру; наконец лишился того, что привязывало меня к миру, – жены; все это не ясные ли, постепенно, более и более, возвышающиеся гласы божественного воззвания меня от бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение Себе, можно сказать, из чрева матери!» Архиепископ Леонид (Краснопевков) В 1850 году иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) синодальным ризничим.

http://pravoslavie.ru/87218.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010