22 августа 1854 г. по дороге от Папы в Вене вместе с о. Порфирием встретились со Степаном Степановичем Джунковским 526 , где обсуждали вопросы «о соединении Церквей Восточной и Западной и о безгрешном зачатии Девы Марии» 527 . Но соединение Церквей мыслилось в этом контексте только под главенством Папы, именно в этом вопросе, по мнению современника святителя Феофана богослова и историка Церкви А.М. Иванцова-Платонова, заключается главное отличие римско-католического вероучения от православного, – в догмате о папе, «как видимой верховной и непогрешимой главе Церкви – Божием наместнике на земле» 528       . В рукописном фонде святителя Феофана в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне сохранилась его переписка с князем Николаем Борисовичем Голицыным, который анонимно опубликовал за границей в 1858 г. книгу «О возможности соединения Российской Церкви с западною без изменения обрядов православного богослужения» 529 , утверждал, что «главная и можно сказать единственная преграда к соглашению к соединению Церквей Восточной и Западной заключается в признании видимою главою церкви вселенской римского первосвятителя» 530 . Князь Голицын считал, что Русская Православная Церковь формально никогда не отделялась от Рима, сохранив чистоту веры. А Восточная, то есть греческая Церковь , ушла в раскол. Он выступил также защитником католического догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Черновик работы Голицына содержит многочисленные критические замечания на полях архимандрита Феофана, который в то время занимал пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии 531 . Авторство книги вскоре было обнаружено, и против книги князя резко выступили митрополит Московской Филарет (Дроздов) , ректор Московской Духовной академии архимандрит Сергий (Ляпидевский) 532 и известный духовный писатель А.Н. Муравьев 533 . В «Слове в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича», которое было сказано 19 февраля 1855 г. в сложный для России период, когда шла Крымская война, где против России выступила коалиция в составе Британской, Французской, Османской империй, святитель Феофан вновь говорит о необходимости сохранения незыблемости веры и твердости при встречах с «обольстительной прелестью» европейской цивилизации: «знает враг нашего спасения, что вся сила и целительность Веры зависит от ее неизменности или этой решительной неподвижности, и потому всячески покушается ввести ее в поток человеческих изменений: возбуждает ереси, раздражает суемудрие, поднимает меч, рассыпает обольстительную прелесть, – все потребляет, чтобы ввести какие-нибудь перемены в ее божественном устройстве, и тем уничтожить силу ее. В иных странах, – под обманчивым предлогом цивилизации, гуманности, общечеловечности, – он успел уже склонить к переменам в Вере. В видах мнимого улучшения, там иное отменили, иное прибавили, и тем сгубили целительность Веры. Враг радуется успеху и пожинает плоды неверия, разврата, возмущений и всякого рода неустройства» 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2785 Епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. «...За оказанные услуги во время вторжения неприятеля в Москву и успешное приведение духовной части в порядок...» (из Высочайшего указа) 30.08(11.09)1814 пожалован саном архиепископа (Дмитровского), священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также званием члена Святейшего Правительствующего Синода, с поручением ему продолжения временного управления Московской митрополией (в подтверждение и продолжение действия указа от 28.12.1812, изданного в связи с кончиной митрополита Платона [Левшина]). 19.02.1818, в день торжественного открытия в Москве памятника Минину и Пожарскому (на Красной площади), в воздаяние патриотическим заслугам в дни Отечественной войны 1812 г., архиепископ Августин (Винофадский), бывший доселе Дмитровским викарием, утверждается в звании «архиепископа Московского и Коломенского». Скончался 03.03.1819 (от туберкулеза) и погребен в Успенском соборе Троицкой Сергиевой Лавры (Толстой Ю. В. Ук. соч. С. 26; Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124; Снегирев И. Ук. соч. С. 70). 2796 Митрополит с даты назначения. Известный среди московского духовенства своей «строгостью» митрополит Сергий, носил фамилию Ляпидевского – по матери; фамилия его отца, тульского священника, была Каркадиновский (по родному селу Каркадинову Епифанского уезда Тульской губернии). Вторая дата – дата кончины. 2799 Митрополит с даты назначения. Вторая дата – увольнение на покой волею обер-прокурора Св. Синода при Временном правительстве В. Н. Львова. 2804 В 1917 г. с восстановлением Патриаршества, Московская епархия становится «Патриаршей Областью», обычно управляемой по поручению Патриарха экстерриториальными Крутицкими владыками или (в 1918–1919 гг.) Московскими викариями. Первый из управлявших Патриаршей Областью викарный епископ Иоасаф (Каллистов) титуловался «Патриаршим Наместником, архиепископом Коломенским и Можайским», а 28.09(11.10)1919 стал архиепископом Крутицким. 2805

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 ноября 1896 г. митрополит Сергий благословил освятить больничный храм во имя прп. Иоанна Лествичника наместнику Лавры архимандриту Павлу. Освящение храма во имя прп. Иоанна Лествичника состоялось в воскресенье 10 ноября 1896 г., при настоятельстве Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) (1893-1898). Накануне освящения, как сообщают «Московские Церковные Ведомости», «была отслужена всенощная на середине нового храма архимандритом Никоном, а на утро священнодействие совершали два архимандрита: наместник Лавры Павел и казначей Никон, в сослужении с несколькими иеромонахами. Все священнослужители были в светло-голубых облачениях, пел хор Лаврских певчих. Литургия окончилась около часу дня». Совершено освящение по благословению епископа Дмитровского Нестора (Метаниева) (29.1.1894 - +8.6.1901). Отмечая, что день храмового праздника приходится на 30 марта, который нередко может приходиться на Страстной седмице, учрежденный собор Лавры испросил благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия отправлять день храмового праздника в 4-ю неделю Великого поста, посвященную прп. Иоанну Лествичнику. Вскоре после освящения храма в декабре 1893 г. теперь уже эконом Лавры иеромонах Досифей, в связи с окончанием работ по устройству в Пафнутьевском саду новых зданий больницы-богадельни для братии с церковью при них, с переходным корпусом, соединяющим эти здания с монастырем, а также с флигелем для заразно больных и оградою вокруг, представил в Учрежденный собор приходно-расходную книгу и краткую ведомость сумм, отпущенных из Лаврского казначейства в разное время. Всего постройки обошлись в сумму 330 000 рублей. Кирпич для построек поставлял мещанин Сергиева Посада Николай Иванович Пикунов в 1892-1893 г.г. Также казначеем Лавры архимандритом Никоном было куплено за свой счет кирпича на сумму 39 849 рублей. Израсходовано было монастырского кирпича 800 000 штук. Каменные работы выполнял подрядчик Василий Александрович Александров, асфальтовые - подрядчик Капралов. Монастырскими мастеровыми и рабочими была произведена вся кровельная, малярная и часть столярной работы. Сверх первоначальной сметы и проекта был наложен 3-й этаж на всем переходном корпусе, устроен выступ у ограды сверх того же корпуса еще в два этажа, построен двухэтажный инфекционный флигель, построены погреба, устроена ограда вокруг новых зданий. Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры.

http://sobory.ru/article/?object=04149

2 ноября 1896 года митрополит Сергий благословил освятить больничный храм во имя прп. Иоанна Лествичника наместнику Лавры архимандриту Павлу. Освящение храма во имя прп. Иоанна Лествичника состоялось в воскресенье 10 ноября 1896 года, при настоятельстве Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского). Накануне освящения, как сообщают «Московские Церковные Ведомости», «была отслужена всенощная на середине нового храма архимандритом Никоном, а на утро священнодействие совершали два архимандрита: наместник Лавры Павел и казначей Никон, в сослужении с несколькими иеромонахами. Все священнослужители были в светло-голубых облачениях, пел хор Лаврских певчих. Литургия окончилась около часу дня». Совершено освящение по благословению епископа Дмитровского Нестора (Метаниева). Отмечая, что день храмового праздника приходится на 30 марта, который нередко может приходиться на Страстной седмице, учрежденный собор Лавры испросил благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия отправлять день храмового праздника в 4-ю неделю Великого поста, посвященную прп. Иоанну Лествичнику. Вскоре после освящения храма в декабре 1893 года теперь уже эконом Лавры иеромонах Досифей, в связи с окончанием работ по устройству в Пафнутьевском саду новых зданий больницы-богадельни для братии с церковью при них, с переходным корпусом, соединяющим эти здания с монастырем, а также с флигелем для заразно больных и оградою вокруг, представил в Учрежденный собор приходно-расходную книгу и краткую ведомость сумм, отпущенных из Лаврского казначейства в разное время. Всего постройки обошлись в сумму 330 000 рублей. Кирпич для построек поставлял мещанин Сергиева Посада Николай Иванович Пикунов в 1892 – 1893 гг. Также казначеем Лавры архимандритом Никоном было куплено за свой счет кирпича на сумму 39 849 рублей. Израсходовано было монастырского кирпича 800 000 штук. Каменные работы выполнял подрядчик Василий Александрович Александров, асфальтовые – подрядчик Капралов. Монастырскими мастеровыми и рабочими была произведена вся кровельная, малярная и часть столярной работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

8 мая 1862 г. по инициативе еп. Сергия И. возглавил Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 15 авг. того же года в соборном храме курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря еп. Сергием (Ляпидевским) И. был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным всех мон-рей Курской епархии. При И. в обители был построен 2-этажный каменный корпус и 2-этажная гостиница. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 г. еп. Сергий писал: И. «с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие. Он трудится для Бога и других учит тому же». В Коренную пуст. за И. последовало 9 оптинских иноков (в т. ч. и иером. Христофор (Яновский), служивший вместе с И. в Иерусалиме), что вызвало резкое недовольство настоятеля Оптиной пуст. иером. прп. Исаакия (Антимонова) . В письмах к нему И. убеждал не удерживать монахов («Насильно ведь мы никого не умиротворим. Времена крепостного права и для мирских прошли»), поскольку «если в другой обители устроится благой порядок выходцами из Оптиной, не послужит к укоризне, а паче к славе Оптиной пустыни» (цит. по: Запальский. 2009. С. 72, 213). Впосл. И. продолжал проявлять живейший интерес к жизни Оптиной пуст., остро реагировал на проблемы, существовавшие в обители, критиковал настоятельскую деятельность архим. Исаакия (Антимонова). Тесные связи Оптиной обители и Шамординской жен. общины И. считал «великим злом» для монахов. Поздравляя архим. Досифея (Силаева), сменившего архим. Исаакия, с назначением на должность настоятеля, И. надеялся, что тот возродит «родную нам, но, попущением Божиим, упадающую теперь обитель», «заведет во всем должный порядок» (Там же. С. 166). 21 дек. 1867 г. И. был назначен наместником Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы при настоятеле-священноархимандрите, митр. С.-Петербургском Исидоре (Никольском) . Архим. Пимен (Мясников) , посетивший лавру в 1869 г., отзывался об И. как о «совершеннейшем монахе; из разговора видно, что он жил под старцами и многое от них усвоил». В столице И. одновременно состоял членом 2 комиссий, где обсуждались проекты устава общины сестер милосердия Псковской епархии и правила для руководства должностных лиц в общежительных монастырях. Участвовал в праздновании 50-летия основания вел. кн. Михаилом Павловичем Артиллерийского Михайловского уч-ща. 25 нояб. 1870 г. И. вместе с прот. Иваном Васильевичем Рождественским совершил торжественное богослужение в Александро-Невском храме уч-ща в присутствии имп. Александра II и наследника цесаревича Александра Александровича. В годы наместничества И. в Александро-Невской лавре было основано Никольское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1871), строилась ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1869-1873), а в киновии - в скиту лавры на прав. берегу Невы - возведен Троицкий собор (1868). В столице И. «встретился с обстоятельствами, непримиримыми с требованиями его совести» ( Антоний (Храповицкий). 1904. С. 655) - наместник конфликтовал с лаврским экономом, уличенным в симонии.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

В Московской Духовной академии архимандрит Антоний читал лекции по Пастырскому Богословию. Сущность истинного пастырства он видел в том, что пастыри должны быть подражателями и соработниками Христовыми, объемлющими свою паству состраждущей любовью и ведущими людей к духовному возрождению. Небольшая часть этих лекций оказалась записанной и напечатанной в разных журналах. Мы собрали их в одну книгу и издали ее под наименованием «О пастыре, пастырстве и об исповеди». Попутно с этим владыка Антоний во внеклассных беседах со студентами разъяснял о крайней необходимости реформы управления Русской Православной Церкви, которая должна непременно начаться с восстановления патриаршества, созыва Всероссийского Церковного Собора для пересмотра всех сторон церковной жизни, возрождения миссионерства, установления общения с восточными патриаршествами и Церквами и реформы духовно-учебных заведений, т.к. большинство оканчивавших эти заведения отказывались от духовного служения и уходили в светские высшие учебные заведения, вплоть до ветеринарных институтов, и вообще в сторону от Церкви. Плодом деятельности владыки Антония было то, что многие студенты стали принимать монашество или священный сан. Архимандриту Антонию покровительствовал и его поддерживал московский митрополит Леонтий (Лебединский), иерарх светлого ума, знавший о. Антония еще с детства, когда он мальчиком прислуживал на архиерейских богослужениях в столичных соборах. Однако на его деятельность косо смотрели синодальные чиновники во главе с обер-прокурором, которые отнюдь не желали восстановления патриаршества и вообще никакой реформы церковной жизни не желали. Правительство также не желало восстановления патриаршества. В 1893 году престарелый митрополит Леонтий скончался и московским митрополитом был назначен архиепископ Сергий (Ляпидевский) , иерарх старого схоластического направления, в свое время бывший противником назначения о. Антония ректором академии. В своих взглядах он коренным образом расходился с о. Антонием. Вскоре по его требованию была назначена ревизия из Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» стучит посетитель в дверь кельи о. Григория. «Аминь!» – радостно отвечает хозяин и спешит впустить гостя. Начинается беседа, всегда живая, непринужденная, всегда интересная. При этом о. Григорий и на свои письменные работы укажет и объяснит, что он в них сделал и что предстоит ему сделать. Научными трудами он занимался чрезвычайно прилежно, со всем жаром своей энергичной, жаждавшей знаний, души. От природы даровитый и хорошо учившийся раньше и в низшей, и в средней духовной школе, он легко поборол те трудности, с которыми приходится встречаться студенту академии при занятиях, особенно при писании курсового сочинения, долженствующего представлять собою в большей или меньшей степени обстоятельную, серьезную работу. Из вышедших в печати трудов о. Григория известны, напр.: Сочинение Блаженного Августина о граде Божием (De civitate Dei), как опыт христианской философии истории (Вера и Разум, 1891 г.); О. архимандрит Павел Прусский и значение его сочинений для полемики с расколом (Странник, 1892 г.); Третие великое благовестническое путешествие св. Апостола Павла. Опыт историко-экзегетического исследования (Богословский вестник, 1892 г.), – солидное исследование, за которое автор достойно подучил ученую степень магистра богословия, и др. При взгляде на о. Григория, обложенного книгами и тетрадями и работающего за письменным столом, мысль невольно переносилась к прошлому Московской Академии, когда в ней, под этими же старинными сводами, начинали свою ученую деятельность молодые иноки впоследствии высоко воспарившие на горизонте духовной науки – Филарет Гумилевский , Евсевий Орлинский , Агафангел Соловьев , Иоанн Соколов , Сергий Ляпидевский , Савва Тихомиров , Михаил Лузин и др., составившие славу родной almae matris. Думалось, что и о. Григорий Борисоглебский , подобно им, сделается крупною величиною в духовно-ученом мире и из малоизвестного пока в обществе студента-инока со временем превратится в прославленного научными трудами и административными заслугами архипастыря какой-либо из видных епархий нашей отечественной церкви...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Далее утверждая, что помазание елеем должно быть совершаемо во имя Господне, Апостол сим выражением подает твердое основание думать, что он в сем случае действует по прямому повелению Господню. Ибо, если бы елеопомазание было средство самоизобретенное: то как могло бы с ним быть соединено обещание исцеления от недугов и отпущения грехов. А Апостол от лица Божия обещает елеопомазуемому: воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Посему и словами: помазавшие его елеем во имя Господне, внушает, что с помазанием должно соединять не только благоговейное призывание имени Господня, но и сердечную веру в Божественное установление сего тайнодействия. А что это тайнодействие, как и другие таинства, установлено на все времена, – сие так же видно из связи речи. Ибо наставления, между которыми помещено учение о семи таинствах, относятся ко всем верующим во всякое время; таковы правила: о терпении в страданиях ( Иак. 5:8–11 .), о молитве в скорбях ( Иак. 5:13 ), об исповедании согрешений и взаимном исправлении ( Иак. 5:16–20 .). Если же в словах Апостола Иакова нельзя предполагать указания ни на простое врачебное средство, ни на чудесный дар; то остается заключить, что в них содержится учение о благодатном таинстве. В них указаны все черты, свойственные таинству: божественное установление, – ибо помазание должно совершаться во имя Господне, а сего не могло бы быть без воли Господней; видимый знак – слово молитвы и древесный елей; наконец обетование действий благодатных, с употреблением его соединяющихся и указуемых в восстановлении здоровья и отпущении грехов. Отцы и писатели церковные видели в сих словах Апостола указание на тайнодействие, отличное от прочих таинств. Ориген , исчисляя средства к отпущению грехов и рассуждая о покаянии, в связи с ним поставляет и то, что говорит Апостол Иаков: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеров церковных и да возложат на него руки, помазавше его елеем во имя Господне 7 . Здесь приводя слова Апостола Иакова, Ориген поставляет вместе с таинством покаяния нечто такое, что не относится к нему, и никогда не было его принадлежностью – и именно возложение рук не одного, а нескольких священников на болящего и помазание его елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Евангелие не указывает, куда употреблены дары, принесенные Христу; но очевидно они не составили долговременного обеспечения для святого семейства. Святитель Димитрий Ростовский утверждает, что, употребивши часть этих драгоценностей на свои нужды, Дева Мария все остальное раздала таким же бедным, как Сама 182 . Вот пример, внушительный для всех. Обыкновенно думают, что долг благотворительности лежит на богатых. Бедный бедному что может дать? Не обязан ли даже он сберегать свое достояние на черный день? Нет, благотворительность есть общая всех обязанность. В ветхом завете для Божия храма установлена была малоценная жертва, чтобы она ни для кого не была разорительна, чтоб всякий израильтянин, легко исполнив долг священный, мог свои доходы употреблять на домашние нужды и на вспоможение соотечественникам. А в христианстве и совсем нет церковного налога. Каждый по своему усердию располагается в церковь жертвовать, и затем каждый обязуется ближним помогать. Когда к Иоанну Крестителю приходил простой народ, и спрашивал: «Что нам делать», он советовал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай тоже» ( Лук. 3:10–11 ). Всякий обязан помогать ближнему, кто чем может и при самых малых средствах. Иисус Христос сказал, что не погубит мзды своей, кто подаст жаждущему чашу студеной воды ( Матф. 10:42 ). Так для всех удобны дела милосердия. Он обещал спасение Закхею, который половину имения определил раздать нищим, но поставил всем в пример и милосердого самарянина, который был небогат и немного издержал, чтобы помочь израненному разбойниками ( Лук. 10:30 ). Отпустил Христос грехи женщине, которая дорогим миром помазала ноги Его; но похвалил и вдову, которая только две лепты положила в церковную кружку. Ясно, что богатство не есть единственное средство благотворительности, что дела милости и благочестия всякому доступны. Их достоинство оценивается на суде Божием не количеством приносимого, но усердием приносящего. Каждый приглашается благотворить по собственному расположению сердечному, а не по чьему-либо принуждению ( 2Кор. 9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Если жизнь добродетельная сама по себе угодна Богу; что же может прибавить к ее достоинству рождение детей? Все зависит от их воспитания. Как родители, хотя бы сами были добры, могут подпасть страшной ответственности за небрежение о своих детях, за их испорченность, за беспечность об их исправлении, чего пример указан нам в судьбе Илия первосвященника; так, напротив, те родители, которые хотя бы и не были чужды грехов юности, потщились однако же «воспитать детей своих в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6:4 ), приготовить в них не только полезных членов общества, но, по выражению Златоуста 89 , «ратоборцев Христу», чрез сие приобретают себе и великое утешение на земле, и награду на небе. Ответственность за детей вызвала древнее изречение: лучше умрети безчадному, нежели имети чада нечестива ( Сир. 16:4 ). Дети же, в благочестии воспитанные, суть самые теплые и может быть самые успешные молитвенники за своих почивших родителей. Впрочем, чадорождение отнюдь не есть общее для всех средство спасения. Спасутся и девственницы, если сохранят свое девство и пребудут в целомудрии. Знаем вдовиц, которые «постом и молитвами служили Богу день и ночь» ( Лк. 2:37 ). И все безбрачные и бездетные могут Богу угождать воспитанием чужих детей, призрением сирот и другими добрыми делами. Путь спасения всякому открыт: иди, и спасайся. Аминь. 3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. (Третье) Лучше умрети безчадному, нежели имети чада нечестива. ( Сир. 16:4 ) Праведным Иоакиму и Анне, чрез пятьдесят лет их супружества, Бог даровал дщерь, преблагословенную деву Марию. До того времени они не имели детей, и много скорбели об этом, потому что безчадие у евреев считалось поношением и знаком гнева Божия. Бывают и ныне супруги бездетные, и между ними такие, которые горько жалуются на свою судьбу, и даже на Бога ропщут за то, что у них нет детей. Как же смотреть на безчадие? Есть ли оно наказание Божие? Была особенная причина, почему у израильтян безчадие почиталось несчастием. Родоначальникам народа Божия было обетование о размножении их потомства, от которого произойдет благословенное «Семя Жены». Сему назначению народа избранного казались не соответствующими лица безчадные. Лишение детей тем более было тяжко для потомков царя Давида, которые, по предсказаниям ( Иер. 23:5, 33:15 ), могли иметь надежду, что от них родится Спаситель мира. Иоаким и Анна принадлежали к роду Давидову. Однажды Иоаким принес дары свои в храм Иерусалимский. Но первосвященник Иссахар, «укорив его о неплодствии, рече: не достоит прияти от рук твоих даров, яко безчаден еси» 90 . Можно судить, как тяжел был этот упрек для праведных, но неплодных супругов, и только тогда, как по неотступным молитвам их, родилась у них благословенная дщерь, они «избавились поношения безчадства» (Конд. праздн. Рожд. Богор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010