Среди многогранных трудов на пользу обители милосердный настоятель находил время и для приема богомольцев. К нему шли за духовным советом, просили благословения и молитв, получали материальную помощь. Отец Иннокентий воистину, по апостолу Павлу, с плачущими плакал, а с радующимися радовался. С приездом его в какой-либо уездный город «к дому, где он останавливался, съезжались экипажи, собирались многочисленные толпы народа, болящих, скорбящих, нуждающихся. Тут каждый получал требуемое: бедные – помощь, скорбящие – утешение, болящие – совет, а иногда и исцеление» 1228 . Об исцелениях по молитвам отца Иннокентия свидетельствуют многочисленные рассказы братии и богомольцев, горячо его любивших. Глинский иеродиакон Иоанникий даже говорил: «При о. Иннокентии мы мало болели. Как только увидит, сейчас же узнает болезнь. «Э, брат, – обыкновенно говорил о. Иннокентий, – на, помажь, или выпей, и пройдет». Даст или маслица, или травки. Болезнь действительно проходила… Головные боли о. Иннокентий исцелял прикосновением или сжатием руками головы» 1229 . «Имя Иннокентия передавалось из уст в уста» 1230 . Так велика была его популярность. Монах Г., живший много лет под его руководством, говорил: «Отец Иннокентий свои подвиги скрывал. Это был великий старец, выше всех других, хотя его считали за обыкновенного…» 1231 . Благодаря его молитвам и трудам Глинская пустынь славилась высотой духовной жизни. Преосвященный Сергий (Ляпидевский) писал в Св. Синод: «Лучшей обителью в епархии продолжает быть Глинская: ее старцы служат украшением… монашества и умножают неприметно для своего смирения число своих почитателей» 1232 . Среди Глинских подвижников того периода сияли духовными добродетелями старцы: схиархимандрит Илиодор, ризничий иеромонах Гурий, схимонахи: Лаврентий, Артемий, Архипп, Евфимий, монахи: Досифей благоговейный, Игнатий трудолюбивый, Александр нестяжатель, послушник Прохор юродивый и другие. Своими богоугодными молитвами они помогали в становлении духовной жизни всем просившим их помощи и молитвенного предстательства. Подробные жизнеописания этих старцев помещены в «Глинском Патерике» 1233 , здесь же приведем краткие сведения лишь о некоторых из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Так, говоря о девстве, Он прибавил: могий вместити да вместит ( Мф.19:12 .); не сказал: всяк, не ввел этого в качестве заповеди. Так и Павел, коснувшись того же предмета, сказал: о девах же повеления Господня не имам ( 1Кор.7: 25 .) " 7 . Сим различением заповедей и советов в евангельском законе воспользовался святой Григорий Богослов против Юлиана отступника. Когда этот нечестивый царь, замыслил отнять у христиан право пользоваться покровительством законов и в случае насильственного притеснения, отнятия имуществ, или другой какой обиды, не позволял им искать удовлетворения в суде, приводя то основание, что в законе евангельском предписано: не мстить, не судиться ( Рим.12:10 ; 1Кор.6:1 .), не иметь стяжаний, не считать ничего собственностью ( Мф.10:9 ; Деян. 4:32 .), отдавать с себя не только верхнюю одежду, но и рубашку; то великий Святитель, исполнившись истинной ревности по правде, обратил против отступника, извращавшего смысл заповедей Господних, такую речь: «ты, мудрейший из всех, ты, который принуждаешь христиан держаться на самой высоте добродетели, как не рассудишь того, что в нашем законе одно предписывается, как необходимое, так что несоблюдающие того подвергаются опасности, другое же требуется не необходимо, а предоставлено свободному произволению, так что соблюдающие оное получают честь и награду, а несоблюдающие не навлекают на себя никакой опасности? Почему ты хочешь предписывать законом то, что не всем свойственно, и считаешь достойными осуждения не соблюдающих сего» 8 ? Отсюда ясно видно, что не все правила закона евангельского преподаны с выражением на всех простирающейся обязательной силы; напротив, в них для целей высоких и богоугодных предлагаются и такие средства, принятие которых не вменяется в необходимую для каждого обязанность, и непринятие которых ни для кого не может быть законопреступно. Правила, обязывающие к непременному их исполнению, суть заповеди; наставления, предоставленные благому рассуждению желающих, суть советы, которые и надлежит почитать основанием произвольных христианских обетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Так же должно судить и о клятве: Спаситель воспрещает клятву, но безрассудную и лицемерную. Такое употребление её Спаситель хочет уничтожить, когда в другое время, обличая пороки фарисеев, объясняет: Иже клянется церковию, клянётся ею и живущим в ней: и кляныйся небесем, клянется престолом Божиим и сидящим не нём (Маф.23:21–22), изъяснение сие представляется излишним, если бы Спаситель хотел отвергнуть клятву вообще, а не фарисейскую только клятву. Ибо осуждая пороки фарисеев, Он оставляет неприкосновенными важнейшие дела правды и Закона: сия подобиша творити;, а указывая на извращение заповедей, восстановляет истинный порядок их: фарисее слепый, очисти прежде внутреннее.. (ст. 26) . Когда Спаситель предстал Синедриону; Он молчал и не отвечал на многократные вопросы и побуждения со стороны первосвященника. Но как скоро Каиафа употребил имя Божие и сказал: Заклинаю тебя Богом живым, да речеши нам; Спаситель, дав немедленный ответ, чрез сие показал, как свято и достоуважаемо призывание имени Божия даже в устах неправедного судии.Чего не мог достигнуть Каиафа силою первосвященнических прав и своей власти, – то получил призыванием имени Бога живого ( Мф. 26:62–63 ). Итак, заповедь Спасителя о клятве в связи речи и в соображении других слов Христовых внушает нам такое правило: «не вызываться самопроизвольно и легкомысленно на клятву и не требовать её от других без особенной надобности». Ту же самую мысль внушают слова апостола Иакова, в которых содержится точное повторение заповеди Христовой о клятве. Он говорит: «Прежде же всех, братие моя, не клянитеся ни небом, ни землёю, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже, ей, ей и еже, ни, ни: да не в лицемерие (осуждение) впадёте (5:12). Апостол Иаков писал своё послание к христианам, обратившимся к Христу о иудейства, в которых однако ж, обнаружились привычки иудейские, фарисейские понятия об оправдании, осуждении, суждения, противные христианской любви (Ик. 4:11–12). Так как недостатки и грехи сих новообращённых иудеев зависели от необузданности их языка и выражались в злоречии; то преимущественно он старается изъяснить, как вредны и пагубны в нравственной жизни грехи слова (3:3 и след.) , и что обуздание языка есть есть признак духовного совершенства (3:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Эта высокая протекция открыла ему путь дальнейшей церковной карьеры. В 1898 г., когда скончался московский митрополит Сергий (Ляпидевский), на его место был назначен владыка Владимир. Увольнение за правду И там он снова много проповедует, борется с пьянством, открывает образовательные курсы для рабочих, привлекает в Москву новых священников. В 1912 г., после смерти митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), Владимира (Богоявленского) назначают на столичную кафедру. На этом назначении настоял император Николай II. Нового назначения и приближения ко двору святитель побаивался. «Я человек не этикетный, могу не прийтись “ко двору”, — говорил он знакомым священникам. — Там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости». Говорил — как в воду глядел. Когда в 1915 г. он добился личной аудиенции у государя и просил удалить от двора Григория Распутина, о котором ходила дурная слава, императрица Александра Федоровна была настолько обижена, что добилась увольнения митрополита с самой престижной в стране кафедры. В качестве наказания владыку Владимира отправили служить в Киев — тогда небольшой городок империи, по количеству населения уступавший даже Одессе и Нижнему Новгороду. Митрополит Владимир оставался первенствующим членом Святейшего Синода и чаще бывал в столице, чем в Киеве. «В нем было много такого, что делало его настоящим святителем, — продолжает повествование священник Георгий Шавельский, вместе с владыкой принимавший участие в заседаниях Синода. — Его нельзя было не уважать за его благоговейность, благочестие, искренность, прямолинейность, простоту и доступность». Обычно святые нам представляются людьми, безупречными во всех отношениях. Но тот же отец Георгий Шавельский указывает и на недостатки владыки Владимира. «Как-то к нему пришла делегация священников с просьбой содействовать увеличению зарплат сельского духовенства, которое часто вынуждено было жить в крайней бедности: — Зачем духовенству большое казенное содержание? Мой отец от казны не получал ни гроша и был отличным священником, — ответил митрополит депутации.

http://pravmir.ru/prinimat-vse-ispytaniy...

Посему предлагаю: 1) Настоятельно подтвердить цензору, чтобы он внимательнее был в рассмотрении сочинений, представляемых к напечатанию или перепечатанию, и, в случае хотя малейшего сомнения, не полагаясь на одно свое суждение, обращался к совещанию полного присутствия Комитета. 2) Комитету также подтвердить, чтобы все члены оного друг друга охраняли и подкрепляли друг друга в правильном действовании, утверждаясь на закон и богословском и религиозно-нравственном воззрении на предмет, а не на лице зряще 5 . Вследствие такой строгой резолюции архимандрита Сергий должен был «принести раскаяние в погрешительности» своего поступка 6 . Выдержанный в такой строгой школе долговременным опытом действования на поприще ученом и учебно-воспитательном, архимандрит Сергий хорошо приготовленным оказался и к занятию высшего поста в воспитавшей его академии, – ректорского. 14 сентября 1857 года ректор академии архимандрит Евгений (Сахаров-Платонов), скончавшийся в 1888 году в сане епископа Симбирского, был назначен на кафедру епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Вследствие сего митрополит Филарет от 1 октября того же 1857 года писал Обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому следующее: «Назначением архимандрита Евгения в епископа Дмитровского открылась вакансия ректора и профессора богословских наук в Московской духовной академии. Занять оную способным усматривается инспектор той же академии архимандрит Сергий, который продолжает ученую службу при оной 12 лет и 11 месяцев. Если он удостоен будет занять сию вакансию: то открывающуюся вакансию инспектора академии занять способным усматривается той же академии экстраординарный профессор архимандрит Порфирий 7 , продолжающий ученую службу при оной 8 6 лет и 9 месяцев. С достаточными способностями и образованием оба соединяют нравственное достоинство, по которому могут руководствовать подведомых и наставлением и примером. Препровождая при сем послужные обоих списки, покорнейше прошу предложить сие на благоусмотрение Св. Синода» 9 . Это представление было, конечно, уважено, и архимандрит Сергий назначен ректором академии 4 октября 1857 года, при чем ему, за время ректорства его, по прежним обычаям, вверено было преемственно управление Московскими монастырями, сначала (с 8 апреля 1858 года) Высокопетровским, а потом (с 8 августа 1859 года) – Заиконоспасским. Кроме того, по должности ректора, архимандрит Сергий сделался еще председателем редакционного комитета по изданию Творений Св. Отцев в русском переводе с Прибавлениями духовного содержания. Немало было, по-прежнему, также особых трудов и поручений при этом. Большая часть их возлагаема была на него митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таково, например, дело, с князем Н. Б. Голицыным, который в 1858 году в Лейпциге издал написанную им в духе латинства книгу: «О возможном соединении Российской церкви с Западною, без изменения обрядов православного богослужения». Известный писатель А. Я. Муравьев († 1874) написал «Обличение» на эту книгу и поместил его в виде статьи в 1-й книжке Прибавление к Твор. св. Отцев за 1859 г. (ч. XVIII). Князь, Курский помещик 10 , был раздражен этою статьей и послал несколько писем в Редакцию «Творений св. Отцов» с колкими выражениями по адресу автора обличительной статьи. Писал он резкие письма по тому же адресу и к Обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому и к шефу жандармов, призывая Муравьева к суду за мнимую диффамацию. Граф А. П. Толстой отнесся по этому делу к митрополиту Филарету, так как ему, Обер-прокурору, было известно и о письмах князя в Редакцию Московского академического журнала. Митрополит потребовал от ректора академии справки по сему делу. Ректор, архимандрит Сергий, представил митрополиту подлинные письма князя Голицына, объяснив, что редакционным Комитетом, с февраля по май, было получено от князя несколько писем, но никто из членов Комитета не отвечал ему письменно; во 2-й же книжке академического издания за 1859 г. напечатана была статья под заглавием: «Ответ на письма князя – писателя относительно латинского учения о папе» (стран. 241–268). К помещению сей статьи Комитет побужден был требованием, изложенным в письме от 20 февраля того года. Митрополит Филарет, приняв все это ко вниманию и одобрив образ действий редакционного Комитета, дал соответствующий отзыв по возбужденному делу в своем письме к Обер-прокурору Св. Синода 11 . Статья, под заглавием: «Ответ на письма князя – писателя» и проч., принадлежала самому ректору академии архимандриту Сергию, который, сверх того и в дополнение к этой статье, написал и еще статью, помещенную в том же академическом издании и за тот же год, под заглавием: «Об исхождении Святаго Духа. (Ответ князю – писателю)».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

4:26. Вемы, яко Мессиа приидет, глаголемый Христос: егда приидет, Той возвестит нам вся 1829 . Между тем как Христос учит, что придет час и время, а вернее – уже наступает, когда ис- —295— тинные поклонники будут приносить Богу и Отцу служение в духе, женщина тотчас же возлетает превышающими ее ум мыслями к известной у Иудеев надежде. Исповедует, что она знает о Мессии, что он придет в свое время, а за чем придет, об этом не говорит точно, принимая, как кажется, всякие о нем сказания, как легкомысленная и плотелюбивая женщина. Впрочем не совсем не знала, что Он окажется вводителем совершеннейших учений во Израиле, и это без сомнения она находила в речах о нем. 4:26. Глагола ей Иисус: Аз есмь глаголяй с тобою 1830 . Не неподготовленным и всецело невежественным душам открывает Себя Христос, но воссиявает и является тем, кои могут быть уже готовы к желанию что-либо узнать и, в простых словах нося в себе начало веры, стремятся к совершеннейшему познанию. Такою именно и является нам Самарянская женщина, которая хотя и грубее, чем надлежало, смотрела на истинно божественные созерцания, однако же не лишена была совсем силы воли и способности разумения. Так прежде всего, на просьбу Христа о питии, она не просто только дает, но видя Его нарушающим, – сколько можно выразить это по-человечески, – туземные обычаи Иудеев, наперед вопрошала Его о причинах этого преступления и через это напоминание как бы призывала Господа на изъяснение, ибо говорит: «как Ты, Иудей сый, от Мене пити просиши, жены Сама- —296— ряныни сущей?» (ст. 9). Когда же, в дальнейшем движении беседы, она уже исповедывала, что Он есть пророк, прияв обличение в спасительное лекарство, то любознательно предложила Ему другой вопрос, говоря: «отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает» (ст. 20). Но потом научаема была также и тому, что придет некогда, а вернее уже настает время, когда истинные поклонники, отринув поклонение на горах земных, будут приносить Богу и Отцу возвышеннейшее служение и в духе. Она же, усвоив одному только Христу всё наилучшее и отнесши к временам Его совершеннейшее познание, говорит: «вемы, яко Мессиа приидет, глаголемый Христос: егда приидет Той, возвестит нам все» (ст. 25). Разве не видишь, каким образом женщина становилась всё более способною к вере и, как бы восходя по ступеням, от малых вопросов поднимается всё к более возвышенному состоянию? Посему надлежало уже в яснейших словах открыть ей то, чего она желала, – и сохранявшееся в ее благих надеждах Христос предлагает наконец ей во очию, говоря: Аз есмь глаголяй с тобою (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

A сия любовь к Нему ничем вернее не может быть засвидетельствована, как исполнением Его заповедей: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). Следовательно, по мере наших сил, полную благодарность Богу мы не иначе показать можем, как одушевляя все дела наши духом любви к Богу. Кроме того, если, мы обязуемся любить Бога по образцу той любви, какою Он возлюбил нас, так как сказано: мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас ( 1Ин.4:19 ), то самою любовью Его к нам мы побуждаемся любить Его не словом, но жизнью. «Недостаточно, – говорит Златоуст, – свидетельствовать любовь к Богу только словами; нужно показать ее и делами. Ибо Он сам явил любовь Свою к нам не словами только, но более делами. Покажи и ты сие на самом деле, и твори угодное Ему 1 ». В Св. Писании весьма часто напоминания благодеяний Божьих обращаются в побуждения к исполнению нравственного закона. Молю вас, братие, пишет Апостол, щедротами Божьими, представьте телеса ваша в жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим.12:1 ). Св. Златоуст замечает на сии слова: «После длинной беседы о Божием человеколюбии, в которой Павел доказал неизреченную Божию попечительность, несказанную и неизследимую благость, – сею уже самою благостию убеждает он облагодетельствованных Богом явить жизнь достойную дара. И удивительно ли, что не отказывается умолять их, когда представляет умоляющим самое милосердие Божие? поскольку от Божьих щедрот излились на вас бесчисленные блага, то устыдитесь, убойтесь оных, потому что самые щедроты сии обращаются к вам с просьбою не обнаруживать в себе ничего их недостойного. Так желающий пристыдить много облагодетельствованного обыкновенно представляет умоляющим самого благодетеля» 2 . Так как щедроты Божии открылись в творении, промышлении и искуплении, то укажем здесь, как каждый из сих трех видов благодеяний Божьих побуждает нас к соблюдению нравственного закона. Дела любви Божией к человеку уготованы были гораздо прежде, нежели он пришел в бытие и в состояние понимать их: еще не было человека, а Бог заботился о нем, чтобы создать его по Своему образу и по подобию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Без сомнения не одна только тайна рождения Спасителя требует от нас смиренного внимания; и другие предметы веры уразумеваются по мере духовного бодрствования, при утрате которого люди не видят истин очевидных. Зряще узрите, и не имате видети ( Мф. 13:14 ), – обличал Господь слепотствовавших иудеев, и неоднократно указывал пагубу душевного усыпления. Хощет ли Он показать безуспешность в некоторых евангельского слова? Он между прочим изъясняет ее тем, что у иных сердце бесчувственно, как камень, у других усыплено печалию века сего. Вопрошают ли Его, как лжеучения появились в роде человеческом? Он ответствует, что спящим человеком, прииде враг, и всея плевелы ( Мф. 13:25 ). Что означает это многократно повторяемое в Евангелии воззвание: имеяй уши слышати, да слышит, – как не прямое и сильное возбуждение к тому, чтобы мы со вниманием недремлемым и изощренным принимали учение Христово? Ежели в слушании человеческих наставлений потребно удаление от развлечений: то тем более сие требуется для уразумения внушений веры, которые, при всей простоте, заключают много и такого, к чему стремится сердце, но мысль с трудом подняться может. Бодрствование духовное есть необходимое условие правильной и доброй жизни. Жизнь христианская есть жизнь благодатная. Благодать спящему душевно человеку взывает: востани спяй ( Еф. 5:14 ). Как ангел устрашенным пастырям сказал: не бойтеся, и указал им путь ко Христу; так и благодать Божия, когда грешник, пробудившись, содрогнется от своего недостоинства, успокаивает его своим миром, и чувством внутреннего удовлетворения. Но нужен тонкий слух, чтобы слышать неизглаголанные внушения Святого Духа: иначе душе не будут слышны благие и спасительные звуки. Благочестивые и святые мужи неусыпным бодрствованием над собою стяжавали непогрешительное уразумение всякой внутренней в себе перемены. Жизнь христианская есть поприще добрых дел. Но надобно смотреть за собою, чтобы не остановиться оком самолюбия на том, в чем Господь помог нам успеть, чтобы спешить горящим духом к тому, что еще ожидается от нас на пути добра, и совершение чего требует усилий. Только недремлющее око души испытует предприемлемые дела, по-видимому, даже и чистые: не будет ли в них или после них чего-нибудь такого, что может болезненно подействовать на совесть. Ибо в мире все смешано: и милосердие иногда проникается тщеславием, и добрые речи о ближнем могут исходить из сердца не искреннего, и бережливость служит у иных рабынею любостяжанию. И если облачение добрыми делами есть лучшее украшение души: то блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его ( Откр. 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Высочайший дар человеку от щедрот Божьих, есть искупление его от греха, проклятия и смерти, чрез смерть единородного Сына Божия. Но когда ниспослан ему с неба сей величайший дар? Род человеческий несколько тысячелетий воздыхал к Богу в чаянии посещения Божия и избавления от пагубных следствий греха. Надобно было, чтобы люди лучше познали немощь своей природы и цену обетований о Спасителе, – и когда урок сей был принят, тогда и чаяния языков во плоти явилось. – Если же общее благо рода человеческого требовало от человека терпения и долговременного ожидания; какое мы имеем право требовать, чтобы блага, соответствующие нашим частным нуждам, ниспосылались нам без молитвы о ниспослании их постоянной, терпеливой, неотступной? – Много нам показано примеров молитвы благоуспешной, но большая их часть есть плод молитвы терпеливой и неотступной. Священник Захария до старости оставался бесчадным, – и молитва его о разрешении бесчадства услышана ( Лк. 1:13 ) была тогда, когда для праведной Елисаветы уже миновало время естественного деторождения. Для чего же не прежде разрешилось её неплодство? Без сомнения для того, чтобы в сем действии явилось премножество силы Божьей ( 2Кор. 4:7 ), а не человеческой. – Жена хананейская молила Господа Спасителя об исцелении своей дочери ( Мф. 15:21–28 ), – и молила уже долго, как видно сие из напоминания учеников Спасителю: отпусти ю, яко вопиет в след нас. Но Спаситель на вопль молящейся и на слова учеников ответствует сначала видом отказа, сказав, что Он послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева. Для какой же цели благосердный Помощник, в других случаях, предупреждавший желания несчастных, теперь сокрывает от Хананеянки Свою дарообильную и нелицеприятную благость? Для той, чтобы укрепить веру Хананеянки и чрез сие соделть её достойною, да явятся дел Божия на ней и её дочери. Ибо когда Хананеянка, снова начавши умолять Спасителя о помощи, услышала от Него даже укоризну, не смутилась, принимая укоризну, не пришла в отчаяние, и в духе смиренной неотступности желала крупиц от благодатной трапезы Того, на Кого очи всех уповают ( Пс. 144:15 ). Выдержанное испытание постоянства и терпения увенчалось успехом: велия вера, выразившаяся в неотступной молитве Хананеянки, снискала наконец исцеление её дочери. Итак, «да не унываем, учит св. Иоанн Златоуст , и да не ослбеваем, если не бываем скоро услышаны. Ибо Господь медленностью мудро возбуждает в нас постоянную бдительность, желая украсить нас венцом терпения и зная время, когда для нас более вожделенно получить желаемое» (Бесед. 49, 1 на кн. Быт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010