Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обет есть добровольное обещание Богу какого-либо приношения или действия, в виде необходимой обязанности не заповеданного, но духу Господних заповедей не противного. Обетные действия не редко можно примечать в жизни христиан, в простоте сердца верующих и верою живущих. Всегда памятуя свою зависимость от Бога и свое не достоинство пред Ним, они легко приходят к мысли, обещанием чистых даров и приношений или себя приготовить к умилостивлению Его, или по мере сил своих возблагодарить за получаемые от Него дары Его благости. Не оскудевает Церковь Христова и такими чадами своими, которые, горя духом в трудах ради Бога и своего спасения, налагают на себя по обету особенные подвиги, ни от кого не требуемые, а для многих неудобоносимые. Таким образом, служение Богу посредством добровольных обетов может выражаться и в самых высоких подвигах духовных, и в самых обыкновенных действиях христианского благочестия. Отказывается человек от мира и благ его, от супружества и утешений жизни семейной, от общества и всех в нем развлечений, изнуряет плоть свою мощением, подвергает свою душу страхованиям пустыни, порабощает свободную волю свою требованиям духовного наставника и им преподанного правила, и, окрылясь бдением и молитвою, вспомоществуемый благодатью, является во плоти ангелом. Такой подвиг и такое особенное устроение жизни суть плод обета, а не заповеди, сила которой простиралась бы на всех. С другой стороны, кому не случалось или в храме видеть, как иная вдовица приносит туда последние лепты и в чувстве благоговейного усердия, пред иконою возжигает свечу; или на пути встречать одинокого странника, из далеких пределов, без средств пропитания, только по вере в имя Христово, стремящегося к святому месту, чтобы там пролить молитвенные слезы? И сии благочестивые действия законом не предписаны, но Богу приносятся, как жертвы чистые, и часто обетные. Сомнительным однако же для иных представляется существование обетов в жизни христианской. Обет есть действие произвольное; в нем предпринимает человек то, к чему никем не обязан. Но говорят: христианин ко всему доброму законом Божиим обязан. В обете предназначается или приносится какой-нибудь дар Богу. Но что человек имеет, чего бы не приял от Бога ( 1Кор. 4:7 .)? И что он может обещать Богу, как свое? Много таких обетов, в которых обещаются приношения Богу под условием получения каких-либо благ или избавления от бедствий. Но человек имеет ли право предлагать условия Богу, тварь – Творцу? Не произойдет ли и здесь нечто подобное тому, как если бы стало предлагать условия брение скудельнику и здание создавшему ( Рим.9:20–21 .)? Наконец, данный обет нужно исполнить; это есть дело необходимости. Но может ли человек поручиться за себя, что он пребудет верен в исполнении обещанного? И согласно ли с духом христианской свободы подчинять себя такой необходимости?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Основание нашего стремления к Богу положено во глубине души нашей. Человек любит своих родителей и воспитателей, хотя они иногда показывают себя строгими; сам он, прежде всякого наставления, так привязан к ним, что силу сего душевного влечения ощущает и тогда, когда пребывает с ними в разлуке, и благодарное о них воспоминание сохраняет на всю жизнь. Сие чувство потому так сильно в человеке, что первоначально вложено было в его природу неизгладимое стремление к общему нашему Отцу, от Которого имеем и живот, и дыхание, и вся ( Деян. 17:25 ). Если человек в своем стремлении к Богу водится рабским страхом, то любовь его еще слаба, потому что бояйся не совершися в любви ( 1Ин. 4:18 ); но кто водится духом сыноположения, в том любовь приобретает непреоборимую крепость. Приверженный к Богу, как сын к своему отцу, пребывает постоянным в своей любви к Нему, так что никакая превратность судьбы не ослабляют в нем сего чувства, не удаляют его от Бога. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты, – исповедует возлюбившая Господа душа ( Псал. 21:11 ). Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь ( Римл. 8:35 )? По слову Иоанна Лествичника , «не столько матерь прилеплена к своему младенцу, сколько сын любви привержен всегда ко Господу 1 . В своей приверженности к Богу полагает он и высшее свое совершенство, и врачество, утешающее в часы горестей земных. Приверженность к Богу в трудных обстоятельствах жизни есть совершенство любви к Нему. Если любовь к Богу есть союз совершенства ( Кол. 3:14 ), если она совокупляет и выражает в себе все высокие качества: то, с другой стороны, это преимущество любви никогда так ясно и так верно не обнаруживается, как во время борьбы ее с затруднениями и препятствиями. Во время всеобщего мира и спокойствия можно с дерзновением исповедовать веру; но та же самая вера является совершеннее, когда за нее стоят до крови, когда она украшается мученическим венцом. Похвальна добродетель и тогда, когда хранят ее при всех удобствах жизни; но полное торжество истинного благочестия открывается в борьбе с искушениями, в твердости среди превратностей земного счастья. Сам Спаситель представляет веру еще не укорененную в сердцах тех людей, которые во время веруют, а во время напасти отпадают ( Лук. 8:13 ). Подобно вере, и любовь к Богу еще не тверда и несовершенна в тех людях, которые во время напасти забывают о Боге, охладевают в своей преданности к Нему. Истинная и совершенная любовь николиже отпадает ( 1Кор. 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение 1. Слова на праздники Господни и на воскресные дни 1. Слово на день Рождества Христова. (Первое) И отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну. ( Матф. 2:11 ) Мудрецы восточные, под водительством чудной звезды в Вифлеем пришедшие, воздали родившемуся Христу поклонение, как Богу, и поднесли Ему богатые дары, по чувству своего усердия. Что же мы принесем Ему? ибо ради всех нас родился Он на земли. – Да руководит нас в этом деле пример мудрецов, почтивших Господа дарами. Принесенное ими злато не было только свидетельством о богатстве их дома и страны. Быть может, многие видели чудесную звезду; но только трое узнали в ней указание свыше, и решились последовать за нею в неизвестную им страну, на поклонение царю, также для них неведомому. Они могли ожидать, что увидят царя в великолепии. Между тем звезда остановилась над беднейшею хижиною, в которую вошедши, они нашли смиренную Матерь, простого Старца, Кроткого Младенца, среди окружавшего их убожества. Но вера пришельцев не поколебалась: они, падше, поклонишася младенцу. Много в жизни и для нас знамений укрепляющих веру в Воплотившегося Господа. Но как быстро движущийся путешественник и предметов великих может не рассмотреть, потому что они мгновенно пред ним исчезают, а он неудержимо несется вперед; так есть люди, увлекающиеся вихрем современности, которые не хотят, или уже не могут остановить внимание на событиях, требующих размышления, на предметах, возвещающих нам Христа Бога. Мудрецы восточные, если б не оставили своей страны, не пришли бы в Иерусалим, не нашли бы в Вифлееме родившегося Царя-Христа. Подобно им люди, ищущие Христа, находят в событиях жизни своей и общественной следы Его благого промышления; не удаляясь ближних сердцем, оставляют обычаи удаляющие от благочестия; встречаясь с недоумениями, разрешают их по смыслу Божия закона, который, подобно чудесной звезде, есть для нас неугасимый светильник; чтут внешние церковные обряды, в которых заключены высочайшие истины. Такие христиане безбоязненны среди опасностей жизни и, как волхвы в Иерусалиме прямо открыли Ироду цель своего пришествия, они открыто говорят, в Кого веруют и Кого ищут, доколе не придут в ту незримую страну, в которой не нужно будет спрашивать: где есть рождейся царь Иудейский? Это злато веры и есть тот дар, который, по свидетельству Апостола Петра, выше злата гибнуща, так или иначе удоботеряемого ( 1Пет. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение II. Слова на Богородичные праздники 1. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. (Первое) Ропот на горькую участь Не чаеми, но не отчаяваеми. ( 2Кор. 4:8 ) Праведные Иоаким и Анна, пятьдесят лет проживши в супружестве, еще не имели детей. Это их сокрушало; ибо у евреев безчадие считалось наказанием Божиим, бесчестием, предметом поношения. Посему, и достигши старости, они не преставали скорбеть о том, что бездетны. Однажды Анна вышла в сад; севши, она глубоко вздохнула и, возводя свои слезные очи на небо, увидела на дереве птичье гнездо с молодыми птенцами. Это нанесло новую рану ее сердцу, и она горько воскликнула: «Господи, Господи! Вот и птицы небесные детьми утешаются; я только грешная лишена сего утешения». Но в своей безнадежной скорби, она не предалась отчаянию и изливала свою душу пред Богом: «Адонаи Саваоф! Ты безчадия веси поношение; Сам убо болезнь сердца моего разреши, и хляби утробныя разверзи, и неплодную плодоносну покажи». Когда она так продолжала молиться, явился ей ангел и сказал: «Услышана, Анно, молитва твоя; слезы же твои пред Бога внидоша, и се родиши Дщерь преблагословенную» Тогда же явился ангел и ее молившемуся мужу Иоакиму и возвестил ему ту же радость. Сей Дщери преблагословенной рождество мы ныне светло празднуем. Люди в несчастиях (а кто счастлив на земле?), в затруднительных обстоятельствах, при безуспешности своих ожиданий и желаний, расположены бывают сравнивать себя с бессловесными животными. Твари Божии не знают уныния; беззаботно ходят, летают, ни сеют, ни жнут, и однако же насыщаются, ибо Отец небесный питает их ( Мф. 6:26 ); сообразно с своими наклонностями каждая наслаждается жизнью, и всякое дыхание хвалит Создателя. Приходит женщина к Господу и вопиет об исцелении дочери, причем даже на положение псов указывает, как на завидное: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих ( Мф. 15:27 ). Звери имеют логовища и птицы небесные гнезда, а иной нищий скитается, не имея, подобно обнищавшему нас ради Сыну человеческому, где главу подклонити ( Лк. 9:58; 16:20 ). И сколько между нами таких, которые воздыхают о горькой своей доле и недовольны своим состоянием!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение IV. Слова на освящение храмов 1. Слово по освящении храма Иоанна Предтечи, в Путивльском монастыре Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити. Лук. 1:15 . В сей обители, ревностью ее настоятеля и при помощи благотворителей, вновь построен храм, и ныне освящен в честь Крестителя Господня Иоанна. Это дает нам повод проследить размышлением те черты жизни Иоанна Крестителя, которые имеют близкое отношение к монашеству. Издревле он почитается первоначальником иноков и образцом. Обеты монашеские суть: нестяжание, воздержание и послушание. Иоанн Креститель до того был нестяжателен, что одежда его была устроена из верблюжьей шерсти, постелью для него служила голая земля, его жилищем – пустыня. Он питался пищей самою непитательною, диким медом и акридами, и совсем не употреблял пития, разгорячающего кровь и потемняющего рассудок. Воздержание свое довел он таким образом жизни до бесстрастия, пребывая равноангельным девственником. Послушание его было самое смиренное. Когда Христос шел к нему креститься, он ужаснулся, «како возложит руку раб на Владыку» 108 , но повиновался, видя, что Господь хочет сего. Не примером только своим Иоанн Предтеча предходит, чтобы в иноках уготовать Господу люди совершенны , но руководит их и своим покровительством. Впрочем, как о нем предсказано было, что он обратит ко Господу сердца многих, – следственно не всех, а способных и готовых: так и его благодатную помощь ощущают только те, которые избирают путь иночества не для земных целей, а для неба, ради спасения души. Сему подтверждением служат сказания из летописей иночества. Один подвижник, вопреки совету своего архиепископа, предпринял путешествие на Синай, и на пути заболел. Не могши идти далее, он близ Иордана нашел убежище в небольшой пещере. Ночью явился ему некто, и спросил: «куда ты идешь»? Старец отвечал: «на гору Синай». Явившийся советовал не ходить туда, но не убедил старца, и удалился. В следующую ночь повторилось видение, и на вопрос старца: «кто ты?» – явившийся сказал: «Я – Иоанн Креститель, и говорю тебе: не ходи, потому что эта небольшая пещера больше Синая. Сюда часто приходил Христос посещать меня. Останься здесь, и будешь здоров». – Старец согласился, и тотчас выздоровел; вскоре он устроил церковь , собрал братию, и основал монастырь. – Еще сказание: Один инок, ощущая в себе плотскую брань, хотел удалиться из монастыря. Является ему Иоанн Креститель, и говорит: «Терпи; я избавлю тебя от этой брани». Инок остался; но так как в тот монастырь приходили и женщины, то он, избегая соблазнов, вышел наконец оттуда. Невдалеке от обители является ему снова Иоанн Креститель и убеждает возвратиться. Видя, что инок колеблется, он трижды осенил его крестным знамением, и тот, возвратившись в обитель, не примечал более в женщине женщины 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение VI. Слова и речи на разные случаи 1. Слово при посещении города Обояни и служении в Смоленской церкви, в субботу Фоминой недели Принеси перст твой семо. Иоан. 20:27 . Истекающая неделя называется Фоминою, в память уверения апостола Фомы. Он усомнился, что Христос воскрес, и что прочие апостолы видели Его в первый день по воскресении. Чрез восемь дней снова явившись апостолам, Христос сказал Фоме, который был тут же: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен. Это событие, между прочим, и нас обнадеживает, что и мы, если в области веры в чем недоумеваем, можем искать уверения, и что если искренно ищем истины, Господь подаст нам вразумление. Сам Господь нам дал право узнавать то, что можно узнать о Нем. Испытайте писания; та суть свидетельствующая о Мне ( Иоан. 5:39 ). Апостолы, чтобы возрастать нам в познании Господа нашего Иисуса Христа ( 2Петр. 3:18 ), советуют нам чаще себя искушать, аще есмы в вере ( 2Кор. 13:5 ); искушать, что есть благоугодно Богови ( Еф. 5:10 ); искушать и духи, аще от Бога суть ( 1Иоан. 4:1 ). Случай, бывший с апостолом Фомою, удостоверяет нас, что грешно коснеть в заблуждении и неверии, а не грешно искать пути к разрешению сомнений. Хотя требование сего апостола было дерзновенно, ибо блажени не видевшии и веровавше , а он не только хотел видеть, но и осязать: однако Господь снисходит к общему нашему слабоверию в лице апостола Фомы. В одном песнопении церковном читается: «неверною верою облагодетельствовавший нас Фома близнец, решит мрак неведения всех концев верным неверствием» 167 . Его неверие было доброе, потому что не продолжительно, не упорно, а испытательно. Оно и «верных сердца в незнание привело» 168 , и неверующих вразумляет, яко Христос воистину воскресе . Оно и всех, в чем-либо относительно веры сомневающихся, научает, что решения сомнений надлежит искать чрез приближение ко Христу, внутрь церкви православной, идеже верные ученицы Его собрани . Иное дело спорить о вере; иное узнавать то, что в ее подробностях и раскрытии может показаться сомнительным. Первое запрещено: «Никогда не состязайся о вере», – предостерегал один старец своего ученика. «Держись царского пути, – говорю, веры трехсот осмнадесяти святых отцов: она заключает в себе все с точностью для совершенного разумения. Не рассуждай о том, что выше твоей меры» 169 . Но такому человеку, который уже впал в заблуждение, или воспитан в нем, не простительно и пагубно закосневать в нем. Да стремится он к свету истины путем изыскания. Тот же ученик спросил своего старца: «У меня есть друг, и оказалось, что он еретик. Увещевать ли мне его, чтоб он правильно мудрствовал?» Старец ответствовал: «Увещай его познать веру православную; но не состязайся с ним. Если он пожелает получить себе пользу и услышать истины веры Божией, то приведи его к тем святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение V. Слова на царские дни 1. Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (1861 г.) Аще кто служить, яко от крепости, юже подает Бог. 1Петр. 4:11 . Ныне все сыны России радуются о Царе своем, начинающем новое лето благословенного царствования. Мы радуемся о Царе своем: потому что Вышний, владеющий царствами человеческими, даровал нам Его; радуемся, потому что Он любовью своею возвышает благо отечества нашего, предприемлет великие труды к улучшению благоденствия народного, изрекает постановления по духу закона евангельского. Но радость наша не была бы вполне верноподданническою, если б оставалась бесплодною. Чтобы благому о нас попечению Помазанника Божия соответствовала наша радость о воцарении Его над нами, мы обязаны соответствовать Ему и в служении общему благу, и в сем так руководствует нас, христиан, святой апостол Петр: «Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил», и если «служит кто, служи по силе, какую дает Бог». Вот с каким тщанием, и в каком направлении обязаны мы действовать на общую пользу. В первенствующей церкви апостольской были различные духовные дары. Одних Господь поставлял учить; другим вверял дары вспоможения, управления, врачевания. Подобно сему и в обществе гражданском установлены различные должности, существуют различные сословия. Как в церкви Божией различны служения, и тойжде Господь ( 1Кор. 12:5 ): так и разделение обязанностей гражданских совершается под управлением промысла Божия: ибо тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (ст. 6). Если же сущие власти и благотворные служения от Бога учинены суть ( Римл. 13:1 ): то всякий, кто призван служить обществу, должен воодушевлять себя мыслью о помощи Божией. Ибо един Бог производит все во всех, и без Него не можете творити нечесоже доброго. Он каждому дает силы, просвещает разум, хранит телесное здоровье, и человека потребного воздвигает там, где более он нужен. Но с мыслью о содействии Божием необходимо соединять готовность пользоваться им, – горящее усердие к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Отделение дополнительное 174 . Слова, подлежащие присоединению к предыдущим отделениям К I ОТДЕЛЕНИЮ 1. Слово в день Сретения Господня. (Первое) О ЖЕНСКОМ ПРАЗДНОСЛОВИИ ВО ХРАМЕ И та в той час приставши, исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем, чающим избавления во Иерусалиме. Лук. 2:38 . Когда Иисуса Христа, в сороковой день по рождестве, принесла во храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: Анна, дочь Фануилова, подошедши к святому семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом младенце. Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви? Чтобы судить о поступке праведной Анны, надобно припомнить и некоторые подробности сретения Господня. Женщины еврейские, как скоро рождали, до сорокового дня почитались нечистыми, а в этот день являлись в храм, чтобы дать жертву о своем очищении. Храм иерусалимский был очень обширен. Там вдали от святилища, позади помещения для священников и отделения для мужчин, был так называемый двор жен . Божия Матерь, нескверная и нетленная, не возгнушалась «акибы нечиста, на месте нечистых жен пред дверьми храма Господня стати» 175 . И хотя есть предание, что первосвященник перевел Ее, как Приснодеву, туда, где стояли девицы; но и затем среди народа Она могла остаться не для всех приметною. Каждый делал свое дело: жрецы жертвы закалали, левиты омывали, первосвященник благословлял; жены, требовавшие очищения, приходили и удалялись, исполнивши все по закону Господню. Тогда старец Симеон, по внушению Духа Божия, приняв на свои руки младенца Иисуса, обратил к Нему свою предсмертную молитву, и предсказал, что Он предлежит на спасение верным и на падение неверующим. Тогда и Анна подошла к святому семейству. Она, после семилетнего супружества до глубокой старости не отходивши от церкви, конечно, знала Деву Марию, которая при той же церкви воспиталась. По вдохновению свыше уразумевши, какого младенца принесла в храм Приснодева, Анна стала окружавшим объяснять, что это дитя есть тот самый Спаситель, которого они ожидали. За свои вдохновенные речи о Нем она и названа пророчицею .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 5 (Ин.4:22–34)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 9. С. 289–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —289— если Единородному по природе вложена необходимость совершать поклонение, как думают и говорят, то разве не должны они оказываться нечествующими и на Самого Отца? Совершенно необходимо и Его мыслить таковым же, как скоро Сын есть образ и начертание Его, – а в чем совершенно подобные между собою предметы сходствуют, в этом уже не может быть между ними никакого различия. Если же они говорят, что совершение Сыном поклонения Отцу заключается в одном только желании (Сына), то они руководствуются скорее догадками, чем истинными основаниями. В таком случае что может воспрепятствовать и другим, считающим благочестие безрассудством, утверждать, что и у Отца есть желание поклоняться Сыну, хотя по природе Он (Отец) и не есть поклонник? Но самый долг, говорят, требует того, чтобы лице Отца было изъято от совершения поклонения, а Сын подлежал этому, совершая поклонение Отцу не без Своей воли. Что говоришь ты, любезнейший? Неужели опять выносишь нам как бы из пропастей, то есть треножников Еллинских, прорицания, или подобно тому «Еламитянину Самею» ( Иер.29:24; 23:16 ) изрыгаешь от сердца своего, а не от уст Господних? Неужели не стыдишься выставлять нам это как неопровержимое доказательство? Разве не знаешь, что Тому, Кто есть Бог по природе, подобает иметь Богом рожденное от Него Слово, – и Тот, Кому поклоняется вся тварь, (подобает) называться и быть по природе Отцом поклоняемого, а вовсе не поклоняющегося Сына? Я говорю то, с чем, полагаю, согласятся истинные мудрецы. Как можем мы допускать, что Отцу подобает быть поклоняемым от —290— Собственного Сына, когда при этом наносится вред понятию Того и Другого? Во-первых, поклоняющийся с поклоняемым не может иметь равного достоинства и быть совершенно точным образом природы того (непоклоняющегося). Он будет поклоняться как меньший, и это – не по количественному измерению в отношении чего-либо случайного, – ибо не может быть меньшим Бог или Господь, – но этим будет определяться различие в отношении образа или сущности бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010