1) Первое затруднение, какое может встретить пастырь на поприще своего служения, заключается в нем самом. Главное здесь то, что пастырь, хотя далеко превознесен пред остальными членами общества по своему призванию и освящению, но по природе своей он такой же человек, как и они. “Восстани, и азъ самъ человек есмь”, – говорит ап. Петр Корнилию, который униженно повергся к ногам его. Можно подумать, и не без основания, что здесь говорит голос смирения; но от этого случая в жизни ап. Петра не на далекое пространство надобно обратиться назад, чтобы видеть в Петре и полного истинной ревности и любви апостола и вместе немощного человека. Нам скажут, что он был немощен лишь тех пор, пока не укреплен был Духом благодати: однако же нет сомнения в том, что после, как он был укреплен Св. Духом, он остался человеком, – а пока остается человеческая природа в ее земном состоянии, с нею неразлучно пребывают и прирожденные немощи. Ап. Петр был уже полный сосуд благодати, а ап. Павел замечает в отношении к нему:”въ лице противостахъ ему, яко зазорень бе”. Как могло бы быть сказано сие о пастыре, которому Сам Спаситель поручил пасти своих агнцев, если бы в этом пастыре не оставалось ничего человеческого, никакой немощи плоти и духа, если бы он не мог подпасть ни ошибке в мыслях, ни неосторожности в действиях? Кто не знает, что благодать Божия, освящая и укрепляя природу человеческую, не претворяет ее, – и, если с одной стороны трудно положить разграничение между действиями свободы и благодати в одном и том же человеке, указать, где оставляют человека его собственные силы и где остается одно небесное влияние; то с другой стороны трудно не заметить в самом избранном сосуде благодати действий чисто человеческих, следов немощи и ограниченности человеческой. Поэтому-то, конечно, и лучшие из избранных Божиих всегда сознавались в своей немощи и желали посторонней помощи. Вождь народа Божия Моисей, предвидя тяжесть своего служения вопил к Богу: “Избери могущаго иного”, – и, когда ходатайствовал за народ Божий о победе над Амаликом, принял постороннюю помощь для ослабевающих рук своих, дабы победа не осталась на стороне врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Ангелы суть служебные духи ( Евр. 1:14 ), слуги Господа Вседержителя, творящие волю Его ( Пс. 102:21 ). Они не только провозвестники милостей Его, но и исполнители судов Его. Они защищают обидимых, помогают поборникам веры и правды, и по мановению Божию, карают обидящих; для богобоязненных ангелы – их хранители, для нечестивых они иногда и губители. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33: 8 ). «Как городские стены, изъясняет святой Василий Великий 1 , вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. Посему падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится ( Пс. 90:9 ) удар кого-либо из врагов; яко ангелом своим заповест о тебе сохранити тя» (ст. 12). Псалмопевец и царь Давид, в борьбе со врагами, не полагаясь на свои силы, возвергал надежду на Господа: «Побори борющихся со мною, и восстань на помощь мне. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и ангел Господень да прогоняет их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» ( Пс. 34:1, 2, 5, 6 ). Неоднократно являлись ангелы на защиту Божия народа и на погубление врагов его. Ангел поразил некогда первенцев египетских по повелению Божию за то, что притеснители египтяне не хотели освободить из рабства и отпустить евреев. Во дни благочестивого царя Езекии сделал нашествие на иудеев Сеннахирим, царь ассирийский. «И воззвали они ко Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба». Порази полки ассирийские и сокруши я ангел Его ( Сир. 48:22–24 . 4Цар. 19:35 ). Сие чудесное событие служило и впоследствии ободрением для иудеев, ополчавшихся против врагов веры и отечества. Подступил к Иерусалиму сирийский военачальник Никанор; с богохульством и превозношением уже он думал одержать всеобщую победу над иудеями. Их вождь Иуда Маккавей убеждал своих сподвижников не страшиться врага, воспоминал им прежде бывшие опыты помощи свыше, и, видя наступление многочисленного войска, простер руки свои к небу и воззвал: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела на страх и трепет врагам». Началась битва. Не много было воинов у Иуды; но, руками сражаясь, а сердцем молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, и сам неприятельский полководец найден мертвым после дела. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли Господа: «Благословен сохранивший неоскверненным место Свое» (2 Макк. 15:6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

«В молитве терпите, бодрствующе в ней с благодарением.» ( Кол. 4:2 ) Среди скорбных обстоятельств жизни молитва подает и утешение печальной душе и надежду избавления от обдержащих зол. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс. 45:2 ). Но когда, не смотря на молитву, по видимому усердную, скорби или продолжаются или даже умножаются: как трудно тогда удержать от уныния душу, как легко поколебаться в надежде на успех молитвы. В это время и нужно усилие духа, нужна осторожность, чтобы не оставить молитву. Ибо молитва до времени не услышанная еще может быть услышана и исполнена; но молитва прекращенная служит признаком‚ что исчезла всякая надежда на успех ее. В молитве терпите, говорит Апостол. Кто хочет благоуспешно молиться, тот должен бороться с леностию немощной плоти, преодолевать в себе тайное и греховное отвращение от собеседования с Богом, возгревать усердие к молитве, блюсти сердце от уныния в исполнении сего долга. Нам заповедовано молиться: но нам не позволено, по произволу и лености, сокращать молитву, и не указан срок, по прошествии которого мы не могли бы ожидать, чтобы молитва наша была услышана и исполнена: напротив Апостол требует от нас бдительного терпения в молитве. Первый и важнейший предмет молитвы есть Царствие Божие, потому что Спаситель заповедовал нам искать оного прежде всего ( Мф. 6:33 ) Царствие сие, являясь в полном своем величии на небе, предначинается еще и здесь на земле, в таинственных учреждениях и животворных дарах благодати. Но кто может достигнуть Царствия небесного? Царствие Божие нудится, и только усильные искатели восхищают е, говорит Спаситель ( Мф. 11:12 ). Если же общий закон в достижении Царствия Божия тот, что ради его не должно жалеть никаких трудов, усилий, подвигов: то всякому, кто хочет быть истинным искателем сего царствия, нужно испытать усилие в употреблении всех необходимых средств к исканию и приобретению оного. А на пути к Царствию Небесному какое средство можно указать более важное и нужное, как не молитву? Она, по слову Дмитрия Ростовского (о молитв. соч. ч. 2 стр.204), есть ключ к небесным сокровищам. Итак, ежели в искании Царствия Божия нужны усилия, и между тем без молитвы совсем нельзя обрести оного: то можно ли сомневаться в том, что молитва наша о Царствии Божьем должна быть усильная, пламенная, неотступная? Что касается до других молитвенных прошений, предметом которых бывают блага временной жизни, то они тогда только богоугодны, когда целью удовлетворения временных нужд мы поставляем славу Божию и Царствие Небесное. Под сим условием неотступность молитвы о благах житейских не только не предосудительна для нас и не оскорбительна для Бога, но напротив бывает нужна; потому что сообразна с истинным взглядом на блага временной жизни и с главным предметом богоугодной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Клятва есть удостоверение в истине объявляемого или в верном исполнении обещания, утверждённого призыванием имени Божия во свидетельство. В случаях, касающихся благосостоянием целого общества или покоя и безопасности частных лиц, она иногда служит последним средством к разрешению опасений и сомнений, к окончанию прекословия ( Евр.6:16 ) . Такое значение клятвы в делах общественных было причиною, что она утверждена законодательством и требуется правительством. Восходит ли на престол новый помазанник Божий? Ему каждый подданный даёт клятвенное обещание быть ему верным до смерти. Призывается ли кто к общественной должности? Его клятва принимается как залог будущей его верности долгу и закону. Подозревается ли кто в недоказанной вине? Он ещё может оправдаться, если нелицемерно призовёт Всевидящего Господа во свидетельство своей невинности. Исследует ли, по закону, какое происшествие в жизни частных лиц? Свидетели о событиях утверждают клятвою неложность своих показаний. Были, впрочем, в древности и ныне известны люди 1 , по мнению которых клятва несообразна с званием христианина. Не важно то, что заблуждающие во многих истинах веры и упорные во всех своих заблуждениях, отвергают клятву и давать её почитают грехом, но достойно внимания то, что некоторые из отвергающих клятву, указывают на слова самого Спасителя, Который заповедовал своим не клятися всяко ( Мф.5:37 ). Сие воспрещение Спасителя даёт место вопросу: позволительна ли христианину клятва и если позволительна, то под какими условиями? I. В каком смысле воспрещает клятву Иисус Христос, а так же апостол Иаков? В ответе на вопрос: Позволительна ли клятва, прежде всего требуется правильное разъяснение слов Христовых в которых представляется она запрещённою. Слова сии читаются так: паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешеся, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам: не клянитеся всяко: ни небом, яко престол есть Божий: ни землёю, яко подножие есть ногама его: ни Иерусалимом, яко град есть великого царя. Ниже главою твоею кленися: яко ни можеши власа единого бела или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни: лишше же от неприязни есть ( Мф.5:33–37 ) из сего учения Божественного не должно выводить такого заключения, что клятва есть действие безусловно воспрещённое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Поминовение усопших ведет свое начало из глубокой древности. История Ветхозаветной Церкви представляет нам ясный пример поминовения усопших, совершенно согласный с духом Христианского поминовения . Иуда Маккавей, вождь Иудейский, дал сражение с Горгием, военачальником Идумейским. После битвы, воины Иудейские стали собирать тела падших своих товарищей, чтобы положить оные в гробах отеческих, и, сверх чаяния, под одеждами у каждого из них нашли вещи, украшавшие идолов Иамнийских. Но присвоять подобные вещи и владеть ими Закон запрещает Иудею, под угрозою проклятия 1 . Познав в этом нарушение Закона причину смерти воинов и благословив правосудного Бога, все присутствовавшие обратились к молитве, прося Господа отпустить душам умерших содеянный ими грех . Доблестный же Иуда, собрав две тысячи драхм серебра, послал их в Иерусалим, для принесения жертвы в храм, за грех убиенных 2 . Так как грех воинов состоял в нарушении закона Веры, то и средства к заглаживанию греха Иуда заимствует также от Веры. Следуя ее внушениям, он веровал, что души убиенных бессмертны и некогда должны соединиться с телами, дабы понести справедливое возмездие за свой грех . Аще бо, замечает писатель книги Маккавей, падших востати чаял, излишно было бы и всуе о метрвых молитися. А как не одну молитву он избрал для благочестного поминовения, но ещё очистительную жертву в храм, то в сем он явно обнаружил свою уверенность, что благодать жертвоприношений простирается и на души усопших. И если бы молитвы и жертвы за усопших почитал для них полезным один только Иуда, а не все Иудеи, то как бы он мог свой образ мыслей так свободно обнаружить в сонме своих сподвижников, и как могло быть принято ими его предложение об общей молитве непререкаемо и единодушно, если бы они рассуждали иначе? Отсель видно, что пример сей не принадлежал к числу нововведений, на которые обыкновенно смотрят недоверчиво и соглашаются уже по предварительном и нескором рассуждении, и что поминовение, подобно тому, какое видим в сем пример, было и прежде совершаемо в Церкви Ветхозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Проповеди Скачать epub pdf Грехопадение Петрово. Слово в Великий пяток «И изшед вон, плакася горько» ( Мф.26:75 ). Иисус Христос, после как был предан, первоначально приведен был во двор первосвященников иудейских. Туда последовал за Ним и апостол Петр, но стараясь скрывать себя. Здесь то служанки, то слуги стали делать ему вопросы – не ученик ли он Иисуса Назорея. Петр отрицался, уверял, что и не знает сего человека, и говорил неправду. Но вскоре запел петух; по сему признаку он вспомнил, что предрек ему Спаситель, и, удалившись, оплакивал горько свое грехопадение. О сем обстоятельстве повествуют все четыре евангелиста. Для чего же это? Почему нужно было, чтобы для христианского мира сохранилось сказание о грехопадении верховного Апостола? Надобно было нам это знать, чтобы видеть силу Божию и немощь естества человеческаго. Петр, увлекшись самонадеянностию, впал в искушение; а когда покаялся, тогда возвратилось к нему благоволение Христово. Так его судьба поучает нас, как самонадеянность пагубна и какая нам нужна осторожность, чтобы не падать в вере. Не упустим из внимания главную причину падения Петрова. Во дни страданий Спасителя всем последователям Его угрожала страшная опасность, как Он сам им предсказал: «Когда поражен будет пастырь, разсеются овцы» ( Мф.26:31 ). Стоило показать только вид приверженности к Нему, чтобы быть отлученным от сонмища; а это у евреев и поныне весьма важно. Услуга, оказанная Христу, навлекала на послуживших преследование и насилие. По сему души, преданныя Ему, объял тогда «трепет и ужас» ( Мк.16:8 ); все ученики Его «бежаша», когда Он взят был на суд. Притом было у них недоумение, что будет с Его учением и обществом после Его смерти. «А мы надеялись, – говорили некоторые из них безнадежно, – что Сей есть хотяй избавити Израиля» ( Лк.24:21 ). При таких мрачных обстоятельствах последовало и отречение Петрово. Теперь же, когда от креста и гроба Спасителя возсияла жизнь, когда Его воскресением утвердилась незыблемо наша вера православная, когда она у нас является не гонимою, а господствующею, чего нам верующим бояться? Между тем многие, если прямо не отрекаются Христа, ибо нет к тому и повода, то стесняются открыто показывать, что они с Ним, что они Его неизменные почитатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя русско-турецкой войны 1877—78. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. С ранней молодости Алексей находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, часто его посещал, много с ним беседовал. Бытует версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. В 1885 окончил Академию кандидатом богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии ее ректором еп. Арсением (Брянцевым), был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885—86 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886—87 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской Духовной семинарии. В 1887 иеромонах Антоний был избран и.о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской Духовной семинарии, а через несколько месяцев ректором Московской Духовной академии. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) невзлюбил молодого ректора Академии, увидев в его деятельности якобы элементы либерализма. Он добился устранения деятельного архимандрита из Москвы в Казань, с 1895 он стал ректором Казанской Духовной академии. 7 сент. 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 стал епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской Духовной академии за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Человек рассудительный не решится ни на какое действие, не подумав о нем. Душе разумной и свободной свойственно соображать, почему действие преднамереваемое – нравственно хорошо или не хорошо, почему хорошее – достожелаемо, а худое заслуживает презрения, почему и из действий добрых можно избирать одно предпочтительно пред другими. То представление разума, на основании которого воля решается на какое-либо действие, называется нравственным побуждением. Побуждение совершенно различно от принуждения. В побуждении еще нет принуждения; в принуждении включается больше, чем сколько дает побуждение. Сущность побуждения составляют те основания, по которым преднамереваемое действие кажется нравственно чистым; напротив, отличительною чертою принуждения всегда бывает некоторое насилие, увлекающее волю иногда и к тому, в чем она не видит не только нравственного добра, но даже и внешней пользы. Побуждения и доброго можно не принять, если упрямая воля не захочет; но принуждению иногда невольно повинуется человек, или видя в нем меньшее зло, служащее средством к избежанию большего, или невольно уступая преодолевающему влиянию внешней силы. Потому побуждение и называется нравственным, что склоняя волю к действию, не отнимает у нее свободы отвергнуть сие действие. Из сего понятия о нравственных побуждениях открывается, что их количество также неопределенно, как и тех действий, из которых составляется духовная жизнь человека; ибо для каждого дела может быть свое побуждение, из одного побуждения может произойти много действий, и наоборот, к одному действию клонят волю иногда многие побуждения. Оценить все нравственные побуждения, какими руководится свободная воля, было бы также невозможно, как и исчислить все действия свободные, которых не может удержать в памяти и тот, кому принадлежат они. Довольно обозначить только главные побуждения, которые удерживают свободную волю в повиновении нравственному закону. Всякий нравственный закон огражден обязательством, по которому мы признаем его над нами силу, и по совести повинуемся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (ЛЯПИДЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) ( 1820 - 1898 ), митрополит Московский и Коломенский . В миру Ляпидевский Николай Яковлевич. Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День ангела 25 сентября. Обучался в Тульской духовной семинарии . В 1844 году окончил Московскую духовную академию . За диссертацию " О поминовении усопших " получил степень степенью магистра богословия. 24 июня 1844 года года пострижен в монашество , 20 июля рукоположен во иеродиакона , а 6 августа того же года рукоположен во иеромонаха и 30 октября определен бакалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 года - инспектор Московской духовной академии . 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита . С 20 марта 1851 года - экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 октября 1857 года - ректор Московской духовной академии . С 18 апреля 1858 года - настоятель Высокопетровского монастыря . С 8 августа 1859 года - настоятель Заиконоспасского монастыря . 1 января 1861 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского . С 11 января 1880 года - архиепископ Казанский и Свияжский . С 21 августа 1882 года - архиепископ Кишиневский . С 1883 года - почетный член Казанской духовной академии . С 1884 года - почетный член Московской духовной академии . 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке . С 12 января 1891 года - архиепископ Херсонский и Одесский . 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре . С 15 мая 1893 года - член Св. Синода . С 9 августа 1893 года - митрополит Московский и Коломенский . Скончался 11 февраля 1898 года в С.-Петербурге . Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры . Гроб положен рядом с гробом митрополита Леонтия .

http://drevo-info.ru/articles/5876.html

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий, в мире Николай Яковлевич Ляпидевский, родился 9 мая 1820 года в городе Тула, где его родитель, Иаков Иродионович Каркадиновский, в то время состоял священником при Богородице–Рождественской, или иначе, Пречистенской церкви, а позже был ключарем местного кафедрального собора и умер в 1855 году в сане протоиерея. Фамилию Ляпидевский Николай Яковлевич получил по матери, брат которой, его дядя, известный впоследствии Московский протоиерей Павел Степанович Ляпидевский († 1891 г.), был магистр VIII курса (выпуска 1832 года) Московской духовной академии. И так как этот дядя его, по окончании курса академического, некоторое время был профессором Вифанской духовной семинарии, то и племянник его некоторое время (в 1834–1835 годах) учился, под руководством дяди, в Вифанской духовной семинарии, а доканчивал курс (1836–1840 гг.) в родной, Тульской семинарии, и отсюда, как лучший воспитанник, в 1810 году был послан, для довершения образования, в Московскую духовную академию. В 1844 году, пред самым окончанием академического курса, именно 24 июня Н. Я. Ляпидевский, согласно прошению, пострижен был в монашество с именем Сергия, данным ему в честь почивающего в Троицкой Лавре преподобного Сергия. Вскоре после выпускных экзаменов, 20 июля, новопостриженный рукоположен был в иеродиакона, а 6 августа того же 1844 года в иеромонаха самим митрополитом Филаретом, который все это время пробыл в Сергиевой Лавре. Как один из лучших воспитанников своего курса, считающего в числе своих питомцев – из архипастырей – доселе здравствующих архиепископов – Харьковского Амвросия (Ключарева) и бывшего Кишиневского Неофита (Неводчикова) и скончавшихся: епископов – Самарского Серафима († 1891), Муромского Андрея († 1868), Томского Платона (1876), Томского же Петра († 1889) и Угличского Амфилохия (1893), – из профессоров Московской и Казанской духовных академий – протоиереев И. М. Богословского -Платонова († 1870), С. И. Зернова († 1886), С. К. Смирнова (1889) и Д. И. Кастальского († 1891) и др., иеромонах Сергий с 30 октября 1844 года оставлен был при самой академии в должности бакалавра. При этом сначала он предназначен был к преподаванию греческого языка в высшем отделении и библейской ветхозаветной истории 1 ; но затем ему поручено было преподавание нравственного и пастырского богословия, на каковой кафедре он и состоял целых 13 лет, до назначения своего на должность ректора академии в 1857 году, когда, по обычаю тех времен, он должен был принять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010