С одиннадцатым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что мы, обладая любовью к горнему, не можем утратить ее. В самом деле, если бы мы утрачивали ее, то так могло бы случаться только по причине греха. Но тот, кто обладает любовью к горнему, не может грешить, о чем читаем [в Писании]: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин. 3, 9 ). Но обладают такой любовью исключительно сыны Божий, поскольку именно это, согласно Августину и отличает «сынов Божиих от сынов погибели». Следовательно, имеющий любовь не может утратить ее. Возражение 2. Далее, Августин говорит, что «любовью следует называть только истинную любовь» 260 . Но, как он же пишет в своем письме комиту Юлиану, «любовь, которая может прейти, никогда не была истинной». Следовательно, она никогда не была и любовью. Таким образом, обладая любовью, мы не можем утратить ее. Возражение 3. Далее, Григорий в своей проповеди на Пятидесятницу говорит, что «божественная любовь там, где она есть, соделывает великое, а если делание прекращается, то это не любовь». Но никто из людей, делая что-либо великое, не утрачивает любви. Следовательно, любовь не может быть утрачена там, где она есть. Возражение 4. Кроме того, свободная воля не склоняется к греху дотоле, доколе не побуждается чем-либо к греху Но любовь к горнему исключает все побуждения к греху, а именно любовь к себе, похоть и тому подобное. Следовательно, любовь к горнему утратить нельзя. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр. 2, 4 ). Отвечаю: как уже было сказано (2), Святой Дух пребывает в нас любовью. Поэтому мы можем рассматривать любовь к горнему трояко. Во-первых, со стороны Святого Духа, Который подвигает душу к любви к Богу, и в этом отношении любовь к горнему несовместима с грехом по причине силы Святого Духа, Который сообщает неизменность всему, что Он пожелает делать. Следовательно, предположение о том, что в одно и то же время Святой Дух желает подвигнуть некоего человека к акту любви, а этот человек, согрешая, утрачивает любовь к горнему, ложно. Ведь не напрасно же среди блаженств Божиих упомянут и дар стойкости, посредством которого «оправданный безусловно оправдан», как говорит Августин в своей книге «О предопределении святых».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

29 . Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; Стих 29 получает еще большее освещение словами пророка Осии, пророчествовавшего против Израиля, несколько ранее Исаии: „На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.... вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы “ ( Ос. 4:13–15 ). К этому Осия прибавляет: „Если ты Израиль блудодействуешь, то пусть бы не грешил Иуда“. Очевидно, что оба пророка говорят об одном и том же грехе отступления от Господа, чтобы предаться идолопоклонническим обрядам, сопровождаемым растлением нравов 259 . Сады указывают, может быть, и на служение Адонису или Таммуцу, так как известны многие сады, устраиваемые в честь этого божества в Сирии и в Финикии и, вероятно, перешедшие в Палестину из Финикии. О распространении этого культа в Иерусалиме см. Иез. 8:14 ; объяснение же плача женщин по Таммуце (или Фаммузе в нашей Библии) см. подробное объяснение у Ленормана (Lettres Assyriologiques 1872, L. V „La Кааван“) и у мн. др. Был еще в Сирии на Оронте знаменитый сад, посвященный Аполлону и Дафне, близь Антиохии; но слава его распространяется лишь со времен Селевка Никатора, создавшего, или, может быть, только заново построившего древний храм этому божеству 260 . В стихе 28 угроза произносится всем этим чадам народа обетования, которые, забыв великие откровения Его и повеления и заветы Его ( Bmop. XXVIII ; Nc. XXXVI ), увлеклись гнусными вожделениями плоти и потому впали в безумие, забыв Творца мира, чтобы кланяться идолам и бесам. Этим несчастным грозит истребление (ср. след. стихи), ибо они не только не нужные члены той святой общины, которая созидается Господом, но еще вредные члены; это горючий материал, который воспламенится и сгорит от собственных страстей. 30 . ибо вы будете как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Верующий, таким образом, в себе самом носит свидетельство истинности своей веры: внутренне ощущаемое и переживаемое Богообщение и не нуждается в каком-либо постороннем свидетельстве: Дух истины, по слову Господа, Наставляет христианина на всякую истину и не требует, да кто учит его. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» 259 . Кто не имеет таких плодов Духа, тот и не Христов. «Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Его» (8, 9). Все истинные христиане прилагают старания к тому, чтобы стяжать Дух Христов и получить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие 260 . Самой горячей молитвой их сердца всегда были слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Святого не отыми от Мене». Поистине, Духа Святого, Его проникновения и осенения всегда и неустанно надо просить всякому христианину, чтобы Дух Святой Своим наитием предочистил душу человека и сделал ее достойной обитания Царственной Троицы, достойной соединения и общения с Триипостасным Божеством. В ощущаемо переживаемых плодах Духа Святого христианство представляет единственную в мире религию, допускающую жизненную проверку и фактически вполне осуществляющую все те упования, обещания и блага, о которых она возвещает и к которым призывает своих последователей. Здесь всякая возвещаемая истина подтверждается фактами внутренней жизни, срастается со всем существом человека и становится его незыблемым достоянием. Подвижники веры и благочестия чувствовали, как «божественное веение Святого Духа проникает все существо их души и помыслы, всю сущность и все телесные члены прохлаждает и упокоевает божественным и неизглоголанным упокоением» 261 . Они переживали то, как душа, когда прилепляется к Господу и Господь приходит и прилепляется к ней, становится с Господом один дух, одно растворение, один разум 262 , что она как бы соделывается «сотелесной и сокровенной Воплощемуся» в таинстве Святого причащения 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

   Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» ( Матф.3, 12 )? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными.    Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. ( Колос. 2, 18 )? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» ( Колос.2 23). Таковы Манихеи и им подобные.    Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» ( Римл.12, 11 )? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» ( Пс.111, 1 ).    Вопрос 260. Поскольку Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» ( Ефес.5, 17 ), а иногда: «не мечтайте о себе» ( Рим. 12, 16 ); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3, 7 ). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 4–5 ).    Вопрос 261. Поскольку Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21, 22 ); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» ( Матф.18, 19 ); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Но силы Самарии не могли равняться с силами грозного воителя, и город наконец пал, в 722 году. Об этом великом событии, к счастью, у нас сохранилось свидетельство в летописях самого Саргона. «Я осадил город Самарию, говорит он, и взял ее. Я увел в плен 27,280 граждан; я выбрал из числа взятых колесниц 50 колесниц для себя; все другое богатство народа этого города я предоставил взять моим слугам. Я назначил постоянных начальников над ними, и наложил на них ту же самую дань, какая платилась раньше. На место взятых в плен, я отправил туда жителей завоеванных мною земель, и наложил на них дань, которую я требую от ассириян» 258 . Это свидетельство ассирийского памятника поразительным образом согласуется с свидетельством библейского историка ( 4Цар. 17:6 ). «В девятый год Осии», – говорит библейский повествователь, – «взял царь ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Газан, и в городах Мидийских», – то есть, в дикой, возвышенной местности к востоку от Тигра и к северу от Персидского залива. Затем «перевел царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емава, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских, вместо сынов израилевых». Одно место в летописях первого года царствования Саргона, когда пала Самария, почти составляет отголосок этих слов. «Победив царя вавилонского, я переселил жителей с их имуществами, и поселил их в земле Хатти», то есть, в земле Сироизраильской. В одной надписи на одном цилиндре мы затем читаемы «Саргон, покоривший народ Таммуд (арабское племя в каменистой Аравии), и Ибадид Марсиман и Хаиапу, и убив многих остальных, переселил в отдаленную землю дома Амврия» (в Самарию) 259 . В летописях от седьмого года затем говорится: «я подчинил жителей Тасида, Ибадид Марсиман, Хаиапу, народы отдаленной Арвы, жителей в земле Бари, которой не знали даже ученые и которая никогда не приносила своей дани царю, моему отцу, – и переселил остававшихся и поселил их в городе Самарии» 260 . Эти летописи показывают, что насильственное переселение язычников продолжалось в течение целого ряда лет, причем первая партия переселенцев, как сказано в 4-й Книге Царств, взята была из Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

II. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» – и прочее. Но чтобы и нам узреть видение Исаии, призовем Иисуса, давшего очи незрячим. Ведь Он может сейчас прийти и сделать так, чтобы мы пристально всмотрелись открытыми глазами в то, что было произнесено при чтении таинства 257 ; мы же обещаемся Ему не делать более тело Христа телом блудницы 258 и не творить дела, достойные плача. Пусть каждый из нас так обращается к Господу от сердца, и помолимся, чтобы и сейчас совершилось Его пришествие. Если не придет Иисус, мы не сможем рассмотреть эти [слова]. Я взываю, чтобы серафим был послан ко мне и очистил уста мои углем, взятым клещами; да что я говорю «уста»? – Исаия был свят, и у него очистились только уста, поскольку и провинился он только устами, то есть в слове. Я же не таков, чтобы мог сказать, что [лишь] уста мои нечисты, но боюсь, как бы не имел я и нечистое сердце, нечистые глаза, нечистые уши, нечистое лицо. Пока я во всем этом согрешаю, я весь нечист. Если я смотрю на женщину с вожделением, то уже прелюбодействую с ней в сердце своем 259 : вот нечистые глаза. Если из груди моей исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства 260 , то вот и нечистое сердце. «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благо!» 261 Но я боюсь, что ноги мои нечисты, потому что я устремляюсь ко злу. Простираю ко Господу руки мои 262 , а Он, возможно, отвращая лицо Свое, говорит: «Если прострете руки, отвращу лицо Мое от вас» 263 . Итак, кто меня очистит? Кто омоет ноги мои? Приди, о Иисус, ноги мои нечисты, стань слугой ради меня, налей воду Твою в Твою умывальницу, приди, омой ноги мои 264 . Я знаю, что говорю опрометчиво, но боюсь угрозы Говорящего: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо как вера жизнью и делами любви у человека закрепляется и растет 719 , так жизнью же, усовершением во лжи и злобе, растет и неверие, а в нем – и способность к самообману. Начало же, подготовительная стадия всего этого существует уже давно, с первого периода истории Церкви. Ибо, по учению апостолов, «тайна беззакония и ныне уже деется» 720 . почему и об антихристе другим апостолом сказано: «… что он приидет и ныне уже в мире есть » 721 . И тот же Иоанн Богослов в послании своем, указывая, что только «… исполняющий волю Божию, во веки пребывает, мир же со своею всею похотью его проходит», писал: «… дети! – последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» 722 . Так те эсхатологические, конечные времена будут в погибающих их только полным раскрытием, завершением того, что и теперь есть: во дни апостола, как бы распустились в ересях и нечестии его дней цветки, – тогда созреют, до завершительного падения с ветвей, ягоды. А антихристы-лжеучители, антихристы в широком смысле 723 , точнее – предшественники его, все время подготовляют ему путь, сглаживают дорогу, дают посильные залоги его успеха. Для того же, чтобы было это сознательным самообманом, произвольным упорством самообольщения, а не грехом неведения и ослепления, Бог «не не свидетельствованным» оставит и антихриста в его дни и ложь его деятельности. В XI главе Откровения описываются два свидетеля от Бога, которые будут пророчествовать З 1 / 2 года (1 260 дней), как грозные свидетели Божии, огнем поражать будут обидчиков их, затворять могут небо, чтобы не давало оно дождя, и воду превращать в кровь. И только «… когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними (не в этом ли сражении и рану свою получит он?) и победит их, и убьет их. И трупы их бросит на стогнах великого града, и 3 1 / 2 дня будут лежать там они без погребения, на радость живущих на земле, ибо «мучили» их те свидетели, но затем, при грозных знамениях, к ужасу всех, взойдут они на облаке на небо 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Премудрый говорит: у кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? у тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленнаго ( Притч.23:29–30 ). Лишиться смысла человеческого, сделаться бесчувственным, с поникшей головой, с полными крови блуждающими глазами и с бездейственным языком, – какая жалкая картина, способная приводить в содрогание! Поэтому пророк Исаия и говорит: горе тем, которые с ранняго утра ищут сикеры, и до поздняго вечера рагорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино, и сильны приготовлять крепкий напиток ( Ис.5:11:22 ). Св. Иоанн Златоуст говорит: «ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение, ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление. Чревоугодники так безумны, что не хотят даже столько поберечь себя, сколько другие берегут мехи. Ибо продавцы вин не наполняют мехов более надлежащего, дабы не прорвать их; а они и такой заботы не хотят иметь о себе. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум и причиняет множество болезней, ослабляя крепость тела и лишая мужества. Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья. Поди в больницу и спроси об этом, – там узнаешь, что отсюда происходят почти все болезни. И действительно, боли в ногах, боли в голове, в глазах, в руках, дрожание всего тела и многие другие болезни обыкновенно рождаются не от воздержания и благоразумного образа жизни, а от пресыщения» (на Ев. Иоанн. бес. ч. I. 260–61). 2) Причиняя вред своему телу, и таким образом расстраивая свое здоровье, предавшийся этому пороку подвергается еще большей опасности – вредить своей душе. Во-первых, он лишается душевного спокойствия, чувствует укоры совести, постоянную боязнь и страх, расположенность к внутренним волнениям. «Удовольствие у него кратковременное, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

253 Подвиг юродства обычно основывается на словах апостола Павла из первого послания к Коринфянам, гл. 1, стих 18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Эту же мысль продолжает и стих 10 из этого же послания, гл. 4: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных слов можно уяснить следующим образом: «Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь – юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорной смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как сила Божия, побеждающая мир». Протоиерей Александр Мень. Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982. С. 371. 260 «...образу Пресвятой Богородицы Одигитрии» – один из распространенных богородичных иконных сюжетов. Одигитрия – в переводе с греческого путеводительница. 261 Великого Стефана, епископа Пермского – говорится о будущем святом Стефане Пермском, просветителе пермяков. 262 «...к собору великого Божьего архистратига Михаила...» – т. е. ко храму, построенному в честь архангела Михаила. Архистратиг – в переводе с греческого: полководец, предводитель воинских сил. 263 «...безмятежно пройти начала и власти темных сил» – по учению Православной Церкви, душа, разлучившаяся с телом после смерти, проходит так называемые «воздушные мытарства», т. е. происходит борьба между ангелами и аггелами (или бесами) за право обладания душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010